бесплатные рефераты

Особенности налогообложения страховых организаций

Особенности налогообложения страховых организаций












Курсовая работа

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»

на тему: «Особенности налогообложения страховых организаций»
















2008 г.

Содержание


Введение

Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1Система налогообложения РФ

1.2 Субъекты налоговых правоотношений

1.3 Налогообложение страховых организаций

Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций

2.1. Понятие страховых организаций

2.2 Особенности налогообложения страховых организаций

2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций

Заключение

Список использованных источников

Введение


Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1 Система налогообложения РФ


Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

Вторая задача связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности. Это достигается путем научно обоснованного определения объекта налогообложения, применения соответствующей системы налоговых ставок, а также за счет сокращения налоговых льгот.

Для повышения действенности налоговой системы в современных условиях необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, к порядку уплаты налогов и отношениям между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками этих отношений, ужесточить контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

В целом фундаментальная задача, которую необходимо решить в возможно короткие сроки, сводится к формированию новой отрасли права - налогового права, с глубокой и тщательной проработкой всех ее элементов, с учетом мирового опыта и национальной специфики.

Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Функция налогов - проявление сущности его действия, способ выражения свойств. Основной выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - мобилизация финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды.

Вместе с тем налоги могут выполнять и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников страховых отношений, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование и особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость.

Степень реализации названных функций зависит от видов налогов, методики расчета и источников их уплаты.

Впервые принципы действия налоговой системы описал А. Смит, выдвинув четыре правила налогообложения:

• подданные государства должны давать на содержание правительства каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. сообразно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства. Это правило можно сформулировать как принцип справедливости - равенство и всеобщность;

• налог должен быть определенным, а не произвольным. Срок платежа, способ и размер его - все должно быть точным и ясным, т.е. определенность налогов;

• налог следует взимать в сроки и способами, наиболее удобными для плательщика;

• налог необходимо брать с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну. Этот принцип можно назвать как дешевизна налоговой службы. Расходы по содержанию налоговых органов, естественно, в казну не поступают, а точнее - уменьшают доходную часть бюджета.

Классик рыночной экономики Д. Рикардо также исследовал вопросы сущности, роль, функции и классификации налогов. Он отмечает, что если потребление правительства возрастает вследствие взимания добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги ложатся на доходы, и начисленный капитал остается нетронутым, но если производство не увеличивается, то налоги придется уплачивать из капитала (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для производственного потребления). Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрить стремление к накоплению.

Функция налога - проявление его сущности, действия, способ выражения его свойств.

Основной функцией выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - основа финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Налоги по своей природе - фискальные, однако налоговые льготы вводятся в соответствии с принятой социально-экономической и протекционистской политикой государства.

Фискальной политикой называют область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Такое взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Фискальная политика рассматривается западными экономистами как созидательный инструмент обеспечения полной занятости, ценовой стабильности и экономического роста. Поэтому фискальную политику нельзя трактовать только в узком смысле как изымающую. Это и политика стабилизации экономического роста, так как инструментом ее воздействия является манипулирование государственными налогами и заказами таким образом, чтобы увеличивать или уменьшать либо спрос на товары и ресурсы, либо их предложение и в этих случаях воздействовать на спад, стабилизацию или излишний рост производства, занятости и цены.

Если рассматривать содержание налогов по функциям и соответственно эти налоги перегруппировать, то окажется, что основной их массив связан с фискальной функцией и лишь некоторые - со сдерживающей, стимулирующей. В российском законодательстве отсутствует пока дифференциация налогов по видам собственности, т.е. государственные некоммерческие (не бюджетные) предприятия и частные коммерческие предприятия формируют государственные доходы в одном режиме, что может вызвать возражение.

По фискальным признакам налоги подразделяются на:

• налоги на доходы (прибыль);

• налоги на ресурсы;

• налоги на имущество;

• налоги на действия (акты, обороты).

Отсюда можно подразделить налоги по характеру действия на прямые (т.е. на доходы, ресурсы, имущество, владение, которые по закону облагаются налогом) и косвенные (прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины).

Налоги различаются по сферам хозяйственной деятельности: определены налоги на деятельность, а также связанные с экспортно-импортными мероприятиями. Следовательно, каждый из налогов, действующих на территории Российской Федерации, может быть классифицирован по основаниям субъектов власти (бюджетными звеньями), по функциям, сферам хозяйственной деятельности, источнику, по объектам и характеру действия. Принципиальная сторона налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что реализация стимулирующей функции осуществляется за счет льгот, исключений, конфискационных поставок (штрафов), увязываемых с теми признаками объекта, которыми определяются размеры налога.

Тесно связана с фискальной контрольная функция налоговой системы, призванная обеспечить возможность количественного отражения налоговых поступлений и их соотнесение с потребителями государства.

Контрольная функция позволяет отслеживать роль и количественное выражение налоговых сборов по каждому из видов налогов (в зависимости от количественных изменений по поступлению налогов могут вноситься изменения в трактовку налога, его ставку и соответственно в бюджетную систему) и добиться неукоснительного выполнения налогоплательщиком его обязательств посредством созданных организационных структур.

Фискальная и контрольная функции обеспечивают существование распределительной функции налогов. При этом сама распределительная функция распадается на составляющие подфункции - стимулирующие и сдерживающие.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений. Она проявляется в изменении объема обложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки. Льготы могут предоставляться в следующем виде: установление необлагаемым минимумом объекта, изменение обложения определенных его элементов, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты, вычеты из налогового платежа суммы за расчетный период и т.п.

Имеется также подфункция воспроизводственного назначения. В данном случае речь идет о применении обязательных платежей за воду, электроэнергию и газ, потребляемых производственными предприятиями, за использование природных ресурсов, а также об отчислениях в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в лесное хозяйство. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Классификация налогов по источнику обложения:

• издержки производства (себестоимость);

• прибыль;

• добавленная стоимость, стоимость работ и услуги (например, для рекламы) и др.

Особое внимание привлекает перечень и содержание налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), к которым относятся налоги, идущие на формирование внебюджетных фондов, платежи за пользование природными ресурсами и до 1996 г. относился транспортный налог.

Классификация налогов по объектам налогообложения насчитывает пять групп:

• налог на имущество;

• ресурсные налоги (включая земельные);

• налоги на доходы или прибыль;

• налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты);

• прочие, в том числе на местном уровне (курортный сбор и др.).

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся: налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, налог на доходы с физических лиц.

К косвенным - налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налоги на операции с ценными бумагами и начисления, которые связаны с хозяйственными актами, оборотами и финансовыми операциями.

Налоги по принципу построения налоговой ставки можно классифицировать как пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Эти определения исходят из соотношения между ставкой налога и доходом. Независимо от того, что составляет налоговую базу, т.е. взимаются ли налоги с дохода или с продукции. здания, участка земли, в конечном счете, все налоги выплачиваются из дохода.

Пропорциональными называются такие налоги, средняя ставка которых остается неизменной независимо от размера дохода.

Налог прогрессивный, если его ставка повышается по мере возрастания дохода. Такой налог предлагает не только большую абсолютную сумму удержаний, но также более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста.

Регрессивный налог - такой налог, при котором средняя ставка понижается по мере роста дохода. Данные налоги требуют все меньшей и меньшей части дохода при его увеличении. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и приводить к росту абсолютной величины налога при повышении дохода. При этом налог составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого.

Одни и те же виды налоговых платежей могут быть прогрессивными или регрессивными на разных уровнях: федеральном, региональном, местном для страховых организаций. Поскольку у страховых организаций имеется особенность деятельности, то имеется ряд особенностей налогообложения. В целом систему налогов, уплачиваемых страховыми организациями, можно разделить на три группы: налоги (сборы, взносы), относимые на себестоимость страховых услуг; налоги, относимые на финансовый результат; налоги, уплачиваемые за счет прибыли.

1.2 Субъекты налоговых правоотношений


Рассмотрение вопросов о правовом положении страховых организаций при осуществлении финансовой деятельности Российским государством, и в частности, в области налогообложения, требует определения роли данных организаций в социально-экономической системе общества. Для этого необходимо выявить экономическую и финансовую сущность страховых организаций, социально-экономические функции и цели страховой защиты, которую они осуществляют.

Страховые организации являются структурным элементом страхового рынка. Вместе с тем, функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья. Первичное звено страхового рынка - страховая организация (страховое общество или страховая компания). Именно в данной организации осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.

С точки зрения финансового права страховая организация представляет собой хозяйствующий субъект, созданный для осуществления страховой деятельности, проводящий страхование и ведающий созданием и расходованием страхового фонда. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании проявляется в полной независимости ее ресурсов, их полном самостоятельном обороте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и "встроена" в определенную систему производственных отношений. Страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке1. Законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории РФ. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Юридические лица, не отвечающие указанным требованиям, не вправе заниматься страховой деятельностью. В п.п. 3 и 4 ст.6 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлены ограничения при осуществлении отдельных видов страховой деятельности в отношении дочерних обществ иностранных организаций.

В соответствии с недавними изменениями в страховом законодательстве впервые проведена четкая грань между определениями «страхование» и «страховая деятельность». Несмотря на название закона - "Об организации страхового дела в РФ" - ранее действовавшая редакция не давала определения страхового дела или страховой деятельности, хотя последнее понятие активно использовалось в его тексте.

В связи с этим, обоснованным представляется подход законодателя, который в новой редакции данного закона определяет и использует, наряду с понятием страхования, понятие страховой деятельности (страхового дела). Под таковой понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием (п. 2 ст. 2 Закона). Таким образом, в законе реализовано представление о страховом деле (страховой деятельности) как деятельности профессиональных участников страхового рынка.

Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» под страхованием следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути. Реальна для всего общества, а для каждого индивида вероятностна . Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране.

Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

Место страховых организаций в структуре страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.

Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей

Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страховой деятельности с финансами предприятий, денежными средствами населения, бюджетной и банковской системами и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования.

Страховые организации имеют устойчивые финансовые отношения с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где данные организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.

Вместе с тем широкий круг отношений связан с участием страховых организаций в налогообложении. До недавнего времени существовали различные взгляды на систему классификации страхования. Одним из достоинств новой редакции Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" можно признать классификацию видов страхования (ст. 32.9 Закона), в рамках которой снимается несоответствие понятий "вид страхования" и "вид страховой деятельности", которое ранее порождало существенные проблемы2. Теперь Закон устанавливает закрытый перечень видов страхования, на осуществление которых страховщик в установленном порядке должен получить лицензию. В лицензии страховщика указываются виды страхования исключительно из этого перечня, что позволит его контрагенту точно определить пределы правоспособности страховщика.

Страховые организации как раз и подразделяются по характеру выполняемых страховых операций, а также по зоне обслуживания и принадлежности. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, публично-правовые и общества взаимного страхования.

Из п. 3 ст. 1 данного закона следует, что действие вышеупомянутого нормативного акта не распространяется на государственное социальное страхование, следовательно, помимо страхования в собственном смысле слова, существует государственное социальное страхование; а также, что страхование осуществляют государственные и негосударственные организации.

При осуществлении негосударственного (акционерного и взаимного страхования) - страховщиками могут выступать негосударственные юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством России. Именно данные организации и являются основными налогоплательщиками.

1.3 Налогообложение страховых организаций


Налоговые поступления от страховых организаций ежегодно возрастают. Наибольшие налоговые поступления по субъектам Российской Федерации приходятся на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Они имеют постоянное лидерство по сборам налогов от страховых организаций. Фактические налоговые поступления увеличились и в других регионах.

Отличие налогов, относимых на себестоимость страховых услуг и на финансовый результат; не только в источнике уплаты, в механизме отражения в бухгалтерском учете, но также и в экономической сущности. Налоги, относимые на себестоимость страховых услуг, влияют на величину расходов на ведение дела, и, в конечном счете, в большей мере сказываются на величине страхового тарифа, взимаемого со страхователей, чем налоги, относимые на финансовый результат и уплачиваемые за счет прибыли.

Налоги (сборы, взносы), относимые на себестоимость страховых услуг.

Под себестоимостью страховых услуг понимается совокупность следующих расходов:

• отчисления в страховые резервы;

• расходы на ведение дела;

• отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию;

• возмещение доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;

• комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования.

Налоги, относимые на себестоимость страховых услуг, включают следующие отчисления.

• Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Расчеты страховых организаций с Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, Фондом занятости осуществляются как с предприятиями других отраслей. Размеры взносов также единые. Суммы платежей включаются в затраты страховой организации и составляют порядка 20% всех налоговых платежей страховых организаций. Наибольшие отчисления производились в Пенсионный фонд. В 2001 г. введен единый социальный налог (взнос), объединяющий все фонды, кроме фонда занятости.

• Платежи в целевые бюджетные фонды. Страховые организации являются плательщиками в дорожные фонды (Федеральный и территориальный). Ставки налогов, кроме налога на пользователей автомобильных дорог, такие же, как для всех предприятий. Налог на пользователей автомобильных дорог страховые организации платят с объема продукции (услуг). Особенности определения объема продукции страховых услуг, а также методология уплаты данного налога рассматриваются в следующих параграфах. Поступления зачисляются в территориальный дорожный фонд, а в Москве и Санкт-Петербурге - в Федеральный дорожный фонд. Налог на приобретение автотранспортных средств является региональным налогом и уплачивается страховщиками в случае приобретения этих средств. Налог с владельцев транспортных средств страховые организации платят, если на балансе предприятия числятся автотранспортные средства. Этот налог зависит от марки машины, а также мощности мотора и является региональным налогом. Платежи в целевые бюджетные фонды увеличиваются с годами, но имеют несущественное значение -4% всех налоговых платежей страховых организаций.

• Транспортный налог. С 1 января 1994 г. по 15 ноября 1997 г. страховые организации, а также их филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, являлись плательщиками транспортного налога (как и другие предприятия). Он показал свою неэффективность. Но поскольку в одном из вариантов Налогового кодекса упоминался как перспективный, некоторые вопросы этого налога будут рассмотрены автором далее. Он занимал незначительное место в налоговых платежах страховщика и составлял не более 1% всех налоговых платежей страховых организаций.

• Налог на доходы физических лиц. У страховых организаций существует особенность уплаты данного налога, поскольку взимается он не только с фонда оплаты труда сотрудников, но также с фонда страховых выплат застрахованным за счет средств предприятий. Порядок налогообложения страховых выплат и перспективы дальнейшего развития изложены дальше. Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе страховщиков менялось из года в год в пределах от 9 до 30%.

• Земельный налог. Его платят страховщики, а также филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, получившие в свою собственность землю и зарегистрированные как владельцы земли в местных представительных органах власти. Это налог занимал незначительное место в налоговых платежах страховщика и не превышал 1% всех налоговых платежей страховщиков, в последнее время вырос до 9% всех налоговых платежей страховщиков.

• Налог на добавленную стоимость (НДС). Операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты этого налога. Однако с 1993 г. страховые организации по операциям нестраховой деятельности уплачивают НДС. К таким операциям относятся; доходы от консультационных услуг, сдачи основных средств в аренду. С1996 г. страховые организации уплачивают НДС с агентских услуг, оказываемых другим страховщикам. В зависимости от специализации страховщиков данный налог занимает второе место в налоговой системе страховых организаций в пределах от 2 до 30%.

• Платежи за загрязнение окружающей среды. Страховые организации платят в отличие от других предприятий только за превышающие предельно допустимые нормы выбросы газов автомобилями, находящимися на балансе страховщика. В связи с этим страховщикам необходимо иметь разрешение соответствующих организаций на эксплуатацию автомобилей с соответствующими выбросами. Если же такого разрешения нет, то относить платежи к затратам (независимо от размеров загрязнения) не разрешается, все они будут производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении страховщика после уплаты налогов и других платежей в бюджет. В настоящее время они занимают незначительное место (не более 1%) в налоговых платежах страховщиков.

С 1996 г. страховые организации должны по противопожарному страхованию перечислять в фонд пожарной безопасности 5% поступивших страховых взносов. Законодательно относить данные затраты на себестоимость страховых услуг страховщики смогли только с 1 января 1999 г. с внесением соответствующих изменений в Положение № 491 [22]. В настоящее время доля, приходящаяся на данные отчисления, составляет 4-8% всех налоговых платежей страховщика.

В одном из вариантов Налогового кодекса было заложено то, что отчисления страховщиками в фонд пожарной безопасности должны относиться на себестоимость страховых услуг без ограничений, Что негативно отразилось бы на налоговых поступлениях в бюджет, так как бюджетные средства отвлекались на внебюджетный фонд. В 2000 г. Высший арбитражный суд признал незаконным в обязательном порядке перечислять средства в фонд пожарной безопасности. Во введенной в действие части второй Налогового кодекса РФ для страховых организаций предусмотрены отчисления в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщика в страховых резервах), формируемые на основе законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Таким образом, отчисления, провозглашенные в Федеральном законе № 69-ФЗ, при вступлении в силу главы 25 Налогового кодекса РФ и производимые в добровольном виде, не должны уменьшать налог на прибыль страховщика.

Налоги, относимые на финансовый результат

Налоги, относимые на финансовый результат, не влияют на себестоимость страховых услуг, но сказываются на конечном финансовом результате страховщика, т.е. будет прибыль (убыток).

• Налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы с 1 января 2001 г. отменен; страховые организации платили его на общих основаниях от объема реализуемых страховых услуг. Этот местный налог был введен с 1 января 1993 г., а в Москве - с 1 апреля 1994 г. При этом расходы предприятий на содержание социально-культурных объектов (в пределах установленных нормативов) вычитались из суммы данного налога, как, например, у ОАО «Росгосстрах». Налог для страховых организаций составлял 1-5% всех налоговых платежей страховщиков.

• Сбор на нужды образовательных учреждений как местный налог был введен с 1 января 1993 г., а в Москве-с 1 апреля 1994г. Страховщики, а также филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом (например в Москве данный сбор действовал до 1999 г.), платят сбор, относя его на финансовый результат страховой деятельности. Ставки едины, как и для других предприятий. Размер этого сбора не превышает 1% всех налоговых платежей страховщиков.

• Налог на имущество предприятий. Страховые организации, а также филиалы (до 1 января 2000 г.), имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, являются плательщиками налога на имущество предприятий, как и все предприятия. Среди налогов, относимых на финансовый результат страховых организаций, данный налог дает от 1 до 10% всех налоговых платежей страховщиков,

С введением Налогового кодекса РФ первые два налога отменены.

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, не влияют на себестоимость страховых услуг, а влияют только на чистую прибыль, распределяемую между акционерами в виде дивидендов.

• Налог на прибыль (доход). В 1992-1993 гг. страховые организации платили налог на доходы. Комиссионные вознаграждения страховых агентов включались в себестоимость страховых услуг, т.е. исключались из налогообложения. А оплата труда штатных работников была предусмотрена из дохода, остающегося в распоряжении страховой организации после уплаты налогов. С 1994 г. Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» страховые организации переведены на уплату налога на прибыль. Налоговая база существенно уменьшилась. Одновременно были повышены ставки налога. Изменения порядка уплаты налога и сумм (увеличение или уменьшение) поступлений от такой трансформации налога будут рассматриваться в следующем параграфе.

Порядок налогообложения прибыли иностранных лиц на территории России изложен в Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». К доходам из источников в Российской Федерации, в частности, относятся следующие доходы: премии по прямому страхованию и сострахованию, премии по перестрахованию, а также проценты на депо премий, формируемых российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру. При этом доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются, исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25, а доходы от премий по перестрахованию - с применением коэффициента 0,125. Ставка налога равна 20%.

• Налог с превышения величины оплаты труда являлся составной частью налога на прибыль. Нормируемая величина расходов на оплату труда, начиная с 1994 г. по 1995 г., представляла собой необлагаемую величину расходов предприятий на оплату труда, равную шестикратному размеру установленной законодательством минимальной оплаты труда. Данный налог был существенным для страховщиков. Анализ данного налога необходим потому, что страховые организации стали его уплачивать при переходе с уплаты налога на доходы к налогу на прибыль, что в свою очередь сказалось на ужесточении налогового бремени для страховщиков. Но существует и другая причина для его рассмотрения: из-за чрезвычайно большой разницы в доходах различных слоев населения и необходимости обеспечения «социальных корзин», неоднократно поднимался вопрос о введении налога с превышения фонда заработной платы.

Налог с превышения нормативной величины оплаты труда распространялся на страховые организации с переходом на уплату налога на прибыль. Страховые организации, у которых фактические расходы на оплату труда работников в составе себестоимости страховых услуг превышали их нормируемую величину, уплачивали ежеквартально в бюджет налог с суммы этого превышения. Налог на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающих их нормируемую величину, уплачивали все плательщики независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли: в федеральный бюджет - 13% , а в бюджет субъектов Российской Федерации - по действующим ставкам налога на прибыль. Но были исключения, например, в Новосибирске налог на прибыль от страховой деятельности уплачивался по ставке 30% , а налог на превышение средней величины оплаты труда - по ставке 25%.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ