бесплатные рефераты

Основные формы и методы финансового контроля хозяйственной деятельности

Основные формы и методы финансового контроля хозяйственной деятельности

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Значение, виды и методы финансового контроля

1.1.1 Значение финансового контроля

1.1.2 Виды и методы финансового контроля

1.2 Организация финансового контроля

1.2.1 Государственный финансовый контроль

1.2.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль

1.2.3 Банковский надзор

1.2.4 Аудиторский контроль

2. Практическая часть

2.1 Расчет основных финансовых коэффициентов отчетности

2.1.1 Группировка активов баланса по степени их ликвидности

2.1.2 Группировка пассивов баланса по степени срочности их оплаты

2.1.3 Коэффициенты ликвидности

2.1.4 Коэффициенты финансового «рычага» (задолженности, левередж)

2.1.5 Коэффициенты деловой активности

2.1.6 Коэффициенты рентабельности

2.2. Составление бюджета движения денежных средств косвенным методом

2.2.1 Прогноз материально-производственных запасов

2.2.2 Прогноз дебиторской задолженности

2.2.3 Прогноз предстоящих операций

2.2.4 Прогноз чистой прибыли

2.2.5 Прогноз чистого денежного потока

2.2.6 Составим диаграмму Du Pont с использованием полученных значений чистой прибыли

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля. Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Данная работа состоит из двух частей. В первой части работы мы рассмотрим непосредственно понятие, виды и методы финансового контроля хозяйственной деятельности. Во второй части на основе имеющихся данных предприятия ОАО «Олимпия» произведем практический расчет основных финансовых коэффициентов отчетности и косвенным методом составим бюджет движения денежных средств.

Актуальность данной темы заключается в том, что Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Целью данной работы является рассмотрение основных форм и методов финансового контроля хозяйственной деятельности.

В процессе работы мы рассмотрим такие формы финансового контроля хозяйственной деятельности, как: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль (внутрихозяйственный, общественный, аудиторский). А также методы, с помощью которых осуществляется данный контроль хозяйственной деятельности.

При написании работы значительную помощь в исследовании оказали работы и публикации экономистов Филатова О.В., Маргулис Е.Г., Рябовой Т.Ф., Семеновой О.В. Также по данной теме были изучена учебная и периодическая литератора таких авторов, как Борисова ЕФ., Салимжанов И.К., Бурцева В.В., Адамова Н. и др. ученых.

1. Значение, виды и методы финансового контроля

1.1 Значение финансового контроля


Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранитель-ными органами.[1]


1.2 Виды и методы финансового контроля


Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

- предварительный финансовый контроль. Он производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств;

- текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами;

- последующий финансовый контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.[2]

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:

- государственный;

- внутрихозяйственный;

- финансово-кредитных органов (банковский контроль);

- общественный;

- независимый (аудиторский).

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля:

- наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

- проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

- обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

- анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

- ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.[3]

Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.[4]

2. Организация финансового контроля

2.1 Государственный финансовый контроль


Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Объекты контроля:

- исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

- организация денежного обращения;

- использование кредитных ресурсов;

- состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

- предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

- Счетная палата РФ;

- Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

- Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);

- Государственный таможенный комитет РФ;

- Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;

- контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

- иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.[5]

2.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль


Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

- формирование учетной политики;

- ведение бухгалтерского учета;

- составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

- контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

- обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия. Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств.[6]

2.3 Банковский надзор


Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двусторонняя взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

К основным целям надзора за коммерческими банками являются:

- защита мелких вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;

- защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и, тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);

- обеспечение доверия тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на международном банковском рынке;

- защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

Органы денежно-кредитного регулирования призваны обеспечить стабильность денежного обращения и национальной валюты, что невозможно без ограничения кредитной экспансии банков, которые теоретически могут «создать» любое количество платёжных средств.

Надзор построен на принципе принятия мер предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими банками средств в банковские и в небанковские структуры.

Защита акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорных органов.

Удовлетворительная система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных связей. Наиболее важными являются следующие:

- кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;

- разработка адекватных и чётко установленных стандартов учёта и отчётности;

- система надзорных органов, их функций, полномочий;

- сущность практики надзора, её последовательность;

- система коррективных мер и экономических санкций;

- обнародование для широкой общественности банковской отчётности.

Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является наличие требований, предъявляемых к системе бухгалтерского учета. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчётов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнёров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчётность заёмщиков, чтобы осуществлять кредитный анализ. Стандарт отчётности должен быть единым, с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заёмщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчётность необходима не только для финансовой оценки отдельных банковских клиентов, но также для проведения сравнения различных банков, включая зарубежные.

Обычно надзор за коммерческими банками осуществляется либо внутренним аудитом (аудиторские службы коммерческого банка), либо внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит).[7]

В качестве способов банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.


2.4 Аудиторский контроль

Аудиторский контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.[8]

Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.[9]

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

- заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;

- заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

- отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

- заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.[10]

Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности избегания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления, составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве, учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д.

Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.

Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно-аудиторской оценки.

Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период.[11]

3. Практическая часть

3.1 Расчет основных финансовых коэффициентов отчетности


На основе имеющихся данных бухгалтерского баланса (Приложение 1) и Отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) о хозяйственной деятельности предприятия выполним расчет основных финансовых коэффициентов отчетности по следующим подразделам: группировка активов баланса по степени их ликвидности; группировка пассивов баланса по степени срочности их оплаты; коэффициенты ликвидности; коэффициенты финансового «рычага» (задолженности, левередж); коэффициенты деловой активности; коэффициенты рентабельности; диаграмма Du Pont.

3.1.1 Группировка активов баланса по степени их ликвидности

Активы баланса в зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения имущества в деньги, общепринято подразделять на следующие группы:

- наиболее ликвидные активы (А1), которые определяют как:


А1 = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения;


- быстро реализуемые активы (А2) – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (краткосрочная дебиторская задолженность), т.е.:


А2 = Краткосрочная дебиторская задолженность;


- медленно реализуемые активы (А3), которые состоят из запасов, НДС по приобретенным материальным ценностям, дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (долгосрочная дебиторская задолженность), и прочих активов:


А3 = Запасы + НДС + Долгосрочная дебитор. задолженность + Прочие оборотн. активы


- трудно реализуемые активы (А4):


А4 = Внеоборотные активы.


Группировка активов баланса по степени их ликвидности представлена в таблице 1.


Таблица 1. Группировка активов баланса по степени их ликвидности

Группа активов, актив

01.01.200Х

01.07.200Х


наиболее ликвидные активы

28

42

А1

- краткосрочные финансовые вложения

7

10


- денежные средства

21

32


быстро реализуемые активы

38

41

А2

 - дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев)

38

41


медленно реализуемые активы

70

62

А3

- запасы (сырье и материалы)

37

33


- незавершенное производство

8

9


- готовая продукция и товары

25

20


трудно реализуемые активы

55

54

А4

- основные средства

40

36


- долгосрочные финансовые вложения

15

18


Баланс

191

199



3.1.2 Группировка пассивов баланса по степени срочности их оплаты

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

- наиболее срочные обязательства (П1) – к ним относится кредиторская задолженность, а именно:

П1 = Кредиторская задолженность;


- краткосрочные пассивы (П2), которые включают в себя:


П2 = Краткосрочные заемные средства + Задолженность участникам по выплате доходов + Прочие краткосрочные обязательства;


- долгосрочные пассивы (П3), состоящие из:


П3 = Долгосрочные обязательства + Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов;


- постоянные пассивы или устойчивые (П4) – собственный капитал организации, т.е. раздел III «Капитал и резервы»:


П4 = Капитал и резервы.


Группировка пассивов Баланса ОАО «Олимпия» по срочности их оплаты приведена в таблице 2.


Таблица 2. Группировка пассивов баланса по срочности их оплаты

Группа активов, актив

01.01.200Х

01.07.200Х


наиболее срочные обязательства

77

68

П1

- кредиторская задолженность

77

68


краткосрочные пассивы

38

25

П2

- кредиты и займы

38

25


постоянные пассивы или устойчивые

76

106

П4

- уставный (акционерный) капитал

61

61


- нераспределенная прибыль

15

45


Баланс

191

199



3.1.3 Коэффициенты ликвидности

На практике применяются следующие относительные показатели ликвидности баланса (платежеспособности фирмы):

- общий показатель ликвидности (платежеспособности). Применяется для комплексной оценки ликвидности баланса в целом – способность покрыть все обязательства (краткосрочные и долгосрочные) всеми его активами.


КОП = (А1 + А2 + А3 + А4)/(П1 + П2 + П3) > 1.

- коэффициент абсолютной ликвидности:


КАЛ =А1/(П1 + П2).


Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Нормальное значение данного показателя в зависимости от отраслевой принадлежности следующее: КАЛ > 0,1 – 0,7.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.

- коэффициент текущей ликвидности:


КТЛ = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2).


Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Значение показателя можно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. Величина КТЛ = 1,5 считается допустимой, оптимальное значение КТЛ = 2 – 3,5

- коэффициент «критической оценки (ликвидности)»:


ККЛ = (A1 + А2) / (П1 + П2).


Данный коэффициент характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Допустимо значение ККЛ = 0,7 – 0,8, желательно ККЛ = 1.

Результаты расчетов коэффициентов ликвидности (платежеспособности) представлены в таблице 3.


Таблица 3. Коэффициенты ликвидности (платежеспособности) ОАО «Олимпия

Наименование показателя

01.01.200Х

01.07.200Х

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,24

0,45

Коэффициент "критической оценки (ликвидности)"

0,57

0,89

Коэффициент текущей ликвидности

1,18

1,56

Коэффициент общей ликвидности

1,66

2,14


3.1.4 Коэффициенты финансового «рычага» (задолженности, левередж)

Коэффициенты задолженности – коэффициенты, показывающие долю заемных средств в общей сумме финансовых источников (пассивов).

Коэффициент соотношения заемных и собственных источников средств (DER):

- на начало периода:


;

- на конец периода:


.


Величина коэффициента соотношения заемных и собственных источников средств показывает, что

- на начало отчетного периода на каждый вложенный рубль собственниками (акционерами) приходится 1,51 руб. финансовых ресурсов кредиторов;

- на конец отчетного периода на каждый вложенный рубль собственниками (акционерами) приходится 0,88 руб. финансовых ресурсов кредиторов.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ