Организация и совершенствование электронной формы декларирования
В соответствии с Порядком
представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи представление налоговой декларации в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи осуществляется по инициативе
налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых
технических средств и возможностей для ее приема и обработки. Представление
налоговой декларации в электронном виде осуществляется через
специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
Для того чтобы подключится к системе
сдачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи, необходимо:
1. Получить информацию о возможности
представления налоговых деклараций в электронном виде: в налоговой инспекции, в
которой налогоплательщик состоит на учете или на Интернет-сайтах налоговых
органов, а также в средствах массовой информации.
2. Выбрать оператора связи и
заключить с ним договор.
3. Приобрести программное
обеспечение, совместимое с ПО, установленным в налоговой инспекции, и
установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое
программное обеспечение может быть предоставлено оператором связи.
Основой для построения деловых
отношений между государством и юридическими лицами с использованием электронных
документов стал принятый 10.01.2002г. Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной
цифровой подписи». Согласно Закону документ в электронном виде, подписанный
электронной цифровой подписью, приобретает юридический статус, т.е. имеет такую
же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и
печатью.
В этот же период вступил в силу
другой Федеральный закон от 28.12.2001г. № 180-ФЗ «О внесении изменения в
статью 80 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», который
гласит, что «налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту
учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в
электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Федеральный закон от 28.03.2002 г. №
32-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском
учете» также регламентирует представление бухгалтерской отчетности в
электронном виде: «Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и
представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на
бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия
пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего
Федерального закона, организация может представлять отчетность в электронном
виде в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Вышеперечисленные нормативные
правовые акты формируют законодательную базу для перехода на безбумажную технологию
сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам
связи с использованием ЭЦП.
Приказом МНС России от 02.04.2002г. N
БГ-3-32/169 был утвержден Порядок представления налоговой декларации в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, который определяет
общие принципы организации информационного обмена при использовании системы
безбумажной технологии. Согласно Порядку, формы налоговой и бухгалтерской
отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями
законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат
хранению в архиве юридически значимых документов и могут использоваться в
качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном
порядке. Представление налоговой отчетности в электронном виде через
специализированного оператора связи освобождает налогоплательщика от
необходимости представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4
части первой Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 13
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и
пунктом 4 раздела I Порядка представления налоговой декларации в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России
от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, зарегистрированным Минюстом России 16.05.2002 N
3437 ("Российская газета", 22.05.2002, N 89) действуют Методические
рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых
деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи, утвержденные Приказом МНС России от
10.12.2002 г. № БГ-3-32/705.
Приказом МНС России от 31.12.2002 г.
№ БГ-3-06/756 «О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций»
налогоплательщикам, пользующимся системой безбумажной технологии сдачи
отчетности, гарантируется своевременное обновление всех вновь выходящих форм.
Налоговая и бухгалтерская отчетность,
передаваемая в налоговые органы по безбумажной технологии, должна соответствовать
утвержденному ФНС России формату представления.
Перечень отчетности, доступной для
сдачи в электронном виде, постоянно расширяется.
Форматы представления в электронном
виде деклараций (расчетов) по региональным и местным налогам и сборам, принятие
которых осуществляется не на федеральном уровне, утверждаются управлениями ФНС
России в соответствии с Едиными требованиями к форматам представления налоговых
деклараций в электронном виде по региональным и местным налогам, утвержденным
приказом МНС России от 12.02.2003 № БГ-3-13/58.
Специализированный оператор связи -
организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной
информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы
представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи.
Другими
словами — специализированные операторы связи – это организации, отвечающие
установленным требованиям, имеющие необходимые технологии для представления
отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключившие договор с
Управлением (ями) ФНС России по субъекту Российской Федерации.
Деятельность
специализированного оператора связи регулируется: Федеральным законом от
16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи»; Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральным законом от 10.01.2002
№ 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральным законом от 20.02.1995 №
24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; другими федеральными
законами; «Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи», утвержденным Приказом МНС России от
02.04.2002 № БГ-3-32/169; «Положением о лицензировании деятельности в области
связи в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.1994 № 642; «Положением о порядке разработки,
производства, реализации и использования средств криптографической защиты
информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих
государственную тайну (Положение ПКЗ-99)», утвержденным Приказом ФАПСИ от
23.09.1999 № 158, зарегистрированным в Минюсте России 28.12.1999, № 2029;
«Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и
передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты
информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих
государственную тайну», утвержденной Приказом ФАПСИ от 13.06.2001 № 152,
зарегистрированной в Минюсте России 06.08.2001, № 2848; "Методическими
рекомендациями об организации и функционировании системы представления
налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи", утвержденными Приказом МНС России от
10.12.2002 № БГ-3-32/705@, а также другими нормативными актами.
3 Разработка мероприятий по повышению уровня
использования электронной формы декларирования в Управлении Федеральной
налоговой службы по Московской области
3.1 Основные направления совершенствования
Повышение уровня налогового
администрирования названо Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании
Федеральному Собранию в качестве важного направления налоговой политики,
которое в последние годы постоянно находилось в центре внимания государства.
Одним из следствий реализованных мер
по проведению налоговой реформы стало общее улучшение уровня контрольной работы
налоговых органов, повышение собираемости налогов и обеспечение доходов
бюджетов.
Основная функция УФНС по Московской
области — обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о
налогах и сборах.
В налоговом администрировании УФНС по
Московской области придерживается следующих принципов:
— равенство перед законом всех
участников налоговых правоотношений;
— адекватная и своевременная реакция
на различные модели поведения налогоплательщиков;
— достижение максимальных результатов
при минимальных затратах.
Обеспечение роста доходов государства
должно происходить за счет:
— увеличения количества
налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства;
— сокращения количества
налогоплательщиков, функционирующих в ненаблюдаемом секторе экономики.
Данные принципы являются основой
работы налоговых администраций и других стран.
Однако в отличие от зарубежных
налоговых администраций, которые сосредоточены только на налоговом
администрировании, УФНС по Московской области дополнительно осуществляет
функции:
— регистрирующего органа;
— лицензирования и контроля за
производством и оборотом спирта и алкогольной продукции;
— уполномоченного органа государства
в делах о банкротстве;
— контроля и лицензирования игорного
бизнеса и лотереи.
Такой широкий перечень функций
потребовал перехода на более эффективный функциональный принцип организации
работы (узкая специализация сотрудников) и изменения структуры персонала:
сокращение управленческого и увеличение инспекторского.
Реализация указанного принципа
возможна только при условии определения оптимальной численности инспекции.
На практике это означало укрупнение
малочисленных инспекций, что соответствовало и мировому опыту развития
налоговых администраций.
Практика работы налоговых органов
России с крупнейшими налогоплательщиками строится с учетом мирового опыта.
24 страны из 36, входящих в Организацию
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), работают с крупнейшими
налогоплательщиками через специализированные инспекции.
Создание инспекций по крупнейшим
налогоплательщикам позволяет обеспечить:
1) качественное обслуживание
налогоплательщиков;
2) эффективный контроль;
3) стабильность доходов государства.
В России контроль за крупнейшими
организациями в настоящее время осуществляется на федеральном уровне — в 8
межрегиональных инспекциях, созданных по отраслевому принципу.
Необходимо особо отметить, что с
переводом крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции по
крупнейшим налогоплательщикам не меняется порядок зачисления налогов и сборов в
региональные и местные бюджеты.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 налоговые органы
обеспечивают ежемесячное представление информации по всем муниципальным
образованиям (24,5 тысячи) в электронном виде, содержащей:
— начисленные и уплаченные суммы по
видам налогов;
— задолженность по налоговым платежам;
— отсроченные и рассроченные платежи.
Передаваемые сведения позволяют
муниципальным образованиям проводить анализ:
— по видам налогов;
— по категориям плательщиков;
— по видам экономической
деятельности.
Для организации взаимодействия с
муниципальными образованиями налоговыми органами была проведена следующая
работа:
— в каждой инспекции выделены
специалисты для взаимодействия;
— разработаны программные средства;
— подготовлены пособия в помощь
налогоплательщикам по заполнению платежных документов, которые размещены на
сайте ФНС России;
— на постоянной основе проводится
разъяснительная работа среди специалистов муниципальных образований.
Таким образом, налоговыми органами
проведен комплекс мероприятий по реализации задач Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ.
Однако остаются нерешенными отдельные
проблемы по взаимодействию.
Не все муниципальные образования
обеспечены квалифицированными кадрами и техникой.
В целях повышения эффективности
взаимодействия с муниципальными образованиями налоговые органы проводят
следующую работу:
— при отсутствии у вновь образованных
муниципальных образований технического обеспечения информационный обмен можно
осуществлять через муниципальные районы. При этом районы гарантированно получат
полную информацию в разрезе каждого муниципального образования, расположенного
на его территории;
— на месте реорганизованных инспекций
созданы налоговые офисы, ориентированные прежде всего на работу с населением и
муниципальными образованиями;
— налоговыми органами разработаны
программные средства, которые могут использоваться финансовыми органами
субъектов и муниципальными образованиями.
УФНС по Московской области крайне
заинтересована в упрощении системы декларирования и уплаты налогов. Чем проще
для налогоплательщика исчислить и уплатить налог, тем меньше конфликтных
ситуаций и больше доходов в бюджете.
УФНС по Московской области проведена
большая работа по сокращению количества показателей, содержащихся в
декларациях. С одной стороны, это один из путей решения проблемы ввода данных,
с другой стороны — снижение трудозатрат налогоплательщиков.
Одна из приоритетных задач налоговой
службы — повышение качества предоставляемого сервиса налогоплательщикам.
Акцент в этой работе Служба ставит на
развитие электронных услуг.
Основу этой работы составляет сдача
деклараций и проведение сверок с налогоплательщиками в электронном виде.
Со стороны УФНС по Московской области
— это разработка и внедрение новых видов электронных услуг.
Прежде всего, это доступ
налогоплательщика к своему лицевому счету. Данная технология уже начала
внедряться.
Безусловно, такая возможность — это
мотив для перехода налогоплательщика на электронный документооборот с
инспекцией.
Но, как показывает зарубежный опыт,
существенно повлиять на увеличение числа плательщиков, сдающих декларации по
каналам связи, можно лишь закрепив их обязанность сдавать декларации в
электронном виде и разрешив им представлять декларации в более поздние сроки.
Внесены предложения, чтобы для
организаций численностью более 100 человек сдача декларации в электронном виде
была бы обязательна.
Службой разработан и утвержден Единый
стандарт обслуживания налогоплательщиков. Это сводный документ, включающий все
процедуры Службы при контактах с налогоплательщиками с указанием форм и сроков
исполнения. Единый стандарт размещен в средствах массовой информации и на сайте
Службы. Исполнение стандарта контролируется организационными методами ФНС
России, и в 2006 году внедрен автоматический контроль. Его результаты стали
одним из важных критериев оценки работы инспекций.
Дальнейшее развитие налогового
администрирования УФНС по Московской области связывает:
— с необходимостью обеспечения
стабильного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему страны;
— с развитием
информационно-аналитических инструментов налогового контроля;
— с сокращением издержек
налогоплательщиков при исчислении и уплате налогов, а также затрат государства
на налоговое администрирование.
Формируя и реализуя налоговую
политику, важно соблюдать баланс интересов государства и налогоплательщиков.
С одной стороны, важно иметь четкое
законодательство, обеспечивающее защиту прав налогоплательщиков, с другой —
Служба должна обладать инструментами контроля и правами, достаточными для
обеспечения защиты интересов государства и общества в целом.
Действующим законодательством РФ
предусматриваются несколько различных способов представления декларации, что в
целом соответствует международной практике. Перечислим основные: представление
налоговой декларации: лично, через представителя, путем направления в виде
почтового отправления с описью вложения или передачи по телекоммуникационным
каналам связи, а также представление путем формирования с помощью системы
электронного декларирования в режиме on-line[16] (режиме реального
времени). Важно, чтобы каждый способ представления налоговой декларации мог
гарантировать возможность установления лица, подавшего ее, и наличие
соответствующих полномочий на ее представление иным лицом. Что не всегда просто
при использовании телекоммуникационных средств.
Расширение разнообразия форм и
способов подачи налоговых деклараций характерно не только для российской
правовой системы. Так, в ст. 26 Закона КНР "Об управлении взиманием
налогов[17]"
предусматривается возможность представления налоговой декларации по почте и
иным способом. Представление декларации по телекоммуникационным каналам связи
предусматривается также в законодательстве США, Австралии, Италии,
Великобритании и других стран.
Отметим, что для определенных
категорий налогоплательщиков законодатель может устанавливать обязательность
представления налоговой декларации определенным способом. Например, в России
для крупнейших налогоплательщиков представление деклараций в электронном виде
является обязательным (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Государства - члены Евросоюза также
имеют право не только определять основания для применения телекоммуникационных
каналов связи для представления налоговых деклараций по налогу на добавленную
стоимость (НДС) плательщиками этого налога, но и предусматривать случаи
обязательного их представления таким способом (ст. ст. 250, 261 Директивы ЕС от
28.11.2006 N 2006/112/ЕС "Об общей системе НДС")[18]. Таким
образом, общемировая тенденция - постепенный перевод налогоплательщиков на
представление налоговой документации, в том числе налоговых деклараций, в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
К преимуществам этого способа подачи
деклараций традиционно относят: 1) оперативность налогового администрирования,
в том числе в части осуществления возврата переплаченных налогов и
информирования налогоплательщиков о состоянии налоговых платежей; 2)
возможность автоматического контроля правильности заполнения деклараций; 3)
организацию хранения в электронном виде больших объемов деклараций за различные
периоды времени и организацию удобного доступа к ним сотрудников налоговых и
иных контролирующих органов; 4) обеспечение возможности автоматического
сопоставления данных, представленных различными налогоплательщиками и иными
лицами на предмет выявления недостоверных сведений; 5) сокращение затрат на
процедуры декларирования субъектами предпринимательской деятельности; 6)
сокращение затрат на подготовку аналитических отчетов, в том числе с целью
выявления признаков недобросовестного поведения налогоплательщиков и
плательщиков сборов. В числе недостатков электронного декларирования следует
отметить проблемы идентификации налогоплательщиков, взлома компьютерных баз
данных и архивов получателей деклараций и их возможное последующее
распространение (в том числе в частично искаженном виде), а также широкие
возможности для подделки документов, традиционно подтверждающих сообщенные в
декларации сведения, и документов, подтверждающих факт исполнения налоговой
обязанности. Кроме того, другая проблема состоит в том, что далеко не везде
имеются телекоммуникационные средства связи и не все налогоплательщики умеют
пользоваться ими для представления налоговых деклараций.
Другая проблема состоит в том, что
достоверность далеко не всех документов, представляемых в электронном виде,
современными компьютерными средствами, имеющими массовое распространение, в
принципе можно проверить и установить их подлинность. Например, электронная
копия документа, полученная путем сканирования или фотографирования цифровой
камерой, могла быть подвергнута существенному изменению. Поэтому во многих
странах не все документы, являющиеся приложением к налоговой декларации,
разрешается представлять в электронном виде. Так, в Гонконге есть определенные
ограничения, связанные с перечнем документов, которые могут представляться
через Интернет[19].
Отдельного рассмотрения и разрешения
требуют также вопросы, связанные с распределением ответственности за
несвоевременное представление информации и (или) за представление искаженной
информации вследствие сбоев в работе программных и аппаратных средств получения
деклараций, в процессе осуществления электронного налогового декларирования, в
том числе вследствие хакерских атак.
В целом упрощение как процедуры, так
и форм налоговой и таможенной отчетности служит улучшению контроля,
предотвращению неумышленных деликтов. "Прослеживаемая тенденция к упрощению
отчетности способствует повышению эффективности контроля, в том числе благодаря
возможности использования электронных средств контроля. Дополнительные
преимущества могут быть достигнуты и за счет унификации как таможенных
документов, так и самих подходов к взиманию отдельных платежей и сборов и
определению отдельных объектов налогообложения. В зарубежных правопорядках
наряду с унификацией налоговых документов прослеживается тенденция к их
укрупнению - глобализации форм налоговой отчетности: "вместо большого
числа различных налоговых деклараций разрабатывается 1 - 2 декларации-агрегата[20]".
В отечественном законодательстве также в отдельных случаях предусмотрена
возможность представления подачи упрощенной декларации (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Упрощенные формы налоговых деклараций предусмотрены для малых и средних
предприятий в качестве стимулирующих мер по обеспечению реализации
государственной политики в области развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации, наряду со специальными налоговыми
режимами (ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N
209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Правовому регулированию налоговой
декларации посвящена самостоятельная отдельная глава 13 в разделе V
"Налоговая декларация и налоговый контроль". Как отмечалось выше,
налоговое декларирование нацелено на осуществление мероприятий налогового контроля.
Налоговое декларирование является существенным элементом обеспечительного
механизма исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и организации
электронного налогового контроля.
Реализация более системного подхода к
организации декларирования на национальном и международном уровне позволила бы:
во-первых, совершенствовать налоговую политику на основе совокупных данных о
собираемости налогов; во-вторых, совершенствовать налогообложение с учетом
международно-правовых аспектов и наличия специальных режимов; в-третьих,
обеспечивать выработку превентивных мер для предотвращения налоговых
правонарушений и злоупотреблений; в-четвертых, улучшать собственно собираемость
налогов. Наиболее существенные результаты могут быть достигнуты за счет
осуществления:
- глобализации учета (систематизации
информации) субъектов хозяйственной деятельности;
- определения и последующего учета
мест осуществления хозяйственной деятельности субъектов (осуществление
систематизации информации о местах осуществления деятельности хозяйствующих
субъектов);
- более широкого использования
информации о местах нахождения имущества;
- организации учета по месту
получения дохода (месту нахождения источника выплат) на основании данных
налоговых агентов;
- систематизации информации о
субъектах внешнеэкономической деятельности, о субъектах, действующих в
нескольких налоговых юрисдикциях;
- систематизации информации по
определенным видам деятельности (с товарами, ограниченными в обороте);
- систематизации мест регистрации
налогоплательщиков, в том числе по отдельным видам налогов и видам
деятельности, в том числе по субъектам, осуществляющим деятельность в
Интернете;
- при необходимости оперативного
анализа субъектов цепочек сделок в ходе проведения контрольных мероприятий;
- систематизации учета платежей,
осуществляемых в пользу субъектов, находящихся за пределами страны и др.
Использование данных подходов
направлено на решение проблем собираемости налогов и борьбу с налоговыми
правонарушениями за счет создания барьеров для использования серых схем, схем с
"ускользающим трейдером", контроля за обоснованностью вычетов,
контроля за обоснованностью расходов и применения различного рода льгот.
Поскольку в ряде случаев
национальными законами предусмотрена подача декларации и тогда, когда
фактически доход не был получен, то это позволяет сделать контрольные
мероприятия более эффективными. Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному
или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых
происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе
организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения в данном
налоговом периоде, представляет по данным налогам единую (упрощенную)
декларацию. Это позволяет в ряде случаев осуществить контрольные действия в
отношении самого лица, а также в отношении действительных или мнимых
контрагентов данного лица, препятствует использованию некоторых схем уклонения
от уплаты налогов. Такие нормы содержатся как в российском законодательстве,
так и в законодательстве других развитых стран.
В настоящее время российское
налоговое законодательство широко использует общемировые подходы к налоговому
декларированию как к одному из элементов, позволяющих улучшить
администрирование налогов и их собираемость. Однако следовало бы более широко использовать
систему различных стимулов и поощрений налогоплательщиков к добровольному
переходу на электронные формы представления налоговых деклараций, а также
декларирования в режиме онлайн на сайтах налоговых органов[21].
Необходимо провести широкомасштабную массовую
разъяснительную работу среди населения и руководителей предприятий, как
через средства массовой информации, так и путем выпуска бесплатных буклетов,
брошюр по разъяснению порядка представления электронной декларации. Особое
внимание следует обратить разработке видеопродукции с консультациями по
составлению деклараций, а также программных продуктов аналогичного плана.
Оптимальным в данном случае представляется разработка презентации в формате PowerPoint, в которой будет подробно отражен ход действий при создании электронной
декларации. Данная презентация должна быть доступной к скачиванию на
официальном сайте налоговой инспекции, кроме того, предоставляться бесплатно
представителям предприятий, сдающих декларации в бумажном виде.
Кроме того, со стороны государства
должны быть предприняты шаги как по созданию условий для формирования института
налоговых консультантов, оказывающих профессиональные услуги по
составлению декларации, так и по оказанию помощи в заполнении
декларации со стороны налоговых органов.
Данную работу предполагается
проводить через разработку методических пособий, в том числе по заполнению
декларации с помощью программного обеспечения, создания бесплатных
колл-центров, оказывающих информационные и консультационные услуги.
Наиболее важно провести техническое
переоснащение и модернизацию информационных систем налоговых
органов. Для реализации проекта потребуется совершенствование
информационного обеспечения налогового управления, увеличение количества
компьютеров, широкое распространение среди представителей предприятий, сдающих
декларации в бумажном виде, программного обеспечения, необходимого для
формирования электронной декларации.
Для того чтобы оценивать перспективы
развития электронной формы декларирования, важно понимать, как потребители
государственных услуг воспринимают качество взаимодействия с органами
государственного управления на сегодняшний день, какие проблемы взаимодействия
являются для них наиболее существенными. Оценка качества взаимодействия «как
есть» позволяет определить наиболее перспективные направления его улучшения
посредством внедрения ИКТ, кроме того, такая оценка может косвенно указывать на
уровень доверия/недоверия/лояльности потребителей поставщику государственных
услуг – органам государственной власти. Для получения такой оценки был сформирован
целый блок вопросов, которые задавались посетителям налогового управления,
сдающим декларации в бумажном виде. Опрос проводился в анонимной форме с целью
избежания получения «социально желательного» ответа.
Результаты исследования оказались
обнадеживающими: две трети (66,5%) опрошенных респондентов в целом
удовлетворены взаимодействием с налоговыми органами и лишь одна треть выразила
неудовлетворенность качеством взаимодействия. Тем не менее, мы выяснили, что
35,7% респондентов не удовлетворены «непрозрачностью» процессов работы
налоговых органов, 49,2% респондентов выразили неудовлетворенность скоростью
оказания услуг, 53,6% респондентов отметили сложность существующих
бюрократических процедур. При этом 80% респондентов отметили, что в среднем или
в большинстве случаев удовлетворены доступностью информации о формах и методах
работы налоговых органов.
Более трети респондентов выразили
неудовлетворенность такими параметрами качества работы налогового органа, как
недостаток разных каналов предоставления услуг, указали на недостаток
дружелюбия, отзывчивости со стороны чиновников.
Не менее важным фактором для оценки
перспектив развития электронного декларирования является осведомленность представителей
бизнеса об электронном правительстве, как новом подходе к формированию
налоговой декларации на базе ИКТ, с использованием сети Интернет. Стоит
отметить, что осведомленность является первым и одним из основных звеньев в
формировании лояльности к электронным услугам наряду с наличием базовых возможностей
их использования (наличием компьютера или мобильного устройства, наличием
доступа к сети Интернет). Исследование выявило, что большинство респондентов
осведомлены об электронном декларировании – 65,2% респондентов отметили
информированность в той или иной степени. Однако уровень информированности
оставляет желать лучшего – лишь 23,2% респондентов имеют ясное представление о концепции
электронного декларирования в то время, как более трети респондентов (34,8%)
отметили, что ничего об этом не слышали. Таким образом, можно предположить, что
потенциал дальнейшего развития лояльности к электронному декларированию
наиболее высок для сравнительно небольшой группы респондентов, имеющих
представление о развитии и преимуществах электронной формы декларирования,
составляющих примерно одну четвертую всей выборки.
Стимулирование спроса на электронные
услуги со стороны остальных респондентов требует больших усилий в направлении
формирования положительного отношения к электронному декларированию в целом и
электронным государственным услугам в частности.
Проведенный анализ показал, что
продвижению электронных услуг все еще не уделяется должного внимания: в
половине случаев запуск электронных услуг сопровождается пассивной рекламой на
сайтах или совсем не подкрепляется программами продвижения и стимулирования
спроса. Кроме того, информирование потребителей о потенциальных выгодах
использования электронного декларирования невозможно без проведения мониторинга
реализованных в этой сфере проектов и оценки их эффективности. Однако более 90%
опрошенных должностных лиц, ответственных за информатизацию, отметили
отсутствие в регионах как проработанных систем критериев и методик для
проведения такой оценки, так и практики ее проведения.
Таким образом, недостаточная
информированность предпринимателей о возможностях электронного декларирования
обусловливает низкий уровень его использования. Для стимулирования
использования данной формы декларирования необходимо проведение
широкомасштабной рекламной кампании, в ходе которой должны использоваться следующие
рекламные носители: уличная реклама – щиты, вывески, бегущая строка на деловых
каналах телевидения, рекламные буклеты, распространяемые среди
предпринимателей, модульная реклама в деловых бумажных изданиях. Использование
этих методов повысит уровень знания о возможностях использования электронной
формы декларирования и, соответственно, уровень ее использования.
3.2 Определение планируемой эффективности
внесенных предложений
К вероятностным методам оценки
экономического эффекта от ИТ-проекта близко примыкает статистический метод.
Количество внедрений различных ИТ-технологий за рубежом, а также то, что
ведется довольно внятная и четкая статистика, позволяет сделать некоторые
качественные выводы. Конечно, говорят, что бывает правда, а бывает статистика,
однако при обосновании экономического эффекта будущего ИТ-проекта от статистики
отталкиваются достаточно часто.
Наиболее точным и эффективным
является расчет экономического эффекта от внедрения ИТ проекта финансовыми
методами. Однако ввиду отсутствия большей части финансовых данных такой расчет
выполнить не представляется возможным. Поэтому рассчитаем экономический эффект
от внедрения проекта качественным и статистическим методами.
Для определения экономического
эффекта от внедрения проекта качественным методом необходимо определить четыре
основные направления влияния ИТ проекта на деятельность УФНС по Московской
области.
Этими направлениями являются:
1. снижение времени на оформление одной налоговой
декларации;
2. снижение стоимости оформления одной налоговой
декларации;
3. уменьшение количества занятых работников на каждом
направлении работы УФНС по Московской области;
4. повышение качества условий труда работников УФНС по
Московской области.
В данном случае решение первых трех
направлений влияния ИТ проекта на деятельность УФНС по Московской области
обусловливает и решение четвертой задачи, так как снижение затрат времени и
других ресурсов на оформление налоговых деклараций позволит управлению решать и
дополнительные задачи, на которые без внедрения ИТ не хватило бы времени,
средств и т.д.
Кроме того, снижение количества
затрачиваемого времени на оформление налоговых деклараций и количества занятых
работников являются также одной из причин снижения затрат финансовых ресурсов. Таким
образом, решение всех четырех вопросов взаимосвязано и взаимозависимо.
Изменение предложенных параметров
отобразим на рис. 3.1.
Рис. 3.1 – Изменение параметров
влияния ИТ-проекта на деятельность УФНС по Московской области (оценка проведена
методом опроса экспертов).
Как видно из приведенного выше
рисунка, полученные результаты свидетельствуют о том, что по всем направлениям
ожидается положительное воздействие. Наименьшее изменение отмечено по пункту
«снижение затрат на оформление налоговых деклараций». Снижение стоимости оформления
налоговых деклараций обусловлено, прежде всего, снижением количества занятых
работников. В сторону повышения этого показателя влияет дороговизна
информационной техники и программного обеспечения. Кроме того, возникает
необходимость использования Интернет и т.д.
Незначительно изменяются сроки оформления
налоговых деклараций в связи с тем, что многие из них установлены в нормативных
актах, кроме того, на этот показатель воздействует еще и эффективность
деятельности других организаций.
Наилучшие показатели роста
эффективности – по пункту «снижение количества занятых работников на оформлении
налоговых деклараций», так как в связи с вводом электронной формы
декларирования и широкого использования информационных технологий снижается
трудоемкость оформления налоговых деклараций.
Статистический анализ эффективности
внедрения проекта проведем на основании показателей экспертных оценок.
Таблица 3.1
Статистическая оценка эффективности
использования электронной формы декларирования
Показатель
|
Ожидаемое значение
|
Снижение количества задержек в
оформлении налоговых деклараций, связанных с их высокой трудоемкостью и
высокой вероятностью ошибок при обработке деклараций, предоставленных в
бумажном виде
|
90%
|
Сокращение количества неправильно
оформленных деклараций
|
17%
|
Повышение оборачиваемости оборотных
средств
|
12%
|
Повышение производительности труда
работников (снижение сроков обработки деклараций)
|
10%
|
Снижение затрат на обработку деклараций
|
4%
|
Таким образом, наилучшее значение
получено по показателю «Снижение количества задержек в оформлении налоговых
деклараций», которое характеризовало неэффективность работы УФНС по Московской
области, обусловливая многократное обращение предпринимателей в управление по некоторым
декларациям, что влечет за собой возникновение очередей, нервозной обстановки в
управлении, рост стоимости оформления налоговой декларации. Значительное
снижение неправильно оформленных деклараций и опозданий с оформлением
деклараций положительно характеризует предлагаемый проект.
В результате исследования обработанных
деклараций, обнаружена определенная зависимость. В связи с отсутствием времени
остаются не обработанными в соответствии со всеми правилами около 20%
деклараций. Именно эти данные были взяты за основу расчета объективных
показателей экономического эффекта от внедрения ИТ-проекта.
Количество представленных налоговых
деклараций (тыс. шт.):
2006г. – 8350;
2007г. – 9100;
2008г – 9770;
С учетом темпов роста доходов,
составляющих почти линейную зависимость, количество представленных налоговых
деклараций планируется в размере 10,5 млн. шт.
Рис. 3.2 – Количество поступающих
налоговых деклараций
По оценкам специалистов объем несвоевременно
обработанных деклараций удастся снизить до 5-7%, и соответственно рост объема своевременно
обработанных деклараций увеличится до 15%.
Абсолютная экономическая
эффективность внедрения ИТ-системы рассчитывается как отношение полученной
прибыли к затратам[22].
250 тыс. руб. / 450 тыс. руб. = 0,55
Уровень экономической эффективности
можно охарактеризовать как очень высокий.
Срок окупаемости определяется как
отношение затрат на реализацию проекта к полученной прибыли за один год.
450 тыс. руб. / 250 тыс. руб. = 1,8
года * 12 мес. = 21,6 мес.
Срок окупаемости проекта составляет
один год и 9,6 мес.
Рентабельность – показатель
эффективности деятельности, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень
использования средств, отношение прибыли к затратам.
Расчетный рост рентабельности
составляет 5%.
Несомненно, что внедрение
информационных технологий улучшит условия труда работников УФНС по Московской
области. Определим экономическую эффективность от улучшения условий труда.
Условия труда оказывают большое
влияние на экономические показатели работы учреждения, и их улучшение может
являться источником получения дополнительной прибыли.
Первым шагом является разработка
критериев оценки элементов условий труда. Оценка осуществляется в баллах с
использованием следующей шкалы: комфортным условиям присваивается 1 балл,
нормальным – 2, экстремальным – 3 или 4, сверхэкстремальным – 5 или 6.
Рассмотрим критерии балльной оценки
на примере условий труда работников, принимающих налоговые декларации.
Таблица 3.2
Оценка условий труда работников УФНС
по Московской области
Факторы
|
Показатели
|
Оценка
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1. Физическая нагрузка, ккал/мин
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2. Продолжительность непрерывной работы, час
|
6
|
6
|
2
|
2
|
3. Число объектов наблюдения
|
15
|
9
|
3
|
2
|
4. Число информационных сигналов в час
|
200
|
170
|
3
|
2
|
5. Интеллектуальная нагрузка
|
Новые задачи
|
Сложные задачи
|
4
|
3
|
6. Длительность сосредоточенного наблюдения, % времени
|
40
|
40
|
2
|
2
|
Условия труда определяют его тяжесть
(напряженность). Под тяжестью труда понимается степень совокупного воздействия
всех элементов, составляющих условия труда, на здоровье и работоспособность
человека.
Общая балльная оценка тяжести труда
определяется по формуле:
На основе балльной оценки определяем,
что работа относится к 4 категории тяжести труда, а после улучшения условий
труда – к 3.
Условия труда влияют на
работоспособность работников УФНС. Интегральный коэффициент уровня
работоспособности (Кр) может быть получен с помощью следующей
формулы:
В результате повышения
работоспособности растет производительность труда работников УФНС по Московской
области. Прирост производительности труда можно определить по следующей
формуле:
Далее необходимо рассчитать прирост
заработной платы, который определяется по формуле:
Зная прирост производительности труда
и прирост заработной платы, можно определить величину экономии (если
производительность труда растет быстрее заработной платы):
Теперь можно рассчитать годовой
экономический эффект вследствие улучшения условий труда:
Так как Эг>0, то
мероприятия являются экономически эффективными.
Также можно рассчитать срок
окупаемости капитальных затрат:
Так как То<Тн,
то мероприятия являются экономически эффективными.
Заключение
Термины "декларация",
"декларирование" используются в различных отраслях права. Обычно
декларация рассматривается как заявление, порождающее определенные правовые
последствия в публично-правовой сфере. В налоговом и таможенном праве
декларирование является правом и (или) обязанностью субъекта в зависимости от
юридического статуса субъекта и его состояния. Декларирование - это процедура,
урегулированная нормами права. Как правило, декларация - это документ, в том
числе в ряде случаев электронный. Однако российское национальное право признает
в отдельных случаях декларирование в устной форме.
Представление декларации является
одновременно раскрытием информации о частной жизни декларанта. Безусловно, это
определенное ограничение прав граждан в интересах общества в целом. Набор
сведений, обязательный для представления в налоговой декларации, обычно четко
регламентирован законодательно и, в свою очередь, характеризует реализуемую
государством налоговую политику, равно как и санкции, устанавливаемые за
несоблюдение действующей процедуры декларирования. Основополагающий критерий
при установлении объема декларируемых сведений состоит в их необходимости и
достаточности.
Пункт 7 ст. 80 НК РФ прямо указывает
на неправомерность включения в форму налоговой декларации сведений, не
связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением: 1)
вида документа: первичный (корректирующий); 2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места
жительства физического лица; 4) фамилии, имени, отчества физического лица или
полного наименования организации; 5) номера контактного телефона
налогоплательщика.
В определенных случаях представление
декларации, будучи обязанностью субъекта, является необходимым условием
реализации иных прав, в том числе прав на получение льгот и иных имущественных
преференций. Например, для получения такой налоговой льготы, как имущественный
налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщик должен
подать налоговую декларацию (п. 2 ст. 220 НК РФ). Таким образом, декларант,
подавая декларацию, обосновывает правомерность своих притязаний, а
государственный орган, осуществляя соответствующие контрольные мероприятия,
обеспечивает осуществление принятой государственной налоговой политики.
Статья 80 НК РФ определяет налоговую
декларацию как "письменное заявление налогоплательщика о полученных
доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и
исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и
уплатой налога". Статьи 174, 204, 229, 243 - 244, 289, 333.15, 346.10,
346.23, 346.32, 346.39, 363.1, 370, 386, 398 НК РФ определяют порядок подачи
налоговых деклараций в отношении как федеральных, так региональных и местных
налогов.
В РФ полномочиями по утверждению форм
налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения (п. 7 ст. 80 НК РФ)
обладает Минфин России. Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в
электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании
форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных
Минфином России. В ряде случаев отечественное законодательство предусматривает
упрощенный способ декларирования. В целом совершенствование форм налоговых
деклараций характерно не только для российской правовой системы.
Предпринимаются попытки разработки унифицированных форм отчетности и процедур
их сдачи. Например, государства - члены Евросоюза имеют право не только
определять основания для применения телекоммуникационных каналов связи для
представления налоговых деклараций НДС плательщиками этого налога, но и
предусматривать случаи обязательного их представления таким способом. В целом
постепенный перевод налогоплательщиков на представление налоговой документации,
в том числе налоговых деклараций, в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи - общемировая тенденция.
В Управлении ФНС по Московской
области в настоящее время используются все допустимые законодательством формы
приема налоговых деклараций.
Одна из приоритетных задач налоговой
службы — повышение качества предоставляемого сервиса налогоплательщикам.
Акцент в этой работе Служба ставит на
развитие электронных услуг.
Полученные расчетные оценки позволяют
оценить эффективность проекта как достаточно высокую, в результате его
повысится уровень использования электронной формы декларирования, снизится
стоимость оформления деклараций, улучшатся условия труда работников УФНС по
Московской области.
Проведенный расчет экономической и
социальной эффективности внесенных предложений позволил сделать вывод об
эффективности предлагаемого проекта и необходимости его внедрения в
деятельность УФНС по Московской области.
Список использованной литературы
1.
Конституция Российской Федерации
принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 25.12.1993. N 237.
2.
Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от
26.11.2008 №224-ФЗ) // Российская газета. №148 – 149, 06.08.1998.
3.
Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от
14.03.2009 №36-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
4.
Приказ МНС России от 10.12.2002 N
БГ-3-32/705@ (с изм. от 08.08.2003) "Об организации и функционировании
системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи". Документ
опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
5.
Приказ Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 №БН-3-32/169 «Об утверждении
Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по
телекоммуникакционным каналам связи» // Российская газета, №89, 22.05.2002.
6.
Приказ Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам РФ от 10.12.20025 №БГ-3-32/705@ «Методические
рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых
деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи» (с изм., внесенными Приказом МНС РФ от
08.08.2003 №БГ-3-32/443@) // СПС «Консультант Плюс» - официально документ
опубликован не был.
7.
Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 18.01.2008 №9н «Об утверждении Административного
регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции
по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме)
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих
налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также
представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их
заполнения» // Российская газета, №100, 13.05.2008.
8.
Приказ Федеральной налоговой
службы от 06.02.2008 №ММ-3-6/50@ «Об утверждении временного регламента обмена
электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в
унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых
деклараций и бухгалтерской отчетности при представлении их налогоплательщиками
через специализированного оператора связи» // Финансовая газета (региональный
выпуск), №10, 06.03.2008 - №11, 13.03.2008.
9.
Письмо Министерства финансов
Российской Федерации от 24.12.2007 №03-01-13/9-269 «Об ответственности за
непредставление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде» // СПС
«Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.
10.
FSB призывает налоговое и
таможенное ведомства выплатить в срок платежи по стимулированию электронной
подачи деклараций // #"_Toc247429048">Приложение
Опрос
Здравствуйте. Мы проводим
исследование степени использования и возможности расширения электронного
налогового декларирования. Пожалуйста, ответьте на несколько наших вопросов,
это не займет много времени.
1.
Считаете ли Вы, что использование
электронной формы декларирования эффективнее и менее затратно, чем бумажной?
2.
Почему Вы используете бумажную
форму декларирования?
3.
Позволяет ли техническое
обеспечение Вашей организации использовать электронную форму декларирования?
4.
Достаточно ли информации, понятны
ли инструкции по использованию электронной формы?
5.
Какие нововведения для УФНС Вы бы
предложили, чтобы пользователям было удобнее и понятнее использование электронной
формы декларирования?
6.
Предпринимали ли Вы попытки
использовать электронную форму декларирования?
7.
Если да, то почему остановились на
бумажной?
8.
Какие проблемы возникают при
попытке использовать электронную форму декларирования?
9.
Формируете ли Вы на предприятии
отчетность в бумажном или электронном виде?
10.
Ваше предприятие относится к
предприятиям малого, среднего или крупного бизнеса?
11.
Если будут решены те вопросы,
которые для Вас в настоящее время не понятны – перейдете ли Вы на электронную
форму декларирования?
12.
Как Вы считаете, УФНС достаточно
информирует своих посетителей, достаточно ли информации о нововведениях? Какие
средства получения информации Вы предпочитаете использовать? (плакаты в здании,
интернет-сайт, листовки и т.д.).
Благодарю за внимание, Вы нам очень
помогли.
[1] Кучеров
И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 26.
[2] Конституция
Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ.
25.12.1993. N 237.
[3] Годме
П.М. Финансовое право / Пер. Халфиной Р.О. М.: Прогресс, 2008. С. 406.
[4] Костенко
Н.Ю. Налоговая тайна: Научно-практическое пособие. М.: БЕК, 2003. С. 23.
[5] Приказ
МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ (с изм. от 08.08.2003) "Об
организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и
бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи". Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
[6]
Журавлева О.О., Исмаилова Л.Ю. Налоговое декларирование – элемент современной
налоговой политики // Финансовое право, 2008, №4.
[7]
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в
ред. Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ) // Российская газета. №148 –
149, 06.08.1998.
[8] Письмо
Министерства финансов Российской Федерации от 24.12.2007 №03-01-13/9-269 «Об
ответственности за непредставление налоговых деклараций (расчетов) в
электронном виде» // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован
не был.
[9] Приказ
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002
№БН-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в
электронном виде по телекоммуникакционным каналам связи» // Российская газета,
№89, 22.05.2002.
[10] Приказ
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам РФ от 10.12.20025
№БГ-3-32/705@ «Методические рекомендации об организации и функционировании
системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (с изм., внесенными
Приказом МНС РФ от 08.08.2003 №БГ-3-32/443@) // СПС «Консультант Плюс» -
официально документ опубликован не был.
[11] Приказ
Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 №9н «Об утверждении
Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной
функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме)
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих
налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также
представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их
заполнения» // Российская газета, №100, 13.05.2008.
[12] Приказ
Федеральной налоговой службы от 06.02.2008 №ММ-3-6/50@ «Об утверждении
временного регламента обмена электронными документами с ЭЦП по
телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и
первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при
представлении их налогоплательщиками через специализированного оператора связи»
// Финансовая газета (региональный выпуск), №10, 06.03.2008 - №11, 13.03.2008.
[13]
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в
ред. Федерального закона от 14.03.2009 №36-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,
07.08.2000, №32, ст. 3340.
[14] Бурцев
Д.Г. Представление налоговой декларации и отчетности в электронном виде //
Аудиторские ведомости, 2008, №8.
[15]
Муратова Д. Представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в
электронном виде // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2005, №34.
[16] FSB
призывает налоговое и таможенное ведомства выплатить в срок платежи по
стимулированию электронной подачи деклараций // #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Шепенко
Р.А. Налоговое право Китая: источники и субъекты. М.: Статут, 2004. С. 384.
[18] Richtlinie 2006/112/EG des Rates vom 28. November 2006 ueber das
gemeinsame Mehrwertsteuersystem // Amtsblatt der Europaeischen Union. L.
347. S.S. 1 - 106.
[19] Шепенко
Р.А. Налоговое право Китая: источники и субъекты. М.: Статут, 2004. С. 385.
[20] Кучеров
И.И. Международное налоговое право (академический курс): Учебник. М.: ЗАО
"ЮрИнфоР", 2007
[21]
Журавлева О.О. Исмаилова Л.Ю. Декларация как один из элементов обеспечительного
механизма исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и организации
электронного налогового контроля // Финансовое право, 2007, №12.
[22] Скрипкин
К. Г. Экономическая эффективность информационных систем Издательство: ДМК
Пресс; 256 стр., 2002 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|