Тема: «Прямые налоги в РФ и перспективы их развития».
Цель: изучение прямых налогов и перспектив их развития в
условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие
задачи: сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных
авторов; раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными
налогами; рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию
представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;
проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на
протяжении всего периода существования государства; рассмотреть существенные
элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны;
определить пути совершенствования прямого налогообложения; проанализировать
принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на
экономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направления
совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в
Российской Федерации. Рассмотрены обще-статистическая характеристика налогов на
начало 2010 года, и нововведения начала 2010 года по прямому налогообложению.
Налоги представляют собой не только обязательные,
индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но
и источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных
внебюджетных фондов).
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.
Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы
предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в
бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления
собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом
заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством
налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты
налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на
самочувствии общества и населения.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от
порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные
налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Но актуальность
данной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки по
смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что
само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их
функционирования и направлениям их совершенствования.
Целью исследования является изучение прямых налогов и
перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие
задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на
мнения разных авторов:
- раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с
косвенными налогами;
- рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую
эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;
- проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской
Федерации на протяжении всего периода существования государства;
- рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и
их значение в налоговых поступлениях страны;
- определить пути совершенствования прямого налогообложения;
- проанализировать принятые и реализуемые меры в области
прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010
годах;
- выявить основные направления совершенствования прямых налогов
в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является налоговая система РФ
Предметом - основные тенденции и особенности прямого
налогообложения в Российской Федерации.
Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые
акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и
др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи,
работы).
Налоги как основной источник образования государственных
финансов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения налогов в
экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму
природу налога. В XVIIIв.
преобладало мнение о том, что налог – это цена за оказываемые государством
услуги своим гражданам. В XIX в.
налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В ХХ в. основной была точка зрения о том, что налог – это
принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие
общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Существуют различные классификации налогов. Наиболее
существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет
классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.
Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).
Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров,
работ, услуг.[1]
Существует и другой вариант данных определения прямых и
косвенных налогов:
Прямые налоги – подоходно-поимущественные налоги, т. е. те
которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания
величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней
налоговой ставки.
Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести
сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным признакам,
которая представлена в таблице 1.
Таблица 1.1-Сравнительная характеристика прямых и косвенных
налогов
Признак сравнения
Прямые налоги
Косвенные налоги
Субъект правоотношений
В правоотношения по поводу
взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик
В правоотношения по поводу
взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический
налогоплательщик как посредник между ними
Факторы, определяющие
величину налога
Величина налогов
непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности
налогоплательщика
Величина налогов не зависит
от финансовых результатов деятельности налогоплательщика
Объект налогообложения
Эти налоги подоходно-
поимущественные
Эти налоги имеют объектом
обложения обороты по реализации
Современное представление о делении налогов на прямые и
косвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим
историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и
косвенные. Эти критерии включают:
1)
критерий
перелагаемости;
2)
критерий способа
налогообложения и взимания;
3)
критерий
платежеспособности.
Согласно первому критерию перелагаемость налогов возможна
только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен.
Посредством обменных и распределительных процессов определенный
законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое
бремя на иное лицо – носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально
возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее
данный налог, - это не обязательно одно и то же лицо.
Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве
основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком
(1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификации
установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой
налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца,
так как один лишь доход земельного собственника – действительно чистый доход,
из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно,
следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца.
Следовательно, поземельный налог – это прямой налог, а остальные налоги
являются косвенными[3].
Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из
факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца
доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на
предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по
мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на
потребителя[4].
Английский экономист, философ и общественный деятель Джон
Стюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог
– это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика,
косвенный – это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на
другое лицо[5]. Того же
мнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)[6].
Итак, в соответствии с рассмотренным критерием окончательным
плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход.
Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по
их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике
перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и
иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут
быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма.
В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции,
например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ
налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и
признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или
пользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным), периодически
составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и
в определенные сроки. В соответствии с критерием платежеспособности обложение
налогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же на
основе учета общей платежеспособности лица – к косвенным. Иными словами, все
налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и
производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те
же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через
действия плательщиков, признаются косвенными.
Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение,
разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение
расходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на
доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и
накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного,
подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые
Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского
хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к
косвенным[7].
Деление налогов на прямые и косвенные на основании
подоходно-расходного принципа, установленного в начале ХХ в., не утратило своего значения и в конце века.
Однако, помимо деления налогов на прямые и косвенные в
литературе по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так,
по мнению доктора экономических наук, профессора Б. Х. Алиева, по способу
взимания все налоги классифицируются на три группы:
1)
прямые налоги;
2)
косвенные налоги;
3)
пошлины и сборы.
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество,
под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б. Х.
Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два первых
разряда[8]. Именно
данная классификация, на мой взгляд, является самой оптимальной, потому что в
полной мере отображает систему сегодняшних налогов.
Следует отметить также, что в литературе по теории
налогообложения прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и
личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доход
может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации
уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и
понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с
учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых
налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными
налогами.
Доход может определяться и опосредованно, через оценку
внешних проявлений благополучия лица: вида и качества жилья, размера и
месторасположения земельного участка и др. В этом случае облагается не
фактический, а предполагаемый средний доход лица, получаемый в данных
экономических условиях от того или иного предмета налогообложения
(собственности, денежного капитала и др.). Эту группу прямых налогов называют
реальными. Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их
название [англ. real – имущество].
Примером реального налога является единый налог на вмененный
доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика
за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом факторов,
непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе статистических и
иных исследований. Плательщиками налога являются, как правило, субъекты малого
и среднего бизнеса – физические и юридические лица, ведущие предпринимательскую
деятельность по оказанию услуг, при оплате которых преимущественно используются
наличные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного
дохода устанавливается законодательными актами субъектов РФ с учетом методик,
рекомендуемых Правительством РФ.
Реальные налоги учитывают потенциальные результаты деятельности
налогоплательщика. Так, налог на игорный бизнес введен с той же целью, что
налог на вмененный доход, потому что значительная часть доходов игорного
бизнеса не предъявляется к налогообложению, не учитывается при расчете налога
на прибыль. Поэтому законодатель установил налог в твердом размере на каждый
игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерской конторы.
Однако если налог на вмененный доход ориентирован на учет
ряда факторов, существенных для определения потенциального дохода, то налог на
игорный бизнес взимается по ставке, единой для всех игорных заведений,
расположенных на территории субъекта РФ.
Таким образом, группу прямых реальных налогов образуют
земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный
налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу
прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль
организаций, налог на наследование или дарение.
Отечественная система прямого
налогообложения складывалась, развивалась и видоизменялась почти всегда под
воздействием изменений в политическом устройстве государства, а также под
влиянием общественного развития и исторических событий.
Объединение древнерусского
государства началось лишь с конца IX века. Основной формой налогообложения были поборы в княжескую казну,
которые назывались дань. Первоначально она носила нерегулярный характер и имела
вид контрибуции с побежденных народов, а затем превратилась в систематический
прямой налог. Платили ее мехами, монетами, продуктами питания, изделиями
ремесла. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся количеством
труб и печей в каждом хозяйстве. Дань взималась двумя способами: во-первых, повозом
— когда она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем — когда князья сами ездили
за ней.
Кроме дани в Древней Руси было также
и поземельное обложение. Традиционно поземельный налог должен всегда падать на
чистый доход с земли. Однако способы определения дохода с земли в разное время
и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в
измерении земли и обложении ее по количеству; в России же обложение
производилось по сохам или плугам. Но уже на довольно ранней ступени
цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способ
изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в Древней Руси различалась
«соха доброй» и «соха худой» земли. Другим старинным способом, еще более
распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в
размере 1/10 валового дохода с земли.
В XIII веке после монголо-татарского нашествия и завоевания
Руси Золотой Ордой дань стала выступать формой эксплуатации русского народа.
Единицей, обложения данью в городах был двор, в сельской местности — хозяйство.
Известно 14 видов «ордынских тягостей», основной из которых был «выход», взимавшийся
с каждой души мужского пола и с головы скота.
Взимание прямых налогов в казну
самого Русского государства становится уже невозможным. Главным источником
внутренних доходов стали пошлины, особенно торговые.
В конце первой четверти XIV века выступления русских городов и
политическое объединение Руси вокруг Москвы создали условия для свержения
монголо-татарского ига. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III, после чего началось создание
налоговой системы Руси, включающей первые русские косвенные и прямые налоги.
В качестве главного прямого налога
выступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Кроме дани, источником
дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни,
сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для становления
молодого Московского государства стали иметь целевые налоговые сборы. Но
ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины,
главными из которых были таможенные и винные.
В царствование Ивана III были заложены первые основы
налоговой отчетности. Так, к этому времени относится введение первой налоговой
декларации — сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные
податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых
налогов.
Ивану Грозному удалось увеличить
государственные доходы посредством сбора налогов. Был введен дифференцированный
подход: налог зависел от изобилия или недостатка в угодьях. Многие натуральные
повинности в это время были заменены денежным оброком. Кроме обычных прямых
податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги.
Главными косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные,
банные и др.
В период царствования Алексея
Михайловича (1629—1676 гг.) финансовая система России была несколько
упорядочена путем создания в 1655 г. счетной палаты. Прямые налоги составляли
44% всех доходов, косвенные — 53,3%, чрезвычайные сборы давали 2,7%. Были
повышены прямые налоги, введен налог на имущество.
В эпоху Петра I (1672—1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования.
Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогам
добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население,
составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков;
налоги с постоялых дворов; печей; налог на бород; военные налоги; налоги со сплавных,
судов; с продажи съестного; с найма домов и др.
Период правления Екатерины I (1725—1730 гг.) отмечен ослаблением налогового бремени: были
снижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов. Правление
Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) характеризуется серьезными налоговыми реформами:
армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинность
была заменена денежной повинностью, изменилась система сбора горной подати.
Налоговая система стала вновь
совершенствоваться и развиваться лишь в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.): были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в
налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и
подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор.
В это время в России прямые налоги в
бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так,
подушной подати в 1763 г. собиралось 5667 тыс. руб., или 34,3% всех доходов, а
в 1796 г. уже — 24 721 тыс. руб., или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42%
в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные
налоги.[9]
В начале XIX века, во время войны с Наполеоном, государственный
бюджет сводился с огромным дефицитом: расходы в 2 раза превышали доходы,
поэтому возросли акцизы, подушная подать. Доход помещиков с их земель обложили
подоходным прогрессивным налогом. Увеличились питейные сборы. Были повышены
гильдейские налоги с купцов. Возрос гербовый сбор.
Александр II (1855—1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой изменение налоговой системы. Основным налогом ранее
выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Однако полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III
(1881—1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк — плата
казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть специальные
налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг,
квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с
железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В этот же период
начала развиваться система регионального и местного налогообложения в виде
земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и
торговых заведений. Именно во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги.
Становление прямого налогообложения
России продолжалось вплоть до революционных событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который стал
играть большую роль в экономике государства. Большое значение стал иметь также налог
с недвижимого имущества, после увеличения ставки до 10%.
После деятельности министра финансов
С.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, а
прямые около 40%. Однако самые радикальные налоговые преобразования в 1903—1913
гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности в
подоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данного
налога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки
недвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.
Сразу после революции в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог на прирост
прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Чуть
позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на
обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных торговых
предприятий, имеющих наемных работников. Также был введен единовременный
чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на городскую буржуазию и
кулачество.
Главной спецификой времен НЭПа было
возвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный
налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди
прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый,
подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения
капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямые
налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х
гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система — действовало 86
видов платежей налогового характера.
В 1930—1932 гг. в СССР была проведена
кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была
полностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были
упразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли.
Значительное число налогов с населения было также отменено. Следует заметить,
что налоги с населения уже не имели большого значения для бюджета, так как вся
прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных
отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. С началом
войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных
граждан, однако основным налоговым платежом остается налог с оборота — акциз на
товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41%
доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы
рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР
формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с
населения составляли всего 7—8% всех поступлений бюджета.
На данном этапе система
налогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия
прибыли предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов,
таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, а
стимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.
Перестройка, начавшаяся в середине
1980-х гг., объективно привела к возрождению отечественного налогообложения.
Уже в конце 1980-х гг. были предприняты попытки повысить налоговые ставки на
прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах с
предприятий, объединений и организаций». Согласно этому закону устанавливаются
общесоюзные налоги, такие, как: налог на прибыль; налог с оборота; налог на
экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост
средств, направляемых на потребление; налог на доходы и др.
После развала союзного государства и
оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были
подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу
на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.
Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков
характеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в
налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение
года.[10]
Требуется масштабное, подчиненное
единой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено с
принятием Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно вносимые
поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой
системы России в настоящее время близок к завершению, в результате которого
сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все
налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная
цель дальнейшего совершенствования налоговой системы, а именно прямого
налогообложения, России должна заключаться в повышении эффективности ее
функционирования.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в
консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2010г. поступило
налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без
учета единого социального налога) на сумму 503,0 млрд. рублей, что на 13,9%
больше, чем в январе 2009 года.
Таблица 1.2-Поступление налогов, сборов и иных
обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд.рублей
Январь 2010г.
В
% к январю 2009г.
консолидированный
бюджет
в
том числе
консолидированный
бюджет
в
том числе
федеральный
бюджет
консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации
федеральный
бюджет
консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего
503,0
315,0
188,0
113,9
128,2
96,0
из
них: налог на прибыль
организаций
41,3
6,1
35,2
53,3
25,7
65,5
налог
на доходы физических лиц
85,5
-
85,5
101,7
-
101,7
налог
на добавленную стоимость на
товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ
176,6
176,6
-
115,5
115,5
-
акцизы
по подакцизным товарам (продукции), производимым на
территории РФ
45,5
14,8
30,7
165,9
225,5
147,2
налоги
на имущество
17,4
-
17,4
110,6
-
110,6
налоги,
сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
116,4
114,1
2,4
181,3
190,5
54,2
из
них НДПИ
112,4
110,2
2,2
187,6
197,6
52,8
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей
консолидированного бюджета в январе 2010г. обеспечили поступления налога на
добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации - 35,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,3%,
налога на доходы физических лиц - 17,0%, налога на прибыль организаций - 8,2%.
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе 2010г. составило 41,3 млрд.рублей и
сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 46,7%.
В общей сумме поступлений по данному налогу в январе 2010г. доля налога на
прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с январем 2009г. на 1,1
процентного пункта и составила 93,6%, доля налога с доходов, полученных в виде
дивидендов, увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 3,3%.
Таблица 1.3-Поступление налога на прибыль организации.
Январь 2010г.
Справочно январь 2009г.
консолидированный бюджет
в том числе
консолидированный бюджет
в том числе
млрд. рублей
в % к итогу
федеральный бюджет
консолидированные бюджеты субъектов РФ
млрд. рублей
в % к итогу
федеральный бюджет
консолидированные бюджеты субъектов РФ
Всего
41,3
100
6,1
35,2
77,4
100
23,7
53,7
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации по соответствующим ставкам
38,7
93,6
3,5
35,2
73,3
94,7
19,6
53,7
с доходов, полученных в виде дивидендов
1,4
3,3
1,4
-
1,9
2,5
1,9
-
с доходов, полученных в виде процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам
1,2
3,0
1,2
-
2,2
2,8
2,2
-
В январе 2010г. в консолидированный бюджет Российской
Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило
85,5 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 1,7% больше, чем за
соответствующий период предыдущего года.
Таблица 1.4 -Поступление налога на доходы физических
лиц
Январь 2010г.
Справочно январь 2009г.
млрд.
рублей
в % к
итогу
млрд.
рублей
в % к
итогу
Всего
85,5
100
84,1
100
из них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися
налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого
участия в деятельности организаций
1,4
1,6
1,5
1,8
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися
налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого
участия в деятельности организаций
0,0
0,0
0,0
0,0
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной
п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации
83,3
97,4
81,8
97,3
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися
налоговыми резидентами Российской Федерации
0,5
0,6
0,6
0,7
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в
проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ
и услуг