Органы налогового контроля
Органы налогового контроля
Ведение
Правовое
регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по
поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в
бюджеты всех уровней.
Такая
сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле
государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся
непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.
В данное
время в Российской Федерации основным органом занимающимся непосредственно
налоговым контролем является: Федеральная налоговая служба (ФНС России). Согласно
статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации»
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской
Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными
законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов
и сборов. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная
проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания
налогов и его совершенствование.
Целью данной контрольной
работы является изучение механизма применения действующих форм и методов
налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей
совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе
этого можно определить задачи данной контрольной работы:
1.
Органы налогового
контроля как субъекты налогового права;
2.
Права и
обязанности органов налогового контроля;
3.
Особенности
правового статуса органов налогового контроля.
Актуальность
данной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иных
обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в
Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный
бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств.
Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде
невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение
играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности
которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью
и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Все эти
обязанности должны выполняться исходя из вышеуказанных нормативных актов.
Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение
нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Для того
чтобы написать эту контрольную работу я использовала следующие методы:
Постатейное
разъяснение - это метод, при помощи которого статья становится более понятной
для читаемого, т.е. я даю как бы комментарий к этой статье;
Подбор
информации - это метод, в основу которого положено нахождение более свежей
информации по поводу какого либо вопроса, связанного с применением примеров в контрольной
работе;
Действительность
законов и нормативных актов, т.е. я, проверяю, действуют законы, внесены ли в
них поправки, изменения или вообще действует ли этот закон, или издан новый.
Для написания
своей контрольной работы использовалось достаточно много литературы, но
основными источниками написания явились, конечно же, следующие: Еналеева И.Д.,
Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.; налоговое право. - Учебник 2-е изд. под ред. Ю.А. Крохиной М., 2008г. В данных учебниках достаточно
четко и подробно изложен материал, посвященный налоговому контролю и
управлению. Помимо налогового права при написании контрольной работы был
использован Налоговый кодекс РФ в котором закреплены основные положения о
налоговом контроле в Российской Федерации. При написании контрольной работы
использовались труды ученых, журнальные статьи, законодательные акты РФ, указы
президента РФ, постановления правительства РФ, инструкции МНС РФ.
1.
Органы
налогового контроля как субъекты налогового права
Деятельность
государственных органов в сфере налогообложения представляет собой
разновидность государственного управления - процесса, имеющего цикличный
характер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию
управленческого воздействия. Поэтому налоговый контроль как один из этапов
налогообложения есть разновидность государственного контроля, наряду с
экологическим, пожарным, архитектурным, дорожным, санитарно-эпидемиологическим.
Если быть точнее, налоговый контроль является разновидностью государственного
финансового контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский и
некоторые иные виды контроля.
Особое
внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что
налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения
изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать
централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление
налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей.
Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных и
частных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения
государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт
налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие
части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные
вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов
регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ[1].
Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и
налоговыми органами.
Налоговый
контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает
все аспекты налоговых правоотношений. При этом различается налоговый контроль в
широком и узком смысле.
Налоговый
контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением
налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех
этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до
прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие
процедуры представительных органов по рассмотрению налоговых законопроектов,
подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному
налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный
контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового
законодательства. Контроль за соблюдением налогового законодательства в
свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел,
таможенные органы.
Налоговый
контроль в узком смысле - это властные действия уполномоченных органов
государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов
налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый
контроль» употребляется в НК РФ.
В
литературе встречаются и другие позиции по вопросу понимания налогового
контроля в широком и узком смысле. Так, О.А. Ногина определяет налоговый
контроль в широком смысле как все сферы деятельности уполномоченных органов
государства, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и др.,
а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой
налогов и сборов; под налоговым контролем в узком смысле указанный автор
понимает только проведение налоговых проверок уполномоченными органами[2].
На наш взгляд, ошибочно включать деятельность частных субъектов в понятие
налогового контроля, даже если речь идет о т.н. «внутрихозяйственной
контрольной деятельности», то есть о «налоговом самоконтроле», осуществляемом
самим налогоплательщиком через специализированные структурные подразделения.
Субъектами
налогового контроля выступают государственные органы специальной компетенции. В
полном объеме осуществлять налоговый контроль вправе налоговые органы.
Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены
таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должна
осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они
обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях
налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их
пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой
необходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля (п. 3 ст.
82 НК РФ).
Подконтрольными
субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и
физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве
налогоплательщиков или налоговых агентов.
Объект
налогового контроля - финансово-хозяйственная деятельность указанных лиц, так
или иначе затрагивающая вопросы налогообложения, предмет - денежные документы,
бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы,
связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в
бюджеты всех уровней. Перечень документов, связанных с налогообложением,
необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и
отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки,
учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские
выписки и т.д.
Некоторые
авторы значительно расширяют объекты налогового контроля. В частности, к ним
относят «движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных
денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы
налогоплательщиков»[3]. Подобным образом может
быть определен в целом объект финансового контроля, разновидностью которого
является налоговый контроль; ведь движение денежных средств частных лиц в процессе
формирования публичных финансов может опосредоваться не только налоговыми, но и
иными финансовыми отношениями.
Согласно
ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в
пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений
подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других
формах, предусмотренных НК РФ. Как видим, перечень форм налогового контроля
является условно исчерпывающим.
В
процессе налогового контроля проверяется исключительно законность, но не
целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве
цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности)
осуществляемой налогоплательщиком деятельности. С этим нельзя согласиться. НК
РФ и другие акты налогового законодательства, определяющие компетенцию
налоговых органов, не закрепляют за ними право осуществлять проверку
финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения
целесообразности. Тем более неверным является утверждение, что «в процессе
налогового контроля оцениваются... целесообразность, качество, а также
финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала
экономики»[4].
Целью
налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере
налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно
действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать
соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых
мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не
только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение
причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об
укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании
налогово-правовой культуры общества в целом.
Контрольные
мероприятия жестко затрагивают права и свободы человека. Поэтому все аспекты
налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы и методы
финансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать,
процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятий
придается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения,
возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными по
своей природе.
Налоговый
контроль как вид государственно-управленческой деятельности носит властный
характер. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые
производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить
ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых
объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать
операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать
имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать
нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия,
составляющие часть их компетенции. Налоговый контроль является также
межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или
организационной подчиненности.
В
процессе налогового контроля большое внимание придается различного рода
гарантиям прав и законных интересов лиц, финансово-хозяйственная деятельность
которых проверяется. Одной из таких гарантий выступает институт налоговой
тайны, включающей любые полученные налоговым органом сведения, за исключением
разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об
идентификационном номере налогоплательщика; об уставном фонде (уставном
капитале) организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах
ответственности за эти нарушения; сведений, предоставляемых правоохранительным
органам других государств в соответствии с международными договорами
(соглашениями). Сведения, составляющие налоговую тайну, не подлежат
разглашению, то есть не допускается их использование или передача третьим
лицам. Эти сведения имеют специальный режим доступа и хранения. Утрата
документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение
сведений влечет дисциплинарную или даже уголовную ответственность.
Субъектам
налогового контроля запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную
деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и
распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ,
действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности
информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц - адвокатскую тайну,
аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового
контроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными
действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового
контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду
(неполученный доход).
2. Права и
обязанности органов налогового контроля
Важной составной частью органов финансового контроля являются органы,
обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в
доходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в Российской
Федерации относятся органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные
органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой
государственной пошлины и других сборов.
В систему органов налоговой службы входят Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам
РФ и муниципальным образованиям.
Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них
задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами[5].
Налоговые органы наделены следующими правами:
• требовать от налогоплательщика документы являющиеся основанием для
исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты;
• проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;
• приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество
налогоплательщиков;
• осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и
территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику
имущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
• определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в
бюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикам
при отказе налогоплательщика к осмотру помещений и территорий, используемых для
извлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения,
непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения
учета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить налоги;
• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений
законодательства и контролировать выполнение таких требований;
• взыскивать недоимки по налогам и пени;
• предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций
за налоговые правонарушения;
• требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение
платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов
о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые
правонарушения;
• вызывать свидетелей, располагающих информацией о налоговых
правонарушениях;
• заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия
лицензий на право заниматься отдельными видами деятельности;
• предъявлять иски в суды о взыскании налоговых санкций, о признании
недействительной государственной регистрации юридического лица или физического
лица — индивидуального предпринимателя, о ликвидации предприятия, о признании
сделок недействительными и взыскании в доход государства приобретенного по
таким сделкам имущества, а также о взыскании в доход государства имущества,
приобретенного в результате незаконных действий, о досрочном расторжении
договоров о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и т.п.
Перечислим некоторые обязанности налоговых органов:
• контроль за соблюдением законодательства о налогах;
• ведение учета налогоплательщиков;
• соблюдение налоговой тайны и правил хранения информации о
налогоплательщиках;
• осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных
сумм налогов, пеней, штрафов;
• направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения
налогового органа, требования об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные
налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а также
неправомерных действий или бездействия работников этих органов при исполнении
ими своих обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению за счет средств
федерального бюджета.
Налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет
всех налогоплательщиков и проведение в них документальных проверок по
правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет
государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года. На
основании письменного решения начальника или заместителя начальника
государственной налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на
учете, документальная проверка может не проводиться в установленные сроки в
случаях, если:
• налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для
исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
• последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;
• увеличение размера имущества или другого объекта налогообложения
предприятий документально подтверждено;
• отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение
средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового
законодательства.
Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные
государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки, включая
упущенную выгоду, причиненные налогоплательщику незаконными действиями
государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, подлежат
возмещению.
Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных налоговых
инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они
непосредственно подчинены[6]. Жалобы рассматриваются и решения по
ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по
жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие
государственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решением
Министерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражный
суд. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц
налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.
3. Особенности правового статуса органов налогового контроля
Налоговые органы
Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением
законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей. Налоговые органы осуществляют также контроль за
соблюдением валютного законодательства в пределах своей компетенции.
Правовой статус налоговых
органов установлен ПК РФ, а также Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым
органам относятся Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные
подразделения.
Главными задачами, для
реализации которых и были образованы налоговые органы, являются осуществление
контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
налогов и иных обязательных платежей; участие в разработке и реализации
налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в
соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и
других обязательных платежей в полном объеме; осуществление валютного контроля.
Действующим федеральным
законодательством налоговым органам предоставлен широкий объем прав,
позволяющих осуществлять возложенные на них обязанности[7]. Так, Министерство РФ по налогам и
сборам и его территориальные подразделения вправе:
производить в органах
государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у
граждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства проверки денежных документов,
бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в
бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую
тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
контролировать соблюдение
законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
получать от предприятий,
учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения),
а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся
хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного
налогообложения;
беспрепятственно
осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого)
налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с
содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу должностных
лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории
или в помещения, налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы
налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о
налогоплательщике или по аналогии;
требовать от
руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений,
организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о
налогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской
деятельности, а также контролировать их выполнение;
приостанавливать операции
предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в
банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или
отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских
отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
изымать у предприятий,
учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении
прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с
одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания.
Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное
мотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кроме
первичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы
вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности
подконтрольного субъекта;
выносить решения о
привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение
налоговых правонарушений;
взыскивать недоимки по
налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
возбуждать ходатайства о
запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой
деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или
юридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видами
деятельности;
создавать на период
погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих
трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее
погашением;
вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие
значение для проведения налогового контроля;
привлекать для проведения
налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;
контролировать
соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
в случаях, когда для
выяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания, назначать
экспертизу;
требовать от банков
документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений
(распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;
осуществлять в пределах
своей компетенции функции органов валютного контроля в соответствии с
законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
взаимодействовать с
органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
запрещать или
приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной
продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству,
безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
проводить осмотр
помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы
собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт,
спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за
достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать
контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные
проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по
результатам проверок составлять акты;
получать от руководителей
и должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формы
собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт,
спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по
вопросам, связанным с проверкой;
запрашивать в
установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;
создавать,
реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы
и находящиеся в ведении Министерства организации;
проводить обследования и
проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к
устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости
отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы,
оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать
организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт
их работы;
отменять решения своих
территориальных органов или приостанавливать их действие в случае
несоответствия этих решений законодательству РФ, давать обязательные для
исполнения Указания территориальным органам;
организовывать проведение
научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с
научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о
проведении налоговой политики;
осуществлять
международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство
задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных
стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых
органов;
осуществлять в
установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление
государственным имуществом.
Перечень названных прав
не является исчерпывающим, поскольку в процессе осуществления конкретных
контрольных мероприятий налоговые органы вступают в различные правоотношения и,
следовательно, приобретают новые права либо детализируют имеющиеся[8].
Наделение Министерства РФ
по налогам и сборам статусом органа валютного контроля обусловило включение в
его компетенцию осуществление полномочий в сфере данного вида контроля; в
случае неявки без уважительной причины налогоплательщика для рассмотрения
материалов налоговой проверки, налоговые органы имеют право вынести решение в
его отсутствие; в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления
о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой
ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об
обеспечении иска.
Министерство РФ по
налогам и сборам не только обладает функциями контрольного характера, но и
осуществляет полномочия, направленные на совершенствование финансовой
деятельности государства в целом[9]. В пределах своей компетенции оно
подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики,
планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в
Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в
области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной
и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных
соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и
осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными
уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
В целях реализации
возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства
о налогах и сборах налоговые органы в числе прочего обязаны защищать финансовые
интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать
процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере
посредством искового судопроизводства. Федеральным законодательством
предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять
к налогоплательщикам и другим участниками налоговых правоотношений, в суды
общей юрисдикции и арбитражные суды:
о взыскании налоговых
санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
о признании
недействительной государственной регистрации юридического лица или
государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя;
о ликвидации организации
любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным
законодательством РФ;
о досрочном расторжении
договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
о взыскании задолженности
по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные
фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в
соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними)
обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих,
участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в
банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых
(дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в
соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими,
участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых
(дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка
за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих)
обществ (товариществ, предприятий).
Статьей 31 НК РФ
предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях.
В частности, налоговые органы имеют право обратиться в арбитражный суд с иском
о привлечении банка к ответственности в случае неисполнения решения налогового
органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового
агента (ст. 134 НК РФ); непредставления банком налоговым органам сведений о
финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.
Являясь федеральными
органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом
нормотворчества по регулированию общественных отношений, складывающихся в
налоговой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на
основе обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах,
анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок.
Составным элементом
компетенции налоговых органов являются их обязанности. Основополагающей, «фундаментальной»
обязанностью налоговых органов, обусловленной целями их создания и задачами
деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых
актов. Иные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения
вышеназванной, развивают и конкретизируют ее[10].
Налоговые органы обязаны:
- соблюдать
законодательство о налогах и сборах;
- вести в установленном
порядке учет налогоплательщиков;
- проводить
разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а
также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно
информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять
формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать
разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- осуществлять возврат
или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и
штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
- соблюдать налоговую
тайну;
- направлять
налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения
налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях —
налоговое уведомление и требование об уплате налога или сбора;
- при выявлении
обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о
налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со
дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой
полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Обязанности налоговых
органов, так же как и права, конкретизированы по кругу их должностных лиц. В
соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых
органов обязаны:
действовать в строгом
соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
реализовывать в пределах
своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
корректно и внимательно
относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых
правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Поскольку перечень прав
налогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, то и на
налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные НК РФ
и иными федеральными законами.
НК РФ установлена
презумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так и
индивидуального содержания) налоговых органов, вытекающая из положения о том,
что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Налоговый
контроль - представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по
контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в
Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей
компетенции.
Формы
проведения налогового контроля закреплены в ст. 82 НК РФ. Основными формами
налогового контроля являются налоговые проверки: 1) получение объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
2) проверки
данных учета и отчетности;
3) осмотр
помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
В зависимости
от времени проведения контрольных мероприятий выделяют три основных вида
налогового контроля: предварительный, текущий, последующий[11].
Принципы
налогового контроля:
1) презумпция
невиновности. Законодательную основу настоящего принципа составляет п. 6 ст. 108
НК РФ, в которой закреплено, что лицо считается невиновным в совершении
налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в
установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением
суда. Таким образом, в процессе осуществления контрольных мероприятий
налогоплательщик должен признаваться невиновным, а должностные лица налоговых
органов обязаны воздерживаться от некорректного и предвзятого отношения к нему;
2) соблюдение налоговой тайны. При осуществлении налогового контроля не
допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о
налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение
положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа
сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в
частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну;
3) взаимодействие
налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и
органов внутренних дел. В порядке, определяемом по соглашению между ними, они
информируют друг друга:
а) об
имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и
налоговых преступлениях;
б) о принятых
мерах по их пресечению;
в) о
проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой
необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Важное значение при определении принципов налогового контроля
играет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в г. Лиме
(Перу) IX Конгрессом Международной организации
высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г.[12]
Налоговые
органы. Единственными субъектами налогового контроля являются должностные лица
налоговых органов РФ (ст. 82 НК РФ). Таким образом, налоговые органы
представляют единую централизованную систему контроля:
1) за соблюдением
законодательства о налогах и сборах; 2) за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
3) в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей. В состав налоговых органов входят:
1) федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и
сборов (Федеральная налоговая служба); 2) его территориальные органы.
Полномочия налоговых
органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной
задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства[13]. Эта задача может быть решена и
иными способами, с использованием иных полномочий, та как понятие «контроль за
соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие
«налоговый контроль, формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой
статье налоговый контроль может выполняться должностными лицами налоговых
органов посредством;
• налоговых проверок;
• получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
• проверки данных учета и
отчетности;
• осмотра помещений и
территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иных
формах, предусмотренных НК РФ.
Основной способ
налогового контроля — налоговые проверки; они позволяют наиболее полно выявить
правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы
контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления'
налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которые
содержатся в акте проверки.
Лица, подлежащие
проверке. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят проверку
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Таким образом,
круг лиц, подлежащие проверке, ограничен теми организациями и физическими
лицами, на которые законом непосредственно возложены обязанности уплаты,
удержания и перечисления в бюджет сумм налоговых платежей.
Налоговые органы вправе
проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях и организациях
независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности
и т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверки
последних в налоговых инспекциях создаются режимно-секретные органы или
выделяются соответствующие специалисты (группы специалистов).
Документы, связанные с
уплатой налогов, представляются таким проверяющим в полном объеме, проверка
проводится с соблюдением режима секретности.
Документы, подлежащие
проверке. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль (и соответственно
налоговые проверки как форма такого контроля) проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах их компетенции. Статья 7 Закона РФ «О налоговых
органах Российской Федерации» предусматривает право налоговых органов проводить
проверки «денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, танов, смет,
деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и
других обязательных платежей в бюджет».
Таким образом, предметом
налоговой проверки могут быть только документы, связанные с налогообложением.
Но исчисление облагаемой базы многих налогов прямо или косвенно связано с
различными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия[14]. Поэтому под «документами,
связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации,
прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика с
учредителями и контрагентами, — учредительные документы, договоры, акты
сдачи-приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т.д. В
качестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых
органах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой проверки
исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке,
установленном законодательством.
В соответствии со ст. 139
ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеет
действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее
третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель
информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, по
существу, только налогоплательщик может определить, какие из его документов
содержат такую информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано в
предоставлении тех или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а он
считает такой отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказать
отсутствие в документах информации, составляющей коммерческую тайну.
Заключение
Принципы
налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных
мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного
аппарата и общества к отдельным группам населения.
Налоговая
политика любого государства базируется не только на конкретных принципах, но и
учитывает социально-экономические потребности страны, стратегические и текущие
задачи экономики.
Негативным
последствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе,
следовательно, снижение производительности труда, сдерживание роста объема и
совершенствования продукции, сокращение дохода от производства. При высоких
налогах исчезает материальное стимулирование, в результате останавливается
экономический и социальный прогресс.
Недостатки
налоговой системы России 90-х гг. заключаются прежде всего в ее громоздкости, нестабильности
и откровенно фискальном характере, практически сводящем на нет принцип
справедливости и не стимулирующем развитие предпринимательства, особенно в
сфере производства.
В этой связи
изучение и обобщение опыта построения налоговых систем стран с развитой
рыночной экономикой имеет большое практическое значение, поскольку как их
достоинства, так и недостатки могут служить предпосылками для выбора
направлений совершенствования налоговой политики и налоговой системы России.
И последнее
чтобы мне хотелось сказать в отношении налоговой системы нашей страны, что в
обязанность правительства входит создание таких условий, когда людям трудно
было бы совершать дурное и легко поступать правильно. Жизнь показала, что в
стране, которой хорошо правят ,стыдятся бедности, а в стране, которой правят
плохо стыдятся богатства.
Список использованной литературы
1.
#"#"
title="М. В. Кустова, О. А. Ногина, С. В. Овсянников, Н. А. Шевелева">М. В. Кустова, О. А. Ногина, С.
В. Овсянников, Н. А. Шевелева. Налоговое право России. Особенная
часть, учебник. – М.;2004.
14. Мальцев В.А. Налоговое право:
учебник Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
Академия, 2004.
15. Миляков Н. В.Налоговое право: Учебник. М.,
ИНФРА-М, 2008.
16. Пансков В.Г. Налоги и
налогообложение в Российской Федерации: М., 2002.
17. Сальникова
Людмила, Еналеева Ирина. Налоговое право России: учебник для вузов. – М.; 2006.
18. Химичева Я.Я. Финансовое право.
Учебник. М., 2001.
[1] Миляков Н. В.Налоговое право: Учебник. М.,
ИНФРА-М, 2008,С.152.
[2] М. В. Кустова, О. А. Ногина, С.
В. Овсянников, Н. А. Шевелева. Налоговое право России. Особенная
часть, учебник. – М.;2004, С.45.
[3] Костиков, Кирилина В. Е.,
Мамилова Е. Г., Шарандина Н., Имеда Цинделиани, Вероника Кирилина, Костикова
Екатерина, Мамилов. Налоговое право России: учебник. – М.; 2007, С.369.
[4] Сальникова Людмила,
Еналеева Ирина. Налоговое право России: учебник для вузов. – М.; 2006, С. 198.
[5] Акчурина Е. Налоговая
проверка и ее последствия. – М.; 2004, С65.
[6] Мальцев В.А. Налоговое право:
учебник Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
Академия, 2004, С. 69.
[7] Химичева Я.Я. Финансовое право. Учебник. М., 2001,
С.154.
[8] Белых В. С, Винницкий Д.В.
Налоговое право России. – М.:НОРМА, 2004, С.59.
[9] См.: Дадащев А.З. Налоговое администрирование в
Российской Федерации: учебное пособие. М., 2002, С.98.
[10] Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф. Налоговое право Учебник. М.:
Юристъ, 2005, С.105.
[11] Варфоломеева Ю. А. Налоговое право
курс лекций, - М.; 2009, С.154.
[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской
Федерации: М., 2002,С.25.
[14] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, Под
ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-ое изд., испр. и перераб. М.:
Юрайт, 2000, С.65.
|