|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 1Организация системы налогового менеджмента на предприятии:
Задачи налогового менеджмента - планирование налоговых обязательств и налоговых платежей, организация управления налоговыми обязательствами и налоговыми платежами и рационализации потоков налоговых обязательств и налоговых платежей, а также их величин.
Формирование рациональной структуры предприятия - дифференциация ресурсов предприятия путем распределения их среди обособленных структурных единиц для оптимизации потоков налоговых платежей в некоторой “распределенной среде" налоговых обязательств.
Организационная структура - совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов. Типы организационных структур
ТРИ ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 1 вариант
А - разработка бюджета, включающего план потоков налоговых платежей. Б - реализация параметров плана. В - контроль за точным и полным исполнением плана. Налоговое планирование производится в рамках процесса бюджетирования. В начале каждого календарного года ПЭО на основании данных, предоставленных производственным отделом и маркетинговой службой, формирует годовой бюджет предприятия, где в расходной части выделят раздел “налоговые отчисления”. Прогнозы по статье строятся, исходя из производственных и рыночных показателей, которых планирует достичь в следующем году и из данных, предоставленных бухгалтерией. Бухгалтерия разрабатывает график уплаты налоговых платежей. ПЭО согласовывает с бухгалтерией применение льгот по отдельным налогам. (1) - проекта бюджета ПЭО передает на согласование директору по экономике. (2) - передача утвержденного плана на исполнение в бухгалтерию и финансовый отдел. (3) - бухгалтерия рассчитывает текущие налоги. Зам. главного бухгалтера по налогам и бухгалтера по налогам учитывают налоговые льготы. Земельный налог рассчитывают экономисты. (4) - своевременная передача рассчитанных налоговых деклараций в финансовый отдел, (5) - финансовый отдел уплачивает налоги. (6) - финансовый отдел контролирует соответствие заложенных в бюджете и фактических показателей, в том числе в области налогового администрирования. Выявленные расхождения доводятся до директора по экономике (7) - Директор по экономике и ПЭО выявляют причины допущенных расхождений. 2 вариант
Б - реализация параметров плана. В - контроль за точным и полным исполнением плана. Организационная структура налогового менеджмента в данном случае строится по функционально-линейному принципу. Этот принцип применяется только на крупных предприятиях, т.к позволить себе ещё одного работника (или отдел) может далеко не каждая компания).
Тактическое планирование налоговых платежей (в расчете на год) происходит в рамках процесса бюджетирования. Планируемые налоговые изъятия, подробно расписаны по видам налоговых отчислений, содержатся в расходной части бюджета. (1) - составленный годовой бюджет передается в финансовое управление. (2) - бюджет доходов и расходов вместе с финансовой моделью согласуется с директором по экономике и финансам. (3) - директор по экономике и финансам координирует данный процесс с глав. бухгалтером на соответствие финансовых прогнозов законодательству по бух. учету, принципам его построения. (4) - утверждение годового бюджета генеральным директором предприятия. (5) - утвержденный бюджет передается на исполнение в бухгалтерию (в части налогообложения). работники которой руководствуются им, наряду с налоговым календарем, разрабатываемым в соответствии с действующим налоговым законодательством, и фактическими данными управленческого и бухгалтерского учета, при организации оперативного налогового учета. (6) - исчисленные налоги, налоговые декларации и справки представляются в финансовое управление. (7) - фактическая уплата налоговых платежей. (8) - составление докладных записок директору по экономике и финансам, если это необходимо. 3 вариант
Б - реализация параметров плана. В - контроль за точным и полным исполнением плана. Организация налогового менеджмента осуществляется в рамках налогового планирования. Производственно-технический отдел разрабатывает годовой прогноз производства в натуральном измерении. ПЭО прогнозирует прибыль от реализации товаров с учетом скидок покупателям и услуг сторонним организациям, возможных налоговых изъятий предприятия в следующем налоговом периоде (1-3 месяца) с применением льготного порядка налогообложения. Финансовый директор непосредственно участвует во всех сферах деятельности налогового менеджмента: планировании, учете, исчислении, уплате, контроле. Вопросы налоговой оптимизации также находятся в компетенции финансового директора. (1) - производственная программа передается на согласование финансовому директору, который утверждает экономическую часть и вносит в программу необходимые коррективы. (2) - утвержденная производственная программа направляется на исполнение в бухгалтерию. (3) - бухгалтерия рассчитывает фактические налоговые платежи (4) - расчетно-кредитный отдел производит уплата налогов в бюджет (5) - уплата налогов в бюджет производится с санкции финансового директора. Вариант 4
Планирование налоговых отчислений производится в рамках разработки годовой производственной программы. (1) -программа формируется ПЭО в области налоговых выплат совместно с финансовым отделом и отделом по контролю за уплатой налогов. С последним согласовывается график уплаты текущих налогов, погашения реструктурированной задолженности; фин. отдел предоставляет информацию о наличии финансовых ресурсов на дату уплаты налоговых платежей. (2) - план производства согласуется с директором по экономике, (3) - согласование плана, в части исчисления налоговых платежей, с глав. бухгалтером и финансовым директором (3), (4) - внесение корректив и утверждение у генерального директора (5) - утвержденная производственная программа передается на исполнение (6) - отдел налогообложения и сводной отчетности исчисляет и закрепляет в бух. учете налоговые платежи, формирует отчетность, заполняет налоговые декларации, которые передаются на оценку в отдел контроля за уплатой налогов. (7) - отдел контроля за уплатой налогов согласовывает данные отдела налогообложения и сводной отчетности с данными налогового органа либо получает консультации в последнем относительно возникших вопросов при анализе деклараций; изучается возможность уплаты исчисленных платежей финансовой службой, учитывается дефицит ликвидности. (8) - бух. и налоговая отчетность утверждается у зам. глав. бухгалтера по налогам, подписывается главным бухгалтером (9) - распоряжение зам. главного бухгалтера по налогам, согласованному с финансовым директором, об оплате налогов (10) - отчетность направляется отделом налогообложения и сводной отчетности в ГНС. (11) - финансовая служба производит уплату налогов. Контроль за правильностью исчисления налогооблагаемой базы осуществляется отделом по контролю за уплатой налогов в процессе непосредственной реализации налогового плана. Контроль за эффективностью реализации запланированных действий производится на основании данных, предоставленных заместителем главного бухгалтера и финансовым отделом независимо друг от друга (12), совместными усилиями директора по экономике, главного бухгалтера и финансового директора (13). Гипотетическая проектная организационная структура налогового планирования Проектная организационная структура - это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи, когда в одну команду собирают самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества. В проектной организационной структуре члены проектной группы (специалисты, собранные для реализации конкретного проекта) подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно.
Команда = Sсотрудников различных служб предприятия
Обязанности сотрудников = участие в проекте + выполнение своих основные обязанностей Частичное устранение отсутствия информационного обеспечения в области налогового планирования, ликвидация разрывов информационного поля. Установление обратной связи между структурными подразделениями предприятия.
|
АКТИВ |
ПАССИВ |
||
Статьи |
Тыс. руб |
Статьи |
Тыс. руб |
1. внеоборотные активы |
|
4. капитал и резервы |
|
Основные средства |
5000 |
Уставный капитал |
10000 |
Нематериальные активы |
50 |
Нераспределенная прибыль |
500 |
Незавершенные капитальные вложения |
550 |
|
|
Долгосрочные финансовые вложения |
1000 |
6. Краткосрочные пассивы |
|
2. Оборотные активы |
|
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
2000 |
Материалы |
2000 |
|
|
Незавершенное производство |
2500 |
|
|
НДС по приобретенным ценностям |
333 |
|
|
Касса |
100 |
|
|
Расчетный счет |
467 |
|
|
Краткосрочные финансовые вложения |
200 |
|
|
Дебиторская задолженность |
300 |
|
|
Баланс |
12500 |
Баланс |
12500 |
Таблица 3
Штатное расписание предприятия
№ |
ФИО |
Должность |
Оклад (руб) +№ варианта |
Расчетный вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Иванов И.И. |
Директор |
5559 |
6 672 |
2 |
Петров П.П. |
Зам. директора |
4449 |
5 562 |
3 |
Сидоров С.С. |
Главный бухгалтер |
4399 |
5 512 |
4 |
Степанова С.С. |
Зав. складом |
1199 |
2 312 |
5 |
Семенов С.С. |
Начальник цеха |
3369 |
4 482 |
6 |
Сергеева С.С. |
Мастер |
2229 |
3 342 |
7 |
Гаврилов Г.Г. |
Рабочий |
1199 |
2 312 |
8 |
Александрова А.А. |
Рабочий |
1199 |
2 312 |
9 |
Алексеев А.А. |
Рабочий |
1179 |
2 292 |
10 |
Федорова Ф.Ф. |
Рабочий |
1179 |
2 292 |
|
Итого |
|
25960 |
37 090 |
Районный коэффициент составляет 25%.
Все работники трудятся по основному месту работы, иждивенцев не имеют.
Таблица 4.
Ежемесячные операции, осуществляемые на предприятии (за январь месяц)
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма (р. + вар) |
Расчетный вариант |
1 |
Начисление заработной платы работникам. День выплаты зарплаты - 5 число каждого месяца |
? |
46 363 |
2 |
Получение материалов от поставщика (первый рабочий день месяца) без НДС НДС |
? 99 999 ? |
119 312 101 112 18 200 |
3 |
Производство продукции: в производстве продукции используется 90% приобретенных материалов; списывается зарплата и соответствующие налоговые и пр. начисления; износ основных фондов (норма - 10%), амортизация нематериальных активов (срок использования - 10 лет). |
? ? ? |
191 500,88 91 000,8 58 416, 75 42 083,33 |
4 |
Реализация всей изготовленной продукции с получением денежных средств на расчетный счет (последний рабочий день месяца) без НДС НДС |
? 288 888 ? |
342 201 290 001 52 200 |
По представленным данным были рассчитаны пять налогов: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организаций. Графики возникновения обязательств и осуществления платежей по налогам представлены в
Выводы по заданию 1 (теоретическая часть):
В последние годы все большую актуальность приобретает вопрос управления налоговыми обязательствами и платежами на предприятии. Если раньше руководители организаций стремились уклониться от налогов, то сегодня они стремятся использовать легальные способы минимизации и оптимизации налоговых платежей, пытаются управлять налогами. С связи с этим на предприятиях предпринимают попытки создать отделы по налоговому менеджменту.
Однако быстрое изменение внешней среды, ужесточение конкуренции, усложнением задач и проектов самого предприятия, сложность и многогранность самого процесса, связанного с налогообложением, привели к необходимости реорганизации традиционных организационных структур в отношении налогового менеджмента.
В результате очень часто нарушаются четкость формулировок целей и задач подразделений; появляется дублирование функций в системе управления; возникают также ситуации, нерегламентированные инструкциями и требующие творческого подхода.
Выходом из создавшейся ситуации может стать внедрение на предприятии адаптивных организационных структур, предназначенных для того, чтобы компания имела возможность быстро реагировать на изменения внешней среды. Примером такой структуры может стать проектная организационная структура - временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи, когда в одну команду собирают самых квалифицированных сотрудников из разных отделов предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, при этом сотрудники выполняют свои основные обязанности. Совместная работа приводит к большему выбору альтернативных вариантов, к использованию "неожиданных", ранее не использовавшихся схем налоговой оптимизации. Все эти специалисты подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно.
В данной структуре тем не менее достаточно жестко определяются обязанности специалистов на каждом из этапов: планирования, реализации или контроле плана оптимизационных налоговых мероприятий.
Выводы по заданию 2 (расчетная часть):
В рамках данной работы для условного предприятия были рассчитаны налоговые обязательства и платежи за 2006 год по пяти налогам: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль и налог на имущество - составлен график налоговых платежей и обязательств.
Задача оптимизации налоговых платежей (из-за небольшого размера предприятия) была возложена на главного бухгалтера с увеличением его заработной платы. При анализе различных схем оптимизации налоговых платежей был осуществлен переход на упрощенную систем налогообложения при соблюдении всех законодательно установленных условий (величина основных средств и нематериальных активов менее 100 млн. руб., среднесписочная численность менее 100 человек и т.д.). К качестве объекта налогообложения были признаны доходы, уменьшенные на сумму расходов. В результате превышения величины расходов над величиной доходов сумма единого налога приравняли к сумме минимального налога в размере 1% от доходов.
В результате применения данной схемы снизилась величина налогов, уплачиваемых и бюджет, и налоговая нагрузка. При этом увеличилась величина чистой прибыли. Т.е. можно говорит о некоторой оптимизации налоговых платежей на предприятии.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (в редакции от 27.07.2006 года)
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000 - 528 с.
3. Куликова Н.Н. Методические указания по дисциплине "Налоговый менеджмент" на 2006 год - Лекция 1.
4. Куликова Н.Н. Методические указания по дисциплине "Налоговый менеджмент" на 2006 год - Лекция 5.
5.
Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии // Аудит
и финансовый анализ - 2001, №2. (#"#">#"_Toc250978106">Приложения
Приложении А
Руководство фирмы решает создать некоторые элементы системы налогового менеджмента на предприятии. Для этого директор заключает трудовое соглашение с 01.09.2005 г. с главным бухгалтером фирмы (заработная плата за дополнительный объем работ составит 50% от существующего оклада). В обязанности бухгалтера вменяется: до проанализировать существующее положение предприятия с точки зрения налогообложения, рассмотреть несколько схем оптимизации налоговых платежей; обосновать выбор наиболее подходящей схемы (минимизация налоговых платежей, снижение налоговой нагрузки, увеличение чистой прибыли); отслеживать правильность расчета налоговых платежей и своевременность их оплаты.
Рассмотрев и проанализировав различные схемы, главный бухгалтер предлагает перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого у предприятия есть все основания, т.к. (в предположении о деятельности предприятия в предыдущий период с аналогичными показателями) по итогам девяти месяцев 2005 года, в котором организация и подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы организации не превысили 15 млн. рублей и составили 3.480.012 рублей. Кроме того, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством России о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. рублей и составляет 55 млн. рублей. У организации 100% пакет акций. Среднесписочная численность работников предприятия много меньше. Чем 100 человек. Все это дает фирме возможность перейти на упрощенную систему налогообложения.
19.10.2005 года (период 01.10 - 30.11 года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему) предприятие подало заявление в налоговый орган по месту своего нахождения о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, организациями освобождается от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН. Организация в данном случае не признаются налогоплательщиком НДС.
В качестве объекта налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Доходами в данном случае признаются доходы от реализации товаров предприятия.
К расходам относятся:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) расходы на обязательное страхование работников;
4) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком;
5) Расходы на приобретение основных средств, а также расходы на приобретение нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно принимаются в следующем порядке: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50% стоимости, второго года - 30% стоимости и третьего года - 20% стоимости;
Порядок исчисления налога: Единый налог = (Доходы - Расходы) *15%
Полученная величина налога сравнивается с минимальным налогом, который равен 1% налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
В Приложении Б представлен график возникновения налоговых обязательств и осуществления налоговых платежей на условном предприятии с учетом увеличения заработной платы главному бухгалтеру по трудовому соглашению.
Как видно из Приложений А и Б меры предложенные главным бухгалтером оказались жизнеспособными: во-первых, снизилась налоговая нагрузка с 26,01% при применении обычной системы налогообложения до 3,08% при переходе на упрощенную, даже при условии увеличения заработной платы главному бухгалтеру. Это объясняется превышением величины расходов при применении упрощенной системы налогообложения над доходами, прежде всего за счет отнесения к расходам 50% стоимости основных средств и нематериальных активов (списание осуществлялось равными платежами в течение 12 месяцев). В результате каждый месяц предприятия выплачивало сумму минимального налога в размере 2900 рублей. Годовая сумму налоговых платежей (с учетом налога на доходы физических лиц) составила при упрощенной системе налогообложения 107039 (в том числе НДФЛ 72239 тыс. рублей). Годовая величина налогов при обычной системе налогообложения составила 905224 рубля, в том числе НДФЛ - 70090 тыс. рублей.
Объем годовой выручки не изменился и составил 3840012 рублей.
Объем прибыли за год при обычной системе налогообложения составил 566518 рублей, при упрощенной - 643710 рублей.
Можно сделать вывод о некоторой оптимизации налоговых платежей: при снижении налоговой нагрузки и величины налогов произошло незначительное, но увеличение прибыли.