Проблемы развития аудита
Проблемы развития аудита
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА В РОССИИ 5 1. Этапы развития аудиторского контроля 5 2. Современный рынок аудиторских услуг в России 12 2. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. АУДИТ И РЕВИЗИЯ 15 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 17 4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ 19 1. Юридические основы российского аудита 19 2. Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту 21 3. Этические критерии аудита 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рейтинг 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых
групп России по итогам 1-го полугодия 2000 года 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Динамика рынка услуг 100 крупнейших АКГ России
35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг
100 крупнейших АКГ России в 1-м полугодии 2000 г. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Динамика объема совокупной выручки и долей аудита
и консалтинга на рынке 100 крупнейших АКГ России 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Отраслевая структура выручки от общего аудита
100 крупнейших АКГ России в 2000 г. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Доли рынка компаний «большой пятерки» и крупнейших
российских АКГ на общем рынке аудиторско-консалтинговых услуг 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Общие экономические показатели организаций,
занимающихся аудиторской деятельностью в Курганской области
за 1998, 1999 гг. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Распределение объема аудиторских услуг на
предприятиях г. Кургана в 1998-1999 гг. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Основные функции органов финансового контроля 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Различия между аудитом и ревизией 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Организация и регулирование аудиторской деятельности
в развитых странах 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Система нормативного регулирования
аудиторской деятельности в Российской Федерации 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Правила (стандарты) аудиторской деятельности
в сопоставлении с международными стандартами аудита 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Состав этических требований профессиональных
объединений бухгалтеров и аудиторов англоязычных стран 54 ВВЕДЕНИЕ В одной из интерпретаций закона Мэрфи сказано: «Если рассмотреть
проблему достаточно внимательно, то Вы увидите себя частью этой проблемы». В этой глубокомысленной фразе, по сути, и заключается цель настоящей
курсовой работы, т.е. ощутить себя составляющей проблематики современного
аудита. А это значит, на мой взгляд, тщательно проработать, буквально
«пережить» основные этапы развития и причины, породившие в нашей стране
такое явление, как аудит, а также связанные с ним проблемы. Общеизвестно, что ничто не возникает просто так. Любые процессы,
социально-экономические изменения, имеющие, казалось бы, поверхностный,
скопированный в духе подражания кому или чему-либо характер, на самом деле
характеризуются объективными причинами. Это напрямую касается и российского
аудита. Не берусь сказать, насколько широко распространено в крупных
городах мнение о том, что аудит – это английское название русской ревизии,
но на периферии такое суждение встречается еще очень часто. И уже отсюда,
просто из-за неправильного понимания одного слова, начинается множество
проблем. Все это и определяет задачи настоящего исследования: 1) вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России; 2) сравнение аудита и ревизии, а также нахождение сходств и отличий этих двух регуляторов цивилизованного рынка; 3) выявление и детальное исследование самих проблем аудита, возможность и способы их решения, причины возникновения, а также поиск возможных «виновников»; 4) рассмотрение основных моментов организации и регулирования аудиторской деятельности в развитых странах, поиск путей решения насущных проблем российского аудита через осознанный и адаптированный к отечественным условиям зарубежный опыт. Надо отметить, что хотя тема работы не определяет проблематику
вневедомственного финансового контроля конкретно в какой-либо стране, но
здравый смысл подсказывает, что проблемы аудиторов, например, в США или
Великобритании, несравнимы по своей значимости и сложности с аудитом
российским. По меньшей мере, 200-летняя история его существования в странах
Запада определила достаточно цельную структуру, отшлифованную годами и
опытом. Этот момент соответственно определяет: именно аудиту современной
России и именно его проблемам уделяется в данной работе наибольшее
внимание. Однако, в виду того, что аудит в России – это пока и есть одна
большая проблема, круг исследуемых вопросов очерчен достаточно четко: не
рассматривается техника ведения аудита и ее неувязки (сюда относятся
проблемы аудиторских рисков, ответственности аудиторов, составления
аудиторских заключений). Не отражаются также вопросы, связанные с
организацией внутрифирменного аудита, т.к. здесь, как правило, должна
существовать привязка к какому-либо предприятию. Рассматриваемые в настоящей работе проблемы, по моему мнению, имеют
скорее внешний характер (тогда как перечисленные выше – внутренний). Это
прежде всего основная в настоящее время трудность роста – Закон «Об
аудиторской деятельности» и связанные с ним вопросы, которые предполагается
разрешить его принятием. Немаловажны с точки зрения организации аудита и аспекты принятия
отечественных правил (стандартов) аудиторской деятельности, их роль в ее
регулировании. По сути своей такой же характер законодательной базы, нормативного
обеспечения носят этические критерии аудита. Осознание их важности, поиск
путей внедрения в жизнь не только на бумаге, но и на практике также должно
найти отражение в этой работе. В заключение необходимо сказать, что актуальность рассматриваемой
темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях
рыночной экономики и на переходном этапе развития России. Аудитор не только
выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только
вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре
предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим
вопросам, Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не
только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его
собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения
законов и нормативных актов. Отсюда выявление и решение проблем, способных
помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно
уделяться большое внимание. Эту мысль в свое время правильно выразил
заместитель председателя Комиссии по аудиторской деятельности при
Президенте РФ Ю.А. Данилевский словами: «Проблемы становления аудита – наше
общее дело» [21, 8]. 1. СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА В РОССИИ 1.1. Этапы развития аудиторского контроля Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления
экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки
утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже
не менее 6000 лет [14, 12]. Учет и отчетность (равно как и контроль ее
содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а
также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и
коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных
территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий
контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали
почти официальный титул «глаза и уши царя». Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с
безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными
древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле
древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом
есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко
разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что
проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от
древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть
равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того,
что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых. Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии
(и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы.
Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные
документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства
Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту
по крайней мере в 1200-е гг. Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. Если уж сильно,
чересчур проворовавшихся людей в ту пору нередко вешали или четвертовали,
то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчеты
и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушания
отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие,
просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от
латинского слова, означающего «слушание». Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта
должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с
задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных
споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера.
В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо
больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и
ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей
стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были
не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и
морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и
функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных
небольших аудиторских фирм на Западе [14, 13]. Однако в настоящей курсовой работе исследуется проблематика
становления и развития современного аудита. Но прежде чем продолжать наши
исследования, необходимо более подробно определить его сущность.
Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают англо-
американские специалисты, а также аудиторы континентальной Европы. Этот
подход отражает американскую и некоторую иную практику аудита. Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по
аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое
изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней
профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении
любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные
определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущностными)
тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии
и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приведем поэтому
для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита: Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый
работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся
количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе,
чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой
информации установленным критериям [14, 35]. Как видим, разница на самом деле незначительна. По действующим в
Российской Федерации Временным правилам, подробному обсуждению которых
посвящен п. 4.1. настоящей работы, основной задачей аудиторской
деятельности является определение достоверности отчетности экономических
субъектов. А определение аудита (п.3 Временных правил) звучит следующим
образом: Аудиторская деятельность – аудит представляет собой
предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по
осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических
субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [2]. В специальной литературе российское определение аудита приводилось и
обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим,
другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Однако можно
утверждать: оно имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее
хотя бы в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской
деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими
организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются
Гражданским кодексом РФ» [33, 30]. Да и вообще, аудит в России в целом пока не лишен спорных моментов.
Так, по вопросу о становлении аудита существует несколько прямо
противоположных точек зрения. Теоретик и практик аудиторской деятельности
С.А. Стуков считает: “Построение аудита в нашей стране началось, образно
говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими
экономическими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и
появился только при наличии одновременно трех условий: частной
собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления
производства и капитала.” Но, по мнению Стукова, на момент возникновения
современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего
[37, 12]. Другие столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно
говорят о “создании аудита в России “снизу”, т.е. по воле обстоятельств, а
не по указу или постановлению государственного органа” [15, 22]. Вообще любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема
становления аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят
здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его
(аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и
начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас
предстоит рассмотреть (см. табл. 1). Таблица 1 Этапы развития аудита в России |Этап |Характерные особенности |
|Подготовитель-ны|Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР |
|й | |
|Первый 1987 г. |Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит” |
|Второй |Попытка принятия законодательного акта об аудиторской |
|1989-1991 гг. |деятельности в СССР |
|Третий 5 |Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение |
|декабря 1991 г. |“Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря|
|– настоящее |1993 г.) |
|время | |
|Четвертый этап |Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности”| Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путь
экономического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частные
фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись
собственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен
проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать:
налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990
года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти
функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-
ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором,
утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось право
проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных
предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и
союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом
числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по
силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных
органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий. Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-
ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных
аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от
чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в
жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени. Однако такая хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при
КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров
Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям
платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению
бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим
вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в
количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс.
руб. Минфином Казахской ССР по согласованию с Госкомцен республики была
установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной
группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически
договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по
месту жительства и 20 руб. при выездных проверках [15, 5]. Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и,
следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться ее
филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в
самостоятельные аудиторские фирмы. Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку распространить
положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю
страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие
руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных
аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками
совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в
большинстве республик так и не приступили. В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический
центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»
при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР;
«Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»;
«Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др.
Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по
организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,
эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,
финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера. Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы по
оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет.
Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это
были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь
некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности,
и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных
структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.). В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в
наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и
консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для
дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить. Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета
Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября
1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля
Министерства финансов СССР. Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная по
тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансов
СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Кроме
того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения
«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7]. В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея
квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР
и за грницей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям.
Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций
и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы;
консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего
финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля,
внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др. Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на
несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых,
потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров,
у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-
вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует
на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может
от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,
как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился.
Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г.
руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в
помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что
фирма перестала существовать. Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был потрясением, но в
целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот,
на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается
названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве
и Санкт-Петербурге. Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991
гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об
аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в
СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и
предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие
структуры, в том числе аудиторские фирмы. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт»,
«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто»,
МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.),
следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации
работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм. В учредительных документах указанных фирм предусматривались:
проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых
организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения
достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление
консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и
коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение,
управление финансовой деятельность и т.п. В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит».
Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на
совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в
организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались
консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на
аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская
фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» –
общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong,
Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 г. –
“большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных
республиках. Одновременно формировались общественные организации
бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников
стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации
бухгалтеров СССР. Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий
других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм
потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим
Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное
управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с
Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к
разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено
было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому
вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В
начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам
министров союзных республик. Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашей
стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведения
ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по
договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и
организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,
концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и
другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью
предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах
финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функции
создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью.
Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую
деятельность и определять в установленном порядке размер платы за
предоставленные услуги. Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие
идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об
аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого
проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была
одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР. Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно
считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству
экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из
важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и
дать предложения по проблеме в целом. А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно
развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не
только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах.
Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных
предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские
фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»
и др. Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя
крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в
Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других
городах. Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России
был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не
могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер
один. Проект Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в
соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г. КРУ Минфина
России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой,
Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был
направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г.
проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же
ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в
Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его
рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный
комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации
(МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных
специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка
и др. [15,23]. Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в
Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об
организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона
в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет,
в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности»
станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и
дополнений. 7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом
регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской
Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление
Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании
аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил
все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ
подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности
в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа,
т.е. с 29 декабря 1993 г. Однако для окончательного правового закрепления аудиторской деятель-
ности в России нужен Закон. Необходимость его разработки подчеркнута и в
Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время Временные правила
сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент они уже не
отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских
организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более того, они
не соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений.
Очевидно, что с принятием Закона сфера аудиторских услуг приобретет
принципиально иной характер (см. п. 4.1), т.е. начнется новый этап в
развитии аудита в России. 2. Современный рынок аудиторских услуг в России В настоящее время в России в сфере аудита занято около 30 тысяч
аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм,
созданы профессиональные объединения аудиторов [32, 46]. Только за 1999 г.
было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной
аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 –
в области общего аудита. Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по
приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской
деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему
самостоятельно; из них в области общего аудита – 4115 [26, 4]. Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско-
консалтинговых (см. приложение 1) фирм свидетельствуют о неуклонном росте
их доходов (см. приложение 2). При этом примерно половина доходов
приходится на собственно аудит, а остальная часть – на консультации и
другие аудиторские услуги (см. приложение 3). Однако за первое полугодие
2000 года объем выручки 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп
(АКГ) вырос по сравнению с первым полугодием 1999 года очень скромно –
всего на 27,5 % (см. приложение 4). Такой прирост выручки может быть
сравним с увеличением потребительских цен за тот же период (они поднялись
примерно на 20%). Однако основные клиенты аудиторов не граждане, а
промышленные компании (см. приложение 5), а их цены выросли на 45%. Если же
принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в
первом полугодии 2000 года увеличили свою выручку более чем на 70% по
сравнению с аналогичным периодом 1999 года [42, 33]. Ситуация выглядит так, будто аудиторско-консалтинговые компании
сильно недооценили рост платежеспособности своих основных заказчиков. Но
было бы глупо предполагать, что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к
финансовой отчетности предприятий, не владели информацией об их доходах. В
чем же тогда причина? Очевиден тот факт, что это – обострение конкуренции
и, как следствие, снижение цен. Профессиональная оценка средних почасовых
ставок аудиторских компаний свидетельствует о всплеске ценовой войны на
рынке аудиторов и консультантов. Еще полгода назад минимальной расчетной
ставкой за услуги средней столичной аудиторской фирмы было 3 доллара в час.
Теперь эта планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час. В чем причина этой ценовой конкуренции? По оценкам экспертов, как
это ни парадоксально звучит, она кроется в оживлении экономики после
кризиса. Воистину, аудит в России не был лишен противоречий уже в момент
своего появления, не утратил он их и теперь. Казалось бы, подъем
производства должен привести к росту спроса на аудит и консалтинг, а
значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но получилось
иначе. Ровно год назад в посткризисной ситуации локомотивом рынка
выступили наиболее крупные АКГ. Мелкие фирмы были не в состоянии снизить
свои расценки и в результате остались не у дел. Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Оживившееся
производство предъявило спрос на аудиторские услуги. Получив один-два
заказа, возобновили свою деятельность мелкие компании. Но они тут же попали
под ценовое давление своих клиентов. Чтобы вновь не пришлось сворачивать
свою деятельность, аудиторы принялись демпинговать и в первую очередь за
счет качества работ. Не менее активно ведут себя и вновь образованные
аудиторские компании. Этому изрядно способствует очень низкий барьер выхода
на рынок. Ну а для новорожденной компании, недавно получившей лицензию, не
имеющей ни раскрученной торговой марки, ни опыта работы, единственным
аргументом в переговорах с заказчиком может быть лишь чрезвычайно низкая
цена. В результате всеобщего демпинга вновь расцвел так называемый черный
аудит. И это неудивительно. Борьба с недобросовестными аудиторами,
продающими за бесценок свою подпись и печать, фактически не ведется. В такой ситуации вряд ли разумно надеяться, что все образуется само
собой. Эта тенденция в конечном счете должна привести к сильной поляризации
рынка. Клиент, действительно нуждающийся в качественных услугах, будет
готов платить любые деньги за гарантию качества, поскольку в целом на рынке
будут процветать дешевые подделки под аудит. Как единственная гарантия
качества в таких условиях будет восприниматься раскрученная общепризнанная
марка компании. Несложно догадаться, что носителями таких марок на сегодня
в России являются лишь компании «большой пятерки». Т.е. и без того огромная
доля рынка иностранных компаний грозит еще больше увеличиться (см.
приложение 6). Таким образом, сложившаяся на рынке аудиторских услуг ситуация
убедительно свидетельствует о том, что его пора всерьез регулировать. Здесь мы и сталкиваемся с серьезнейшей проблемой современного
российского аудита: ему нужен закон. Учитывая специфику сложившейся на
рынке ситуации, дальнейшее промедление в процессе его принятия приведет к
печальным последствиям. Российские аудиторы возлагают серьезные надежды на этот закон. Его
принятие позволит запустить наконец механизм контроля качества аудиторских
услуг. И как следствие – позволит убрать с рынка недобросовестные или
недостаточно профессиональные компании, разрушающие рынок своим демпингом. Ожидание принятия закона касается не только столичных и близких им по
объемам работы аудиторских фирм, но и тех, кто работает на периферии,
например, наших Курганских. Излишне говорить о том, что совокупная выручка
всех действующих аудиторских организаций в Курганской области не идет в
сравнение с крупнейшими фирмами России. Однако тенденции развития, насущные
проблемы в корне своем те же. В 1999 г. на рынке аудиторских услуг Курганской области работало 10
организаций (на одну больше, чем в 1998 г., см. приложение 7): крупнейшая
по объемам выручки – «Центр-Аудит», «Лидер», «Информаудит», «Аудитинформ»,
«Зауральский экономический арбитраж», «Аудит-факт», «ТК-Аудит» и др. Фирмы, занимающиеся независимым финансовым контролем, объединены в
Курганское региональное отделение Российской коллегии аудиторов (РКА) [30,
2]. Положительным моментом в их деятельности явилось то, что предприятия
смогли достаточно быстро адаптироваться к послекризисным условиям,
результатом чего стал рост совокупной выручки за все тот же 1999 г. на 35%. Характерным является также и тот факт, что консалтинг как таковой в
аудиторских фирмах Кургана развит более чем слабо – всего чуть более 10% от
общего объема оказываемых услуг (см. приложение 8). Однако все же можно
говорить хотя о незначительном, но все же росте, т.к. в 1998 г. этот
показатель был еще меньше. Если же рассматривать с учетом возросшей выручки
с 1998 по 1999 гг., то фактически при росте числа заключенных на данный вид
услуги договоров с 239 до 371 произошло его изрядное снижение. Что это
Курганский демпинг или просто иного вида консалтинг – сказать трудно. Наш
рынок аудиторских услуг характеризуется относительным спокойствием, т.е.
отсутствием каких-либо крупномасштабных ценовых войн а-ля столичные. В
Кургане цена, как правило, определяет качество достаточно четко. И те, кому
действительно необходимо грамотное аудиторское заключение, приготовляются
заранее соответственно и больше заплатить. В целом все российские аудиторские фирмы, вне зависимости от их
местоположения, масштабов деятельности, длительности «жизни» в этой сфере
бизнеса роднят, как уже говорилось, одни и те же общие проблемы и осознание
того, что без их решения произойдет быстрое или медленное, но все же
саморазрушение нерегулируемого рынка. 2. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. АУДИТ И РЕВИЗИЯ В разрезе рассматриваемого явления интересным представляется вопрос:
какова разница между аудитом и пресловутой, всем знакомой ревизией? Понятие «ревизия», давно и прочно вошедшее в российский финансовый
словарь, не совсем привычно для западных финансистов, которые взамен
используют другой термин - «аудит». И хотя при переводах этим словам
придается примерно одинаковое значение, смысл, который вкладывается в них в
наших российских условиях, конечно, весьма различен. Для начала необходимо
разобраться с тем, какие же органы в России имеют полномочия по
осуществлению финансового контроля вообще и каковы их функции? (см. рис.
1, приложение 9). Органы финансового контроля [5, 10] Контрольно- Министерство Государственный
Федеральная служба ревизионный по налогам таможенный
валютного и экспортного аппарат при и сборам комитет контроля Минфине РФ КРУ в субъектах РФ Счетная Государственная Федеральное
Аудиторские палата налоговая казначейство организации Департамент служба государствен- ного финансо- вого контроля и аудита Рис.1. Все указанные выше органы финансового контроля можно разделить по
такому принципу: 1) проводящие ревизии; 2) осуществляющие аудиторские проверки. В чем здесь принципиальная разница? По отношению к аудиту ключевое значение имеет определение
«предпринимательская деятельность». По сути именно в нем заключается
существенное отличие аудита от ревизии. Имеется, правда, и еще ряд отличий
(см. приложение 10). Однако есть у них и существенные точки соприкосновения. Выше уже
отмечалось, что и аудиторская проверка, и ревизия являются методами
финансового контроля – неотъемлемой части системы управления. И аудитор, и
ревизор решают
по существу одну задачу – они должны установить законность проведенных
операций и действий.
Страницы: 1, 2
|