Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации
В
сфере деятельности ФС ФБН законодательно закреплены санкции за нецелевое
использование средств федерального бюджета. Данные меры предусмотрены статьей
15.14 КоАП РФ (производство по таким делам осуществляет Росфиннадзор в пределах
своей компетенции), статьей 285.1 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, статья 284
БК РФ предусматривает возможность списания в бесспорном порядке «сумм
предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных
инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями», однако
порядок списания средств не урегулирован нормативными правовыми актами. БК РФ
также закрепляет возможность вынесения представлений «о ненадлежащем исполнении
бюджетного процесса». О малой эффективности данной меры можно судить по
приведенному выше примеру, связанному с размещением государственных заказов: не
разработано механизма осуществления данной санкции.
Наконец, Росфиннадзор
является органом валютного контроля, в связи с чем он наделен полномочиями по
контролю и надзору «за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением
кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ,
требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также
за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений».
Осуществление контрольно-надзорных мероприятий в этой области также порождает
ряд проблем, связанных со взаимодействием ФС ФБН с иными органами и агентами
валютного контроля, с порядком применения соответствующих санкций. Для
урегулирования этих вопросов, и в частности, в целях совершенствования взаимоотношений
с агентами валютного контроля в настоящее время издано два важных документа. В
2005 году было подписано Соглашение о взаимодействии ФС ФБН и Федеральной
таможенной службы при осуществлении валютного контроля,[62] основной целью которого является «обмен
информацией, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности; обмен
ведомственными правовыми актами, осуществление совместных мероприятий, издание
совместных документов по вопросам валютного контроля». В 2006 году было
заключено Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии ФС ФБН и
Федеральной налоговой службы при осуществлении валютного контроля. Практика
подписания подобных соглашений благоприятно влияет на эффективность проводимых
мероприятий по валютному контролю.
Одной
из функций Росфиннадзора является «организация формирования и ведения единой
информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». Важной
составляющей в рамках данной функции является информирование граждан и
организаций о деятельности Службы. В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»[63] федеральные органы исполнительной
власти должны обеспечивать доступ граждан и организаций к информации об их
деятельности, в том числе размещая такую информацию в сети Интернет. Утвержден
перечень сведений, которые должны быть доступны каждому. В частности,
Росфиннадзор должен обеспечивать доступ к принимаемым им нормативным актам, к
информации о порядке своей деятельности, публиковать аналитические доклады и
обзоры информационного характера, официальную статистическую информации, и, что
особенно важно, «сведения о результатах проверок, проведенных федеральным
органом исполнительной власти, его территориальными органами, а также проверок,
проведенных в этих органах и организациях». С другой стороны, есть определенные
ограничения, связанные с конфиденциальностью некоторой информации. Так,
например, существуют препятствия в случае раскрытия информации, касающейся
деятельности Федеральной службы охраны, Министерства обороны РФ и некоторых
других органов и организаций. Однако стоит отметить, что, с нашей точки зрения,
у Росфиннадзора существует хорошо разработанный информационный Интернет-ресурс,
по большинству параметров отвечающий требованиям указанного Постановления
Правительства РФ и позволяющий достаточно полно ознакомиться с информацией о
деятельности ФС ФБН.
Завершая краткий обзор
основных функций Росфиннадзора в сфере финансового контроля, вновь отметим, что
он осуществляет свои полномочия в двух основных направлениях. Во-первых, ФС ФБН
выполняет функции по финансово-бюджетному надзору; во-вторых - по валютному
контролю. За Службой закреплен также ряд других полномочий, которые не связаны
непосредственно с ее контрольно-надзорными функциями.
Подводя итог, необходимо
отметить, что, несмотря на относительно недолгий период существования, ФС ФБН
ведет достаточно эффективную работу по осуществлению финансового контроля в
бюджетной сфере. Оценивая необходимость создания такого органа государственного
финансового контроля как Росфиннадзор и действенность проводимых им мероприятий,
можно отметить ряд положительных моментов.
Во-первых, впервые в
системе федеральных органов исполнительной власти создан обособленный орган,
основной задачей которого является именно финансовый надзор в бюджетной и
валютной сферах. Вплоть до 2004 года данные задачи возлагались на департаменты
внутри Министерства финансов РФ, что вызывало сомнения в объективности
проводимых мероприятий. Во-вторых, Росфиннадзор обладает развитой системой
территориальных органов, которые действуют в рамках общего плана, утверждаемого
ежегодно. Таким образом, финансово-бюджетный и валютный контроль проводятся в
масштабе всей страны. В-третьих, деятельность ФС ФБН достаточно
регламентирована и осуществляется в соответствии с ежегодным планированием.
Обеспечено и информационное обеспечение граждан и организаций по вопросам
деятельности Службы. Наконец, среди полномочий Росфиннадзора появилось новое
направление деятельности, а именно, контроль за соблюдением законодательства о
финансово-бюджетном контроле и надзоре. В соответствии с приведенной
статистикой мероприятия Службы достигают необходимого результата и способствуют
выявлению различных правонарушений в области федерального бюджета и в валютной
сфере. Отметим также, что в 2006 году Министерство финансов РФ высоко оценило
работу Росфиннадзора, охарактеризовав ее как успешную.
С другой стороны,
существуют и отрицательные моменты. Во-первых, это недостаток нормативного
регулирования деятельности Росфиннадзора и отсутствие необходимых процедур для
эффективной работы. Необходимо законодательно определить место и роль каждого
органа государственного финансового контроля в единой системе, выработать общие
принципы и методологическую базу их деятельности, обеспечить механизмы
согласованного функционирования. Функции и статус ФС ФБН нуждаются в
конкретизации и уточнении. Во-вторых, остро стоит проблема недостаточно четкого
разграничения полномочий с другими органами финансового контроля и
несовершенства механизма взаимодействия с ними. Задачи органов государственного
финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности
размыты, а деятельность координируется слабо. Специалистами единогласно
признается необходимость создания Единой концепции и системы государственного
финансового контроля. Принятие соответствующего законодательного акта позволило
бы унифицировать порядок проведения финансового контроля, разграничить и четко
определить полномочия различных органов, избежать как пробелов в осуществлении
финансового контроля, так и дублирования полномочий различных органов. Нужно
сказать, что эффективное взаимодействие необходимо с органами финансового
контроля как федерального, так регионального и местного уровня. Должны
развиваться взаимоотношения и с иными органами в системе органов
государственной власти.
Названные проблемы
характерны для всех финансово-контрольных органов РФ на данном этапе развития.
Их решение должно осуществляться на уровне системы государственного финансового
контроля, а не отдельного органа. Цель же конкретного органа государственной
власти состоит в четком выполнении его задач в соответствии с едиными
стандартами, при строгом соблюдении законодательно установленных правил и
ограничений. В 2006 году Росфиннадзором были разработаны проект единых
стандартов государственного финансового контроля для контрольных органов
исполнительной власти, однако для их принятия необходимо внести поправки в БК
РФ. По прогнозам Руководителя Росфиннадзора этот процесс займет достаточно
много времени и может быть завершен не ранее, чем в 2008 году.[64]
Для построения
эффективной системы государственного финансового контроля необходимо начинать с
ее отдельных составляющих. Так, эффективная деятельность и совершенствование
нормативного регулирования полномочий Росфиннадзора имеет значения для
выработки Единой концепции финансового контроля в Российской Федерации.
Глава III. Совершенствование государственного
финансового контроля в Российской Федерации
В настоящее время работа
органов государственного финансового контроля в России характеризуется
несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И
связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система
контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и
муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют
многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм
при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма
негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.
В Российской Федерации до
настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно
оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все
существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты
ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на
двух подходах.
Первый подход отражает
позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих
органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную
системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех
контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального
подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной
палате или Генеральной прокуратуре РФ.[65]
Усиление роли Счетной
палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за
целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и
коммерческого применения государственной собственности является одним из
основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения
названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих
деятельность Счетной палаты решений.
По поводу построения
системы государственного финансового контроля в России существует и другой подход,
авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической
соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным
органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», то
есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не
позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений.
Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между
элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение
координации деятельности контрольных органов в части научного и методического
потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.
В соответствии с
рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля
должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти
и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в
области государственного контроля. С другой стороны, ее составной частью могут
стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие,
например. Департамент государственного финансового контроля Минфина России и
вновь созданный — Комитет финансового мониторинга. Специальные органы
государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных
областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной
власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных
министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных
органов, делегирование им своих прав и функций.
Каждый из этих подходов
имеет свои сильные и слабые стороны, однако при обсуждении возможных концепций
организации государственной системы финансового контроля основное внимание
уделяется проблеме контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и
эффективностью расходования государственных средств, а также владения,
распоряжения и использования объектов государственной собственности.
В данном контексте
заслуживает внимания опыт работы высшего органа финансового контроля США: там с
момента выявления нарушений к проверкам привлекаются сотрудники прокуратуры.
Соответственно можно было бы придать обращениям Палаты в Генпрокуратуру об
участии представителей последней в контрольных мероприятиях первой статус
обязательных к исполнению поручений.
Важно также предусмотреть
нормы, обязывающие Генпрокуратуру возбуждать уголовные дела по выявленным
Палатой и содержащим признаки преступления фактам нарушения финансового и
имущественного права или нанесения ущерба государству.[66]
В настоящее время не
обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные
полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием
государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных
государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата,
контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и
ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.
Между тем абсолютное
большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи и поэтому
их сфера деятельности четко ограничена. Подобную специфику имеют налоговые,
таможенные органы, органы валютного контроля. Представляется целесообразным
строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной
деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за
обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен
входить в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы Минфина
при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы
федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения
обязательств перед конкретными бюджетополучателями.[67]
Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за
законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств
каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить
Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по
проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты
РФ.
Итак, основные пути
организации и развития системы государственного финансового контроля в России
представляются в следующем:
- формирование системной
и завершенной нормативно-правовой базы (в том числе стандартизация
государственного финансового контроля);
- реформирование
организационных структур;
- приведение
методологической основы в соответствие с современными условиями;
- формирование системы
процедур контроля (методической базы);
- создание целостных
научно-исследовательской и учебной баз, формирование системы кадрового
обеспечения;
- организация адекватной
информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- материально-техническое
(включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования
контролирующих органов.
В принципе
законодательство о государственном финансовом контроле основывается на
соответствующих нормативно-правовых актах об органах государственного
финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер,
формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы
общей системы государственного финансового контроля (объединяющую и
справедливую для органов государственного финансового контроля всех ветвей
власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие. Логичнее было бы сначала
разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже
акты об отдельных контрольных структурах. При этом, естественно, необходимо
будет изменить структуры и назначения отдельных органов государственного
финансового контроля, а также создать дополнительные (изменив существующие и
разработав новые соответствующие положения об органах).
При этом система
нормативно-правовых актов государственного финансового контроля должна
строиться при учете следующих основных требований:
- нормативно-правовые
акты государственного финансового контроля не должны иметь противоречий (в том
числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать
друг друга (то же самое относится и по отношению к правовым актам, регулирующим
иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа в
общем и целом должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы
правового регулирования государственного финансового контроля;
- должно быть четко
определено то, какие конкретные вопросы государственного финансового контроля
рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования, как он
взаимодействует с иными уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в
тот или иной уровень;
- должна быть четко
определена обязательность применения, порядок разработки и согласования
нормативно-правовых актов государственного финансового контроля.
Представляется
необходимой скорейшая разработка Закона, который положит правовое начало
развитию отечественного государственного финансового контроля, переходу его на
качественно иной уровень, отвечающий потребностям современного государственного
управления, установкам государственной политики.
При этом основная цель
Закона - установление нормативно-правовой основы (фундамента) функционирования,
развития и совершенствования системы государственного финансового контроля в
Российской Федерации и ее субъектах, обеспечивающей сохранение и эффективное
использование национальной собственности и рост благосостояния граждан.
Заключение
Государственный
финансовый контроль - в Российской Федерации – это государственный контроль:
- за своевременным
исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- за организацией
денежного обращения;
- за использованием
кредитных ресурсов;
- за состоянием
государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
- за предоставлением
финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Организация и
функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и
непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный
финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования
государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального
управления и правового регулирования.
Сегодня назрела
необходимость должного правового регулирования организации и деятельности
органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России
пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо
дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное
способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия
и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля.
Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой
базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права,
сферу действия каждого органа финансового контроля.
При совершенствовании
системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного
опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации
отдельных областей данной практики.
Принципиально значимым
представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового
контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской
Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы
обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней
исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет
говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в
России.
Совершенствование
государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и
эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также
движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность,
что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет
уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому
назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и
нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов,
обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и
условий, способствующих такого рода действиям.
Весьма своевременным
является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной
палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом
контроля за формированием и использованием государственных средств.
Список
использованных источников и литературы
I. Документы
государственных и управленческих структур
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание
законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
2. Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. Лимская декларация руководящих
принципов контроля (принята в октябре 1977 г. на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля) // Правовое регулирование
государственного финансового контроля в зарубежных странах. М.: Статут, 1998.
4. Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.10.2008) //
Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824.
5. Постановление Правительства РФ от
08.04.2004 г. N 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»//Собрание
законодательства РФ N 15. 12.04.2004. ст. 1490.
6. Постановление Правительства РФ от
30.06.2004 N 329 (ред. от 30.01.2008) «О Министерстве финансов Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
7. Постановление Правительства РФ от
01.12.2004 № 703 (с изм. от 24.04.2008) «О Федеральном казначействе» //
Собрание законодательства РФ. 2004. №49. Ст. 4908.
8. Таможенный кодекс Российской
Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ (ред. от 26.06.2008) // Собрание
законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2066.
9. Указ Президента РФ от 15.03.2005 №
295 «Вопросы федеральной налоговой службы» // Собрание законодательства РФ.
2005. №12. Ст. 1023.
10. Указ Президента РФ от 08.06.2004
№ 729 «Об утверждении Положения о Контрольном Управлении Президента Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.
11. Указ Президента РФ от 25.07.1996
№1095 (ред. от 18.07.2001) «О мерах по обеспечению государственного финансового
контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1996. №31. Ст.
3696.
12. Федеральный закон от 06.10.2003 №
131-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2003.
№40. Ст. 3822.
13. Федеральный закон от 10.07.2002 №
86-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. №28. Ст. 2790.
14. Федеральный закон от 11.01.1995 N
4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О Счетной Палате Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 1995. №3. Ст. 167.
II. Научная и учебная
литература
1. Агапцов С.А. Государственный
финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Норма,
2004.
2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э.
Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Под ред.
Л.Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995.
3. Бадтиев А.Ф. Финансово-правовое
регулирование банковской деятельности. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2005.
4. Горбунова О.Н. Доклад на
международной научно-практической конференции «Финансовое право в условиях
рынка в ХХI веке», посвященной юбилею кафедры финансового права и
бухгалтерского учета МГЮА. М.: МГЮА, 2007.
5. Горбунова О.Н. Финансовое право и
финансовый мониторинг в современной России. М.: Теис, 2003.
6. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П.,
Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учебное пособие. М.: Финансы, 2004.
7. Данилевский Ю.А. Приоритеты
российской бюджетной политики // Бюджетная реформа в России, современный этап:
Доклады и выступления на научно-практическом семинаре «Бюджетная реформа и
проблемы совершенствования бюджетного законодательства России». М.: Статут,
2003.
8. Казакбиева Л.Т. Банковский надзор
за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория.
Автореф. канд. юрид. наук. М., 2004.
9. Карандаев Г.Н. Концепция
государственного финансового контроля за формированием и исполнением бюджетов
государственных внебюджетных фондов. М.: Теис, 2004.
10. Карасева М.В. Финансовое право.
Общая часть. М.: Статут, 2006.
11. Комментарий к Бюджетному кодексу
Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Экар, 2002.
12. Научно-практический комментарий «Система
органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления
деятельности и вопросы их координации» (под ред. проф. А.А. Ялбулганова). - ООО
«Новая правовая культура», 2007 г.
13. Президент Российской Федерации о
государственном финансовом контроле // Ассоциация контрольно-счетных органов
Российской Федерации: Дела и люди. М.: Финансовый контроль. 2004.
14. Прозоров А.Л. Финансовое право:
Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000.
15. Рогальская Н.А. Финансовый
контроль в системе управления государственными и муниципальными ресурсами:
Автореферат дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
16. Рудый К.В. Финансово-кредитные
системы зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003.
17. Румянцев А.В. Финансовый
контроль. М.: Дело и Сервис, 2003.
18. Финансовое право / Под ред. Н.И.
Химичевой. М.: Статут, 2006.
19. Финансовое право / Под ред. О.Н.
Горбуновой. М.: Финпресс, 2006.
20. Шохин С.О. Проблемы и перспективы
развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Статут, 1999.
21. Шохин С.О. Проблемы и перспективы
развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Статут, 1999.
22. Ялбулганов А.А. Финансовое право
России. Учебное пособие. Москва. Статут. 2001.
III. Периодическая
печать
1. Абрамчик Л.Я. Налоговое
администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. №6.
2. Без контроля за государственными
средствами мощной державы не будет // Российская Федерация сегодня. 2004. № 9.
3. Бирюков А.И.
Институционально-экономическое моделирование казначейского контроля:
координационный аспект // Финансы и кредит. 2005. № 5(173).
4. Бобылев П.В. Эффективность -
главный критерий // Президентский контроль. 1999. №11.
5. Бурцев В.В. Совершенствование
нормативной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации
// Законодательство и экономика. 2004. № 2.
6. Варфоломеева Ю.А. Правовые основы
финансового контроля // Финансовое право. 2005. №12.
7. Васильев А.А. Перспективы развития
финансового контроля Счетной палаты Российской Федерации // Финансовое право.
2004. № 1.
8. Городецкий А., Морукова А.
Формирование единой системы государственного финансового контроля // Вопросы
экономики. 2001. № 1.
9. Грачева Е.Ю. Финансовая
деятельность и финансовый контроль в системе социального управления //
Финансовое право. 2003. № 2.
10. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н.
Финансовый контроль: нарушения и наказания // Бухгалтерский учет. 2004. № 3.
11. Денисенко В.В. Совершенствование
правового обеспечения системы государственного финансового контроля //
Современное право. 2006. №3.
12. Зерщиков Ю.С., Макрушина О.Ю.
Модернизация налоговых органов области - шаг к налогоплательщику // Налоговый
вестник. 2001. № 10.
13. Ицкович Б.Ф. Институциональное
развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический
аспект // Финансы и кредит. 2005. №2(170).
14. Каратонов М.Е. «Насущные»
проблемы развития и повышения эффективности государственного финансового
контроля // Финансовое право. 2006. №12.
15. Картошкина Е.А., Шаманова Е.А.
Развитие парламентского бюджетного контроля на региональном уровне //
Финансовое право. 2006. №3.
16. Козаев В.Р.
Организационно-правовые аспекты государственного финансового контроля в
Российской Федерации // Бюллетень ВИУ. 2006. №17.
17. Конюхова Т.В. К вопросу о
концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал
российского права. 2006. №6.
18. Львов Д. Очерк развития кассовых
и контрольных учреждений в России за истекшее 25-летие // Счетоводство. 1889.
№17.
19. Пансков. В.Г. О некоторых
вопросах государственного финансового контроля в стране//»Финансы». - 2002. N
5.
20. Прокофьев С.Е. Бюджетное
администрирование в Германии // Финансы. 2002. № 9.
21. «Профессия: государственный
финансовый контроль» (интервью с заместителем Руководителя Росфиннадзора
Николаем Малаковым)//»Бюджет». - 2006. Октябрь.
22. Ревизия в государственном
финансовом контроле Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников//»Бухгалтерский учет», N
16, 2001 г.
23. Саттарова Н.А. К вопросу о
государственном финансовом контроле // Финансовое право. 2006. №1.
24. Саттарова Н.А. Банковский надзор
в системе государственного финансового контроля // Банковское право. 2005. №5.
25. Степашин С.В. Государственный
финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее // Государственная
власть и местное самоуправление. 2006. №5.
26. Тарасов А.М. Как нам организовать
контроль // Финансовый контроль. 2004. № 4.
27. Тарасов А.М. Государственный
контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского
права. 2002. № 1.
28. Фокина В.Ю. Проблемы правового
регулирования финансового контроля в Российской Федерации // Юридический мир.
2006. №5.
29. Шохин С.О. Противодействие
легализации доходов, полученных преступным путем: роль Счетной палаты
Российской Федерации // Банковское право. 2004. N 3.
30. Шулико Е.В. Международный опыт
осуществления государственного финансового контроля (на примере Германии и
Испании) // Финансовое право. 2006. №2.
31. Ялбулганов А.А. Финансовый
контроль как правовой институт: основные этапы развития // Известия вузов «Правоведение».
2000. №3.
IV. Ресурсы интернет
1. Анализ действий счётной палаты за
2004 год: #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Всероссийское совещание
руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции. «Российская
газета», 13 февраля 2001г.
[2] Опенышев С.П., Жуков В.А.
Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной
палаты Российской Федерации. — 1999 — № 12.
[3] Шохин С.О. Проблемы и
перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы
и статистика, 1999, с. 6.
[4] Бурцев В.В. Система
финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия.
Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/
[5] Опенышев С.П., Жуков В.А.
Доктрина государственного контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской
Федерации. — 1999 — № 11, с. 9.
[6] Опенышев С.П., Жуков В.А.
Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. //
Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2000 — № 4, с. 4.
[7] Шохин С.О. Проблемы и
перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы
и статистика, 1999, с. 40.
[8] Там же, с. 47.
[9] Ефимова Н. О двух
подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ //
Российский экономический журнал. — 2000 —№ 11-12.
[10] Лимская декларация руководящих принципов контроля
(принята Конгрессом Международной организации высших органов финансового
контроля (ИНТОСАИ) в 1977 году).
[11] Там же, с. 3.
[12]
Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской
Федерации» (с изменениями от 21 октября 2008 г.)
[13] Залог социальной стабильности (интервью с
Председателем счетной палаты РФ С.В. Степашиным)//»Банковский ряд». - 2006.
Весна. - Спецвыпуск. С. 7.
[14] В.Г. Пансков. О некоторых вопросах государственного
финансового контроля в стране//»Финансы». - 2002. N 5. С. 60.
[15]Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 «О Федеральном казначействе» (с изменениями от 14 марта 2005 г., 11 ноября 2006 г., 24 апреля 2008 г.)
[16] С.А. Андрюшин, А.З. Дадашев. Научные основы
организации системы общегосударственного финансового контроля//»Финансы». -
2002. N 4. - С. 61.
[17] Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков
Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному
кодексу РФ. Стр. 21.
[18] Пансков В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе
органов государственного финансового контроля страны//»Финансы» N 9. 2001 год.
[19] Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция
финансового управления//»Финансы» N 1, 2001 год.
[20] Ст. 5 Федерального закона «О Счетной палате РФ» N
4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[21] Ст. 23 Федерального закона «О Счетной палате РФ» N
4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[22]
Ст. 2 Федерального закона «О Счетной палате РФ»
N 4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[23] Финансовое право. Учебник, под ред. О.Н. Горбуновой.
Москва, 1996. Стр. 48//Ялбулганов А.А. Финансовое право России. Учебное
пособие. Москва. Статут. 2001. Стр. 62.
[24] Ст. 12 Федерального закона «О Счетной палате РФ» N
4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[25] Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004
N 14-П//»Вестник Конституционного Суда РФ», N 6, 2004.
[26]Ялбулганов А.А. Финансовое право России. Учебное
пособие. Москва. Статут. 2001. Стр. 66.
[27]
Ревизия в государственном финансовом контроле
Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников//»Бухгалтерский учет», N 16, 2001.
[28] Ст. 15 Федерального закона «О Счетной палате РФ» N
4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[29]Ревизия в государственном финансовом контроле
Ю.А.Данилевский, Л.Н.Овсянников//Бухгалтерский учет, N 16, 2001 г.
[30] Ялбулганов А.А. Финансовое право России, Учебное
пособие, Москва, Статут, 2001. Стр. 67.
[31] Ст. 5.1.1. Регламента Счетной палаты РФ, утвержден
постановлением Коллегии Счетной палаты РФ N 8 от 04.03. 2003 г.
[32] Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки
контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации,
утверждена Приказом Минфина России от 14.02.2000 N 42н//»Финансовая газета», N
23, 2000 г.
[33] Письмо Минюста РФ от 06.05.2000 N 3452-ЭР//»Экономика
и жизнь», N 21, 2000 г.
[34]
Ревизия в государственном финансовом контроле
Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников//»Бухгалтерский учет», N 16, 2001 г.
[35] П. 5 ст. 101 Конституции РФ 1993 года. Москва. Айрис
Пресс 2003 год.
[36]
Ст. 3 Федерального закона «О Счетной палате РФ»
N 4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[37] Ст. 5.1.2. Регламента Счетной палаты РФ, утвержден
постановлением Коллегии Счетной палаты РФ N 8 от 04.03.2003 г.
[38] Ст. 8 Федерального закона «О Счетной палате РФ» N
4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[39]
Ст. 26 Федерального закона «О Счетной палате РФ»
N 4-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года//Собрание
законодательства РФ N 3, 16.01.1995, ст. 167.
[40] Ст. 25 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», опубликован в Собрании
законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2790.
[41]Протокол о взаимодействии между Министерством РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Счетной палатой
РФ//#"#_ftnref42" name="_ftn42"
title="">[42]
Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 г.
N 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»//Собрание
законодательства РФ N 15. 12.04.2004. ст. 1490.
[43] Интернет-конференция Руководителя Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора Павленко
С.Ю.//#"#_ftnref44" name="_ftn44"
title="">[44] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О
системе и структуре органов исполнительной власти».
[45] В.Г. Ермилов. К теории государственного финансового
контроля//»Финансы». - 2005. N 2. С. 64.
[46]
См., например: В.Г. Ермилов. К теории
государственного финансового контроля//»Финансы». - 2005. N 2. С. 62-64; В.Г.
Пансков. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в
стране//Финансы. - 2002. N 5. С. 56-60; Тайная сила надзора (интервью с
Руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С.Ю.
Павленко)//»Банковский ряд». - 2006. Весна - Спецвыпуск. С. 12.
[47]
Приказ Министерства финансов РФ, Генеральной
прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности
РФ от 7 декабря 1999 года N 89н/1033/717.
[48] В настоящее время Министерству финансов РФ
подведомственны также: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба
страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное
казначейство (федеральная служба).
[49] Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 года
N 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».
[50] Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 года N
278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного
надзора».
[51] Приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 года
N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы
финансово - бюджетного надзора».
[52] Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле».
[53] Приказ Министерства Финансов РФ от 14 апреля 2000
года N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки
контрольно-ревизионными органами Министерства Финансов РФ».
[54] «Профессия: государственный финансовый контроль»
(интервью с заместителем Руководителя Росфиннадзора Николаем
Малаковым)//»Бюджет». - 2006. Октябрь. С. 18.
[55] Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников. Финансовый
контроль: основные направления развития//»Бухгалтерский учет». - 2004. - N 24.
С. 6.
[56] Приказ ФС ФБН от 10 ноября 2004 года N 99 «О
полномочиях руководителей территориальных управлений ФС ФБН по определению
периодов работы, включаемых в стаж государственной службы».
[57] Приказ ФС ФБН от 17 ноября 2004 года N 102 «О
должностных лицах ФС ФБН, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с
Кодексом РФ об административных правонарушениях»
[58] Письмо ФС ФБН от 23 ноября 2004 года N
43-01-09-25/1644.
[59] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30
декабря 2001 года N 195-ФЗ.
[60]Тайная сила надзора (интервью с Руководителем
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С.Ю. Павленко)//»Банковский
ряд». - 2006. Весна. - Спецвыпуск. С. 13.
[61]
Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд».
[62]
Официальный сайт Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора. #"#_ftnref63" name="_ftn63"
title="">[63]
Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов
исполнительной власти».
[64]
Павленко С.Ю. Финансово-бюджетный надзор: состояние, задачи и наши действия//»Бюджет».
- 2006. Октябрь. С. 16.
[65] Андрюшин С.А., Дадашев
А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля //
Финансы. — 2002 — № 4, с. 61.
[66] Бурков С., Ефимова Н.,
Буркова С. О правообеспечении повышения эффективности государственного
финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2008 — № 9
[67] Пансков В.Г. О некоторых
вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. — 2008 — №
5.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|