бесплатные рефераты

Правила исчисления и уплаты региональных и местных налогов

Правила исчисления и уплаты региональных и местных налогов

ВВЕДЕНИЕ


Важнейшее место среди источников поступления в государственный бюджет любой страны занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в разных странах.

Налоги участвуют в предоставлении национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства специфической формой производственных отношений, которые и формируют общественное содержание налогов. Это дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу – представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизируемого государством.

При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Исходя из этого следует отметить, что налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Исторически возникли в момент разделения общества на социальные группы и появлению государственности.

Даже с первого взгляда видно, что никакое государство не может существовать без налогов, поскольку они главный метод мобилизации доходов. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, они находятся в постоянном изменении.

Государство, исходя из общих интересов, формирует систему экономических взаимоотношений с предприятиями, которые могут и не совпадать с интересами предприятий, что на практике приводит к усилению противоречий между субъектами экономических отношений. Это в полной мере может быть отнесено к налоговой политике государства. Посредством налогов осуществляется процесс передачи части денежных доходов предприятий в бюджеты соответствующих уровней, а по существу осуществлять законодательно определенный процесс. Отчуждения части доходов хозяйствующего субъекта.

Взаимоотношения государства и налогоплательщика не могут существовать без определенных двусторонних компромиссов, что выражается в законодательной защите в большей мере одной стороны и поиска вариантов для уменьшения выплаты с другой. Вопросы изучения теоретических и методологических аспектов налогового управления на предприятии имеют актуальное значение потому, что в условиях усложняющегося налогового законодательства, перехода к международным стандартам учета и отчетности право предприятия, право собственности на законное уменьшение своих налоговых обязательств нередко на практике рассматривается со стороны налоговых органов как уклонение от уплаты налогов со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями.

К числу налогов следует отнести налоги, уплачиваемые юридическими лицами – транспортный налог, земельный налог и налог на имущество организаций.

Цель дипломной работы – изучить порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Основными задачами написания дипломной работы являются:

- исследование актуальных вопросов совершенствования налоговых отношений;

- выполнение характеристики налогов, уплачиваемых ООО «АгротехГарант»;

- изучение порядка исчисления и уплаты региональных и местных налогов;

- проанализировать обязанности по уплате региональных и местных налогов;

- выявить пути совершенствования налогообложения в организации.

В качестве объекта исследования выступает ООО «АгротехГарант» Алексеевский и предметом является порядок исчисления и уплаты региональных и местных налогов.

Теоретической основой работы послужили нормативные и законодательные акты, отечественные и зарубежные. Также учебная литература, периодические издания в области налогообложения.

Обработка информации и в целом выполнение дипломной работы производились с использованием таких методов исследования, как монографический подход, статистическо-экономический, расчетно-конструктивные методы исследования.

Структура дипломной работы состоит из введения, содержащего в себе актуальность темы; четырех частей, в первой из которых приведена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, во второй части раскрываются актуальные вопросы совершенствования налоговых отношений, в третьей части дается характеристика налогов, уплачиваемых исследуемым предприятием, порядок исчисления и уплаты региональных и местных налогов, проводится анализ исполнения обязанностей по уплате региональных и местных налогов данным предприятием, в четвертой части намечены пути совершенствования налогообложения в ООО «Агротех Гарант» Алексеевский, заключения, содержащего в себе краткие выводы по исследуемой теме и предложения по усовершенствованию взимания налогов; списка исследуемой литературы, на основании которой была выполнена данная работа; приложений, дающих наиболее полное наглядное представление о материалах, излагающихся при выполнении работы.


1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» АЛЕКСЕЕВСКИЙ


ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский было основано 18 марта 2005 года. Оно является преемником крестьянско-фермерского хозяйства Чеботарева А.В. ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский расположено в Белгородской области в северной части Алексеевского района, в 12 км от районного центра города Алексеевка и 182 км от областного города Белгород.

Транспортная связь с областными и районными центрами, базами снабжения и пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции осуществляется по автодорогам твердого покрытия. На территории хозяйства имеется два населенных пункта: село Глуховка и хутор Городище. Население составляет 900 человек, из них трудоспособных 163 человека.

Организация создана участником без ограничения срока, с целью ведения хозяйственной деятельности и получения прибыли. ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский является юридическим лицом с момента государственной регистрации в установленном порядке и обладает всем комплексом прав и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ и Уставом в соответствии с которыми:

- имеет обособленное имущество, принадлежащее ему на праве собственности и учитываемое на его самостоятельном балансе;

- отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

- приобретает и отчуждает имущественные права, в том числе заключает договора и совершает сделки, не противоречащие законодательству РФ;

- исполняет обязанности и несет ответственность по своим обязательствам, может быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, имеет эмблему.

Высшим органом управления Обществом является единственный участник Общества. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – Генеральным директором. Исполнительные органы Общества подотчетны единственному участнику Общества.

Среднесписочная численность на предприятии составляет 163 человека. Создан штат ИТР и служащих. Руководителем финансового отдела предприятия является главный бухгалтер. Главного бухгалтера на занимаемую должность назначает непосредственно генеральный директор ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский.

Главный бухгалтер подчиняется только директору Общества. Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ, несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования его по документальному оформлению операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведения обязательны для всех работников организации.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности. Структура бухгалтерии зависит от объема и сложности учетной работы. Как в бухгалтерии любого предприятия, бухгалтерия ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский ведет учет дебиторской и кредиторской задолженности – одних из главных объектов бухгалтерского учета.

Эффективное хозяйствование предполагает постоянное изучение показателей работы предприятия. В процессе оперативного анализа торговой деятельности изучают и оценивают показатели, которые характеризуют с одной стороны результаты – прибыль и товарооборот, ресурсы и затраты – материально-техническая база, оборотный капитал, трудовые ресурсы, издержки обращения.

Общая площадь землепользования составляет 7995,1 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 7995,1 га, из них пашни 7177 га, сенокосов 818 га. Все земли постороннего пользования используются по целевому назначению. В пределах хозяйства развита эрозия, которая снижает естественное плодородие, уменьшает содержание гумуса, азота, фосфора и калия в почве.

Развитию процессов водной эрозии способствует определенное сочетание природных факторов и хозяйственная деятельность человека. Из природных условий главная роль в развитии водной эрозии принадлежит рельефу. От крутизны склонов, их эксплуатации, протяженности и формы зависит степень интенсивности эрозии. По механическому составу все сельскохозяйственные угодья глинистые и тяжелосуглинистые, что сводит до минимума возможности ветровой эрозии.

Естественные пастбища используются под выпас общественного скота. Определенной, отработанной системы выпаса скота не наблюдается. Скот личного пользования выпасается на участках пастбищ, согласно материалов по передаче земель в ведение Глуховского сельского совета.

Пахотные земли используются под посев сельскохозяйственных культур, бросовых участков нет. Существует производственное направление – зерново-свекловичное. Организационно-производственная структура хозяйства – отраслевая.

Центральным населенным пунктом ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский является село Глуховка, где расположены основные административные, культурно-бытовые и производственные здания и сооружения.

В растениеводстве ведущими культурами являются зерновые и сахарная свекла. Остальные виды сельскохозяйственной продукции составляют небольшой процент. Одним из важнейших организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на рациональное использование земли, повышения ее плодородия и неуклонный рост урожайности культурных растений является введение и освоение научно-обоснованной системы севооборотов.

Учитывая данные, полученные агрономическим обоснованием, предложены следующие виды севооборотов: полевой свекловичный 9-ти польный на 1390 га; почвозащитный 5-ти польный на 232 га; запольные участки на 72 га. Проектирование севооборотов выполнено с учетом охраны земель, биологических требований сельскохозяйственных культур, организационно-хозяйственных мероприятий и особенностей землепользования. Важным фактором повышения урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения их качественных показателей служат удобрения.

Наглядно рассмотреть показатели размера предприятия можно в таблице 1.1.


Таблица 1.1. Показатели размера предприятия

Показатели

2006 г

2007 г

2007 в % к 2006

Валовая продукция (в текущих ценах) тыс.руб.

95660

109208

114,1

Денежная выручка, тыс. руб

77811

131517

169,1

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

37691,5

56351,7

149,6

Потребленные оборотные средства (материальные затраты), тыс.руб.

18965

22373

117,9

Среднегодовая численность работников организации (предпр.)

126

163

129,4

Производство основных видов продукции:




Зерно

49342

59973

121,6

Сахарная свекла

241758

413670

171,2

Подсолнечник

36458

27870

76,5

Анализируя динамику показателей размера предприятия ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский, в целом можно отметить, что данное предприятие является средним. Об этом свидетельствует такой важный показатель, как валовая продукция в текущих ценах, которая в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 14,1 %. Денежная выручка в 2007 году увеличилась на 69,1 % по сравнению с 2006 годом. Стоимость основных и оборотных средств также возросла на 49,6% и 17,9% соответственно. В анализируемом 2007 году возросла численность работников организации на 37 человек.

Так же следует отметить, что производство продукции в 2007 году по зерну и сахарной свекле возросло на 10631 ц и 171912 ц, а подсолнечник в 2007 году снизился на 8588 ц по сравнению с прошлым годом.

Отношение отдельных видов основных фондов к общей их стоимости определяет структуру основных фондов.

Структура основных средств предприятия представлена в таблице 1.2.


Таблица 1.2. Состав и структура основных средств

Наименование

показателей

Наличие на 2006 г

Начало года

Наличие на 2007 г

Начало года

Отклонения

+ , -

Тыс.руб

Стр-ра %

Тыс.руб.

Стр-ра %

Тыс.руб

Стр-ра %

Здания

491

2,1

491

1,87

-

- 0,3

Сооружения и передаточные устройства

1316

5,4

228

0,9

-1088

- 4,5

Машины и оборудование

21456

89,4

25469

92,9

4013

3,5

Транспортные средства

680

2,9

971

3,5

291

0,6

Прочие ОС

52

0,2

234

0,9

182

0,7

ВСЕГО:

23995

100

27393

100

3398

-


Основные средства являются важной составляющей бесперебойной работы ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский. Как видно из таблицы 1.2. в его распоряжении имеются здания, оборудование и другие объекты производственных фондов.

За анализируемый период наличие на начало и конец 2007 года стоимость основных средств увеличена на 3398 тыс. рублей, а некоторых показателей уменьшилась. Это является следствием их выбытия и продажи. Из данных видно, что основные сдвиги в структуре основных средств, проявляют транспортные средства, которые увеличились в 2007 году на 291 тыс.руб., по сравнению с 2006 годом. Следовательно, увеличился их удельный вес в структуре основных средств на конец года, рост составил 0,6 %.. Значительно уменьшились сооружения и передаточные устройства на 1088 тыс.руб. Финансовые результаты деятельности предприятия отражены в таблице 1.3.


Таблица 1.3. Финансовые результаты деятельности предприятия, тыс.руб.

Показатели

2006 год

2007 год

Отклонение

+ , -

Доходы и расходы по обычным видам деятельности:

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

77811

131517

53706

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

58869

89462

30593

Валовая прибыль

18942

42055

23113

Коммерческие расходы




Управленческие расходы




Прибыль (убыток) от продаж

18942

42055

23113

Прочие доходы и расходы

Процент к получению




Проценты к уплате

3430

3413

- 17

Доходы от участия в других организациях




Прочие доходы

2467

2507

40

Прочие расходы

3053

7344

4291

Прибыль (убыток) до налогообложения

14926

33805

18879

Отложенные налоговые активы




Отложенные налоговые обязательства




Текущий налог на прибыль

65

228

163

Иные платежи из прибыли




Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

14861

33577

18716

Анализируя показатели финансового состояния ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский следует отметить тенденцию изменения доходов и расходов по обычным видам деятельности. В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась выручка от продажи товаров на 53706 тыс.руб. Следует отметить, что увеличились прочие доходы на 40 тыс.рублей по сравнению с 2006 годом. Увеличилась себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг по сравнению с 2006 годом на 30593 тыс.рублей. Также увеличилась чистая прибыль, которая в 2007 году составила 33577 тыс.рублей. Увеличились прочие расходы в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 4291 тыс. рублей

Прибыль до налогообложения составила в 2007 году 33805 тыс.рублей, что на 18879 тыс.рублей больше чем в 2006 году. Исходя из значительных увеличений показателей можно сказать, что организация эффективно развивается в сфере финансовой деятельности.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Также вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Так как ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский за 2006 и 2007 год налоговые декларации предоставляют в налоговые органы в установленные сроки, то можно сказать, что данная организация является добросовестным налогоплательщиком.

Уплата налогов и сборов на предприятии показана в таблице 1.4.


Таблица 1.4. Уплата налогов и сборов ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский

Показатели

2006 г

2007 г

Отклонение (+, -)

2007 г от 2006 г

Тыс.руб.

%

1. Сумма уплаченных налогов, обязательных платежей, тыс.руб.


14153


23488


9335


165,9

2. Удельный вес налогов в денежной выручке, %


18,18


17,85


-0,33


98,1

3. Налогооблагаемая база (нагрузка) руб.





3.1. На 1 работника

11232,5

14409,8

3177,3

128,2

3.2. На 100 рублей затрат

37,4

144,1

106,7

385,3

3.3. На 100 рублей денежной выручки

18,2

17,9

- 0,3

98,4

3.4. На 100 рублей прибыли до налогообложения

94,9

69,5

- 25,4

73,3


Анализируя данную таблицу необходимо отметить, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом значительно увеличилась сумма уплаченных налогов, обязательных платежей на 9335 тыс. рублей. Удельный вес налогов в денежной выручке снизился в 2007 году на 1,9 %. Налогооблагаемая база составила: на 1 работника за 2007 год 14409,8 тыс. рублей, что на 3177,3 тыс. рубля больше чем в 2006 году, на 100 рублей затрат в 2007 году увеличилась на 106,7 тыс. рублей, на 100 руб. денежной выручки уменьшилась на 1,6 % и в 2007 году составила 17,9 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом. А налогооблагаемая база на 100 рублей прибыли до налогообложения в 2007 году тоже уменьшилась на 26,7 % и составила 69,5 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом.

Экономическая эффективность производства характеризуется комплексом показателей. Поэтому чтобы получить правильное представление об уровне и динамике эффективности, надо проанализировать эти показатели в комплексе.

Основными показателями эффективности производства является прибыль от реализации и уровень рентабельности. Уровень рентабельности является результативным показателем работы предприятия, в котором находят отражение, объем произведенной и реализованной продукции, затраты на ее получение.

Экономические показатели деятельности предприятия отображены в таблице 1.5.


Таблица 1.5 Экономические показатели деятельности предприятия


Показатели

Годы

2007 г в % к 2006 г

2006 год

2007 год

1. Валовая продукция на 1 работника, тыс.руб.

759,2

669,9

88,2

2. Оплата труда на 1 работника в год, тыс.руб.

49,71

79,19

159,3

3. Прибыль от продаж на 1 работника, тыс.руб.

150,33

258,1

71,7

4. Фондоотдача, руб.

16,87

32,14

90,6

5. Уровень рентабельности предприятия, %

25,35

37,78

149,1

6. Уровень окупаемости затрат, %

410,2

587,8

143,2


Характеризуя основные показатели деятельности предприятия ООО «АГРОТЕХ-ГАРАНТ» Алексеевский следует отметить, что производство валовой продукции на 1 работника в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшилась на 11,8% и составила 669,9 тыс.рублей. необходимо отметить, что оплата труда на 1 работника в 2007 году увеличилась на 159,3% по сравнению с 2006 годом и составила 79,19 тыс.рублей.

Показатель фондоотдачи повысился на 90,6% и составил 32,14 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом. Характеризуя уровень рентабельности производства происходит повышение в 2007 году на 51,1% и составляет 37,38 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом. Также повысился показатель уровня окупаемости затрат на 43,2%. Это хорошая тенденция, в целом работа предприятия оценивается как эффективная.


2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Налоговая система сформировалась позднее с появлением отдельных налогов. Налоговая система РФ представляет совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществление налогового контроля, а также привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Вопросам налогообложениям свои работы посвятили многие авторы, такие как Алексеенко М.М., Маркс К., Смит А., Селигман Э., Черника Д. и многие другие. Все они дают четкое определение данным налогам. Все они отмечают ценность и значимость региональных и местных налогов. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц или привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Систему законодательства о налогах и сборах в России составляет Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации.

Сегодня, по сути в РФ сложилась едва не тупиковая ситуация.

С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой – мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма не прост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ.

Об этом свидетельствует и мировой опыт. Определить понятие «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки – значит, выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, ограничить налогом и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например, некоторых видов имущественных санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, то есть по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа и уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, проблемы и неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснением Госналогслужбы и Минфина России.

Вместе с тем, следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой «каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования».

Никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясных, как налоговая служба. Потому ни они, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработках и издании правоприменительных актов по налогам. Однако одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.

Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, динамичная жестокость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения – все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, формирования иных подходов и к решению проблемы. Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля.

Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок о порядке и сроках принятия решений и т.д.

Конечно это небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостности концепции реформирования налогообложения и его правовых форм, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

В течение 1992-1993 годов серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов.

На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности.

Только в 1992 году в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги – один из признаков государства.

Относительно комплексной структуры термины «налог» русский экономист М.М. Алексеенко, [6. С.25] еще в XIX веке отмечал: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой собственно и началась экономическая наука. С другой – установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства.»[1]

Налоги одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций.

В концентрированном виде исключительную значимость налогов можно выразить словами К.Маркса, [8. С.309]: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и решением. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».[2]

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта. Проблемы построения налоговой системы и принципы налогообложения занимали умы ученых – экономистов и философов на протяжении всего периода существования института государства, что нашло отражение в работах Ф. Аквинского, Ш.Монтескье, А.Смита и др. Именно А.Смиту человечество обязано первой наиболее четкой постановкой вопроса о принципах налогообложения и его справедливости[3].

Ученые экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения.

Изучая экономическую сущность налогов, классик буржуазной политэкономии Д.Рикардо, [26. С.21] писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или дохода»[4].

Русским финансистом С.И. Иловайским, [21. С.191] было свойственно рассматривать налоги как «принудительные денежные взносы частных хозяйств»[5].

К.Маркс, [8. С.32]анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: «Экономическим воплощением существования государства являются налоги»[6].

Позднее, в начале ХХ века, определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовским: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщиками его специального эквивалента»[7]

И.И. Тургенев, [27. С.18]: «Так как налоги, взимаемые правительством с подданных, сделались везде единственным источником доходов государственных, то правительство обязано стремиться к усовершенствованию сей части государственного управления, искусство которого в том, чтобы народ, платя сколь можно более, думал при том, что платить сколь можно менее»[8]

Дефиниция налога претерпела длительную и сложную эволюцию, характер которой еще раз доказывает правильность вывода о неотделимости процессов развития государства и налогообложения.

В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э. Селисмана и Р. Стурма, [23. С.67] «Этюды по теории обложения», в которой авторы выделили семь степеней понимания рассматриваемой категории, вначале господствующей является идея дара.

В средние века индивидуум делает подарок правительству. На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке… На третьей стадии (проявляется идея) мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству. На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага. На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности. Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства, на седьмой и последней стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленных или начисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика»[9]

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ