Планирование и прогнозирование расходной и доходной части бюджета
2.3 Методы
прогнозирования и планирования
Совокупность
прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени
формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки
информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения
параметров прогнозной модели и некоторым другим. Например, по принципу
обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы
аналогии, опережающие методы.
1. Статистические
методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу
выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и
математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогнозных
моделей.
2. Методы
аналогий направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития
процессов и на этом основании строить прогнозы.
3. Опережающие
методы прогнозирования базируются на определенных принципах социальной
обработки финансовой информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать
развитие объекта прогнозирования. В свою очередь их можно разделить на методы
исследование динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня
развития объекта.
Наибольшее
распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени
формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на
интуитивные (методы экспертных оценок) и формализованные.
Интуитивные
методы прогнозирования.
Интуитивные
методы прогнозирования как научный инструмент решения сложных неформализуемых
проблем позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в
будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в
построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в
сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов.
При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Характерными
особенностями методов экспертных оценок, применяемых весьма широко, являются,
во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы,
обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых,
применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при
оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.
Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социальных вопросов,
где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.
Посредством
применения методов экспертных оценок целесообразно решать следующие типовые
задачи: составления перечня возможных событий в различных областях за
определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов
времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с
упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов
решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов
для решения задач с ранжированием их очередности; альтернативные варианты
принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Организация
процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование
репрезентативной экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы;
статистическую обработку полученных результатов опроса.
В зависимости
от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы
индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Методы индивидуальных
экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью»,
аналитический метод, метод написания сценария.
При методе
«интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по
схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее
разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив
развития прогнозируемого объекта.
При
аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой
ситуации, составляются докладные записки. Он предполагает самостоятельную
работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития
прогнозируемого объекта.
Метод
написания сценария основан на определении логики процесса или явления во
времени при различных условиях. Основное назначение сценария – определение
генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов
фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей.
Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем
больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в
развитии процесса и т.д.
Основным
преимуществом рассмотренных выше методов является возможность максимального
использования индивидуальных способностей экспертов и незначительность
психологического давления, оказываемого на отдельных работников.
Методы
коллективных экспертных оценок имеют следующие разновидности: метод «комиссий»,
метод «Дельфи», метод «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод
морфологического анализа и др.
Содержание
метода «комиссий» следующие. Создаётся рабочая группа, в функции которой
входят: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ
результатов коллективной экспертной оценки. Уточняются основные направления
развития объекта, а также составляется матрица, отражающая генеральную цель,
подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и
разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели.
Затем разрабатываются
вопросы для экспертов, но содержание вопросов должно определяться спецификой
прогнозируемого объекта.
Далее следует
проведение опроса экспертов и статистическая обработка материалов, которые
характеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценок
экспертов. Они служат исходной базой для синтеза прогнозных гипотез, вариантов
развития исследуемого явления или процесса. Методика представляет собой
совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами каждого из оцениваемых
направлений, исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих
значения от 0 до 1, от 0 до 10,от 0 до100и т.д. Эти оценки по определённому
вопросу сводятся в таблицу, сроки – которой соответствуют направлениям
исследований, а столбцы- порядковым номерам экспертов.
Метод
«Дельфи» - один из наиболее распространённых методов экспертных оценок. Его
основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных
контактов экспертов и коллективных обсуждений; обеспечение экспертов
информацией, включая и обмен её между экспертами, после каждого тура опроса при
сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов
экспертов по запросу организаторов.
Метод
«коллективной генерации идей» включает два элемента: выявление вероятностных
вариантов развития объекта прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке»
сначала активизируется творческий потенциал специалистов, что находит отражение
в генерации определённой идеи. Затем следует процесс деструирования (разрушения,
критики )этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время
путём вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить
продуктивные результаты.
Метод
«морфологического анализа» представляет собой упорядоченный способ рассмотрения
объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам
его развития. Он включает ряд приёмов, имеющих единый принцип действий:
систематизированное рассмотрение характеристик объекта, стремление не
пропустить ни одной из них, ничего не отбрасывать без предварительного
исчерпывающего исследования. Этой цели служит приём систематизированного охвата
информации с последующим исследованием её по методу «морфологического ящика».
Последний
строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие
характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров
первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой
одно из возможных альтернатив его состояния.
Группа
методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном
мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке
индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть
продуктивные идеи.
Формализованные
методы прогнозирования
Формализованные
методы прогнозирования базируются на математической теории, которая
обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно
сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке
информации и оценке результатов. В состав формализованных методов
прогнозирования входят: методы экстраполяции и методы математического
моделирования.
Термин «
экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция
– это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов,
полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.
В узком
смысле слово экстраполяция – это нахождение по ряду данных функций других её
значений, находящихся в не этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении
сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития
перенесение их на будущее. В прогнозировании экстраполяция (экстраполирование)
применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений
функций за пределами области её определения с использованием информации о
проведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области её
определения.
Различают
перспективную и ретроспективную экстраполяцию. Перспективная экстраполяция
предполагает продолжение уровней ряда динамики на будущее на основе выявленной
закономерности изменения уровней в изучаемом отрезке времени . Ретроспективная
экстраполяция характеризуется продолжением уровня ряда динамики в прошлое.
Понятием,
противоположным экстраполяции, является интерполяция, интерполирование, которое
предусматривает нахождение промежуточных значений функции в области её
определения. При изучении временных рядов в необходимости может производиться
интерполирование промежуточных уровней.
Разграничивают
формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная экстраполяция базируется на
предложении и сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития
объекта. Прогнозная экстраполяция увязывает фактическое состояние исследуемого
объекта с гипотезами его развития. Она предполагает необходимость учёта в
перспективе альтернативных изменений самого объекта, его сущности.
При
формировании прогнозов с помощью экстраполяции исходят из статистически
складывающихся тенденций изменения те или иных количественных характеристик объекта.
Экстраполируются оценочные, функциональные, системные и структурные
характеристики, например, количественные характеристики экономического,
научного, производственного потенциала. Степень реальности такого рода
прогнозов в значительной мере обусловливается аргументированностью выбора
пределов «экстраполяции» по отношению к сущности рассматриваемого явления.
Последовательность действий при статистическом анализе тенденций и
экстраполировании состоит в следующем:
1. Чёткое
определение задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемого
объекта, обсуждение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию данного
объекта, определение необходимой экстраполяции и её допустимой дальности.
2. Выбор
системы параметров, унификация различных единиц измерения, относящихся к
каждому параметру в отдельности.
3. Сбор и
систематизация данных. Перед сведением их в соответствующие таблицы проверяется
однородность данных и их сопоставимость.
4. Выявление
тенденций или симптомов изменения изучаемых величин в ходе статистического
анализа и непосредственной данных.
В
экстраполяционных прогнозах предсказание конкретных значении изучаемого объекта
или параметра в какой-то определённый период времени не считается основным
компонентом. Особо важным здесь является своевременное фиксирование объективно
процесса. Под тенденцией развития понимают некоторое его направление,
долговременную эволюцию. Обычно тенденцию стремятся представить в виде более
или менее гладкой траектории.
Для повышения
точности экстраполяции используются различные приёмы. Например,
экстраполируемая часть общей кривой развития ( тренд ) корректируется с учётом
реального опыта функционирования отрасли – аналога исследований или объекта,
опережающих в своём развитии прогнозируемый объект.
Тренд – это
изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию
временных рядов. Под ним понимается характеристика основной закономерности
движения во времени, в некоторой мере свободной от случайных воздействий. Тренд
– это длительная тенденция изменения экономических показателей. При разработке
моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого
временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие. Результат
при этом связывается исключительно с ходом времени. Предполагается, что через
время можно выразить влияние всех основных факторов.
Задача
прогноза состоит в определении вида экстраполируемых функций на основе исходных
эмпирических данных и параметров выбранной функции. Первым этапом является
выбор оптимального вида функции, дающей наилучшее описание тренда. Следующим
этапом является расчёт параметров выбранной экстраполяционной функции. При
оценке параметров зависимостей наиболее распространёнными являются метод
наименьших квадратов и его модификаций, метод экспоненциального сглаживания,
метод скользящей средней и другие.
Сущность
метода наименьших квадратов состоит в отыскании параметров модели тренда,
минимизирующих её отклонение от точек исходного временного ряда, т. е.
минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчётными
величинами. Модель тренда может различаться по виду. Её выбор в каждом
конкретном случае осуществляется в соответствии с рядом статистических
критериев. Наибольшее распространение в практических исследованиях получили
следующие функции: линейная, квадратичная, степенная, показательная,
экспоненциальная, логическая. Особенно широко применяется линейная, или
линеаризуемая, т.е. сводимая к линейной форме, как наиболее и простая в
достаточной степени удовлетворяющая исходными данными. Метод наименьших
квадратов широко применяется в прогнозировании в силу его простоты и том, что
модель тренда жёстко фиксируется, а это делает возможным его применение только
при небольших периодах упреждения, т.е. при краткосрочном прогнозировании.
Метод
экспоненциального сглаживания даёт возможность получить оценки параметров
тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к
моменту последнего наблюдения. Этот метод позволяет оценить параметры модели,
описывающей тенденцию, которая сформировалась в конце базисного периода. Он не
просто экстраполирует действующие зависимости в будущее, а приспосабливается,
адаптируется к изменяющимся во времени условиям.
Метод
экспоненциального сглаживания применяется при кратко- и среднесрочном
прогнозировании. Его преимущества состоят в том, что он не требует обширной
информационной базы и предполагает её интенсивный анализ с точки зрения
информационной ценности различных членов временной последовательности. Модели,
описывающие динамику показателя, имеют простую метематическую формулировку, а
адаптивная эволюция параметров позволяет отразить неоднородность и текучесть
свойств временного ряда.
Метод
скользящей средней дает возможность выравнивать динамический ряд путем его
расчленения на равные части с обязательным совпадением в каждой из них сумм
модельных и эмпирических значений.
В целом
методы экстраполяции, основанные на продлении тенденций прошлого и настоящего
на будущий период, могут использоваться в прогнозировании лишь при периоде
упреждения до пяти или семи лет. Важнейшим условием является наличие устойчиво
выраженных тенденций развития какого-либо явления или процесса социально-
экономической действительности. При более длительных сроках прогноза эти методы
не дают точных результатов.
Распространение
методикой описания тех или иных процессов и явлений служит моделирование,
которое следует понимать как исследование объектов познания на их моделях. Она
предполагает построение моделей реально существующих предметов и явлений: живых
организмов, инженерных инструкций, общественных систем, различных процессов, в
том числе и социально-экономических. Моделирование считается достаточно
эффективным средством прогнозирования.
В научной
литературе термин «модель» означает какой-либо условный образ объекта
исследования. Модель – это схема, изображение или описание какого-либо явления
или процесса в природе и обществе. Модель конструируется субъектом исследования
так, чтобы операции отображали характеристики объекта, существенные для цели
исследования (взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.)
Модель – один из важнейших инструментов бюджетного прогнозирования, научного
познания исследуемого процесса. Поэтому вопрос об адекватности модели объекту (т.е.
о качестве отображения) правомерно решать лишь относительно определённые цели.
Содержанием
процесса моделирования являются: конструирование модели на основе
предварительного изучения объекта или процесса, выделение его существенных
характеристик или признаков; теоретический и экспериментальный анализ модели;
сопоставление результатов моделирования с фактическими данными об объекте или
процессе; корректировка и уточнение модели.
Для описания
моделей (включая алгоритмы и их действия) используется математический аппарат.
Это связано с преимуществами математического подхода к много стадийным
процессам обработки информации, использованием идентичных средств формирования
задач, поиска методов их решения, фиксации этих методов и их преобразования в
программы, рассчитанные на применение средств вычислительной техники.
Средством
изучения закономерностей развития социально-экономических процессов является
экономико-математическая модель. Под экономическо-математческой моделью (ЭММ)
понимается методика доведения до полного, исчерпывающего описания процесса
получения и обработки исходной информации и правил решения рассматриваемой
задачи в достаточно широком спектре конкретных случаев. ЭММ – это система
формализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов
образующих экономическую систему.
Эконометрика
- наука, изучающая конкретные количественные взаимосвязи экономических процессов
с помощью экономико-математических методов и моделей. Система ЭММ
эконометрического типа служит для описания относительно сложных процессов
экономического или социального характера. Эконометрическое моделирование
основано на обработке статистической информации ретроспективного характера,
оценке отдельны переменных величин, их параметров.
Эта модель
показывает зависимость потребности в финансировании от двух факторов;
количества потребителей бюджетных услуг и норм расходов и называется
дескриптивной (описательной).
Разработка
системы моделей бюджетного прогнозирования проходит три этапа. Первый
предполагает разработку локальных методик бюджетного прогнозирования. Здесь
прорабатываются отдельные модели и подсистемы моделей бюджетного
прогнозирования. Разработанные модели должны быть взаимно увязаны и составлять
единую систему для целей прогнозирования, обеспечивающую взаимодействие
отдельных моделей в соответствии с определенными требованиями, которые
фиксируются в программе исследований по проблеме в целом.
Второй
предусматривает создание системы взаимодействующих моделей бюджетного
прогнозирования на базе разработки локальных методик прогнозирования. Здесь
уточняются и согласовываются подсистемы моделей, проверяется их взаимодействие,
определяется последовательность использования отдельных моделей, а также
приемов оценки методов проверки получаемых комплексных прогнозов. Составляются
соответствующие программы для решения задач на ЭВМ.
Третий
включает уточнение и развитие отдельных локальных систем и методик в ходе
создания системы моделей прогнозирования и практического их использования.
Отдельные
модели и система моделей бюджетного прогнозирования должны отвечать
определенным требованиям, предопределяющим методы, с помощью которых следует
разрабатывать модели, а также методы и средства осуществления расчетов.
Содержание этих требований сводится к следующим положениям. Методика должна:
• давать
четкое описание последовательности правил (т.е. алгоритмы), позволяющее
составить прогноз при достаточно широких предположениях о характере и значениях
исходной информации;
• использовать
методы и технические средства, позволяющие проводить расчеты своевременно и
многократно. При этом следует исходить из неоднородной и большой по объему,
меняющейся по вариантам прогноза информации;
• учитывать
сложные, многофакторные связи прогнозируемых процессов и показателей. В этих
условиях необходимо выявление важнейших и устойчивых закономерностей и
тенденций как на исходном материале, так и в процессе анализа результатов,
получаемых по данной методике, и их расчетов по комплексу связанных с ней
моделей;
• содействовать
согласованию отдельных прогнозах в их системе, обеспечивающей
непротиворечивость и взаимную корректировку прогнозов
Применение
математических методов является необходимым условием для разработки и
использования методов моделирования в прогнозировании бюджетов всех уровней,
что обеспечивает высокую степень обоснованности, действенности и
своевременности прогнозов развития системы государственных финансов. При этом
используют систему моделей прогнозирования бюджетов, под которой следует
понимать совокупность методик и моделей, позволяющую дать согласованный и
непротиворечивый прогноз налоговой базы, контингентов потребителей бюджетных
услуг, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущем периодах
тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся
источниках финансирования, выявленных потребностях бюджета и их динамике.
В прогностике
выделяют различные виды моделей: оптимизационная, статистические (с учетом
фактора времени) и динамические, факторные, структурные, комбинированные и др.
В зависимости от уровня агрегирования один и тот же тип моделей может быть
применен к различным экономическим объектам. Отсюда выделяют модели
макроэкономические, межотраслевые, межрегиональные, отраслевые, региональные.
Моделирование применяется не только в прогнозировании бюджетов, но и в
планировании. Наиболее распространенными методами математического моделирования
являются корреляционно-регрессионный метод, модель межотраслевого баланса,
оптимизационные модели.
Глава 3
3.1 Необходимость
перспективного финансового планирования
Международный
опыт свидетельствует о том, что практика составления годового бюджета стала
дополняться планированием бюджета на многолетнюю перспективу. Потребность в
многолетнем бюджетном планировании связана, в частности, с необходимостью учета
в финансовом планировании долгосрочных эффектов от принимаемых сегодня решений
в области налогообложения и расходных обязательств, учета влияния на
потребности в государственном финансировании долгосрочных внешних факторов
(социальных, демографических, экономических), а также возможности осуществлять
целенаправленную политику, что может быть особенно важным при решении
приоритетных государственных задач.
В настоящее
время все страны Европейского Союза разрабатывают среднесрочные бюджетные
программы. Общим требованием Европейской комиссии является представление ими
ежегодно трехлетней программы стабильности и роста. Международный опыт показал,
что наиболее приемлемой и разумной является разработка трехлетних бюджетных
планов, в которых первый год является очередным бюджетным годом, на который
составляется годовой бюджет, а два других — годы, следующие за очередным годом.
Бюджетные планы с большим горизонтом планирования подвержены риску значительных
ошибок в прогнозах бюджетных доходов и колебании экономической конъюнктуры.
Одной из
задач бюджетной реформы РФ в настоящее время является переход к среднесрочному
(на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл
начинается с рассмотрения ранее одобренных в бюджетном цикле основных
параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа
изменений внешних факторов и условий, обоснование изменений, вносимых на
основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировка или
разработка бюджетных корректировок на последующие годы прогнозного периода.
Перспективный
финансовый план разрабатывается в целях:
• информирования
законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных
тенденциях развития экономики и социальной сферы;
• комплексного
прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ,
финансовой политики;
• отслеживания
долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих
мер.
Перспективное
бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи:
• обеспечение
среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;
• определение
приоритетов развития территории и их отражение в перспективном финансовом
плане, а через него в бюджетах, с учетом ограничений по доходам;
• формирование
обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов развития
территории;
• осуществление
мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества
прогнозов;
• повышение
обоснованности стратегических решений;
• повышение
эффективности использования бюджетных ресурсов.
В
соответствии со ст. 174 Бюджетного кодекса перспективный финансовый план –
документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый
год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о
прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению
государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных
расходов бюджета.
Перспективный
бюджетный план можно сравнить со своего рода бизнес-планом территории, из
которого видны, например, источники погашения по внешним и внутренним
обязательствам.
Перспективный
финансовый план законодательно не утверждается.
Перспективный
финансовый план разрабатывается на три года, из которых:
первый
год-это год, на который составляется бюджет;
следующие два
года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные
результаты заявленной экономической политики.
Таким
образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно
обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило,
трехлетнего) финансового документа. Такой порядок обеспечивает преемственность
государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований
и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре
ежегодные корректировки в соответствии с целями социально-экономической
политики и условиями их достижения
Исходной
базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на
текущий год.
Перспективный
финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного
среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый
период сдвигается на один год вперед.
Перспективный
финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной
классификации. При разработке перспективного финансового плана не требуется
точного указания отдельных статей доходов и расходов - достаточно использования
более расширенных, укрупненных показателей бюджетной классификации.
3.2 Этапы разработки
перспективного финансового плана
Ежегодный
цикл бюджетного планирования начинается после утверждения законодательным
(представительным) органом проекта бюджета, но не позднее начала года,
предшествующего прогнозируемому, и заканчивается после принятия указанным
органом бюджета на очередной финансовый год.
Перспективный
финансовый план разрабатывается в рамках цикла финансового планирования и осуществляется
в три этапа.
На первом
этапе разрабатываются и утверждаются сценарные условия и основные направления
бюджетной, налоговой и долговой политики.
Сценарные
условия содержат прогнозируемые на плановый период значения основных
макроэкономических показателей, к числу которых рекомендуется отнести:
1. Динамику
валового регионального продукта (для субъектов Федерации), объем промышленного
производства, оборота оптовой и розничной торговли (преимущественно для
муниципальных образований).
2. Динамику темпов
роста базовых отраслей экономики с выделением тех отраслей экономики (видов
деятельности), которые имеют наибольшее социально-экономическое значение для
данной территории.
3. Прогноз
индекса розничных цен, цен и тарифов на платные услуги, цен и тарифов на товары
и услуги естественных монополий, как федерального уровня (газ, электроэнергия,
железнодорожные перевозки, теплоэнергия), так и местного уровня (локальные
монополии).
4. Объемы
производства продукции (товаров, работ, услуг) по группам подакцизных товаров и
наиболее значимым отраслям экономики, в том числе с выделением показателей по
малому предпринимательству и крупнейшим налогоплательщикам.
5. Среднегодовую
стоимость амортизируемого имущества, остаточную стоимость основных фондов,
кадастровую стоимость земли.
6. Оборот
розничной торговли, платные услуги населению.
7. Численность
населения (в том числе численность занятых в экономике, по различным социально
значимым группам).
8. Инвестиции
в основной капитал в разрезе всех источников финансирования, в том числе за
счет средств регионального (местного) бюджета, включая межбюджетные трансферты
из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы, направляемые на
софинансирование капитальных расходов.
9. Фонд
заработной платы.
10. Величину
прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения и иных наборов товаров и услуг,
применяемых для определения объемов финансирования отдельных расходных
полномочий.
11. Прибыль и
убытки организаций.
12. Стандарты
оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.
13. Уровень
износа основных фондов по отдельным отраслям экономики, включая
жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт.
14. Дополнительные
показатели, отражающие специфику региона (муниципалитета).
Сценарные
условия рекомендуется разрабатывать как минимум в двух основных вариантах
(основанных на разных вариантах социально-экономического развития).
Сценарные
условия разрабатываются органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации (муниципального образования), отвечающим за развитие экономики, и
утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации
(муниципалитета).
На втором
этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного
финансового плана.
Основные
показатели перспективного финансового плана разрабатываются по специальной
форме, конкретный перечень показателей и степень их детализации зависят от
приоритетов среднесрочного планирования территории.
Основные
показатели перспективного финансового плана рекомендуется разрабатывать не
менее чем в двух основных вариантах, основанных на разных вариантах прогнозов
социально-экономического развития.
Варианты
могут быть основаны, в частности, на продолжении реализации прежних приоритетов
администрации, а также на учете новых приоритетов, заложенных в программу
действий администрации. Основным принципом бюджетного планирования должно стать
обеспечение в среднесрочной перспективе действующих и принимаемых обязательств
в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной
(муниципальной) политики.
Объем бюджета
действующих обязательств не может превышать планируемого объема доходов и
сальдо источников покрытия дефицита бюджета при консервативном сценарии
социально-экономического прогноза на соответствующий год, условия (внешние
параметры) формирования которого должны быть определены нормативными правовыми
актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации
(муниципального образования). В случае невыполнения указанного условия
(например, невозможности обеспечения обязательств при реализации наиболее
неблагоприятного варианта прогноза социально-экономического развития)
действующие обязательства подлежат сокращению.
Основные
показатели перспективного финансового плана разрабатываются в условиях
действующего законодательства, влияющего на доходы бюджета субъекта Российской
Федерации (муниципального образования).
По решению
Рабочей комиссии могут разрабатываться дополнительные варианты основных
показателей перспективного финансового плана, в частности, в соответствии с
различными вариантами макроэкономических показателей.
На третьем
этапе разрабатывается проект перспективного финансового плана.
Проект
перспективного финансового плана разрабатывается исходя из утвержденного высшим
исполнительным органом субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) варианта основных показателей перспективного финансового плана с
целью определения основных параметров (характеристик) бюджета территории в
плановом периоде. Вместе с тем по мере внедрения в практику бюджетного
планирования расходов отдельных элементов бюджетирования, ориентированного на
результат, в рамках перспективного финансового плана необходимо дополнительно
установить предельные объемы бюджетов главных распорядителей бюджетных средств.
При
разработке перспективного финансового плана финансовый орган субъекта
Российской Федерации (местного самоуправления) и орган, отвечающий за развитие
экономики, могут вносить в Рабочую комиссию предложения по корректировке
сценарных условий и (или) основных показателей перспективного финансового плана
в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.
Предельные
объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде
целесообразно определять раздельно по бюджету действующих и бюджету принимаемых
обязательств.
Сокращение
общего объема бюджета действующих обязательств субъекта бюджетного планирования
по сравнению с ранее утвержденным в составе перспективного финансового плана
объемом допускается только в случае изменения (снижения) индексов-дефляторов
(коэффициентов), применяемых для расчета ассигнований для исполнения
действующих обязательств, и (или) в соответствии с решениями высшего
исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) по сокращению (отмене, прекращению действия) в плановом периоде
конкретных видов действующих обязательств.
Бюджет
принимаемых обязательств распределяется в соответствии с решениями высшего
исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) по результатам рассмотрения:
• предложений
финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
по распределению бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного
планирования в связи с реализацией принятых или планируемых решений высшего
исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального
образования), например, по повышению зарплаты, введению (повышению) стандартов
услуг, реализации новых приоритетов и т.п.;
• предложений
субъектов бюджетного планирования, которые рекомендуется рассматривать на
основе сопоставления результативности по заранее утвержденной процедуре и
критериям.
Проект
перспективного финансового плана разрабатывается финансовым органом субъекта
Российской Федерации (муниципального образования), рассматривается Рабочей
комиссией и может быть утвержден высшим исполнительным органом субъекта
Российской Федерации (муниципального образования).
Перспективный
финансовый план, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской
Федерации (муниципального образования) или прикладываемый к проекту бюджета как
информационный материал, направляется в порядке информации в законодательный
(представительный) орган государственной власти Российской Федерации
(муниципального образования), а также органам государственной власти субъекта
Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с
законодательством субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Уточненный
перспективный финансовый план направляется в законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) одновременно с внесением проекта регионального (местного) бюджета.
В рамках
перспективного финансового плана осуществляется согласование всех инструментов
экономической и финансовой политики в среднесрочной перспективе (см. рис. 3.1).
Рис. 3.1.
Согласование инструментов экономической и финансовой политики
3.3 Формирование
среднесрочного финансового плана
Среднесрочный
(перспективный) финансовый план формируется, как правило, на основании среднесрочного
экономического и финансового прогноза. Однако способы формирования
среднесрочного финансового плана на основании такого прогноза отличаются друг
от друга в разных странах.
В Германии
основные параметры среднесрочного финансового плана формируются Советом по
финансовому планированию, который обеспечивает согласованность между бюджетами
разных уровней. На заседаниях Совета в результате переговоров между
представителями всех трех уровней власти определяются параметры и совокупный
объем государственных расходов на среднесрочную перспективу, а также
распределение бюджетных ресурсов между бюджетами трех уровней. По достижении
договоренности все уровни власти модифицируют свои бюджеты в соответствии с
параметрами, определенными в среднесрочном финансовом плане. В этом смысле
многолетние бюджетные показатели функционируют в контексте финансового плана,
благодаря чему обеспечивается согласованность бюджетной политики и бюджетных
решений на всех уровнях власти с целями общенациональной макроэкономической политики.
В странах
Британского Содружества среднесрочный финансовый план разрабатывается и
уточняется либо Казначейством, либо Министерством финансов в соответствии с
экономической программой правительства. В Канаде и Англии финансовая стратегия
правительства находит свое выражение в лимитах расходов по министерствам на
многолетний период. В Новой Зеландии Закон «О фискальной ответственности»
требует, чтобы правительство представляло в парламент официальный доклад
(положение) «О бюджетной политике» еще до начала бюджетного процесса. В США
экономическая и фискальная стратегия правительства излагается в ежегодном
экономическом докладе президента. Кроме того, многолетние лимиты на размер
бюджетного дефицита в США определяются в законодательном порядке (Закон «Об
обязательном исполнении бюджета»).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|