Понятие государственного кредита
Понятие государственного кредита
Понятие государственного
кредита
Государственный
кредит
Кредит
восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного и
своевременного финансирования капитальных вложений либо текущих затрат.
Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных
средств внутри страны (внутренний кредит) и с нерезидентами (внешний кредит).
Государственный
кредит - отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств
на условиях платности, срочности и возвратности, где государство выступает в
качестве заемщика, кредитора, гаранта.
Государственный
кредит выражает отношения между государством, от имени которого выступают
органы исполнительной власти федерального уровня с одной стороны, и
хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными
государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов
или гарантийного обеспечения.
Как
экономическая категория государственный кредит имеет ряд особенностей, т.к.
находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита:
а) в качестве
звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование
централизованных денежных фондов государства;
б) в качестве
категории кредита, государственный кредит отличается от классических финансовых
категорий (налоги, субсидии и др.), т.к. его основой является возвратность, срочность,
платность;
в) в отличии
от банковского кредита, обеспечением государственного кредита служит все
имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной
единицы;
г) как
финансовая категория выполняет все функции финансов.
Категория
«государственный кредит» имеет следующие особенности в отличие от других форм
кредитования:
-
в
качестве обеспечения возвратности кредита обычно выступает все имущество,
находящееся в собственности государства или муниципального образования;
-
на
уровне Федерации государственные займы не имеют конкретного целевого назначения;
-
сроки
государственного кредита, как правило, достаточно длительные, но согласно
Закону «О государственном внутреннем долге РФ» не могут превышать 30 лет.
Деятельность
государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом
Для покрытия
бюджетного дефицита государство привлекает заемные средства. Одновременно оно
выступает в качестве кредитора. В отдельных случаях государство выступает гарантом,
принимая на себя ответственность за погашение кредитов, взятых хозяйствующими
субъектами.
Как форма
кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей:
-
государственный
кредит, как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качестве
обеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства, т.е. все
имущество, находящееся в государственной собственности;
-
государственный
кредит обычно имеет потребительскую, а не производственную форму. Проценты за
кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за
счет бюджетных поступлений;
-
на
уровне Федерации государственный кредит, как правило, не имеет конкретного
целевого характера;
-
сроки
предоставления государственного кредита более длительные по сравнению с другими
формами кредитования.
По договору
государственного займа государство выступает в качестве заемщика, а юридические
и физические лица- в качестве кредитора.
Государственные
займы могут характеризовать состояние государственного бюджета страны. Чем
больше займы - тем хуже обстоит дело с бюджетом, чем выше доля государственного
долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис государства. Таким образом,
функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению
государственного долга.
Государственный
долг – вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней,
и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами
экономики.
Государственный
долг подразделяется на две части - капитальный и текущий. Капитальный долг
включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало
года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в
рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному
долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем
долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде
(году).
В зависимости
от места размещения средств, государственный долг делится на внутренний и
внешний.
Государственный
внутренний долг - заемная деятельность на внутреннем рынке страны,
осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценных
бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и
его учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по ним
доходов в виде процентов или в иной форме.
Государственные
ценные бумаги - это форма существования государственного долга в виде долговых
ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство. Все выпуски государственных
ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге РФ.
Государственные ценные бумаги обеспечивают гибкое поступление денежных средств
в бюджетную систему, а с другой - дают возможность инвесторам получать доход на
их временно свободные денежные средства.
Основные виды
государственных ценных бумаг:
1. Облигации
государственного российского республиканского внутреннего займа 2000 г. -
выпущены 1.01.2000 срок - 16 лет. Номинал - 5000, 10000, 25000, 100000 руб.
Размещались среди юридических лиц. Доход - фиксирован в размере 5 % от номинала
и выплачивается 1 раз в год;
2. Облигации российского
внутреннего выигрышного займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет.
Номинал - 500 и 1000 руб. Доход выплачивается в форме выигрышей из расчета 30 %
в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальные
облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу;
3. Государственные
краткосрочные бескупонные облигации. (ГКО) Выпускались в бездокументарной форме
в виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6,
12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом - а погашение по номинальной
стоимости;
4. Облигации внутреннего
государственного валютного облигационного займа (ВЭБ) эмитированы Министерством
финансов РФ в 2007 г. для компенсации валютных средств предприятий, находящихся
на счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10
000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008,
2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз в
год при предъявлении купона;
5. Облигация
государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ - ПК) -
выпускается в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 тыс. руб.
Рыночная стоимость определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным
купонным процентом;
6. Облигации
Государственного сберегательного займа являются государственными ценными
бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение
процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их
погашении. Срок обращения 1 год. Номиналы - 100 и 500 руб. При этом каждая
облигация имеет 4 купона.
Государственный
внешний долг - заемная деятельность государства на внешенем рынке.
На мировом
финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям выступает в
качестве заемщика. Предельный размер государственных внешних заимствований
ежегодно утверждается в форме федерального закона.
Размер
государственного долга РФ по состоянию на 1.11.2010 г. представлен в таблице 1.
Управление
государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых
государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий
размещения и погашения государственных займов. Целью управления государственным
долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита
государственного бюджета.
Таблица 1
Долг центрального правительства
|
Показатели
|
Млрд.долл.
США
|
Млрд.руб.
|
Долг центрального правительстива (валовый)
|
|
4543,4
|
Внешний долг
|
143,5
|
3982,1
|
в т.ч.
|
|
|
Со сроком погашения 1 год и менее
|
7,4
|
205,4
|
Займы
|
90,0
|
2497,5
|
Ценные бумаги
|
53,5
|
1484,6
|
В т.ч. еврооблигации
|
36,3
|
1007,3
|
Прочие
|
0
|
0
|
Внутренний долг
|
|
561,3
|
в т.ч.
|
|
|
Со сроком погашения 1 год и менее
|
|
13,3
|
Займы
|
|
0
|
Ценные бумаги
|
|
555,7
|
Прочие
|
|
5,6
|
Методы
управления государственным долгом:
·
рефинансирование
– погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от
размещения новых займов;
·
новация
– соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному
финансовому кредиту другим обязательством;
·
конверсия
– изменение доходности займов;
·
консолидация
– изменение срока обращения уже выпушенных займов;
·
унификация
– объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения
расходов по их управлению;
·
отсрочка
погашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства от
выплаты процентов по займам;
·
аннулирование
долга – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный
инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в
случае банкротства государства.
В случае если
государство - заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не
желают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда
производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в
зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам. Польша оказавшаяся
неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась с параличом промышленности
зависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией и
увеличением товарного дефицита.
В 2009 г.
Россия была близка к состоянию банкротства. Платежи по обязательствам страны
должны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса около 8
млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих
платежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В
этой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайним
минимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В одних
случаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи не
производились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена.
В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременного
выполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку.
Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжили
предоставление России валютных кредитов.
Эту
критическую стадию, близкую к международному банкротству, так или иначе удалось
пройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной.
Российская
Федерация как кредитор и гарант
Прибегая к
государственному кредиту для покрытия бюджетного дефицита, федеральное
правительство само предоставляет кредиты иностранным государствам, а также
резидентам, например, в виде краткосрочной бюджетной ссуды предприятиям и
субъектам РФ. Организациям агропромышленного комплекса за счет средств бюджета
предоставляется товарный кредит (для обеспечения горюче-смазочными
материалами), а администрациям районов Крайнего Севера - льготные кредиты для
обеспечения завоза топлива и других жизненно важных ресурсов.
Разновидностью
бюджетной ссуды является инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый
федеральным правительством предприятиям, имеющим крупное народнохозяйственное
значение. Размер кредита соответствует сумме налоговых платежей заемщика в
Федеральный бюджет за год или несколько лет.
Бюджетный
кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения
гражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное
обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия,
обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Деятельность РФ в
качестве гаранта заключается в настоящее время в следующем:
государство
гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. Гарантированные сбережения
населения являются государственным внутренним долгом;
выступает
гарантом различных обществ и групп (финансово - промышленной группы, РАО ВСМ и
др.);
выступает
поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям
субъектов РФ;
гарантирует
государственные ценные бумаги.
Литература
1.
Абрамова
М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2.
Балабанов
А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3.
Большаков
C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного
периода // Финансы. 2008. № 11.
4.
Булатова
А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
5.
Буретин
Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.
|