бесплатные рефераты

Организация финансов малых предприятий

Эта организационная структура (см. рис. 1) регламентируется положением о финансово-экономической службе и должностными инструкциями ведущих специалистов:

·                     бухгалтерия несет ответственность за ведение бухгалтерского, финансового и налогового учета, подготовку отчетности и применение действующих стандартов учета;

·                     планово-экономический отдел отвечает за составление бюджетов, планирование, прогнозирование и анализ, ценообразование и калькуляцию, управленческий учет и отчетность;

·                     финансовый отдел ведет учет собственного и заемного капитала, решает вопросы кредитования и инвестиций, анализирует доходность проектов, акций и соответствующие риски, определяет потребность в оборотных средствах и направления вложения собственного капитала;

·                     аналитический отдел осуществляет текущее и оперативное управление, анализ и оценку финансовой устойчивости предприятия на основе документов внутренней отчетности, анализа и аудита;

·                     отдел автоматизации и информационных технологий нацелен на повышение эффективности работы предприятия за счет автоматизации расчетов, установки различных программных продуктов и разработки алгоритмов, а также создания внутренней информационной сети, профилактики оборудования и защиты базы данных.

Рис. 1. Организационная структура управления финансово-экономической службы предприятия


Новым в организационной структуре управления финансово-экономической службы является аналитический отдел — отдел внутренней отчетности, анализа и аудита, поскольку бухгалтерия, планово-экономический и финансовый отделы существовали и раньше со своими устоявшимися и традиционными задачами, а отдел автоматизации и информационных технологий раньше назывался отделом автоматизированных систем управления.

Понятно, что создание такого отдела вызвано необходимостью проведения управленческого учета, анализа и аудита, оперативного и текущего управления в реальном режиме времени при существующем уровне автоматизации расчетов и методическом обеспечении.

Практика показывает, что четкая постановка задач и разграничение полномочий устраняет непонимание, которое может возникнуть между финансовым директором и ведущими специалистами: главным бухгалтером, начальником планово-экономического отдела и начальником финансового отдела. В первую очередь, это касается главного бухгалтера, поскольку центральная бухгалтерия в обязательном порядке должна входить в состав данной службы, а сам главный бухгалтер должен находиться в двойном подчинении: генерального директора (в соответствии с действующим законодательством) и финансового директора по всем оперативным вопросам. Если этого не будет, то аналитическая работа потеряет всякий смысл, а управление финансовой устойчивостью предприятия в реальном режиме времени станет невозможным.

Связано это с тем, что для решения поставленных задач должна быть создана единая база данных, которая пополняется в строго определенное время, приспособлена к целям аналитики, а обращаться к ней имеют возможность и бухгалтеры, и экономисты, и финансисты, а также финансовый директор и генеральный директор. При этом внутри одной службы следует исключать всякое дублирование и разночтение входной и выходной информации.

Решение этих и других вопросов находит свое отражение в положении о финансово-экономической службе, а также в должностных инструкциях на ведущих специалистов службы:

·                     заместителя генерального директора по экономике и финансам — финансового директора;

·                     главного бухгалтера;

·                     начальника планово-экономического отдела;

·                     начальника финансового отдела;

·                     начальника аналитического отдела;

·                     начальника отдела автоматизации и информационных технологий (если для выполнения работы по тематике отдела привлекаются специалисты со стороны, то потребность в данном отделе отпадает).

Положение о финансово-экономической службе предприятия и должностная инструкция каждому из ведущих специалистов службы состоят из трех разделов: общие положения; цели, задачи и функции; права, обязанности и ответственность. В этих разделах в наиболее общем виде раскрывается назначение, специфика и особенности работы всей службы и каждого ведущего специалиста в отдельности.

Такой подход позволяет понять весь объем работ, осуществляемых этой службой, разграничение полномочий, а также документооборот и показатели, за которые отвечает тот или иной отдел. В свою очередь, укрупненная система бюджетов и отчетов, действующая между планово-экономическим, финансовым и аналитическим отделами, дает возможность судить в комплексе о движении всех информационных потоков в разбивке на материальные, финансовые и документарные. Из этих информационных потоков формируется сводный перечень входных и выходных документов с указанием исполнителей и сроков представления, в основу которого положены часто повторяющиеся задачи, а поэтому механизм решения этих задач процедурно отработан.

Вся система отчетов строится исключительно на основании данных центральной бухгалтерии, обработка которых проводится в соответствии с методическими наработками аналитического отдела, а их передача — за счет средств отдела автоматизации и информационных технологий.

Отсюда видно, что для успешной работы финансово-экономической службы крайне важное значение имеет разработка принципиальной схемы движения документов, введение внутренних стандартов на документы, установление сроков и исполнителей, наличие методических положений, алгоритмов и надежных средств передачи и хранения информации.

Таким образом, обеспечение работоспособной организационной структуры управления, а также регламентирование работы финансово-экономической службы за счет разработки положения о службе и должностных инструкций ведущим специалистам нацелены на укрепление финансово-экономического состояния предприятия, при этом закладываются основы для организации управления финансовой устойчивостью предприятия в реальном режиме времени, а роль финансового директора существенно возрастает.


2.3 Практические аспекты финансовой работы в ОАО «Мост»


Основой функционирования финансового отдела является составление сметы затрат на производство и реализацию продукции на планируемый год.

Таблица 2. Смета затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Мост»

Элементы затрат

Сумма

(тыс. руб.)

1. Материальные затраты – всего

1750

В том числе:

сырье и материалы

1600

топливо и энергия

90

услуги производственного характера

60

2. Расходы на оплату труда – всего

1040

В том числе:

заработная плата за выполненные работы

840

разовые доплаты и компенсационные выплаты, включаемые в себестоимость

200

3. Отчисления по ЕСН и страховые взносы за профессиональный риск , всего

282,9

В том числе:

в Пенсионный фонд

208

в Фонд социального страхования

30,2

в Фонд медицинского страхования

32,2

отчисления в Фонд социального страхования в соответствии с классом профессионального риска

12,5

4. Амортизация основных фондов – всего

21,4

В том числе:

собственных основных фондов

15,4

арендованных основных фондов

6

5. Прочие затраты – всего

28,4

В том числе:

оплата информационных и аудиторских услуг

16

отчисления в ремонтный фонд

6,4

другие расходы, в т.ч. арендная плата

6

6. Итого затрат на производство (производственная себестоимость) (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)

3122,7

7. Коммерческие расходы – всего

312,3

8. Полная себестоимость продукции – всего

3435

9. Стоимость продукции в контрактных (договорных) ценах без НДС – всего

4465,5

10. Ставка НДС (%)

18

11. Сумма НДС

803,8

12. Стоимость продукции в контрактных (договорных) ценах с НДС

5269,3


Элементы сметы рассчитаны на основе данных таблицы 1:

1.) ФОТ включаемого в себестоимость продукции = 20 чел.*(42+10) = 1040 тыс.руб.


2.) Отчисления по ЕСН26% от ФОТ = Пенс.фонд20%+Медстрах3,1%+Соцстрах2,9%

ЕСН = 1040 * 26% = 270,4 тыс.руб.

Пенс.фонд20% = 1040 * 20 % = 208 тыс.руб.

Медстрах3,1%= 1040 * 3,1 % = 32,2 тыс.руб.

Соцстрах2,9% = 1040 * 2,9 % = 30,2 тыс.руб.


Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании статьи 11 Федерального закона от 5 августа 2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является:

·                     начисленная по всем основаниям оплата труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, работающих по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем;

·                     сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору, авторскому договору, если данными договорами предусмотрена уплата страховых взносов.

Это установлено пунктом 3 Правил, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года №184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Итак, отчисления в Фонд социального страхования в соответствии с классом профессионального риска11 класс, 1,2% от


ФОТ = 1040*1,2% = 12,5 тыс.руб.


3.) Затраты на производство строительных работ по элементу "Амортизация основных фондов" определяются исходя из среднегодовой стоимости как собственных, так и арендованных основных производственных фондов (кроме стоимости основных производственных фондов подсобных и вспомогательных производств), на которые начисляется амортизация, и средней нормы амортизационных отчислений. При исчислении среднегодовой стоимости основных производственных фондов не учитывается стоимость полностью амортизированных основных средств, нормативный срок службы которых истекает на начало планируемого года, а также среднегодовая стоимость основных средств с момента исчисления их нормативного срока службы в планируемом году.


=  тыс.руб.

Сумма амортизации собственных ОС = 128,5 * 12 % = 15,4 тыс.руб.

Арендная плата выступает в качестве суммы амортизации арендованных основных средств на 50 %, таким образом

Сумма амортизации арендованных ОС = 12 * 0,5 = 6 тыс.руб.

Следовательно,

Сумма амортизации ОС общая = 15,4 +6 = 21,4 тыс.руб.

Таблица 3. Исходные данные для расчета амортизационных отчислений


1. Балансовая стоимость основных производственных фондов на начало года (тыс. руб.)

115,5

2. Ввод в действие основных производственных фондов в течение года (тыс. руб.)


I квартал

24,5

II квартал

30,0

III квартал

20,0

3. Стоимость выбывающих из эксплуатации в течение года основных производственных фондов (тыс. руб.)


II квартал

27,0

IV квартал

11,0

4. Стоимость фондов, срок службы которых истек на начало года

18,0

5. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (тыс. руб.)

128,5

6. Средняя норма амортизационных отчислений на полное восстановление (%)

12

7. Сумма амортизационных отчислений (тыс. руб.)

15,4

4.) Прочие затраты:

Оплата информационных и аудиторских услуг = 16 тыс. руб.

Отчисления в ремонтный фонд равны 5 % от среднегодовой стоимости основных производственных фондов → 128,5 * 5 % = 6,4 тыс.руб.

Другие расходы 6 тыс.руб.

Следовательно, размер прочих затрат в сумме составит 16+6,4+6 = 28,4 тыс.руб.

5.) Полная себестоимость:

Совокупность затрат по всем пяти элементам составляет общий объем затрат на производство продукции


1705+1040+282,9+21,4+28,4 = 3122,7 тыс.руб. – это производственная себестоимость.


С учетом коммерческих расходов определяется полная себестоимость продукции.

Коммерческие расходы составляют 10 % от производственной себестоимости продукции


3122,7 * 10% = 312,3 тыс.руб. – это коммерческие расходы.


Полная себестоимость продукции составила


3122,7 + 312,3 = 3435 тыс.руб.


Стоимость продукции в контрактных (договорных) ценах рассчитывается умножением полной себестоимости продукции на процент рентабельности продукции:


3435 * 30% = 1030,5 тыс.руб.

3435+1030,5 = 4465,5 тыс.руб. – это стоимость продукции в контрактных (договорных) ценах без НДС.


Далее рассчитывается сумма НДС и стоимость в контрактных (договорных) ценах с учетом НДС.


4465,5*18% = 803,8 тыс.руб. – сумма НДС;

4465,5+803,8 = 5269,3 тыс.руб. - стоимость в контрактных (договорных) ценах с учетом НДС.

Следующим этапом является составление баланса доходов и расходов (финансового плана) на предстоящий год.


Таблица 4 Финансовый план ОАО «Мост»

Шифр

строки

Разделы, статьи

Сумма,

(тыс. руб.)


Доходы и поступления средств


001

Выручка от реализации продукции

4320,2

002

Выручка от реализации имущества

65

003

Прибыль от реализации имущества стройки

65

004

Доходы по акциям

21

005

Амортизационные отчисления – всего

21,4

006

Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия

131,3

007

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств

198

008

Мобилизация (иммобилизация) внутренних ресурсов в строительстве

14

009

Заемные средства

-

010

Итого доходов и поступлений средств (стр. 001 + стр. 002 + стр. 003 + стр. 004 + стр. 005 + стр. 006 + стр. 007 + стр. 008 + стр. 008 + стр. 009)

4835,9


Расходы и отчисления


011

Затраты на производство и реализацию продукции за вычетом амортизационных отчислений

3101,3

012

Расходы на реализацию имущества

42,2

013

Налог на прибыль

261,7

014

Чистая прибыль, распределяемая по следующим фондам

823,1

015

Фонд накопления – всего

329,2


а) пополнение недостатка собственных оборотных средств



б) инвестирование в основные фонды



в) другие расходы


016

Фонд потребления – всего

411,6


а) дивиденды, выплачиваемые акционерам по акциям предприятия

40


б) надбавки к пенсиям

36


в) другие расходы

335,6

017

Резервный фонд

82,3

018

Использование ремонтного фонда


019

Прочие расходы


020

Итого расходов и отчислений (стр. 011 + стр. 012 + стр. 013 + стр. 014 + стр. 018 + стр. 019)

4230,3


Сальдо = 4835,9-4230,3 = 605,6 тыс.руб.


Для расчета выручки от реализации продукции используется универсальная формула:


Ррп = Он + Т – Ок,

где Ррп – объем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках – по ценам продаж и по полной себестоимости;

Он и Ок – остатки готовой продукции соответственно на начало и на конец планируемого периода, также в двух оценках – по ценам продаж и по производственной себестоимости;

Т – объем выпуска товарной продукции, исчисленный по ценам продаж и полной себестоимости.

Таким образом, выручка от реализации – это Ррп в ценах продаж – объем реализованной продукции в ценах продаж, а себестоимость реализованной продукции – это Ррп по полной себестоимости – объем реализованной продукции по полной себестоимости.


Ррп по полной себестоимости = 32+6,2+3435-135-15 = 3323,2 тыс.руб.

Ррп в ценах продаж = (32+6,2)*1,3 + 4465,5 –(135+15)*1,3 = 4320,2 тыс.руб.

те. 3323,2 + 30 % = 4320,2 тыс.руб.


Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия в плане равняется сумме данного показателя на начало года и прироста за год:


125 + 5% = 131,3 тыс.руб.


Излишек (недостаток) собственных оборотных средств в плане определяем как разницу между потребностью с учетом прироста и наличием:


(144,8+5% ) – 350 = 198 тыс.руб. – излишек.


Сумму мобилизации (иммобилизации) внутренних ресурсов (М) можно определить по формуле:


М = ОСн – Н + К,


где Осн – оборотные средства стройки на начало года;

Н – плановая потребность в капитальных вложениях на конец планируемого года;

К – прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся у стройки в течение года.


М = 262-350+102 = 14 – мобилизация.


Результат со знаком «+» означает мобилизацию средств .

Просуммировав значения строк получаем сумму доходов и поступлений средств.

В расходной части затраты на производство и реализацию продукции принимаем за вычетом амортизационных отчислений:


3122,7-21,4 = 3101,3 тыс.руб.


Для определения значения налога на прибыль произведем следующие расчёты:

Балансовая прибыль может быть рассчитана по формуле:


Пб = Прп + Фри + Дв – Рв


где Пб – прибыль (убыток) балансовая;

Фри – финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества;

Дв – доходы по внереализационным операциям;

Рв – расходы по внереализационным операциям.


Прп = Врп – Срп,


где Прп – планируемая прибыль по продукции подлежащей реализации в предстоящем периоде;

Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.


Пб = 4320,2– 3323,2 + 65 – 42,2 + 65 + 21 = 1105,8 тыс.руб.


Налогооблагаемая прибыль = Пб – доходы по акциям =   = 1105,8 – 21 = 1084,8 тыс.руб.

Налог на прибыль = 1084,8 * 24% = 260,4 тыс.руб.

Налог на доходы по акциям = 6 %

21*6% = 1,3 тыс.руб.

Чистая прибыль = 1084,8 – 260,4 – 1,3 = 823,1 тыс.руб.

Налог на прибыль итоговый = 260,4 + 1,3 = 261, 7 тыс.руб.

Распределение чистой прибыли производится по заданной схеме:

Фонд накопления 40 % = 823,1*40% =329,2 тыс.руб.

Фонд потребления 50% =823,1*50% = 411,6 тыс.руб.

Резервный фонд 10% = 823,1 * 10% = 82,3 тыс.руб.

Суммируя расходы, определяем значение расходов и отчислений в плане.

Начисление плановых накоплений производится в конце сметы в % от итога прямых затрат с накладными расходами.

Плановые накопления в строительстве 20 % = 3435 * 20 % = 687 тыс.руб.

ГЛАВА 3. Совершенствование финансовой работы на предприятии ОАО «Мост»

 

При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени — внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

Основная задача этих документов — получить наглядную и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде.

Несмотря на то, что в настоящее время ощущается объективная потребность в таком анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:

·                     несовершенства сложившегося на предприятии документооборота:

1) принятая на предприятии внутренняя отчетность является больше бухгалтерской, чем управленческой, поэтому круг пользователей этой информации существенно сужается;

2) линейный или функциональный руководитель, менеджер, экономист или финансист в силу субъективных причин порой ограничены в доступе к бухгалтерской базе данных и поэтому вынуждены вести параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;

3) актуальность принятия управленческих решений руководством предприятия теряет всякий смысл в данный момент времени из-за запаздывания и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;

·                     несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики:

1) в ней содержатся показатели исключительно в стоимостном выражении, когда чаще необходимо знать именно натуральные показатели при анализе остатков материалов, комплектующих и основных средств;

2) дебиторская и кредиторская задолженность, а также задолженность подотчетных и материально ответственных лиц дается укрупненно и без расшифровки, при этом длительность этой задолженности не раскрывается;

3) разным руководителям обработанная информация требуется с разным уровнем группировки — виды деятельности, объекты, участки, службы и подразделения;

4) разным руководителям обработанная информация требуется с разным уровнем детализации. Если руководителю предприятия необходима информация в максимально сжатом виде, то линейному или функциональному руководителю — более подробная, но не такая детальная, как, скажем, бухгалтеру материальной части, кладовщику или менеджеру по продажам или закупкам;

5) в целом отсутствует единая система справочников (по материалам, объектам, контрагентам, подразделениям, материально ответственным и подотчетным лицам), что препятствует получению полного представления о движении материальных, финансовых и документарных потоков;

·                     отсутствия взаимосвязи и дублирования полномочий между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы:

1) отсутствует схема внутреннего документооборота и взаимодействия как в самой финансово-экономической службе, так и между другими службами;

2) отсутствуют стандарты на внутренние документы и порядок их перемещения;

3) не установлены права доступа, порядок внесения и передачи исходной и обработанной информации.

Эти и другие причины частичного применения или полного отсутствия управления финансовой устойчивостью предприятия в режиме реального времени могут быть сняты, если будет внедрен и объективно заработает оперативный учет финансовой устойчивости предприятия.

Для решения этой задачи предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

Организационный аспект:

1) на базе действующей бухгалтерской программы создается отдельный встроенный блок для финансово-экономической службы предприятия;

2) создаются сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита;

3) получение этих рапортов и оперативная работа с ними осуществляются в режиме реального времени пользователями со своих рабочих мест;

4) устанавливается порядок движения документов;

5) устанавливаются конкретные сроки представления, обработки и передачи информации внутри той или иной службы, а также между службами.

Методический аспект:

1) разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат типовых рапортов;

2) определяется уровень аналитики для каждого пользователя (1 — большие группы, 2 — подгруппы, 3 — учетная единица);

3) устанавливается продолжительность периода анализа (день, неделя, месяц, квартал, год).

Аналитический аспект:

1) определяется перечень анализируемых объектов (участок, объект, подразделение, бизнес-единица, материально ответственное или подотчетное лицо);

2) разрабатываются справочники в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей (ТМЦ), поставщиков и покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.;

3) устанавливаются единый доступ, порядок заполнения и обновления справочников (в целях устранения дублирования).

Правовой аспект:

1) рапорты предназначены для служебного пользования специалистами финансово-экономической службы и руководящего состава предприятия;

2) в соответствии с решением директора предприятия для каждого специалиста устанавливаются уровень детализации и права доступа к информации (полный, ограниченный, частичный);

3) устанавливается определенный перечень рапортов для конкретного пользователя.

Технический аспект:

1) соответствующими техническими службами прокладывается сеть, устанавливается необходимое оборудование, проводятся технические и другие работы;

2) решается вопрос об увеличении рабочих мест за счет расширения числа пользователей;

3) проводится подключение рабочих мест к единой базе данных.

Только решив данный комплекс задач, можно говорить о постановке оперативного учета финансовой устойчивости предприятия.

Разумеется, оперативное управление предприятием в целом и финансовой устойчивостью в частности тесно связано с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через систему сводных рапортов наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков — с другой. Тем самым, на основе сводных рапортов создается мощный информационный блок, который вбирает в себя всю оперативную информацию о:

1) остатках ТМЦ на складе сырья и материалов, в основном производстве, на складе готовой продукции;

2) поступлении и оплате ТМЦ;

3) отпуске ТМЦ в производство;

4) выпуске готовой продукции, ее отгрузке, реализации и оплате;

5) движении денежных средств;

6) задолженности отдельных дебиторов и кредиторов, материально ответственных и подотчетных лицах;

7) общем финансово-экономическом состоянии предприятия.

Отсюда видно, что информативность сводных рапортов полностью зависит от своевременности поступления исходной информации и ее обработки сотрудниками соответствующих подразделений финансово-экономической службы предприятия. Эта исходная информация может состоять из банковских выписок, приходно-расходных ордеров, счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных на внутреннее перемещение и других документов.

Следовательно, чем быстрее вносится исходная информация с мест в общую базу данных, тем значительнее наполнение сводных рапортов. Если учесть, что в обязательном порядке осуществляется контроль и натуральных, и стоимостных показателей, то объективность такой информации также повышается. Вследствие этого ускоряется и сам процесс принятия управленческих решений.

Принимая во внимание, что сводные рапорты составляются нарастающим итогом с начала периода, содержат натуральные и стоимостные показатели, включают информацию по каждой службе и подразделению, появляется возможность получить общую информацию о выполнении запланированных показателей, возникших отклонениях, достаточности или недостаточности собственных средств, необходимости привлечения заемных средств, состоянии платежеспособности и др.

В свою очередь, вся сводная информация легко разбивается:

·                     на виды и направления деятельности;

·                     по самостоятельным бизнес-единицам и проектам;

·                     по отдельным службам и подразделениям, центрам затрат и прибыли.

Понятно, что такой учет исходной информации, ее обработка и представление возможны только лишь в том случае, когда средства бухгалтерского учета приспособлены для проведения экономического учета — когда план счетов бухгалтерского учета подготовлен для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия. В противном случае очевидна недостаточность глубины анализа.

Таким образом, особенность сводных рапортов заключается в том, что в них собирается вся необходимая информация:

1) по факту и месту возникновения какой-либо хозяйственной операции;

2) с учетом временно2го разреза (нарастающим итогом);

3) в разбивке по видам ТМЦ и услуг, контрагентам, материально ответственным и подотчетным лицам, а также отдельным договорам и проектам;

4) в соответствии с достигнутым уровнем аналитики и детализации;

5) для принятия управленческих решений конкретным руководителем (директором и его заместителями по направлениям, руководителями служб и подразделений, крупными акционерами и инвесторами).

В результате на базе бухгалтерской, финансовой и управленческой информации может быть создана серия сводных рапортов, в которых отражаются натурально-вещественные, стоимостные и финансовые показатели, а их подготовка, обработка и анализ проводятся исключительно в финансово-экономической службе предприятия.

В этой связи можно предложить следующий перечень сводных рапортов, которые предназначены, прежде всего, для директора предприятия и руководителя финансово-экономической службы (всего предлагается 12 типовых рапортов, но их количество может быть увеличено в зависимости от необходимости), а также для других служб и подразделений (для иллюстрации приводятся только рапорт № 1 и рапорт № 2).

Эти рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита составляются в монопольном режиме для достижения единства данных и в любой момент времени.

Рапорт № 1 — остатки по наиболее важным счетам бухгалтерского учета и расчетные коэффициенты (см. табл. 5).


Таблица 5 Рапорт № 1Объект «_____________________»Сводные показатели по состоянию на хх.хх.2008 г.Время получения рапорта хх:хх

Остатки по счетам

Сумма, руб.

Примечание

1. Денежные средства, всего

в том числе:— расчетный счет— валютный счет— касса руб.— касса вал.— деньги в пути

Справочно: собственные денежные средства



2. Запасы



3. Задолженность покупателей



4. Авансы выданные



5. Прочие активы



6. Кредиты банка



7. Авансы полученные



8. Задолженность поставщикам



9. Задолженность по оплате труда и ЕСН



10. Задолженность по расчетам с бюджетом



11. Прочие пассивы



12. Рабочий капитал



13. Расчетные коэффициенты и показатели: норматив факт

·                     выполнение плана по видам бюджетов:

— закупки— продажи 

·                      рентабельность

— активов— продаж— собственного капитала

·                     оборачиваемость

— запасов— ДЗ— КЗ 

·                      уровень оплаты

— ДЗ— КЗ 

·                     средний срок и продолжительность

— ДЗ— КЗ

Норматив

Факт


Данный сводный рапорт содержит сгруппированную информацию в разбивке по видам деятельности и отдельным подразделениям и включает сведения о состоянии некоторых счетов бухгалтерского учета на конкретную дату и время. Время необходимо указывать потому, что в течение одного и того же дня можно неоднократно получать этот рапорт и видеть происходящие изменения, осуществлять управленческие воздействия, принимать решения и контролировать их выполнение.

Директор предприятия, получая такую информацию, может составить в наиболее общем виде представление:

1) об остатках текущих активов:

·                     денежных средствах (расчетный и валютный счет, касса рублевая и валютная, деньги в пути);

·                     запасах (склад сырья и материалов, незавершенное производство и склад готовой продукции);

·                     задолженности покупателей (по видам продукции);

·                     авансах выданных (по видам ТМЦ и услуг);

·                     прочих активах;

2) об остатках текущих обязательств:

·                     кредитах банков;

·                     задолженности поставщикам (по видам ТМЦ и услуг);

·                     задолженности по оплате труда и социальным налогам;

·                     задолженности по расчетам с бюджетом (по видам налогов);

·                     прочих пассивах;

3) о величине собственных денежных средств на основе экспресс-анализа финансовой устойчивости предприятия;

4) о размере рабочего капитала (как разнице между текущими активами и текущими обязательствами) в целях оценки величины собственных оборотных средств;

5) о расчетных показателях:

·                     выполнении плана по видам бюджетов (закупок, продаж и др.);

·                     рентабельности активов, продаж и собственного капитала;

·                     оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности;

·                     уровне оплаты дебиторской и кредиторской задолженности;

·                     среднем сроке и средней сумме дебиторской и кредиторской задолженности.

Из приведенного перечня показателей, составляющих сводный рапорт, видно, что вся информация сжата и представлена исключительно общими итогами. Поэтому каждая строка сводного рапорта может быть далее развернута в самостоятельный баланс — отдельный рапорт, в котором уже содержится динамика, показывается движение материальных и финансовых потоков.

Но все же, несмотря на простоту и информационное содержание сводного документа, работа с ним требует определенного подготовительного этапа, настройки счетов бухгалтерского учета, установления сроков сдачи документов на обработку. Кроме того, при составлении данного отчета вряд ли можно будет избежать некоторых условностей, вследствие чего неизбежны отдельные допущения и погрешности. Прежде всего, это касается раздельного учета отдельных видов деятельности, а в них — учета денежных средств, финансового результата, основных фондов, уставного капитала и др.

Рапорт № 2 — ведомость движения денежных средств (см. табл. 6). Данный рапорт предназначен для анализа и оценки денежных потоков, вследствие чего все поступления и расходования разбиваются на отдельные статьи, а сам рапорт составляется по каждому виду деятельности и в целом по предприятию.


Таблица 6 Рапорт № 2Объект «____________________» Движение денежных средств за период с хх.хх.2008 г. по хх.хх.2008 г. Дата получения рапорта хх.хх.2008 г. Время получения рапорта хх:хх

Статьи

Счет руб.

Касса руб.

Счет вал.

Касса вал.

Деньги в пути

ИТОГО

Остаток на начало периода







П О С Т У П Л Е Н И Я

Внутренние перемещения







Выручка







Авансы покупателей







Кредиты и займы







Возврат:

— за ТМЦ— авансов выданных— налогов







Внереализационные доходы







Прочие поступления







Итого поступлений







Р А С Х О Д О В А Н И Я

Внутренние перемещения







Авансы поставщикам







Оплата поставщиков







Оплата труда







Налоги, пени, штрафы, сборы







Накладные расходы







Авансы МОЛ* и ПОЛ**







Кредит и займы







Проценты за кредит







Внереализационные расходы







Прочие перечисления







Итого расходований







Остаток на конец периода







Контрольная сумма








* МОЛ — материально ответственные лица.

** ПОЛ — подотчетные лица.

В состав поступлений денежных средств входят:

·                     внутренние перемещения (с расчетного счета в кассу и наоборот);

·                     выручка и авансы полученные;

·                     кредиты и займы;

·                     возвратные суммы за ТМЦ, авансов выданных, налогов и прочих начислений и платежей;

·                     внереализационные доходы и прочие поступления.

Все расходования включают:

·                     внутренние перемещения (с расчетного счета в кассу и наоборот);

·                     оплату счетов поставщиков и авансы выданные;

·                     выплату и перечисление оплаты труда и налогов;

·                     накладные расходы и суммы, выданные материально ответственным и подотчетным лицам;

·                     возврат кредитов и процентов по ним;

·                     внереализационные расходы;

·                     прочие перечисления.

Из приведенной структуры данной ведомости наглядно видны источники поступления денежных средств и направления их использования, а также причины появления положительного или отрицательного прироста денежных средств. Следовательно, появляются возможности для управления денежными потоками, а значит, и финансовой устойчивостью предприятия. Кроме того, на основании данного платежного баланса легко устанавливается остаток собственных и заемных денежных средств, что необходимо для создания резервов и фондов под предстоящие платежи, оценки платежеспособности предприятия и профицита денежных средств.

Рапорт № 3 — ведомость поступлений и перечислений денежных средств, представляющая сведения об организациях-плательщиках и организациях-получателях денежных средств, что необходимо для оценки платежных обязательств как с покупателями, так и с поставщиками.

Рапорт № 4 — ведомость учета поступлений и оплаты ТМЦ, в которой приводятся перечень всех ТМЦ, их остатки на начало и конец (текущий день) отчетного периода, поступления и оплату. Основная задача данной формы — выявление остатка задолженности предприятия по тем или иным ТМЦ:

·                     дебетового, если ТМЦ оплачены, но не оприходованы;

·                     кредитового, если ТМЦ оприходованы, но не оплачены.

В целом рассматриваемая ведомость характеризует эффективность работы службы снабжения, поскольку оценивается выполнение бюджета закупок как по номенклатуре ТМЦ, так и по срокам, а также учитывается ценовой фактор, при этом показатели данной таблицы показываются дробью: в числителе — натуральные показатели, а в знаменателе — стоимостные показатели.

Рапорт № 5 — ведомость движения ТМЦ по складу сырья и материалов, в которой содержится необходимая информация об остатках ТМЦ на начало и конец отчетного периода, приходу и отпуску ТМЦ, а также приводится весь перечень ТМЦ в разбивке по местам расположения, вследствие чего данная форма оценивает оборачиваемость запасов сырья и материалов.

Рапорт № 6 — сводная таблица производства продукции, в которой даются перечень изготовленной в течение отчетного периода продукции, остатки на складе имеющейся продукции, а также объемы производства и отгрузки. Вот почему эта форма внутренней отчетности дает представление о выполнении плана производства и отгрузки, т.е. оценивает работу производства и оборачиваемость запасов в части готовой продукции.

Рапорт № 7 — сводная таблица отгрузки продукции, нацеленная на отражение движения дебиторской задолженности и взаимоотношений с покупателями, а рапорт № 8 — сводная таблица реализации продукции, раскрывающая состояние авансов полученных и их движение. На основе анализа этих двух взаимосвязанных рапортов можно сделать выводы об оборачиваемости дебиторской задолженности и авансов полученных.

Рапорт № 9 — ведомость учета дебиторов) и рапорт № 10 — ведомость учета кредиторов, необходимые для учета конкретных покупателей в увязке с тем или иным видом продукции (работ, услуг), а также конкретного поставщика в увязке с приобретенными ТМЦ и услугами. В соответствии с данными формами отчетности рассчитываются средний срок и средняя сумма дебиторской и кредиторской задолженности, при этом информация может быть представлена с выделением:

·                     отдельного вида продукции (работ, услуг);

·                     отдельного покупателя;

·                     номенклатуры ТМЦ и услуг;

·                     того или иного поставщика;

·                     отклонений фактической оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности от нормативной.

Рапорт № 11 — ведомость учета материально ответственных и подотчетных лиц, где приводится вся сводная информация о задолженности этих лиц и сроках погашения, что позволяет судить о размерах выданных и просроченных сумм.

Рапорт № 12 — ведомость учета накладных расходов, позволяющая видеть движение этих расходов в соответствии с утвержденным бюджетом и судить о возникших отклонениях: перерасходе или экономии, что непосредственно влияет на себестоимость продукции и финансовый результат того или иного подразделения.

Таким образом, приведенные сводные рапорты и построенные на их основе другие производные формы внутренней отчетности дают возможность на практике — ежедневно, а в течение рабочего дня — неоднократно оценивать финансово-экономическое состояние предприятия. Анализу подвергаются материальные, финансовые и документарные потоки, взаимоотношения с покупателями и поставщиками, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств.

Особенность такого анализа заключается в том, что управление финансовой устойчивостью предприятия осуществляется в оперативном режиме, при этом экономическую оценку получают как всё предприятие, так и отдельные виды деятельности. При этом выполнение производственной программы в текущем периоде и соответствующие изменения в финансово-экономическом состоянии предприятия можно отслеживать в реальном режиме времени с помощью сводных рапортов и не дожидаясь отчетных данных.

В результате директор предприятия получает надежную, полную и объективную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, понимания механизма хозяйственных процессов, существующего финансово-экономического состояния, перспектив развития и устойчивого экономического роста в настоящем и будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования установлено, что постановка и организация финансового менеджмента на предприятиях сложны и трудоемки.

Основной задачей финансового менеджера (финансового директора) малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.

Процесс финансового менеджмента включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.

В представленной курсовой работе рассмотрены финансы предприятия строительной сферы, которые имеют ряд отраслевых особенностей.

Практическим элементом работы стало изучение организации финансовой работы и финансового планирования, в том числе, на ОАО «Мост», так как именно планирование является ключевым моментом управления финансами. Финансовый план – является итоговым документом, для разработки которого необходимо предварительно учесть и рассчитать все возможные изменения в условиях деятельности малого предприятия, которые могут произойти в планируемом периоде по сравнению с условиями базисного периода. Для расчетов влияния этих изменений на финансовые показатели малого предприятия существует несколько методов. Они различаются тем, какая исходная база выбирается для финансового планирования.

Один из наиболее простых – метод, базирующийся на планируемом объеме реализации. От объема реализации зависит большинство показателей финансового плана: прибыль, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в резервный и другие фонды предприятия и т.д.

Финансовый план можно рассматривать, как задание по отдельным показателям, а также, как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития малого предприятия с имеющимися ресурсами, взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и используемого денежного капитала.

         Задачи финансового планирования:

1.                Обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования.

2.                Соблюдение интереса акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала.

3.                Гарантия выполнения обязательств малого предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для малого предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и обеспечивает платежи в бюджет на минимально необходимом уровне.

4.                Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные.

5.                Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства; является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений.

Список использованной литературы

 

1.                Конституция Российской Федерации.

2.                 Гражданский кодекс РФ.-М.: Изд-во Эксмо,2003.

3.                Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. – СПб.:Питер, 2005. – 368с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

4.                Казанцев А.К., Крупанин А.А. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 230с. – (Серия «Высшее образование»).

5.                Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2004. – 454с. – (Высшее образование).

6.                 Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов.-М.: Финансы, ЮНИТИ,1998.

7.                Тэпман Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 287с.

8.                Чапек В.Н. Экономика организаций малого предпринимательства. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. Феникс, 2004. – 384с.

9.                Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. – 430с.

10.           Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. – 220с.

11.            Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.

12.           Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

13.            Финансы предприятий: Учебник/Под ред. М.В.Романовского. – Спб: «Бизнес-пресса», 2000г.

14.            Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие /Под ред. Мазурина Т.Ю. – М.: Издательство РИОР, 2005г.

15.            Финансы предприятий: Учеб. пособие/Под ред. Поповой Р.Г., Самоновой И.Н., Добросердовой И.И. – Спб: Питер, 2005г.

16.            Финансы предприятий в вопросах и ответах: учеб. пособие/Под ред. Кондрашовой А.В. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005г.

17.            Борисов А.Н Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, №6 / 2004

18.            Грачев А.В. Организация и управление финансовой устойчивостью.Роль финансового директора на предприятии // Финансовый менеджмент, № 1 / 2004

ПРИЛОЖЕНИЕ


«Утверждаю»Генеральный директор____________________«_____» _____________


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

заместителя генерального директора по экономике и финансам — финансовому директору ОАО «Мост»


1. Общие положения


1.1 На должность заместителя генерального директора по экономике и финансам — финансового директора назначается лицо, имеющее высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы не менее пяти лет


1.2 Назначение и освобождение заместителя генерального директора по экономике и финансам производится приказом генерального директора предприятия в установленном порядке


1.3 Заместитель генерального директора по экономике и финансам подчиняется генеральному директору предприятия


1.4 Заместитель генерального директора по экономике и финансам в своей работе руководствуется действующим законодательством, приказами генерального директора, положением о финансово-экономической службе и настоящей инструкций


1.5 Система оплаты труда заместителя генерального директора по экономике и финансам устанавливается в контракте


2. Задачи и функции


2.1 В качестве главной задачи заместителя генерального директора по экономике и финансам выступают анализ, оценка и управление финансово-экономическим состоянием предприятия


2.2 Заместитель генерального директора по экономике и финансам выполняет следующие задачи и функции


2.2.1 Осуществляет руководство предприятием в области организации и совершенствования финансово-экономической деятельности, определяет финансовую стратегию и координирует работу всех структурных подразделений по указанному вопросу


2.2.2 Определяет направления повышения эффективности на основе планирования, бюджетирования и анализа финансово-экономической деятельности предприятия


2.2.3 Ведет учет себестоимости производства и допустимого уровня отпускных цен на продукцию (товары, услуги)


2.2.4 Контролирует сводный бюджет предприятия в разрезе операционного, инвестиционного и финансового бюджетов, с одной стороны, и в разбивке на бюджеты структурных подразделений — с другой


2.2.5 Разрабатывает предложения по совершенствованию планирования, бюджетирования и анализа финансово-экономической деятельности предприятия, системы оплаты труда, а также устанавливает нормативные значения показателей эффективности в целом по предприятию и его структурным подразделениям

2.2.6 Обеспечивает технико-экономическое обоснование проектов, определяет эффективность капитальных и долгосрочных вложений, а также потребность в собственных и заемных средствах


2.2.7 Контролирует ведение бухгалтерского, финансового, налогового и инвестиционного учета, подготовку бухгалтерской, финансовой, налоговой и статистической отчетности


2.2.8 Проводит текущий и оперативный учет финансово-экономического состояния предприятия и его структурных подразделений в реальном режиме времени


2.2.9 Обеспечивает руководство предприятия всей необходимой плановой (прогнозной) и фактической (аналитической) информацией в режиме реального времени


3. Права, обязанности и ответственность


3.1 Заместитель генерального директора по экономике и финансам имеет право


3.1.1 Контролировать и направлять деятельность предприятия и его структурных подразделений в вопросах целесообразного и экономного использования материальных и финансовых ресурсов


3.1.2 Получать всю необходимую информацию от структурных подразделений для осуществления планирования, бюджетирования и анализа финансово-экономической деятельности предприятия


3.1.3 Давать указания и издавать распоряжения в рамках возложенных на него обязанностей


3.2. Заместитель генерального директора по экономике и финансам обязан


3.2.1 Требовать от руководителей структурных подразделений безусловного и своевременного выполнения сводного бюджета, заложенных показателей рентабельности и оборачиваемости оборотных средств


3.2.2 Разрабатывать методические положения, нормы, нормативы, инструкции, схемы документооборота и стандарты внутренних документов с целью укрепления финансово-экономического состояния предприятия


3.2.3 Контролировать структуру активов, капитала, финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность предприятия


3.3 Заместитель генерального директора по экономике и финансам несет ответственность за


3.3.1 Предоставление руководству предприятия не позднее 25 числа каждого месяца сводного бюджета на следующий плановый месяц, включая план по прибыли и финансовый план


3.3.2 Предоставление руководству предприятия не позднее 5 числа каждого месяца исполнения сводного бюджета за истекший отчетный месяц, включая отчет по прибыли и отчет о движении денежных средств


3.3.3 Оперативное обеспечение руководства предприятия всей аналитической информацией о текущем финансово-экономическом состоянии предприятия


3.3.4 Методическое руководство и состояние бухгалтерского, финансового, налогового, управленческого и инвестиционного учета


3.3.5 Разработку нормативов накладных, транспортных и таможенных расходов, показателей рентабельности (продаж, активов и собственного капитала) и оборачиваемости оборотных средств (запасов, дебиторской и кредиторской задолженности)


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ