Одноканальная система
финансирования позволяет использовать механизм экономической заинтересованности
медицинских работников в расширении ресурсосберегающих технологий и
рациональном использовании имеющихся возможностей. Врачам поликлиник
экономически выгодно, чтобы снижался уровень круглосуточной госпитализации. В
таком случае финансовые средства будут перераспределяться на оказание первичной
медико-санитарной помощи, что, в свою очередь должно привести к улучшению
качества догоспитальной помощи, в том числе, увеличению количества
профосмотров, выявлению заболеваний на ранней стадии и т.д. А это уже в
интересах государства – иметь здоровую нацию.
В данной дипломной работе
были рассмотрены национальные и пилотные проекты, применяемые на территории
Томской области.
Основной целью
национально проекта «Здоровье» явилось укрепление здоровья населения России и
снижение уровня смертности. К основным направлениям приоритетного национального
проекта в сфере здравоохранения относятся развитие первичной медико-санитарной
помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Особым
достижением следует считать снижение смертности по классам “болезни системы
кровообращения” и “ травмы, отравления”, являющимся основными причинами
смертности населения Томской области. Проследив динамику заработной платы
врачей, можно увидеть рост заработной платы по сравнению с 2006 г. более чем в 2 раза, что привело к резкой популяризации статуса участкового врача. Благодаря
национальному проекту «Здоровье» проводились медицинские осмотры, которые
призваны выявить на ранних стадиях или предупредить такие социально значимые заболевания,
как сахарный диабет, туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые
заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата. Именно они являются
основными причинами смертности населения России. Ещё одним существенным
результатом проекта явилось укрепление материально-технической базы
амбулаторно-поликлинических учреждений первичного звена здравоохранения, в том
числе и в районах области. Так, в течение 2008 года в область поступило 149
единиц медицинского оборудования (рентгенологические аппараты - 22 единицы; ЭКГ
- 31 единица; эндоскопическое оборудование - 55 единиц; эхографическое - 19
единиц; ультразвуковое - 10 единиц; лабораторное оборудование - 12 комплексов)
на общую сумму 112,3 млн. рублей.
Пилотный проект
«Модернизация здравоохранения Томской области», проводимый с 2007 года тоже дал
свои плоды. В ходе реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:
введено преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС; введен
полный тариф; внедрена система частичного фондодержания; развивается сеть общих
врачебных (семейных) практик.
По результатам реализации
пилотного проекта «Модернизация здравоохранения Томской области» можно сделать
следующие выводы:
Ø
Сохранилась
финансовая стабильность медицинских учреждений, работающих в системе ОМС;
Ø
Произошло
упорядочение маршрутизации больных;
Ø
Отмечается
становление реальной качественной и количественной потребности в
специализированной консультативно-диагностической помощи;
Ø
Имеет место
организация института общих врачебных (семейных) практик в Томской области;
Ø
Сохраняется
качество и доступность медицинской помощи для жителей Томской области.
В то же время, остались нерешенными
ряд проблем и появились новые условия, которые оказывают влияние на дальнейшее
развитие системы организации достойной медицинской помощи гражданам Российской
Федерации на территории Томской области и оптимизации финансовых потоков в ЛПУ.
Среди них:
o
не завершен
переход на полное фондодержание;
o
только в первой
стадии своего развития находится институт общих врачебных (семейных) практик;
врач общей практики пока не стал настоящим специалистом, способным полностью
реализовать свой потенциал;
o
необходимо
разобраться и внести коррективы в качество обслуживания пациентов в медицинских
организациях, в первую очередь – первичного звена;
o
необходимо четкое
понимание финансового состояния медицинских организаций, определение реальных
возможностей их развития в соответствии с идеологией пилотного проекта;
o
необходим Закон
Томской области, охватывающий весь спектр деятельности медицинских организаций,
действующих на территории Томской области: закон «О здравоохранении Томской
области».
Таким образом, система
здравоохранения получила импульс к дальнейшему развитию, совершенствованию
оказания медицинских услуг населению и улучшению демографической ситуации
региона. В ходе выполнения проектов осуществлено реформирование финансирования
ЛПУ и проведен мониторинг состояния здоровья работников различных сфер Дополнительная
диспансеризация позволит выявить заболевания на ранних стадиях, что значительно
сократит финансовые затраты на стационарную помощь, что в последствии позволит
оптимизировать расходы на здравоохранение. Главным условием для эффективного
использования финансовых ресурсов на уровне ЛПУ является возможность самостоятельного
принятия оперативных финансовых решений и получение доходов в соответствии с
объемами и качеством медицинской помощи.
Список литературы
1.
Конституция
Российской Федерации 1993
2.
Бюджетная система
России: учеб.для вузов/Под ред.Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2008 г., с.190
6.
Заседание
президиума Государственного совета №28 «О развитии обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации». Приложение к докладу.-2апреля 2003 года
//http://www.kremlin.ru/.
7.
Зурабов М. Первые
итоги национального проекта “Здоровье”: ответы на вопросы к
Интернет-конференции // Менеджер здравоохранения. - 2007. – № 2. – С. 4-16.
8.
Иванова М.С.
Финансирование системы здравоохранения: Россия и зарубежный опыт // Адвокат /
2003, № 12, С.5-11.
9.
Колосницына М.Г.,
Шишкин С.В., Шейман И.М., Засимова Л.С., Ракута Н.В., Хоркина Н.А., Кпицын
Н.А., Окушко Н.Б. Экономика здравоохранения. – М: Издательский дом ГУ-ВШЭ.–
2008. – 479 с.
10.
Коко С.
Фондодержание: развитие, принципы, зарубежный опыт / С. Коко; пер. Е. Шейбака
// Менеджер здравоохранения. - 2007. - N 2. – С. 45-47.
11.
Мурзаков А.П.
Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений // Финансы. - 2007. - №
1. – С. 14–19.
12.
Салтман Р.Б.,
Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных
стратегий. – М: Гэотар Медицина.–2000.– 323 с.
13.
Трагакес Э.,
Лесссоф С. Системы здравоохранения: время перемен. Россия 2003/ – Европейская
обсерватория по системам и политике здравоохранения, Всемирная организация
здравоохранения. - Копенгаген: ВОЗ.– 2007. – 180 с.
14.
Финансирование
здравоохранения: альтернативы для Европы/ Под ред. Моссиалоса Э., Диксон А.,
Фигераса Дж., Кутцина Д. – М: Весь мир, 2002. – 332 с.
15.
Фролова Н.К. К
вопросу о межбюджетных отношениях в России // Финансы. – 2000. - № 1. - с. 6-9
16.
Хальфин Р.А.
Оптимальное использование основных фондов учреждений здравоохранения и проблемы
привлечения внебюджетных источников финансирования. // Экономика
здравоохранения. – 2002. – №1. – С. 10-14.
17.
Царегородцев А.Д Оптимизация
работы учреждений здравоохранения.// Экономика здравоохранения. – 2002. – №2. –
С. 35 – 41.
18.
Чернец В.А.,
Селезнева Е.В., Шишкин С.В. Организация финансирования и управления
здравоохранением в регионах Российской Федерации. В кн.: Здоровье России. Атлас
/ Под ред. Бокерия Л.А. – изд. 4-е. – НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН. – C.
184—2008.
19.
Шевский В.И.,
Шейман И.М. Системы фондодержания в здравоохранении: типология, содержание,
условия реализации. // Здравоохранение. – 2008. – № 4. – С. 10-14.
20.
Шевский В.И.,
Шишкин С.В., Шейман И.М. Модернизация российского здравоохранения: 2008-2020
годы. Концепция Государственного университета. – Высшей школы экономики. 2008.
–52 с.
21.
Шишкин С.В.
Экономика социальной сферы. – М.: ВШЭ. – 2003.– 105 с.
22.
Экономика
здравоохранения. учеб. пособие / Под ред. И.М. Шеймана. М.: ТЕИС, 2004. –280 с.
23.
Адамян А.Т. Итоги
реализации Пилотного проекта «Модернизация системы здравоохранения Томской
области» 2006-2008 гг. (Проект доклада) [Электронный ресурс] URL:
http://zdrav.tomsk.ru/export/sites/ru.tomsk.zdrav/ofic/prezentacii/adamyan_pp.pdf
(дата обращения 10.05.2009)
24.
Банин С.А. Итоги
реализации ПНП "Здоровье" на территории Томской области за I квартал 2009 г. [Электронный ресурс] URL:
http://zdrav.tomsk.ru/export/sites/ru.tomsk.zdrav/ofic/prezentacii/nacproekt_2009.pdf
(дата обращения 10.05.2009)
25.
Проблемы
интегрирования национальных систем здравоохранения в условиях глобализации
[электронный ресурс] // Русский медицинский сервер
URL:http://www.rusmedserv.com (дата обращения 20.04.2009)
26.
Сайт Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, [Электронный
ресурс] URL: http://www.minzdravsoc.ru/health/guarantee (дата обращения
21.04.2009)
27.
Сайт посвящённый
медицинскому страхования в РФ г [Электронный ресурс] URL: www.rosmedstrah.ru
(дата обращения 21.04.2009
28.
Закон о
медицинском страховании граждан в Российской Федерации Федеральный закон N
1499-1 от 28 июня 1991 года (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1; Указа
Президента РФ от 24.12.93 N 2288; Федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ)
[Электронный ресурс] // URL: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=90 (дата
обращения 15.05.2009)
29.
Мелянченко Н.Б.
Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на
период 2008 – 2017 г.г.) / Библиотека сайта www.medlinks.ru.– [Электронный
ресурс] URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=90
(дата обращения 15.04.2009)
30.
Модернизация
системы здравоохранения Томской области: Постановление Администрации Томской
области от 01.07.2007№ 71а/1 “Об утверждении пилотного проекта // Электронный
ресурс] URL: http://www.cadres-of-russia.ru/toma%20foto/tom%209/065-071.pdf (дата
обращения 15.05.2009)
31.
Мониторинг
Пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере
здравоохранения в субъектах РФ [Электронный ресурс] URL:
http://www.regina.mednet.ru/open/index.php (дата обращения 10.05.2009)
32.
О методике
определения подушевых нормативов: Постановление Губернатора Томской области от
12.01.2006 №3 [Электронный ресурс]
URL:http://www.tomsk.gov.ru/tomsk?print&nd=951818531&start=260 (дата
обращения 15.05.2009)
33.
О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I // [Электронный ресурс]
URL:http://zonazakona.ru/zakon/index.php?zakon=zakon_medstrah&go=index
(дата обращения 15.05.2009)
34.
О предоставлении
бюджетам муниципальных образований субвенций на организацию общих врачебных
практик на территории Томской области: Закон Томской области от 01.09.2006 №
181-ОЗ // [Электронный ресурс] URL:
http://www.tomsk.gov.ru/tomsk?doc&nd=951816970&nh=0&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D23%26lsz%3D134%26nd%3D951801443%26nh%3D1%26start%3D20%26
(дата обращения 15.05.2009)
35.
Об утверждении
перечня учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта:
Распоряжение Губернатора ТО от 15.02.2008 N 77-ра // URL: http://www.tomsk.gov.ru/ru/documents/?document=49881
(дата обращения 15.05.2009)
Приложение А – Анализ
фондодержания за первый квартал 2009 года
Таблица 1 – Анализ
фондодержания за первый квартал 2009 года
ЛПУ
Расчет АПП по подушевому
нормативу, руб. Всего
Внешние услуги
оплаченные фондодержанием, руб.
Оставшиеся средства на
собственную деятельность, руб.