Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан
во-первых, в процессе
осуществления своей деятельности не имеет цели извлечения дохода как такового;
во-вторых, не
распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками. То есть
при соблюдении таких условий доходы некоммерческой организации, полученные в
виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов,
благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и
пожертвований на безвозмездной основе не подлежат налогообложению.
Организациями, осуществляющими деятельность в социальной
сфере, признаются организации, исключительными видами деятельности которых
являются оказание услуг в сфере образования, науки, спорта (кроме
спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за
исключением шоу-бизнеса), оказание услуг по хранению исторического и культурного наследия, архивных
ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей,
престарелых и инвалидов; библиотечного обслуживания, оказание медицинских услуг
(за исключением косметологических). В Налоговом кодексе предусмотрено
освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая полученные
средства в виде грантов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований
на безвозмездной основе, при условии направления доходов на развитие указанных видов
деятельности. Данный порядок налогообложения применяется также для организаций,
в общей численности которых не менее 51 процента составляют инвалиды и расходы
по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных
организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения
– не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.
Указанные положения не применяются в отношении
организаций, получающих доходы от деятельности по производству и реализации
подакцизных товаров и от подакцизных видов деятельности.
Таким образом, Налоговый
кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций,
осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного
налога при соблюдении ими условий, установленных Налоговым кодексом.
Изменен порядок
исчисления суммы авансовых платежей, в соответствии с которым указанные платежи
исчисляются налогоплательщиком исходя из суммы фактического налогового
обязательства, указанного в декларации по корпоративному подоходному налогу за
предыдущий налоговый период, с учетом предполагаемой суммы налога за текущий
налоговый период
Введен новый раздел "Инвестиционные
налоговые преференции", в соответствии с которым предоставляется право на
дополнительные вычеты из совокупного годового дохода налогоплательщиков,
осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых,
расширения и обновления действующих производств, а также освобождение таких
налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь
введенным в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта и освобождение от
уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым
для реализации инвестицион- ного проекта.
Индивидуальный подоходный налог
В Налоговом кодексе
порядок налогообложения доходов физических лиц отражен в отдельном разделе – "Индивидуальный
подоходный налог".
В отличие от
действовавшего законодательства объектом обложения индивидуальным подоходным
налогом согласно Налоговому кодексу являются доходы, облагаемые у источника
выплаты, и доходы, не облагаемые у источника выплаты.
Введено понятие "налогового
агента", на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию и
перечислению индивидуального подоходного налога с доходов физических лиц,
облагаемых у источника выплаты.
По доходам физических
лиц, не облагаемых у источника выплаты, сохранен действовавший порядок
налогообложения путем суммирования указанных доходов, полученных из различных
источников, и представления декларации.
В Налоговом кодексе
сохранена прогрессивная шкала ставок по индивидуальному подоходному налогу, но
предусмотрено снижение налоговой нагрузки путем изменения границ доходов
физических лиц, в пределах которых применяется та или иная ставка налога.
Для адвокатов и частных
нотариусов установлена ставка индивидуального подоходного налога в размере 10
процентов.
Перечень льгот для
физических лиц в сравнении с действовавшим налоговым законодательством в целом
не изменился.
Налог
на добавленную стоимость
Положения по НДС в целом сохраняют свою преемственность. В то
же время раздел по НДС существенно переработан.
Одним из наиболее важных моментов по НДС является введение "порога
регистрации". В соответствии с данной нормой из числа плательщиков НДС исключаются
предприниматели, у которых годовой оборот по реализации не достигает
установленного минимума облагаемого оборота 10 000 месячных расчетных
показателей (МРП). Это прежде всего относится к предпринимателям,
осуществляющим реализацию товаров или услуг (работ) в сфере розничной торговли.
В то же время за такими предпринимателями сохраняется право добровольной
постановки на учет по налогу на добавленную стоимость, особенно это важно для
тех, которые преимущественно работают с зарегистрированными плательщиками НДС.
В соответствии с мировой практикой применения НДС дано
определение места реализации товаров, работ или услуг, отсутствовавшее в
действовавшем законодательстве. Работы и услуги, местом реализации которых не
является Республика Казахстан, не подлежат обложению НДС в Республике
Казахстан. Одновременно с этим сохраняются положения об уплате НДС за
нерезидента.
По зачету НДС в целом сохранены действовавшие положения, в то
же время есть некоторые новые моменты. Помимо счета-фактуры, основанием для отнесения
в зачет также являются проездные билеты, выданные на железнодорожном или
авиационном транспорте, а по коммунальным услугам – документы, применяемые
поставщиками коммунальных услуг.
Согласно Налоговому
кодексу при приобретении зданий производственного назначения и их ремонту
разрешается относить в зачет НДС в полном объеме.
Пересмотрен перечень
льгот по налогу на добавленную стоимость. Исключены льготы, которые носят
индивидуальный характер или предоставляют какие-либо преференции отдельным
отраслям экономики (льготы для организаций инвалидов, для предприятий системы
МВД и МО РК и другие). Сохранились действовавшие льготы для некоммерческих
организаций. Некоторые из действовавших льгот конкретизированы с целью их
однозначного понимания и невозможностью расширения их применения (финансовые,
образовательные, медицинские услуги). Из числа исключенных льгот можно назвать льготу по газетам и
журналам и по учебной продукции. В то же время действие льгот, не включенных в
Налоговый кодекс из действовавшего законодательства, сохраняется на переходный
период.
Исключена нулевая ставка
при реализации продукции легкой промышленности, а также реализации
аффинированных золота, серебра и платины.
Исключена обязанность
налогоплательщика по уплате текущих платежей по НДС.
Акцизы
Методика исчисления
акциза и порядок его уплаты не претерпел каких-либо существенных изменений.
Пересмотрен перечень
подакцизных товаров, из которого исключен хрусталь и хрустальные изделия,
осетровые и лососевые рыбы и деликатесы из них, а также электроэнергия.
Пересмотрен объект
обложения по игорному бизнесу. По действовавшему
законодательству объектом обложения является выручка за минусом выигрышей,
которую на практике практически невозможно проконтролировать. Поэтому в целях
упрощения администрирования в Налоговом кодексе установлено, что объектом
обложения акцизом по игорному бизнесу является игровой стол, игровой автомат,
касса тотализатора, касса букмекерских контор.
В целях определения
порядка администрирования розничной и оптовой торговли нефтепродуктами, в
Налоговом кодексе установлены критерии отнесения реализации к категории оптовой
или розничной.
Социальный налог
По социальному налогу по
действовавшему законодательству объектом
обложения является фонд оплаты труда. В Налоговом кодексе установлено, что
объектом обложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в
денежной или натуральной форме.
Уплата социального налога
за иностранных специалистов административно-управленческого,
инженерно-технического персонала производится по ставке 11 процентов.
Сохранена ставка
социального налога в размере 6,5 процента для специализированных организаций, в
которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по
потере слуха, речи, зрения.
Земельный налог
В целом, нормы действовавшего налогового законодательства по земельному налогу
не изменились, но вместе с тем имеют место особенности исчисления налога. Так,
в Налоговом кодексе базовые ставки земельного налога зафиксированы на уровне
2001 года и не будут ежегодно корректироваться на коэффициент инфляции.
Вместе с тем, в Налоговом
кодексе приняты меры для снижения налоговой нагрузки по земельному налогу. В
частности, снижены ставки земельного налога:
а) на придомовые
земельные участки в городах областного значения;
б) на земли аэродромов в
аэропортах, расположенных в черте населенных пунктов;
в) на земли, занятые
защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог.
Местным представительным
органам предоставлено право повышать или понижать базовые ставки земельного
налога в пределах 50 %.
Для некоммерческих
организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере,
ставка налога на имущество установлена в размере 0,1 процента к среднегодовой
стоимости объекта, а к ставкам земельного налога применяется коэффициент 0,1.
Налог на транспортные средства
По налогу на транспортные
средства также снижены ставки налога на легковые автомобили с объемом двигателя
от 2000 по 3000 кубических сантиметров. В 2 раза снижена ставка налога на
транспортные средства по летательным аппаратам, понижены ставки на грузовые
автомобили грузоподъемностью до 1 тонны. Кроме того, для грузовых автомобилей
введены понижающие поправочные коэффициенты в зависимости от срока
эксплуатации.
Реформы последнего времени
Основной целью Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2002
года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам налогообложения" явилось снижение
налоговой нагрузки, развитие малого бизнеса и дальнейшее совершенствование
налогового администрирования. Внесение изменений и дополнений в целом не
изменяет концепцию налогообложения, заложенную в Налоговом кодексе.
Изменения и дополнения,
внесенные в Налоговый кодекс в 2002 году, были направлены прежде всего на
улучшение налогового климата для предприятий малого бизнеса, создание более
благоприятных условий для развития лизинговых отношений в Республике Казахстан,
улучшение администрирования сбора налогов и других обязательных платежей в
бюджет.
Ряд поправок носит уточняющий и
редакционный характер и способствует достижению однозначности в толковании норм
налогового законодательства и их прозрачности.
По корпоративному
подоходному налогу
Для стимулирования внутреннего
заимствования в национальной валюте увеличен предельный размер относимой на
вычеты суммы вознаграждения по кредитам, выданным в тенге, с 1,5-кратной до
2-кратной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.
Порядок налогообложения
агентских ценных бумаг приравнен к порядку, применяемому в отношении
государственных ценных бумаг.
Предусмотрено отнесение
на вычеты арендатором расходов на ремонт по арендуемым основным средствам.
Внесены изменения и
дополнения в отдельные положения по налогообложению страховых
(перестраховочных) организаций. Согласно рассматриваемым изменениям и
дополнениям:
-
более четко определен объект обложения корпоративным подоходным
налогом страховых (перестраховочных) организаций;
-
определен перечень доходов страховых (перестраховочных)
организаций, не являющихся объектом обложения корпоративным подоходным налогом;
-
установлен пропорциональный метод определения суммы расходов,
подлежащих отнесению на вычет.
Облегчаются условия применения
специального порядка по освобождению от корпоративного подоходного налога
организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (медицина,
образование, наука, культура, спорт). В частности, для них допускается
получение доходов от неосновной деятельности в размере не более 10 % от общей
величины всех доходов.
По индивидуальному
подоходному налогу
Для малообеспеченных
слоев населения предусмотрено освобождение от обложения индивидуальным
подоходным налогом доходов работников, не превышающих за год 12-кратной МЗП.
В целях установления
единого порядка налогообложения для сбалансированного подхода к налогообложению
обязательных и добровольных пенсионных взносов, а также пенсионных выплат из
накоплений, сформированных этими взносами, освобождены от налогообложения
добровольные пенсионные взносы не более суммы 10-кратного МРП в момент их перечисления
в накопительные пенсионные фонды.
При этом исключена льгота
по пенсионным и страховым выплатам, осуществляемым за счет добровольных
пенсионных взносов.
По налогу на добавленную
стоимость
Увеличение "порога"
регистрации по НДС с 10 000 МРП (8,2 млн.тенге) до 12 000 МРП (10,5 млн.тенге)
было направлено на снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса.
Ряд поправок затронули
вопросы дальнейшего совершенствования налогообложения финансового лизинга,
международного налогообложения.
По земельному налогу
Освобождаются от
обложения земельным налогом придомовые земельные участки, земельные участки для
ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного
строительства, участка под гаражи участников Великой Отечественной войны, инвалидов,
а также одного из родителей инвалида с детства.
По налогу на транспортные
средства
По легковым автомобилям и мотоциклам производства стран
СНГ, у которых срок эксплуатации превышает двадцать лет, для физических лиц поправочный
коэффициент снижен с 0,2 и 0,1 до 0.
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда
мощностью двигателя не менее 55 кВт облагались по ставке 1,0 МРП, то теперь
данные транспортные средства мощностью не более 55 кВт облагаются по ставке 1,0
МРП, а мотоциклы мощностью двигателя более 55 кВт облагаются по ставке 10,0
МРП.
По налогу на имущество
По объектам налогообложения, выбывшим в течение
налогового периода, текущие платежи уменьшаются на сумму налога, определяемую
путем применения налоговой ставки к налоговой базе выбывших объектов обложения
на момент выбытия. Сумма налога, подлежащая уменьшению, распределяется равными
долями на оставшиеся сроки уплаты налога.
Расчет текущих платежей по объектам налогообложения,
приобретенным и (или) выбывшим в течение налогового периода, представляется не
позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом приобретения и (или) выбытия
объектов налогообложения, тогда как действовало ежемесячное представление
расчета.
По специальным налоговым
режимам
Снижение максимальных
ставок налогов, применяемых в специальном налоговом режиме на основе упрощенной
декларации, предусмотрено:
-
для
индивидуальных предпринимателей – с 11 до 7 %;
-
для юридических
лиц – с 13 до 9 %.
При этом снижена
минимальная ставка для индивидуальных предпринимателей с 4 до 3 %.
Расширены границы
применения патентной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса:
увеличен максимальный размер дохода с 1,0 до 1,5 млн.тенге.
Расширен список лицензируемых видов деятельности, при
осуществлении которых, налогоплательщики имеют право применять специальный
налоговый режим на основе упрощенной декларации.
По налоговому
администрированию
С целью повышения
дисциплины налогоплательщиков по своевременному исполнению ими налоговых
обязательств увеличен размер пени за несвоевременную уплату налогов и других
обязательных платежей в бюджет с 1,5-кратной до 2-кратной ставки
рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.
Значительным изменениям и
дополнениям подверглась глава 100 Налогового кодекса, регламентирующая порядок
обжалования результатов налоговой проверки. Внесенные изменения и дополнения позволяют наиболее точно разграничить двухуровневую систему
обжалования результатов налоговой проверки, установить приемлемые сроки и
порядок проведения дополнительных проверок, рассмотрения жалоб
налогоплательщиков и т.д.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития
налогообложения и проанализировав развитие налоговой системы Казахстана, мы
пришли к выводу, что налоговая система РК развивается в соответствии с
экономическими законами и действующий налоговый кодекс разработан на основании
опыта международного налогообложения и уровня развития отечественной экономики.
Все имеющиеся рычаги налогового регулирования используются.
3. Совершенствование
налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование
налогового законодательства Республики Казахстан
Внесение изменений и
дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных
платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) обусловлено целью снижения налоговой
нагрузки, дальнейшего совершенствования налогового администрирования.
Если, говорить о корпоративном
подоходном налоге, то в его основу заложены те же принципы, которые
используются в международной практике применения подоходных налогов.
При определении
налогооблагаемого дохода налогоплательщик вправе отнести на вычеты все свои
расходы, связанные с получением совокупного годового дохода, подтвержденные
документально. Имеются некоторые ограничения по вычетам, однако они сведены до
минимума и выражены они не в виде запретов, а в виде установления норм (нормы
амортизации по фиксированным активам) и пределов (представительские,
командировочные расходы, расходы по ремонту основных средств).
Для некоммерческих
организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере
(здравоохранение, образование, деятельность в сфере науки, спорта, культуры)
установлено полное освобождение от корпоративного подоходного налога, при
соблюдении ими условий, определенных Налоговым кодексом.
Вместо действующего
дополнительного ограничения вычетов по вознаграждениям, с 1 января 2004 года
вводится так называемое "правило достаточной капитализации", суть
которого заключается в ограничении относимых на вычеты при определении
совокупного годового дохода сумм вознаграждений в зависимости от соотношения
заемных и собственных средств налогоплательщика (для нефинансовых организаций –
4, для финансовых – 7). При этом предлагается данное ограничение применять
только по вознаграждениям, выплачиваемым нерезидентам.
Данные изменения в
Налоговый кодекс позволят относить на вычеты в полном объеме расходы
налогоплательщиков на выплату вознаграждений по кредитам, депозитам и долговым
ценным бумагам, выплачиваемым резидентам, и способствовать стимулированию
внутреннего заимствования.
Для создания условий для
обновления основных средств налогоплательщика, налоговое законодательство
предусматривает применение двойной нормы амортизации по вновь введенным
основным средствам на территории Республики Казахстан в первый год их эксплуатации.
Также с целью создания
новых, расширения и обновления действующих производств предусмотрено
использование механизма инвестиционных налоговых преференций, получив которые,
налогоплательщик имеет право относить на вычеты стоимость вводимых в эксплуатацию
фиксированных активов равными долями в зависимости от срока действия
преференций. Данный механизм также предусматривает одновременное освобождение
от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным
активам в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного
налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации
инвестиционного проекта.
В целях предоставления
возможности для более полного отнесения на вычет из совокупного годового дохода
расходов на ремонт с учетом функциональных особенностей отдельных основных
средств предусматривается при сохранении действующего метода амортизации с 2005
года увеличение нормы амортизационных отчислений по отдельным подгруппам
фиксированных активов с 7% до 10%, с 8% до 10-15%, с 10% до 15%, с 20% до 25%,
с 25% до 30%.
Для предоставления
возможности для более полного отнесения на вычет из совокупного годового дохода
расходов на ремонт с учетом функциональных особенностей отдельных основных
средств, предусматривается увеличение нормы предельного уровня отнесения на
вычеты таких расходов с 15 процентов до 20, 25 процентов по отдельным группам
фиксированных активов с дифференциацией в разрезе групп.
Также, увеличена величина
стоимостного баланса подгруппы, единовременно относимой налогоплательщиком на
вычеты в конце налогового периода со 100 до 300 месячных расчетных показателей,
что ускорит списание налогоплательщиком оставшейся неамортизированной остаточной
стоимости фиксированных активов.
С целью создания благоприятных
условий для развития научного потенциала страны установлен отдельный
специальный налоговый режим для организаций, осуществляющих на территории
технопарков деятельность в области научных разработок, информационных
технологий и их внедрение, в соответствии с которым с 1 января 2004 года
предусматривается уменьшение корпоративного подоходного налога на 50 процентов,
а также освобождение от налога на добавленную стоимость, налога на имущество и
земельного налога.
В целях стимулирования
вложения инвестиций на территорию специальной экономической зоны "Морпорт
Актау", введен особый налоговый режим, предусматривающий уменьшение
исчисленной к уплате суммы корпоративного подоходного налога на 100 процентов,
освобождение от налога на имущество и земельного налога для налогоплательщиков,
осуществляющих на данной территории деятельность по производству товаров
собственного производства.
С целью создания условий
для потенциальных инвесторов в создании перерабатывающих комплексов для
организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической промышленности,
предоставляются налоговые преференции.
Предоставление налоговых
преференций новым нефтехимическим предприятиям – это механизм государственного
регулирования процесса создания нефтехимической отрасли Казахстана и создание
благоприятного климата для привлечения инвестиций в строительство
перерабатывающих углеводородное сырье мощностей.
Недропользователю –
победителю конкурса на получение права недропользования на условиях раздела
продукции созданы особые условия налогообложения при эксплуатации объектов
нефтехимической промышленности на условиях внедрения высоких технологий.
Поощрение инвестиций в
развитие отраслей по углубленной переработке продукции и сырья, добываемых из
недр Республики Казахстан, осуществляется в виде освобождения от уплаты
корпоративного подоходного налога.
Данная льгота подлежит
применению в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию объекта
нефтехимической промышленности.
По индивидуальному подоходному
и социальному налогам существенно снижена налоговая нагрузка на заработную
плату.
Так, с 1 января 2004 года
предусмотрено снижение налоговой нагрузки на заработную плату путем снижения
ставок по индивидуальному подоходному налогу: от 15-кратного до 40 кратного
годового расчетного показателя (ГРП) с 10 % до 8 %, от 40-кратного до
200-кратного ГРП с 20 % до 13 %, от 200-кратного до 600-кратного ГРП с 20 % до
15 %, верхняя шкала - с 30 % до 20 %, а также по социальному налогу путем
введения регрессивной шкалы ставок от 20 % до 7 %, т.е. по мере роста расходов
на оплату труда работодателя уменьшится ставка социального налога.
Основными целями введения
регрессивной шкалы ставок по социальному налогу являются снижение налоговой
нагрузки на работодателей по мере роста расходов на оплату труда, что приведет
в итоге к легализации расходов на выплату заработной платы.
Для достижения этих целей
установлена пятиступенчатая регрессивная шкала ставок. При этом, предлагается
для первой ступени шкалы доходов установить ставку социального налога в размере
20 процентов. Далее в каждой последующей ступени ставка налога будет снижаться.
Это позволит создать благоприятные условия для вывода из тени заработной платы.
Весьма значительную роль
в формировании доходной части бюджета играет налог на добавленную стоимость, в
основу которого заложена модель, используемая в Европейских странах.
Порядок исчисления НДС в
Казахстане строится на двух основополагающих принципах, первый из которых
предусматривает использование механизма зачета сумм налога, уплачиваемого
поставщикам товаров и услуг на основе счетов-фактур. Необходимо особо отметить,
что зачет разрешается по всем приобретаемым товарам и услугам, в том числе и по
группе инвестиционных товаров (основные средства, производственные здания и
помещения).
Второй принцип – это
принцип "страны назначения", используемый при обслуживании внешней
торговли товарами и услугами. В настоящее время данный принцип используется в
отношении всех торговых государств-партнеров Республики Казахстан. Однако в
торговле с Россией существует изъятие из данного принципа, включающее нефть и
газ.
Существует две ставки
НДС:
стандартная -
первоначальная ставка НДС с 20% снижена до 16%, а с 1 января 2004 года снижена
до 15%, применяемая как в отношении внутренней реализации товаров, работ и
услуг, так и в отношении импорта товаров;
нулевая ставка,
установленная в отношении экспорта товаров и международных перевозок. Механизм
использования нулевой ставки предусматривает возврат НДС, уплаченного
поставщикам товаров и услуг.
При этом, увеличен
минимум оборота по реализации по постановке на учет по НДС с 10000 до
12000-кратной величины месячного расчетного показателя.
Существует еще одна
группа налогов – имущественные налоги, к которым относятся земельный налог,
налог на имущество, налог на транспортные средства. Данные налоги составляют
доходную часть местных бюджетов. Однако несмотря на это местная
представительная власть не имеет право на установление отдельных порядков
исчисления и взимания данных видов налогов.
Международное
налогообложение
Порядок налогообложения
доходов нерезидентов, установленный Налоговым кодексом, предусматривает
наиболее благоприятные условия для развития торговли и инвестирования капитала
между странами.
В целях совершенствования
и упрощения порядка администрирования международных договоров об избежании
двойного налогообложения, заключенных Республикой Казахстан с иностранными
государствами (далее – международные договоры), в Налоговом кодексе
предусмотрена специальная глава, в которой предусмотрен упрощенный порядок их
применения.
Так, согласно данному
порядку налоговые агенты, выплачивающие нерезидентам дивиденды, вознаграждения
(проценты), роялти, доходы от оказания транспортных услуг в международных
перевозках, вправе применить положения международных договоров без осуществления
дополнительных административных процедур, за исключением представления
нерезидентами налоговым агентам документов, подтверждающих их резидентство.
Нерезиденты,
осуществляющие деятельность в Казахстане через постоянное учреждение, вправе
произвести исчисление и уплату налога на чистый доход в соответствии с
положениями международных договоров без применения административных процедур,
за исключением представления с налоговой отчетностью документа, подтверждающего
резидентство.
С целью упрощения
процедуры администрирования международных договоров Налоговым кодексом
предусмотрен порядок уплаты подоходного налога через условные банковские
вклады. Согласно данному порядку суммы подоходного налога у источника выплаты,
удерживаемые налоговым агентом с доходов нерезидентов, осуществляющих
деятельность в Казахстане в пределах временных ограничений, предусмотренных
международными договорами, подлежат перечислению на условные банковские вклады
в казахстанских банках на основании заключаемых трехсторонних договоров об условном
банковском вкладе до рассмотрения налоговыми органами Республики Казахстан
заявления нерезидента на применение положений соответствующего международного
договора.
В целях упрощения порядка
исчисления и уплаты индивидуального подоходного налога иностранной компанией,
осуществляющей деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение
(филиал, представительство), являющейся налоговым агентом, предоставлено такому
налоговому агенту право производить исчисление и уплату индивидуального подоходного
налога путем внесения авансовых платежей в случае, если выплата доходов
физическим лицам-нерезидентам от работы по найму в Республике Казахстан
производится за ее пределами.
Необходимо отметить, что
в целях совершенствования взаимоотношений между налогоплательщиками и
налоговыми органами, а также с учетом международного опыта, упрощены
административные процедуры по применению международных договоров об избежании
двойного налогообложения в отношении освобождения от налогообложения в
Республике Казахстан доходов физических лиц-нерезидентов, а также прочих
доходов юридических лиц - нерезидентов, полученных из источников в Республике
Казахстан, при выполнении условий соответствующих международных договоров.
Недропользователи, желающие осуществлять добычу природных ресурсов в
Казахстане, могут заключить с Компетентным органом Республики Казахстан
(Министерством энергетики и минеральных ресурсов) контракты на недропользование
на основе двух моделей налогового режима, определенных Налоговым Кодексом.
Первая модель, на основании лицензии, построена на режиме налогообложения "налоги
+ роялти", а вторая на основании соглашения о разделе продукции.
В зависимости от типа
модели налогового режима недропользователи уплачивают специальные платежи,
такие как:
1) бонусы –
единовременные платежи, подразделяющиеся на:
а) подписной – за право
осуществления деятельности по недропользованию; и
б) коммерческого
обнаружения – при обнаружении запасов полезных ископаемых, разработка которых
является экономически эффективной;
2) роялти – платеж за
право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых;
3) доля Республики
Казахстан по разделу продукции – часть прибыльной нефти (Profit-Oil), определяемая в точке раздела как принадлежащая
Республике Казахстан;
4) налог на сверхприбыль
– налог на часть чистого дохода недропользователя, превышающая нормативы,
установленные Налоговым Кодексом.
При этом, основными
целями изменений, внесенных в Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января
2004 года, являются:
максимальное упрощение
методики исчисления специальных платежей недропользователей;
уход от практики
договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в
контрактах;
стремление к максимальной
транспарентности механизма налогообложения недропользователей;
обеспечение
гарантированного объема поступления денежных средств в бюджет с начала добычи
нефти на месторождениях.
Так, новая редакция
Налогового кодекса четко закрепляет методику исчисления доли Республики
Казахстан по разделу продукции и базируется на пороговых значениях
коэффициентов (триггеров). Триггеры настроены таким образом, чтобы адекватно
увеличивать доходы государства при росте доходности, рентабельности
предприятия, а также при росте цен на нефть. Следует отметить, что при
настройке пороговых значений триггеров основной целью было найти баланс между
интересами инвестора и государства.
Вместе с тем, на основе
мирового опыта и в целях получения стабильных доходов от нефтяного сектора для
налогового режима по соглашениям о разделе продукции, вводится минимальный
порог доли поступлений Республики Казахстан.
В первой модели
налогового режима, для целей достижения транспарентности и ухода от практики
договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в
контрактах, четко закреплены ставки роялти и других специальных платежей
недропользователей.
Для первой модели
налогового режима на основе лицензии вводится новый рентный налог на
экспортируемую нефть. Объект обложения данного налога привязан к мировой
рыночной цене на экспортируемую нефть, что, помимо увеличения налоговой
нагрузки, направлено на решение проблемы трансфертного ценообразования, в
частности реализации нефти на экспорт в страны с льготным налогообложением
(оффшорные зоны).
В целях максимального
упрощения методики исчисления специальных платежей недропользователей в новой
редакции Налогового Кодекса полностью переработана методика исчисления налога
на сверхприбыль. Новый механизм прост и понятен как налогоплательщику, так и
контролирующим органам, что позволяет значительно упростить налоговое
администрирование.
Также, для первой модели
налогового режима не предусмотрены гарантии стабильности, что соответствует
мировой практике, в соответствии с которой, в развитых странах лицензионная
модель налогообложения также нестабильна и государства, в зависимости от
сложившейся ситуации, могут оперативно менять свою налоговую политику в
отношении недропользователей.
Проводимая в настоящее
время Казахстаном политика на снижение налоговой нагрузки позволяет на данном
этапе развития ввести общепринятые в мировой практике модели налогообложения
нефтяных операций. При этом для крупных месторождений с высокой степенью риска,
которые будут разрабатываться на условиях раздела продукции, положения
стабильности сохраняются.
Следует отметить, что
вносимые изменения в Налоговый Кодекс, путем расчетного моделирования, были
применены к ранее заключенным контрактам. Проведенные расчеты показали, что,
несмотря на увеличение налоговой нагрузки на недропользователей, что являлось
одной из основных целей законопроекта, новые модели налогообложения сохраняют
инвестиционную привлекательность Республики Казахстан.
Для малого бизнеса
Налоговый кодекс предусматривает несколько видов упрощенных специальных
налоговых режимов, которые применяются в зависимости от величины получаемых
доходов и организационно правовой формы субъекта малого бизнеса. Специальные
налоговые режимы предусматривают особый порядок уплаты корпоративного
(индивидуального) подоходного налога, за исключением удержанного у источника
выплаты, социального налога и в некоторых случаях НДС и местных налогов.
Установление для
субъектов малого бизнеса благоприятного порядка налогообложения было
обусловлено стремлением максимально вывести их из теневой экономики посредством
упрощения механизмов налогообложения и снижения налогового пресса для этой
группы налогоплательщиков.
По специальному
налоговому режиму на основе патента стоимость патента исчисляется индивидуальным предпринимателем
самостоятельно путем применения к заявленному доходу ставки в размере 3%.
По специальному налоговому режиму на основе упрощенной
декларации:
1) исчисление налоговых
обязательств производится по окончании квартала по фактически полученному
доходу;
2) налоги, исчисляемые на
основе упрощенной декларации, рассчитываются по единой ставке без учета затрат
в зависимости от дохода: для индивидуальных предпринимателей - от 3 % до 7 %,
для юридических лиц – от 4 % до 9 %;
3) исчисленная сумма
налогов по упрощенной декларации уменьшается на 1,5% за каждого работника, если
среднемесячная заработная плата наемных работников составляет у индивидуальных
предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц не менее 2,5-кратного
минимального размера заработной платы, установленного законодательным актом
Республики Казахстан;
4) учитывая минимум
оборота по реализации значительная доля начинающих предпринимателей не являются
плательщиками НДС.
Для крестьянских
(фермерских) хозяйств
Налоговый кодекс предусматривает расчет с бюджетом на основе уплаты единого
земельного налога.
Базой для исчисления
единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.
Исчисление единого
земельного налога производится путем применения ставки 0,1 процента к оценочной
стоимости земельного участка.
Для более крупных
представителей аграрной сферы, осуществляющих
свою деятельность в иной организационно – правовой форме, юридических лиц –
производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотрен иной вид
специального налогового режима, реализуемый на основе патента.
В стоимость патента
включаются корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость,
социальный налог, земельный налог, (плата за пользование земельными участками),
налог на транспортные средства. При этом при расчете стоимости патента сумма
налогов, подлежащих уплате в бюджет, уменьшается на 80 %.
Специальный налоговый
режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции
применяется следующими юридическими лицами:
1) производящими
сельскохозяйственную продукцию с использованием земли, перерабатывающими и реализующими
сельскохозяйственную продукцию собственного производства;
2) производящими
сельскохозяйственную продукцию животноводства и птицеводства (в том числе
племенного) с полным циклом, начиная с выращивания молодняка, пчеловодства,
перерабатывающими и реализующими данную продукцию собственного производства.
Таким образом, названные
изменения направлены на стимулирование деловой активности в приоритетных
секторах экономики и, как следствие, диверсификации отраслей экономики.
3.2 Автоматизация
налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Основным направлением
совершенствования налогового законодательства республики является усиление
администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения
налогового бремени и является одним из условий для обеспечения экономической и
политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в
стране. В целях улучшения администрирования сборов налогов в Казахстане
осуществляется автоматизация работы налоговых органов посредством внедрения
информационных систем. Начиная с прошлого года внедрены электронные формы
налоговой отчетности. При этом налогоплательщик может представлять налоговую
отчетность в электронном виде, имея обычный компьютер и программу, которую он
сможет загрузить с сайта www.taxkz.kz.
Существующие
информационные системы, обобщающие и анализирующие информацию по отдельным
видам деятельности налогоплательщиков, позволят отслеживать за взаимосвязью
между экономическими процессами в стране, макроэкономическими факторами,
конъюктурой цен и их влиянием на налоги, что позволит усилить прогнозную
функцию налоговых поступлений, а также в оперативном режиме четко прослеживать
влияние налоговых норм на поведение налогоплательщиков, на их экономическое
состояние и поступление платежей от них. В этих условиях система налогового
администрирования и налоговых проверок станет гибкой.
Системы предназначены
как для налоговых инспекторов, так и для налогоплательщиков. В частности,
налоговым инспекторам системы дают возможность провести анализ данных налоговой
отчетности, осуществлять контроль и учет сроков уплаты налогов и других обязательных
платежей в бюджет, сроков сдачи налоговой отчетности и постепенно перейти на
дистанционное общение с налогоплательщиками. Налогоплательщикам -заполнить и
отправить налоговые отчетности в электронном виде через систему гарантированной
доставки сообщений с использованием некоторых инструментов арифметических и
логических подсказок, формировать налоговую отчетность из нескольких рабочих
мест при заполнении объемных ФНО, просмотреть состояние своих лицевых счетов не
выходя из своих офисов. Налогоплательщикам, не имеющим компьютерную технику,
предусмотрена возможность формирования и передачи налоговой отчетности в
электронном виде непосредственно из налоговых комитетов с помощью выделенных
для этой цели компьютеров.
Цель информационных
технологий налогового администрирования заключается в следующем:
-
обеспечение
реализации основных стратегических задач по налоговому администрированию на
базе информационных технологий;
-
создание
оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей
налоговых органов на основе внедрения информационных технологий.
Для реализации чего
наиболее важными предстоящими задачами являются:
-
развитие дистанционных форм взаимодействия налоговых органов с
налогоплательщиками и предоставление информационного сервиса для
налогоплательщиков;
-
совершенствование методов управления и контроля за осуществлением
функциональных процедур налогового администрирования на базе информационных
технологий;
-
регистрация налогоплательщиков при взаимодействии с другими органами
(Министерство юстиции РК, Агентство РК по статистике и т.д.);
-
автоматизация контроля за возмещением налога на добавленную стоимость;
-
учет доходов, физических лиц, облагаемых у источника выплаты в
Республике Казахстан;
-
контроль за правильностью исчисления сумм налогов, путем обмена
информацией с государственными органами (ведомствами) об объектах
налогообложения, регистрации или перерегистрации прав на объекты
налогообложения.
-
выявление фиктивных счетов – фактур.
-
определение налогоплательщиков, потерявших связь с налоговым органами;
-
развитие методов электронной обработки и анализа форм налоговой
отчетности для повышения качества налогового администрирования;
-
совершенствование способов гарантированной доставки и целостности электронных
сообщений. Обеспечение защиты и безопасности сведений о налогоплательщиках и
объектах налогообложения. Поддержка коммуникационной системы налоговых органов.
Модернизация и развитие компьютерного и коммуникационного парка налоговой
системы;
-
развитие системы мультимедийной связи для обслуживания
налогоплательщиков с помощью телефонной сети и т.д.
Эффект
реформирования рабочих процессов налогового администрирования и
организационно-технологических процедур автоматизации определяется следующими
показателями:
-
минимизация
соотношения операционных затрат к налоговым поступлениям;
-
снижение
задолженности по налогам и сборам от общей суммы налоговых поступлений;
-
повышение
качества услуг для налогоплательщиков.
Во
исполнение Указа президента Республики Казахстан "О государственной
программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры
Республики Казахстан" от 16.03.2001 г. № 573 Правительством Республики
Казахстан был разработан План мероприятий по реализации Государственной программы
формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики
Казахстан на 2001-2003 годы.
В
рамках данного Указа и в целях реализации Кодекса Республики Казахстан "О
налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12.06.2001 г. № 209-II (Налоговый кодекс)
были определены основные направления развития информационных технологий
налоговой службы, среди которых самыми приоритетными являются информационные
системы ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, ЭКНА, ИНИС, РНиОН.
Данные
системы предназначены как для налоговых инспекторов, так и для
налогоплательщиков. Так, в частности, налоговым инспекторам системы дают
возможность проводить анализ данных налоговой отчетности, осуществлять контроль
и учет сроков уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, сроков
сдачи налоговой отчетности и постепенно перейти на дистанционное общение с
налогоплательщиками. Налогоплательщикам – заполнять и отправлять формы
налоговой отчетности в электронном виде через систему гарантированной доставки
сообщений с использованием некоторых инструментов арифметических и логических
подсказок. Системы предусматривают ввод данных налоговой отчетности ручным
способом при представлении налогоплательщиками налоговой отчетности в налоговые
органы на бумажных носителях.
Так
как подобных программ нет ни в Казахстане, ни в СНГ, этим разработкам было
решено дать название "пилотные" для возможности их дальнейшей
доработки и модернизации. Все системы являются централизованными и
многоуровневыми.
ИНИС – это ведомственная
налоговая система, предназначенная для регистрации налогоплательщиков и ведения
их лицевых счетов. Она позволяет автоматически разносить на лицевые счета
сведения из всех форм налоговой отчетности ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, из реестра
налогоплательщиков и объектов налогообложения, из системы ЭКНА, обязательных
пенсионных взносов, автоматизировано формировать уведомления, инкассовые
распоряжения на принудительное взыскание задолженности. С помощью ИНИС выдаются
патенты и свидетельства, ведется учет налогоплательщиков на предмет участия во
внешнеэкономической деятельности.
ИС
НДС –
система предназначена для проведения автоматизированной встречной проверки
сделок между налогоплательщиками по электронным реестрам счетов-фактур для
выявления субъектов, выписывающих фиктивные счета-фактуры.
ИСИД – система учета
получателей доходов у источника выплаты.
ЭФНО – система
формирования электронных форм налоговой отчетности. Клиентские приложения
вышеназванных систем представляют собой программное обеспечение для
формирования и передачи налоговой отчетности в электронном виде, которое
устанавливается на рабочих местах налогоплательщика после общей регистрации
плательщика, сдающего отчетность в электронном виде, и выполняет следующие
функции:
-
подготовку
форм налоговой отчетности;
-
форматно-логический
контроль вводимой информации;
-
печать
заполненных форм налоговой отчетности;
-
сохранение
передачу, получение подтверждения о приеме форм налоговой отчетности.
Передача
электронной формы отчетности на центральный сервер осуществляется через СГДС:
-
непосредственно
с рабочего места налогоплательщика (через Интернет);
-
через
НК, в котором налогоплательщик состоит на учете.
РНиОН
–
система предназначена для создания государственного реестра налогоплательщиков
и объектов налогообложения. Целью внедрения данной системы является построение
достоверной и актуальной информации о налогоплательщиках и их объектах
налогообложения.
ЭКНА
–
электронный контроль налогового аудита. Система ЭКНА предназначена для контроля
территориальных НК в части проведения налоговых проверок. Система
предусматривает создание базы данных на уровне районных и областных НК и
позволяет производить подобный анализ по проведенным налоговым проверкам по
всем показателям (количество и виды налоговых проверок, соблюдение сроков проведения
проверок, доначисленные и уменьшенные суммы налогов, сборов и платежей и
штрафных санкций, результаты рассмотрения ходатайств налогоплательщиков
органами налоговой службы, судами и др. показатели).
По состоянию на 1 января
2004 все основные модули систем налогового администрирования внедрены и
запущены в эксплуатацию во всех территориальных налоговых органах и постепенно
становятся обязательным и необходимым инструментом при исполнении функций
налогового администрирования.
Главным приоритетом
информационных технологий налогового администрирования является оперативное и
качественное предоставление информационных и сервисных услуг, с исключением
потерь времени и снижения производительности из-за сбоев и простоев системы.
Таким образом, налоговое
законодательство Казахстана ориентировано на снижение налогового бремени,
гармонизацию взаимоотношений между государством и налогоплательщиками,
стимулирование деловой активности в приоритетных секторах экономики и, как
следствие, диверсификации отраслей экономики и повышения инновационной
активности.
Заключение
Совершенствование
налоговой системы Республики Казахстан обеспечивает повышение регулирующей и
контролирующей роли государства в укреплении его экономической безопасности.
Государство, проводя налоговую политику, действует в двух направлениях: собирая
налоги и осуществляя расходы – перераспределяя полученные средства в
соответствии со стратегией развития страны. Для нормального функционирования
этой схемы недостаточно только контроля за сбором налогов. Необходима строгая
подотчетность, прозрачность и эффективность системы доходов. Лишь гармоничное
сочетание этих систем позволяет считать государство и институты
государственного управления достойными доверия своего народа.
Подводя итоги
деятельности органов налоговой службы со дня ее образования, следует отметить,
что весь процесс реформирования налоговой политики нашего государства был
направлен на постоянное совершенствование налогового законодательства,
гармонизации взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.
Все это в полной мере
заложено в Налоговом кодексе Республики Казахстан, в котором сохранена
преемственность предшествующего, но в тоже время данный документ является более
всеобъемлющим и системным, где полностью регламентированы взаимоотношения между
бюджетом и налогоплательщиками.
Налоговый комитет
Министерства финансов Республики Казахстан обозначил приоритеты, которые верно
определяют основные направления реформирования системы налогообложения,
стимулирующей развитие экономического базиса и обеспечивающей оптимальный
уровень поступлений в бюджет. Все это необходимо для решения главной задачи
общества – обеспечения роста экономического (в том числе налогового) потенциала
и богатства общества.
И наша главная роль
состоит в реализации данных направлений и, в конечном счете, в обеспечении
поступлений в доходную часть бюджета, от которых в значительной мере зависит
социально-экономическое положений страны. Также, в целях дальнейшего
совершенствования налогового законодательства в 2204 году предполагается
выполнение следующих задач:
-
совершенствование
вычетов по фиксированным активам хозяйствующих субъектов: амортизационных
отчислений и расходов на ремонт в целях стимулирования роста инвестиций в
основные средства, их воспроизводства и обновления;
-
совершенствование
налогообложения оборотов переработчиков сельскохозяйственного сырья,
закупаемого у физических лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную
стоимость;
- улучшение налогового
администрирования и трансфертного ценообразования недропользователей, и
разработку комплекса мер по их совершенствованию. При этом особое внимание в
рамках приоритетов Стратегии индустриально-инновационного развития должно быть
уделено выработке конкретных предложений для направления инвестиций от предприятий-недропользователей
в обрабатывающую промышленность;
- дальнейшее развитие и применение
информационных технологий (в качестве основы налогового администрирования будут
применяться новые методы дистанционного и информационного сервиса для
налогоплательщиков);
- обеспечение своевременности возврата сумм НДС по оборотам,
облагаемым по нулевой ставке. Территориальным органам Министерства финансов
необходимо обеспечить тесное взаимодействие с правоохранительными органами по
вопросу законности возврата из бюджета сумм НДС по оборотам, облагаемым по
нулевой ставке;
- повышение налоговой
культуры путем разъяснения положений и норм налогового законодательства, в том
числе через прессу.
Список использованных источников
1. Указ Президента РК, имеющий силу Закона "О налогах и
других обязательных платежах в бюджет от 12.06.2001 г.
2. Указ Президента РК, имеющий силу Закона "О налогах и
других обязательных платежах в бюджет от 24.04.1995 г.
3. Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу
Казахстана. "Казахстан-2030". Процветание, безопасность и улучшение
благосостояния всех казахстанцев". Алматы, 1997. – 104 с.
4. Назарбаев Н. А. Основные направления внутренней и внешней
политики на 2004 г.: Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская
правда. – 2003. – 5 апреля – 1-2 с.
5. Инструкция № 43 "Об административных положениях по
налогам и другим обязательным платежам в бюджет" от 29 декабря 1995 г.
6. Алипов А. Механизмы функционирования налоговой системы в
Республике Казахстан: Сб. науч. трудов. – М.; 1999. – 37 с.
7. Аттапханов К. А. Фискальная система Казахстана: роль и
вопросы совершенствования. – Алматы: Гылым, 1999. – 100 с.
8. Баймуратов У. Национальная экономическая система. –
Алматы: Гылым, 2000. – 536 с.
9. Деловая неделя. – 2003. – 24 января. – 3 с.
10. Иванов В. М. Проблемы налогообложения и устойчивое
развитие экономики: пути решения и механизмы // Автореф. дисс… канд. эконом.
наук. – Алматы: 1999 – 20 с.
11. Ильясов К. К. и др. Налоги и налогообложения – Алматы:
РИК, 1995. – 151 с.
12. Инвестиционные возможности Казахстана. – Алматы:
Коминвест, 1997. – 23 с.
13. Кажыкен М. Теория устойчивости социально-экономической системы.
– Алматы; 2000. – 205 с.
14. Казахстан: 1991-2002 гг.: Информ.-аналит. сб. – Алматы:
Интеллсервис, 2002. – 574 с.
15. Казахстан. 2002 г.: Статист. сб. – Алматы: Интеллсервис, 2002.
– 553 с.
16. Какимжанов З. Х. Реформирование налоговых и таможенных систем
Республики Казахстан // Современные проблемы развития экономики Казахстана: Сб.
статей – Алматы, 2001. – 273 с.
17. Кусаинов К. Повысить эффективность налогового контроля //
Казахстанская правда, 2002. – 6 марта, 5 с.
18. Курс экономики: Учебник / Под. ред. Б. А. Райзберга. –
М.: Инфра-М, 2000. – 716 с.
19. Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. –
М.: Финстатинформ, 1997. – 638 с.
20. Лесбеков Г. Анализ особенностей функционирования основных
налогов в Республике Казахстан // Вест. КазГУ. Сер. эконом. – 2000. – № 6. –
73-83 с.
21. Любимов Л. Л. Введение в экономическую теорию. В 2-х кн.
Книга 2. – М.: Вита, 1999. – 368 с.
22. Мельников В. Д., Ильясов К. К. Финансы: Учебник. –
Алматы, 2001. – 512 с.
23. Налоги и налогообложение: Учебник пособ. / Под ред.
Русаковой Г. И. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 495 с.
24. Нусупова А. Основные направления в реформировании
налоговой системы Республики Казахстан и их влияние на развитие экономики //
Экон. и стат. – 2000. – № 1. – 13-17 с.
25. Официальная газета. – 2002 г. – № 39, 5 с.
26. Оспанов М. Т. Наиболее слабым звеном в нашей налоговой
системе остается налоговое администрирование. // Деловой мир. – 1999. – № 3. –
6 с.
27. Оспанов М. Т. Проблемы совершенствования системы управления
налогами в Республике Казахстан. – Алматы: Познание, 1996. – 220 с.
28. Омарова Ш. А. Совершенствование налоговой системы Республики
Казахстан // Научн. труды Академии финансовой полиции. Вып. 2. – Алматы: Жетi жаргы, 2001. – 253-258 с.
29. Парамонов В. В. Экономика Казахстана (1990-1998). –
Алматы: РИК, 1999. – 213 с.
30. Порохов Е. Финансово-правовое понятие налога // Вестн.
Мин-ва юстиции. – 1996. – № 11. – 36-43 с.
31. Планово-финансовые механизмы государственного
регулирования экономики (Ихданов Ш. О. и др. – Алматы: Экономика, 1998. – 87 с.
32. Райханова К. Разъяснение основных положений Налогового Кодекса
Республики Казахстан // Финансы Каз. – 2002. – № 2. – 33-54 с.
33. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория:
Учебник. – М.: Норма-М, 1998. – 456 с.
34. Сандрачук М. В. Налоговые системы как фактор
экономической безопасности государства // Науч. труды Академии финансовой
полиции. Вып. 2 – Алматы: Жетi
жаргы, 2001. – 67-81 с.
35. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан: Статистические
сборники. – Алматы: Интеллсервис, 1999, 2000, 2001, 2002.
36. Статистический бюллетень. – 2002, – № 1, № 2, № 3. –
Алматы, Интеллсервис, 2002.
37. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. – М.:
МГУ, 1997. – 573 с.
38. Тусупжанов С. Б. Проблемы налогообложения юридических
лиц. // Науч. труды Академии налоговой полиции. Вып. 1. – Алматы: Жетi жаргы, 2000. – 43-49 с.
39. Ундубаев Б. Продлены сроки уплаты налогов и штрафных санкций
сельским хозяйственным производителям на пять лет. // Целина. – 2003. – № 10. –
19 с.
40. Финансы Республики Казахстан: Статист. сб.: 1995-1998. –
Алматы, 2000. – 94 с.
41. Фоменко Ю. Бюджет социального доверия. // Казахстанская
правда. – 2002. – 28 ноября. – 1-2 с.
42. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан. –
Алматы: Жетi жаргы, 1998. – 304 с.
43. Шокабаев Т. Микроэкономика промышленности. – Алматы: РИК,
1999. – 368 с.
44. Юткина Т. О. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.:
Инфра-М, 2000. – 429 с.
Страницы: 1, 2, 3
|