Продукция и услуги предприятия - светлые нефтепродукты,
поставка нефтепродуктов автотранспортом предприятия по адресам потребителей.
Потребителями продукции и услуг являются предприятия, автохозяйства и
организации Москвы и других регионов. Стоимость собственных оборотных средств
на момент анализа - 1.210,2 тыс. руб.
Цель - дальнейшее развития бизнеса путем реализации
инвестиционного проекта строительства нового хранилища нефтепродуктов на 1000
м. куб. Общая стоимость проекта - 1,5 тыс. руб. в ценах 2005 г. Освоено за счет
собственных средств - 66,7 тыс. руб. Требуемый объем заемных инвестиций -
1685,0 тыс. руб. срок кредитования 12 месяцев.
Характеристика проекта. Объем оборота при полном освоении
мощностей предприятия 1.528,8 тыс. руб. в месяц, ожидаемая чистая прибыль -
84,13 тыс. руб./месяц, рентабельность - 6-8%.
Срок завершения строительства – 2 месяца после момента
кредитования. Выход на полную загрузку мощностей – 3 кв. 2005 г.
Рынок сбыта региональный, основные потребители продукции и
услуг - аграрные предприятия и автохозяйства.
Наиболее полное удовлетворение потребности предприятий Москвы
в горюче-смазочных материалах путем нишевой стратегии маркетинга на
соответствующем рынке товаров и услуг.
Обоснование схемы реализации инвестиционного замысла фирмы по
завершению строительства горюче-смазочных материалов (ГСМ), увеличение объема
оборота на базе новых основных фондов, расширение доли фирмы на рынке сбыта
светлых нефтепродуктов в столичном регионе.
Получение прибыли фирмы, достаточной для своевременного
погашения кредитных средств и образования финансовых резервов с целью повышения
уровня ликвидности фирмы.
В соответствии с коммерческой стратегией фирмы, после
введения в строй нового хранилища нефтепродуктов (объекта инвестирования) в
марте 2006г., помесячное возрастание загрузки мощности двух хранилищ составило соответственно
50%, 100%, что предполагает возрастание объемов закупок (продаж) нефтепродуктов
(см. табл.1).
Таблица 1
Прогноз продаж нефтепродуктов на период освоения
производственной мощности в натуральном выражении
2005
2006
2007
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
I. Всего
м3
1000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
1. Дизельное топливо
630
1260
1260
1260
1260
1260
1260
1260
1260
1260
1260
2. Бензин АИ-76
370
740
740
740
740
740
740
740
740
740
740
На оптовом рынке нефтепродуктов в инвестиционный период
изменение конъюнктуры не ожидается, что подтверждается плавным характером
динамики цен. Следовательно, прогнозируемое ООО "Концепт" возрастание
объема закупок в 2007г. может быть обеспечено с большой степенью вероятности
2. План производства. Расчет прибыли и рентабельности
План производства фирмы (продажа нефтепродуктов и оказание
услуг по транспортировке) сформирован на основе прогноза объемов закупок и
продаж нефтепродуктов в натуральном выражении (см. табл.1). Оценка изменения
оптовых цен фирмы на нефтепродукты (см. Таблица 14, знаменатель 2006 г.),
осуществляется по выбранной схеме наращивания объема оборота фирмы по мере
освоения производственных мощностей и расширения рынка сбыта. В
производственно-коммерческой стратегии фирмы представляется существенным момент
кредитования. Искомые 500,0 тыс. руб. внешних инвестиционных средств (см. раздел
3) по реальным планам и договоренностям с подрядчиками фирмы могут быть освоены
в период январь-февраль 2007г. Отсюда, оптимальные сроки кредитования - декабрь
2006 г. - январь 2007 г.
С марта 2007г. произошло наращивания мощностей на базе уже
двух хранилищ нефтепродуктов (см. табл.1 март, апрель, май 2007 г.) с
соответствующим процентом загрузки емкостей: 50%, 75%, 100%.
В организационных планах фирмы в 1-ом полугодии 2000г. идет
также интенсивная работа по продвижению товаров и услуг на своих секторах
рынков (см. Таблица 2).
Как следует из таблицы, график операций фирмы на
инвестиционный период достаточно жесткий, но реалистичный, т.к. предпроектные
работы и свыше 70% строительных работ завершены, исполнительные организации
(подрядчики) проверены и зарекомендовали себя вполне дееспособными, персонал
фирмы и техническое обеспечение пригодны для расширения деятельности,
предварительные маркетинговые работы проведены. Следовательно, выбранная
производственно-коммерческая стратегия фирмы достаточно реалистична, но уязвима
от момента кредитования.
При данном риске сформирован план производства,
представленный в таблице (см. табл.2) в стоимостном выражении в разрезе
ассортиментных единиц товаров (услуг) фирмы в период деятельности.
10. Подготовка расширенного рынка сбыта, заключение
договоров на 2-е полугодие 2007 г.
*
*
11.100%-е освоение мощности.
*
*
Прогноз наращивания объема оборота предопределяется динамикой
цен на товары и услуги фирмы и выбранной схемой загрузки хранилищ
нефтепродуктов в 1-2 кварталах 2007г., в соответствии с которой выход на 100%-ю
загрузку емкостей (1300 м. куб) планируется в мае 2007 г. и сохраняется на весь
инвестиционный период.
Ресурсное обеспечение плана производства представлено в
таблице 3 и 4.
Структура и динамика статей затрат анализируемого предприятия
существенным образом сказывается на уровне рентабельности выбранного вида
деятельности. Данная особенность учитывается в инвестиционном процессе, прежде
всего, по следующим факторам:
1) изменение стоимости основных фондов после введения объекта
в действие и, следовательно, изменением величины амортизационных отчислений;
2) изменение, численности работающих с соответствующим
увеличением ФОТ и отчисление по данной налогооблагаемой базе (см. ниже);
3) увеличения коммерческих расходов по закупке и реализации
товаров и услуг при выведении нового объекта на 100%-ю загрузку и
соответствующим увеличением обязательствам платежей от выручки (см. ниже).
По отчетным данным базового периода (3 кв. 2005 г.)
сложившаяся структура расходов и затрат предприятия представлена в таблицах
(см.табл.1, и табл.3).
Структура фактических издержек по элементам затрат
1. Коммерческие расходы
83%
2. Заработная плата
7%
3. Амортизация
5%
4. Другие затраты и расходы
5%
Изменение структуры издержек фирмы по элементам затрат в
послеинвестиционный период определяется по следующим разделам (см. табл.3):
стоимость приобретенных товаров - определяется объемом
закупок и новыми ценами товаров (за базу расчета выбран 3-й кв. 2007 г.);
расходы на заработную плату - относятся на себестоимость в
соответствии с изменениями численности работающих и средним уровнем
ежемесячного заработка, не превышающих 6 установленных минимальных окладов;
обязательные отчисления по налогооблагаемой базе ФОТ в сумме
составляют 40% ФОТ;
отчисления на содержание автодорог берутся по установленной
ставке 2,5% от изменившийся величины выручки от реализации;
списание расходов на топливо автотранспорта по путевым листам
увеличивается пропорционально увеличению парка автомашин;
коммунальные расходы планируются на уровне ежегодно
возобновляемых постоянных издержек по этой статье;
расходы на кассовое обслуживание увеличиваются
пропорционально росту кассовых операций;
расходы на электроэнергию и на бытовые нужды практически не
изменяются;
увеличение затрат на связь - пропорционально растущему числу
клиентов;
расходы на рекламу - из расчета расценок на телевидение и в
прессе (или на информационные листовки);
налог на имущество исчисляется, исходя из ставки 1,5% от
новой стоимости имущества фирмы (1.121,9 тыс.руб.);
амортизационные отчисления - 5% от суммарной стоимости
основных фондов (898,6 тыс. руб.)
Прогноз продаж нефтепродуктов и услуг в стоимостном выражении
2005
2006
2007
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
II. Всего
4489
9614
10297
11029
11814
12657
13560
14529
15569
16684
17881
1. Дизельное топливо
2449
5291
5714
6171
6665
7198
7774
8396
9067
9793
10576
2. Бензин АИ-76
2039
4324
4583
4858
5149
5458
5786
6133
6501
6891
7305
Таблица 5
Издержки предприятия по элементам затрат на месяц, (тыс.
руб.)
№ п/п
Наименование затрат
Стоимость
1.
Стоимость приобретенных товаров с учетом НДС:
1.284,60
2.
Расходы на заработную плату всего:
6,83
Из них:
• основные рабочие (10 чел.)
4,55
• вспомогательные (1 чел.) -
0,46
• администрация (4 чел.) -
1,82
3.
Отчисления с ФОТ (49%)
3,35
4.
Автодороги (2,5% от выручки без НДС)
37,00
5.
Списание по путевым листам
0,17
6.
Коммунальные расходы
0,50
7.
Кассовое обслуживание
0,51
8.
Электроэнергия
0,94
9.
Услуги связи
2,56
10.
Реклама
3,00
11.
Налог на имущество (1.21,9 х 0.015): 3
5,77
12.
Амортизация (898,6 х 0.05): 12
3,74
Значительное увеличение объема оборота при использовании
новых емкостей хранилищ нефтепродуктов в более, чем в четыре раза изменило
структуру издержек в сторону затрат на закупку товаров (см. табл. 4 и 5).
Данное изменение структуры затрат характерно для коммерческого
предприятия при значительном увеличении объема оборота и фирма ООО Концепт"
рассчитывает на получение скидок с цен закупаемых нефтепродуктов в силу
увеличения размеров оптовых партий товаров (нефтепродуктов).
Это обстоятельство предприятие рассматривает как резерв
рентабельности и в дальнейших расчетах данный фактор не учитывается.
Исходя из прогноза цен на нефтепродукты, прогнозируемых
объемов продаж нефтепродуктов и оказания услуг, стоимость ежегодно
возобновляемых и пропорционально изменяющихся издержек, установленных ставок
налогов, отчислений и сборов, осуществлен расчет плана (бюджета) по прибыли на
месяц для условий полной загрузки мощностей (см. табл.6).
Финансовый план ООО "Концепт" разработан на
инвестиционный период в форме движения денежных потоков (поступления-платежи)
по укрупненным группам элементов доходов и расходов фирмы поквартально, с
нарастающим итогом сальдо вплоть до момента расчета с банком (см. табл.5).
Показатели финансового плана приведены без дисконтирования
доходов, расходов и прибыли, ввиду короткого срока инвестиционного периода, и
что не окажет существенного влияния на финансовые результаты проекта.
Нарастающий итог баланса поступлений и платежей фирме выплатить банку 50%
кредитных средств в 3м кв. 2005 г. (250,0 тыс. руб.) и погасить оставшуюся
часть долга- 50% (250,0 тыс. руб.) в 4-м кв. 2007. Даже при отрицательном
сальдо по итогам текущего квартала.
Рентабельность коммерческо-производственной деятельности
фирмы в первый квартал после выплат банку (1-ый кв. 2007 г.) составит: 240,4 :
4,3544х100% = 5,5%
Низкий уровень рентабельности объясняется относительным
снижением объема оборота в зимний период и запланированным повышением
заработной платы персонала в начале года.
Сумма финансового резерва на конец инвестиционного периода
составит - 613.5 тыс. руб.
Уровень финансовой устойчивости на момент окончательного
расчета с банком: 613,5: 1.1219 = 0.55, что означает практически двойной запас
финансовых ресурсов для расчета с кредитором. Уровень инвестиционного риска:
(1-0.55) х 100% = 45%
Это вполне удовлетворительно для коммерческой фирмы
действующей на рынке нефтепродуктов.