Основные противоречия и проблемы белорусской системы налогообложения
Основные противоречия и проблемы белорусской системы налогообложения
Среди
множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на
рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных
отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является
одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования экономики. Государство широко
использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия
на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько
правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование
всего народного хозяйства.
На Западе
налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании
предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный
учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям
или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование
предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не
только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности
финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на
налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение
налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами
предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм
собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм
собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с
вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется
хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство
получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих
общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по
социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система
налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода
от административно-директивных методов управления к экономическим резко
возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство
может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и
ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день
оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах
реформирования, а также острой критики.
Цель данной
работы – показать проблемы и противоречие белорусской системы налогообложения
1. Налоговая система государства
1.1
Сущность
налогообложения
Прежде всего,
остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для
содержания… публичной власти…». В истории развития общества еще ни одно
государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций
по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма
денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя
из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов
государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд,
охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно
должно собирать налогов.
Итак, налогообложение
– это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и
государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет,
взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для
удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности
юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании
финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги
призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или
сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги
выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность.
Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения
всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет
налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок
налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты
налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания
за невыполнение данного закона. [2, с. 211].
Денежные
средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в
бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет
налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства.
Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их
юридическую характеристику.
Для того
чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить
основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме
четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших
классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие
авторы. Они сводятся к следующему:
«1. Подданные
государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по
возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной
правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так
называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог,
который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен.
Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому
плательщику, так и всякому другому…
3. Каждый
налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны
для плательщика…
4. Каждый
налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика
возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства».
Принципы
Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных
разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали
«аксиомами» налоговой политики.
Сегодня эти
принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.
Современные принципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень
налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть
прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается
в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во
многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех
облагаемых сумм).
2. Необходимо
прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный
характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером
осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,
где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь
созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его
реализации.
3.
Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у
налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и
процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для
налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая
система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим
потребностям.
6. Налоговая
система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть
эффективным инструментом государственной экономической политики.
Кроме того,
схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а
объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Налоговая
система базируется на соответствующих законодательных актах государства,
которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть
определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
·
объект
налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые
количественно, которые служат базой для исчисления налога;
·
субъект
налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое
обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
·
источник
налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
·
ставка
налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка
определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется
налоговой квотой;
·
налоговая
льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
·
срок
уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и который
оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины
налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
·
правила
исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Налоги могут
взиматься следующими способами:
1. Кодастровый – (от
слова кодастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на
группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в
специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка
налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от
доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев
транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности
транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное
средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация – документ, в
котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной
чертой такого метода является то, что выплата налога производится после
получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот
налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до
получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму
налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до
выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется
в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [11, с. 142].
Социально-экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги
выполняют четыре важнейшие функции:
·
Обеспечение
финансирования государственных расходов (фискальная функция).
·
Государственное
регулирование экономики (регулирующая функция).
·
Поддержание
социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных
социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная
функция).
·
Стимулирующая
функция.
Во всех
государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли
фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для
содержания государственного аппарата, обороны станы и той части
непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов
(многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи
и многие учебные заведения и т.п.
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без
них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая. Рыночная
экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе
эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством,
невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах.
Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное
место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной
экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения
отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного
развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных
для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем
на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и
социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ –
наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан,
направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на
инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками
окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли,
электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета
должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,
отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики
и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный
социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано
в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления
прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета
средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от
налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя
функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих
мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно,
грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только
со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие
(юридическим или физическим лицом – безразлично) освобождаются от
налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде
всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,
реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование
для производства продуктов питания и ряда других освобождается от
налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых
странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и
опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии
указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически
освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично
исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить,
что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят
расходы на НИОКР. Другой путь – включать эти расходы в затраты на производство.
1.2
Виды
налогов
Налоги бывают
двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог
и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд
заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные
взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая
землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и
другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их
называют прямыми налогами. Второй вид – налоги на товары и услуги:
налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на
наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные
налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги
трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на
землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату,
цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного
потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,
облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая
часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет
прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя
перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой
эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению
потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли,
что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы
деятельности. [2, с. 43].
Различают также
твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые
ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от
размеров дохода. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном
отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные
ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.
Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с
большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины
ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту
абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости
от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги
используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного
и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические
налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование
или отчисления на дорожные фонды).
Налогам
присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система
налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее
и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного
хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции.
Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность
всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к
неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой
системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более – самих
принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки
налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть
ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность
налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции
могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и
быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного
строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической
ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее
введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая
система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в
противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с
этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и
т.п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание
стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что
в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок)
не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть
стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать
стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской
деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения,
состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если,
естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической
целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом
желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы
за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на
очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут
определить целесообразность снижения на 2–3 пункта или необходимость повышения
на 2–3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не
нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной
предпринимательской деятельности. [2, с. 67].
Стабильность
налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных
принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок,
определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным
бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на
добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие
налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с
изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
Таким
образом, налоги играют огромную роль в экономике любого государства. При этом
не следует понимать налоги односторонне, т.е. лишь как отбирание доходов
субъектов хозяйствования государством с целью их перераспределения. С помощью
налогов регулируется экономический рост, рост ВВП, ведь перегретость экономики
также отрицательно сказывается в перспективе. Также с помощью налогов можно
стимулировать различные сферы экономики. Например, льготное налогообложение в
сельской местности притягивает инвесторов именно туда, создавая рабочие места
именно в сельской местности и развивая регион.
Основа
налоговой системы – Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства в разрезе видов
налогов.
Налоговая
система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные налоги и
сборы. В налоговой структуре основную долю доходов бюджета (60–65%) составляют
косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги,
налог с продаж и т.п.).
Ведется
работа по заключению отдельных двусторонних соглашений об избежании двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении
налогов на доходы и имущество взамен действовавшего еще со времен Советского
Союза такого соглашения, общего для всех стран. К настоящему времени уже
заключены и действуют соглашения с 44 странами, среди которых крупнейшие
европейские государства, США, Япония и другие. [14].
Во внешней
торговле при взимании косвенных налогов (НДС и акцизов) Республика Беларусь со
всеми странами дальнего зарубежья применяет принцип страны назначения товара и
соответственно нулевую ставку НДС к экспорту в эти страны белорусских товаров и
услуг. Этот же принцип в настоящее время применяется и в торговле со всеми
государствами – участниками Содружества Независимых Государств, за исключением
Российской Федерации. Во взаимной торговле с Россией, в рамках Договора о
создании Союзного государства, при взимании косвенных налогов пока сохранен
принцип страны происхождения товара.
Приоритетами
в налоговой сфере в 2008 г. стали упрощение налоговой системы в целях
снижения налогового давления на экономику, совершенствование налогового законодательства
и его унификация с российским, улучшение налогового администрирования.
Реализация
намеченных подходов осуществлялась в 2008 г. по следующим конкретным
направлениям:
• отмена
налога с пользователей автомобильных дорог, взимаемого в настоящее время с
выручки от реализации товаров (работ, услуг) по ставке в размере 1%;
• упразднение
трех местных сборов с пользователей;
• отмена
отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки
Министерства архитектуры и строительства;
• включение
регистрационных и лицензионных сборов в состав государственной пошлины;
• по налогу
на добавленную стоимость для плательщиков предусматривается полный вычет сумм
входного налога, уплаченного при приобретении основных средств и нематериальных
активов, вне зависимости от направлений дальнейшего использования этих средств
и активов;
• дальнейшее
упрощение порядка уплаты экологического налога;
• по подоходному
налогу с 20 до 15% снижается размер ставки налога в отношении доходов,
полученных плательщиками не по месту их основной работы (службы, учебы).
Налоговая
система Беларуси постоянно совершенствуется и изменяется. Так, с 1 января 2009
года в Беларуси введена плоская 12-процентная шкала подоходного налога. Единая
ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей будет установлена
на уровне 20%.
Подоходным налогом
облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от
источников в РБ и (или) за ее пределами; физическими лицами, не признаваемыми
налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в РБ.
С 1 января 2009 года
подоходный налог с доходов физических лиц (кроме доходов, указанных ниже)
взимается по единой ставке 12 процентов.
В отношении дивидендов и
доходов, полученных плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами
Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество
налоговая ставка установлена в размере 15 процентов.
Доходы от сдачи в аренду
(наем) жилых и нежилых помещений физическим лицам в размере, не превышающем
пятисот базовых величин в год, облагаются налогом в фиксированных суммах. При
получении указанных доходов в размере, превышающем пятьсот базовых величин, такие
доходы подлежат декларированию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
Доходы индивидуальных
предпринимателей и частных нотариусов подлежат налогообложению по ставке 15
процентов.
Плательщики при наличии
оснований могут воспользоваться стандартными, социальными, имущественными и
профессиональными налоговыми вычетами.
Налоги на доходы и
прибыль
Плательщиками налога на
прибыль являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные
организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное
представительство, простые товарищества (участники договора о совместной
деятельности), хозяйственные группы. Филиалы, представительства и иные
обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие
отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по
соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих
юридических лиц. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с
договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел
этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества
до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.
Объектом налогообложения
налогом на прибыль признается валовая прибыль.
Налоговой базой налога на
прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, подлежащей
налогообложению. Валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации
товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), ценных
бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных
на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации товаров
(работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и
не-материальных активов, ценных бумаг), имущественных прав определяется как
положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их
реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ,
услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных
активов, ценных бумаг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а
также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от
реализации товаров (работ, услуг).
Ставка налога на прибыль
составляет 24 процента.
Налоговые льготы в виде
снижения ставок налога устанавливаются в законодательном порядке для:
·
организаций,
осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой
техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не
менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
·
-
организации, включенные в перечень высокотехнологичных организаций,
утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от
реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства
(ставка налога уменьшается на 50 процентов).
Из облагаемой налогом
прибыли вычитаются:
·
прибыль,
направленная на финансирование капитальных вложений производственного
назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков,
полученных и использованных на эти цели;
·
прибыль
организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий, средств
реабилитации и обслуживания инвалидов;
·
суммы,
переданные зарегистрированным на территории Республики Беларусь учреждениям и
организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения,
культуры, физкультуры и спорта, финансируемым за счет средств бюджета, или
суммы, использованные на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным
учреждениям и организациям товарно-материальные ценности (работы, услуги), а
также на стоимость безвозмездно переданных (выполненных) этим же учреждениям и
организациям товарно-материальных ценностей (работ, услуг). При этом облагаемая
налогом прибыль может быть уменьшена на соответствующую сумму произведенных
затрат, но не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли.
От налога на прибыль
освобождаются:
·
организации,
у которых более 50 процентов от списочной численности работающих в среднем за
период составляют инвалиды;
·
организации
за оказываемые услуги гостиницами в течение трех лет с начала осуществления
данной деятельности на туристских объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с
2006 года, по перечню таких объектов, утвержденному Президентом Республики
Беларусь;
·
объекты
придорожного сервиса в части прибыли, полученной от реализации товаров (работ,
услуг), в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов.
Налог на добавленную
стоимость
Плательщиками налога на
добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь,
индивидуальные предприниматели, иностранные юридические лица и международные
организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также организации и
физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу
Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При
этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских
организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной
банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют
налоговые обязательства этих организаций.
Индивидуальные
предприниматели признаются плательщиками налога при реализации товаров (работ,
услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении
деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый
налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три
предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности
40000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на
последнее число последнего из таких месяцев.
В Республике Беларусь
действует зачетный метод расчета НДС. Сумма НДС рассчитывается путем умножения
налогооблагаемой базы на ставку налога. Налоговое обязательство определяется
как разность между валовой суммой причитающегося налога и зачетами налога за
определенный налоговый период. Если последняя из двух величин превышает первую,
плательщик не обязан платить НДС, а разница переносится на следующий период и
вычитается из налогового обязательства за следующий период, либо возвращается
плательщику.
В соответствии с
действующим законодательством, не признаются объектом налогообложения НДС:
Имеется ряд наименований
товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики
Беларусь не облагаются НДС, а также облагается по ставкам ниже 18%.
При ввозе на таможенную
территорию Беларуси освобождаются от НДС следующие товары:
·
транспортные
средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или)
пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения,
топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для нормальной
эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах
промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией
аварии (поломки) данных транспортных средств;
·
товары,
перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и
предназначенные для третьих стран;
·
товары,
предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне
таможенного контроля;
·
иные
категории товаров, установленные законодательством.
Товары, ввезенные на
таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты налога, могут
использоваться либо реализовываться только на территории Республики Беларусь и
в тех целях, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Использование
указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа,
произведшего таможенное оформление этих товаров, при условии уплаты налога и
выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством
Республики Беларусь.
Акцизы
В соответствии с Законом
Республики Беларусь «Об акцизах» на территории Республики Беларусь действуют
единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так
и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию
Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики
Беларусь.
Ставки акцизов
устанавливаются Президентом Республики Беларусь в белорусских рублях в расчете
на физическую единицу измерения объема облагаемого акцизом товара.
Перечень облагаемых
акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.
Алкогольные напитки и
табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными
марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается
законодательством.
Страницы: 1, 2
|