Перспективы и дальнейшее совершенствование налога на имущество
Целью
концепции реформирования имущественных налогов и перехода на налогообложение
недвижимости налогом на недвижимость являются:
снижение
налогового бремени на товаропроизводителей за счет переноса налога на пассивную
часть основных фондов (недвижимое имущество);
стимулирование
модернизации производственных мощностей, поскольку они выводятся из-под
налогообложения;
стимулирование
эффективного использования земли, зданий и постепенное увеличение интенсивности
использования или перераспределения недвижимости в пользу более эффективных
пользователей;
создание
стабильной базы доходов местного бюджета за счет стимулирования развития рынка
недвижимости;
укрепление
прав собственности и повышение деловой активности;
более
справедливое распределение налогового бремени, поскольку владельцы дорогих
объектов будут больше платить в бюджет;
установление
для организаций более рациональных налоговых льгот, имеющих стратегическое
значение для страны или носящих социальный характер;
установление
для граждан социальных и стандартных вычетов из налоговой базы по налогу (например,
в размере 50% от кадастровой стоимости объекта недвижимости; 50 кв. м. от жилой
недвижимости для инвалидов, героев России, пенсионеров, а также 20 кв. м. для
всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении).
упрощение
системы налогообложения;
создание
эффективной системы администрирования налога на недвижимость.
Ожидается,
что к недвижимому имуществу в целях налогообложения будут отнесены земельные
участки и связанные с землей объекты. Иными словами, объекты, перемещение
которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания,
сооружения, помещения и объекты строительства.
Однако в
переходный период до окончательного формирования банка данных об объектах
недвижимого имущества и их собственниках на территории России все-таки
сохранится взимание действующих имущественных налогов. Правительством
Российской Федерации предполагается, что завершение данного этапа и переход на
налогообложение налогом на недвижимость на всей территории России будет не
ранее 2012-15 года.
Налог на
недвижимость должен вводиться не на всей территории России одновременно, а
постепенно, по мере готовности региональных исполнительных органов власти,
органов местного самоуправления к введению налога на недвижимость на
соответствующих территориях. На первом этапе по переходу на налог на
недвижимость законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации должны будут принимать решение о том, какие имущественные налоги
будут взиматься на их на территориях - налог на имущество юридических лиц,
налог на имущество физических лиц, земельный налог или только один налог на
недвижимость.
Налогоплательщиками
налога на недвижимость в отношении находящихся в государственной или
муниципальной собственности объектов недвижимости (в том числе земельных
участков), признаваемых объектами налогообложения, должны будут являться:
организации,
владеющие этими объектами недвижимости на праве собственности, на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления;
землепользователи,
получившие земельные участки непосредственно от их собственника на праве
постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщиками
налога на недвижимость в отношении объектов недвижимости, находящихся в
собственности (частной, долевой, общей, совместной) иных лиц, должны будут
признаны собственники (юридические и физические лица) этих объектов
недвижимости (т.е. владеющие земельными участками и иными объектами недвижимого
имущества на праве собственности).
Объектом
налогообложения предполагается признавать расположенные на территории города
либо района земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями и
сооружениями (в том числе подземными), жилыми и нежилыми помещениями, а также
доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности.
Однако
остается неясным вопрос налогообложения объектов незавершенного строительства. Возможно,
они будут признаны объектами налогообложения налогом на недвижимость. В этом
случае порядок их налогообложения будет определяться органами законодательной
власти субъектов Российской Федерации совместно с администрациями,
ответственными за проведение политики в области строительства, архитектуры,
градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Налоговая
база в отношении каждого объекта налогообложения будет определяться исходя из
оценки рыночной стоимости этого объекта, рассчитанной методом массовой оценки,
с применением утвержденных показателей (параметров) по объекту недвижимости,
позволяющих установить его стоимость для целей налогообложения.
Конкретные
налоговые ставки (в пределах максимальной) по налогу на недвижимость будут
устанавливаться законодательными (представительными) органами власти субъекта
Российской Федерации.
Предусматривается
также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от
использования недвижимости, категории налогоплательщиков, местоположения
объектов недвижимости или иных обстоятельств, предусмотренных законом о налоге,
принимаемом законодательным (представительным) органом власти субъекта
Российской Федерации (органам местного самоуправления). Также им будет
предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по налогу на
недвижимость
В этой
связи отметим, что законопроект по налогу на недвижимость был подготовлен Министерством
финансов РФ еще в 2005 году и был представлен в Государственную Думу Российской
Федерации, где был принят в первом чтении. Дальнейшее его рассмотрение было
приостановлено. Это проект Федерального закона касался только жилой
недвижимости.
Последующее
рассмотрение и принятие данного законопроекта запланировано в 2010 году,
поскольку для его введения повсеместно на всей территории России необходима
реализация до 2012 года положений Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ
"О государственном кадастре объектов недвижимости" [8], введенного с
1 января 2008 года, а также принятие Федерального закона о государственной
кадастровой оценке объектов недвижимости.
Введенная
с 1 января 2005 года глава 31 "Земельный налог" части второй НК РФ
также является одной из предпосылок к введению на территории России налога на
недвижимость. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая
стоимость земельного участка. На всей территории России данный земельный налог
введен с 1 января 2006 года (в г. Москве и ряде муниципальных образований
отдельных регионов данный налог введен с 1 января 2005 года).
Сроки
введения налога на недвижимость полностью зависят от эффективности работы,
которая сейчас осуществляется территориальными органами Федерального агентства
кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
Однако
следует признать, что введение налога на недвижимость на территории России,
учитывая все вышеназванные факторы, влияющие на формирование налоговой базы,
может создать негативные последствия в социальной сфере, поскольку имеется
тенденция к росту затрат граждан на коммунальные услуги, затрат на содержание
жилого фонда, на уплату налогов (земельный налог, налог на имущество с жилого
фонда, транспортный налог, ставки по которым растут). Кроме того, необходимо
уплатить подоходный налог с заработной платы и иных полученных доходов.
Об этом
говорит и практика мирового налогообложения: имущественные налоги существуют
приблизительно в 130 странах мира, хотя значимость их различна. Так в Бельгии,
Норвегии и Португалии налоги на имущество составляют всего 1,5-2% от налоговых
доходов, тогда как в США и Великобритании свыше 11%.
Учитывая
все возрастающую роль государства в социальной сфере, нельзя не учитывать
зарубежный опыт налогообложения недвижимости, принадлежащей гражданам. Например,
в Швеции установлен максимальный процент изъятия налогов (включая налог на
недвижимость), учитываемый при расчете подоходного налога в зависимости от
годового дохода семьи в размере 5%, причем, в доход семьи включает также и
социальные пенсии.
Однако особенностью
имущественных налогов является также и то обстоятельство, что они действуют в
границах национальных государств с учетом особенностей исторического развития
этих государств. В регулировании этого вида налогообложения в гораздо меньшей
степени заметна тенденция к интернационализации, присущая другим налогам (например,
НДС). Это обстоятельство оказывает важнейшее влияние на состав и структуру
налогов на имущество, а также на механизм исчисления и порядок уплаты этих
налогов.
Также
можно отметить, что устойчивость налоговой системы во многом зависит не столько
от высоких ставок налогов, сколько от уровня доходов населения, от стабилизации
его имущественного положения. Поэтому при налогообложении населения высокие
ставки налогов, их многочисленность может отрицательно повлиять на уровень
сбережений и инвестиций, а, следовательно, отрицательно сказаться на
эффективности экономической системы в целом, так как сбережения и инвестиции - это
функции, прежде всего, более высоких по доходам групп населения.
На это
обратил внимание премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин: "Не
должны успокаивать и данные по росту налоговых поступлений. Нет ни одной
развитой страны, где бы казна на 85% пополнялась за счет налогов от предприятий
и только на 15% от физических лиц. Во всем мире происходит наоборот".
"Земельный
налог и налог на имущество в 2010 году могут быть заменены местным налогом на
недвижимость. В 2010 году будут созданы условия для введения местного налога на
недвижимость. Он должен заменить действующие сейчас земельный налог и налог на
имущество", - сообщил премьер-министр на заседании правительственной
комиссии по бюджетным проектировкам 28 апреля 2009 г.
Глава
кабинета министров заявил, что речь идет не о повышении налоговых ставок, а о
перераспределении налоговой нагрузки. По словам Путина, необходимо создать
условия для взимания более высоких, рыночно обоснованных налогов с тех, кто
является собственниками огромных квартир, дорогостоящих особняков и больших
участков земли. В то же время, подчеркнул премьер, необходимо создать защитные
механизмы и льготы для малообеспеченных людей, для собственников недорогого
имущества.
"Естественно,
в рамках такой новой системы доходы местных бюджетов увеличатся", - сказал
премьер. Путин заявил, что в рамках такой новой системы доходы местных бюджетов
тоже возрастут. Он убежден, что необходимо усилить и стимулирующую роль налогов.
Поэтому
следует ожидать, что существующий в других странах налог на недвижимость (с
различными названиями) в ближайшем будущем все-таки возникнет и в России.
Таким
образом, принимая во внимание все вышеназванные преимущества, можно говорить о
целесообразности постепенного перехода в будущем к единообразному налогообложению
недвижимого имущества и значительном фискальном и регулирующем потенциале
налога на недвижимость.
В
современном Гражданском кодексе РФ в ст.130 дано следующее определение
недвижимости: "К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся
земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно
связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба
их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и
сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной
регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические
объекты. Законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество".
Предприятие
в целом как имущественный комплекс также является недвижимостью (ст.132 ГК РФ).
Исходя из
этого, позиция авторов налоговой реформы состоит в том, что вместо отдельных
налогов на землю и строения нужно ввести единый налог на недвижимость. В
качестве обоснования единого налога делают ссылку на юридическую практику
западных стран, в которых налоги на строения и землю связаны между собой.
Однако
Россия имеет собственную специфику. Сегодня налог реально ниже рыночной
стоимости. Согласно определению, рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена,
за которую объект может быть продан на открытом рынке при соблюдении
определенных условий. Подразумевается, что есть некое множество сделок, по
которому вычисляют эту среднюю цену. Министерство финансов утверждает, что
оценку имущества станут производить не по рыночной стоимости и не по стоимости
БТИ, а по некоей массовой оценке, которая приближена к рыночной. После
корректировки стоимость объекта недвижимости будет примерно на 30% ниже
рыночной. И при расчетах рыночную оценку начнут просто умножать на коэффициент
0,7. Однако даже такая поправка не сделает налогообложение по рыночной
стоимости экономически эффективным и справедливым в глазах населения.
На
протяжении нескольких лет в Твери и Великом Новгороде проводили масштабный
эксперимент по налогообложению недвижимости. Анализ результатов выявил более
четкую зависимость качества жилья и стоимости квартир, рассчитанной по моделям
массовой оценки, по сравнению с расчетами на основе оценок БТИ. Но в рамках тех
массивов, которыми располагали эксперты, отклонения в оценке рыночной стоимости
жилой недвижимости в Новгороде составило 30%, а коммерческой недвижимости - до
100%.
Эксперты
признали, что итоги эксперимента в Новгороде и Твери показали: нет достаточных
условий для создания точной оценки недвижимости. Рынок недвижимости развивался
в условиях нестабильной правовой и налоговой среды, что противодействовало его
прозрачности. Операции с недвижимостью характеризовались наличием теневых,
незадекларированных денежных потоков. Бюджетные отношения не стабилизировались
в той степени, чтобы стало возможным эффективно использовать налог на
недвижимость как фискальный инструмент. Поэтому единовременная замена
действующих налогов новым налогом на недвижимость вероятнее всего повлечет за
собой резкие изменения налогового бремени граждан.
Анализ
эксперимента в Новгороде показал, что введение налога на недвижимость является
относительно приемлемым вариантом только для полных собственников жилья и
земли, прежде всего для людей состоятельных, готовых тратить большие средства
на благоустройство и ремонт. Относительно общих затрат на покупку и обстановку
нового жилья налог на недвижимость в размере 0,25-0,5% от покупной цены не
является непосильным бременем.
Владельцы
же приватизированного жилья - средне - и малообеспеченные граждане - в данной
ситуации оказываются в положении проигравших. В одночасье они, не понимая
причины происходящего, вдруг получат из налоговой инспекции извещение о
необходимости уплаты налога, в многократном размере превышающего прежние суммы.
Сложности
возникнут и у граждан, состоящих в дачных и земельных кооперативах. Кооператив
- юридическое лицо, и налог будут исчислять по ставке 2% от рыночной стоимости.
Это значит, что для всех членов кооператива налоги вырастут в 50 раз.
Очевидно,
что налоги на недвижимость окажутся чувствительными для малых предприятий. Уже
в 2005 году арендная плата для частных предпринимателей в Москве существенно
выросла, а с принятием налогового законодательства вырастет еще.
Закон
устанавливает вилку налогообложения от 0,1 до 1% стоимости недвижимости, а
окончательное решение о ставке налога остается за субъектами Федерации. Очевидно,
что любой муниципалитет будет заинтересован в максимальной ставке, поскольку
это позволит пополнить местный бюджет. Защитники идеи введения так называемой
вилки взимания налога от 0,1 до 2% считают свой подход обоснованным, поскольку
появится возможность учитывать различие жилищных условий граждан.
Таким
образом, исходя из сегодняшней ситуации, вводить единый налог пока что
нецелесообразно. Но если все-таки соглашаться на него, то необходимо делать
налог добровольным, то есть предоставить возможность налогоплательщикам самим
выбирать, по какой схеме платить - по старой или по новой.
Кроме
того, следует четко зафиксировать оспоримость налога. Принцип оспоримости - самый
фундаментальный при исчислении рыночной стоимости, которая является величиной
случайной, всегда сопряженной с ошибками (а они в отдельных случаях могут быть
очень большими).
Таким
образом, введение обязательного налога на недвижимость возможно только при
создании необходимых условий для его введения, к которым, в первую очередь,
относится разработка механизма рыночной оценки объектов недвижимости для целей
налогообложения.
В данной
работе были рассмотрены особенности налогообложения имущества организаций и
физических лиц в соответствии с нормами действующего законодательства.
Среди
основных налогов Российской Федерации налог на имущество занимает далеко не
последнее место, так как практически всем юридическим и физическим лицам
приходится иметь с ним дело.
Согласно
нормам законодательства, плательщиками налога на имущество являются
предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и
организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими
лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения
указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и
расчетный (текущий) счет.
Объект
имущественного налогообложения - основные средства, нематериальные активы,
запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по
остаточной стоимости.
Налогоплательщиками
налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники
имущества, признаваемого объектом налогообложения, т.е. собственники жилых
домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов
налогообложения).
Объектами
налогообложения выступает только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры,
дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Федеральным
законодательством предусматривается значительное количество льгот по налогу на
имущество. Необходимо также учитывать особенности законодательства субъектов
Российской Федерации, которые имеют право самостоятельно устанавливать льготы
по налогу на имущество физических и юридических лиц.
Нельзя не
отметить ряд существенных изменений в законодательстве об имущественном
налогообложении организаций, связанных со вступлением в законную силу с 1
января 2004 года главы 30 НК РФ. Так, значительно сокращен состав имущества,
подлежащего обложению налогом на имущество. Таким образом, в качестве объекта
налогообложения для российской организации законодатель определил только
имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в
соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Изменился
порядок расчета налоговой базы. Она определена как среднегодовая стоимость
имущества, признаваемого объектом налогообложения".
Следующее
новшество связано с увеличением предельного размера налоговой ставки. Как и
раньше, размер ставки фиксирован верхним пределом - теперь это 2,2%. Но теперь
субъекты Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые
ставки в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества,
признаваемого объектом налогообложения.
По
сравнению с действующим порядком верхний размер ставки налога увеличен на 0,2
пункта, то есть в абсолютном выражении ставка повышена в 1,1 раза (на 10%).
Уплата
налога на имущество физических лиц владельцами производится равными долями в
два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. А сроки уплаты налоговых
платежей и суммы налога на имущество организаций устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации. Регионы также самостоятельно определяют форму
отчетности по налогу.
Определенную
сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения
налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных
субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать
соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом
произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит
налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
А тот
факт, что число налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих
налоговое законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам
следует усилить и совершенствовать контроль за соблюдением законодательства, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в
бюджет.
Доля
налога на имущество в общей сумме поступивших налогов в консолидированный
бюджет РМЭ представляется весьма значительной - от 16,5 до 17,2%. При этом за
период 2007-09 гг. произошел значительный рост всей налогооблагаемой базы и,
соответственно, налоговых поступлений от налога на имущество организаций - на
44,1%. А налога на имущество физических лиц в 2009 году поступило на 149,0%
больше, чем за 2007 год.
При этом,
несмотря на то, что в Законе РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налогам
на имущество отведено значительное место, действующую систему этих налогов
нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.
В работе
также рассматривались перспективы развития налога на имущество. Концепция
имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению
недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей
и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с ГК РФ. Одним из этапов
перехода на налогообложение недвижимости является новый налог на имущество
организаций, предусмотренный главой 30 "Налог на имущество организаций"
НК РФ.
В
перспективе ожидается, что налог на имущество предприятий, а также вкупе с ним
налог на имущество физических лиц и налог на землю будут заменены единым
региональным налогом - налогом на недвижимость. Однако в настоящее время для
этого пока не созданы необходимые экономические и правовые условия.
Как
видится, введение такого налога приблизит налоговую систему РФ к более
качественному процессу налогообложения, в полной мере отвечающему потребностям
защиты и развития рыночной экономики и прав человека.
1. Конституция
Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская
газета - № 237. - 25.12.1993 г.
2. Налоговый кодекс
Российской Федерации. Часть
первая. Введен в действие с 1 января 1999 г. - Часть вторая. Введена в действие
5 августа 2000 г. // СПС Консультант-Плюс.
3. Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-Ф3. Часть
вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.
4. Федеральный
Закон РФ №205-ФЗ от 19.07.2009 "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС Консультант-Плюс.
5. Закон
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
от 22 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.
6. Федеральный
закон от 6.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" // СПС Гарант.
7. Федеральный
Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 22.12.1992 г. №4178-1
(с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.
8. Федеральный
закон от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре объектов
недвижимости" // СПС Гарант.
9. Закон
Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года №42-З "О бюджетных
правоотношениях в Республике Марий Эл", принятый (в ред. Законов
Республики Марий Эл от 26.12.2007 № 74-З, от 06.03.2008 № 2-З, от 21.10 2008 №
55-З, от 16.03.2009 № 2-З, от 14.07.2009 № 33-З) // СПС ГАРАНТ
10.
Закон Республики Марий Эл от 28.11.2003 г. № 38-З "О налоге на
имущество организаций на территории Республики Марий Эл" // СПС ГАРАНТ.
11.
Закон РМЭ от 14.07.2009 г. № 37-З "О внесении изменений в статью 5
Закона Республики Марий Эл "О налоге на имущество организаций на
территории Республики Марий Эл" // СПС ГАРАНТ.
12.
Приказ МНС РФ по налогам и сборам от 23 марта 2004 года № САЭ-3-21/224
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество
организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее
заполнению" // СПС "Консультант Плюс".
13.
Инструкция МНС РФ от 2 ноября 1999 г. №54 "По применению Закона
Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" // СПС
"Консультант Плюс".
14.
Приказ Минфина России от 30.03.2006 г. №26н "Об утверждении
положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"
// СПС "Консультант Плюс".
15.
Инструкция МНС РФ от 02.11 2006 г. №54 "По применению Закона
Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" // СПС
"Консультант Плюс".
16.
Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Уч. пос. /Под ред. Б.Х. Алиева. - М.:
Финансы и статистика, 2008. - 349 с.
17.
Аминев С.Х. Реформирование имущественного налогообложения продолжается…
// Налоговая политика и практика. - 2008. - №3. - С.13-15.
18.
Андриянов С.А. Налог на имущество: последний аккорд // Практическая
бухгалтерия. - №3. - 2005. - С.93-98.
19.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для
вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 816 с.
20.
Белов С. Налог на имущество. Передаточные схемы // Двойная запись. - 2005.
- № 11. - С.45-49.
21.
Бойко Л.П. Уценка основных средств как способ минимизации налога на имущество
// В курсе дела. - 2009. - №8. - С.31-33.
22.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы,
методы, рекомендации, арбитражная практика /Под ред. к. ю. н. А.В. Брызгалина.
- Екатеринбург: Издательство "Налоги и финансовое право", 2008. - 562
с.
23.
Верещагин С.А. Филиалы и налог на имущество // Российский налоговый
курьер. - 2008. - №5. - С.34-39.
24.
Гаврилова Н.А. Знакомьтесь: новый налог на имущество // Российский
налоговый курьер. - 2006. - №9. - С.31-38.
25.
Гаврилова Н.А. Налог на имущество: комментарии к изменениям и
дополнениям // Российский налоговый курьер. - 2008. - №2. - С.22-31.
26.
Грудицына Л.Ю. Налог на имущество физических лиц: Вопросы и ответы // Адвокат.
- 2009. - №11. - С.13-21.
27.
Гуреев В.И. Налоговое право. - М.: Дело, 2009. - 562 с.
28.
Данилин В.В. Оптимизация налога на имущество организаций через договоры
// Налоговый учет для бухгалтера. - 2008. - №4. - С.24-32.
29.
Дорофеев Б. Ю, Жернаков С. А, Серков Д.А. Налоговый кодекс РФ: ч.2, с
комментариями. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 736 с.
30.
Казмирчук Ю. О Налог на имущество структурных подразделений // Финансовая
газета. - № 41. - 2009.
31.
Ковтун Е. Минимизация налога на имущество // Директор-инфо. - 2007. - №36.
- С.17-19.
32.
Красноперова О. А Изменение срока уплаты налога и сбора // Гражданин и
право. - 2008. - №1. - С.23-26.
64.
Щекин Д.М. Налогообложение обособленных подразделений. Регистрация
организации по месту нахождению обособленного подразделения, недвижимого
имущества и транспортных средств // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2009.
- №2. - С.41-50.
65.
Юмаев М.М. Ресурсные и имущественные налоги, сборы и платежи: итоги и
перспективы // Налоговая
политика и практика. - 2008. - №2. - С.18‑24.
66.
Юричева Л.Н. Налоги на имущество физических лиц. - М.: Ось-89, 2009. - 132
с.
67.
Юшкина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник - М.: Инфра-М, 2007. - 429
с.
68.
Официальный сайт УФНС по Республике Марий Эл #"_Toc258601191">Приложения
Приложение 1
Схема
существующих видов налоговой оптимизации
Приложение 2
Разъяснения
Управления ФНС по Республике Марий Эл по поводу налога на имущество организаций
(региональный налог)
Глава 30
НК РФ "Налог на имущество организаций"
Элемент налога
Характеристика
Основание
Налогоплательщики
российские организации
иностранные организации,
осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие
в собственности недвижимое имущество на территории РФ
Ст.373 НК РФ
Объект налогообложения
движимое и недвижимое имущество,
учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
движимое и недвижимое имущество,
относящееся к объектам основных средств.
Ст.374 НК РФ
Не признаются объектами
налогообложения:
земельные участки и иные объекты
природопользования;
имущество, принадлежащее
федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно
предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, используемое для нужд
обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Налоговая база
Налоговая база определяется как
среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При
этом имущество учитывается по остаточной стоимости.
Налоговая база определяется
отдельно в отношении имущества,
подлежащего налогообложению по
местонахождению организации,
имущества каждого обособленного
подразделения организации,
каждого объекта недвижимого
имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного
подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
имущества, облагаемого по разным
налоговым ставкам.
Особенности определения налоговой
базы:
в рамках договора простого
товарищества (договора о совместной деятельности)
имущества, переданного в
доверительное управление
Ст.375, 376 НК РФ
Налоговый период
Налоговый период: календарный год.
Отчетные периоды: первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года.
Органы власти субъектов РФ при
установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Ст.379 НК РФ
Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются
законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий
налогоплательщиков и имущества.
Ст.380 НК РФ
Налоговые льготы
Ряд организаций освобождается от
налогообложения налогом на имущество.
Ст.381 НК РФ
Порядок исчисления налога
Сумма налога исчисляется по
итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы
за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет по итогам года, определяется как разница между исчисленной суммой
налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение
налогового периода.
Сумма налога исчисляется отдельно
в отношении имущества:
подлежащего налогообложению по
местонахождению организации,
каждого обособленного
подразделения организации,
каждого объекта недвижимого
имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного
подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа
исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения
налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный
период.
Орган власти субъекта РФ при
установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий
налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по
налогу.
Ст.382 НК РФ
Уплата налога и отчетность
Налог и авансовые платежи
подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В течение налогового периода
налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не
предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики
уплачивают сумму налога.
В отношении объектов недвижимого
имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения налог
перечисляется в бюджеты субъектов РФ пропорционально стоимости этого
имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта.
Иностранные организации в
отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые
платежи в бюджет по месту постановки на учет представительств.
В отношении имущества,
находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по
налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с
учетом особенностей.
Особенности исчисления и уплаты
налога
по местонахождению обособленных
подразделений организации
в отношении объектов недвижимого
имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного
подразделения
резидентами Особой экономической
зоны в Калининградской области
Налогоплательщики обязаны по
истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые
расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 дней с даты
окончания отчетного периода.
По окончании налогового периода
налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок
не позднее 30 марта следующего года.
Раздел обновлен: 07.02.2010
Приложение 3
Разъяснения
Управление ФНС по Республике Марий Эл по поводу налога на имущество физических
лиц
Нормативные документы
Закон Российской Федерации от 09.12.1991
№ 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Кто признается плательщиком
налога на имущество физических лиц?
Плательщиками налога на имущество
физических лиц признаются граждане, имеющие в собственности жилые дома,
квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Являются ли несовершеннолетние
дети налогоплательщиками налога на имущество физических лиц?
Да, являются. Плательщиками
налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники
имущества, признаваемого объектом налогообложения, в соответствии с Законом
Российской Федерации от 09.12.1991г. №2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц" (далее по тексту - Закон).
Налог на имущество за своего
несовершеннолетнего ребенка должны уплачивать его родители, усыновители или
опекуны, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса
Российской Федерации имущественную ответственность по сделкам малолетнего
несут его законные представители (согласно пункту 3 статьи 28 Гражданского
кодекса Российской Федерации - родители, усыновители или опекуны).
Что делать, если собственник
имущества не получает извещения и квитанции на уплату налога на имущество?
В таком случае налогоплательщику
необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства или по месту
нахождения имущества.
Какие категории граждан
освобождены от уплаты по налогу на имущество физических лиц?
От уплаты по налогу на имущество
физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Герои Советского Союза и Герои
Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
инвалиды I и II групп, инвалиды с
детства;
участники гражданской и Великой
Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа
военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях,
входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
лица вольнонаемного состава
Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и
государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях,
штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой
Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие
в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения
пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей
действующей армии;
лица, получающие льготы в
соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а
также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча;
военнослужащие, а также граждане,
уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на
военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
лица, принимавшие
непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях
ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на
средствах вооружения и военных объектах;
члены семей военнослужащих,
потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших
кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором
проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или
имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения,
выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если
указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на
основании справки о гибели военнослужащего.
Налог на имущество физических лиц
не уплачивается:
пенсионерами, получающими пенсии,
назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской
Федерации;
гражданами, уволенными с военной
службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный
долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота
предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки,
выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным
заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства
внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
родителями и супругами
военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных
обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели
военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими
государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при
исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том
случае, если они не вступили в повторный брак;
со специально оборудованных
сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям
культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых
исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с
жилой площади, используемой для организации открытых для посещения
негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, -
на период такого их использования;
с расположенных на участках в
садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения
жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений
общей площадью до 50 квадратных метров.
Лица, имеющие право на льготы,
самостоятельно представляют подтверждающие документы на льготу в налоговый
орган.
При возникновении права на льготу
в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в
котором возникло это право.
В случае несвоевременного
обращения за предоставлением льготы по уплате налога перерасчет суммы налога
производится не более чем за три года по письменному заявлению плательщика.
Каков порядок исчисления и уплаты
налога?
В соответствии с Законом налог на
имущество физических лиц исчисляется налоговым органом по месту нахождения
объектов налогообложения (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иного
строения, помещения и сооружения) на основании данных об инвентаризационной
стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года. Сведения об
инвентаризационной стоимости имущества в налоговый орган предоставляются
органами технической инвентаризации.
Налог исчисляется с суммарной
инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, расположенных в одном
муниципальном образовании.
На основании полученной
информации об инвентаризационной стоимости имущества и установленной ставки
налоговый орган ежегодно исчисляет налог на имущество и не позднее 1 августа
направляет налогоплательщикам налоговые уведомления и платежные извещения. Уплата
налога производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15
ноября.
Как исчисляется налог, если
недвижимость продана в течение календарного года?
Если строение, помещение или
сооружение было отчуждено в течение года собственником (по какому-либо
договору - купли-продажи, дарения, мены), налог на имущество исчисляется
новому собственнику, начиная с месяца, в котором у него возникло право
собственности. Однако платежные документы ему будут направлены в следующем
году после получения сведений об инвентаризационной стоимости из органов
технической инвентаризации (представляются один раз в год до 1 марта).
Соответственно и перерасчет
налога в сторону уменьшения по проданной собственности физическому лицу - продавцу
будет произведен в следующем календарном году.
Как исчисляется налог при
наследовании недвижимого имущества?
За строения, помещения и
сооружения, перешедшие по наследству, налог взимается с наследников с момента
открытия наследства, то есть с момента смерти наследодателя. Если
наследодателем налог уплачен не был, платеж предъявляется наследникам за весь
год.
Как исчисляется налог при покупке
имущества в рассрочку?
При покупке имущества в рассрочку
собственники являются плательщиками налога с момента оформления документов,
подтверждающих право собственности.
Как исчисляется налог со вновь
построенного строения?
За вновь возведенные строения,
помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их
возведением (сдачей в эксплуатацию).
Как исчисляется налог в случае
уничтожения, полного разрушения строения?
В случае уничтожения, полного
разрушения строения, помещения или сооружения взимание налога прекращается,
начиная с месяца, в котором они были уничтожены или разрушены на основании
документа, подтверждающего этот факт, выдаваемого коммунальными органами.
Ставки по налогу на имущество
физических лиц
Федеральным законом установлены
предельные величины ставок по налогу.
Действующие ставки по налогу на
имущество физических лиц устанавливаются нормативно-правовыми актами
представительных органов местного самоуправления.
Стоимость имущества, жилых
строений и помещений
Ставка налога (%)
До 300 тыс. рублей
0,1
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей
0,1 - 0,3
Свыше 500 тыс. рублей
0,3 - 2
В какой орган государственной
власти необходимо обратиться физическому лицу для предоставления льгот по
налогу на имущество физических лиц?
Для предоставления льготы по
налогу на имущество физических лиц необходимо обратиться в налоговый орган по
месту учета.
Приложение 4
Пример
контента на сайте УФНС по РМЭ
"УФНС
по Республике Марий Эл разъясняет получение льгот по налогу на имущество в
ответ на вопрос налогоплательщика"
23.10.2009
г.
Вопрос:
Подскажите
пожалуйста, освобожден ли пенсионер от уплаты налога на имущество, а именно в
его собственности имеется квартира и гараж?
Ответ:
От уплаты
по налогу на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Герои
Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные
орденом Славы трех степеней;
инвалиды
I и II групп, инвалиды с детства;
участники
гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР
из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях,
входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
лица
вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов
внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в
воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в
период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в
городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для
назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей
действующей армии;
лица,
имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году
на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 №45-ФЗ);
военнослужащие,
а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной
службы 20 лет и более;
лица,
принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в
испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок
на средствах вооружения и военных объектах;
члены
семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих,
потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в
котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина"
или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя
учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В
случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота
предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Налог на
имущество физических лиц не уплачивается:
пенсионерами,
получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным
законодательством Российской Федерации;
гражданами,
уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими
интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые
действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и
справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным
учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства
внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
родителями
и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении
служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели
военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими
государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при
исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае,
если они не вступили в повторный брак;
со
специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье),
принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве
собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских,
ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых
для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций
культуры, - на период такого их использования;
с
расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях
граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных
строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
Лица,
имеющие право на льготы, самостоятельно представляют подтверждающие документы
на льготу в налоговый орган.
При
возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога
производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае
несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налога
перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному
заявлению плательщика.