Основные направления использования финансов в регулировании экономики в Республике Беларусь
Основные направления использования финансов в регулировании экономики в Республике Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«БЕЛОРУССКО-РОССЙИСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Финансы и Бухгалтерский учёт»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Теория финансов»
на тему: «Основные направления использования финансов в регулировании
экономики в РБ»
Выполнила:
студентка
гр. ФК-061
Васильева
К.А.
Руководитель:
старший
преподаватель
Олехнович
Л.В.
Могилев, 2009
Содержание
1. Роль финансов в регулировании экономики
2. Основные направления использования финансов в регулировании
экономики Республики Беларусь в переходный период
Заключение
Список использованных источников
Материальное производство
представляет собой единство всех стадий воспроизводства: производство,
распределение, обмена и потребления. Определяющей является стадия производства,
на которой создается общественный продукт. Распределение, которое
осуществляется с помощью финансов, зависит от производства, в тоже время влияет
на него. Финансы обслуживают кругооборот производственных фондов сферы
материального производства.
Экономика любого
государства представляет сложный комплекс, состоящий из различных звеньев,
отраслей, территориальных комплексов, производств и т.п. Эти различные части
экономики развиваются неравномерно. Вместе с тем нормальное функционирование
экономики возможно лишь при условии соблюдения определенной пропорциональности
народнохозяйственного комплекса, его сбалансированности.
В условиях перехода к
рынку с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики
согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными
формами регулирования.
Одной из форм
регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование означает,
что формирование производственного и финансового потенциала в разных структурах
материального производства (производство и сбыт продукции, распределение
денежных доходов и прибыли).
Переход на рыночные
методы хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и
направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой
самостоятельности каждый объект хозяйствования может сформировать источники
расширенного производства за счет собственных финансовых ресурсов.
В тоже время возможности
саморегулирования рынка имеют ограничения. Рынок не решает таких проблем как:
гарантии социально-экономических прав человека; охрану окружающей среды;
обеспечения общего равновесия экономики; фундаментальных исследований в науке;
обеспечения населения общественными товарами. В ряде случаев индивидуальная
(рыночная) и социальная оценка результативности хозяйственной деятельности не
совпадают. Рыночное саморегулирование не может обеспечить оптимальное
воздействие на экономику и социальную сферу.
В условиях перехода к
рынку, когда система рыночных отношений неразвита, ограниченность рыночного
саморегулирования проявляется в большей степени, чем в странах с развитой
рыночной экономикой.
Все это ведет к
необходимости использования государственного регулирования экономики. Такое
регулирование сопровождается финансовой поддержкой приоритетных направлений
экономики, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Вмешательство
государства в экономику осуществляется с помощью механизма налогообложения,
предоставление налоговых льгот, выделение бюджетных ассигнований.
Существуют различные
рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются
госбюджет, система страхования, кредитная система и др. звенья финансовой
системы государства.
На микроуровне главным инструментом
регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их
помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного
продукта, обеспечивается функционирование потребностей расширенного
воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется
также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной
политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления
налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий на развитие производства,
финансирования социальных потребностей.
Основными инструментами
государственного регулирования являются использование административно-правовых
средств, государственное предпринимательство, государственные финансы,
кредитно-денежная политика государства.
В целом государственное
регулирование экономики основано на использовании органами власти финансовых
рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью
государственных инвестиций, налогов, бюджетной и амортизационной политики,
деятельность различных государственных структур складывается механизм влияния
на экономику.
В тоже время следует
иметь в виду, что вмешательство государства в экономику имеет свои границы.
Излишние вмешательство в экономику, предоставление необходимых льгот и дотаций
может порождать иждивенчество у предприятий, вести к ослаблению экономических
стимулов, снижению экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.
Основой регулирования
экономики в рыночных условиях является перераспределение финансовых ресурсов.
Благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки
для эффективного развития экономики.
Особенно возрастает
значение финансового регулирования экономики Республики Беларусь при переходе к
рыночным отношениям.
Воспроизводственный
процесс на предприятиях регулируется в основном его собственными финансами. На
общегосударственном уровне стратегическое регулирование экономики (отраслевая и
территориальная, структурная перестройка, формирование государственных
резервов, стимулирование роста эффективности) обеспечивается
бюджетно-финансовым, денежно-кредитным и налоговым регулированием.
В системе
государственного регулирования экономикой в переходный период важным рычагом
реализации экономической политики государства внутри страны, финансовой базой
осуществления функций экономической политики государства является государственный
бюджет. В тоже время в связи с решением задач переходного периода значительно
изменяются структура и направление использования бюджетных средств.
В условиях рынка все
большее распространение получают платные социальные услуги. Часть социальных
потребностей финансируется через предприятия (ведомственные детские сады, дома
отдыха, и т. д.). В тоже время и в условиях рынка важную роль в социальной
защите граждан, развитии непроизводственной сферы, играет государство. За счет
бюджета финансируется начальное и среднее образование, бесплатная медицинская
помощь, социальные программы. Через формирование доходов и направление расходов
бюджета государство регулирует экономические и социальные процессы в обществе.
Государство осуществляет
постоянный контроль за образованием доходов и их расходованием. В странах
развитого рынка роль бюджета становится решающей в реализации финансовой
политики государства, воздействии на воспроизводство, оптимизацию стоимостных
пропорций, развитие социальной сферы. Усиливается социальная направленность
бюджета и в Республике Беларусь, где происходит увеличение расходов на
просвещение, здравоохранение, соц. обеспечение, на программы финансовой
поддержки нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.
В регулировании экономики
принимают участие все звенья финансовой системы государства. Без
перераспределения финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку невозможно
эффективное развитие экономики. Ряд отраслей и производств без финансовой
поддержки государства не могут успешно работать. Это в частности касается
агропромышленного комплекса.
Кроме агропромышленного
комплекса есть ряд стратегических направлений (структурная перестройка,
конверсия, новое строительство и др.) требующих огромных финансовых ресурсов,
финансирование которых возможно только из централизованного фонда финансовых
ресурсов или за счет привлечения средств иностранных инвесторов.
В
современных условиях большой статьей расходов государственного бюджета остается
обслуживание государственного долга. Хотя внешний долг республики и находится в
пределах кредитной безопасности, вместе с тем он значителен.
Важнейшим
направлением использования финансов в регулировании экономики в современных
условиях остаются налоги. Ныне существующая система налогообложения в
Республике Беларусь достаточно дифференцирована для выполнения регулирующей
функции. Посредством действующих основных налогов в республике формируется
более 65 % доходной части бюджета.
Одним из
направлений финансового регулирования экономки в переходный период является
создание финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленная
группа - это объединение финансового, промышленного и торгового капиталов путем
разветвленной системы участия. Она объединяет под контролем головной корпорации (материнской
компании) юридически и финансово самостоятельные фирмы и предприятия,
относящиеся к разным отраслям экономки: банки и кредитные учреждения,
финансовые компании, промышленные, торговые и транспортные предприятия.
Участники
финансово-промышленных групп самостоятельно действуют на внутреннем рынке и
проводят международные торговые сделки. В них могут быть как национальные
предприятия, так и иностранные фирмы и компании. В них могут входить и
государственные и частные хозяйствующие субъекты. Основной целью объединения
независимых фирм и компаний в финансовые и финансово-промышленные группы
является привлечение дополнительного финансового капитала, необходимого для
освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности и выхода на мировые
рынки.
В
вышеназванные структуры в обязательном порядке входят банки и др. кредитные и
финансовые организации. И банки, как правило, стоят во главе финансовой группы,
выступают в роли ее главной (материнской) компании.
В
мировой практике действуют группы, возглавляемые крупными промышленными
корпорациями, которые называются промышленно-финансовыми группами, но это не
меняет их сути.
Создание
финансово-промышленных групп основано на системе участия, которая позволяет
объединять под эгидой головной материнской компании большое число фирм. Суть ее
состоит в том, что для контроля над капиталом группы достаточно владеть
определенной долей его акций. В идеале — это 50 процентов, но на практике эта
доля может составлять 15-20 %. Материнское общество владеет контрольным пакетом
акций дочернего общества, а дочернее - внучатого.
Таким
образом, материнская компания обладая относительно небольшим капиталом
контролирует значительный капитал нескольких компаний и банков, определяет для
них стратегию и политику развития, осуществляет выбор долгосрочных целей и
программ. Единое стратегическое руководство всеми входящими в группу компаниями
является определяющим принципом любой финансово-промышленной группы.
Белорусские
предприятия и банки в основном участвуют в создании таких групп с предприятиями
России. Так, в состав финансово-промышленной группы «Формам» по созданию и
производству оборудования для выпуска химических волокон вместе с рядом
российских предприятий входят два белорусских предприятия: «Гродненское ПО
Химволокно» и Светлогорское ПО «Химволокно». Созданы или создаются
финансово-промышленные группы с участием белорусских и российских предприятий:
«Большегрузные автомобили», «Интеграл», «Кормоуборочная техника», «Точность»,
«Вымпел».
Преимущества
в создании финансово-промышленных групп можно определить следующим образом:
1.
Быстрая адаптация
фирм к условиям зарубежных рынков, в способности дополнительного привлечения
капиталов и финансовых средств, укрепление своих позиций на мировом рынке. Это
положительно сказывается на экономике республики (увеличение экспортно-импортных
операций, укрепление платежного баланса, привлечение иностранной валюты).
2.
Получение
дополнительного эффекта основанного на экономии издержек, особенно в отраслях,
где оптимальные размеры производства и минимально необходимый капитал очень
велики (самолетостроение и автомобилестроение, производство химических волокон,
алюминия, транспортной и строительно-дорожной техники и др.).
3.
Образование
многонациональных корпораций, в которые входят ограниченное число фирм,
сосредотачивают у себя основную часть производства данного вида продукции. Это
способствует получению ими максимального финансового результата.
4.
Создание крупных
многонациональных корпораций также способствует внедрению наукоемких
технологий, требующих больших затрат.
В условиях
рыночной экономики финансы активно используются для решения такой проблемы,
как: взаимные неплатежи предприятий и организаций. Ситуация с неплатежами может
возникать в том случае, когда деньги за отгруженную предприятием продукцию еще
не поступили, а предприятию нужны денежные средства доля оплаты сырья и
материалов для следующего производственного цикла. Чем дольше этот временной
лаг, тем больше потенциальная возможность срыва платежных обязательств
предприятия. Причиной такого положения является функционирование в республике
нерентабельных и убыточных предприятий. Они становятся началом цепочки
неплатежей из-за отсутствия средств для расчетов с поставщиками.
Другими
причинами этого положения являются: несбалансированность доходов и расходов
государства, задерживающая платежи по государственным закупкам и заказам;
необоснованный рост затрат предприятий; относительно низкий уровень, заработной
платы работников ограничивает их покупательную способность; диспропорции между
возможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами по
всей цепочке отраслей порождает инфляцию и приводят к неплатежам; значительное
отклонение в ценах различных товаропроизводителей (монополизм «Белтелеком»),
неплатежи на уровне стран СНГ. Задолженность предприятий ближнего зарубежья
также нередко, являются началом цепочки неплатежей белорусских предприятий.
В
нормальных условиях предприятие, оказавшееся в таком положении, решает эту
проблему при помощи кредитов под оборотные средства или за счет прибыли. В
нынешних условиях большинство предприятий не может этим воспользоваться.
Убыточные предприятия не имеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит
В
решении вышеуказанных проблем неплатежей можно использовать ряд мер
административного и финансового характера: активное использование вексельного
обращения; практическая реализация механизма банкротства предприятий;
урегулирование взаимоотношений между странами СНГ на правительственном уровне;
реализация программы ресурсосбережения и энергосбережения; минимизация времени
прохождения платежей.
Понятие
«несостоятельность» (банкротство) указывает на неспособность удовлетворения
требований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетном
счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых
взносов и иных аналогичных сумм, также является признаком несостоятельности
предприятия.
Важнейшими
элементами системы государственного регулирования отношений несостоятельности
является оказание финансовой поддержки предприятиям по восстановлению их
платежеспособности, финансирование социальной инфраструктуры и ликвидационных
мероприятий. Государственное финансирование может быть на возвратной или
безвозвратной основе в зависимости от приоритетов.
Государственное
безвозвратное финансирование может быть направлено на: содержание
социально-культурной и коммунально-бытовой сферы; возмещение убытков
предприятий, поставленных действующим законодательством в такие условия
хозяйствования, когда не возмещаются затраты на производство продукции; финансирование
издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на
полное бюджетное финансирование; финансирование ликвидационных процедур, если
не хватает средств от продажи имущества должника.
В
остальных случаях государственная финансовая поддержка должна оказываться на
возвратной основе.
Большую
роль в регулировании экономики, в мобилизации и распределении финансовых
ресурсов играет финансовый рынок.
Финансовый
рынок – совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых
ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных
бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные
ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия
различных форм собственности, отдельные граждане.
Финансовый
рынок является элементом рыночной инфраструктуры. Главной функцией финансового
рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников
(кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма
перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между
субъектами хозяйствования и отраслями экономики, “связывания” части денежных
средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия
дефицита госбюджета без денежной эмиссии.
Основными
элементами финансового рынка являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг,
денежный рынок. Названные элементы финансового рынка находятся в тесном
взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств у
населения и предприятий ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И
наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании народного
хозяйства за счет кредитов и аккумулирует временно свободные средства
инвесторов. Взаимосвязь кредитного рынка ценных бумаг проявляется и в их
секьютеризации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг,
так как приносят доход и обращаются (т.е. покупаются и продаются), в результате
чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск не
возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, векселя, чеки и др.)
выступают как документы, подтверждающие долговые и долевые обязательства на
кредитном рынке.
Через
кредитный рынок обеспечивается перераспределение денежных средств путем
предоставления владельцами их в ссуду на условиях возвратности, платности и
срочности.
Кредитор
получает вознаграждение в виде процента за капитал. Заемщик стремится получить
доход, достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за
предоставленный кредит и получить прибыль для себя.
Наряду с
кредитом, важным элементом финансового рынка является рынок ценных бумаг
(фондовый рынок).
Рынок
ценных бумаг – отношение финансового рынка, связанные с выпуском и обращением
ценных бумаг. Рынок ценных бумаг охватывает кредитные отношения и отношения
совпадения, выражающиеся в выпуске особых документов - ценных бумаг.
Ценные
бумаги – денежные документы, имущественные права или отношения владельцы ценной
бумаги по отношению к эмитенту. Ценные бумаги могут выпускаться в виде
отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.
Основными
ценными бумагами являются акции и облигации.
Покупатели
акций становятся совладельцами акционерного общества и имеют право получать
доход на акции, а в отдельных случаях принимать участие в управлении
акционерным обществом. Владельцы облигаций становятся кредиторами государства
или предприятий, выпустивших облигации.
Кроме
основных ценных бумаг существуют вторичные, или производственные бумаги, представляющие
собой долговые обязательства или контракты, закрепляющие права на получение
товарных или денежных ценностей, а также покупку-продажу ценных бумаг в
будущем. К этой группе ценных бумаг относятся опционы, фьючерсы, варранты,
ордера, свопы и т. д.
Производственные
ценные бумаги имеют самостоятельное обращение на рынке ценных бумаг и являются
инструментами страхования (хеджирование) вложекурсовой стоимости активов,
лежащих в основе контрактов.
По
характеру движения ценных бумаг фондовый рынок делится на первичный и
вторичный. На первичном продаются и покупаются ценные бумаги новых выпусков, а
на вторичном обращаются (перепродаются) ранее выпущенные ценные бумаги. Именно
на вторичном рынке, где обращаются ранее размещенные ценные бумаги, осуществляется
перечень капитала из одних отраслей или акционерных обществ в другие.
По форме
организации фондовый рынок подразделяется на организованный (биржевой) и
перераспределенный (внебиржевой). Фондовая биржа – организация с правом
юридические лица, где осуществляется торговля ценными бумагами, определение их
курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных
лиц, регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг. На биржах
проводятся котировки ценных бумаг – регулярные оценки специалистами курса
покупателей и продавцов ко всем видам ценных бумаг, которые проходят через
биржу. Котировки показывают, по какой цене на данной бирже в данный момент
можно купить или продать конкретные ценные бумаги.
Основные
участники на рынке ценных бумаг: эмитенты – юр. лица производящие выпуск ценных
бумаг; инвесторы – индивидуальные и институциональные – банки, инвестиционные
фонды, страховые компании и т. п.; посредники – брокеры, дилеры, фондовые
биржи.
Развитие
рынка ценных бумаг является условием и показателем развития рыночных
преобразований в стране.
Заключение
Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается
дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой
политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего
предпринимательства.
Так, в соответствии с основными направлениями
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание
макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и
структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение
жизненного уровня народа.
В области налоговой политики в 2006 –
2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление
сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение
эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое
развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений
налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение
налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой
системы будут реализованы следующие мероприятия:
- улучшение налоговой структуры за
счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых
моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых
льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
- снижение нагрузки на фонд
заработной платы;
- оптимизация ставок и
совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный
фонд содействия занятости;
- повышение стимулирующей роли
таможенной политики;
- выравнивание условий
налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых
ставок;
- совершенствование системы
налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня
издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для
плательщиков;
- оптимизация соотношения
республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и
расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса
имущественных налогов и экологических платежей.
При
сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010
годах будет направлена на:
- создание
условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства
и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном
сокращении неэффективных расходов;
-
обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на
всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой
поддержки регионов;
- принятие мер по совершенствованию
процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
Стратегические цели денежно-кредитной
политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования
денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического
роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и
сбережений.
Денежно-кредитная политика будет
направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду
с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и
обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Основные задачи развития банковской
системы страны:
- повышение устойчивости банков,
увеличение их капитала и ресурсной базы;
- оптимизация структуры активов и
пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального
сектора экономики и населения;
- расширение состава и улучшение
качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских
технологий.
Темпы наращивания денежного
предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом
экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень
которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты
банков увеличатся в 2,7 раза.
Продолжится процесс взаимовыгодного
сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других
стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования
Союзного государства и других интеграционных образований.
Важнейшими направлениями ценовой
политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную
перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности
функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост
жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается
проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании
свободных и регулируемых цен.
Основные задачи в области
ценообразования:
-
сокращение ценовых диспропорций;
-
совершенствование механизмов ценового регулирования, направленных на создание
барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, в том
числе и для субъектов естественных монополий;
- регулирование внутреннего уровня
цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов
Республики Беларусь.
Антимонопольная политика будет
направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции
производителей на национальном рынке посредством:
- предупреждения, ограничения и
пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и
государственных органов управления;
- пресечения недобросовестной
конкуренции;
- обеспечения правовой защищенности
добросовестной конкуренции;
- содействия развитию конкуренции на
товарных рынках страны;
- контроля за экономической
концентрацией;
- совершенствования регулирования
деятельности естественных монополий;
- приведения антимонопольного
регулирования с учетом открытости национальной экономики в соответствие с
международными нормами.
Важнейшей задачей в институциональной
области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации
финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и
конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.
Для этого предусматриваются:
- активизация рынка корпоративных
бумаг;
- расширение спектра инструментов
фондового рынка;
- совершенствовование финансовых
услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные
фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
- развитие специализированных
небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и
перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
-
активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский
сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды
венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые
компании);
-
формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что
потребует развития доверия к институтам финансового посредничества
Для дальнейшего развития страховой деятельности
необходимо:
- развивать добровольные виды
страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
- совершенствовать порядок
формирования страховых резервов;
- ввести обязательные виды
страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное
страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;
- повысить капиталоемкость страховых
организаций;
- сформировать национальную систему
экспортных кредитов.
Государственная политика поддержки
малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание
организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и
устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной
отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития
предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.
Для этого предусматриваются:
-
комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей
деятельность субъектов малого предпринимательства;
-
обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных
организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;
- создание
благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым
ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение
процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата
микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам,
научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
-
дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки
кадров для предпринимательства;
-
активизация производственной, инновационной, инвестиционной,
внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов
малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности
производимой ими продукции;
-
организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем
развития кооперативных связей.
Прогнозируется, что к 2010 году доля
валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего
предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20 - 22 процентов.
Планирование,
прогнозирование и программирование – важный элемент управления экономики и
социальных процессов. Они используются для предопределения рациональных
пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста
отдельных отношений, звеньев хозяйств. [2, c. 87]
Для финансового
планирования это деятельность по сбалансированности и пропорциональности
финансовых ресурсов. Сбалансированность – это оптимальные соотношения между
финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами,
остающимися в руках государственных субъектов. Пропорциональность –
рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налогов и после
уплаты по предприятиям, отраслям и регионам.
Финансовое планирование –
составная часть народнохозяйственного планирования, которая базируется на
показателях плана социально-экономического развития страны. Система финансовых
планов отражает особенности форм и методов образования и использования денежных
средств. Главный объект финансового планирования – это звенья финансов, получающие
в плане количественное выражение.
Движение средств
денежного фонда выражается и закрепляется в финансовых планах, которые являются
единой системой. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит
бюджетному плану, где отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его
образования и использования, структура доходов и расходов. Движение
внебюджетных фондов отражается в сметах доходов и расходов. Важное место в
обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного
воспроизводства и регулирования денежного обращения занимает сводный
государственный баланс государства, то есть баланс финансовых ресурсов, а также
баланс доходов и расходов каждого субъекта Республики Беларусь. Эти документы
разрабатываются Министерством экономики при участии Министерства финансов. В
балансе отражаются формирование и использование ресурсов. планируемых в составе
бюджетного и внебюджетного фонда, фонда страхования, кредитных фондов
предприятий и организаций и денежных средств граждан.
Финансовое прогнозирование
– предвидение возможного финансового положения государства и обоснование
показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть на 5-10 и более лет.
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов и
вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития
общества.
Цель финансового
прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов,
источников формирования и их использование в прогнозном периоде. Прогнозы
позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и
совершенствования системы финансов, форм и методов реализации финансовой
политики.
Финансовое
программирование – метод финансового планирования, использующий
программно-целевой подход, в основе которого заложены и четко сформированы цели
и средства их достижения. Финансовое программирование предполагает установление
приоритетов государственных расходов по направлениям; повышение эффективности
расходов негосударственных средств; прекращение финансирования в соответствии с
выбором альтернативного варианта. Финансовые программы используются в развитых
странах с 60-ых гг. Их суть – составление пятилетних "скользящих"
плановых расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого
исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются,
скользят по 5-летней шкале на год. Планируемые показатели первого года являются
директивными, остальные – ориентировочными. В Республике Беларусь используются
целевые комплексные программы, представляющиеся в систему
научно-исследовательских организационно-хозяйственных и других мероприятий,
направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по
ресурсам и исполнителям.
Список использованных источников
1. Бирюкова О. Н. Дневник успеваемости
белорусской экономики // Белорусский рынок. 2008. №2. С. 12-13
2. Бондарь Н.Н. Отношения личного
потребления в трансформационной экономике РБ. // Вестник БДЭУ. - 2008. - №8. –
с. 23-25
3.
«Финансы.
Денежное обращение. Кредит" Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра. 2007.
4.
Учебно-методический
комплекс «Теория финансов». М.К. Воробьев, И.А. Осипов - Мн: Издательство МИУ,
2005
5.
www.minfin.by
|