Особенности формирования налоговой базы единого социального налога в России
Особенности формирования налоговой базы единого социального налога в России
Курсовая
работа
Особенности
формирования налоговой базы единого социального налога в России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 СУТЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
В РФ
1.1 Общие положения ЕСН
1.2 Современные тенденции налогового законодательства в отношении
ЕСН
РАЗДЕЛ 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И РАСЧЕТА ЕСН
2.1 Формирование налоговой базы
2.2 Налоговая база по ЕСН при реорганизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Как
известно, единый социальный налог (далее — ЕСН) взимается с 2001 года. Однако
предложение о его введении обсуждалось на протяжении нескольких лет. Суть
налога при его включении в НК РФ виделась в том, чтобы заменить взносы
организаций в различные внебюджетные социальные фонды единым налогом,
ликвидировав таким образом неразбериху в существовавшей до введения налога
системе. До вступления в силу НК РФ существовали несколько фондов: пенсионный,
медицинского страхования, социального страхования, а также фонд занятости.
Аргументы в
пользу введения ЕСН были более чем существенные: дело в том, что у всех
социальных фондов была одна и та же облагаемая база — фонд оплаты труда и
выплаты в пользу работников. Но взносы были разными по величине. В Пенсионный
фонд России (далее — ПФР) — 29%, в Фонд обязательного медицинского страхования
(далее — ФОМС) — 3,6%, в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд социального страхования
(далее — ФСС) — 5,4%. В совокупности взносы составляли 39,5%. «Почему бы не
заменить все взносы одним платежом?» — удивлялись налогоплательщики. Ведь
каждый фонд требовал перечисления взноса в него отдельным платежным поручением,
устанавливал собственные сроки уплаты и представления отчетности, правила
представления отсрочек и т.д.
Но это было
еще полбеды. Ведь каждый фонд проводил проверки предприятий, запрашивая при
этом у налогоплательщиков одни и те же документы по выплате заработной платы.
Существовало свыше 1,5 тысяч различных писем, указаний, разъяснений фондов,
которые регламентировали порядок начисления и уплаты взносов. В итоге ошибка
бухгалтера, неправильно прочитавшего (или вообще не читавшего) одно из
указаний, могла обернуться большими финансовыми санкциями какого-либо фонда.
Несмотря на
очевидную необходимость введения ЕСН, некоторое время это решение
откладывалось. Сказалась ведомственная заинтересованность самих фондов, не
желающих ничего менять из опасений в ухудшении социальной защиты граждан.
Нельзя исключать, что на задержке принятия решения о вводе нового налога
сказались и опасения отдельных чиновников, которые, видимо, предполагали, что после
введения единого платежа исчезнет необходимость в существовании самих фондов.
Цель данной
курсовой работы – рассмотрение единого социального налога с теоретической и
практической точек зрения, а так же изучение особенностей формирования
налоговой базы и расчета налога.
РАЗДЕЛ 1
СУТЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА В РФ
1.1 Общие
положения ЕСН
Официальная
биография ЕСН началась 5 августа 2000 года. Сторонники этого нововведения
уверяли, что это приведет к следующим позитивным результатам: снижению размеров
налогов, начисляемых на фонд оплаты труда; снижению административных издержек;
повышению собираемости налогов (взносов), благодаря передаче функций контроля и
сбора профессионально подготовленной, технически, технологически и информационно
оснащенной, мощной государственной налоговой службе.
В
соответствии со статьей 236 Налогового кодекса (НК) объектом налогообложения
Единым социальным налогом (ЕСН) признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг, а также по авторским договорам.
Выплаты по
трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.
При уплате
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует
руководствоваться Законом РФ 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации».
Налогоплательщиками
единого социального налога, а также страхового взноса на обязательное пенсионное
страхование признаются:
Ø работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К ним
относятся организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не
признаваемые индивидуальными предпринимателями;
Ø индивидуальные предприниматели, адвокаты, не являющиеся работодателями.
Объекты налогообложения.
Для
исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное
страхование объектом налогообложения для работодателей являются:
- выплаты
по трудовым договорам;
-
вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по
авторским договорам;
Выплаты
штатным работникам за выполнение ими работ или оказание услуг по договорам
гражданско-правового характера в состав расходов на оплату труда не включаются
и, следовательно, не подлежат налогообложению ЕСН и страховыми взносами на
обязательное пенсионное страхование на основании п. 3 статьи 236 НК.
Плательщиком
ЕСН с суммы вознаграждения, начисленной организацией по авторскому договору в
пользу индивидуального предпринимателя, является организация.
Если одним
из видов предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя
является деятельность, в рамках осуществления которой он заключает авторские
договоры, то на основании п. 2 статьи 236 НК у налогоплательщика -
индивидуального предпринимателя вознаграждения, начисляемые в его пользу по
указанным договорам, рассматриваются как доходы от предпринимательской
деятельности и, соответственно, признаются у него объектом налогообложения ЕСН.
Если
организация осуществляет выплаты в пользу своих работников по трудовым
договорам за счет средств, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на
прибыль, - премии, сверхнормативные суточные и т.п., то данные выплаты не
признаются объектом налогообложения по ЕСН.
Организация,
управляющая имущественными правами обладателей авторских прав, исчисляет и
уплачивает ЕСН с сумм выплат и вознаграждений, начисляемых физическим лицам,
состоящим в трудовых и гражданско-правовых отношениях с данной организацией.
Если
организация на основании авторского договора выплачивает авторское
вознаграждение за создание объекта интеллектуальной собственности, то учитывая,
что статьей 236 НК предусмотрено исключение из объекта налогообложения ЕСН у
налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, выплат в
пользу индивидуальных предпринимателей только по гражданско-правовым договорам,
следует, что с выплат по авторским договорам в пользу указанных физических лиц
налогоплательщик производит исчисление и уплату ЕСН в общеустановленном
порядке.
Суммы
возмещения затрат на проезд и проживание в гостинице физическим лицам,
выполняющим работы или оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам,
являются, по существу, дополнительным вознаграждением физическим лицам за
выполняемые (оказываемые) ими по гражданско-правовому договору работы (услуги),
а потому они подлежат включению в налоговую базу по ЕСН.
Если
адвокат, учредивший адвокатский кабинет, производит выплаты в пользу физических
лиц (заключены трудовые договоры с гражданами для исполнения обязанностей
секретаря и помощников адвоката), исчисляет и уплачивает ЕСН в порядке,
установленном п. 1 статьи 236, п. 1, 2 и 4 статьи 237, статьи 238, п. 1 статьи
241 и статьи 243 НК.
ЕСН с
выплат иностранным работникам
Выплаты,
начисленные иностранной организацией по трудовым договорам в пользу своих
работников - иностранных граждан и связанные с выполнением работ (оказанием
услуг) на территории РФ в представительстве организации, признаются объектом
налогообложения по ЕСН независимо от статуса работника (постоянно или временно
проживающий на территории РФ), места заключения договора, а также независимо от
того, где начисляются и производятся выплаты (за границей или на территории
РФ).
Суточные,
выплачиваемые иностранной организацией своим сотрудникам, командированным в
представительство организации, находящееся на территории РФ, не подлежат
налогообложению ЕСН в пределах норм, установленных в соответствии с
законодательством РФ за время нахождения в командировке на территории РФ.
На выплаты
физическим лицам, имеющим двойное гражданство и застрахованным в органах
Пенсионного фонда РФ, организация производит начисление страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, а ЕСН в федеральный бюджет уплачивает с
учетом применения налогового вычета.
У
представительства иностранной организации, не ведущей коммерческой деятельности
на территории РФ, возникает обязанность по уплате ЕСН с сумм арендной платы за
жилое помещение для проживания главы представительства.
Выплаты при
применении спецрежимов
В связи с
тем что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), не
является плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяется
п. 3 статьи 236 НК, устанавливающий те выплаты, которые объектом ЕСН не
являются. Отсюда следует, что данная организация, не вправе не уплачивать
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, не
уменьшающих налоговую базу по ЕСН.
Некоммерческая
организация, применяющая УСН и выплачивающая заработную плату работникам из
взносов членов-пайщиков, не является плательщиком ЕСН, однако должна начислять
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии.
Сотрудники
организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных
производителей, согласно приказу руководителя могут пользоваться междугородней
связью, в том числе и в личных целях. При этом работники вправе
"выговорить" определенный лимит времени без оплаты.
Стоимость
таких личных переговоров при налогообложении ЕСН не учитывается. А вот взносы в
ПФ начислить придется.
Согласно п.
8 статьи 243 НК обособленные подразделения, в том числе применяющее систему
налогообложения в виде ЕНВД, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и
начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют
обязанности организации по уплате ЕСН, а также обязанности по представлению
расчетов по ЕСН и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
В случае
невыполнения хотя бы одного из этих трех условий, определенных п. 8 статьи 243
НК, головная организация производит централизованно уплату ЕСН за свои
обособленные подразделения, а также представляет расчеты по авансовым платежам
по ЕСН и налоговые декларации по месту своего нахождения.
Еще некоторые
особнности
Выплата
денежного поощрения лучшим учителям не является объектом налогообложения ЕСН, и
при выделении субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам
субъектов РФ на ее выплату, средства на уплату ЕСН не предусматриваются.
Суммы
оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и
осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться
как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и,
следовательно, не являются объектом налогообложения ЕСН.
Выплаты,
производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания
наказания, облагаются ЕСН в общеустановленном порядке.
Надбавки за
подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных),
начисляемые водителям, работающим на регулярных междугородних или международных
перевозках, в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу,
предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными
инструкциями, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.
Ежемесячная
доплата к пенсии, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи
с выходом на пенсию, на основании п. 1 статьи 236 НК не является объектом
обложения ЕСН.
1.2
Современные тенденции налогового законодательства в отношении ЕСН
Реформа ЕСН
внесет серьезные изменения в налоговый и бухгалтерский учет, что безусловно
необходимо отобразить в информационных системах для автоматизации ведения учета.
Федеральный
закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) опубликован 28.07.2009 в
«Российской газете» № 137.
Глава 24 НК
РФ с 01.01.2010 будет исключена из Налогового кодекса Федеральным законом от
24.07.2009 № 213-ФЗ.
С 1 января
2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в
государственные внебюджетные фонды.
Для
соблюдения нового налогового законодательства необходимо обновить конфигурации
1С для расчета зарплаты.
Для
корректного расчета налогов в программе «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8»
необходимо:
Доработать
регистры накопления ЕСНСведенияОДоходах, ЕСНРасчетыСБюджетом;
Доработать
регистры сведений СведенияОСтавкахЕСНиПФР, ЕСНСкидкиКДоходам,
ПравоПримененияЛьготПоЕСН;
Доработать
алгоритмы проведения всех расчетных документов по этим регистрам;
Доработать
документ Расчет ЕСН и алгоритм его проведения;
Доработать
отчет АнализНачисленныхНалоговИВзносов.
Автоматизация расчета зарплаты на базе
«1С:Зарплата и Управление Персоналом 8» .
Суть
необходимых изменений: Регрессивная шкала ЕСН будет отменена. Для работодателей
база для начисления страховых взносов на каждого работника устанавливается в
сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного
периода. При этом сумма будет подлежать ежегодной индексации с учетом роста
средней зарплаты по стране.
В отношении
тарифов Закон № 212-ФЗ устанавливает переходные положения. В 2010 году общая
величина тарифа страховых взносов будет равна максимальной ставке ЕСН - 26
процентов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в том числе:
в ПФР – 20%;
в ФСС России - 2,9%;
в ФФОМС -
1,1%;
в ТФОМС –
2%.
А вот с 1
января 2011 года размер тарифов увеличится. В ПФР нужно будет перечислять
взносы в размере 26 процентов, в ФСС России - 2,9 процента, в ФФОМС - 2,1
процента, в ТФОМС - 3 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом,
компаниям придется платить страховые взносы в размере 34 %.
Таблица 1.1
Ставки
взносов в % при общей системе налогообложения
Фонды
|
2009-2010 гг.
|
2011 г.
|
Изменение
|
ФСС
|
2,9
|
2,9
|
0
|
ФФОМС
|
1,1
|
2,1
|
+ 1,0
|
ТФОМС
|
2,0
|
3,0
|
+ 1,0
|
ПФР
|
20,0
|
26,0
|
+ 6,0
|
Итого
|
26,0
|
34,0
|
+ 8,0
|
В том числе ПФР
|
|
|
|
1966 г.р. и старше:
|
|
|
|
Страховая
|
20,0
|
26,0
|
+ 6,0
|
1967 г.р. и моложе:
|
|
|
|
страховая
|
14,0
|
20,0
|
+ 6,0
|
накопительная
|
6,0
|
6,0
|
0
|
В переходный период с
2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных
категорий плательщиков - для
сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организаций
народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для
резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций,
использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему
страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года.
Таблица 1.2
Льготные
ставки взносов в % для отдельных категорий плательщиков
Фонды
|
2010 г.
|
2011-2012 г.г.
|
2013-2014 г.г.
|
ФСС
|
0
|
1,9
|
2,4
|
ФФОМС
|
0
|
1,1
|
1,6
|
ТФОМС
|
0
|
1,2
|
2,1
|
ПФР
|
10,3
|
16,0
|
21,0
|
Итого
|
10,3
|
20,2
|
27,1
|
В том числе ПФР
|
|
|
|
1966 г.р. и старше:
|
|
|
|
страховая
|
10,3
|
16,0
|
21,0
|
1967 г.р. и моложе:
|
|
|
|
страховая
|
4,3
|
10,0
|
15,0
|
накопительная
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
Касательно «упрощенцев»
и плательщиков ЕНВД, в 2010 году они
уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %. В дальнейшем никакие
льготы для них не предусмотрены. С 2011 г. они будут применять ставку 34 %, как
и страхователи, выплачивающие вознаграждения физическим лицам, и применяющие
общий режим (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).
Таблица 1.3
Ставки
взносов в % для страхователей, выплачивающих вознаграждения физическим лицам, и
применяющие общий режим
Фонды
|
2009-2010 г.г.
|
2011 г.
|
Изменение
|
ФСС
|
0
|
2,9
|
+ 2,9
|
ФФОМС
|
0
|
2,1
|
+ 2,1
|
ТФОМС
|
0
|
3,0
|
+ 3,0
|
ПФР
|
14,0
|
26,0
|
+ 12,0
|
Итого
|
14,0
|
34,0
|
+ 20,0
|
В том числе ПФР
|
|
|
|
1966 г.р. и старше:
|
|
|
|
страховая
|
14,0
|
26,0
|
+ 12,0
|
1967 г.р. и моложе:
|
|
|
|
страховая
|
8,0
|
20,0
|
+ 12,0
|
накопительная
|
6,0
|
6,0
|
0
|
Не
производящие выплаты физическим лицам индивидуальные
предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной
практикой, будут уплачивать не только
фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере,
определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст.
14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая
стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и
тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.
Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, кроме взносов в ФСС (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Таблица 1.4
Расчет
взносов
Фонды
|
2010 г.
|
2011 г.
|
ФСС
|
0
|
0
|
ФФОМС
|
МРОТ * 12мес * 1,1%
|
МРОТ * 12мес * 2,1%
|
ТФОМС
|
МРОТ * 12мес * 2,0%
|
МРОТ * 12мес * 3,0%
|
ПФР
|
МРОТ * 12мес * 20,0%
|
МРОТ * 12мес * 26,0%
|
Итого
|
МРОТ * 12мес* 23,1%
|
МРОТ * 12мес* 31,1%
|
В отличие
от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала
налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут
взиматься по единой ставке.
Установлена предельная
базовая величина выплат и иных
вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься
не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
На 2010 год эта базовая сумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом с
начала расчетного периода.
В
последующие годы базовая величина будет индексироваться в соответствии с ростом
средней заработной платы согласно решениям Правительства РФ. Установление этого
верхнего предела должно означать, что пенсия потом свыше этих сумм ни
назначаться, ни выплачиваться не будет.
Отчетность в фонды.
Перечисление
страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц,
осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый
из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При
этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на
сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения
по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.
В течение
расчетного (отчетного) периода уплачивается ежемесячный обязательный платеж по
итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним
месяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Плательщики,
которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный
период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущего
календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовых
платежей такими плательщиками не предусмотрено.
Последний
раз налогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговую
декларацию по ЕСН за 2009 год в обычный срок - не позднее 30 марта 2010 года
(п. 7 ст. 243 НК РФ) и не позднее этого же срока по расчетам с ПФР за 2009 год
по форме, утвержденной Минфином России. После камеральной проверки отчетности
ее результаты будут переданы в ПФР в электронном виде (ст. 38 и 59 Закона №
212-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие
нотариусы подают отчетность не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).
С 2010 года
налоговые органы контролировать уплату страховых взносов не будут.
Взносы в
ФСС будет контролировать сам фонд, а уплату взносов в ФОМС и ПФР будут
проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).
Отчетными
периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного
года и календарный год (он же - расчетный период).
Сроки сдачи
расчетов в ФСС останутся без изменений.
В ПФР отчет
по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС будет сдаваться
ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным
периодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Представление расчетов по итогам
календарного года не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым
взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1
мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля. Форма отчетности пока не утверждена.
Расчет по
начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физически
лицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года,
следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается
органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).
Персонифицированный учет.
Отчетность
за 2009 год следует представить до 1 марта 2010 года по старым правилам.
В 2010 году
отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год,
соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 года и до 1
февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ).
С 2011 года
отчетными периодами признаны первый квартал, полугодие, девять месяцев и
календарный год (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- в редакции подп.
«б» п. 1 ст. 12 и п. 4 ст. 41 Закона № 213-ФЗ). И отчетность представляется
ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным
периодом (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от
01.04.1996 № 27-ФЗ).
Вместе с
индивидуальными персонифицированными сведениями страхователь обязан
представлять итоговые сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в
целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Данное положение вступает в
силу с 1 июля 2010 года (п. 3 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).
Начиная с 2011 года страхователь при
представлении сведений на
50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный
период должен подать документы в
электронном виде и с применением электронной цифровой подписи
(п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Электронный формат
отчета утверждается ПФР (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ).
До 1 марта
следующего года обязаны представить сведения физические лица, самостоятельно
уплачивающие страховые взносы (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от
01.04.1996 № 27-ФЗ).
Проверки выездные
(камеральные). В законе определены
полномочия ПФР и ФСС при выездных и камеральных проверках. Они аналогичны тем,
которые имеют в данный момент налоговые органы при проверках ЕСН. Проверки
могут быть назначены по решению руководства не чаще чем раз в три года (п. 10
ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ПФР будет
проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их
уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.
Страхователи
обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих
исчисление и уплату сумм страховых взносов (пп.6 п.2 ст.28 Закона № 212-ФЗ).
Максимальное
время длительности выездной проверки - два месяца. Правда, сотрудники фонда
вправе приостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае - еще
на три. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении к
ответственности либо об отказе в привлечении.
Камеральная
проверка каждого представленного расчета будет проходить в течение трех
месяцев. Если сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, потребуют,
чтобы плательщик предоставил пояснения либо внес исправления. Если
корректировки не устроят проверяющих, составляется акт, а затем выносится
решение о привлечении к ответственности страхователя либо об отказе в
привлечении.
Обжаловать
решение сотрудников фонда по выездной или камеральной проверке можно будет и в
вышестоящий орган либо сразу в суд - на усмотрение страхователя.
Количество
проверок у налогоплательщиков увеличится. Ведь помимо обычных налоговых
проверок, возможны проверки ФСС и ПФР. Фактически по процедуре это выездная
налоговая проверка со всеми вытекающими последствиями. Если налоговые органы
применяют единую политику, подчиняясь Минфину России, то ФСС и ПФР -
самостоятельные ведомства, которые могут иметь разную практику применения
законодательства и при проверках руководствоваться только собственными
письмами.
За неподачу расчетов установлена
ответственность:
- при
просрочке до 180 дней - за каждый месяц 5 % от суммы взносов к уплате, но не
более 30 % и не менее 100 руб.;
- при
просрочке более 180 дней штраф составит 30 % взносов к уплате по расчету и 10 %
за каждый месяц, начиная со 181 дня, всего не менее 1 000 руб.
Неуплата
или неполная уплата сумм страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20
% неуплаченной суммы (при наличии умысла - 40 %). При ошибке в КБК взносы не
будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд (подп. 4 п. 6
ст. 18 Закона № 212-ФЗ).
В случаях
обнаружения плательщиком ошибок (приводящих к занижению суммы взносов)
плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его
подачи аналогичен тому, который содержится в статье 81 НК РФ.
Зачет
излишне уплаченных взносов в один фонд в счет погашения недоимки в другой
невозможен, несмотря на то, что ПФР будет контролировать взносы и в ПФР, и в
ФОМС (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
Пособие по временной
нетрудоспособности за первые два дня
по-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя (ст. 3 Закона от
29.12.2006 № 255-ФЗ).
В связи с
введением базовой суммы, выше которой взносы не начисляются, с 2010 года
установлен новый порядок определения предельного размера пособий. Средний
дневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышать
среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная
величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (новый п.
3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поскольку в 2010 году предельная
величина базы равна 415 тыс. руб., средний дневной заработок для расчета
указанных пособий в 2010 году составит 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. / 365).
Эту предельную величину должен иметь в виду каждый страхователь, у которого
работает застрахованный, при дальнейших расчетах указанных пособий.
С указанного
ограничения максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности
установлен как размер пособия в процентах к максимальному заработку, утрата
которого на период временной нетрудоспособности страхуется и с которого
перечислялись страховые взносы. Максимум при страховом стаже до 5 лет составит
20 750 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 60 %), от 5 до 8 лет - 27 666 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 80 %); 8 и более лет - 34 583 руб. (415
000 руб. / 12 мес. x 100 %).
Максимальный
размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34
583 руб. (прежде - 25 390 руб.).
Ежемесячное
пособие по уходу за ребенком с 2010 года, как и ранее, выплачивается в размере
40 % от среднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на
30,4 (среднемесячного числа календарных дней в году).
Минимальный
размер остался прежним - 1 500 руб.* по уходу за первым ребенком, 3 000 руб.*
по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15
Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или более
детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В
таком случае оно не должно превышать 100 % среднего заработка, но не может быть
меньше суммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006
№ 255-ФЗ).
Однако
ограничение по максимальному размеру данного пособия в 7 192 руб. отменено.
Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы,
на которую начисляются взносы, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Федерального
закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный размер пособия по уходу в 2010
году не должен превышать 13 833 руб. Эта величина рассчитана с учетом
предельной базовой величины - 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц
ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в
месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни. Такой порядок
расчета указан в новых статьях 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции
статьи 34 Закона № 213-ФЗ.
Если
застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу за
ребенком можно получить только по одному месту работы на выбор. При обращении
за пособием выбранному страхователю представляется справка (справки) с места
других работ о том, что пособие по уходу за ребенком другими работодателями не
выплачивается.
В настоящее
время предполагается, что реформа ЕСН, ранее намечавшаяся на 2010 г., будет
осуществляться поэтапно. С 2010 г. вместо действующего ЕСН с работодателей
будут взиматься страховые взносы по единой ставке 26% с заработной платы, не
превышающей 415 тыс. руб. в год. С 2011 г. планируется повысить единую ставку
страховых взносов до 34%. В сложившихся кризисных условиях перенос
планировавшегося ранее повышения «социальной нагрузки» для компаний с 2010 г.
на 2011 г. является положительным решением. По оценке ИКСИ на основе данных
2007 г., повышение страховых взносов с 26 до 34% фонда оплаты труда увеличило
бы социальные взносы работодателей на 25%. При этом для добывающих отраслей
промышленности рост «социальной нагрузки» составил бы 17,5%, а для
обрабатывающих отраслей – 26-30%. Вместе с тем, поэтапная реализация реформы
ЕСН не снимает проблемы повышения нагрузки на работодателей. При переходе к
новой системе начисления социальных взносов в 2010 г. для ряда компаний
«социальная нагрузка» будет увеличена, что усугубит и без того сложное их
положение в условиях кризиса. Отмена сниженных ставок ЕСН (10% с зарплаты в
пределах 280 – 600 тыс. руб. в год и 2% с зарплаты, превышающей 600 тыс. руб. в
год) и переход к единой ставке 26% приведет к росту страховых взносов
работодателей, выплачивающих заработную плату сотрудникам в диапазоне 23-60
тыс. руб. в месяц.
При
повышении ставки страховых взносов с 26% до 34% в 2011 г. произойдет
значительное повышение нагрузки на работодателей. Для заработной платы, не
превышающей 23 тыс. руб. в месяц, рост страховых взносов по сравнению с
существующим уровнем составит 31%, а для зарплаты с 23 до 60 тыс. руб. в месяц
– 33-63%. Тем самым проводимая реформа может оказаться стимулом к
распространению теневых форм оплаты труда.
РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И РАСЧЕТА ЕСН
2.1
Формирование налоговой базы
Налоговая
база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных
налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При
определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за
исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости
от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или
частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав),
предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том
числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата
страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм
страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего
Кодекса).
Страницы: 1, 2
|