Проблема привлечения накоплений населения в инвестиционных целях
Проблема привлечения накоплений населения в инвестиционных целях
Введение
1. Необходимость привлечения инвестиций в экономику в
современных условиях
2. Инвестиционная активность населения РФ
3. Мероприятия по привлечению накоплений населения в
инвестиционных целях
Заключение
Список литературы
Тема данной работы – проблема
привлечения накоплений населения в инвестиционных целях.
Актуальность выбранной темы
обусловлена тем, что в отличие от ельцинской эпохи обвального падения
производства и разграбления национальных богатств, в стране сейчас наблюдается
устойчивый экономический рост, повышение доходов населения, подъем
инвестиционной активности. Но этот рост, начавшийся после трехкратной
девальвации рубля во второй половине 1998 года, опирается на внешние факторы,
главным из которых является исключительно высокий уровень цен на нефть, газ и
энергоемкие сырьевые товары, экспортируемые из России. Внутренних механизмов
экономического роста, опирающихся на расширенное воспроизводство основного капитала
на постоянно обновляющейся научно-технологической основе, до сих пор не
сложилось. Объемы инвестиций в развитие производства и инновационной активности
по-прежнему втрое меньше необходимого для этого уровня.
Так, в 2002-2003 годах
продолжалась положительная динамика показателей, характеризующих инвестиционную
деятельность в Российской Федерации. Темп роста инвестиций в основной капитал в
сопоставимых ценах в среднем по России составил в 2002 г. — 102,6 %, в 2003 г.
—112,5 %[1].
К основным общеэкономическим
факторам, позитивно повлиявшим на развитие инвестиционного процесса в стране,
можно отнести: продолжающийся рост объемов промышленного производства и
расширение внутреннего инвестиционного спроса за счет концентрации доходов в
отдельных отраслях экономики; положительную динамику роста реальных денежных
доходов населения; стабилизацию инфляции, успешное исполнение бюджета, меры по
улучшению инвестиционного климата.
В то же время темпы роста
инвестиций в основной капитал в России по сравнению с 2001 годом замедлились в
связи с некоторым ухудшением финансового положения промышленных предприятий;
необходимостью обслуживания госдолга; отсутствием эффективных механизмов
трансформации сбережений населения в инвестиции; повышенной налоговой нагрузкой
на реальный сектор экономики; недостаточной правовой защитой инвестора; низким
уровнем капитализации банковской системы.
Как видно, привлечение
накоплений населения в инвестиционных целях является одной из составляющих
благоприятного инвестиционного климата в стране.
Целью данной работы является
рассмотрение проблемы привлечения накоплений населения в инвестиционных целях.
В работе поставлены следующие
задачи:
- рассмотреть необходимость
привлечения инвестиций населения в экономику РФ;
- рассмотреть инвестиционную
активность населения РФ;
- рассмотреть мероприятия по
привлечению инвестиций населения в экономику РФ.
В
России государство фактически отказывается от использования такого масштабного
потенциального источника кредитных ресурсов для инвестирования в производство,
как сбережения населения, хотя основная масса населения больше доверяет именно
государственным кредитным и другим финансовым структурам. В результате
государственная система финансовых учреждений, работающих со средствами
населения, практически разрушена, а формирующиеся альтернативные структуры не
могут ее заменить в связи с крайне низким уровнем надежности. Между тем в
условиях низкого уровня жизни именно пенсионные и страховые накопления являются
практически единственными привлекательными и в то же время доступными для
широких групп населения формами долговременных сбережений.
С повышением уровня жизни
возможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще более
возрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средств
населения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но и
расширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средствами
населения[2].
Проблема не сводится к
созданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения.
Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальные
инвестиций в экономику. И механизм государственного регулирования
инвестиционной деятельности кредитно-финансовых учреждений, работающих со
средствами населения, должен быть более жестким, чем используемый по отношению
к другим финансовым институтам, так как их банкротство приводит к острейшим социальным
последствиям и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой системе страны.
2. Инвестиционная активность населения РФ
Сбережения
населения, как известно, могут быть надежным источником для развития инвестиционного
процесса и экономического роста. Несмотря на падение к концу 2004 года
сбережений населения до 1.7% от общей величины доходов, в настоящее время
накопленное количество валюты на руках у населения представляет собой довольно
значительную сумму. Именно эти средства, а также средства предприятий могут
стать инвестиционной базой для роста реального сектора экономики. Но это
означает, что собственность любого человека и предприятия должна быть надежно
защищена, ее сохранение должно быть ключевой задачей государства, включая также
контроль за деятельностью банков, именно с целью обеспечить сохранение и
возможность накопления средств населением. Необходимо будет также решить вопрос
защиты иностранного собственника, иностранных инвестиций и репатриации прибыли.
По данным
государственной статистики вклады физических лиц на рублевых и валютных счетах
в российских банках к 1 февраля 2005 г составили 2 трлн. 658,5 млрд. руб.,
увеличившись за январь на 0,2%.
Доля
Сбербанка России в общем объеме рублевых и валютных банковских сбережений
населения за январь сократилась на 0,4 процентного пункта и составила на 1
февраля 2005 г 59,2%.
На рублевых
счетах в российских банках к 1 февраля этого года было сосредоточено 1 трлн.
496,2 млрд. руб. (рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г на 31,2%).
Вклады в иностранной валюте в пересчете на российские рубли составляли на 1
февраля 528,1 млрд. руб. (рост на 19,2%).
По данным на
1 февраля 2005 г в структуре вкладов населения в Сбербанке преобладали
пенсионные вклады (включая срочные), на долю которых приходилось 59,4% общей
суммы сбережений населения против 59,1% на 1 февраля 2004 г.
Если посмотреть на динамику
денежных доходов населения России, то в течение последних нескольких лет
наблюдается их постепенный рост. После увеличения реальных располагаемых
доходов в 2002 г. (на 9,9%) и повышения в 2003 г. (на 14,9%), в 2004 г. темпы
роста сократились и сохранялись на протяжении большей части года на уровне
немногим более 8% (8,2% по итогам года). За период 2002-2004 гг. реальные
располагаемые денежные доходы возросли на 36,6%. В замедлении роста реальных
доходов граждан в 2004 г. нет ничего удивительного, поскольку уже по итогам
2003 г. стало очевидно, что темпы увеличения реальных доходов опережают рост
производительности труда.
При этом, несмотря на общий
рост доходов населения, с 2002 г. наблюдается некоторое снижение доли
сбережений в общей структуре их использования (с 12,6% в 2002 г. до 10,2% в
2004 г.). Кроме того, несмотря на некоторое сокращение доли наличных денег в структуре
накоплений населения (в среднем на 1% ежегодно), на руках у граждан остается
колоссальный объем средств (818,5 млрд. руб. на декабрь 2004 г., 34% от общего
объема накоплений), причем здесь не учитываются накопления в валюте.
Очень показательна также
динамика денежных накоплений населения в отношении к изменению совокупной
стоимости чистых активов (СЧА) открытых и интервальных ПИФов, которую в данном
случае принимаем в качестве объема средств частных пайщиков. Безусловно, в
структуре открытых и интервальных фондов есть доля нерыночных пайщиков
(институциональных инвесторов), однако кардинальным образом картина от этого не
меняется.
Размер средств частных
пайщиков по отношению к объему накоплений населения остается на мизерном
уровне, и с 2002 г. существенных изменений в этом направлении не наблюдается.
Если на начало 2002 г. отношение составляло порядка 1%, то на конец 2004 г.
выросло всего до 1,45%. Это является еще одним доказательством того, что
остается существенный потенциал привлечения средств физических лиц на рынок
паевых фондов.
Неразвитость существующей
сегодня в области финансовой инфраструктуры и недоверие граждан кредитным
организациям не позволяет вовлечь огромные сбережения населения в экономический
оборот.
Финансовый кризис 1998 года
значительно подорвал доверие населения к банковской системе, однако в 2003 году
наметились следующие благоприятные тенденции. Из-за снижения курса доллара
населению стало невыгодно размещать сбережения в валюте, поэтому за 9 месяцев 2003
год рост сбережений населения в банках составил до 30%. В конце ноября 2003
года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект «О
страховании вкладов в коммерческих банках», что, в случае утверждения данного
закона Советом Федерации и Президентом РФ, позволит предоставить гарантии по
вкладам в коммерческих банках, что приведет к значительному увеличению объема
сбережений населения[3].
Государственные и
муниципальные инвестиции формируются на основе текущих возможностей бюджета,
который определяет их количественные характеристики, целевые ориентиры и
механизмы инвестиционного воздействия.
Развитие контроля за
состоянием банковских рисков, механизма разделения и страхования, формирование
кредитных бюро, предусмотренные Банком России, укрепят взаимодействие банков с
предприятиями нефинансового сектора экономики. Меры по привлечению сбережений
населения в виде системы гарантирования вкладов должны благотворно сказаться на
формировании устойчивой долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций.
Одним из методов привлечения
сбережений населения в экономику является также развитие рынка ПИФов, которое
стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции и
инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов. Кроме того,
расширяются возможности населения сохранять и приумножать свои сбережения, что
само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к финансовым
институтам. По мере развития рынка коллективных инвестиций конкурентная борьба
между его участниками будет увеличиваться, соответственно, возрастет качество
предоставляемых услуг и доступность данных финансовых инструментов.
Существуют колоссальные
резервы для увеличения объемов поступлений инвестиций на российский финансовый
рынок, в том числе на рынок ПИФов. В то же время, очевидно, что для этого нужно
создать условия, которые в первую очередь обеспечат сохранность средств, равные
и не меняющиеся для инвесторов правила игры.
Большая часть населения
по-прежнему не имеет полного представления о возможностях инвестирования
средств на финансовом рынке. В то же время, на наш взгляд, российские граждане
готовы к диверсификации своих вложений, и при соответствующем уровне
информационной поддержки могут направить существенную часть средств на рынок
ПИФов, инструменты которого носят более цивилизованный характер, чем метания
между двумя валютами. Безусловно, потенциал привлечения здесь для управляющих
компаний огромен, так как анализ показывает, что на покупку валюты население
тратит гораздо больше средств, чем на вложения в ПИФы.
При этом на руках у граждан
остается колоссальный объем наличности, размер которой с 2002 г. в абсолютном
выражении вырос в 2 раза. Также примечательно, что в 2002-2003 гг. граждане
более активно использовали накопленную наличность в отличие от 2004 г. Это
может свидетельствовать либо о недостатке инструментов вложения средств, либо о
недостаточной информированности граждан о таких инструментах, либо о росте их
опасений относительно вложения средств на фондовом рынке. Все это еще раз
доказывает, что в России ощущается серьезная нехватка инструментов для
инвестирования розничного капитала, доступных широким массам, и соответствующей
информационной базы[4].
Последнее представляется
особенно актуальным, учитывая низкий уровень финансовой грамотности российских
граждан и огромный потенциал привлечения розничного капитала в отрасль. И
именно в этом направлении государству, управляющим компаниям, НПФ и другим
заинтересованным участникам рынка коллективных инвестиций предстоит огромная
работа, т.к. от этого будут зависеть перспективы всей отрасли[5].
При этом, очевидно, что
невозможно за короткий срок выстроить идеально функционирующую и отлаженную
систему рынка частных капиталов, что показывает и международный опыт. Все это
создает достаточные риски при значительных вложений в информационную компанию,
а, тем более что в настоящее время в России в принципе нет положительного опыта
существенного роста прибыльности бизнеса управляющих при проведении данных
мероприятий.
В этой связи, по нашему
мнению, значительная работа в информационном направлении должна проводиться со
стороны государства, например, в рамках пенсионной реформы. Это справедливо и с
той точки зрения, что это является, прежде всего, социальной функцией. Ведь
основная цель проведения любой государственной политики - поддержание и
повышения благосостояния населения.
Сбережения
населения являются одним из основных источников долгосрочной капитальной базы
банковского сектора при формировании инвестиционных ресурсов.
С повышением уровня жизни
возможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще более
возрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средств
населения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но и
расширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средствами
населения.
Проблема не сводится к
созданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения.
Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальные
инвестиций в экономику.
Меры
по привлечению сбережений населения в виде системы гарантирования вкладов
должны благотворно сказаться на формировании устойчивой долгосрочной ресурсной
базы кредитных организаций.
Одним
из методов привлечения сбережений населения в экономику является также развитие
рынка ПИФов, которое стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет
аккумуляции и инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов.
1.
Марголин А.М., Быстряков А.Я.
«Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного
кризиса в реальном секторе экономики» - Челябинск: Южно – Уральское книжное
издательство, 1998г.
2.
Наумова Р. Развитие российского
фондового рынка // Экономика и жизнь. Сибирь, 2002. - №158
3.
Калинов В. Капиталы должны
работать // #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Официальный сайт Глазьева С. // #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Официальный сайт Глазьева С. // #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4]
#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Калинов В. Капиталы должны работать
// http://www.milcom.ru/?action=aboutuswrote&num=22
|