p> - при прекращение или приостановлении компанией деятельности в качестве лизингодателя;
- при нарушение или невыполнении компанией предписаний или распоряжений уполномоченных государственных органов, а также приостановлении ими деятельности компании;
- при ликвидации лизинговой компании в качестве юридического лица.
2.1 Организационно-правовые формы лизинговых компаний Лизинговые компании могут создаваться в виде различных организационно
правовых норм. Акционерное общество считается созданным как юридическое
лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными
законами порядке. Общество создается без ограничения срока если иное не
установлено его уставом. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в
его уставе и наименовании. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без
согласия других акционеров этого общества. Такое общество в праве проводить
открытую подписку на выпускаемые им акции, осуществлять их свободную
продажу с учетом требований Федерального закона и иных правовых актов РФ.
Открытое общество в праве проводить закрытую подписку на выпускаемые им
акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой
подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов РФ. Число акционеров открытого общества не ограничено. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или
иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом.
Такое общество не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им
акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному
кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50-ти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный
предел, в течении одного года оно должно преобразоваться в открытое. Если
число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество
подлежит ликвидации в судебном порядке. Акционерное закрытое общества имеют преимущественное право приобретения
акций, продаваемые другими акционерами этого общества, по цене предложения
другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное
право общества на приобретения акций продаваемых его акционерами, если
акционеры не использовали его преимущественное право приобретения акций. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций,
продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок
осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60
дней с момента предложения акций на продажу. Общество, учредителями которого выступают РФ, субъект РФ или
муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе
приватизации государственных муниципальных предприятий), могут быть только
открытыми. Преобразование и взаимодействии с юридическими лицами следует принять
ввиду, что коммерческие организации могут действовать в тех организационно-
правовых формах, которые предусмотрены Гражданским Кодексом. К полным товариществам, смешанным товариществам с ограниченной
ответственностью, акционерным обществам закрытого и открытого типа,
применяются нормы права о полном товариществе, товариществе на вере,
обществе с ограниченной ответственностью, акционерном обществе.
Учредительные документы полных и смешанных товариществ созданных до
введения в действия ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с новыми
положениями. Определительные документы товариществ с ограниченной ответственностью,
акционерных обществ и произведенных кооперативов подлежат приведению в
соответствие с нормами об обществах с ограниченной ответственностью,
акционерных обществах и о произведенных кооперативах. Министерством экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ в
декабре 1995 года разработан и утвержден примерный Типовой Устав
акционерной лизинговой компании.
2.2 Правовая и экономическая сущность договоров лизинга Экономический эффект от лизинговых сделок во многом зависит от
компетентного оформления лизинговых взаимоотношений между партнерами. Подготовка к лизинговой сделке (заключение договора) начинается с анализа
клиента (арендатора), а именно:
- оценки финансовых возможностей арендатора осуществлять арендные платежи;
- оценки спроса на продукцию, услуги, производимые на арендованном оборудование. Анализируется также первоначальная стоимость товара, арендных платежей,
продолжительность контракта, периодичность платежей, остаточная стоимость и
другие аспекты. При международном лизинге важен выбор валюты контракта, оценка риска
изменения ее курса, таможенный режим страны арендатора, а также процент
налогов, применяемых к арендодателю, при наличие соглашений о неприменении
двойного налогообложения между странами. При лизинге с дополнительным привлечением средств анализируются вопросы
залога, страхования. Важны условия технических гарантий производителем. По сколько любую лизинговую сделку стоит рассматривать как взаимоотношение
трех участников: арендатора (лизингополучателя), арендодателя (лизинговой
фирмы) и поставщика, то лизинговые отношения могут быть оформлены двумя
способами:
- единым трехсторонним договором;
- двумя взаимосвязанными договорами -лизинговым договором, заключаемым между лизингодателем и лизингополучателем, и договором купли-продажи, заключаемым между поставщиком и лизинговой фирмы (лизингодателем). В любом случае, все три стороны одновременно связаны друг с другом, и
любое обязательство можно представить как обязательство с участием третьего
лица.
2.3 Экономическое обоснование лизинговых расчетов и платежей Как известно, перед российской экономикой стоит задача резкого подъема
производства нового уровня, отвечающего требованиям времени. Решение такой
глобальной задачи может осуществляться за счет различных форм и методов
оживления инвестиционной и предпринимательской деятельности. Решение таких проблем может способствовать применение лизинговых
отношений предпринимательской деятельности. История развития лизинговых
отношений в нашей стране показывает, что длительное время лизинг оставался
невостребованной формой имущественных отношений. В последние годы лизинг
находится в центре внимания новых инвестиционных подходов. Вместе с тем, при заимствовании зарубежного опыта необходимо принимать во
внимание не только внешние сходства экономических процессов, происходящих в
экономике стран, но и следует реально оценивать отличия ситуации в нашей
стране или в странах с развитием рыночной экономикой. Причины пристального внимания к развитию лизинга в России несколько
отличаются от имеющих место за рубежом 20-30 лет тому назад. В тот период
на Западе лизинг был востребован в результате сложившихся темпов
технического прогресса, который уже не могли удовлетворять традиционные
каналы финансирования. В условиях обострившийся конкуренции производителей
рынок стал дополнительным каналом сбыта производимой продукции, он позволял
расширять круг потребителей и завоевывать новые рынки сбыта. Освоение лизинга как финансового инвестиционного рычага в России
существует своя потенциальная необходимость в расширение сферы лизинговых
услуг как за счет стимулирования отечественных производителей, так и
применение международного лизинга оборудования. Реальные возможности для
этого вполне созрели. Экономической предпосылкой к этому является
проблематичная применение традиционных механизмов инвестирования в основные
фонды предприятиями, сложившиеся в результате изменения экономических
методов хозяйствования. Необходимо внедрять принципиально новые подходы к
системе финансирования в развитии отечественного производства и сферы
услуг. Принимая во внимание международный опыт, по оценкам экспертов
лизинговое финансирование сыграло немаловажную роль в появление японского
так называемого "экономического чуда", когда страна стремительно опередила
многие развитые государства по темпам прироста экономического и
производственного потенциала. Важной особенностью развития лизинга в Японии
явилась мощная государственная поддержка, осуществляемая экономическими
методами, как в сфере банковской деятельности, так и в содействие созданию
и использованию в стране гибких производственных систем - лизингодателей,
особенно для мелких и средних форм предпринимательства. Постановка предпринимательской цели:
- необходимость развития нового или действующего производства или вида услуг, пользующаяся достаточным спросом;
- поиск источников финансирования поставленной цели: а) наличие собственных средств; б) получение кредита банка; в) применение финансового лизинга.
2.4 Расчет лизинговых платежей
Методические рекомендации разработаны Министерством экономики РФ и
предназначены для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров
финансового лизинга. 2.4.1.Общее положение Под лизинговыми платежами подразумевается общая сумма, выплачиваемая
лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользоваться
имуществом (предметом договора). В лизинговые платежи включаются: амортизация лизингового имущества за
весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя за
использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плата за
дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, а
также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрены выкуп и
порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых
платежей. Лизинговые платежи уплачиваются в виде отдельных взносов. При заключении договора стороны устанавливают общую сумму лизинговых
платежей, форму, метод начисления, периодичность уплаты взносов, а также
способ их уплаты. Платежи могут осуществляться в денежной форме, компенсационной форме
(продукцией или услугами лизингополучателя), а также в смешанной форме. При
этом цена продукции или услуг лизингополучателя устанавливается в
соответствие с действующем законодательством. По методу начисления лизинговых платежей стороны могут выбрать:
- метод «с фиксированной общей суммой», когда общая сумма платежей начисляется равными долями в течении всего срока договора в соответствии с согласлванной сторонами периодичностью;
- метод «с авансом», когда лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течении срока действия договора, как при начислении платежей с фиксированной общей суммой;
- метод «минимальных платежей», когда в общую сумму платежей включается сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использование лизингодателем заемных средств, комиссионные вознаграждения и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового имущества, если выкуп предусмотрен договором. Периодичность выплат. В договоре лизинга стороны устанавливают
периодичность выплат (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно), в
сроки внесения платы по числам месяца. Способы уплаты. По соглашению сторон взносы могут осуществляться равными
долями, в уменьшающихся или увеличивающихся размерах.
2.4.2.Расчет лизинговых платежей 2.1.Алгоритм расчета. В связи с тем, что с уменьшение задолженности по кредиту, полученному
лизинодателем для приобретения имущества – предмета договора лизинга,
уменьшается размер платы за используемые кредиты, а также уменьшается
размер комиссионного вознаграждения лизингодателю, если ставка кредита
вознаграждения очень часто устанавливается сторонами в процентах к
непогашенной (недоамортизированной) стоимости имущества, целесообразно
осуществлять расчет лизинговых платежей в следующей последовательности: 1. Рассматриваются размеры лизинговых платежей по годам, охватываемым договором лизинга. 2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумму платежей по годам. 3. Рассчитываются размеры лизингового взноса в соответствие с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными ими методами начисления и способом уплаты. Примечание. При оперативном лизинге, когда срок договора меньше одного
года, размеры лизинговых платежей определяются по месяцам
2. Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле:
[pic] где: ЛП – общая сумма лизинговых платежей; АО – величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в
текущем году; ПК – плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на
приобретение имущества по договору лизинга; ДУ – плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю,
предусмотренные договором лизинга; НДС3 – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по
услугам лизингодателя.[1] Амортизационные отчисления АО рассчитываются по формуле:
[pic], где БС – балансовая стоимость имущества – предмета договора лизинга,
млн.руб.; На – норма амортизационных отчислений, в процентах.
Балансовая стоимость имущества определяется в порядке, предусмотренном
действующими правилами бухгалтерского учета. Норма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов
народного хозяйства СССР, утвержденная постановлением СМ СССР от 22 октября
1990 года. При этом следует помнить о действующем Указе Президента № 685 от
8 мая 1996 года с изменениями и дополнениями, а также ПБУ 6/97 от 3
сентября 1997 года. В соответствие с Временным положением о лизинге, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года №
633, стороны договора лизинга по взаимному соглашению в праве применить
иеханизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 2. Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение
имущества – предмета договора рассчитываются по формуле:
[pic] где ПК – плата за используемые кредитные ресурсы, млн.руб.; СТк – ставка за кредит, процентов годовых.
При этом имеется ввиду, что в каждом расчетном году плата за используемые
кредитные ресурсы соотносятся со среднегодовой суммой непогашенного
кредита в этом году или средне годовой остаточной стоимостью имущества –
предмета договора:
[pic] где КРt – кредитные ресурсы используемые на приобретение имущества, плата
за которые осуществляется в расчетном году, млн.руб.; ОСн и ОСк – расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на
начало и конец года, млн.руб.; Q – коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости
приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются
только заемные средства, коэффициент Q=1. Комиссионное вознаграждение может устанавливаться по соглашению сторон в
процентах: а) от балансовой стоимости имущества – предмета договора; б) от среднегодовой остаточной стоимости имущества. В соответствие с этим расчет комиссионного вознаграждения осуществляется
по формуле:
[pic] где р – ставка комиссионного вознаграждения, в процентах годовых от
балансовой стоимости имущества; БС – то же, что и по формуле (2); Расчет также может быть произведен по формуле:
[pic] где ОСн и ОСк – то же, что и по формуле (4); СТв – ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от
среднегодовой остаточной стоимости имущества – предмета договора. Плата за дополнительные услуги в расчетном году рассматривается по
формуле:
[pic] где ДУt – плата за дополнительные услуги в расчетном году, млн.руб.; Р, Р1,…,Рn – расход лизингодателя на каждую предусмотренную договором
услугу, млн.руб.; Т – срок договора; Размер налога на добавленную стоимость определяется по формуле:
[pic] где НДСt – величина налога, надлежащего к уплате в расчетном году,
млн.руб.; Вt – выручка от сделки по договору лизинга в расчетном году, млн.руб.; СТt – ставка налога на добавленную стоимость, в процентах. В сумму выручки включаются: амортизационные отчисления, плата за
использованные кредитные ресурсы (ПК), сумма вознаграждению лизингодателю
(КВ) и плата за дополнительные услуги лизигодателя, предусмотренные
договором (ДУ):
[pic] Примечание. Состав слагаемых при определении выручки определяется
законодательством о налоге на добавленную стоимости и инструкциями по
определению налогооблагаемой базы.
[pic] где ЛВТ – размер ежегодного взноса, млн. руб.; ЛП – общая сумма лизинговых платежей, млн. руб.; Т – срок договора лизинга, лет. Расчет размера ежеквартального лизингового взноса, если договором лизинга
предусмотрена ежеквартальная выплата, осуществляется по формуле:
[pic] где ЛВК – размер ежеквартального лизингового взноса, млн. руб.; ЛП и Т – то же, что и формуле (9). Расчет размера ежемесячного лизингового взноса, если договором
предусмотрена ежемесячная выплата, осуществляется по формуле:
[pic] где ЛВМ – размер ежемесячного лизингового взноса, млн. руб.; ЛП и Т – то же, что и формуле (9).
3. Предпосылки развития лизинга в России. Экономический пакет Указов Президента Российской Федерации, Постановления
Правительства, принятые в развитие темы, новые законы, которые составляют
законодательную базу по инвестиционной деятельности и финансовом лизинге,
открывают большие возможности развитию лизинговых отношений в нашей стране. Лизинг может способствовать решению одной из главнейших задач, стоящих
перед российской экономикой, - повышению эффективности предпринимательской
деятельности в сфере производства, повышению инвестиционной активности и
заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию
новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и
гарантий возвратности. Определенные шаги к внедрению в экономику лизинговых отношений ранее уже
предпринимались. В 80-ые годы лизинг использовался в очень ограниченных масштабах и только
в сфере международной торговле. Предприятия не имели свободного выхода на
внешний рынок, а значит, и иностранные валюты для оплаты импортного
оборудования. Существовала государственная монополия внешней торговли и государственная
валютная монополия. Лизинг рассматривался внешней торговыми организациями
как одна из форм приобретения или реализация станков, оборудования,
транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной
формы кредита. Лизинг фиксировался в соглашениях как аренда на определенный
срок, соответствующей сроку службы сдаваемого в аренду имущества (или
несколько меньшой) с сохранением права собственности за арендодателем. Наиболее активно лизинговые операции использовались при импорте морских
судов, контейнеров, грузового автотранспорта, а 1990 году - несколько
пассажирских самолетов западноевропейского производства. Реже
практиковалась сдача в аренду экспортируемых из страны машин и
оборудования, в первую очередь, тракторов и автомашин. Следующий этап продолжался немногим двух лет. Это была короткая
"оттепель" в развития лизинга в России. Она началась весной 1989 года,
после того как с первого апреля предприятия получили право выхода на
внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник иностранной
валюты, а за тем и возможность приобретения ее на внутреннем рынке. Кроме
того, открылась возможность для компенсационного лизинга, позволяющего
осуществлять расчеты по лизингу оборудования не валютой, поставками
производимой на ней продукции. Значительной импульс развитию лизинга на этом этапе был дан в середине
1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования
и перестройкой банковской системы, созданием коммерческих и кооперативных
банков. Коммерческие банки несколько раньше существовавших тогда
специализированных государственных банков приступили к развертыванию
лизинговых операций. Следующим импульсом к развитию лизинга явилось введение с 1-го января
1991 года новых норм амортизационных отчислений, предусматривающих
ускоренную амортизацию с целью более обновления основных фондов. Поэтому
объем оборудования для сдачи в аренду возрос. Началось создание первых лизинговых компаний. В 1990 году в Нижнем
Новгороде было основано первое специализированное торгово-лизинговое
объединение "Россия". Его учредителями выступили местные отделения
Промстройбанка, Агропромбанка и Нижненовгородглавснаб. Объединение начало
сдавать в аренду машины, оборудование, станки, транспортные средства,
контрольно-измерительную аппаратуру. Другим специализированным лизинговым предприятием явилась ассоциация
"Балтлиз", созданная в середине 1990 года в Санкт-Петербурге, ставшая самой
крупной среди лизинговых фирм. Ее учредителями были Ленпромстройбанк,
Госстрах, Балтийское морское пароходство, Петербургское отделение НИИМС.
Ассоциация начала свою деятельность с лизинга морских и речных судов,
технологического оборудования, автотранспорта, компьютеров, оргтехники,
различных объектов недвижимости. Сегодня в лизинге представлено как
отечественная, так и импортное оборудование. К этому же периоду относится и создание международной лизинговой
компании, в которой участвовал СССР. Ею стала советско-француско-германская
лизинговая компания "Евролизинг", созданная в июне 1991 года. Ее
учредителями были Внешэкономбанк, Совкомфлот и Госснаб, с французской -
крупнейший банк Европы "Банк Националь де Пари" и с немецкой - одна из
крупнейших лизинговых фирм ФРГ "Митфининц Гмбх". Основная задача этой компании - финансирование поставок современного
оборудования в нашу страну. С помощью "Евролизинга" любому предприятию
могло быть поставлено любое оборудование из любой страны мира. Непременным
условием заключения лизингового соглашения являлось получения достаточных
гарантий возвратности средств, вложенных фирмой. Гарантами могли выступать
юридические лица, обладающие прочной репутацией в деловом мире.
4. Лизинг в инвестиционной деятельности В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О развитии
финансового лизинга в инвестиционной деятельности" лизинг определяется как
вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование
временно свободных или привлеченных финансовых средств и имущество,
передаваемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный
срок. К объектам лизинга относятся любое движимое или недвижимое имущество,
являющееся основными средствами, а также имущественные права. Понятие "инвестиции" имеет несколько значений: потребительские
инвестиции; экономические инвестиции; инвестиции в ценные бумаги. Инвестиции в бизнес или экономические инвестиции своим мотивом ставит
извлечение прибыли за счет приобретения для этих целей производственных
активов. При этом виде инвестирования создаются реальные производственные
мощности. Экономическое инвестирование предполагает организацию
производственного процесса с целью извлечения прибыли, т.е. создание
производственных мощностей (покупка или лизинг) и наем рабочей силы.
Экономическим инвестированием является любое вложение средств в реальные
активы, связанные с производством товаров и услуг для извлечения прибыли
при "нормальном" риске. В целях создания условий для дальнейшего развития инициативы частных
инвесторов и поддержки коммерческих высокоэффективных инвестиционных
проектов в соответствии с указами Президента Российской Федерации "О
частных инвестициях в Российской Федерации" от 17 сентября 1994 года №1928
и 20 января 1996 года №70 и Постановлением Правительства "О дополнительном
стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" от 1 мая 1996
года №534 намечены определенные меры по оказанию Государственной поддержки
инвестиционной деятельности. Право на участие в конкурсах на получение государственной поддержки
получают инвестиционные проекты, связанные, в первую очередь, с развитием
основных направлений экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20%
собственных средств, необходимых для реализации проекта. Поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов
сроком окупаемости до двух лет может осуществляться за счет средств
федерального бюджета, выделяемых на возрастной основе, либо на условиях
закрепления государственной собственности части акций сдаваемых акционерных
обществ или путем предоставления других государственных гарантий в пределах
бюджетных средств на очередной год. Инвестиционные проекты представляют на конкурс в Министерство экономики и
должны иметь бизнес-план, в заключение экологической экспертизы,
государственной вневедомственной или независимой экспертизы. Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по
категориям: категория А - проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей
зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами
или аналогичными зарубежными документами; категория Б - проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не
сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне мировых
образцов; категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозаменяющей
продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой; категория Г - проекты, обеспечивающий производство продукции,
пользующейся спросом на внутреннем рынке; Размер Государственной поддержки предоставляемой за счет средств
федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях
закрепления в государственной собственности части акций создаваемых
акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категорий проекта и
не может превышать в количестве процентов от стоимости проекта: для проектов категории А - 50% для проектов категории Б - 40% для проектов категории В - 30% для проектов категории Г - 20%
Размер Государственной поддержки в виде государственных гарантий
устанавливается в зависимости от категории проекта, но не свыше 60% заемных
средств, необходимых для его осуществления. Условия предоставления
Государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяют в
соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной год. Инвесторы,
по проектам которых Комиссия приняла решение о предоставление
государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления
кредитных договоров, банки через Министерства финансов оформляют
предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов от
имени Правительства.
5. Характеристика российского рынка лизинга Лизинг – относительно новый вид бизнеса на российском рынке. Первая
лизинговая операция в России стали проводится в конце 80-х гг. вместе с
началом процесса приватизации. В 1989 году крупнейшие государственные
советские внешнеторговые и фрахтовые компании, такие как Сов Фрахт, Авто
Экспорт, Совтрансавто и Тракторэкспорт, начали использовать лизинг в
международных торговых и финансовых операциях. Первые лизинговые компании
были основаны в 1990 году. Однако до 1994 года не существовало
законодательства по лизинговому бизнесу, и условия аренды регулировались
только несколькими статьями Гражданского Кодекса РФ. В 1994-1995 годах.
Банк России выдал только пять лизинговых лицензий на общую сумму лизинговых
платежей 800 тыс. долларов. В 1996 году было выдано 44 лицензии на общую
сумму 161,3 мил. долларов. Новый этап развития лизинга начался во второй половине 1995 года с
выходом целого ряда законодательных актов, регулирующих лизинговые
операции. Снижение темпов инфляции и прибыли на финансовых рынках побудили
банки обратить внимание на кредитование в форме лизинга. Российские
лизинговые схемы в этот период имели большую «антиналоговую»
направленность. Количество лизинговых компаний, которые работают на российском рынке
сегодня, явно недостаточно. Их как минимум должно быть на порядок меньше.
Российские компании далеки от того, чтобы использовать все разнообразие
лизинговых операций в полной мере. Министерство экономики РФ оценивает долю
инвестиций, которые были направлены на лизинг за 1996 год в размере один
процент от общероссийского объема инвестиций «по другим источникам, включая
Банк России и другие и правительственные организации, - от 1% до 6%». По
оценкам Минэкономики, общий объем оборота по лизинговым операциям из всех
источников финансирования вырастает с 3 трлн. неденоминированных рублей в
1998 году (табл.1).
Сегодня на мировом финансовом рынке до 50% кредитов выделяется под залог
арендуемого оборудования. В России этот показатель значительно ниже. Но,
начиная с 1997 года, промышленный лизинг начинает занимать прочные позиции
на отечественном финансовом рынке. Довольно активно развивается лизинговые
программы с участием зарубежных финансовых структур. По данным «Рослизинга», объем мирового лизинга в России 1996 году вырос в
восемь раз по сравнением 1995 годом. В настоящее время все больше
иностранных компаний входят на российский рынок лизинговых услуг. В начале
1997 года на рынке присутствовали лизингодатели из пятнадцати стран. Однако
объем их вовлечения в рынок различен: из общего объема лицензий, заданных
Банком России в 1996 году лизинговой компании из Ирландии получили 45% (73
млн. дол.), из Швеции 19% (31 млн. дол), из Австрии - 9% (15 млн. дол.), из
Швейцарии - 7% (11 млн. дол.), из Италии – 6% (10 млн. дол.). Рынок лизинговых услуг представляет долговременный стратегический интерес
как для российских так и для западных компаний. Однако, по данным опроса
руководителей ряда российских лизинговых компаний, проведенного
Международной финансовой корпорацией, этот спектр услуг наталкивается на
ряд ограничений. В качестве основных проблем развития лизинга были названы
следующие:
- нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые зависят от банков учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий. Ухудшение финансового положения приводит соответственно к состоянию лизинговой кампании;
- двойное обложение налогов на добавленную стоимость. Согласно существующему порядку, НДС взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;
- недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями – потенциальными лизингополучателями;
- отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;
- отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которое обеспечивало бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг;
- недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;
- высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;
- неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки. В этой связи лизингодателям приходится ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;
- отсутствие вторичного рынка оборудования;
- необходимость залогов и крупного аванса;
- проблемы с определением кредитоспобности партнеров.
Однако несмотря на указанные трудности развития лизинговой деятельности
в РФ, лизинговый бизнес утвердился как эффектный способ приобретения
основного капитала российскими предпринимателями, а спрос на лизинговые
услуги значительно превышает предложение.
6. Отечественные лизинговые компании Наиболее эффективное управление лизингом обеспечивается путем создания
специализированных компаний, которые сосредотачивают воедино операции,
связанные с предоставлением оборудования (имущества) в лизинг. Первые российские лизинговые компании были основаны в начале 90-х годов,
однако в течение трех последних лет лизинг начал развиваться. В 1994 году
отечественные лизинговые компании основали Российскую лизинговую ассоциацию
«Рослизинг», членами которой являются частные российские банки, страховые
компании, независимые лизинговые компании. В настоящее время статистические данные об объемах лизинговых услуг
имеются только по компаниям, входящих в «Рослизинг», который ведет этот
учет с 1995 года. Если на момент образования Ассоциации (октябрь 1994г.) в
ее состав входило 14 компаний, то уже в начале 1997 г. Рослизинг объединял
32 лизинговые компании, а на начало 1998г. в состав Ассоциации входили 54
ведущие лизинговые компании РФ. Объем лизинговых услуг, предоставляемых
этими компаниями, в I полугодии 1997 г. составил 1,3 трлн. руб. Объем новых
лизинговых контрактов к 1998 году только по компаниям – членам Ассоциации
увеличился по сравнению с 1995 годом более, чем 25 раз и достиг уровня 2,8
млрд. деноминированных руб. Значительные объемы лизинговых операций в 1997
году приходятся на такие компании, как «Росагроснаб» – 692 млрд.
неденоминированных руб., «Менатеп-Лизинг» - 541 млрд. неденоминированных
руб. «РТК-Лизинг» – 480 млрд. руб., «Лизингуголь» – 372 млрд. руб.,
«Руслизингсвязь» – 196 млрд. руб., «Медлизинг» – 175 млрд. руб. Согласно официальным данным, если в 1990 году в РФ было зарегистрировано
только 5 лизинговых компаний, а в 1993г. – 15 компаний, то в настоящее
время – свыше 500 лизинговых компаний. С каждой лизинговой сделкой
пополняется банк данных по видам оборудования и машин, улучшаются связи с
производителями. Все это позволяет лизинговым компаниям закупать имущество
по более низким ценам, чем сделал бы сам пользователь, лучше
ориентироваться в ценовой и маркетинговой политике, проводимой
производителями и поставщиками оборудования. Большая часть компаний расположена в крупных городах: Москве,
Санкт—Петербурге, Томске, Екатеринбурге, Калуге, Пензе, Новосибирске,
Ростов-на-Дону, Петрозаводске, Челябинске и некоторых других российских
городах. Из числа зарегистрированных Государственной регистрационной
палатой в России 324 лизинговых компании (данные на середину 1997 г.,
помимо этого около 100 компаний подали заявки на регистрацию), 253
расположены в европейской части РФ, 55 – на Урале и в Западной Сибири. При
этом 42% от общего числа лизинговых компаний (135 фирм) зарегистрированы
непосредственно в городе Москве. По продолжительности работы российские лизинговые компании распределяются
следующим образом (данные на середину 1997 года): до 1 года на рынке
лизинговых услуг работало 162 компании, от 1 до 3 лет – 104 компании, от 3
до 5 лет – 48 компаний, более 5 лет – 10 компаний. Практически все лизинговые компании, действующие на российском рынке,
имеют свою специализацию. Из числа компаний – членов ассоциации «Рослизинг»
в 1997 году половина специализировалась на предоставлению услуг по
обслуживанию лизинговых операций, 33 фирмы действовали в области лизинга
перерабатывающего оборудования, 15 - компаний автомобильным транспортом,
остальные организации осуществляли лизинг дорожной и строительной техники,
судов и самолетов. Сегодня в мире известны четыре основных вида лизинговых фирм. Во-первых,
это компании, контролируемые банками, или, что реже, лизинговые службы в
структуре банков. Во-вторых, дочерние компании, создаваемые крупными
производителями машин и оборудования. В-третьих, независимые лизинговые
компании. В-четвертых, компании с участием государственного капитала. Дочерние компании банков. Большинство действующих в России лизинговых
компаний создано при участии банков. По мере развития банковской системы в
России практически в каждом стабильном российском банке было организовано
отделение лизинга. Некоторые из этих компаний 100% принадлежат банку-
основателю, другие являются акционерными обществами, в которых достаточно
большая доля акционерного капитала принадлежит этому банку. Деятельность
таких компаний в контексте общей инвестиционной политики, принятой
учредившими их финансовом институтами. Подобные компании работают как члены
финансовой группы и обычно обеспечивают финансирование долгосрочные
проектов клиентов и партнеров группы, базирующиеся на эффективных с точки
зрения налогообложения методах промышленной реконструкции. Поскольку
компании опираются на финансовую поддержку собственников, то пользуются
лучшими условиями кредитования и имеют собственных клиентов со дня
основания. Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание
стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с
другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов собственного банка.
Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но
активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк
за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что
компания, входящие в структуру крупных банков, и сами относятся к числу
наиболее крупных на рынке, имеющих большой портфель заказов, а также
современные методы работы, квалифицированный персонал. Малый бизнес может
стать емким рынком для лизинговых услуг. Это своевременно осознали такие
крупные банки, как «СБС-Агро», «Российский кредит» и другие, которые стали
активно внедрять в сферу малого бизнеса, предлагая широкий спектр
финансовой помощи, в том числе по оказанию лизинговых услуг. Один из примеров компания подобного рода – «Лизингбизнес». Он имеет опыт
работы с мая 1992 года, является дочерней компанией «Мосбизнесбанка».
Работает и с крупными проектами, и с небольшими – от 15 тыс. долларов.
Клиенты компании – предприятия малого и среднего бизнеса. Условия лизинга,
предлагаемые «Лизингбизнесом»: срок лизинга 1,5-2,5 года, размер аванса 0-
30% от контрактной стоимости, арендный процент состоит из двух частей –
ставки источника финансирования и маржи лизинговой компании. Маржа
лизинговой компании колеблется от 3 до 10% в зависимости от типа имущества.
Условия лизинга могут быть скорректированы в части периодичности платежей
(ежемесячно/ежеквартально) и условий расчетов (платежи могут быть
равномерными или неравномерными). Другой пример – банк «Российский кредит», который может заключать сделки
по поставкам практически всех видов оборудования – от пекарни до автомобиля
– на условиях отсроченного платежа на срок от года до четырех лет. При этом
ставка кредита составляет всего 12-18% годовых для клиента. В отдельных
случаях западные фирмы поставляют оборудование на еще более щадящих
условиях – «LIBOR» плюс один процент, под 6,5% годовых. При этом нужны
только гарантии банка. Зарубежные производители уже заключили с банком
соглашение на поставку в Россию оборудования и машин на сумму более 100
млн. долларов, причем по ставкам не превышающим 10%. Дочерние компании крупных производственных фирм. Эта группа включает
лизинговые компании, образованные как подразделение крупных
производственных и коммерческих организаций. Главное преимущество
российских лизинговых компаний, связанных как с промышленными
предприятиями, так и с банками, состоит в том, что они имеют ту же
клиентуру, что и их учредители. Примерами лизинговых компаний данного типа
являются: «ЛУКойл-Лизинг» (подразделение компании «ЛУКойл», нефтегазовая
промышленность), «Аэрофрахт» (Аэрофлот), «Транслиз» («Желдорснаб»,
железнодорожное оборудование), «КамАЗ-Лизинг» («КамАЗ»), а также
«Лизингуголь», Страховое общество «Аура», РТК-Лизинг, СП «Рыбкомфлот»,
«Медлизинг», Росстанкоинструмент, Промышленная лизинговая компания
«Машлиз», Росагроснаб, страховая компания «Арианда», финансово-промышленная
корпорация «Интерлизинг-Инвест», Лизинговая автобусная компания. Независимые компании. Независимые лизинговые компании, принадлежащие
разным организациям и отдельным лицам, еще не очень многочисленны. Они не
имеют связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными
ресурсами. Например, RT-Leasing (Санкт-Петербург) – это компания,
принадлежащая частным лицам. Она основана в 1995 году и первоначально
работала в области лизинга оборудования для малых предприятий: оборудование
для ресторанов быстрого питания, полиграфическое оборудование для небольших
компаний, оборудование для прачечных и химчисток. Средний срок лизингового
договора таких компаний составляет один год. Средняя сумма лизинговой
сделки колеблется в пределах от 100 тыс. до 200 тыс. долларов. Компании с участием государственного капитала. Эти компании образованы с
участием региональных органов власти. Основной акцент они делают на
социально значимые проекты, которые осуществляются при государственной
поддержке. Примером такой компании может быть «Московская лизинговая
компания». Это первая компания для предприятий малого бизнеса. Учреждена в
1993 году Московским фондом поддержки малого предпринимательства. Анализ
структуры финансовых затрат на реализацию лизинговых проектов обнаружил
тенденцию к увеличению средней стоимости проекта (с 80 тыс. долларов в 1994
году до 160 тыс. долларов в 1996 году), а также к увеличению
продолжительности срока лизинга (в 1994 году все проекты имели срок до
одного года, в 1995-96гг. их доля сократилась до 37%). Другими примерами таких компаний являются: Ликострой, Промавтолизинг,
Тюменская агоропромышленная компания, Лизинговая компания «Время»,
Нижегородский государственный фонд малого бизнеса, Иркутский бизнес-парк,
региональные агенства по поддержке малого бизнеса. Кроме отечественных, на российском рынке действуют также и иностранные
лизинговые фирмы – поставщики оборудования, автотранспортных средств и
технологий (IVECO, Scania, DAF и др.).
7. Перспективы развития лизинга в России На нынешнем этапе экономических преобразований в нашей стране
Правительством Российской Федерации постановлениями "О развитие лизинга в
инвестиционной деятельности" № 633 от 29 июня 1995 года и "О
государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской
Федерации" №752 от 27 июня 1996 года, а также рядом других законодательных
актов осуществлены меры по ускоренному развитию и государственной поддержки
инвестиционной деятельности на основе осуществления операций лизинга.
Разработан проект Федеральной программы развития лизинга в Российской
Федерации на 1996-2000 годы. Федеральная программа направлена на создание благоприятных правовых,
экономических, организационных и методических условий для развития лизинга,
включая создание нормативно-законодательной базы, совершенствование
налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым
операциям, внедрение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда
содействия развитию лизинга и ряд других мероприятий. Опыт развитых зарубежных фирм показывает, что в рыночной экономике лизинг
в общем объеме инвестиций составляет 25-30%. С учетом существующей в
настоящее время в Российской Федерации нормативно правовой базы по лизингу
и дальнейшего ее развития к 2000 году прогнозируется увеличение доли
лизинга в общем объеме инвестиций до 20%.
На основе тенденций развития экономики в Российской Федерации
специалистами подготовлена оценка возможных объектов капитальных вложений
на период до 2000 года, это позволяет сделать прогноз об отраслевой и
региональной структуре развития лизинга в ближайшие годы. Как показывает практика, в объекты производственного назначения
инвестирование производится примерно в два раза больше, чем не
производственного. Наибольшая доля лизинга приходится на промышленное
оборудование, средства транспорта и связи. Предполагается, что в период
выхода экономики из кризиса, доля инвестиций в топливно-энергетический
комплекс несколько снизится, а в машиностроении и химико-лесном комплексе
будет возрастать. Наибольшая доля капитальных вложений с использованием лизинга
оборудования будет развиваться в Центральном, Уральском, Западно-Сибирском
и Северо-Кавказском регионах России. В соответствие с Постановлением
Правительства "О государственной поддержки развития лизинговой деятельности
Российской Федерации" от 27 июня 1996 года №752 предусматриваются ежегодно
в 1997-2000 годах в Федеральной инвестиционной программе средства на общую
сумму до 8 трлн. рублей для финансирования на конкурсной основе
высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций
финансового лизинга и 1 трлн. рублей в федеральном бюджете на1997 год для
финансирования проектов в области технического перевооружении и
модернизации производства посредством лизинга. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
рекомендовано оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой
деятельности. Далее, к 2000 году ожидается более равномерное распределение
инвестиций в лизинговые операции по регионам России. В соответствие с разработанной Федеральной Программой развития лизинга до
2000 года, предполагается создание образцовых (модельных) лизинговых
компаний, которые будут осуществлять лизинговые операции с определенными
видами оборудования:
- оборудование по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции;
- дорожная и строительная монтажная техника;
- оборудование для лесопромышленной, деревообрабатывающей и целлюлозно- бумажной, легкой и текстильной промышленности;
- самолеты, наземный, речной и морской транспорт для грузовых и пассажирских перевозок;
- машиностроительное, металлообрабатывающее и нефтеперерабатывающее оборудование;
- оборудование для реконструкции и модернизации атомных электростанций;
- оборудование для переоснащения производств в рамках конверсии;
- оборудование для сетей и систем телефонной и радиотелефонной связи и передачи данных;
- оборудование для информационно-аналитических центров. Государственная поддержка пилотных проектов, предусмотренная программой,
будет осуществляться на конкурсной основе среди коммерческих инвестиционных
лизинговых проектов, реализующих прогрессивные технологи, в размере от 20
до 50% от их стоимости. При проведение конкурсов высокоэффективных
коммерческих проектов, в первую очередь, представление приоритетов
проектам, связанным с лизинговыми операциями для малых предприятий. Предусмотрена поддержка в создание 7 опорных межрегиональных лизинговых
центров: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Хабаровске,
Самаре, Томске. Программой предусмотрено создание сети информационной поддержки развития
лизинга для обеспечения формирования и ведения базы данных по лизинговой
деятельности с платным предоставлением информационных услуг, касающихся
коммерческой, адресной, юридической, статистической, инвестиционо-проектной
информации, регистрации создаваемых предприятий, маркетинга, аудита,
возможности материально-технического снабжения и сбыта продукции,
установления делового сотрудничества между партнерами, осуществления
финансовых операций, поиска производственных мощностей, электронной почты,
ведение бухгалтерского учета и т.д. Такая сеть будет функционировать на базе создаваемой Государственным
комитетом по промышленной политике системы информационного обеспечения
малого предпринимательства на федеральном региональном уровнях. Для оказания поддержки субъектам лизинговой деятельности предусматривает
создание Фонда содействия развитию лизинга как негосударственной и
некоммерческой организации, задачи которого будет входить:
- участие в разработке и реализации государственной политики в области лизинга в России;
- создание оптимальных условий для развития конкуренции в различных сферах производства путем финансовой поддержки лизинговых проектов, направленных на развитие предпринимательства, малого бизнеса и производство конкурентно способной продукции;
- осуществление совместно с государственными, общественными и другими организациями, экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных программ, проектов и мероприятий, связанных с лизинговой деятельностью и направленных на решение проблем содействия развитию лизинга в
России, а также участие в финансировании;
- международное сотрудничество в области лизинга;
- участие в разработке законодательных и правовых актов по вопросам развития лизинга в России;
- организация подготовки и повышение квалификации специалистов по лизингу.
Фонд содействия развитию лизинга будет предоставлять субъектам лизинга
финансовые гарантии, кредитовать лизинговые компании и лизингополучателей,
оказывать консультационные услуги по лизинговой деятельности, по подбору
технологий и средств производства, по юридическим, финансовым и другим
вопросам лизинговых сделок. Ожидается деловая активность в международных финансовых сделках.
Например, английская фирма SHH International, в которой работаю более ста
юристов, представляющие интересы Европейского Банка Реконструкции и
Развития, французского банка "Кредит Леоне", крупных инвестиционных банков
США, имеющие офисы в Париже, в Лондоне и Нью-Йорке, а также в Москве, Санкт-
Петербурге, Киеве Варшаве и Алма-Ате и специализирующаяся на
представительстве иностранных инвесторов, ведет экспертную подготовку
документации для нескольких крупных лизинговых сделок. Одна из сделок
заключается в создание новой российской лизинговой компании совместного
предприятия между западным инвестиционным банком и российским коммерческим
банком. Уровень ее капитализации будет составлять порядка 25 млн. долларов.
Два крупных западных коммерческих банка через эту фирму ведет
предварительные переговоры о создание крупных лизинговых компаний в России
одна из которых будет полностью принадлежать западному банку, другая будет
создана в форме совместного предприятия с российским банком. Ряд крупных
американских лизинговых компаний исследуют российский рынок на предмет
заключения лизинговых сделок. Помимо создания новых лизинговых компаний SHH International работает над
целым рядом отдельных сделок, включающих применение лизинга в проектном
финансирование. Одна из сделок предполагает импорт сельскохозяйственного
оборудования на сотни миллионов долларов. Другая сделка заключается в
импорте оборудования телесвязи на сотни миллионов долларов для
строительства новой цифровой линии связи через всю Россию. Ранее эта фирма
подготовила соглашение по лизингу нефтегазового оборудования, кораблей
рыболовных судов, самолетов, контрактов по лизингу оборудования для
производства (кока-колы), по оформлению финансирования строительства целой
электростанции для отечественного предприятия. Международная конференция по развитию лизинга в Российской Федерации (14-
15 мая 1996 года, город Москва) выявила высокую заинтересованность
отечественных и иностранных представителей бизнеса в развитии лизинговой
деятельности в России. Участники конференции одобрили и поддержали
проводимые Правительством меры по созданию нормативно-правовой базы для
развития лизинговой деятельности в России и разработанную Минэкономики
Федеральную программу развития лизинга в Российской Федерации на 1996-
2000 годы. Конференция, учитывая важное значение лизинга для развития
предпринимательской деятельности, а также отмечая необходимость срочного
решения первоочередных проблем остро мешающих реализации лизинговой
деятельности, обратилось к Правительству, ряда заинтересованных министерств
и ведомств с просьбой в первоочередном порядке рассмотреть следующие
вопросы: о создании постоянно действующей группы и специалистов Минфина,
лизинговых компаний, банков по вопросам методологии бухгалтерского учета; о предоставлении Центробанком генеральных лицензий на право проведения
валютных операций компаниям, ведущим международный лизинг; об организации при Государственной налоговой службе Российской Федерации
консультативно-экспертного совета по рассмотрению вопросов налогообложения,
связанных с осуществлением лизинговой деятельности. Просить Министерство экономики Российской Федерации с привлечением
Межрегионального центра содействия развитию лизинга Российской ассоциации
лизинговых компаний, Российского собрания инвесторов, Российской
ассоциацией развития малого предпринимательства и других организаций: - обобщить и проанализировать вопросы, рассмотренные Конференцией; - провести подготовку типовых форм по международному лизингу; - проводить постоянно действующие выставки коммерческих инвестиционных
проектов, предусматривающих использование лизинга; - разработать предложения по подготовке кадров для лизинговых компаний на
постоянно действующих семинарах в России, а также стажировку специалистов
за рубежом.
7. Список используемой литературы:
Е.Ф. Францева «Лизинг» (справочное пособие),:М1998г. Гражданский кодекс РФ часть1,2
Налоговый кодекс
«Лизинг и коммерческий кредит». М.: “Истсервис”, 1994
Л.Н. Красавина. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»,
М.:”Финансы и статистика”, 1994
Л.Г. Ефимова. Банковское право. М.:”БЕК”, 1994 г.
Ж-л «Государственное регулирование» №3, стр.41-50 1998г.
-----------------------
[1] Если лизингополучатель является малым предприятием, в общую сумму
лизинга налог на добавленную стоимость не включается.
-----------------------
2
Производитель оборудования
Лизингодатель
банк, лизинговая компания
1
1
4
3
Лизингополучатель
Предприятие любой форм собственности
2
Источник дополнительных средств/ государственные, международные и др.
кредиты