Основные участники налоговых правоотношений
Основные участники налоговых правоотношений
Содержание
Введение
1 Права и обязанности
налогоплательщиков и плательщиков сборов
2 Налоговые агенты, их
характеристика
3 Налоговые органы, права
и обязанности
Заключение
Тест
Список использованной
литературы
Введение
Согласно
ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, являются:
-
организации
и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или
плательщиками сборов;
-
организации
и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
-
налоговые
органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
Фактически
налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку
установление, введение и взимание налогов в доход государства требует также
привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного
самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых
отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и
обязанностями.
Рассмотрим
более детально основных участников налоговых правоотношений.
1
Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать
соответственно налоги и (или) сборы (статья 19 НК РФ). Права налогоплательщиков
(плательщиков сборов) установлены статьей 21 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательшики имеют право:
1)
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в
том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве
о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,
порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также
получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
3)
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах;
4)
получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на
условиях, установленных НК;
5)
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных
налогов, пени, штрафов;
6)
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего
представителя;
7)
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
8)
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также
налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
9)
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о
налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
10)
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и обжаловать в
установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и
действия (бездействие) их должностных лиц;
13)
требовать соблюдения налоговой тайны и т.д.
Плательщики сборов имеют те же права, что и
налогоплательщики.
Статья 22 Налогового кодекса РФ устанавливает
гарантии обеспечения и защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков
влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса
РФ на налогоплательщиков (плательщиков сборов) возложены следующие обязанности: уплачивать законно
установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая
обязанность предусмотрена НК; вести в установленном порядке учет своих доходов
(расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в
налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять
налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять
законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих
служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных
бухгалтерского и налогового учета и других документов и т.д.
Налогоплательщики-организации
и индивидуальные предприниматели – помимо обязанностей, предусмотренных пунктом
1 настоящей статьи, обязаны письменно
сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации,
месту жительства индивидуального предпринимателя: об открытии
или закрытии счетов – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких
счетов; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях –
в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех
обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в
срок не позднее одного месяца со дня их создания или прекращения деятельности
организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного
подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту
нахождения организации; о реорганизации или ликвидации – в срок не позднее трех
дней со дня принятия такого решения.
Налогоплательщики,
уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным
законодательством Российской Федерации.
2 Налоговые агенты, их характеристика
Налоговыми
агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом
возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и
перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты
имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено
Налоговым Кодексом РФ. Налоговые
агенты обязаны:
-
правильно
и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых
налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской
Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
-
В
течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего
учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности
налогоплательщика;
-
вести
учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных,
удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в
том числе по каждому налогоплательщику;
-
Представлять
в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для
осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления
налогов.
Налоговые
агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым
Кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 Налоговые органы, права и обязанности
Налоговые
органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему
контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
налогов и сборов. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий,
предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает
права налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о
налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
документы по формам, установленным государственными органами и органами
местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты
(удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)
налогов, сборов;
-
проводить
налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом;
-
производить
выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или
налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в
случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
-
вызывать
на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой
(удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а
также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и
сборах;
-
приостанавливать
операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК;
-
осматривать
(обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо
связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их
нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории,
проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок
проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке
утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
-
определять
суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской
Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о
налогоплательщике, непредставление в течение более двух месяцев налоговому
органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и
расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
-
требовать
от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения
выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение
указанных требований;
-
взыскивать
недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке,
установленном НК;
-
вызывать
в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
-
заявлять
ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных
юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных
видов деятельности и т.д.
Вышестоящие
налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае
несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Обязанности налоговых органов определяются
статьей 32 Налогового кодекса РФ.
Налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство
о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых
актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно
информировать налогоплательщиков о действующих изменениях в законодательстве о
налогах и сборах и руководствоваться письменными разъяснениями Министерства
финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов
и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о
реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства; принимать решения
о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм
излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов,
направлять поручения соответствующим территориальным органам Федерального
казначейства для исполнения; соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее
сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому
агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, по его
запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням
и штрафам на основании данных налогового органа (справка представляется в
течение пяти дней); осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов,
пеней и штрафов; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в
отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Заключение
Правоотношение
- общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены
субъективными правами и обязанностями. Налог - это обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства. Все налоги связаны с государственным принуждением.
Ни один
налогоплательщик не будет добровольно платить налоги, если данный вопрос не
будет контролироваться государством.
Согласно
действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников
налоговых правоотношений:
1.
Налогоплательщики (плательщики сборов);
2. Налоговые
агенты;
3. Сборщики
налогов и сборов;
4. Налоговые
органы;
5. Таможенные
органы;
6. Финансовые
органы (Министерство Финансов РФ);
7. Органы
внутренних дел.
В настоящее
время налоговые правоотношения в РФ принимают всё более цивилизованный характер
с учётом норм международного права.
Тестовые задания
1. Сумма
налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах
срок, называется:
а) пеней;
б)
неустойкой;
в) штрафом;
г) недоимкой.
2. Налоговая
система – это:
а)
обязательные элементы налогообложения;
б)
совокупность экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий
государства в области налогообложения;
в)
совокупность налогов и сборов, действующая в конкретном государстве;
г) нет
верного ответа.
3.
Международное двойное налогообложение означает, что:
а) два
различных лица облагаются налогами в отношении одного и того же дохода;
б) один и тот
же доход одного и того же лица облагается налогом в более, чем одном
государстве;
в) налог
необходимо уплатить в два срока;
г) нет
верного ответа.
4. Какой из
ниже перечисленных налогов не является местным:
а) налог на
имущество физических лиц;
б) земельный
налог;
в) оба налога
являются местными;
г) оба налога
не являются местными.
5.
Налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии
и закрытии счета в банке в течение:
а) 1 месяца;
б) 10 дней;
в) 7 дней;
г) 5 дней.
6. Ставка НДС
при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта составляет:
а) 0%;
б) 10%;
в) 12%;
г) 18%.
7. При
применении упрощенной системы налогообложения налоговая ставка равна:
а) 1% и 15%;
б) 1% и 6%;
в) 6% и 15%;
г) 18%.
8. Являются
ли объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства,
находящиеся в розыске?
а) да;
б) нет;
в) нет, при
условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым
уполномоченным органом.
9. При
применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения
признаются:
а) доходы;
б) имущество;
в) расходы.
10. В течение
какого периода времени с момента получения акта выездной налоговой проверки
налогоплательщик вправе представить в налоговый орган возражение по акту в
целом или по его отдельным положениям:
а) 10 дней;
б) 2 недели;
в) 15 дней;
г) 2 месяца.
Список
использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1) от 31 июля 1998
г. № 146-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г., ред. от 30.06.2008 г. № 108-ФЗ).
2. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 5 августа
2000 г. № 117-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 19 июля 2000 г., ред. от 04.12.2007 г. №
332-ФЗ, с изм. от 30.04.2004 г.).
3. Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: Учеб.
пособ. для сред. проф. учеб. завед./ О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова.- 2 изд.,
испр. и доп.- М.: Академия, 2004.- 240 с.
4. Кураков, Л.П. Введение в экономическую теорию:
Учеб. пособ./ Л.П. Кураков.- М.: Гелиос АРВ, 2000.- 385 с.
5. Мальцев, В.А. Налоговое право: Учеб. для студ.
сред. проф. учеб. завед./ В.А. Мальцев.- М.: Академия, 2004.- 240 с
|