бесплатные рефераты

Оценка налоговой политики хозяйствующего субъекта (на примере ОАО "ТАИФ-НК")

Оценка налоговой политики хозяйствующего субъекта (на примере ОАО "ТАИФ-НК")

Содержание


Введение

1. Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Понятие налоговой политики предприятия

1.2 Системы налогообложения предприятий

1.3 Методика анализа налоговой нагрузки

2. Оценка налоговой политики на примере ОАО «ТАИФ-НК»

2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТАИФ-НК»

2.2 Оценка финансовых показателей деятельности ОАО «ТАИФ-НК»

2.3 Анализ налоговой нагрузки ОАО «ТАИФ-НК»

3. Основные направления совершенствования и оптимизации налогообложения предприятия

3.1 Налоговая политика в условиях кризиса

3.2 Реформирование ЕСН

3.3 Оптимизация налоговой политики ОАО «ТАИФ-НК»

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение


Прошедшие годы реформирования российской налоговой системы оказались напитанными весьма сложными процессами как для страны в целом, так и для отдельно взятых предприятий. Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения предопределило обязательность учета налоговой составляющей в общей экономической стратегии организаций. В связи с этим у хозяйствующих субъектов появилась необходимость в формировании индивидуальной налоговой политики.

Однако, несмотря на особую актуальность вопроса исследования процесса разработки налоговой политики организации, в центре большинства научных трудов находятся проблемы, связанные с совершенствованием государственного налогового администрирования, тогда как анализ влияния государственной налоговой политики и формируемой в ее рамках величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующих субъектов находил место лишь в виде общих выводов, призывавших к повышению активности в области реформирования налоговой системы. При этом, несмотря на то, что во многих работах присутствует упоминание термина «налоговая политика организации», ее содержание остается раскрытым не в полной мере.

Дело в том, что на законодательном уровне налоговая политика организации определяется как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).

Однако такая характеристика налоговой политики организации является, «узкой», так как не отражает в полной мере тот комплекс мероприятий, который подразумевает под собой понятие «политика», сутью которой является установление форм, задач и содержания.

Более того, авторами многочисленных трудов, посвященных вопросам налогообложения, не производится комплексной оценки реакции предприятий на динамику показателя налогового бремени. А ведь наряду с иными факторами, влияющими на процесс формирования налоговой политики организации, величина налоговой нагрузки играет значимую роль в принятии хозяйствующим субъектом решений в области налогообложения.

Проведенный анализ позволит сделать вывод об ограниченности позиции законодательства и некоторых экономистов, сводящих налоговую политику организации в рамки совокупности приемов и методов выбора вариантов налогообложения по тому или иному налогу. Поэтому возникает необходимость рассмотреть налоговую политику организации, формируемой с учетом величины налогового бремени и являющейся результатом совместной работы собственников и работников всех сфер деятельности предприятия, направленной на выработку тактических и стратегических мероприятий в целях достижения необходимого экономически значимого эффекта.

Однако, несмотря на разработанность в частности вопросов формирования налоговой политики на общегосударственном уровне, влияния на данный процесс величины налоговой нагрузки и оптимизации налоговой политики организации для целей налогового учета не уделяется достаточного внимания.

Таким образом, необходимость углубления теоретических изысканий и недостаточная степень разработанности проблемы предопределили выбор темы, цель, задачи и структуру данной работы.

Целью исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования эффективной налоговой политики хозяйствующего субъекта.

Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:

¾               раскрыть понятие и содержание налоговой политики организации как элемента общей системы управления предприятием и рассмотреть основы ее формирования;

¾              рассмотреть основные системы налогообложения предприятий;

¾              определить методику анализа налоговой нагрузки предприятия, как одного из факторов, влияющих на налоговую политику предприятия;

¾              провести оценку налоговой политики на примере ОАО «ТАИФ-НК»;

¾              разработать рекомендации по оценке эффективности формируемой налоговой политики организации.

Объектом исследования выступает ОАО «ТАИФ-НК».

Предмет исследования - налоговая политика хозяйствующих субъектов.

Методологической базой исследования стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.

Информационной базой явились материалы публикаций в специальных журналах, периодической печати и в сети интернет.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первом разделе «Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия» рассматривается понятие и содержание налоговой политики организации, виды систем налогообложения и методика анализа налоговой нагрузки.

Второй раздел посвящен вопросам оценки налоговой политики в ОАО «ТАИФ-НК».

В третьем разделе рассмотрены основные пути совершенствования налоговой системы и предложены меры по оптимизации налоговой политики в ОАО «ТАИФ-НК».

В заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.


1. Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Понятие налоговой политики предприятия


В современном обществе налоги – неотъемлемое звено экономических отношений. Возникли они в глубокой древности, но с появлением государства и рыночных отношений получили наиболее широкре развитие. Отсутствие необходимой стабильности в экономике порождает и неустойчивость в налоговой сфере, что выражается в постоянных изменениях количества налогов, порядке их обложения и исчисления, а также замене одних налогов другими [15, с.374].

Финансово – экономический кризис внес отрицательные корректировки в развитие экономики нашей страны. Антикризисные меры требуют государственных расходов, источником которых служат преимущественно налоги. Поэтому налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению экономики [12, с. 9].

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент его экономической политики. Представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Предприятие и налоговая политика неразрывно связаны друг с другом. От эффективности налоговой политики зависит результат деятельности предприятия.

Налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования и вторгаясь в сферу стратегических, тактических и оперативных решений, ставят руководителей предприятий перед необходимостью обладанием знаниями и организацией системы налогового менеджмента на предприятии.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Налоговый Кодекс РФ предъявляет определенные требования к объектам обложения и условиям исчисления налогов. Например, организация вправе сделать выбор между обычной схемой налогообложения и налогообложением при упрощенной системе ведения учета. Количество объектов налогообложения и условия исчисления налогов могут быть разными, как и формы налоговой и бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду отраслевые особенности отдельных организаций. Так, строительные организации, выполняющие, как правило, подрядные работы, имеют значительный оборот. Большие суммы выручки от реализации предопределяются общей сметной стоимостью строительства и обычно значительно превышают пороговые значения оборотов, при которых допускается ведение учета по упрощенной схеме.

Практически во всех случаях у налогоплательщика возникает необходимость выбора того или иного варианта налогообложения. Как следствие, возникает необходимость обосновать решение в пользу сделанного выбора и оформить его документально. Такое документальное закрепление выбранного варианта налогообложения фактически определяет налоговую политику организации и предопределяет существенную часть его учетной политики вообще.

Налоговая политика представляет собой форму реализации налоговой идеологии и налоговой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов деятельности в области налогового планирования и на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от налоговой стратегии в целом, налоговая политика формируется лишь по конкретным направлениям налогового планирования на предприятии, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этого процесса.

Формирование налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования может носить многоуровневый характер. Так, в рамках политики управления налоговыми отчислениями предприятия могут быть разработаны политика управления косвенными и прямыми налогами. В свою очередь, политика управления косвенными налогами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами (налог на добавленную стоимость, акцизы) [14, с. 50].

Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики является величина налоговых платежей. В рамках этой суммы платежей оценивается эффективность деятельности организации с помощью показателей, характеризующих ее финансовое положение, – рентабельности, фондоотдачи, оборачиваемости, ликвидности [40, с.3]

Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств. Исходя из двух существующих систем налогового права в экономической литературе выделяют две системы налогового планирования:

¾     в англосаксонской системе налоговое планирование определяется как организация деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на определенный период без нарушения закона;

¾     в романо-германской системе налоговое планирование заключается в выборе между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленном на достижение максимально низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

В России присутствуют элементы обеих систем. Налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы. Планирование налогов представляет собой планирование величин конкретных налогов [10, с.65]

Налоговое планирование является частью финансового планирования. При его осуществлении обычно руководствуется следующими основными принципами, выработанными практикой ее реализации:

¾     платить минимум из положенного;

¾     осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;

¾     использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках целостной и взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

¾     использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

¾     не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Говоря об опасностях, подстерегающих налогоплательщиков при планировании налоговых платежей, следует отметить, что стремление к их минимизации может привести к существенному снижению уровня правой защищенности налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности в его отношениях с контрагентами и работниками. В частности, использование тех или иных форм гражданско-правовых договоров, дающих налогоплательщику максимальные налоговые выводы, может привести к потере им ряда гарантий в области частного права, например, лишать его права в законном порядке приостанавливать определенные отношения с контрагентами, взыскивать убытки или каким-то иным способом защищать свои права [9, с. 73].

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик.

Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Таким образом, налоговая политика, представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Следовательно налоги, являются мощнейшим инструментом экономического регулирования, тем не менее, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, за счет заранее продуманной налоговой политики предприятия, а также за счет использование различных налоговых льгот предусмотренные законодательством.

1.2 Системы налогообложения предприятий


Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст. 1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами и сборами Налоговым кодексом Российской Федерации установлены региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, подлежащих уплате организациям всех форм собственности и физическими лицами, считается общим режимом налогообложения [31, с.15].

В современной отечественной экономической литературе налоговую систему принято определять как совокупность:

¾              налогов и сборов, взимаемых государством;

¾              принципов, форм и методов их установления;

¾              регулирующих законодательных актов;

¾              форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства [29, с. 150].

В состав налоговой системы Российской Федерации входят:

¾              федеральные налоги и сборы;

¾              региональные налоги и сборы;

¾              местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (на федеральном уровне) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Налоги данного вида перечислены в ст. 13 НК РФ. К ним относятся

¾              Налог на добавленную стоимость (гл. 21 ст. 143-178 НК РФ) косвенный налог на товары и услуги. Его плательщиками (ст. 143 НК РФ) выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели. Налоговая база сумма приобретенных или проданных товаров. Ставки налога - 0 % (по экспортным операциям), 10 % (продовольственные товары, детские товары, периодические издания, книжная продукция, лекарственные средства), 18 % (все остальные товары)

¾              Акцизы (гл. 22 ст. 179-206 НК РФ) косвенный налог, включаемый в структуру цены отдельных видов товаров. Как правило, акцизами облагаются высокорентабельные товары. Плательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары, и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости товаров. либо в рублях за единицу измерения, либо комбинированные – в рублях и процентах.

¾              Налог на прибыль (гл. 25 ст. 246-353 НК РФ) прямой налог, является составным элементом налоговой системы и служит инструментом перераспределения национального дохода. Плательщиками налога (ст. 246 НК РФ) на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Ставки налога – 0 % (доход от долгосрочных ценных государственных бумаг), 9 % (дивиденды по акциям российской компании полученные российской компанией), 15 % (дивиденды по акциям российской компании полученные иностранной компанией), 20 % (все остальные виды дохода). Перечисленные суммы налога распределяются по уровням бюджета в определенной пропорции, которая может изменяться по решению законодательных органов власти в 2008 года в федеральный бюджет зачисляется 6,5 %, в бюджеты субъектов Федераций 17,5 %.

¾              Единый социальный налог (гл. 24 ст. 234 НК РФ) – признан мобилизировать средства для реализации конституционного права граждан РФ на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь.

Плательщики ЕСН (ст. 235 НК РФ) подразделяются на две категории: лица производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предпринематели); индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Ставки налога – 8 % (адвокаты и нотариусы занимающиеся частнойпрактикой), 10 % (налогоплательщики не производящие выплаты физическим лицам), 20 % (работодателей-организаций занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), 26 % (организации и индивидуальные предприниматели производящие выплаты физическим лицам).

¾              Налог на доходы физических лиц (гл. 23 ст. 207-233 НК РФ).

Плательщиками являются (ст. 207 НК РФ) физические лица являющие налоговыми резидентами, но так же физические лица не являющие резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на територии РФ. Ставки налога – 9 % (доходы по акциям российской компании полученными физическими лицами), 13 % (в отношении всех видов доходов кроме указанных ниже), 30 % (в отношении дохода физического лица не резидента), 35 % (в отншении доходов, полученных от выигрышей).

¾              Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 ст. 334-346 НК РФ).

Плательщики (ст. 334 НК РФ) – организации и индивидуальные предприниматели которые являются пользователями недр. Ставки налога – в законодательстве для каждого вида полезных ископаемых предусмотрена своя налоговая ставка. Например для нефти 419 рублей за 1 тонну добытой сырой нефти.

¾              Водный налог (гл. 25.2 ст. 333.5-333.15 НК РФ).

Плательщик водного налога признается (ст. 333.8 НК РФ) организация и физическое лицо, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с действующим законодательством. Ставка водного налога установливаются на федеральном уровне и варьируются в зависимости от вида пользования водного объекта.

¾              Государственная пошлина (гл. 25.3 ст. 333.16-333.42 НК РФ)денежные суммы, взысканные уполномоченными государственными органами, учреждениями за осуществление процедур в интересах предприятий и за выдачу документов. Плательщиками пошлины признаются (ст. 333.17 НК РФ) организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ и зачисляемые в региональные и местные бюджеты. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

¾              Налог на имущество организаций (гл. 30 ст. 372-386 НК РФ).

Плательщиками налога признаются (п. 1 ст. 373 НК РФ) организации, которые имеют на своем балансе облагаемые данным налогом основные средства. Ставка налога устанавливается законами субъектов РФ, она не может превышать 2,2 %.

¾              Транспортный налог (гл. 28 ст. 356-363 НК РФ) – налоговые платежи используются для финансирования строительства и эксплуатации сети дорог, расположенных на территории каждого субъекта Федерации. Плательщиками признаются (ст. 357 НК РФ) лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Ставка устанавливается в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу.

¾              Налог на игорный бизнес (гл. 29 ст. 364-371 НК РФ) – это налог на прибыль, адаптированый к требованиям определенной сферы предпринимательской деятельности. Плательщиками признаются организации или индивидуальные предприниматели осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога - твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к единице объекта налогообложения (за 1 автомат, стол).

Местные налоги и сборы устанавливаются налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, действуют на территории соответствующего муниципального образования и поступают в местный бюджет.

Местные налоги и сборы являются собственными доходами бюджета муниципального образования.

¾              Земельный налог (гл. 31 Ст. 387-398 НК РФ) – это плата за пользование земельными ресурсами.

Плательщиком признается организация обладающее земельным участком на праве собственности или праве постоянного пользования. Ставки налога – 0,3 % (сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом), 1,5 % (для всех остальных целей) [29, с. 220].

В соответствии со ст. 18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы применяются только в случае и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Причем законодатель требует, чтобы элементы налогообложения и налоговые льготы определялись Налоговым кодексом РФ. Особые же правила могут содержаться в иных актах законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся (п. 2 ст. 18 НК РФ):

¾     система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственной налог);

¾     упрощенная система налогообложения;

¾     система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

¾     система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [22, с.32]

Рассмотрим каждую систему подробнее.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственной налог), устанавливается НК РФ и применяется с иными режимами налогообложения, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Единый сельскохозяйственный налог применяется в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц) [5, с.594].

Налоговая система в виде единого налога на вмененный доход представляет собой систему, которая вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций налога на имущество организаций и единого социального налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах [5, с.637].

Специальный налоговый режим – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – применяется при выполнении следующих условий: соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции; при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный НК РФ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 % общего количества произведенной продукции; соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения.

Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы, соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы: соглашение о разделе продукции; решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции.

Специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии НК РФ [5, с. 652].

Смысл упрощенной системы налогообложения заключается в замене ряда уплачиваемых налогов единым налогом, исчисляемым в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Налоги и сборы, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения организациями: Налог на прибыль организаций (ст. 246-333 НК РФ), НДС (ст.143-178 НК РФ) за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом (ст.174.1 НК РФ), Налог на имущество организаций (ст. 372-386.1 НК РФ), Единый социальный налог (для предпринимателей – в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).Как видно, вместо четырех налогов бухгалтеру организации необходимо рассчитывать только один налог [31, с. 21].

Отметим налоги и сборы, исчисляемые при применении упрощенной системы налогообложения:

¾     НДС, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную Российской Федерации и уплачиваемый в соответствии со ст. 174.1 НК РФ;

¾     налог на доходы физических лиц;

¾     налог на добычу полезных ископаемых;

¾     водный налог;

¾     сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектам водных биологических ресурсов;

¾     государственная пошлина;

¾     транспортный налог;

¾     земельный налог;

¾     страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации;

¾     страховой взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

¾     страховой взнос на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Налоговые ставки единого налога устанавливаются в процентах от величины налоговой базы (адвалорные ставки). Однако в некоторых случаях возможно установление твердых ставок в денежном выражении на единицу измерения налоговой базы. Так при выборе объектом налогообложения доходов, налоговой базой будет денежное выражение доходов, ставка налога равна 6 %. Предприятия выбравшие объектом налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов, налоговая база будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, ставка налога равна 15 %. Однако сумма налога должна привышать денежное выражение 1 % от доходов, если такое условие не выполняется то предприятием уплачивается минимальный размер налога 1 % от дохода.

К основным задачам налогового учета относятся:

¾              ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

¾              представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по уплачиваемым налогам, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, и другой информации и документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет [19, с.13].

Таким образом, совокупность налогов и сборов, подлежащих уплате организациям всех форм собственности и физическими лицами, считается общим режимом налогообложения, при которой предприятии оплачивают все налоги, в свою очередь они делятся на федеральные, региональные и местные налоговые сборы. Но для оптимизации налоговой нагрузки в основном малых предприятий так же существует и специальные налоговые режимы, к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

1.3 Методика анализа налоговой нагрузки


До 30 мая 2007 года (до опубликования ФНС России 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков) налоговая нагрузка так и оставалась бы интересной только для специалистов в макроэкономике. Эти критерии позволили выдвинуть налоговую нагрузку на первое место среди «равных» критериев, тем самым приковав к ней внимание миллионов практикующих специалистов в области налогообложения. Но хочется отметить что в налоговом кодексе РФ нет определения налоговой нагузки.

Развитие налоговой системы страны вызывает постоянные противоречия между бизнесом и государством в вопросах налогообложения. Трудно найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. Россия стремится построить налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой — увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности.

В процессе реформирования налоговой системы страны понятие «налоги» в специальной литературе и периодических изданиях эволюционировало от жесткого термина «налоговое бремя» к более мягкому понятию «налоговая нагрузка».

Некоторые специалисты считают понятия «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка» не тождественными и предлагают их разграничивать. При этом под налоговым бременем предлагается понимать, с одной стороны, отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государством по уплате обязательных налоговых платежей, с другой — величину, отражающую потенциально возможное воздействие государства на экономику посредством налоговых механизмов. А налоговая нагрузка — это показатель, характеризующий фактический уровень воздействия.

В.Р. Юрченко определяет налоговую нагрузку как долю изъятия части дохода экономического субъекта в бюджетную систему и внебюджетные фонды в форме налогов и сборов, а также иных платежей налогового характера. Экономической наукой доказано, что при увеличении такого изъятия части дохода или иного негативного влияния на экономический субъект в виде увеличения ставок налогов, роста количества налогов или отмены льгот, эффективность налоговой системы сначала резко повышается и быстро достигает своего максимума, а затем начинает так же резко снижаться. При этом основной проблемой для государственной бюджетной системы становятся невосполнимые потери доходов, поскольку часть налогоплательщиков сокращает производство или вовсе становится банкротом, а другая часть находит способы минимизации налогов, в том числе незаконные. При последующем снижении налоговой нагрузки в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуется значительное количество лет.

Существующие подходы к методике расчета налоговой нагрузки принято классифицировать в зависимости от уровня распространения (макроуровень — экономика страны, мезоуровень — экономика региона и микроуровень — экономика конкретного налогоплательщика). Кроме того, принято различать абсолютную налоговую нагрузку как совокупность всех уплаченных налогов и сборов и относительную, показывающую отношение абсолютной налоговой нагрузки к показателю-соизмерителю.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ