Понятие консолидированного бюджета и его использование
Понятие консолидированного бюджета и его использование
Содержание
Введение
Понятие консолидированного бюджета и
его использование
Принципы бюджета
Заключение
Список литературы
Введение
Цель работы состоит в
изучении консолидированного бюджета Российской Федерации.
По данной теме можно
судить о ситуации в стране в целом.
Свод бюджетов в целом по
РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов.
Такой объединенный бюджет
законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и
статистических целей.
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые
направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций
государства.
Бюджетная классификация
является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью
которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые
ресурсы из федерального бюджета.
Понятие
консолидированного бюджета и его использование
В связи с упразднением
государственного бюджета Российской Федерации в Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было
включено понятие "консолидированный бюджет". В ст. 8 этого Закона
сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой
правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и
представлением необходимой статистической и бюджетной информации для
составления консолидированных бюджетов.
В современных условиях
правовой основой консолидированного бюджета является ст. 16 Бюджетного кодекса
РФ.
Консолидированный бюджет
— это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей
территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный
бюджет Российской Федерации).
Составление
консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его
прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65
Бюджетного кодекса).
Консолидированные бюджеты
Российской Федерации и субъектов Федерации не подлежат утверждению. Они
составляются и являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных
показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам
бюджетов бюджетной системы.
Показатели
консолидированных бюджетов используют:
• для анализа
формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;
• при разработке
прогнозов экономического и социального развития государства, регионов,
субъектов Федерации;
• при финансовом
планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов
бюджетов;
• при разработке нормативов
отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Федерации;
• для определения степени
централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете
государства.
Бюджет
консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным)
органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет
консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных
показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в
каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее бюджет
консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа
основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес
бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление
о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов
свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы
бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.
В российской
бюджетной практике существуют следующие понятия бюджетов консолидированных:
·
бюджет
консолидированный Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные
фонды;
·
бюджет
консолидированный субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края,
округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и
Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные
бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта
Федерации;
·
бюджет
консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного
подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;
·
бюджет
консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов
районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных
образований.
Принципы бюджета
Структурные пропорции консолидированных
бюджетов (соотношения между различными видами основных источников и направлений
расходов) каждого уровня бюджетной системы существенно отличаются от пропорций
консолидированных бюджетов других уровней (например, если в доходах
консолидированного бюджета Российской Федерации главным источником доходов в
условиях переходной экономики был налог на добавленную стоимость, то в
консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был
налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные
расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же
уровня. Главными причинами этого являются:
·
закрепление за
каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников;
·
действующие в тот
или иной период пропорции распределения ставок между федеральным и
региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз;
·
отраслевая
специализация и общий уровень социально-экономического развития той или иной
территории (данный фактор индивидуализирует бюджетные пропорции
консолидированных бюджетов одного уровня);
·
распределение
расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в т. ч. законодательное
установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств
бюджетов соответствующего уровня и др.
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов
федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление
обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и статистических целей.
Принцип единства
бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм
бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за
нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования
расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает
закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий
по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов,
органами местного самоуправления.
Принцип
самостоятельности бюджетов означает:
·
право законодательных
органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом
уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
·
наличие
собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное
закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов
соответствующих бюджетов;
·
право органов
государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с законодательством определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов;
·
недопустимость
изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о
бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам
бюджетов;
·
недопустимость
компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных
расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением
установленных законом случаев.
Принцип
полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных
фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению
в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном
объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за
счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в
бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип
сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип
гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных
бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения
бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по
вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между
исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип
достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип
адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением
направления их на финансирование конкретных целей.
Заключение
Изучив тему
«консолидированный бюджет РФ», можно сделать выводы, что это совокупность
бюджетов всех уровней. Включает в себя консолидированный бюджет Субъектов РФ и
Федеральный бюджет РФ, а также государственные целевые фонды.
Консолидированный бюджет
Российской Федерации и се субъектов не подлежит утверждению в законодательном
порядке, а является лишь информационной базой для корректировки
бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает
экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного
анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового
внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета — это, прежде
всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство
территории.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации.
2. Бюджетная система Российской
Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт,
2003.
3. Петров В.А. Основы бюджетного
кодекса Российской Федерации //Финансы, 1998, №7.
|