Планирование централизованных капитальных вложений в РФ
Среди непродовольственных товаров наибольшее увеличение цен
отмечалось на ювелирные изделия (на 23,7 процента), медицинские товары (на 22,4
процента) и печатные издания (на 21,5 процента). Снизились цены на
нефтепродукты (на 14,5 процента).[30]
Уровень жизни населения. В январе-июне 2009 года среднедушевые
денежные доходы населения составили 20287 рублей в месяц и увеличились по
сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в действующих ценах на
12,4 процента. Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы (доходы за
вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен)
снизились на 0,9 процента. Из общего объема денежных доходов в январе-июне 2009
года население использовало: 65,4 процента – на покупку товаров и оплату услуг,
10 процентов – на оплату обязательных платежей и взносов, 10,2 процента – на
прирост сбережений, 3,9 процента – на покупку валюты.
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного
работника в январе-мае 2009 года составила 25106 рублей. Ее реальный размер (с
учетом индекса потребительских цен) увеличился по сравнению с январем–маем предыдущего
года на 0,4 процента.
Рынок труда. На конец июня 2009 года в экономике области было
занято 475,2 тысячи человек. Доля занятого населения по сравнению с соответствующей
датой 2008 года снизилась на 0,9 процентного пункта и составила 92,3 процента
экономически активного населения.
К концу июня 2009 года в государственных учреждениях службы
занятости населения имели статус безработного 14,4 тысячи человек (136,4 процента
к уровню соответствующей даты 2008 года).[31]
В объем инвестиций в
основной капитал включаются затраты на
создание новых и реконструкцию действующих промышленных, сельскохозяйственных,
транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и
культурно-бытовое строительство.
К инвестициям в основной
капитал относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по
монтажу оборудования; на приобретение оборудования, требующего и не требующего
монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение
производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на
строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на
строительство; на прочие капитальные работы и затраты.
Данные по отраслям экономики (промышленности, сельскому хозяйству,
лесному хозяйству, строительству, транспорту, связи, торговле и общественному
питанию, материально-техническому снабжению и сбыту, заготовкам,
информационно-вычислительному обслуживанию) показаны только по объектам
производственного назначения; инвестиции в жилищное, коммунальное,
культурно-бытовое и другое непроизводственное строительство отражаются по
соответствующим непроизводственным отраслям.
В показатель ввод в действие
основных фондов включается стоимость законченных строительством и вводимых в
действие в отчетном периоде предприятий, зданий и сооружений производственного
и непроизводственного назначения; стоимость введенного в действие оборудования,
машин, транспортных средств всех видов (требующего и не требующего монтажа,
входящих и не входящих в сметы на строительство); стоимость инструмента,
инвентаря и других предметов, зачисляемых в основные фонды; стоимость
многолетних насаждений (садов); стоимость работ по орошению и осушению земель;
капитальные затраты по улучшению земель и другие затраты, связанные с увеличением
стоимости основных фондов.
В стоимость подрядных работ включаются работы по новому строительству, реконструкции,
расширению, техническому перевооружению, работы по капитальному и текущему
ремонту, другие подрядные работы.
Данные по инвестициям в
основной капитал приведены в фактически действовавших ценах, темпы роста
(снижения) рассчитаны в сопоставимых ценах.[32]
Таблица 3.2. Основные
показатели по инвестициям и строительству (в
фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Ввод в действие основных фондов
0,3
324191
33810
21622
52725
70287
Инвестиции в основной капитал
в том числе по объектам:
0,4
66708
20043
17099
51032
145298
производственного назначения непроизводственного
назначения
0,2
0,2
25400 41308
13093 6950
10275 6824
41903 9129
126517 18781
Объем подрядных работ
0,2
8495
12810
16967
25349
56199
1С учетом переоценки на 01.09.1998.
Таблица 3.3. Индексы
основных показателей по инвестициям и строительству (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
2004
2005
2006
2007
2008
Ввод в действие основных фондов 29,9
63,0 50,4 86,0
48,7
Инвестиции в основной капитал 82,2
18,1 67,3 134,6
103,8
в том числе по объектам:
производственного назначения 86,3
32,3 61,9 174,4
108,8
непроизводственного назначения 79,8
10,2 77,4 66,9
74,5
Объем подрядных работ 26,5
91,1 102,8 73,8
106,7
Таблица 3.4 Инвестиции в
основной капитал по источникам финансирования
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Миллиардов рублей (в фактически
действовавших ценах)
Инвестиции в основной капитал - всего 0,4
66708 20043 17099 51032 145298
По поступлению
иностранных инвестиций Мурманская область занимает предпоследнее место в
Северо-Западном федеральном округе, опередив лишь Псковскую.
В первую очередь
деньги уходят в экономику Санкт-Петербурга, Ленинградской и Вологодской
областей. К примеру, с начала года мурманчане получили от иностранцев 3,106 млн.
долл. инвестиций, а Новгородская область - 7,299 млн., Калининградская - 9,243
млн.
Как информирует
Мурманскстат, в 2009 году объем иностранных инвестиций в Мурманскую область
увеличился в 1,96 раза (до цифры в 29,424 миллионов долларов).
В Мурманской
области освоение инвестиций в 2008 году в основной капитал составило 12,4 млрд.
рублей, или 111,7% к уровню предыдущего года. Как сообщили в пресс-службе
губернатора Мурманской области, на объектах промышленного назначения освоено
86% капитальных вложений.
Объем подрядных
строительно-монтажных работ, выполненных строительными организациями за
отчетный период, составил 5,6 млрд рублей, или 102,6% к предыдущему году. По
областной адресной инвестиционной программе за 2003 год освоение капитальных
вложений составило 83,95 млн. рублей (на объектах жилья, здравоохранения,
образования, культуры, коммунального строительства, сельского хозяйства). При
годовом лимите в 106 млн. рублей финансирование данной программы составило
78,65 млн. рублей.
По федеральной
адресной инвестиционной программе за отчетный период выполнены работы на
объектах здравоохранения и образования в объеме 74,3 млн. рублей при
финансирования из федерального бюджета в размере 69,6 млн. рублей.
Кроме того, за
год реконструировано 12,8 тыс. кв. м торговых предприятий и введено в действие
новых 2,55 тыс. кв. м; реконструировано предприятий общественного питания на
605 мест и введено новых на 52 места.
С 2007 по 2009
годы инвестиции в Мурманской области выросли с 64 млрд. рублей до 290 млрд.
рублей в 2009 году. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM,
об этом сообщил губернатор Дмитрий Дмитриенко на пресс-конференции.
Объем прямых
иностранных инвестиций в 2008 году увеличился в 4,7 раза (до 10,834 миллиона
долларов), объем портфельных инвестиций сократился в 2,14 раза (до 68 тысяч
долларов), объем прочих инвестиций увеличился на 48,4 процента (до 18,552
миллиона долларов).
Наибольший объем
иностранных инвестиций пришелся на оптовую и розничную торговлю, ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования – 10,004 миллиона долларов (на 34% от общего объема инвестиций), на
рыболовство - 7,24 миллиона долларов (на 24,6%).
Крупнейшими
странами-инвесторами в 2005 году стали: Кипр - 7,625 миллиона долларов,
Виргинские острова – 5,998 миллиона долларов, Норвегия – 4,114 миллиона
долларов и США – 1,868 миллиона
Дополнительные
расходы федерального бюджета 2009 и 2010 направят на национальные проекты.
Решение
увеличить план расходов федерального бюджета на 2009 и 2010 годы 1 марта
принято Правительством РФ. На заседании правительственной комиссии по бюджетным
проектировкам решено увеличить планируемые суммы расходов на 243 миллиарда
779,6 миллиона рублей и на 181 миллиард 218,6 миллиона рублей соответственно.
Итак, изменения
в перспективный финансовый план РФ на 2009-2010 годы предполагают увеличить
расходы на национальные проекты в 2009 году на 36 миллиардов 637,5 миллиона
рублей, в 2010 году - на 38 миллиардов 323 миллиона рублей.
Под
инвестициями понимаются денежные средства государства, предприятий и физических
лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, на реконструкцию и
техническое перевооружение предприятий, а также на приобретение акций,
облигаций и других ценных бумаг и активов. «Инвестиции» — более широкое
понятие, чем капитальные вложения. Они охватывают так называемые реальные
инвестиции (капитальные вложения) и портфельные (финансовые) инвестиции. Инвестиции
играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой
для:
-
расширенного
воспроизводственного процесса;
-
ускорения
НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий,
обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и
технологии);
-
повышения
качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления
номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
-
снижения
издержек на производство и реализацию продукции, увеличения объема продукции и
прибыли от ее реализации.
Планированию
инвестиций должен предшествовать глубокий анализ их экономического обоснования
с учетом ряска и инфляционных процессов.
Активизация
инвестиционного процесса в секторе реальной экономики должна проходить по
четким инвестиционным программам и проектам. Отбор объектов для инвестирования
должен производиться по критерию — максимум эффективности при наименьших
затратах средств и времени. Причем, по каждому объекту за счет выделяемых
инвестиций должен решаться комплекс современных проблем производства:
-
экономических
(производство высокоэффективной конкурентоспособной на внутреннем и мировом
рынках) продукции;
-
экологических,
гарантирующих экологически чистые среды, концентрации выбросов и сбросов
вредных ингредиентов ниже уровня предельно-допустимых концентраций и т.д.;
-
технологических
(применение высоких малоотходных, безотходных экологически чистых технологий,
гарантирующих выпуск продукции новых поколений высокого качества и спроса
потребителей).
Наряду
с этими задачами предстоит решить и проблему совершенствования структуры
материального производства, ликвидировать образовавшиеся диспропорции между
основными отраслями экономики и инфраструктурными отраслями (транспортом,
связью, энергетикой и др.).
Восстановление
подорванной экономики России потребует больших усилий капитального
строительства как отрасли производства. Капитальное строительство во многом
будет определять развитие экономики страны, решение социальных проблем и
создавать потенциал производства на будущее.
Все
это говорит о том, что в капитальное строительство как отрасль народного
хозяйства, а также отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары
(машиностроение, металлургия, химия, промышленность строительных материалов)
необходимо вкладывать большие инвестиции в течение длительного времени. Эта
необходимость вызвана в России падением производства в течение перестроечного
времени. После стольких лет падения производства нужно создать качественно новый
производственный потенциал, рассчитанный на «длительную экономическую волну»
(40—50 лет), способный многократно обновить, технически перевооружить все
отрасли экономики. Безусловно, потребуется кооперация с индустриально развитыми
странами, у которых придется покупать уникальное новое оборудование, высокие
технологии по некоторым отраслям. В то же время отечественные производители
средств производства должны решить главную задачу — производить новую конкурентоспособную
технику не только для удовлетворения потребностей страны, но и для экспорта. На
внешнем рынке России нужно, по возможности, ограничить торговлю нефтью, газом и
алмазами и увеличивать товарооборот за счет продажи готовых изделий
обрабатывающих отраслей.
В
переходный период объекты с длительными сроками строительства (даже больше
одного года) байкотировались коммерческими банками, инвестиционными компаниями
и другими рыночными структурами из-за того, что высокий уровень инфляции
поставил все инвестиционные мероприятия с длительными сроками реализации в
разряд рисковых, эффективность инвестиций которых стремилась к нулю из-за
баснословного возрастания издержек и снижения отдачи по годам.
Опыт
экономических реформ свидетельствует о том, что управляющей системе нужно
оградить основные источники финансирования реальной экономики от чрезмерного
налогообложения, от инфляционных процессов (прибыль и амортизацию) путем
принятия в стране соответствующих законодательных актов.
Неправильное,
потребительское отношение к основным фондам, использование их «на износ» должно
не только осуждаться, следует предъявлять к собственнику фондов санкции вплоть
до национализации предприятий с последующей передачей их в надежные руки.
Вместе
с тем следует уточнить старую парадигму о большей эффективности реконструкций,
технического перевооружения по сравнению с новым строительством и
необходимостью «перенесения центра тяжести с нового строительства на реконструкцию
и техническое перевооружение действующих предприятий».
Каждый
инвестиционный проект или инвестиционная программа должны иметь четко
поставленные цели:
-
коренное
улучшение качества продукции;
-
улучшение
ее потребительских свойств, гарантирующее эффективность продукции у потребителя
на мировом рынке и в стране;
-
выпуск
экологически чистой продукции;
-
оздоровление
окружающей среды;
-
комплексная
переработка сырья и малоотходность или безотходность производства;
-
учет
экспортных потребностей посредством количественных показателей (т.е. каждый вид
продукции в машиностроении, химии, металлургии и др. должен соответствовать
требованиям мирового рынка).
Если
указанные цели достигаются за счет реконструкции, технического перевооружения,
расширения, то в этом случае нужно использовать эти формы воспроизводства
основных фондов. Если ни одна из поставленных целей не достигается, а экология
объекта даже ухудшается, то от такого проекта следует отказаться.
Принципиально
новые безотходные и экологически чистые технологии часто «не вписываются» в
действующие предприятия и поэтому требуется выход на новые площадки. Поэтому
нужно использовать форму «новое строительство», конечно, при высокой
эффективности инвестиций.
Для
освобождения рынка от зарубежных товаров необходимо, соблюдая вышеизложенные
требования к производству товаров, развивать отечественное производство ради
исключения чрезмерного импорта, особенно тех товаров, которые по своему
качеству хуже отечественных.
Для
того чтобы обновление основных производственных фондов проходило циклично
(каждые 5—10 лет), нужно решить проблему организации инвестиционного процесса —
сжать его во времени. Это значит, что каждый этап или стадия разработки
проекта, строительства, освоения на полную проектную мощность производственных
объектов должны осуществляться в строго регламентированные сроки, а общий срок
реализации инвестиционного проекта (программы) должны быть в два — три раза
меньше тех сроков, в течение которых осуществляется строительство в последние
десятилетия в нашей стране. Это большая экономическая проблема, так как чрезмерная
длительность инвестиционного процесса снижает эффективность капитальных
вложений и уменьшает пополнение национального дохода за счет вложенных в дело
инвестиций.
Сжатие
инвестиционного процесса во времени или интенсификация инвестиционного процесса
— это сокращение сроков разработки предпроектных материалов, проектов,
строительства и обеспечение работы производственных объектов на полную
проектную мощность с определенными проектными показателями или еще более
высокими экономическими результатами.
Эффективное
использование принципа совмещения процессов проектирования и строительства во
времени, возможно, при системе управления, обеспечивающей взаимодействие и
координацию усилий всех участников инвестиционного процесса. Это успешно
достигается при интеграции процессов проектирования и строительства в единой
организационной структуре — проектно-строительной фирме.
Последняя
стадия инвестиционного процесса — освоение новой производственной мощности до
уровня проектных технико-экономические показателей. К этому времени
складывается такая ситуация: инвестиции вложены, производственный объект готов
к работе, начинается его освоение. Иногда этот процесс проходит очень
интенсивно, производя новую продукцию соответствующего количества и качества,
предприятие получает доход от вложенных инвестиций в установленные ранее сроки.
Чтобы
избежать потерь к пуску новых мощностей, нужно готовить кадры заранее:
проводить стажировки рабочих кадров на аналогичных предприятиях отрасли в
стране, а если это требуется, то и за рубежом. В пусковой период на предприятии
должны присутствовать представители проектной организации, НИИ,
разрабатывавшего технологию, представители конструкторской организации. На
объектах, где дирекция строящегося предприятия позаботилась о сокращении
периода освоения нового объекта и получении от него ожидаемой отдачи, успех
мероприятия гарантирован. Сокращение сроков инвестиционного процесса по каждому
строящемуся объекту и обеспечение предусмотренной от него проектом отдачи
(нужной экономике страны продукции, повышенной производительности труда и предусмотренного
проектом дохода) задача большой экономической важности.
Важным
вопросом инвестиционного проекта является выбор наиболее эффективной формы
организации действующего или нового предприятия (специализация, кооперирование,
диверсификация, комбинирование, концентрация). Тенденция развития отрасли и
рекомендации использования организационных форм должны быть выполнены в
отдельных работах (прогнозах, схемах, строительных нормативах и т.п.) и
рекомендованы к использованию при разработке ТЭО и инвестиционных проектов.
Выбор лучшего варианта должен быть доказан экономически. Район и место
размещения новых производственных мощностей во многих ситуациях выбираются с
помощью экономико-математических методов по группе предприятий на перспективный
период.
1.
Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений: федер. закон: [от 25.02.1999 № 39-ФЗ] (с изм. и доп. от
24 июля 2007 года) // Российская газета. - 04 марта.- 1999. - №41-42.
2.
Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон: [от 09.07.1999 г.
№ 160-ФЗ (с изм. и доп. от 29.04.2008)] // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 12.07. – 1999. - №28. - ст. 3493
3.
Берлин,
С.И. Теория финансов. Учебное пособие. / С.И. Берлин. - М.: Приор, 2007. –
450с.
4.
Грузинов
В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я.
Грузинова. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2008. – 380с.
5.
Игошин,
Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. /
Н.В. Игошин – М.: Финансы, 2007. – 587с.
6.
Корчагин
Ю.А. Современная экономика России / Ю.А. Корчагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
– 544 с.
7.
Мелкумов,
Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. / Ю.А. Мелкумов.
– М.: ИНФРА-М, 2007. – 340с.
8.
Мильнер
Б.З. Теория организации: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. / Б.З. Мильнер. –
М.: ИНФРА-М, 2007. – 480 с.
9.
Остапенко
В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие; 2-е изд., испр, и доп. / В.В.
Остапенко. – М.: Омега-Л, 2008. – 304 с.
10.
Рогожин
С.В. Теория организации: учебник для вузов; 2-е изд. стереотип. / С.В. Рогожин,
Т.В. Рогожина. – М.: Экзамен, 2006. – 315 с.
11.
Сафронов,
Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. учеб. заведений /
Н.А. Сафронов. – М.: Экономистъ, 2006. – 251с.
12.
Сергеев
И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и Статистика,
2007. – 344с.
13.
Сергеев
И.В. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. / И.В. Сергеев.
– М.: Финансы и Статистика, 2007. – 390с.
14.
Статистический
ежегодник. Статистический сборник (2003-2008 г.г.) / Редакционная коллегия: Н.И. Войнаровская, Л.С. Танфилов.: - М.: Приор 2009. – 134с.
15.
Тренев,
Н.Н. Управление финансами. Учебное пособие. / Н.Н. Тренев - М.: Финансы и
статистика, 2007. – 349с.
16.
Финансы.
Денежное обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов/ под ред. Л.А. Дробозиной. - М.:
ЮНИТИ, 2006. – 490с.
17.
Финансы.
Учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти - М.:
Перспектива, 2007. – 450с.
18.
Финансы.
Учебное пособие / под ред. А.M. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2007. –
290с.
19.
Экономика
предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2008. –
350с.
20.
Экономика
предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и
др.; Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и
Биржи, 2007. – 289с.
21.
Социально-экономическое
положение Мурманской области в январе-июне 2009 года – [Электронный ресурс] –
Режим доступа [murmanskstat.gks.ru/public/ElectronLibrary/PBIPG.DOC]
[1]
Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений: федер. закон: [от 25.02.1999 № 39-ФЗ] (с изм. и доп. от 24 июля
2007 года) // Российская газета. - 04 марта.- 1999. - №41-42.
[2]
Сергеев, И.В. Организация и
финансирование инвестиций: Учебное пособие. / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и Статистика,
2007. - С. 97
[3]
Сергеев, И.В. Экономика
предприятия: Учебное пособие. / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и Статистика, 2007.
- С. 56.
[4] Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное
пособие. / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и Статистика, 2007. - С. 56
[5] Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для
вузов / Под редакцией проф. В.Я. Грузинова. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2008. -
С. 87
[6] Финансы. Учебное пособие / под ред. А.M. Ковалевой
- М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 61.
[7] Сергеев, И.В. Организация и финансирование инвестиций:
Учебное пособие. / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и Статистика, 2007. - С. 97.
[8] Мелкумов, Я.С. Организация и финансирование
инвестиций: Учебное пособие. / Ю.А. Мелкумов. – М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 115.
[9]
Финансы. Учебное пособие /
под ред. А.M. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 61.
[10]
Экономика предприятия:
Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под
редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и Биржи,
2007. - С. 78.
[11]
Тренев, Н.Н. Управление
финансами. Учебное пособие. / Н.Н. Тренев - М.: Финансы и статистика, 2007. - С.
34.
[12]
Экономика предприятия:
Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под
редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и Биржи,
2007. - С. 78.
[13]
Финансы. Денежное
обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов/ под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ,
2006. - С. 92.
[14]
Берлин, С.И. Теория
финансов. Учебное пособие. / С.И. Берлин. - М.: Приор, 2007. - С. 45.
[15]
Тренев, Н.Н. Управление
финансами. Учебное пособие. / Н.Н. Тренев - М.: Финансы и статистика, 2007. -
С. 34.
[16]
Финансы. Учебник / под ред.
М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти - М.: Перспектива, 2007. - С.
215.
[17] Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное
пособие. / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и Статистика, 2007. - С. 56.
[18]
Финансы. Учебник / под ред.
М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти - М.: Перспектива, 2007. - С.
215.
[19] Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.
И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 42.
[20]
Финансы. Денежное
обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов/ под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ,
2006. – С. 92.
[21]
Мелкумов, Я.С. Организация
и финансирование инвестиций: Учебное пособие. / Ю.А. Мелкумов. – М.: ИНФРА-М,
2007. – С. 140.
[22] Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и
финансирование: Учебник для вузов. / Н.В. Игошин – М.: Финансы, 2007. – С. 96.
[23] Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.
И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С.42.
[24]
Грузинов В.П. Экономика
предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Грузинова. – М.:
Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2008. – С. 87.
[26] Социально-экономическое положение Мурманской
области в январе-июне 2009 года – [ Электронный ресурс] – Режим доступа [murmanskstat.gks.ru/public/ElectronLibrary/PBIPG.DOC]
[27] Социально-экономическое положение Мурманской
области в январе-июне 2009 года – [ Электронный ресурс] – Режим доступа [murmanskstat.gks.ru/public/ElectronLibrary/PBIPG.DOC]
[28] Социально-экономическое положение Мурманской
области в январе-июне 2009 года – [ Электронный ресурс] – Режим доступа [murmanskstat.gks.ru/public/ElectronLibrary/PBIPG.DOC]
[29] Социально-экономическое положение Мурманской
области в январе-июне 2009 года – [ Электронный ресурс] – Режим доступа [murmanskstat.gks.ru/public/ElectronLibrary/PBIPG.DOC]
[30] Социально-экономическое положение Мурманской
области в январе-июне 2009 года – [ Электронный ресурс] – Режим доступа [murmanskstat.gks.ru/public/ElectronLibrary/PBIPG.DOC]
[31] Социально-экономическое положение Мурманской
области в январе-июне 2009 года – [ Электронный ресурс] – Режим доступа [murmanskstat.gks.ru/public/ElectronLibrary/PBIPG.DOC]
[32] Статистический ежегодник. Статистический сборник
(2003-2008 г.г.) / Редакционная коллегия: Н.И. Войнаровская, Л.С. Танфилов.: -
М.: Приор 2009. – С.118.