p> Вместе с тем значение учетной политики центрального банка не следует
преувеличивать; ее необходимо рассматривать лишь в совокупности с другими
инструментами, с помощью которых он воздействует на процесс денежного
обращения (купля-продажа ценных бумаг, установление норм минимальных
резервов - обязательных вкладов коммерческих банков в центральном банке и
др.). В России решение ЦБР о введении практики переучета векселей (обязательно -
товарных) принято только осенью 1994 года, причем банки обязаны не позднее,
чем за 2 рабочих дня до наступления срока платежа по векселю выкупить его
обратно. Иначе говоря, используется схема соглашения об обратном выкупе
(операция "репо", от англ. repurchase agreement), представляющая собой в
данном случае краткосрочное кредитование банка со стороны ЦБР под залог
векселя. Нельзя не отметить, что такое соглашение не особенно стимулирует
активность коммерческих банков в учете векселей.
В последнее время Центробанк совсем отказался от операции
переучета векселей у коммерческих банков. На конференции, проведенной
Ассоциацией Участников Вексельного Рынка (далее АУВЕР) А.А. Козлов, будучи
заместителем главы Центробанка, так объяснил позицию ЦБР: “Многие считают,
что через векселя, через переучет векселей – все оживет, все заработает,
надо только к существующим деньгам в объеме 15% ВВП добавить 20% и все
будет здорово. Ничего подобного. Мы на чисто эмпирических данных убедились,
что классический механизм кредитной поддержки экономики, который на Западе
более или менее работает, у нас абсолютно отсутствует. А денежные вливания
в экономику не оставляют деньги в реальном секторе.
В российской экономике деньги не держатся. Вот такой исторически доказанный
факт, деньги не держатся. Они вываливаются в финансовый сектор. И не
финансовый сектор виноват в том, что они вываливаются. Видно, что чего-то
не хватает – песок, мало перегноя. Такая среда не держит деньги.
У нас принято такое решение, что векселя в нынешней форме в отсутствие
нормальной инфраструктуры, правил работы, торговли, информации и т.д. мы
переучитывать не будем. Потому что поднимать собственными силами вексельный
рынок напрямую у нас не хватает возможностей”.
III.4.Инкассирование векселей. Банки часто выполняют поручения векселедержателей по получению платежей по
векселям в срок. Банки берут на себя ответственность по предъявлению
векселей в срок плательщику и получению причитающихся по ним платежей. Если
платеж поступит, вексель возвратиться должнику. Если нет, вексель
возвращается кредитору, но с протестом в неплатеже. Следовательно, банк
отвечает за последствия, возникшие вследствие упущения протеста. Путем этих операций банки могут сосредоточить на своих счетах значительные
средства и получают их в бесплатное пользование. Вместе с тем, они довольно
прибыльны, т.к. за инкассо взимается определенная плата. Они выгодны и для клиента, поскольку банки благодаря тесным
взаимоотношениям между собой могут исполнять поручения клиента быстрее и
дешевле, клиент так же освобождается от необходимости следить за сроками
предъявления векселей к платежу, что требовало затрат значительно больших,
чем комиссионные банка.
III.5.Домициляция векселей. Банки могут по поручению клиента производить платежи по векселям в
установленный срок. Эта операция противоположна инкассированию. Домицилируя вексель, банк не несет никакой ответственности, т.к. клиент
вносит сумму платежа заранее. В противном случае банк отказывает в платеже,
и вексель протестуется обычным порядком против векселедателя. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова "уплата в ...
банке", помещенные в тексте векселя.
III.6. Факторинговые и форфейтинговые операции.
В международной практике вексельное обращение в основном связано с
предоставлением отсрочки платежа, как дополнительной услуги покупателю в
результате усиливающейся конкуренции, которая оформляется простым или
переводным векселем. Однако, при всё увеличивающихся объёмах поставок фирмы
уже не могут своевременно получать деньги по векселям, а в случаях
появления проблем по оплате векселя терпят убытки. На помощь фирмам пришли
факторинговые и форфейтинговые фирмы.
Факторинг - это покупка банком или специализированной компанией
денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное
вознаграждение. По сути, эта операция аналогична операции учета векселя
банком.
Форфетирование - это покупка обязательств, погашение которых
происходит на определенный период в будущем без оборота на любого
предыдущего должника.
Правила, по которым проходят эти операции, оговорены в Конвенции
Международного института унификации частного права (ЮНИДРУА), принятой в
Оттаве в 1988г. По конвенции факторинговая компания берет на себя не менее
двух следующих обязанностей:
кредитование поставщика;
ведение учёта требований к покупателям;
предъявление к оплате требований;
защита от неплатёжеспособности покупателя, т.е. страхование кредитного
риска.
Факторинговые операции делятся на:
1) внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-либо из сторон находится в другом государстве;
2) открытые, если должник уведомлен об участии в сделке фактор-фирмы и закрытые;
3) с правом регресса и без права регресса к поставщику оплатить сумму;
4) с кредитованием поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.
На практике продавец переуступает права требования по оплате
векселей или иных долговых обязательств фактор-фирме посредством
индоссамента, в результате продавец спокоен за свой товар, который
гарантированно оплачивается примерно на 95%, а фактор-фирма, неся рисковую
ответственность, зарабатывает, предъявляя к оплате покупателю его вексель,
требуя всю денежную сумму. Таким образом, факторинговая фирма (банк) может
с прибылью использовать свои временно свободные ресурсы скупая векселя,
оставленные как отсрочка платежа по договору поставки фирме-клиенту.
Факторинговая фирма обычно ведет учет всей дебиторской задолженности
клиента.
Несмотря на схожесть с операцией учета векселей, факторинговые
операции имеют некоторые особенности. Обычно такие операции оформляются
простыми векселями, поскольку можно с легкостью использовать при передаче
векселя оговорку "без оборота на меня". Поскольку кредиты часто бывают
значительны и длительны, то происходит разбивка на несколько вексельных
сумм со сроком около 6 месяцев. Из-за того, что операции международные, то
используют только три валюты: доллар США, немецкие марки, швейцарские
франки, иначе оговаривается изменение курса.
В 1965г. была создана первая специализированная форфейтинговая
компания "Finans AG, Zurich" - филиал швейцарского банка, которая имела 30%
собственного капитала, а 70% привлекала в виде банковских кредитов. В
России подобными операциями летом 1994 стал заниматься
"Тверьуниверсалбанк", позже членами FCI (Factors Chain International) стал
"Внешторгбанк", "Инкомбанк", "Российский кредит" и др.
Участвуя в подобных операциях необходимо знать тонкости
международного обращения векселя, учитывать нюансы вексельного
законодательства стран, не присоединившихся к Женевской Конвенции. Так,
например, по английскому праву, переводной вексель (Приложение 1) должен
содержать: безусловный приказ уплатить определенную денежную сумму, срок
платежа, наименование плательщика, наименование получателя или указание на
то, что вексель оплачивается предъявителю, подпись векселедателя-трассанта.
Т.о., в отличие от ЕВЗ английское право допускает отсутствие вексельной
метки, даты, места выставления векселя или места платежа, но во
внешнеторговых отношениях требует указание контракта.
III.7. Вексельное кредитование. Отсутствие у клиента банка достаточных средств для расчета с поставщиками,
и возникновение, в связи с этим, временного недостатка оборотных средств,
может быть восполнено получением вексельного кредита. Вексельный кредит
заключается в передаче банком собственного векселя кредитозаемщику. Банк
заключает с клиентом договор, по которому предприятие в качестве кредита
получает пакет векселей на сумму, указанную в этом договоре. Как правило,
полученные векселя являются бездоходными. Ими предприятие рассчитывается с
поставщиками и подрядчиками. По истечении срока кредитного договора
предприятие – первый векселедержатель погашает "живыми" деньгами полученный
ранее кредит, выплачивая проценты. Последний владелец векселя предъявляет
его к оплате в указанный срок и получает вексельную сумму. Это лишь общая
схема операций по кредитованию с векселями. Возможны так же варианты
досрочного предъявления векселей в банк и учета их с последующим дисконтом,
последующего кредитования под залог банковских векселей, полученных от
первого векселедержателя и т.д. Досрочный учет собственных векселей является, пожалуй, наиболее
интересной для банка активной операцией. Это связано не только с
отсутствием риска при проведении сделок, но и существующим порядком
отражения учетного дисконта непосредственно по счету доходов банка. Именно
возможность последующего досрочного учета собственных векселей служит
серьезным стимулом для выдачи коммерческими банками вексельных кредитов. При использовании вексельного кредитования не происходит реального
отвлечения денежных средств на период выдачи ссуды, что также делает эту
операцию очень привлекательной для банков. Устанавливая достаточно низкие ставки по вексельным кредитам, банк может
привлекать новых клиентов. При определении процентной ставки по вексельному
кредиту принимаются во внимание следующие факторы:
- необходимость резервирования остатков по вексельным счетам в фонде обязательных резервов ЦБ РФ, что обуславливает дополнительное привлечение средств аналогичной срочности;
- вероятность дополнительного привлечения денежных средств при разрыве сроков предоставления кредита и сроках обращения векселя (на разницу в сроках);
- необходимость учета процентной ставки при определении риска, возникающего при операции кредитования.
Прибыль банка при вексельном кредитовании достигает от 200% до 300%
годовых с учетом резервирования, несмотря на то, что отличительной чертой
вексельного кредита является невысокая процентная ставка по нему (в 4-5 и
более раз ниже ставки обычного рублевого кредита). В среднем ставка
кредитования устанавливается в диапазоне от 20 до 60 % годовых в
зависимости, в основном, от срока кредита и взаимоотношений банка с
клиентом. Высокая рентабельность данной операции предопределяется низким уровнем
затрат на ее проведение и возможностью выкупа собственных векселей с
дисконтом. Затраты банка на вексельное кредитование, по существу, сводятся
к затратам на оформление векселей и отвлечение средств на создание
обязательных резервов, подлежащих депонированию в банке России.
Выгода, извлекаемая предприятиями при использовании вексельного
кредита:
- преодоление необоснованного и неэффективного ограничения платежеспособного спроса и, в целом ряде случаев, возможность добиться роста производственной активности;
- банковская гарантия платежа путем предоставления векселя снимает необходимость для предприятий предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежей, тем самым появляется возможность ускорения материального оборота;
- банковские векселя, предоставленные клиентам банка под депозиты, которые являются для банка гарантией оплаты векселей, как правило, по сумме в два раза и более, превосходят размер депозита и, таким образом величина, оборотных средств оперативного управления предприятия увеличивается;
- в прямой экономии на налоговых выплатах, налог на доход, полученный по векселю для предприятия - 15 %, по сравнению с налогообложением аналогичного дохода на депозитном вкладе в банке, который составляет
35 %;
- ликвидность вложений; бурно развивающийся вексельный рынок предоставляет возможность продать вексель или учесть его в банке. В последнее время, значение операции вексельного кредитования значительно
возросло. Объясняется это также и тем фактом, что субъекты Российской
Федерации и муниципальные образования имеют право обязываться по
переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных
федеральным законом, что из-за отсутствия таковых, фактически, означает
запрет на такого рода обязательства. Эта, спорная, на мой взгляд (поскольку
субъекты Федерации ограничиваются в правах), норма закона, обходится
государственными органами следующим образом: Управление по Финансам и
Налоговой Политике (УФиНП) администрации города или области берет
вексельный кредит в банке на сумму необходимую для нужд бюджета. Далее, для
увеличения ликвидности полученных векселей ими разрешается проводить часть
налоговых платежей в местные бюджеты по номиналу. Поскольку на фондовом
рынке подобные векселя продаются по цене 30%-40% от номинала, они являются
весьма привлекательными для предприятий и организаций, производящих платежи
в местные бюджеты.
Во время августовского финансового кризиса проявилось еще одно из
преимущество вексельного кредита. Во время кризиса преимуществом банковских
векселей оказалась, как это не парадоксально, их более низкая, по сравнению
с ГКО, ликвидность. Преимущество этого фактора в полной мере проявлялось в
периоды значительной дестабилизации финансового рынка России и резких
скачков цен ГКО. В такой ситуации инвестор, ориентирующийся на госбумаги,
не имел возможности предпринимать сколько-нибудь оперативных и осознанных
действий на рынке, так как цены открытия торгов значительно отличались от
цен закрытия предыдущего дня. Особенно остро это проявляется после
прохождения информационных сообщений о каких-либо значительных политико-
экономических событиях либо при дестабилизации мировых финансовых рынков.
Инвестор же, формирующий портфель из векселей, в такой ситуации
имеет возможность купить или продать бумаги практически по старым
доходностям, без больших потерь в цене. Это объясняется тем, что информация
на вексельном рынке распространяется довольно медленно и неравномерно,
различны субъективные оценки ценности векселей, надежности и ликвидности
различных векселедателей, отдельные операторы не успевают адекватно
реагировать на происходящие события, что вызывает значительный разброс
котировок.
Кроме того, большую группу операторов составляют промышленные
компании, которые зачастую не владеют оперативной информацией о состоянии
финансового рынка, а приобретают векселя для проведения взаиморасчетов и
ориентируются только на величину дисконта.
Глава IV.Состояние вексельного рынка в России.
Бурное развитие вексельного рынка в России, наблюдаемое в последние два-
три года, во многом определяется кризисным состоянием народного хозяйства.
Гипертрофированная форма вексельного обращения — это следствие целого ряда
кризисных явлений.
Во-первых, это кризис государственных финансов, проявляющийся в
стремлении органов власти разного уровня (федерального, субъектов
федерации, местного) использовать различные денежные суррогаты для покрытия
бюджетного дефицита. Так, например, в 1995-1996 гг. Министерство финансов в
качестве инструмента расчетов с государственными предприятиями широко
применяло казначейские обязательства. Международный Валютный Фонд подверг
критике денежные власти России за масштабную эмиссию казначейских
обязательств, указав, что происходит накачивание в народное хозяйство
страны квази-денег. Министерство финансов в принципе с критикой МВФ
согласилось и свернуло выпуск казначейских обязательств. Однако в 1996 г.
Министерство финансов стало активно применять схему гарантий коммерческим
банкам по вексельным кредитам для получателей бюджетных средств.
В этом случае роль заменителей денег стали играть векселя коммерческих
банков. Некоторые коммерческие банки, являясь агентами правительства в
рамках программы вексельного кредитования получателей бюджетных средств, не
устояли перед искушением массированного вексельного кредитования вне рамок
государственной программы. Вот как комментирует сложившуюся ситуацию
директор Департамента ценных бумаг и финансовых рынков Министерства
финансов РФ Б.И. Златкис: "Если банк продавал векселя, как продавал
Тверьуниверсалбанк, в неограниченных количествах, что, к сожалению, имеет
место и с целым рядом других банков, то Министерство финансов, конечно, не
собирается и не будет нести ответственность по этим векселям".
На рынке обращается и немало просто фальшивых векселей, где
векселедателем или авалистом является Министерство финансов. В настоящее
время в обращении находятся фальшивые векселя, выданные от имени
федерального казначейства Северной Осетии и Дагестана, на сумму в 7 млрд.
руб. Свою лепту в хаотичное развитие вексельного рынка внесли субъекты
федерации, эмитируя различные заменители денег, в том числе векселя.
Во-вторых, негативное влияние на вексельное обращение оказало
ограничение кредитных возможностей коммерческих банков, значительная часть
которых находится в стадии "умирания". Банки в значительной степени
прекратили кредитование торгового капитала, и отсутствие "живых" денег в
торговом и производственном обороте хозяйствующие субъекты стали
компенсировать с помощью активного внедрения в хозяйственный оборот
коммерческих векселей.
В-третьих, существенное влияние оказывает стремление огромной массы
"черных" денег легализоваться любыми способами, и вексель в силу присущей
ему абстрактности весьма для этого удобен. Ситуация усугубляется еще и тем,
что Федеральное Собрание никак не может принять Закон о борьбе с отмыванием нелегально полученных доходов (во многих странах с менее криминализованной
экономикой, например, в Великобритании такие нормативные акты приняты и
работают достаточно давно).
В-четвертых, несовершенное и неэффективное законодательство делает
вексель удобным инструментом для легального ухода от налогообложения
юридических и физических лиц.
Есть еще одно важное обстоятельство, стимулирующее вексельную эмиссию в
России: сжатие денежного агрегата М2 по отношению к валовому внутреннему
продукту (ВВП) до такого объема, когда все хозяйствующие субъекты, от
государства в лице Министерства финансов до небольшого предприятия,
являющегося звеном в цепи дебиторов, испытывают парализующий их
деятельность денежный голод.
М2 — денежный агрегат, включающий наличные деньги (вне банков) и
безналичные средства. На 1 июля 1998 г. денежная масса (М2) составляла 300
млрд. руб., в том числе наличные деньги — 104,4 млрд. руб.
Сравнение коэффициентов монетаризации экономики России и за рубежом
ярко высвечивает проблему "финансового голода" нашего народного хозяйства:
в Германии этот показатель составляет 66%, в США — 68%, во Франции — 90%, в
Великобритании — 90%, в Китае — 80%, а в России только 15%. Таким образом,
грандиозная по масштабам вексельная эмиссия (только в 1996 г. банковских
векселей было выпущено на общую сумму в 140 трлн руб.) — это стремление
хозяйственного механизма удовлетворить "денежный голод" пусть даже с
помощью заменителей денег.
Неуправляемый и опасный для народного хозяйства характер развития
вексельного рынка был осознан государством в 1996 г. В сентябре 1996 г.
Банк России вводит норматив Н13 (норматив риска вексельных обязательств
кредитных организаций), который ограничил операции коммерческих банков с
векселями 200% от размера собственных средств (с 1 марта 1997 г. этот
норматив ужесточен до 100%).
Также, под эгидой ЦБ создается АУВЕР, призванная создать необходимую
правовую, технологическую инфраструктуру вексельного рынка, обеспечить его
информационную прозрачность.
Пытаясь принять посильное участие в нормализации ситуации на
российском вексельном рынке некоторые субъекты федерации, а именно
администрация Новосибирской области, выступили с идеей создания
бездокументарных векселей. ФКЦБ России поддержала эту инициативу и
утвердила "Положение об обращении бездокументарных простых векселей",
"Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных
простых векселей" и "Стандарт деятельности участников системы обращения
бездокументарных простых векселей". Несмотря на существование определенных
преимуществ при обращении векселей в бездокументарном виде, следует
отметить отсутствие, во-первых, в международной практике подобного кредитно-
расчетного инструмента, и, во-вторых, отсутствие должной законодательной
базы для этого инструмента в российском законодательстве. Вызывает также
некоторое недоумение само название нового инструмента - “бездокументарный
вексель”, поскольку по Женевской Конвенции вексель может быть составлен
только на бумажном носителе. Концепцию бездокументарных векселей Б. И.
Златкис охарактеризовала следующим образом: "Салат из зеленого лука с
фруктовым салатом из ананаса... Там кусок ГКО, там слова из какого-то
вексельного права, там компьютерная система 3-4-летней давности". Через
четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ от 5
июля 1996 года N 99-96, где говорится о несоответствии термина и понятия
“бездокументарный” - Женевской конвенции, и устанавливается запрет на
операции кредитных организаций с такими векселями.
Глава V. Вексель – возможное решение проблемы неплатежей. Обеспечение производства оборотными средствами и средствами для расчетов
является одной из узловых проблем нынешней экономической ситуации. Нужно
иметь ввиду, что отказ от старого расчетно-платежного механизма,
просуществовавшего с некоторыми изменениями с начала 30-х годов и вплоть до
90-х произошел в условиях, когда новый расчетный механизм создан не был и
не был даже намечен в общих чертах. Его нужно создавать заново, хотя бы и с
большим опозданием. Лишившись дешевого и доступного банковского кредита, хозяйство, вполне
естественно, пошло по пути наращивания коммерческого кредита в форме
дебиторской и кредиторской задолженности. Однако этот коммерческий кредит
столкнулся с отсутствием в хозяйстве тех форм, которые придали бы ему
подвижность, мобильность, позволили бы временно свободным оборотным
капиталам быстро переходить от одного хозяйства к другому, обслуживать
хозяйственный оборот. Вместо цепочки расчетов возникла инертная масса
неплатежей. Существует, хотя бы теоретически, несколько путей решения проблемы
неплатежей. Это, прежде всего – прямой (без залога) банковский кредит в
оборотные средства. Однако банковский кредит обладает, по сравнению с
векселем рядом недостатков. Он рискован и предоставляется под высокие
проценты, неприемлемые для товаропроизводителей. Еще одним из выходов из
создавшейся ситуации мог бы послужить банковский кредит под обеспечение
товарно-материальными ценностями. Но и эта форма кредита не лишена
недостатков. Такой кредит извлекает из оборота эти ценности и тем самым
замедляет хозяйственный оборот. Такая форма кредита приемлема в случае
формирования больших сезонных запасов, но в других случаях она будет
вызывать замедление оборота и еще большую потребность в оборотных
средствах. Одним из инструментов лишенных такого рода недостатков и
обладающий рядом дополнительных преимуществ является вексельный кредит.
Возрождение цивилизованных форм вексельного кредита и вексельного обращения
позволило бы мобилизовать хозяйственные ресурсы страны для разрешения
сложившейся ситуации повальных неплатежей. Однако, следует заметить, что в
настоящее время эта форма не дает должного положительного результата из-за
отсутствия необходимой административно-правовой базы в российской практике
вексельного обращения и отсутствия четкой кредитной политики Центробанка в
отношении поддержки российских товаропроизводителей. Без решения этих
вопросов цепочка неплатежей, переоформленная векселями, очень скоро
превратится, и уже превращается, в цепочку неплатежей по векселям.
Глава VI.Вексельный рынок Новосибирской области.
VI.Векселя администрации и корпоративные векселя.
Векселя, обслуживающие бюджетные программы региональных органов власти,
сохранились, несмотря на запрещение Законом “О простом и переводном
векселе” выступать им в качестве векселедателя. Бесспорным лидером
вексельного рынка г. Новосибирска стали векселя, используемые для налоговых
платежей. Налоги в части областного бюджета принимаются в соответствии с
постановлением главы администрации Новосибирской области №. 203 от
23.04.98г. "О плане доходов и расходов областного бюджета на II-й квартал
1998г.", в котором указывается: "В целях обеспечения финансирования
защищенных статей бюджета выдачу справок о наличии задолженности по
платежам в областной бюджет производить в сумме не более 30% задолженности
по платежам, за исключением платежей по подоходному, земельному налогам и
налогу на имущество". В настоящее время налоги, в части областного бюджета,
кроме подоходного и земельного, оплачиваются векселями на сумму около 30%
от размера налоговых платежей в части областного бюджета (допускается
небольшая переплата с учетом минимального номинала векселей - 5 тысяч
рублей).
В указанные налоговые платежи принимаются векселя, первым
векселедержателем которых является Управление Финансов и Налоговой Политики
администрации Новосибирской области (например, векселя ООО "Финансовый
центр "Левобережный", ОАО "Сибэкобанк", др.), а также векселя Русского
народного банка и ВЦ РНБ, выписанные на Фонд развития и поддержки
транспортно-дорожного комплекса, связи и информатики (ТДК и СИ). Диапазон
цен на дальние векселя ООО "Финансовый центр "Левобережный", РНБ и ВЦ РНБ -
38-41%. Эти же векселя принимаются в платежи в Территориальный дорожный
фонд в размере около 30% от размера соответствующего налога, но на сумму не
менее 50 тыс. руб., что не выгодно мелким налогоплательщикам. Как
результат, цена зачета в территориальный дорожный фонд значительно
превышает цену этих векселей. В настоящее время задержка погашения векселей
ООО "Финансовый центр "Левобережный" превышает 3 недели. Интерес к ним как
к доходному инструменту утрачен.
Особая ситуация сложилась с векселями, предназначенными для уплаты
налогов мэрии г. Новосибирска. В соответствии с постановлением №. 801 от
20.08.98г. мэрии г. Новосибирска "О порядке внесения налоговых платежей и
иных расчетов с бюджетом города векселями мэрии и векселями муниципального
учреждения "Муниципальный вексельный дом", индоссированными мэрией",
подоходный налог векселями не принимается. Все остальные налоговые платежи
в бюджет города принимаются векселями мэрии со сроком платежа до 31.12.98г.
включительно по номиналу. Это также относится и к векселям мэрии г.
Новосибирска серии "ТВ" и МУ "МВД", индоссированным ТОО "Траст-Компани" и
ЗАО "РАТМ" (основные из 50 поставщиков угля для мэрии). Остальные векселя
мэрии и векселя МУ "МВД" принимаются в уплату налогов в бюджет города, за
исключением, дополнительно к подоходному, налога на имущество. Векселя
принимаются в соответствии с дисконтной сеткой, рассчитанной по ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Цена дальних
векселей мэрии г. Новосибирска и МУ "МВД" со сроком платежа в 1999г.
составляет 25-27%. Цена дальних векселей МУ "МВД" и мэрии серии "ТВ" со
сроком платежа в 2000 и 2001 г. не превышает 25%, и спрос на них слабо
обозначен. Цена векселей мэрии серии "ТВ" и МУ "МВД", индоссированных ТОО
"Траст-компани" и ЗАО "РАТМ", колеблется в пределах 32-40%.
Текущая задержка по векселям мэрии г. Новосибирска составляет
около полугода и имеет тенденцию к увеличению. Пока еще оплачиваются
опротестованные векселя, числящиеся за физическими лицами.
При оформлении векселей мэрии и МУ "МВД" используется
формулировка "в течение 3 дней по предъявлении, но не ранее ". "Положение о
переводном и простом векселе" допускает только формулировку "в течение 3
дней от предъявления, но не ранее ". Действительно, в п. 33 "Положения"
указывается: " вексель может быть выдан сроком: по предъявлении; во столько-
то времени от предъявления; во столько-то времени от составления; на
определенный день. Векселя, содержащие иное назначение срока
недействительны". Такая неточность в оформлении векселя мэрии выводит их за
рамки действия вексельного законодательства. Она превращает эти векселя в
обычную долговую расписку со всеми вытекающими последствиями.
Исполнение бюджета г. Новосибирска по доходам за 1998 г.
ожидается в размере 2 млрд. руб., что ниже планового - 2187955 руб. Доля
зачетов в доходной части бюджета составляет 48%, доля векселей - 2%.
На рынке векселей следующим по значимости является рынок
векселей и зачетов "Новосибирскэнерго". Объем выпуска векселей,
обращающихся на рынке, составляет 210 млн. руб. Последнее время выпуск
векселей не производился. Очередной выпуск ожидается в декабре этого года.
Векселя разделены на транши, каждому из которых соответствует определенный
круг векселедержателей, от которых эти векселя принимаются в уплату за
электроэнергию и тепло. Векселя принимаются с, так называемым, денежным
сопровождением. Минимальное денежное сопровождение в настоящее время
увеличено с 10% до 20% и для отдельных предприятий может доходить до 100%.
Наиболее популярны транши 78 и 78а. Их цена составляет 15-15,5%. Это
означает, что эффективно цена закрытия долга предприятия, попадающего в эти
транши, составляет около 32% при 20% денежном сопровождении. Цена так
называемых "пеневых" векселей (принимаемых в уплату пени) составляет 11-
12,5%. Векселя "Новосибирскэнерго" окончательно превратились в расчетное
средство. Их невозможно использовать в качестве средства размещения
капитала вследствие увеличения срока оплаты: "в течение десяти лет от
предъявления" (после недавнего инцидента, когда финансовая компания
предъявила их к погашению). В настоящее время чрезвычайно популярен бизнес,
состоящий в том, что за производителя сельскохозяйственной продукции
проводится платеж в "Новосибирскэнерго" (что, как уже было показано выше,
стоит около 32%), он же рассчитывается своей продукцией по номиналу.
Доля остальных векселей на рынке составляет менее 10% общего
оборота. Следует отметить успешно реализуемую вексельную программу ВИНАПа.
Векселя его абсолютно ликвидны, цены поддерживаются на неизменно высоком
уровне. Векселя обеспечиваются продукцией ВИНАПа. Векселя, первым
векселедержателем которых является "Спирт" (г. Куйбышев), стоят 90-95%.
ВИНАП отпускает свою продукцию по данным векселям без денежного
сопровождения и со значительными скидками. Менее привлекательны векселя,
выписанные на иные предприятия. ВИНАП требует по этим векселям 50%
денежного сопровождения, скидки не предоставляются. Так, векселя,
выписанные на "Регионстеклоснаб", стоят 80-85%. Подобная политика "дорогих"
векселей позволяет векселедателю эффективно привлекать дешевые оборотные
средства.
К выполнению своей вексельной программы приступило ОАО
"Сибирское молоко". Векселя передаются поставщикам молока, те, в свою
очередь, получают в обмен на векселя бензин. Следует ожидать появление на
рынке векселей крупнейших предприятий-переработчиков сельскохозяйственной
продукции, таких, как "Альбумин" и 1-ый хлебокомбинат.
VI.2.Рынок бездокументарных векселей
Администрация Новосибирской области оказалась неспособной
погасить бездокументарные векселя, которых в свое время было эмитировано на
200 млрд. неденоминированных рублей. По мнению финансовых кругов, эта
история плохо скажется на других формах заимствований данного эмитента.
Среди финансовых компаний зреет идея судебных исков.
Бездокументарными векселями областная администрация
рассчитывалась с бюджетниками. В среднем до погашения вексель шесть-семь
раз менял хозяина. В конце концов, векселя оседали преимущественно в
финансовых компаниях и дочерних банковских структурах, поскольку банкам
операции с бездокументарными векселями были запрещены распоряжением ЦБ РФ.
До конца года с погашением бездокументарных векселей было все
нормально. Задержки по погашению не превышали пяти-семи дней. Начиная с
1998 г. ситуация резко ухудшилась, УФиНП потеряло всякий интерес к проекту.
Задержки с погашением векселей сейчас превышают 50 дней. Объем непогашенных
векселей на настоящий момент составляет 100 млрд. неденоминированных
рублей. По словам участников рынка, УФиНП не реагирует на их запросы.
Многие финансовые компании обращались в банки с предложением
организовать широкое обсуждение этого вопроса. Но поскольку практически все
держатели векселей являются местными компаниями и надеются на долгую
юридическую жизнь, то инициатором скандала пока никто выступать не хочет.
Другая проблема связана с тем, что данный вид векселей не подпадает под
Женевскую конвенцию, поэтому иски будут возможны только по статье ГК
“Задержка финансовых средств”, что исключает ускоренное взыскание средств,
предусмотренное вексельным законодательством. Кроме того, согласно
действующему законодательству, область не может рассчитываться за долги
собственностью: необходимо проводить аукционы по ее продаже.
Учитывая, что в связи с прошедшим кризисом на рынке акций многие
компании переключились на работу с векселями, а бездокументарные считались
наиболее прибыльными (доходность редко опускалась ниже 80% годовых) из них,
то отсрочка погашения для многих участников рынка равносильна если на
смерти, то тяжелым потрясениям. Уже сейчас держатели векселей потеряли не
менее 6% от их суммы, не считая выплат в ЗАО СОБВО. Учитывая, что многие из
них спекулируют на рынке корпоративных акций, сумма потерь может быть смело
увеличена в десять раз. Банки же, рискнувшие связаться с бездокументарными
векселями, либо близки к администрации области, либо в условиях потребности
области в деньгах считают неэтичным для себя поднимать вопрос об их
погашении и пока стараются вести себя корректно.
Глава VII.Проблемы вексельного обращения в России.
Мало того, чтобы право существовало, необходимо, чтобы оно осуществлялось.
Но и этого мало. Необходимо, чтобы оно осуществлялось быстро и неотвратимо.
А. Дирринг
Вексель является для экономики России инструментом новым, хотя
правильнее было бы сказать, хорошо забытым старым. Отсутствие достаточных
юридических и экономических знаний в этой области у большинства людей,
занимающихся предпринимательской практикой в нашей стране, слабая
нормативная база, регламентирующая вексельное обращение, тормозят развитие
вексельного обращения в России и приводят к возникновению большого
количества проблем.
Во всех странах мира вексельные законы представляют собой не менее
300 страниц подробно расписанных отношений векселедателей и
векселедержателей. В нашей стране все вексельное законодательство сводится
к “Положению о простом и переводном векселе” и нескольким упоминаниям в
Гражданском Кодексе. При этом многие вопросы, такие как, например, порядок
бухгалтерского учета операций с векселями, порядок совершения платежа и
протеста по векселю, налогообложение операций с векселями, порядок
рассмотрения в арбитражных судах вексельных споров, порядок раскрытия
информации о вексельных сделках либо совсем не оговариваются, либо требуют
существенной доработки. В этой части работы я попытался обозначить
существующие проблемы и определить возможные пути их решения.
VII.1. Проблемы бухгалтерского учета векселей.
При проведении операций с векселями часто возникают ситуации, когда
бухгалтерский учет таких операций, произведенный согласно установленным
Минфином нормам, приводит к заведомому искажению бухгалтерской отчетности
предприятия. . Так, например, многие предприятия стараются искусственно завысить величину собственных средств, дабы таким образом привлечь средства потенциальных инвесторов. Для этой цели иногда используют вексель.
Согласно ст. 143 Гражданского кодекса РФ, вексель является ценной бумагой. Следовательно, исходя из п. 6 статьи 66 ГК РФ, который гласит, что “Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку”, векселем может быть совершен вклад в уставный капитал хозяйствующего общества. Это касается как векселей сторонних предприятий, так и простых и переводных векселей, выписанных непосредственно вкладчиком. С точки зрения “здравого смысла”, подобный вклад не может быть совершен векселем, выписанным самим вкладчиком, поскольку для него такой вексель является не имуществом, а лишь долгом. . Также, к разряду проблем бухгалтерского учета можно, условно, отнести искажение отчетности предприятия учетом, так называемых, “дружеских” и
“бронзовых” векселей. “Дружеский” вексель – выдается одним лицом другому без намерения векселедателя произвести по нему платеж, а лишь с целью изыскания денежных средств путем взаимного учета этих векселей в банке.
Обычно “дружескими” векселями (на равные суммы, сроки) встречно обмениваются два реальных лица, находящиеся в доверительных отношениях, для того, чтобы потом учесть или отдать под залог в банке, получив под него реальные деньги, или совершить платеж за товары. “Бронзовый” вексель
– это вексель, за которым не стоит реальная сделка, нет никакого реального финансового обстоятельства, при этом хотя бы одно лицо, участвующее в сделке является вымышленным. Цель такого векселя – получить под него деньги в банке либо использовать для погашения долгов по реальным товарным сделкам или финансовым обязательствам. “Бронзовые” и
“дружеские” векселя возникают при затруднительном финансовом положении
"кредитора" или при проведении им мошеннической операции. Увеличивая дебиторскую задолженность, обеспеченную бронзовыми векселями, предприятие может завысить сумму резерва по сомнительным долгам и уменьшить тем самым налогооблагаемую базу. Такие векселя фальсифицируют денежный оборот, провоцируя налоговые неплатежи. . Не способствует достоверности учетных данных, предписываемый Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия порядок отражения в бухгалтерском учете операций по учету векселей в банке. Согласно данной инструкции они должны учитываться по кредиту счетов 90 “Краткосрочные кредиты банков” и 92
“Долгосрочные кредиты банков” в корреспонденции со счетами учета денежных средств на сумму полученных денежных средств и счетов 80 “Прибыли и убытки” - на сумму учетного процента, уплаченного банку. Вексель же до погашения его плательщиком продолжает числиться на субсчете 3 “Векселя полученные” к счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Тот факт, что вексель учтен предприятием в банке, отражается, согласно инструкции, лишь в аналитическом учете к субсчету 3 счета 62. Приложение к письму ЦБ
РФ от 9 сентября 1991 г. № 14-3/30 “Рекомендации банкам по работе с векселями” устанавливает, что на векселях, передаваемых банку для учета,
“должна быть проставлена бланковая надпись (индоссамент) от имени предъявителя. Перед бланковой надписью оставляется достаточное место, чтобы банк мог поставить штамп о передаче векселя на имя банка, превратив, таким образом, бланковую надпись клиента в именную”.
Следовательно, с передачей в этом случае векселя банку он становится его
(банка) собственностью, и передача эта означает для предприятия реализацию векселя. Значит, после принятия векселя банком к учету сумма переданного векселя должна быть списана со счета, на котором он отражался в бухгалтерском учете передавшего предприятия. Отражение же номинала учтенного в банке векселя на субсчете 3 “Векселя полученные” счета 62
“Расчеты с покупателями и заказчиками” приводит к необоснованному увеличению дебиторской задолженности в отчетности предприятия, что вводит в заблуждение ее пользователей. . Еще одна проблема связана с учетом вексельной суммы. В ноябре 1997г.
Госдумой принят Закон “О бухгалтерском учете”, который требует, чтобы наше имущество показывалось в балансе по оценке. В противоречии с этим законом письмо Минфина №142, требует при проведении операций с векселями учитывать их по номиналу.
VII.2 Проблемы административно-правового характера.
В российской практике вексельного обращения существует также множество
проблем связанных с несогласованностью решений, принимаемых различными
министерствами и ведомствами. К проблемам такого рода можно отнести: . Проблему векселедателей физических лиц. Она сводится к тому, что вексель является ценной бумагой, а по постановлению правительства ценные бумаги должны быть выпущены на защищенных бланках, типографиями, имеющими лицензию Министерства финансов и т.д. Получается, что по нашему законодательству, вексель выпускать на простом листе нельзя, а по
Женевской конвенции – можно. . Если действовать соответственно Положению о простом и переводном векселе, то возникает необходимость заплатить по векселю немедленно, если вексель нам предъявлен в месте платежа, в срок платежа, в подлиннике или лицом, которое надлежащим образом легитимировало себя как кредитор, то есть доказало, что является надлежащим кредитором по векселю. Между тем немедленно заплатить по векселю при наличии ограничений расчетов наличными деньгами между юридическими лицами практически невозможно. Даже невозможно заплатить в один день с предъявлением векселя к платежу в срок платежа. . После вынесения судебного решения о взыскании по векселям арбитражный суд выдает векселедержателю исполнительный лист, по которому он может получить платеж. Сами векселя остаются в деле во избежание злоупотребления – возможного дальнейшего трассирования. Но должник может отказаться платить, поскольку у вас нет с собой подлинника векселя. С одной стороны, прав должник – он не может платить без векселя. С другой стороны, прав суд – он не может отдать вексель, чтобы пресечь злоупотребления. Правильный способ решения этой проблемы зависит от того, какая юридическая сила стоит за исполнительным листом. Если исполнительный лист представляет собой самостоятельное основание для взыскания, оторванное от того основания, на котором он был выдан, то в этом случае ничего страшного в том, что нет векселя, нет. Должник должен будет платить уже не по векселю, а по исполнительному листу. Однако в законе закрепления такой юридической силы за исполнительным листом нет.
Возникает практически неразрешимая юридическая ситуация. . Также к разряду административно-правовых проблем можно отнести информационную закрытость вексельного рынка. Давно назрела необходимость в создании, так называемых, “черных списков”, в которых бы указывались предприятия и организации, допустившие протест своих векселей. Центробанк с такой инициативой обращался в Минюст, с просьбой, чтобы нотариусы предоставляли в Банк России через Минюст информацию о предприятиях, допустивших неплатежи и факты протеста векселей. Но Минюст ответил категорическим отказом, мотивируя это тем, что статья 5 Закона "О нотариате" направленная на сохранение тайны нотариальных действий, гласит, что нотариус может разглашать тайну нотариальных действий только определенным органам, в перечень которых ЦБ не входит. Получается что протест векселя – публичный акт, необходимый элемент вексельной дисциплины, не учтен в основах законодательства РФ о нотариате. . Положение Минюста позволяет нотариусу совершать протест векселя путем выписки формы 60 (Приложение 3) – акта совершения протеста векселя в неплатеже. Но нотариусы часто забывают, что также необходимо делать отметки на самом подлиннике векселя. Это может привести, с учетом достаточно жестких сроков на совершение протеста (полтора дня), к тому, что протест может быть не признан судом. . Также серьезную проблему составляет порядок рассмотрения вексельных споров в арбитражных судах. На рассмотрение дела по одному векселю в суде уходит порой до месяца. С учетом того огромного количества векселей, находящихся сейчас в обороте, эта цифра выглядит чудовищной. . Существует проблема подделки векселей. Проблема крайне болезненная.
Проблема, которую нельзя разрешить по двум причинам. Во-первых, это огромные финансовые затраты на проведение подобных экспертиз. Во-вторых, наши надзорные органы просто не способны проводить подобные экспертизы.
При проверке целого пакета векселей экспертиза должна проводится не выборочно, а буквально по каждому документу. Для выполнения этой работы нужно большое количество высококвалифицированных экспертов. Такого количества экспертов просто нет в надзорных органах.
VII.3. Проблемы налогообложения векселей.
Серьезные недоработки есть также и в налоговом законодательстве: . В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ №01-05-12/278 от 9 июня 1994 года, доходы, получаемые юридическим лицом в форме процентов по векселям облагаются налогом по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов и облагаются по ставке налога на прибыль - 35%. Это несоответствие налогов приводит к тому, что предприятия стараются оформлять процентные векселя и совсем перестали использовать векселя дисконтные. . Также не вносит ясности в вопросы налогообложения операций с векселями тот факт, что согласно этому же письму Госналогслужбы, доходы полученные в виде процентов по векселю облагаются налогом у юридических лиц - по ставке 15%, у банков - 18%, у физических лиц - по ставке подоходного налога (мин.-12%). Эта разница в ставках приводит к тому, что предприятиям и банкам векселедержателям выгодно в день платежа по векселю оформлять индоссамент на физическое лицо, чтобы им был получен платеж по векселю с минимальной ставкой налога. Мне самому неоднократно приходилось сталкиваться с подобной техникой получения платежа по векселю, поскольку банки и предприятия часто подключают в качестве физических лиц студентов.
Это особенно удобно, т.к. студенты не требуют значительной оплаты за такую операцию и в основной массе не имеют доходов, что позволяет платить налог по минимальной ставке. . Также не способствует эмитированию дисконтных векселей Федеральный Закон
“О вексельном сборе”, поскольку в нем в качестве налогооблагаемой базы определяется вексельная сумма. Несмотря на то, что ставка сбора относительно невелика - 0.8%, с учетом большого номинала векселей находящихся в обращении, суммы сбора достигают, порой, значительных величин. Это приводит к тому, что процентные векселя оказываются более привлекательными, нежели дисконтные. . Неясен вопрос о начислении НДС на вексельные операции. Рассмотрим, например, ситуацию, когда предприятие берет вексельный кредит банка. С одной стороны налицо операция с ценными бумагами, которая НДС не облагается. С другой стороны получена ссуда. Соответственно, проценты по этой ссуде, несмотря на то, что они включены в валюту векселя, заранее должны облагаться НДС и относиться на использование общей прибыли. . Есть также неясность со списанием налога на добавленную стоимость на расчеты с бюджетом. Допустим, предприятие берет вексельный кредит.
Рассчитывается векселями за продукцию, т.е. закупает и ставит на учет те или иные материальные ценности. Вопрос: когда предприятие имеет право списать НДС по приобретенным ценностям на расчеты с бюджетом? Если сразу, то мы все сразу с вами можем дружно взять векселей миллиардов на сто, закупить продукцию и тут же выставить бюджету счет – почти на 17 миллиардов.
Эта, и многие другие проблемы возникают из-за того, что вексель
рассматривается в отрыве от сделки, в счет оплаты которой он был
эмитирован. Именно сделка, в результате которой вексель был выдан должна
определять налогообложение. И здесь, надо заметить, нет никакого
противоречия с такой характеристикой векселя, как абстрактность.
Абстрактность – качество векселя, обеспечивающее его ликвидность, свободу
обращения и простоту взыскания. Но когда мы говорим о конкретной сделке, в
результате которой вексель был выдан или передан, то решение вопросов о
налогообложении определяет именно сделка, в связи с полученным или
неполученным доходом.
Глава VIII. Перспективы вексельного рынка России.
Скептики утверждают, что вексельный рынок в России не имеет будущего.
Некоторая доля правды в данном суждении есть. И это связано не столько с
существованием реального противоречия между "изобретениями" российской
практики так называемыми эмиссионными векселями ("энергетическими",
"приватизационными", "бездокументарными") и деловым оборотом
цивилизованного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой
"прихлопнуть" его законодательным путем.
Государство уже предпринимало в 1991-1994 гг. усилия по перестройке
законодательства и системы государственного регулирования и надзора за
вексельным рынком. Делались попытки в приказном порядке организовать
вексельное обращение в стране. Как показали последующие события, эти усилия
во многом оказались тщетными, и возрождающаяся практика вексельного оборота
их постоянно сводила на нет.
Последняя попытка подвести законодательную базу под "правила игры" на
вексельном рынке связана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997 г.
федерального закона "О Переводном и Простом векселе" и подписанием его
Президентом РФ 11 марта.
Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены
многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними;
носящими как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из
противоречий. Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство,
основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам
международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на
развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в
современной России практически полностью отсутствуют соответствующие
обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота. Какими
же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время
существуют три пути решения этой проблемы.
Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что
Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными
актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование
вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих
органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией
международных договоров началось бы формирование практики и обычаев
вексельного оборота, включая "вексельный всеобуч", и наконец —
законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права
(англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы
присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее простой
путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика,
все это учитывается в нормативных документах, в вексельном
законодательстве.
Однако этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения
сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых,
отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими
видами — гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное
отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для
создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту
злоупотреблений на вексельном рынке; в-третьих, мы вступим в противоречие с
международным торговым правом (в конце 1996г. Россия получила "режим
наибольшего благоприятствования" в торговле, ратифицировав “Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом”, а также подала заявку
на вступление во Всемирную торговую организацию).
Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается
российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство
остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация
неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными
актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ,
Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях
практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.
Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям
российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие
российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по
себе еще не является гарантией успешного правового регулирования
вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и
простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7
августа 1937 г., практически не является дословным воспроизведением текста
Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в
дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.
Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов уже породил определенные "напряжения" в вексельном обороте.
В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное "на самотек" без
жестких регуляторов, привело к заполнению рынка "дружескими", "бронзовыми"
и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали
криминальными денежными суррогатами или приняли вид "секъюритизированных"
неплатежей. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо
ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и
муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве.
Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная
администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть
своего бюджета, превращая "классический" вексель в эмиссионную ценную
бумагу.
Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и
проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию
правовой, организационной, технологической, региональной и информационной
инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы
должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей,
с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития
вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ
(Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние
факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение
налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную
реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей
и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных
"дружеских", "бронзовых" и фальшивых векселей, усложнение самого
вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с
векселями).
Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной
реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться
система российского вексельного законодательства.
Первый — сохранение вексельного законодательства на основе Женевских
конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).
Второй — самодостаточность вексельного законодательства.
Третий — построение вексельного законодательства в основном на системе
диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум
вексельных отношений, без которых невозможно избежать злоупотреблений.
Четвертый — нормы вексельного законодательства должны быть жестко
привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать
вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.
Пятый — вексельное законодательство должно адекватно отражать
формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую очередь
включать:
- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ "О банкротстве
(несостоятельности) предприятий" о порядке удовлетворения требований
кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную
очередь;
- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и
определение на законодательном уровне процедуры совершения протеста;
- внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс о введении
ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;
- предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ,
ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах
совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо
уполномоченному им лицу предоставлять полученную информацию всем
заинтересованным лицам и средствам массовой информации;
- создание законодательной базы саморегулируемых организаций,
объединяющих участников вексельного рынка (например АУВЕР);
- реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов
физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;
- разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов
(Вексельного Кодекса).
Создание правовой, организационной, информационной инфраструктуры
цивилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов,
работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных
организаций, населения навыкам работы с векселями, изучения как российского
опыта, так и обычаев вексельного оборота других стран.
Заключение.
На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются
региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность
документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны
государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и
индоссантов. На V Межбанковском конгрессе 1996 года было высказано мнение о
существовании реальной угрозы нового кризиса в банковской системе - кризиса
вексельного обращения. Анализ состояния вексельного рынка показывает, что
этот кризис уже наступил. На рынке обращается огромное количество
необеспеченных , а, порой, и просто фальшивых векселей. Также велико
количество, квази-векселей, составленных с дефектом формы, по-сути
векселями не являющихся. Арбитражные суды не справляются с огромным потоком
вексельных споров. Центробанк обеспокоен тем, какие "странные" векселя и
каким "странным образом" сейчас выпускаются.
Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих “очеловечивание”
вексельного обращения:
частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;
неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих
интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей
(если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными);
отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков
о погашении векселей;
отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и
невозможность в настоящее время их переучета в ЦБ РФ;
существовующие несоответствия между вексельным законодательством и другими
нормативными актами;
Следует отметить – инструмент вексельного кредитования в России
необходим, поскольку активизация вексельного обращения приводит, во-первых,
к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств и, во-вторых,
уменьшает потребность в банковском кредите, соответственно снижая
процентные ставки за его использование.
Не возникает сомнений, что в дальнейшем, возможно уже в ближайшие
годы, вексельное обращение в России примет более цивилизованные формы,
будут со временем разрешены административно-правовые проблемы стоящие на
пути вексельного обращения. Также будет решена проблема унификации
налогового законодательства в отношении налогообложения операций с ценными
бумагами физических и юридических лиц. Со временем, в России установится
нормальная практика предоставления кредитов с использованием векселей.
Предприятия-должники будут самостоятельно выпускать векселя, получать под
них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем
со своими кредиторами.
Список литературы
1. "Положение о переводном и простом векселе", Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 №104/1341 (Женевская конвенция от 07.06.1930г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2) включая изменения. и доп. на 12.08.1996г.
3. "О переводном и простом векселе", Закон РФ от 11.03.97 № 48-ФЗ.
4. "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения", Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. №1094.
5. "О рынке ценных бумаг", Закон РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ.
6. "Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учёта прав их держателей", Утвержденное постановлением ФКЦБ от 21 марта 1996 года №5.
7. Антонов Н.Г., Пессель М.А. "Денежное обращение, кредит и банки". -М:Финстатинформ, 1995г. -272с.
8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. "Регулирование и учёт операций с векселями". -М:Финансы и статистика, 1996г. -128с.
9. "Рынок ценных бумаг: Учебник", под ред. Галанова В.А., Басова А.И. -М:Финансы и статистика, 1996г. -352с.
10. Фельдман А.А. "Вексельное обращение. Российская и международная практика". -М:ИНФРА-М, 1995г. -352с.
11. Фельдман А.А. "Государственные ценные бумаги". -М:ИНФРА-М, 1995г. -240с.
12. Хабарова Л.П. "Учёт и налогообложение операций с векселями". -М:журнал Бухгалтерский бюллетень, 1997г. -176с.
13. Материалы, любезно предоставленные мне Ассоциацией Участников Вексельного Рынка и Финансово Информационной Службой через сети Internet.
Приложение № 1
ОБРАЗЕЦ АНГЛИЙСКОЙ ТРАТТЫ
Лондон,*
10 января 199 ___
5000 ф.ст.
Гербовая марка
По требованию** уплатите банку Британии Бэнк Лимитед*** или его приказу
пять тысяч фунтов стерлингов, эквивалент получен
Экспортс Лимитед****
Импортс Инк***** Бостон, США
__________________ * Место выдачи и дата ** Или 10 марта 199 *** Получатель по векселю- ремитент **** Лицо, выставившее вексель- трассант ***** Банк, на который выставлен вексель- трассат
Приложение № 2
ОБРАЗЕЦ ТРАТТЫ БИРЖИ
Российская товарно-сырьевая биржа
ВЕКСЕЛЬ___________________________________________________ место и дата составления
По настоящему векселю ______________________________________________ кто - полное наименование векселедателя
обязуется уплатить __________________________________________________ кому - полное наименование первого векселедержателя или его приказу
________________________________рублей, а также начисленные на сумма прописью
указанную сумму, начиная с _____ дня от даты составления векселя,
проценты в размере ______ процентов годовых.
Срок платежа _______________________________________________________
Место платежа ______________________________________________________ наим. обслуживающего векселедателя банка и номер счета
Залогом по векселю является __________________________________________ прочеркнуть или описать
Подпись векселедателя:
М.П. ______________________________________________________________ руководитель, должность подпись фамилия, инициалы
________________________________________________________________ главный бухгалтер подпись фамилия, инициалы
Приложение № 3
форма N 60
о протесте векселя в неакцепте
"___"____________ 19___ г. я _______________________ (фамилия и
инициалы), государственный нотариус __________________(наименование)
государственной нотариальной конторы, по просьбе ___________________
(наименование держателя векселя) законного держателя переводного
векселя N ___________, выданного _____________________ (наименование
векселедателя) "___"_____________ 19___ г. в _________________(место
выдачи) на сумму __________________________ (сумма, на которую выдан
вексель), сроком платежа _______________ (указывается срок платежа),
представившего указанный вексель мне к совершению протеста в
неакцепте, "___"___________ 19___ г. предъявил _____________________
(наименование плательщика) плательщику по векселю требование об
акцепте.
В связи с неакцептом векселя, и руководствуясь статьей 44 Положения о
переводном и простом векселе от августа 1937 г., протестую указанный
вексель в неакцепте.
Город _____________________ "____"________________ 19___ г.
Взыскано государственной пошлины ________________________
Зарегистрировано в реестре за N _________________________