бесплатные рефераты

Оценка масштабов бюджетной централизации финансовых ресурсов в Российской Федерации, её влияние на экономическое совершенствование общества

Эти проблемы решаются путем:

-                     Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

-                     Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

-                     Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

-                     Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

-                     Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Теперь рассмотрим основными проблемами в области финансирования внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд РФ.

На сегодняшний день в данной области тоже существуют проблемы, пути решения этих проблем предполагается решить при помощи реформ.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу -одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.

Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

К целям пенсионной реформы относятся:

• финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуровневой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюджета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, построенную по накопительному принципу — обязательные пенсионные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

На сегодняшний день система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Федеральный фонд социального страхования РФ

Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования системы социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; перевода страховых случаев, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначаемых пособий по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного страхования жизни; снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования. Это позволит снизить ставку обязательных взносов на социальное страхование, производимых предприятиями и организациями.

В настоящее время наметилась тенденция создания рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых организаций, привлекаемых для оказания социальной помощи и социальных услуг населению. При этом помимо гарантированной социальной помощи будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ

В целях повышения эффективности средств, направляемых на финансирование здравоохранения, целесообразно:

1) сужение сферы прямого бюджетного финансирования учреждений здравоохранения в пользу финансирования через организации медицинского страхования в рамках системы обязательного медицинского страхования;

2) увеличение ставки взносов обязательного медицинского страхования для расширения перечня оказываемых медицинских услуг.

Существует точка зрения, согласно которой в перспективе будет осуществлен переход к финансированию основной части медицинских услуг лицам пенсионного возраста за счет обязательных сбережений целевого характера по принципу накопительной системы.

В целях совершенствования системы государственного финансирования здравоохранения предусматривается:

1) создание механизмов финансового взаимодействия взносов юридических и физических лиц в систему обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней на основе федеральной программы государственных гарантий;

2) разработка механизма выравнивания финансовых возможностей регионов по финансированию программы государственных гарантий;

3) установка тарифов на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство, ограничение тарифов на медицинские услуги монополистов на рынке медицинских услуг;

4) разработка единой системы оплаты медицинской помощи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования;

5) формирование механизмов участия населения в затратах на оказание медицинской помощи в сочетании с реализацией механизмов адресности социальной помощи отдельным группам населения;

6) обеспечение прозрачности финансовых потоков в системе здравоохранения.

Система обязательного медицинского страхования — важнейшая составная часть системы страхования, в том числе обязательного и добровольного. Она играет решающую роль как и экономической, так и в социальной безопасности государства.

Государственный фонд занятости населения РФ

На сегодняшний день деление средств фонда на централизованную и территориальную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регионах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств недостаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и не целевому использованию.

В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.

Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.

К основным проблема можно отнести:

- Высокий риск невозвратности средств;

- Проблема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых платежей и финансовых санкций;

- низкий уровень банковского капитала;

- значительный объем невозвращенных кредитов;

-высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;

- проблемы в корпоративном управлении кредитных организаций;

-чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

-значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;

-низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

-масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

-недостаточная жесткость надзорных требований;

-недостатки действующего законодательства, не урегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.

Направления совершенствования денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса)[4]. Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.

В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.[5].

3.2 Цели и задачи экономического подъема


1.Остановить рост цен на длительный период, чтобы взлет стал успешным. Остановить и значительно понизить инфляционные процессы, чтоб не болтало в воздухе - первая задача государства.

С августа по ноябрь 2007 г. в России цены на сельхозпродукты поползли вверх. На разные продукты они поднялись до 40—70%. Правительство давало такие объяснения: около половины продуктовых товаров к нам привозят из-за границы, цены на которые там стали повышаться. И к нам импортные продукты поставляются по новым ценам.

В 2003—2004 годах в недрах кремлевской администрации и правительства родилась идея увеличения ВВП к 2010 г. в 2 раза, что должно было, по замыслу авторов, привести в короткие сроки к более или менее лучшей жизни граждан России. Для реализации есть 2 способа решения этой нелегкой задачи.

Первый. Удвоение ВВП должно происходить путем роста его материальной основы. Наращивание товарной массы за счет переоснащения и роста реального сектора в экономике. Программа требует больших кредитов, а денег мало.

Ввиду ограничения денежной массы выбран другой способ удвоения ВВП, и до 2005—2006 годов это была единственно верная стратегия - наращивание ВВП не в товарном, а денежном выражении. То есть за счет роста денежной массы. Способ менее затратный, не требует больших кредитов и выполняет самую главную задачу экономики того времени — повышение ликвидности. Государственные тарифы росли ежегодно без перерыва. Согласно трехлетнему бюджету до 2010 года, тарифы на газ, электричество, ж/д перевозки должны возрастать от 24% до 9% в год при условии ежегодного их снижения в течение трех лет. На этой основе должно было произойти удвоение ВВП к 2010 году.

Удвоение так удвоение — восприняли по команде на местах, и стали повышать тарифы на все, на что имели право чиновники и местные депутаты. На ЖКХ (по стране ежегодный рост в разные годы и в разных субъектах составлял от 15% до 35%), проезд в автотранспорте, по железной дороге, метро, на аренду помещений под офисы, под магазины, склады, производственные площади. Итог один: повсеместно росли местные и федеральный бюджеты, причем такими темпами, какими требовала задача удвоения ВВП страны к 2010 году. Если бы не кризис, эта задача была решена. Параллельно с решением этой задачи все отчетливее выпячивалась, как мухомор из-под листьев, негативная сторона этой стратегии. Тарифная политика государства, определяющая конечные ценовые границы товаров и услуг, стала ложиться мощным прессом на себестоимость любого товара и услуги, ежегодно раздувая цены на продукты, одежду, машины, станки, цемент, металл, древесину, бензин; услуги на маркетинг, рекламу, страхование, хранение; услуги по туризму и все остальное.

Из всего сказанного очевидно одно, никаких других фундаментальных причин роста цен, кроме искусственно созданной Правительством тарифной политики, НЕТ.

Мировой кризис, как скальпель хирурга, вскрыл эти болячки российской экономики. Высокая ставка рефинансирования, сверхвысокие налоги, постоянно растущие цены на товары и услуги — все это не давало масштабного развития экономики России. С октября 2008 г. по май 2009 г. «подушка безопасности» усохла на треть. Приток денег от нефтегазового транша иссяк. ВВП стран Еврозоны и Китая снизился за время кризиса от 1—2% и до 5—6%, в России — на 10,2%, а промышленное производство к концу года — 11—13% (Э. Набиуллина, министр МЭР) «Островок стабильности» сдулся, как резиновый матрац. Экономика накренилась на одну сторону, но еще держится.

Такие испытания нам надо завершать. Осень не за горами.

Появилась потребность в другой стратегии — увеличения ВВП через наращивание дополнительной товарной массы на основе переоснащения и роста реального сектора по перспективным для России направлениям на основе стабильных цен и низкой или очень низкой инфляции.

Рост инвестиций в реальный сектор через увеличение денежной массы кредитных организаций при решительном снижении налогов и ставки рефинансирования — вторая задача государства.

В короткие сроки необходимо изменить, а где-то дополнить, банковское и страховое законодательство на основе ужесточения мер. Укрепить устойчивость банковского сектора за счет сужения до 500—550 банков. Инвестировать в модернизированный банковский сектор до $200—250 млрд в течение двух-трех лет без права вывода средств за рубеж на срок действия моратория.

Реально снизить налоги на бизнес с расчетом, чтобы конечный объем налогов не превышал 60—65% в первые 2 года, до 55—60% — в 3-й и 4-й годы действия моратория, и профинансировать недостающую сумму налогов (около $120—170 млрд в год) из федеральных фондов в течение этого периода (4 года). С ростом инвестиций через 2 года ВВП будет расти более решительно, чем в 2008 г., и недостающие суммы налогов в бюджете начнут заметно снижаться.

Ввести внутренний мораторий (запрет внутри России) на срок до 4 лет на рост всех федеральных и местных тарифов:

все энергоносители (электроэнергию, нефть, газ, бензин, мазут);

виа-, ж/д и автоперевозки, включая метро; ЖКХ услуги;

арендные платежи (под офис, магазины, складские и др. помещения);

маркетинговые, рекламные и пр. внутренние услуги.

Снизить ставку рефинансирования до 3—5% при поддержании инфляции не более 1—3% в год.

Включить в мораторий запрет на рост окладов, зарплат, пенсий, зафиксировав их на день введения моратория и при следующих условиях:

Период действия этого пункта моратория вводится на срок не менее 20 месяцев;

При росте ВВП не ниже 4—5% годовых действие этого пункта моратория приостанавливается;

Рост зарплат после 20 месяцев не должен превышать суммы, эквивалентной количеству процентов снижения расходов производства (или росту производительности труда) в денежном выражении.

Рост корпоративных доходов мог бы идти двумя путями. За счет внутренних резервов снижаются расходы (особенно в тех отраслях, которые имеют отношение к федеральным и местным тарифам). Второе — снижение налогов.

В ближайшие 3—4 года вывести экономику страны из нефтегазовой зависимости. Выделить 5—7 отраслей экономики, по которым налоговое законодательство будет на 5—10% ниже или ввести другие налоговые льготы для отраслей, на основе которых Россия станет самодостаточной и затем доминировать на международном уровне (в экономическом плане): золото-алмазная промышленность; гражданское авиастроение и кораблестроение; вооружение; с/х производство (хлеб, мясо-молочное производство и другое); лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство бумаги, мебели и пр.; легкая промышленность (выращивание льна и производство из него тканей, на основе больших закупок хлопка наладить производство тканей и одежды, переоснастить производство); индустрия отдыха и развлечений (это лучше, чем пить водку). Хочу напомнить, что в начале двухтысячных годов руководство страны приняло решение стать энергетической державой на основе внутренних ресурсов (нефть, газ). Верно рассчитав будущий потенциал этой отрасли, точно и своевременно профинансировали его развитие. Благодаря только нефтегазовой отрасли, Россия резко увеличила ВВП, кардинально изменив экономику страны и, как следствие, жизнь людей стала чуть лучше. Сегодня Россия — Первая Энергетическая Держава в мире.

А ведь это только одна отрасль промышленности. Что же говорить, если мы поднимем хотя бы еще 3—4 отрасли, развивая их на собственных ресурсах. Подсчитайте, сколько налогов внесли в госказну наши авиастроители.

Решение этих задач не должно тормозить 4 нацпроекта, решение по которым принято ранее руководством страны. Их внедрение для россиян имеют жизнеопределяющее значение.

 

3.3 Нам нужна перезагрузка экономики


Деньгами надо управлять, а не копить — заповедь лучшего финансиста. Что было с деньгами у нас? Находясь на гребне волны, лишние доходы от нефти и газа вскружили нам голову. Отдав долги МВФ, мы стали тратить доходы не в рост, а накапливать и переводить в государственные бумаги других стран под мизерные 3—7% годовых. В лесной промышленности за 2004 год, по данным Rosinvest. Com, валовая прибыль составила 31,1%. Правительство на каждую тысячу у.е. выбрало прибыль, равную не 31,1%, а 3—7%. Деньги вложены именно туда — в ценные бумаги США, откуда больше всего ожидали падение.

Сможем ли мы все осмыслить это, дойдет ли до умов и сердец тех, кто принимает решение? Взгляните на жизнь наших людей. Разве такая доля нам нужна?! Люди ждут перемен. Нам как воздух нужна перезагрузка экономики.


Заключение


Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

Сущность централизованных финансов выражаются в том, что они представляют собой экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Здесь же были рассмотрены основные функции и структура централизованных финансов.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

- государственный бюджет,

- внебюджетные фонды,

- государственный кредит.

Состояние централизованных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.

Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

• единства законодательной и нормативной базы;

• открытости и прозрачности;

• разграничения полномочий и предметов ведения;

• целевой ориентированности;

• научного подхода к реализации намеченных целей;

• экономичности и рациональности;

• управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Большую роль играет бюджетная централизация финансов для экономического развития общества. Проведение финансовой централизации, которая выразилась в создании новой бюджетной системы, введении государственной монополии на страхование, слиянии бюджета социального страхования с государственным бюджетом. Финансовая централизация сыграла положительную роль в решении экономических, социальных, военно-политических задач. Все отчисления на нужды населения происходят из бюджета. С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен единый социальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором были консолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС. ЕСН составил 35,6% от фонда оплаты труда, причем 28% - в Пенсионный фонд РФ; 4% - Фонд социального страхования; 3,6% - Фонд обязательного медицинского страхования.

В системе ЕСН также присутствуют и элементы накопительной пенсионной системы. А именно 14% подлежат выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; а остальные 14% (в соотношении 11% - 3% и 12% - 2% в зависимости от возраста и пола) - взносы на страховую часть трудовой пенсии на формирования накопительной части трудовой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди специалистов, так как чрезвычайно трудно разместить такие деньги (около 1 млрд. долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях российской экономики.

Что касается размеров отчислений в ФОМС – 3,6%, то здесь можно сказать, что сегодня такой тариф страхового взноса не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи населению страны.

Несмотря и на значительные улучшения в функционировании ФСС, здесь также имеются некоторые проблемы, которые связаны и с неуплатой полностью всех взносов, и с противоречиями в законодательстве, и со сложностью расчетов внесения этих взносов, причем здесь можно сказать, что эти проблемы актуальны не только для ФСС, но и остальных внебюджетных фондов.

Государственная дума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении федеральный бюджет на 2009–2011 годы. Новый бюджет предусматривает выделение средств на поддержку финансовой системы и увеличение расходов на оборону.

Доходы бюджета в 2009 году планируются в размере 10,9 трлн рублей (18,98% ВВП), расходы — 9, 024 трлн рублей (18,8% ВВП). Планируемый объем ВВП — 51,475 трлн рублей. Ожидаемый уровень инфляции в 2009 году — 8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США — 24, 7.

При этом бюджет разрешает правительству РФ использовать в 2009 году 175 млрд рублей на поддержку российского финансового рынка. На покупку вооружений, военной техники и финансирование НИОКР пойдет 60 млрд рублей. Также планируется увеличить денежное содержание федеральных гос. служащих и военнослужащих с 1 августа 2009 года (на 8,5%), а также работников федеральных бюджетных учреждений.

Объем расходов на реализацию национального проекта «Образование» в 2009 году составит 30,9 млрд рублей, на проект «Здоровье» выделяется 111,9 млрд рублей. По программе «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предусмотрены расходы в размере 91, 2 млрд рублей.

Кроме того, депутаты рекомендуют правительству увеличить стипендии учащимся учреждений начального и среднего профобразования, а также внести в Госдуму проект закона о ежегодной индексации стипендиального фонда.


Список использованной литературы


I.Нормативно-правовые акты

1.                Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля 2002 г.)

2.                Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая . ст.108, п.3.- М.:.ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008г.

3.                Гражданский Кодекс российской Федерации. Часть1,2 и 3.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-448с.

II.Учебная литература

4.                Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ с.679

5.                Балабанов А. И. , Балабанов И. Т. Финансы. - СПб: Питер, 2000. - 192 с.

6.                Брайчева Т. В. Государственные финансы России. - СПб: Питер, 2002. - 224 с.

7.                Быстряков А. Я., Викулина Т. Д., Воля В. Ф. и др. Государственные и муниципальные финансы – М.: РАГС, 2003. - 680 с.

8.                Долгов С. И. , Бартенев С. А. , Беликова А. В. и др. Финансы, деньги, кредит

Дробозина Л.А.«Финансы и кредит» Издательство «Юнити», Москва, 2000 г

9.                Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М., “Финансы и статистика”, 2003

10.           М. В. Романовский. «Бюджетная система Российской Федерации» 2-е издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2007 г.

11.           Журнал «О медицинском страховании» // Финансы.-2007.-№12

12.           Журнал «Финансы и кредит». Глава 3. Государственные финансы. Москва 2008 г.

13.           Журнал «Государственные финансы РФ и их современное состояние». Москва 2008 г.

14.           Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. — М.: Наука, 1974.

15.           Кашин Ю. И. Научные труды: Сб. в 3 т. - Т. I. Деньги, финансы, кредит и банки. - М.: МБИ. - 2003.

16.           Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. — М., 1924.

III. Периодическая печать

17.           Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики. – МЭиМО, 2002,

18.           Кудрин А.Л. Бюджет-2007 - сбалансированный и реалистичный. // Финансы. - 2007.

19.           Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2008.

20.           Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений // Журнал российского права. – 2007.

21.           Аналитический вестник «Проблемы развития финансовой системы России».2008г.

22.           Официальный сервер МНС www.nalog.ru

23.           Internet-библиотека: www.conseco.ru

24.           Internet-библиотека: www.eko.ru

27. Официальный сервер Министерства финансов www.minfin.ru


Приложения


Таблица №1. Структура государственного бюджета

Доходы

Расходы

Налог с физических лиц (подоходный)

Социальные расходы

Налог на прибыль предприятий

Военные расходы

Налог с оборота (НДС)

Расходы на фундаментальную науку и научные исследования

Акцизы

Расходы на финансирование экономики:

А) предоставление субсидий, дотаций, займов;

Б) гос. инвестиции

В) федеральные программы

Таможенные пошлины

Содержание гос. аппарата

Прочее

Обслуживание гос. долга.



Таблица №2 Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Нефтегазовые доходы

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

Не нефтегазовые доходы

4 261,34


5 113,54


767,34


5 741,35


Налог на прибыль организаций

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

Налоги и взносы на социальные нужды

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ.

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

Налоги на товары, ввозимые на территории РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

Налоги, сборы и регулирующие платежи

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

Государственная пошлина

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

Неналоговые доходы

291,61

4,39%

297,00

3,98%

5,39

-0,41%

301,73

3,73%

Прочие доходы

638,73

9,61%

718,20

9,62%

79,47

0,01%

777,67

9,61%

Всего доходов

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%



Таблица № 3 Расходы Федерального бюджета РФ в 2007 году.

Расходы

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес в % от суммы расходов

Расходы всего

5 463 479 900,0

-

Общегосударственные вопросы

808 196 478,2

14,79

Национальная оборона

822 035 929,6

15,05

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

662 867 227,2

12,13

Национальная экономика

497 229 532,4

9,10

Жилищно-коммунальное хозяйство

53 024 456,1

0,97

Образование

277 939 330,1

5,09

Здравоохранение и спорт

206 373 527,5

3,78

Социальная политика

215 565 757,4

3,95

Межбюджетные трансферты

1 844 346 454,2

33,76



[1] Лекции по курсу «Финансы и кредит».

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля 2002 г.)

4 Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. — М., 1924. — С. 7.

[4] Подробнее см.: Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики. – МЭиМО, 2002, № 5.

[5] Аналитический вестник « Проблемы развития финансовой системы России».№ 27(220). 2003г.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ