Принципы организации бюджетного процесса
Принципы организации бюджетного процесса
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Заочная форма обучения
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Бюджетная система РФ»
На тему: «Принципы организации бюджетного
процесса»
Мурманск
2010
Содержание
Введение
1. Бюджетная система РФ: понятия
2. Принципы формирования бюджетной системы РФ
3. Участники бюджетного процесса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Бюджетные отношения в
государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность
которых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации служит
целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного
законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования
бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений,
порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного
процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение
бюджетного законодательства Российской Федерации.
Предметом регулирования бюджетного
права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с
формированием бюджетов,
распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетная система России
– важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правового
регулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве и
даже выделяются в особую подотрасль – бюджетное право. Построение бюджетной
системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой
системы государства. Россия - федеративное государство, отсюда вытекает
необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее
субъектов. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование
мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное,
краевое, окружное или местное значение. Вообще бюджет - это центральный
институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней
происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы
государственных и муниципальных денежных средств. В материальном смысле
бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией,
субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих
государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является
обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета,
финансирования из бюджета и т.п[1].
Правовое регулирование
бюджетной системы призвано разрешить многие вопросы: разграничение полномочий
между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной
части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при
формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и
взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многое
другое.
1. Бюджетная система РФ:
понятия
Одним из важнейших
институтов государства является бюджетная система. Бюджетная система Российской
Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов. Финансовые ресурсы, направляемые в
бюджетную систему, обеспечивают органам власти выполнение возложенных на них
функций.
Бюджетная система России
состоит из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет и
бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
3) местные бюджеты, в том
числе:
- бюджеты муниципальных
районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований
городов федерального назначения - Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и
сельских поселений[2].
Федеральный бюджет
является одним из механизмов, позволяющих проводить государственную
экономическую и социальную политику. Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме
федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов принимаются в форме законов субъектов РФ.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов
представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном
уставами муниципальных образований.
В местных бюджетах в
соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно
предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств
муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного
самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных
обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из
бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и
безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Бюджет муниципального
района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений,
входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального
района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений
могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов,
а также других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Бюджеты всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства
кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета,
привлечение и погашение источников финансирования его дефицита и осуществление
всех расходов с единого счета бюджета.
Бюджеты по расходам
исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете
бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур
санкционирования и финансирования.
Этапами санкционирования
являются:
- составление и утверждение
бюджетной росписи. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении
доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита
бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между
получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной
классификацией Российской Федерации;
- утверждение и доведение
уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных
средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных
средств и бюджетным учреждениям. Бюджетные ассигнования - бюджетные средства,
предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных
средств;
- утверждение и доведение
уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей
бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств - предельный объем прав
получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств
соответствующего бюджета;
- принятие денежных
обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и выверка
исполнения денежных обязательств[3].
Процедура финансирования
заключается в расходовании бюджетных средств. Финансирование - обеспечение
финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в
целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и
развитие других сфер жизни общества. Осуществляется средствами хозяйствующих
субъектов бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов и
других источников.
2. Принципы формирования
бюджетной системы РФ
Структура бюджетной
системы Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной
системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности
бюджетов;
- равенства бюджетных
прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения
доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности
бюджета;
- эффективности и
экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного)
покрытия расходов бюджета;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого
характера бюджетных средств.
Принцип единства означает
единство бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования
бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной
классификации РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый
порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, ведения
бюджетного учета и отчетности бюджетов всех уровней и бюджетных учреждений.
Разграничение доходов и
расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов
в бюджетной системе Российской Федерации, а также определение полномочий
органов государственной власти (местного самоуправления) по формированию
доходов, установлению и исполнению расходных обязательств[4].
Принцип самостоятельности
бюджетов выражает право и обязанность органов государственной власти и местного
самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих
бюджетов и эффективное использование бюджетных средств, самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс (за исключением случаев, предусмотренных
Бюджетным кодексом РФ); право органов государственной власти и органов местного
самоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты
соответствующего уровня бюджетной системы; самостоятельно определять формы и
направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое
обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов
других уровней). Самостоятельность бюджетов также означает недопустимость:
установления расходных обязательств и их непосредственного исполнения за счет
средств бюджетов других уровней; введения в действие в течение финансового года
органами государственной власти и местного самоуправления решений и изменений
бюджетного и налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов или
снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы
(решения) о соответствующих бюджетах; изъятия в течение финансового года
дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате
эффективного исполнения бюджетов.
Равенство бюджетных прав
понимается как определение бюджетных полномочий органов власти всех уровней
страны, установление и исполнение расходных обязательств, формирование
налоговых и неналоговых доходов, определение объема, форм и порядка
предоставления межбюджетных трансфертов.
Принцип полноты
заключается в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и
бюджетным законодательством Российской Федерации, а также законами о
государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах всех уровней
в обязательном порядке и в полном объеме.
Сбалансированность
бюджета - соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Эффективность и
экономность использования бюджетных средств означает необходимость получения
прогнозируемых результатов с использованием наименьшего объема средств или
достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема
средств.
Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов состоит в том, что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой его доходов и поступлений из источников финансирования
бюджетного дефицита.
Гласность предполагает
публикацию в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об
их исполнении, а также полноту представления информации о ходе исполнения
бюджетов. Процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том
числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного
(представительного) органа государственной власти, должны быть открыты для
общества в СМИ. При этом секретные статьи утверждаются только в составе
федерального бюджета.
Достоверность бюджета
означает научную обоснованность показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов
бюджета.
Принцип адресности и
целевого характера бюджетных средств в определенной степени гарантирует
получение бюджетных средств конкретными получателями с обозначением их целевого
направления. Нарушения адресности либо целей использования, не обозначенных
бюджетом, оцениваются как нарушения бюджетного законодательства РФ.
3. Участники бюджетного
процесса
Участниками бюджетного
процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Президент РФ;
Государственная Дума ФС
РФ;
Совет Федераций ФС РФ;
Правительство РФ;
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство;
Федеральная налоговая
служба;
Центральный банк РФ;
Счетная палата РФ;
Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора;
государственные
внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители
бюджетных средств;
иные органы, которым
делегированы законодательством Российской Федерации бюджетные, налоговые и иные
полномочия.
Заключение
Одним
из важнейших институтов государства является бюджетная система. Построение бюджетной
системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным
кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных
уровней.
На
протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы,
мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и
территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетный
кодекс позволят регулировать экономические и социальные процессы в интересах
членов общества. Таким образом, бюджетное устройство РФ обусловлено характером
ее государственности и представляет собой единство трех уровней бюджетной
системы – федерального, субъектов РФ и местного (муниципального)[5].
Рассмотрев бюджетную
систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы. Основные
функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для
выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных
мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет.
Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования
структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно–промышленного
комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.
Бюджеты, входящие в
бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в
друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в
федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Для
успешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределения
бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработаны
законодательные акты, положения, приказы.
Наиболее важным и емким
из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права,
является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного
законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской
федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок
регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного
процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал
компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере. В
рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать
влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль
бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного
регулирования экономики. В заключении можно сделать вывод, что концептуальные
положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных
отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и
законами субъектов РФ регламентируют права и обязательства федеральных и
региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного
процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе
составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Список использованных
источников
1.
Бюджетный кодекс РФ
от 31.07.98 № 145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 09.02.2009).
2.
Романовский,
М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.
Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008.
– 576 с.
3.
Годин, А.М.,
Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин,
В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко,
2009. – 628 с.
4.
Денисова, И.П.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.П. Денисова, С.Н. Рукина.
2-е изд. перераб и доп. – М., Юнити-Дана, 2009. – 288 с.
5.
Федеральный
бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. –
2005. – 1. - С. 3.
6.
Бюджетный
федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 2006. - 3. – С.19.
[1] Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной
политики // Финансы. – 2005. – 1. - С. 3.
[2] Денисова И.П. Бюджетная система Российской Федерации:
Учебник / И.П. Денисова, С.Н.Рукина. 2-е изд., перераб и доп. – М., Юнити-Дана,
2009. – C.50
[3] Годин, А.М., Подпорина И.В. Бюджетная система
Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. -
8-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.251
[4]
Романовский, М.В. Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В.
Врублевской. - 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.302
[5] Денисова, И.П. Бюджетная система Российской
Федерации: Учебник / И.П.Денисова, С.Н.Рукина. 2-е изд. перераб и доп. – М.,
Юнити-Дана, 2009. – С.255
|