Организация финансов образовательного учреждения на примере МОУ ДОД ДЮСШ города Мирный
Как показывают данные
Таблицы 2.2.2. ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом
улучшается. Если в 2007 году профинансировано было лишь 67,3 % от утвержденной Отделом
образования Мирного сметы, то в 2009 - выполнение плана по сметному
финансированию - 87.9 %, что на 20,6 % выше, чем в 2007 году и на 13 % выше,
чем в 2008 году.
Наиболее успешно обстоит
дело с финансированием таких статей как:
- оплата труда
гражданских служащих;
- начисления на оплату
труда;
- оплата коммунальных
услуг.
Хуже всего финансируются:
- приобретение предметов
снабжения
- командировки и
служебные разъезды;
- транспортные услуги;
Помимо основной
деятельности, МОУ ДОД ДЮСШ также осуществляет предпринимательскую деятельность
и сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Динамику доходов,
утвержденных Отделом образования Мирного в смете доходов и расходов от предпринимательской
деятельности и аренды оценить, используя данные Таблицы 2.2.3.
Таблица 2.2.3.Динамика
доходов от предпринимательской деятельности МОУ ДОД ДЮСШ за период с 2007 по
2009 год.
Наименование показателя
|
2007 г.
тыс.руб
|
%
|
2008 г.
тыс.руб
|
%
|
2009 г.
тыс.руб
|
%
|
Аренда
|
203,6
|
27,12
|
342,9
|
39,10
|
630,4
|
60,54
|
Поступления от платной образовательной деятельности
|
371,2
|
49,44
|
343,6
|
39,18
|
356,7
|
34,26
|
Добровольные пожертвования и взносы
|
175,9
|
23,44
|
190,6
|
21,72
|
54,2
|
5,20
|
Всего
|
750,7
|
100
|
877,1
|
100
|
1041,3
|
100
|
Эти данные показывают
изменения, произошедшие в структуре утвержденных доходов от предпринимательской
деятельности МОУ ДОД ДЮСШ. Из года в год растет доля утвержденных доходов от
сдачи помещений в аренду с 27 до 61 %. В то же время доля добровольных
пожертвований ежегодно снижается с 24 до 5 %.
Общая динамика
утвержденных доходов от предпринимательской деятельности характеризуется
неуклонным ростом. Наблюдается рост утвержденных доходов в 2008 году по
сравнению с 2007 годом на 17 %, а в 2009 году по сравнению с 2008 - на 19 %.
Итак, на протяжении 3-х
лет большую долю в структуре утвержденных на осуществление предпринимательской
и прочей деятельности, приносящей доход, расходах имеет статья 111 000 или
прочие текущие расходы на покупку товаров, в которую входят: оплата текущего
ремонта оборудования, зданий и сооружений. Она составляет около 1/3 всех
утвержденных сметой расходов на осуществление предпринимательской деятельности.
Вторая по значимости статья 110 100 - оплата труда государственных служащих.
Составляет около 1/5 всех утвержденных расходов. С каждым годом увеличивается
доля приобретенных предметов снабжения, что происходит за счет увеличения
утвержденных расходов на прочие расходные материалы.
Общая динамика
утвержденных расходов отличается их ростом. Утвержденные расходы в 2008 году по
сравнению с 2007 годом возросли на 19 %, а в 2009 по сравнению с 2008 годом -
на 32 %.
Сравнивая данные о
динамике утвержденных доходов и расходов от предпринимательской деятельности и
аренды, мы видим, что ежегодно сумма расходов превышает сумму доходов на
величину остатка денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения с
прошлого отчетного периода. То есть, в целом соблюдается соотношение: доходы от
предпринимательской деятельности равны расходам на ее осуществление.
Данные баланса сметы
доходов и расходов по внебюджетным источникам свидетельствуют, что фактические
расходы на осуществление предпринимательской деятельности составили:
В 2007 году - 128 577
руб., что больше, чем полученные доходы на 60 802 руб.
В 2008 году - 142 508
руб., что меньше, чем полученные доходы на 63 879 руб.
В 2009 году - 304 572
руб., что меньше, чем полученные доходы на 52 096 руб.
§2.3 Анализ финансовой
деятельности бюджетного учреждения МОУ
ДОД ДЮСШ города Мирный
Схема финансирования
государственного и муниципального образовательных учреждений определяется
типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и
видов.
- объем бюджетного
финансирования;
- расходы по бюджету;
- объем реализации
продукции (работ, услуг);
- расходы за счет средств
внебюджетных источников;
- доходы от оказания
платных услуг;
- расходы, связанные с
оказанием платных услуг;
- прибыль (убыток) от оказания
платных услуг.
Таким образом, по мнению
Н.Р. Кельчевской, опираясь на отчетность, можно
получить представление о четырех аспектах деятельности предприятия:
- имущественное и
финансовое положение предприятия с позиции долгосрочной перспективы;
- финансовые результаты,
регулярно генерируемые данным предприятием;
- изменения в капитале
собственников;
- ликвидность предприятия[49].
Как утверждает Кузина
Е.Л.:
- первый аспект
деятельности находит отражение в балансе: активная сторона баланса дает
представление об имуществе предприятия, пассивная - о структуре источников его
средств;
- второй аспект
представлен в отчете о прибылях и убытках - все доходы и расходы предприятия за
отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме.
Рассматривая форму в динамике, можно понять, насколько эффективно в среднем
работает данное учреждение;
- третий аспект
отражается в отчете о движении капитала, где дается движение всех компонентов
собственного капитала;
- четвертый аспект
определяется тем обстоятельством, что прибыль и денежные средства - не одно и
то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие
денежных средств, в требуемых объемах и в нужное время. Определенную
характеристику этого аспекта дает отчет о движении денежных средств[50].
По утверждению В.В.
Ковалева, анализ финансового состояния учреждения по данным отчетности может
осуществляться с различной степенью детализации. Можно выделить 2 вида анализа:
экспресс-анализ и углубленный анализ. В первом случае предполагается получить
лишь самое общее представление о предприятии, во втором - проводимые
аналитические расчеты и ожидаемые результаты более детализированы и подробны.
Если экспресс-анализ, по сути, сводится к чтению годового отчета, то
углубленный анализ предполагает расчет системы аналитических коэффициентов,
позволяющей получить представление о следующих сторонах деятельности
учреждения:
1. Оценка имущественного
состояния;
2. Оценка деловой
активности;
3. Оценка финансовой
активности;
4. Оценка профильного использования
средств[51].
Данные для расчета
коэффициентов взяты из регистров бюджетного учета МОУ ДОД ДЮСШ Мирного.
Формулы расчета
коэффициентов предлагает в своей работе Г.Н. Кузьмин[52].
1. Показатели оценки
имущественного состояния характеризуют состояние и использование образовательным
учреждением федеральной собственности.
Рассчитается, в первую
очередь, коэффициент износа основных средств, характеризующий степень износа
основных средств в целом по образовательному учреждению.
формула 1
К1 = И / Сос
Где:
К1 - коэффициент износа
основных средств;
И - величина износа
основных средств на конец (начало) года (форма № 1, стр. 0760);
Сос - стоимость основных
средств на конец (начало) года (форма № 1, стр. 0010).
К1(начало 2009г.) = 6 723
225 руб. / 19 870 802 руб. = 0,33
К1(конец 2003г.) = 6 900
895 руб. / 20 134 557 руб. = 0,34
Как видно из расчета
данный коэффициент имеет незначительное увеличение в течение 2009 года. Это
негативный фактор, так как он свидетельствует о старении
материально-технической базы. Но делать выводы, отталкиваясь от динамики одного
года нельзя, поэтому рассмотрим данный показатель за 3 года: на конец 2007, 2008
и 2009 года и сравним.
К1(конец 2007г.) = 3 292
711 руб. / 10 238 015 руб. = 0,32
К1(конец 2008г.) = 3 390
704 руб. / 10 257 636 руб. = 0,33
К1(конец 2009г.) = 6 900
895 руб. / 20 134 557 руб. = 0,34
Как видно, тенденция к
медленному, но, все же, росту - наблюдается. Если рассчитывать данные
коэффициенты по балансам исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным
источникам, то здесь наблюдается совершенно иная картина, свидетельствующая о
снижении данного показателя за счет обновления основных средств.
К1 внеб. (конец 2007г.) =
128 898 руб. / 179 009 руб. = 0,72
К1 внеб. (конец 2008г.) =
125 142 руб. / 199 486 руб. = 0,62
К1 внеб. (конец 2009г.) =
339 903 руб. / 597 313 руб. = 0,57
Следующая группа
показателей - коэффициенты ремонта зданий, показывающий величину фактических
расходов на капитальный ремонт зданий, приходящуюся на один рубль балансовой
стоимости основных средств.
формула 2
К12 = (Зрв + Зрб) / Сос,
Где:
К12 - общий коэффициент
ремонта зданий;
Зрв - затраты на
капитальный ремонт, направленные на нужды образовательного учреждения, за счет
внебюджетных источников;
Зрб - затраты на
капитальный ремонт за счет бюджетных средств;
Сос - стоимость основных
средств на конец (начало) года.
формула 3
К22 = Зрб / Сос,
Где:
К22 - коэффициент ремонта
зданий за счет бюджетных средств;
Зрб - затраты на
капитальный ремонт за счет бюджетных средств;
Сос - стоимость основных
средств на конец (начало) года.
формула 4
К32 = Зрв / Сос,
Где:
К32- коэффициент ремонта
зданий за счет внебюджетных средств;
Зрв - затраты на
капитальный ремонт за счет внебюджетных средств;
Сос - стоимость основных
средств на конец (начало) года.
Учитывая тот факт, что из
внебюджетных источников денежные средства на капитальный ремонт не тратились,
коэффициент К12 равен К22.
К 12 (конец 2007г.) = 91
558 руб. / 10 238 015 руб. = 0,009
К 12 (конец 2008г.) = 5
821 руб. / 10 257 636 руб. = 0,0006
К 12 (конец 2009г.) = 23
504 руб. / 20 134 557 руб. = 0,001
Динамика изменения
показателя позволяет судить о том, что величина фактических расходов на
капитальный ремонт зданий из бюджетных источников имеет тенденцию к сокращению,
что отражается на росте показателя износа зданий и сооружений.
Следующий показатель -
коэффициент обновления основных средств, показывающий долю поступивших в
течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств,
рассчитанных на конец года.
формула 5
К4 = Спос / Сос,
Где:
Спос - стоимость основных
средств, поступивших в течение года (форма № 5, стр.120);
Сос - стоимость основных
средств на конец года.
К4 (конец 2001) = 81 001
руб. / 10 238 015 руб. = 0,008
К4 (конец 2002) = 20 490
руб. / 10 257 636 руб. = 0,002
К4 (конец 2003) = 265 865
руб. / 20 134 557 руб. = 0,013
Увеличение этого
показателя является положительным фактором, так как за счет увеличения данного
коэффициента происходит уменьшение износа основных средств и их выбытие.
Следующий показатель -
коэффициент выбытия основных средств, показывающий долю выбывших в течение года
основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанных на конец
года.
формула 6
К5 = Свос / Сосн,
где:
Свос - стоимость основных
средств, выбывших в течение года (форма № 5, стр.170);
Сосн - стоимость основных
средств на конец года (форма № 1)
К5 (конец 2001) = 71 077
руб. / 10 238 015 руб. = 0,007
К5 (конец 2002) = 869
руб. / 10 257 636 руб. = 0,00009
К5 (конец 2003) = 2 112
руб. / 20 134 557 руб. = 0,0001
В качестве дополнительных
показателей имущественного состояния образовательного учреждения могут
использоваться показатели качественной структуры имущества, выражающиеся в
коэффициентах удельного веса видов имущества в общей структуре основных
средств.
2. Показатели деловой
активности
Указанная группа
показателей позволяет оценить деятельность образовательного учреждения с точки
зрения эффективности использования имеющегося федерального имущества
(экономического потенциала данного имущества).
К таким показателям
относятся:
Коэффициенты
оборачиваемости и структуры поступивших средств по образовательному учреждению.
Они показывают количество всех поступивших финансовых средств, приходящихся на
один рубль, вложенный в активы образовательного учреждения; а также удельный
вес внебюджетной доходности в общей доходности.
формула 7
К 16= Ф/ Б
где Ф - сумма поступивших
средств из всех источников за год (сумма данных формы № 2, стр.800000 и формы №4,
стр.020 );
Б - валюта баланса на
конец года (форма 1, гр.4, стр.1040).
К 16 2001 год = 2 262 654
руб. / 11 307 272 руб. = 0,2
К 16 2002 год = 2 938 146
руб. / 11 522 249 руб. = 0,26
К 16 2003 год = 3 662 076
руб. / 21 394 357 руб. = 0,17
Для образовательных
учреждений желательно увеличение значений этих показателей. К сожалению, в 2009
году мы наблюдаем существенное снижение показателя оборачиваемости по сравнению
с предыдущими годами.
Коэффициенты
оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывают, сколько финансовых
ресурсов получено образовательным учреждением на один рубль, вложенный в
основные средства.
формула 8
К 17= Ф/ СОС
где Ф - сумма поступивших
средств из всех источников за год ;
СОС - стоимость основных
средств на конец года .
К 17 2001 год = 2 262 654
руб. / 10 238 015 руб. = 0,22
К 17 2002 год = 2 938 146
руб. / 10 257 636 руб. = 0,29
К 17 2003 год = 3 662 076
руб. / 20 134 557 руб. = 0,18
Для образовательных
учреждений желательно увеличение этих показателей за счет максимизации
финансовых поступлений. Но в нашем случае на снижение коэффициента фондоотдачи
повлияла переоценка основных средств, проведенная Отделом образования Мирного на
начало года.
Коэффициенты
оборачиваемости оборотных средств характеризуют количество оборотов финансовых
ресурсов образовательного учреждения.
формула 9
К 18= Ф/ОБ
где Ф - сумма поступивших
средств из всех источников за год ;
OБ - стоимость оборотных
средств на конец года (сумма данных формы №1, гр.4, стр. 0040-0250).
К 18 2001 год = 2 262 654
руб. / 529 823 руб. = 4,27
К 18 2002 год = 2 938 146
руб./ 697 390 руб. = 4,21
К 18 2003 год = 3 662 076
руб. / 946 952 руб. = 3,87
Для образовательных
учреждений желательно увеличение значения этих показателей за счет максимизации
финансовых поступлений. В нашем случае мы наблюдаем снижение показателя
оборачиваемости, что является фактором негативным, свидетельствующим о том, что
объем оборотных средств растет быстрее, чем объем финансовых поступлений.
Коэффициент деловой
активности показывает эффективность использования финансовых ресурсов,
поступивших в образовательное учреждение в расчете на одного среднесписочного
работника.
формула 10
К110= Ф/ NР
где Ф - сумма поступивших
средств из всех источников за год ;
NР - среднесписочная
численность работников образовательного учреждения (форма 4Т, гр.1, стр.02).
К 110 2001 год = 2 262
654 руб. / 41,5 чел. = 54 521,78 руб./чел.
К 110 2002 год = 2 938
146 руб./ 35,4 чел. = 84 269,66 руб./чел.
К 110 2003 год = 3 662
076 руб. / 48 чел. = 76 293,25 руб./чел.
Для образовательного
учреждения желателен рост значения этого показателя за счет увеличения поступления
денежных средств из всех источников финансирования и рационализации численности
работающих.
Для конкретизации и
выводов об эффективности использования имущества образовательного учреждения
могут рассчитываться также дополнительные показатели деловой активности.
3. Показатели финансовой
активности
На основании расчета
показателей финансовой активности можно сделать выводы об эффективности
использования образовательным учреждением финансовых инструментов, выражающихся
в виде денежных средств, финансовых обязательств (задолженность, заемные
средства) и т.п.
Оборачиваемость
дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской
задолженности, то есть, сколько поступивших финансовых средств приходится на
один рубль средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность[53].
формула 11
К111= Ф/ Д
где Ф - сумма поступивших
средств из всех источников за год ;
Д - средняя величина
дебиторской задолженности за год (полусумма данных формы №1, графы 3 и 4,
стр.0290 и стр.0350).
К 111 2001 год = 2 262
654 руб. / 45 906 руб. = 49,29
К 111 2002 год = 2 938
146 руб./ 56 780 руб. = 51,75
К 111 2003 год = 3 662
076 руб. / 55 106 руб. = 66,46
Увеличение этого
показателя положительно характеризует финансовую активность образовательного
учреждения.
Оборачиваемость
кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности,
то есть, сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль
средств, привлеченных в кредиторскую задолженность
формула 12
К112= Ф/ КР
где Ф - сумма поступивших
средств из всех источников за год ;
КР - средняя величина
кредиторской задолженности за год (полусумма данных формы №1, графы 3 и 4,
стр.0800 и 0860).
К 112 2001 год = 2 262
654 руб. / 488 860 руб. = 4,63
К 112 2002 год = 2 938
146 руб./ 501 145 руб. = 5,86
К 112 2003 год = 3 662
076 руб. / 390 820 руб. = 9,37
Увеличение этого
показателя также положительно характеризует финансовую активность МОУ ДОД ДЮСШ
Мирного.
Коэффициент финансовой
устойчивости
формула 13
К113= (В-СЗАЕМ-И)/ Б
где В - величина фондов и
средств целевого назначения (форма №1, гр.4, стр.0670-0760);
СЗАЕМ - сумма заемных
средств на конец (начало) года (форма №1, гр.4, стр.0740); И - величина износа
основных средств на конец (начало) года (форма №1, стр.760, графа 4);
Б - валюта баланса на
конец года (форма №1, гр.4, стр.1040).
К 113 2001 год = (7 272
978 руб. - 0 - 3 292 711 руб.) / 11 307 272 руб. = 0,35
К 113 2002 год = (7 238
685 руб. - 0 - 3 390 704 руб.) / 11 522 249 руб. = 0,33
К 113 2003 год = (13 762
801 руб. - 0 - 6 900 895 руб.) / 21 394 357 руб. = 0,32
За прошедший период
коэффициент финансовой устойчивости не претерпел существенных изменений, но
тенденция к снижению наметилась. Это - негативный фактор.
Динамика оценочных
показателей финансовой деятельности МОУ ДОД ДЮСШ Мирного представлена в Таблице
2.2.4.
Таблица 2.2.4. Динамика
доходов от предпринимательской деятельности МОУ ДОД ДЮСШ за период с 2007 по
2009 год. в тыс. руб.
Наименование показателя
|
2007 г.
|
%
|
2008 г.
|
%
|
2009 г.
|
%
|
Аренда
|
203,6
|
27,12
|
342,9
|
39,10
|
630,4
|
60,54
|
Поступления от платной образовательной деятельности
|
371,2
|
49,44
|
343,6
|
39,18
|
356,7
|
34,26
|
Добровольные пожертвования и взносы
|
175,9
|
23,44
|
190,6
|
21,72
|
54,2
|
5,20
|
Всего
|
750,7
|
100
|
877,1
|
100
|
1041,3
|
100
|
В целом финансовое
состояние МОУ ДОД ДЮСШ Мирного можно охарактеризовать как относительно
стабильное.
Отрицательные факторы:
- снижение коэффициента
финансовой устойчивости;
- снижение коэффициента
деловой активности.
Финансовое состояние
учреждение с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями
платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно
своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным и
долгосрочным обязательствам перед контрагентами[54].
Количественная оценка и
анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:
- оценка степени
выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений;
- оценка уровня
эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
коммерческой организации.
Результативность
деятельности учреждения в финансовом смысле характеризуются показателями
доходности.
По утверждению Д.А. Панкова,
анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой[55].
В заключение главы можно
отметить, что при анализе финансового состояния своего предприятия после
комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового
состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии
предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.
3. Рекомендации по
улучшению финансового состояния деятельности бюджетного учреждения МОУ ДОД ДЮСШ города Мирный
§3.1 Проблемы финансового
состояния бюджетного учреждения МОУ
ДОД ДЮСШ города Мирный
Рыночные условия
хозяйствования привели к появлению нового для бюджетных учреждений явления как
предпринимательская деятельность.
В соответствии со ст. 50
ГК РФ учреждения такого типа могут осуществлять предпринимательскую деятельность
постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они создано, и
соответствующую этим целям. В соответствии с главой 25 Части второй, Налогового
кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23 июля 2008 г.) (далее по
тексту НК РФ), к доходам от предпринимательской деятельности, например
образовательных, бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания
платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к
предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются
законодательными актами Российской Федерации в области образования.
Таким образом, бюджетное
учреждение может иметь два источника получения имущества и денежных средств:
- выделение бюджетных
средств на целевое финансирование деятельности учреждения;
- получение доходов от
ведения предпринимательской деятельности, которая рассматривается как один из
основных источников финансирования.
В соответствии со ст. 47
Закона Российской Федерации «Об образовании» к предпринимательской деятельности
образовательных учреждений относятся:
- продажа и сдача в
аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
- торговля покупными
товарами, оборудованием;
- оказание посреднических
услуг;
- долевое участие в
деятельности других учреждений (в том числе
образовательных) и
организаций;
- приобретение акций,
облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по
ним;
- ведение приносящих
доход иных внереализационных операций, непосредственно несвязанных с
собственным производством, предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с
их реализацией.
В нашем случае доходы от
предпринимательской деятельности МОУ ДОД ДЮСШ Мирного получает от:
- сдачи в аренду помещений
по улице Ленина 17, общей площадью 524 кв.м.;
- поступлений от платной
образовательной деятельности;
- добровольных
пожертвований и взносов.
Доходы от
предпринимательской деятельности реинвестируются в данное образовательное
учреждение и направляются на непосредственные нужды обеспечения, развития и
совершенствования образовательного процесса, на заработную плату.
Рассмотрим динамику по
каждой составляющей структуры доходов (см. Рис.3.1, 3.2, 3.3).
Рис. 3.1. Динамика
доходов МОУ ДОД ДЮСШ от сдачи помещений в аренду
Как видно из диаграммы -
доход от сдачи в аренду помещений растет из года в год. Также растет и доля
доходов от аренды в общей структуре доходов от предпринимательской деятельности
с 27,12 % в 2007 году до 60,54 % в 2009 году.
Рисунок 3.2. Динамика
поступлений от платной образовательной деятельности, тыс. руб.
Как показывает диаграмма -
динамика поступлений от платной образовательной деятельности весьма нестабильна
и имеет тенденцию к снижению. Также снижается и доля доходов от платной
образовательной деятельности в общей структуре доходов от предпринимательской
деятельности МОУ ДОД ДЮСШ Мирного, в 2007 г. -49,44 %, в 2008 году - 39,18 % в 2009 году - 34,26 %.
Это негативная тенденция
- так как платные образовательные услуги должны занимать львиную долю в
структуре доходов образовательного учреждения.
Рисунок 3.3. Динамика
добровольных пожертвований и взносов, тыс. руб.
Как показывает диаграмма -
динамика добровольных пожертвований и взносов к 2009 году становится
отрицательной. Также снижается и доля в структуре доходов с 23,44 % в 2007 году
до 5,2 % в 2009 году. Этот факт свидетельствует о снижении интереса
потенциальных инвесторов и благотворительных организаций к дополнительному образованию.
Развитие новых форм
внебюджетной деятельности учреждений предопределили необходимость трансформации
бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в соответствии с требованиями
рыночной экономики.
С введением новых форм
хозяйствования в системе бюджетной организации существенно увеличился поток
документов, проходящих через бухгалтерию, поэтому традиционные формы
бухгалтерского учета уже не способны в должной мере обеспечить развитие учета.
В этих условиях для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной
деятельности учреждения необходима рациональная организация системы
бухгалтерского учета, адекватная его современному состоянию развития. Поэтому
основным критерием оценки эффективности того или иного варианта организации
бухгалтерского учета следует принять степень его соответствия условиям
деятельности бюджетного учреждения.
Методика ведения
бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности,
обусловленные непроизводственным и некоммерческим характером основной
деятельности.
Основной задачей
организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности выступает
четкое разграничение объектов учета. Разделение в учете в зависимости от вида
операций производится следующим образом. Субсчетам учета материальных
ценностей, расчетов и иным, которые могут использоваться для учета операций
нескольких видов, присваиваются признаки в виде номеров. Основанием для
подразделения субсчетов учета материальных ценностей является источник их
приобретения[56].
Бухгалтерский учет
предпринимательской деятельности МОУ ДОД ДЮСШ Мирного ведется «вручную», что
осложняет проведение финансового анализа, снижает оперативность принятия
управленческих решений и увеличивает вероятность возникновения ошибок в
отчетной документации.
Во избежание
вышеперечисленных проблем рекомендуется создание информационной системы
бухгалтерского учета, учитывающей специфику ведения учета, которая отражается в
плане счетов, формах первичных документов, формах месячной, квартальной,
годовой отчетности, методике начисления износа и системе налогообложения.
Естественно такая система должна создаваться с учетом таких требований, как
одновременное ведение разных систем учета, каждая из систем должна соответствовать
требованиям законодательства, использование различных программных платформ и
т.д.
§3.2 Возможные пути
решения проблем, совершенствования финансовой деятельности МОУ ДОД ДЮСШ города Мирный
Современное состояние
бюджетного финансирования образования принято характеризовать в терминах
исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования
учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов
определяются следующим образом:
оплата труда;
стипендия;
трансферты;
оплата коммунальных
услуг;
остальные виды расходов.
Такая оценка
распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее
законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства
за обеспечение определенного уровня финансирования образования:
- выделение на нужды
развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее
профессиональное образование не менее 3% расходной части федерального бюджета;
- определение уровня
оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в
промышленности;
- установление доплат,
надбавок, присущих только работникам образования.
По мнению В.А. Шарова,
выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения
ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в
24 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к
сфере образования находится в состоянии «перенапряжения».
Установленный Бюджетным
кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет
некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это
снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным
трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения
бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса содержанием органов
казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег,
расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.)[57].
Нормативно-методическая
база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и
материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия
выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом
заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным
статьям». Создается «лукавая ситуация», когда деньги на образование вроде бы и
выделяются, а вот каким образом удается сохранять устойчивость системы,
учредителя вроде бы и не интересует.
По мнению И.И.
Нестеровой, в законодательной базе, определяющей механизм бюджетного
финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций
решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным
критерием целями, на достижение которых направляются бюджетные средства.
Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на
соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной
классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению
эффективности использования бюджетных средств[58].
Все это позволяет
предположить, что бюджетная политика государства, точнее финансовых органов,
направлена в первую очередь на решение проблем учета и контроля использования
бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности сферы
образования.
Решение этих и других
конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным
направлениям:
- совершенствование
нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;
- дальнейшее развитие и
совершенствование организационно-экономического механизма функционирования
системы образования.
В рамках первого
направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:
- передачу права
утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения
руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения
устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой);
- включение бюджетополучателей
в процедуру разработки проекта бюджета.
Это обусловлено тем, что
и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное
законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны
предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных
учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным
расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены
главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
- доведение уведомлений о
бюджетных обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой;
- предоставление права
бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей
суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям
экономической классификации;
-сохранение за бюджетным
учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31
декабря текущего года на счете бюджетного учреждения.
Сейчас трудно определить
направления дальнейшего совершенствования организационно-финансовых механизмов
в системе образования. Слишком многими факторами они определяются и слишком
неопределенными могут быть и последствия изменений такого рода. Ясно одно,
необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и
организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на
постепенный запуск механизмов саморегулирования.
Основные подходы к
организационно-экономическому реформированию системы п образования можно сформулировать
следующим образом:
- реструктурирование
действующих потоков финансовых средств, направленное на более эффективное их
использование.
- создание условий,
стимулирующих развитие платежеспособного спроса на подготовку спортсменов по уровням
квалификации, а также на получение дополнительного образования, т.е.
формирование дополнительных (внебюджетных) источников финансирования этой
сферы.
Финансирование
образовательных учреждений должно осуществляться по следующим направлениям.
Государственный заказ
Финансирование госзаказа
должно осуществляться на основе нормативов в расчете на 1 учащегося, которые
будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости подготовки по
различным специальностям. Финансирование будет производиться без разбивки выделяемых
средств на отдельные предметные статьи.
В современном обществе
без информационных технологий невозможно наладить эффективную работу структуры
управления, повысить скорость обработки и принятия решений и снизить
вероятность управленческих ошибок.
Стоит согласиться с Е.А.
Федченко, что новые условия хозяйствования требуют
внедрение современных средств вычислительной техники и обработки
учетно-финансовой информации. Рыночная экономика обуславливает развитие
прогрессивных информационных технологий в практике бухгалтерского учета[59].
Одной их таких технологий
является - автоматизированная система «Смета», разработанная НПО «Криста»,
которую предлагается внедрить в МОУ ДОД ДЮСШ Мирного. «Смета» является
универсальной системой автоматизации бухгалтерского учета в бюджетном
учреждении. Данная система позволяет автоматизировать учет от ввода первичных
документов до формирования отчетности. В базовую конфигурацию АС «Смета» входят
следующие рабочие места, Кадры, Заработная плата и табель, Касса, Банк и смета,
Основные средства, материалы продукты питания, МБП и Общая бухгалтерия.
Достоинствами системы
является ее прозрачность, многопользовательский доступ к базе данных, большой
спектр документов и выходных форм, соответствующих законодательству РФ, а также
возможность разграничения прав пользователей, ведение журнала бухгалтерских
операций с многоуровневой аналитикой.
Заключение
Важность финансового
анализа как одного из основных элементов стратегического управления
образовательным учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех
пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений и их
хозяйственная самостоятельность. Очевидно, что от эффективности управления
финансовыми ресурсами государственных образовательных учреждений целиком и
полностью зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в
учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не
меняется, то никакое бюджетное финансирование не позволит образовательному
учреждению «держаться на плаву».
В первой главе данной
работы рассматривались особенности организации финансово-хозяйственной
деятельности государственного образовательного учреждения и особенности анализа
финансового состояния государственного образовательного учреждения. Рассмотрены
основные теоретические методы проведения финансового анализа деятельности
бюджетной организации, раскрыта экономическая сущность коэффициентов,
применяемых при проведении анализа финансового состояния учреждения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|