бесплатные рефераты

Правовые механизмы налогового регулирования в странах ЕС (на примере Великобритании, Франции и Германии)

Правовые механизмы налогового регулирования в странах ЕС (на примере Великобритании, Франции и Германии)

Содержание


Введение

1. Основные теоретические понятия налогового права в странах ЕС

2. Особенности правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС

3. Анализ правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС на примере Великобритании, Франции и Германии

4. Использование Россией правового опыта налоговых отношений государств - членов Европейских Сообществ

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Одной из особенностей конца XX столетия стало динамичное развитие процессов интернационализации экономики, которое привело к качественно новому этапу - глобализации мирового хозяйства. В отличие от интернационализации, являвшейся в рамках предшествующих этапов развития мирового хозяйства постоянно действующим фактором обеспечения экономического роста стран, глобализация превращает мирохозяйственные связи в решающий фактор развития экономики. В будущем благополучие отдельных государств больше будет зависеть от степени их интегрированности в систему мирового хозяйства.

Составным компонентом процессов интернационализации и глобализации в мировом хозяйстве стало развитие международной экономической интеграции. В настоящее время наиболее развитым интеграционным объединением является Европейский Союз, основной предшественник которого - Европейского экономическое сообщество - было создано в 1957г. Задача, стоящая сегодня в ЕС на повестке дня - формирование и укрепление экономического, валютного и политического союза стран - участниц.

Важным звеном всего процесса экономической интеграции в рамках ЕС, особенно на современном этапе его развития, стало сближение налоговой политики и налоговых систем государств-членов Европейского союза. Само сближение налоговых систем государств, участвующих в интеграционном объединении, оказывает обратное стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие интеграционных процессов в других областях.

Под правовыми механизмами налоговой политики понимаются процессы регулирования, осуществляемые органами ЕС и странами-участницами Европейского Союза в области налогообложения с целью сближения национальных налоговых систем. В настоящей курсовой работе предпринята попытка проанализировать национальные налоговые системы стран ЕС, их особенности, возможности правовых механизмов, а также проблемы, с которыми сталкиваются государства Евросоюза в процессе конвергенции систем налогообложения.

Актуальность курсового исследования обусловлена важным значением и особой ролью правовых налоговых механизмов в рамках углубления европейской экономической интеграции, развития единого внутреннего рынка Евросоюза, завершения формирования в ЕС правового, экономического и валютного союза. Глубокие преобразования в ЕС, происходящие в наши дни, не могут не оказывать определенное воздействие на российскую экономику, интегрирующуюся в мировое хозяйство, так как именно страны ЕС являются в настоящее время и, очевидно, будут оставаться в ближайшей перспективе основными внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации; российская экономика связана с экономикой стран Европейского Союза многообразными хозяйственными отношениями.

Кроме того, изучение налоговых систем западноевропейских стран, возникающих в процессе их развития и гармонизации, важно и актуально не только с точки зрения теоретического осмысления происходящего, но и с позиций извлечения уроков и использования сделанных на основе зарубежного опыта выводов в процессе реформирования российской налоговой системы. Известно, что налоговая реформа продолжает оставаться одной из наиболее острых насущных задач законотворческой политики законодательных органов России, особенно в условиях экономического кризиса в нашей стране.

Следует отметить и еще одно обстоятельство, свидетельствующее об актуальности курсового исследования. Если экономическое и политическое сотрудничество между постсоветскими странами в рамках структур интеграционного типа, созданных на территории бывшего СССР (союза между Россией и Белоруссией, Таможенного союза пяти стран с участием России, а также СНГ в целом), будет углубляться, то на более зрелых этапах экономической интеграции неизбежно встанет вопрос о сближении налоговых систем государств-участников данных объединений. В этом случае, с моей точки зрения, окажется в полной мере востребованным опыт осуществления правовых налоговых механизмов в странах Европейского союза, который может помочь избежать многих ошибок и снизить уровень потенциальных рисков процесса конвергенции налоговых систем.

При написании курсовой работы использовались исследования в области общей теории права и теории европейского права, представленные работами С.С. Алексеева, B.C. Нерсесянца, P.O. Халфиной, Б.Н. Топорнина, Л.М. Энтина, С.Ю. Кашкина. Финансово-правовые отношения в рамках курсового исследования анализировались на основе работ Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой, Н.А. Куфаковой, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Э.Д. Соколовой, Н.И. Химичевой.

Изучение налоговых систем стран-членов Европейского союза, проблем, возникающих при осуществлении правовых механизмов налогообложения в этих государствах, а также путей их решения представляет не только научный, но и значительный практический интерес. Западноевропейский опыт осуществления правовых налоговых механизмов может быть полезен в процессе реформировании отечественной налоговой системы, а уроки осуществления политики конвергенции налоговых систем в странах ЕС целесообразно учитывать при развитии интеграционных связей России и стран ближнего зарубежья.

 

1. Основные теоретические понятия налогового права в странах ЕС


Налоговое право в странах ЕС - особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения; сравнительно молодая научная дисциплина, выделившаяся от всей сферы налогового права в специальное направление исследований.

Фундамент налогового права в странах ЕС составляют его принципы: 1) Принцип суверенного равенства государств в международных налоговых отношениях;

2) Принцип сотрудничества, предусматривающий взаимодействие государств по налоговым вопросам на справедливой и взаимовыгодной основе. Такое взаимодействие включает возможность разрешения спорных проблем, касающихся двойного налогообложения и применения финансовых законов, а также обмена информацией в целях борьбы с уклонением от налогов;

3) Принцип реципроцитета, означающий взаимное признание прав и корреспондирующих им обязанностей в налоговой сфере. Взаимное признание может быть отражено в договоре (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов, а также оно может существовать фактически (фактический реципроцитет);

4) Принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из норм международного налогового права;

5) Принцип налоговой недискриминации. Этот постулат включает три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, недискриминация в налоговой сфере означает предоставление резидентам другой страны такого же режима налогообложения, как и резидентам собственного государства, т.е. национального режима. Второй аспект основан на использовании режима наибольшего благоприятствования и заключается в том, что налогообложение резидентов другой стороны в данном государстве в отношении дохода, получаемого ими через постоянное представительство в этом государстве, не должно быть более обременительным, чем налогообложение находящихся в аналогичной ситуации резидентов третьих стран. В-третьих, каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без обязательного их распространения на резидентов другого государства.

Предмет налогового права в странах ЕС - налоговые отношения межгосударственного уровня стран-участниц ЕС. Анализ налоговых факторов в международных европейских отношениях приобретает большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.

Решение европейских проблем налогообложения возможно с помощью нескольких методов. Государства могут попытаться урегулировать некоторые спорные вопросы, применяя свое внутреннее законодательство в пределах национальной территории. Если этого недостаточно, они вправе достигнуть взаимоприемлемых решений путем заключения соответствующих международных конвенций. Развитие международного экономического сотрудничества привело к появлению нового способа урегулирования: через гармонизацию, а иногда - и унификацию национальных законодательных режимов налогообложения Европейский Союз). Использование различных методов решения налоговых проблем предполагает одновременно и разнообразие источников права, на которых эти методы основываются. Таковыми являются «внутренний закон», международные договоры и соглашения, решения международных организаций, обычай, судебная практика, юридическая доктрина.

«Внутренний закон» - блок внутригосударственных нормативных актов, изданных компетентными органами государственной власти и обязательных к исполнению в пределах национальной территории; определяет критерии налогообложения физических и юридических лиц внутри государства в том, что касается дохода и прибыли, получаемых в другой стране, а также в отношении условий льготного налогообложения товаров, экспортируемых за границу.

Международные договоры и соглашения, регулирующие налоговые вопросы, могут быть многосторонними учредительные договоры международных организаций - Римский договор 1957 г. о создании ЕС, Договор о Евратоме; Венские конвенции 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских сношениях; ГАТТ и др.) и двусторонними.

Большинство государств - членов ЕС при заключении двусторонних налоговых договоров ориентируются на Типовой договор ОЭСР, разработанный в рамках Европейской организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD). Наряду с ним существуют Типовой договор США и Типовой договор ООН, которые, как правило, используются при составлении двусторонних договоров между европейскими государствами и третьими странами. В конечном итоге выбор модели зависит от воли договаривающихся сторон.

Двусторонние соглашения подразделяются на две группы: собственно налоговые соглашения и прочие двусторонние соглашения и договоры, основной предмет которых не относится к фискальной политике (торговые договоры и соглашения; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений; международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования (соглашение Бельгии с НАТО и др.); соглашения о создании международных промышленных и коммерческих обществ).

Собственно налоговые соглашения могут быть специальными (соглашения о налоговом режиме отдельных компаний, об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам, лицензионных платежей, соглашения в области международных перевозок, соглашения об оказании административной помощи в налоговых вопросах, о налогах на наследство и о налогах по социальному страхованию) и общими, которые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по линии прямых налогов (на доходы и капитал). Ядро общих соглашений составляют договоры об избежании двойного налогообложения. Россия имеет такие договоры с Францией, Италией (1985), Ирландией (1994), Грецией (1976), Норвегией (1980), Австрией, ФРГ (1981), Швецией (1993), Кипром (1982), Испанией, Великобританией (1985), Данией, Нидерландами (1986), Финляндией, Бельгией (1987), Польшей, Болгарией, Румынией (1993), Венгрией (1994), Белоруссией (1995).

На действии обычно-правовых норм основываются некоторые правила применения и толкования налоговых договоров и соглашений. При регулировании налоговых проблем внешнеторгового оборота используются типовые контракты, разрабатываемые наиболее влиятельными товарными ассоциациями. В них содержатся формулировки налоговых оговорок, приобретающие характер торгового обычая.

В выработке международной судебной практики по налоговым вопросам участвуют: внутригосударственные судебные органы; международные судебные органы (Постоянная палата Международного суда в Гааге и др.); 3арбитражные органы, которым поручена выработка проектов двусторонних конвенций.

Важную роль в становлении и правильном применении системы правовых норм, регулирующих косвенные налоги, в основном НДС, играют решения Суда ЕС, например, Marralai Case lll/75, [ 1976] ECR 657.

Налогообложение доходов физических лиц остается вне поля деятельности институтов ЕС, так как не является условием для создания единого европейского рынка.

Юридическая доктрина - научные труды и теории, в том числе - публичных и частных международных организаций - оказывает существенное влияние на представления о налоговой политике. Доктринальными исследованиями являются типовые модели налоговых соглашений, на основе которых вырабатываются нормы действующего права (типовые конвенции ОЭСР о налогообложении доходов и капитала, об оказании административной помощи в налоговых вопросах и по недвижимому имуществу, наследствам и дарениям).


2. Особенности правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС


Результаты проводимой в том или ином государстве экономической политики во многом зависят от эффективности регулирования экономических процессов. Поэтому особую значимость приобретают проблемы выбора конкретного механизма налогообложения для той или иной страны, так как ошибки при выборе могут привести к весьма печальным последствиям. Это в полной мере относится и к политике регулирования налоговых отношений в России.

По поводу выбора механизмов регулирования экономики и налогов не только в России, но и на Западе нет единого мнения. Тем более что эффективность использования тех или иных механизмов в различные периоды развития стран неодинакова.

Рассматривая вопросы регулирования налогообложения хозяйственной деятельности в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к опыту правового регулирования налоговых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, чтобы использовать его позитивные моменты в разработке налоговых норм.

Налоговое право ЕС является составной частью европейского, международного права. В контексте соотношения международного и национального права интерес представляет опыт правового регулирования налоговых отношений в ЕС и в странах - членах ЕС, где содержание налогового права, по мнению ряда зарубежных (Д. Лазок, Б. Терра, П. Ваттел и др.), а также отечественных исследователей - Л.М. Энтина, Г.П. Толстопятенко, определяется особенностью европейского права как права sui generis и представляет собой совокупность интеграционного налогового права и налогового права, оптимальную с точки зрения общеевропейских и национальных интересов.

При этом в основу налогового законодательства ЕС в большей или меньшей степени заложены принципы демократизма, правового плюрализма, верховенства права ЕС, пропорциональности и принцип субсидиарности. Общие правовые принципы, применяемые к регулированию налоговых отношений, закреплены рядом статей Договора о ЕС.

Для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС по вопросам, не урегулированным налоговым законодательством государств-членов, предназначены регламенты - правовые акты общего и прямого действия. В частности, путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога. Например, Регламент Совета N 1111/77 от 17 мая 1977 года о введении налога на изоглюкозу, Регламент Совета № 1079/77 от 17 мая 1977 года о налоге на молоко и молочные продукты.

С целью гармонизации национальных законодательств Совет и Комиссия ЕС принимают директивы, позволяющие сблизить национальные правовые нормы в установленные сроки для решения интеграционных задач без существенного нарушения налогового суверенитета государств-членов.

Директивы, принятые в отношении налогов, можно разделить на две группы: директивы, устанавливающие единые требования к определению элементов налогов государств-членов и закрепляющие порядок взаимодействия их налоговых органов, и директивы, вносящие изменения и дополнения в принятые ранее директивы.

Выделяют следующие основные акты вторичного права ЕС в этой области:

-                   Первая директива Совета 67/227/EEC от 11 апреля 1967 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота» (не действует). Данный акт имел целью заменить многоуровневую кумулятивную систему косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС, и обеспечить достижение значительной степени упрощения налоговых расчетов и нейтральности фактора косвенного налогообложения по отношению к конкуренции в ЕС. Причем, введение НДС заменяющего иные налоги с оборота стало обязанностью для государств-членов.

-                   Вторая и Третья директива Совета 68/227/ЕЕС от 11 апреля 1967 года и 69/463/EEC от 9 декабря 1969 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — введение налога на добавленную стоимость в государствах-членах» (не действует). Данные акты предоставляли ряд отсрочек по введению НДС в некоторых государствах-членах.

-                   Шестая директива Совета 77/388/EEC от 17 мая 1977 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — общей системы налога на добавленную стоимость: единообразной базы исчисления» (не действует). В положениях данного акта нашли свое отражение основные принципы функционирования системы НДС. Данный акт имел огромное количество изменений и дополнений. Он являлся полноценным налоговым актом. Отдельно необходимо отметить гармонизацию им ставок НДС в государствах-членах.

-                   Восьмая директива Совета 79/1072/EEC от 6 декабря 1979 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — Положения о возмещении налога на добавленную стоимость налогооблагаемым лицам, не учрежденным на территории страны» (положения данного акта позволяют налогоплательщику одного государства-члена получать возмещение НДС в другом государстве-члене). С 01.01.2009 действует новая Директива.

-                   Тринадцатая директива Совета 86/560/EEC от 17 ноября 1986 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота — Положения о возмещении налога на добавленную стоимость налогооблагаемым лицам, не учрежденным на территории Сообщества» (данный акт позволяет налогоплательщику третьей страны получать возмещение НДС в государстве-члене ЕС). С 01.01.2009 действует новая Директива.

-                   Директива Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года «Об общей системе налога на добавленную стоимость» может считаться триумфом европейской налоговой интеграции. Действующий с 1 января 2007 года данный акт был принят для замены действующего интеграционного законодательства в сфере регулирования НДС (в частности знаменитой Шестой директивы) без внесения в него существенных изменений. Изменения коснулись в основном логической структуры документа. Акт состоит из 15 глав, 414 статей и 14 приложений, им определены: предмет и сфера применения (глава 1); территория применения (глава 2), налогооблагаемые лица (глава 3), налогооблагаемые сделки (глава 4); место осуществления налогооблагаемых сделок (глава 5), наступление налогового обязательства и взимание НДС (глава 6), налогооблагаемая сумма (глава 7), ставки (глава 8), освобождения/налоговые льготы (глава 9), вычеты (глава 10), обязанности налогооблагаемых лиц и отдельных категорий не облагаемых налогом лиц (глава 11), специальные схемы налогообложения (глава 12), положения предоставляющие отступление (глава 13), прочие положения (глава 14), заключительные положения (глава 15).

По специальным вопросам, имеющим общее для всех государств-членов значение, а также по вопросам, затрагивающим интересы отдельных государств, в соответствии со ст.189(4) Римского договора Совет или Комиссия принимают решения (например, Решение Совета N 70/243 от 21 апреля 1970 года о замене финансовых взносов государств-членов собственными доходами Сообществ).

Суд ЕС (Европейский Суд) оказывает сильное воздействие на применение интеграционного налогового права в национальных правовых системах. В соответствии с учредительными договорами и актами вторичного права он имеет исключительную компетенцию в толковании их положений, а также норм налогового права, создаваемых институтами Сообществ.

Решения Европейского Суда обязательны, а в части толкования норм европейского права имеют значение прецедента, которому должны следовать в своей практике судебные органы государств - членов ЕС.

Юрисдикция Европейского Суда, определяемая Договором о ЕС, предполагает рассмотрение прямых исков, с которыми обращаются институты Сообществ, государства-члены, их физические и юридические лица, и исков, с которыми обращаются национальные судебные органы.

Существенное место в системе источников налогового права ЕС занимают международные договоры. Среди них наибольший интерес с точки зрения их воздействия на регулирование налоговых отношений представляют учредительные договоры ЕС, определяющие основы налогового права Сообществ, договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые государствами-членами на двусторонней основе, и Конвенция об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий.

При этом учредительные договоры содержат нормы прямого действия и те налоговые положения, на основе которых принимаются регламенты и директивы Совета по налоговым вопросам.

Предметом двусторонних договоров государств-членов является проблема двойного налогообложения, которую договаривающиеся стороны решают, закрепляя в них принципы и механизм взаимного учета налоговых платежей. Она обусловлена особенностями налогового законодательства государств, в силу чего одно и то же лицо может дважды уплачивать налог, поскольку и по праву страны, гражданином которой оно является, и по праву государства, на территории которого им получен доход, оно подлежит налогообложению в соответствии с национальным законодательством. Двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения позволяют решать такого рода проблемы.

В 1990 году государства - члены ЕС подписали Конвенцию об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий, чтобы создать единый правовой механизм разрешения этих споров. Она предусматривает арбитражную процедуру их рассмотрения в связи с двойным налогообложением взаимосвязанных компаний, находящихся в разных государствах - членах ЕС.

Принятию всех основных решений институтов ЕС в области налогов предшествовала обширная экспертная работа ведущих европейских специалистов, оказавшая большое влияние на определение общих принципов правовой политики этого направления европейской интеграции:

- в целях создания единого рынка необходимо гармонизировать налоговое законодательство государств-членов так, чтобы различия не препятствовали достижению конечных целей ЕС;

- гармонизация законодательства должна охватить прежде всего прямые налоги, подоходный налог, налог с оборота, налоги на потребление, проблемы двойного налогообложения, проблемы равного распределения налогового бремени в рамках объединенной Европы.

На основании заключений экспертов компетентные органы ЕС готовят планы законодательных мероприятий, во исполнение которых принимаются конкретные нормативно-правовые акты.

Сложившаяся налоговая система ЕС представляет собой совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в бюджет Сообщества. Хотя в нормативных актах ЕС понятие налоговой системы не определено, в научной литературе о налогах говорится как о важнейшем источнике формирования «собственных ресурсов» (own resources) ЕС. И если изначально Европейские Сообщества (ЕЭС и Евроатом) финансировались за счет государств-членов, то принципиально система финансирования ЕС изменилась после одобрения конвенции «собственных ресурсов» и принятия ряда правовых актов.

В настоящее время налоговую систему ЕС можно представить в виде следующей классификации платежей: сельскохозяйственные налоги (налог на сахар, изоглюкозу и др.), таможенные пошлины (антидемпинговые и компенсационные пошлины), которые устанавливаются в соответствии с реестром ЕС - Единым таможенным союзом (ЕТТ) и требованиями ГАТТ, НДС (процентные отчисления). В соответствии со ст.12 Шестой директивы подоходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС, механизм и порядок его взимания определяются Регламентом Совета.

Порядок правового регулирования налогов в ЕС во многом определяется сложившимися в Сообществах подходами к проведению интеграционной налоговой политики и выбором наиболее эффективных юридических средств достижения их целей, установленных в ст.2 и 3 Договора о ЕС.

Основная особенность регулирования налогов состоит в том, что в его основу положен фундаментальный принцип гармонизации налогового законодательства государств-членов, реализуемый в процессе создания и применения различных правовых форм, в которые облекаются нормы интеграционного права, создаваемые институтами ЕС.

Гармонизация национального законодательства идет по двум основным направлениям:

- применение интеграционных норм, содержащихся в юридических актах прямого действия, например, в учредительных договорах и регламентах;

- принятие обязательных решений, направляющих нормотворческую деятельность национальных государственных органов по сближению законодательства государств-членов, например, директив Совета и Комиссии и решений Европейского Суда.

При этом акты, принятые в рамках первого направления, оказывают воздействие на национальное право так же, как и любой национально-правовой акт: парламентский закон, акт делегированного законодательства, то есть устанавливают новые правовые нормы.

Акты, принятые в рамках второго направления, имеют значительные особенности и являются определяющими в правовом механизме сближения национального законодательства государств-членов. Особое место среди них занимают директивы.

Директивы, гармонизирующие национальное законодательство в области косвенного налогообложения, можно представить в виде двух групп: директивы в отношении акцизов (на табачные изделия, минеральные масла, алкогольные напитки) и директивы в отношении НДС, основополагающие среди которых Первая, Вторая и Шестая.

Директивы, гармонизирующие правовой механизм законодательства, регулирующего прямые налоги в государствах - членах ЕС, касаются законов, определяющих подоходный налог, уплачиваемый юридическими лицами. При этом в первую очередь следует назвать Директиву Совета N 90/435/ЕЕС об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям в разных государствах-членах, и Директиву Совета N 90/434/ЕЕС об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний в разных государствах-членах. Позже эти директивы были дополнены Договором о принятии Австрии, Финляндии и Швеции и Решением Совета.

Следствие ограниченности интеграционного законодательства, регулирующего прямые налоги, - практическое неучастие Суда ЕС в принятии решений в области регулирования прямых налогов в государствах - членах ЕС.

Тем не менее, следует отметить несомненное влияние Суда ЕС на процесс гармонизации законодательства государств - членов ЕС, определяющего в спорных случаях правопонимание и правоприменение интеграционных правовых норм.

В свете изложенного было бы целесообразно использовать в российском налоговом законодательстве ряд позитивных моментов из опыта правового регулирования налоговых отношений в странах - членах ЕС. В частности, заслуживает внимания принятие особых правовых актов (в ЕС - регламенты, директивы и решения), которые, применительно к российскому законодательству, соответствуют по значимости отдельным главам Налогового кодекса. В структуру НК РФ следовало бы внести отдельной главой вопросы налогообложения иностранных инвестиций, гармонизировав основные ее положения с нормами Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Наряду с этим целесообразно выделить в отдельные главы Налогового кодекса вопросы налогообложения ФПГ и естественных монополий (в том числе РАО «ЕЭС», «Газпром», железнодорожный транспорт и т.д.), банковского сектора экономики, малого бизнеса, страховой деятельности и лизинговых операций. Также полезно использовать опыт ЕС по решению проблемы двойного налогообложения и механизму разрешения данных споров, взяв за основу Типовой договор ОЭСР и Конвенцию ЕС об устранении двойного налогообложения. Особое значение в плане совершенствования российского налогового законодательства и регулирования налоговых отношений в сфере инвестиционной деятельности имеет использование практики ЕС по законодательному регулированию льготного корпоративного налогообложения, связанного с финансированием социальных программ (что особенно важно для Российской Федерации). Опыт деятельности Суда ЕС по правотолкованию и правоприменению налоговых норм можно применить в работе Конституционного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации.


3. Анализ правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС на примере Великобритании, Франции и Германии


Существует достаточно обоснованное мнение, что введение общеевропейской валюты неминуемо приведет к унификации налоговой системы Европы. Законодательные органы стран, входящих в Союз, постоянно ведут работу над совершенствованием механизмов и процедур сбора средств с налогоплательщиков.

Проведем сравнительный анализ регулирования отдельных видов налогов в Германии, Франции и Великобритании. Рассматриваемые примеры будут носить выборочный характер.

Великобритания.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка на начало 1998 г. - 17,5%. Взимается с предпринимателей, имеющих оборот свыше 45 тысяч фунтов стерлингов в год. Нулевая ставка установлена на продовольственные товары, печатные издания, лекарства, детскую одежду и обувь, энерго- и водоснабжение для бытовых нужд, а также на некоторые операции с золотом, ценными бумагами, коммунальные платежи, строительство и реконструкцию жилищ, пассажирский транспорт, страховые и некоторые другие услуги.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, сидра, а такаю с игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары: на бензин (за 1 литр) - 0,3314 и 0,2832 ф. ст.; на сигареты - 20% от розничной цены плюс 52,33 ф. ст. за 1000 шт.; на спиртные напитки (за 1 литр чистого спирта) - 19,81 ф. ст.

Подоходный налог. Ставки составляют 20, 25 и 40% (в зависимости от уровня годового дохода). Взимается со всех видов доходов физических лиц-резидентов в форме заработной платы или прибыли. Разрешается вычитать из дохода некоторые виды убытков и необходимые для деятельности расходы; предоставляются скидки отдельным категориям налогоплательщиков. Нерезиденты облагаются налогом с доходов, полученных в Великобритании (за некоторыми исключениями); для них действуют специальные скидки.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка - 33%. Предусмотрены скидки для компаний с прибылью менее 1,25 млн. ф. ст. в год. Малые компании с прибылью, не превышающей 250 тысяч ф. ст. в год, облагаются по ставке в 25%. Взимается со всей прибыли компаний-резидентов (кроме дивидендов и прочих доходов, полученных от других компаний-резидентов). Разрешается вычитать расходы, связанные с бизнесом и ускоренной амортизацией некоторых видов капиталовложений. Особый налоговый режим применяется в отношении инвестиционных, страховых, строительных, промышленных и сберегательных компаний, капиталовложений. С нерезидентов налог взимается с прибыли, полученной от операций в Великобритании.

Налог на прирост капитала. Ставки с физических лиц эквивалентны ставкам подоходного налога (от 20 до 40%), а с компаний - ставкам налога на корпорации (от 25 до 33%). Взимается с физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов, занимающихся коммерческой деятельностью и имеющих представительство в Великобритании, при продаже, обмене или безвозмездной передаче капиталоемких активов. Физические лица-нерезиденты уплачивают налог с переводимой в Великобританию собственности. Компании могут исключить из налогообложения убытки в течение года или отчетного периода.

Гербовый сбор. Взимается при оформлении правовых и коммерческих документов; ставки налога зависят от характера документа: например, при продаже акций и других ценных бумаг - 0,5-1,5% от продажной цены, при аренде земли и другой недвижимости - 1-24% от ежегодной стоимости аренды в зависимости от ее срока.

Налог на регистрацию автомобилей. Ставка налога при регистрации легкового автомобиля составляет 130 ф. ст. в год.

Налог на имущество. Взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества, включая землю; ставка налога различная по графствам и городам.

Предпринимательские налоги. В Шотландии и Северной Ирландии взимаются со всего имущества, за исключением сельскохозяйственных участков и строений; в Англии и Уэльсе - с арендаторов земельных участков и строений, принадлежащих нерезидентам и используемых в предпринимательских целях. Ставки налогов ежегодно меняются в зависимости от потребности местного бюджета.

Германия.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка - 16%, сниженная - 7% (на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское оборудование, печатные издания, пассажирский транспорт и отдельные другие услуги общественного назначения). Исключаются из налогообложения услуги почт, банков, страховых компаний, некоторых социальных и культурных учреждений, а также деятельность малых предприятий (с оборотом до 25 евро в год) и предприятий сельского и лесного хозяйства.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, минеральной воды, кофе, а также со страховых операций, зрелищных мероприятий и игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары: на бензин (за 1000 литров) - 980 и 1080 евро в зависимости от содержания свинца; на сигареты - 24,8% с розничной цены плюс 8,3 пфеннига за штуку; на спиртные напитки (за 1 гл чистого спирта) - 2550 немецких марок; на растворимый кофе (за 1 кг) - 9,35 евро.

Подоходный налог. Взимается с физических лиц по прогрессивной шкале: минимальная ставка 19% (при годовом доходе до 8153 евро), максимальная - 53% (с дохода свыше 120 тысяч евро). Устанавливается ежегодно растущий необлагаемый налогом уровень доходов. Резиденты уплачивают налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности в Германии и за рубежом. Из суммы налога вычитаются убытки и отдельные виды расходов; предусмотрены льготы на детей и возраст налогоплательщика, в случае болезни и прочее. В отношении нерезидентов налог взимается лишь с предпринимательского дохода в Германии; действует особый режим ставок, вычетов и скидок. Разновидность подоходного налога - налог на заработную плату. Ставки аналогичные ставкам подоходного налога. Взимается с наемных работников в Германии, в том числе с нерезидентов, но по особым правилам.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка - 45%, для некоторых категорий предприятий - 42%, на распределяемую в виде дивидендов прибыль - 30% (дивиденды включаются в доходы акционеров и облагаются подоходным налогом). С акционерных компаний и других юридических лиц, зарегистрированных в Германии, налог взимается с прибыли, полученной в Германии и за рубежом; с иностранных компаний - с прибыли, полученной лишь из германских источников. Исключаются из налогообложения сельскохозяйственные кооперативы и ряд других организаций. Из налогооблагаемой суммы могут вычитаться убытки и некоторые виды расходов.

Промысловый налог. Взимается с прибыли и оборотного капитала юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Базовые ставки для компаний с ограниченной ответственностью: с прибыли - 5%, с капитала - 2 % (сверх необлагаемого минимума соответственно в 48 и 120 тысяч евро). Базовые ставки могут быть увеличены муниципалитетами в 3 раза.

Поземельный налог. Взимается с земельных участков физических и юридических лиц; если участки используются в предпринимательских целях, разрешается вычитать связанные с этим расходы. Базовые ставки от 0,26 до 0,6% могут быть увеличены муниципалитетами. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается налог в размере 2% от покупной цены.

Налог на имущество. Ставка для физических лиц - 1%, а для юридических лиц - 0,6% (льготные ставки в сельском и лесном хозяйстве). Необлагаемый минимум - 120 и 20 тысяч евро соответственно. Распространяется на имущество нерезидентов, находящееся в Германии.

Автотранспортный налог. Взимается с владельцев автомобилей, в том числе зарегистрированных за рубежом. Размер налога зависит от объема цилиндров двигателя легкового или общего веса грузового автомобиля. Ставка налога для легковых автомобилей - 13,2 евро плюс 21,6 евро за каждые 100 см3.

Франция.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка на начало 1998 г. составляла 20,6%; сниженная - 5,5% (на ряд сельскохозяйственных продуктов, продовольствие, медикаменты, медицинское оборудование, книги, грузовые и пассажирские перевозки, культурно-зрелищные мероприятия, гостиничные услуги). Освобождены от уплаты налога предприятия с оборотом до 70 тыс. Евро в год, а также банковская, финансовая, частная преподавательская и врачебная деятельность, сельское хозяйство и рыболовство.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара и кондитерских изделий, спичек, зажигалок, драгоценных металлов, ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, а также со страховых и биржевых операций, телевизионной рекламы, зрелищных мероприятий и игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары и услуги: на бензин (за 1 гл) - 347,41 евро, на вино (за 1 гл чистого спирта) - от 350 до 9060 евро; на сигареты - 58,7% от розничной цены; на подсолнечное масло (за 1 т) - 22,5 евро; на телерекламу - от 10 до 420 евро в зависимости от стоимости объявления.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ