бесплатные рефераты

Пути реформирования налоговой системы РФ

Пути реформирования налоговой системы РФ

ВВЕДЕНИЕ


Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих "подданных" - физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

1) гасить возникшие "сбои" в системе распределения;

2) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели:

- достижение постоянного устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение минимального уровня доходов населения;

- создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Найти правильно сбалансированное соотношение этих целей и есть главное в экономической политике государства.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.



1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ

1.1 Сущность и функции налогов


Налоги - это платежи, которые пополняют бюджет государства. Облагаются налогами юридические и физические лица (предприятия, организации и граждане). Налоговые выплаты из дохода граждан являются обязательными, принудительными и безвозмездными. С помощью налогов государство воздействует на многие экономические процессы: поощряет или сдерживает определенные виды деятельности, направляет развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействует на экономическую активность предпринимателей, регулирует количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях: фискальной и экономической. Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства, которые направляются на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных при помощи налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, выплачивает зарплату преподавателям и стипендию студентам, поддерживает здравоохранение и т.д.

Экономическая функция налогов заключается в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, любые социально-экономические процессы в обществе. В данном случае налоги играют поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, устанавливая налоговые льготы, государство решает серьезные, стратегические задачи: поощряет технический прогресс, не облагая часть прибыли, идущую на внедрение новой техники; привлекает предприятия к решению социальных проблем, освобождая от налога на благотворительную деятельность. Напротив, назначая более высокие ставки налогов на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Функции налогов тесно связаны между собой, своего рода сиамские близнецы, дополняющие и взаимозаменяющие друг друга. Рост налоговых поступлений в бюджет (фискальная функция) создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства (экономическая функция). Ускорение развития и роста доходности производства, которое достигается в результате экономического регулирования, позволяет государству получить больше средств, а это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной.

Каждый налог содержит обязательные элементы. Он указывает:

- кто является плательщиком (субъектом налога);

- что выступает объектом налогообложения (доход, имущество, товар, наследство);

- из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд, т. п.);

- в каких единицах измеряется объект налогообложения (денежная единица страны — в подоходном налоге, налоге на прибыль, гектар или акр - в поземельном, человек — в подушном налоге);

- величину налоговой ставки (выраженная в процентах — квота), приходящуюся на единицу налогообложения;

- налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

В современной практике получили распространение три способа взимания налогов: кадастровый, «у источника», по декларации. Первый из них основан на использовании кадастров (реестров), содержащих классификацию типичных объектов по их внешним признакам (земли, месторождений, домов). Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение.

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Бухгалтерия предприятия до выплаты зарплаты или любого другого дохода вычитает из него и перечисляет в бюджет соответствующую сумму.

Третий способ предполагает предоставление в налоговую инспекцию налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе.


1.2 Виды налогов, основные налоги, собираемые в РФ


Различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товара или тарифа на услуги.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно. Эти требования, как правило, относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов или имуществом плательщика.

Косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизами облагаются товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов). В большинстве развитых стран косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара.

После второй мировой войны в дополнение к индивидуальным были введены универсальные акцизы, которые взимались в процентах от валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время был распространен такой универсальный акциз, как налог с оборота.

Он взимался со стоимости товаров отечественного производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, которым обладал этот налог, был повторный счет. Например, налог с оборота взимался со стоимости железной руды многократно: когда ее добыли и продали металлургическому комбинату, когда из металла изготовили прокат, а из проката на машиностроительном заводе сделали трактор для крестьянского хозяйства и т. д. Или другой пример: стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца, сшитого из этого ситца платья. Всякий раз при переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость хлопка облагается налогом с оборота. Чем глубже общественное разделение труда, т. е. чем чаще переходит сырье или полуфабрикат по технологической цепочке из рук в руки, тем больше растет цена на него не только за счет дополнительно добавленной стоимости, но и за счет повторного взимания налога с оборота, что поднимает цену на готовый продукт.

Налог с оборота по прошествии времени был заменен налогом с продаж, позже — налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость взимается со стоимости, добавленной на каждой стадии производства, обращения. Налог на приобретенные полуфабрикаты вычитается из налога на изготовленную продукцию, а разница уплачивается в бюджет. Ставка налога на добавленную стоимость может быть либо единой для всех видов товаров и услуг, либо дифференцированной по социальным или иным признакам (например, более низкий на товары детского ассортимента и более высокий на остромодные молодежные товары).

Фискальные монопольные налоги представляют собой вид косвенного налогообложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизировано государством. Возник этот налог из регалии, присвоения себе государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Так, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Объектом государственной монополии в России было производство и продажа изделий из меха и золота, пользовавшихся спросом и на внешнем, и на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины — косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, пересекающие границу страны. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционные, антидемпинговые и преференциальные.

Фискальные таможенные пошлины преследуют тривиальную цель - рост бюджетных доходов.

Политика государства, направленная на защиту общественных предпринимателей от иностранной конкуренции путем фиксации высокого уровня цен на их продукцию, называется протекционизмом. Протекционные таможенные пошлины тем самым служат инструментом политики протекционизма, защищающим внутренний рынок от проникновения импортных товаров. Такая политика внешнеэкономической деятельности отнюдь не является идеальной, тормозя развитие конкуренции. Так, ограничение ввоза японских автомобилей на американский рынок (так называемая автомобильная война) привело к тому, что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной на десятилетие от уровня современных технологий, утратив прежнюю конкурентоспособность не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Демпинг - продажа товаров на иностранном рынке по искусственно заниженным (бросовым) ценам. Цель такой операции - вытеснить конкурентов из других стран или разорить национальную экономику той страны, куда ввозятся товары. Чтобы защитить национальную экономику, государство, с одной стороны, вводит антидемпинговые пошлины, с другой - старается создать условия для развития собственной экономики.

Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, в котором страна особенно заинтересована (например, новые технологии) или на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).

В мировой практике налогообложения используется множество форм прямых и косвенных налогов, которые различаются по объектам, источникам и формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов, материальное положение разных групп населения, более гибко воздействовать на общественное производство, его структуру, темпы роста.

На первый взгляд кажется, что платить налоги должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления, т. е. те, кто их уплачивает, получают от этих программ разовую отдачу. Так, хорошие дороги, с точки зрения обывателей, выгодны прежде всего владельцам автомобилей, а в действительности они выгодны всем, ибо позволяют4 ускорить транспортировку грузов, сокращая время товарооборота. Согласно принципу полученных благ бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные - для выплаты им пособий. Другим основополагающим принципом налогообложения является принцип платежеспособности, согласно которому больше платят те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении. Поскольку с ростом дохода возрастает его доля, направляемая на приобретение предметов роскоши за счет сокращения потребления предметов первой необходимости, налогообложение высокодоходной части населения сократит объем покупок предметов роскоши, а налогообложение беднейшей части населения заставит ее экономить на самом необходимом. Это значит, что часть дохода малообеспеченной семьи, на которую предъявляет свои права государство, несомненно большая жертва со стороны последней, чем та, которую вынуждены платить более обеспеченные участники рынка. Вот почему правительству приходится применять различные по воздействию налоги. Все налоги подразделяют на три группы: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Прогрессивные — это такие налоги, которые возрастают быстрее, чем увеличиваются доходы. В таком случае существуют несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов и можно говорить о предельной налоговой ставке, которая равна приросту выплачиваемых налогов, деленных на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога в пределах каждой последующей налоговой шкалы.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Отличие этого налога от прогрессивного в том, что он возрастает медленнее, чем доход.

Пропорциональный налог предполагает единую ставку для доходов любой величины.


1.3 Границы налогообложения


Чтобы составить прогноз воздействия налога на те или иные доходы, уменьшают так называемый «дискреционный доход». Это часть чистого дохода потребителя, предназначенная для личных расходов, остающаяся после затрат на удовлетворение жизненных потребностей. Рассчитать дискреционный доход можно путем вычитания из реально полученного дохода стоимости жизненно необходимых (а потому обязательных) средств (питание, одежда, жилье, транспорт и т. д.). Он количественно изменяется после введения новых или изменения уже существующих ставок налогов. Таким образом, дискреционный налог предстает в виде показателя реального воздействия «революционных» изменений в налогообложении на субъектов экономической деятельности.

Какой бы совершенной ни казалась ее авторам система налогообложения, одни налогоплательщики всегда стремятся переложить налоговое бремя на других. Перемещение уплаты налогов на потребителей определяют как сдвиг вперед, на производителей — как смещение назад. Какое направление будет задано движению налогов — вперед или назад — зависит от эластичности спроса и предложения на товары и услуги. При условии относительно неэластичного спроса налоги «обременяют» жизнь покупателей, неэластичного предложения — продавцов.

На практике известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов налогообложения; повышение налоговых ставок. Условием увеличения поступлений в бюджет является уровень налоговых ставок, не превышающий величины, при которой их дальнейший рост отрицательно сказывается на эффективности экономики.


1.4 Кривая Лаффера


Связь между величиной ставки налогов и поступлением средств в государственный бюджет впервые была выявлена американским экономистом А. Лаффером. Он показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую границу, поступления начнут уменьшаться. Один и тот же доход, по мнению Лаффера, в государственный бюджет может поступать при достаточно высокой или низкой налоговых ставках.

Это положение можно проиллюстрировать графически (кривая Лаффера) (рис. 1):

Рис 1


Таким образом, равенство бюджетных поступлений (Уг = = У2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (Х2 > X,). Более низкая налоговая ставка увеличит число объектов налогообложения, привлекая к предпринимательской деятельности большее число людей. И наоборот, рост налогов уменьшает государственные доходы. Исследования Лаффера теоретически обосновывают тезис: чем богаче граждане, тем богаче государство.


1.5 Роль налогов в рыночной экономике


В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя.

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.

Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия, «мастодонты» промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же «мастодонтами» из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел.

Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. В то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50% всех вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20%.

Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18% можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл.

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в челом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т. п.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности – с нового хозяйственного года.

За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало, что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал предпочтение государственному бюджету.

Следующим существенным шагов в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, не деле были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо единых требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновниками, чем от объективных условий и требований.

Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма и волюнтаризма.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц.

Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.

Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.

Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона).

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.


1.6 Состав единой системы налогообложения в РФ


Переход России к новым, рыночным условиям требует кардинального изменения налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.

На федеральном уровне закреплены следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. К республиканским налогам (краев, областей, автономных образований) относятся: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход. К местным налогам - налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство и другие цели. Налог на граждан не может превышать одного процента минимальной месячной зарплаты, а на предприятие — одного процента фонда оплаты труда.

Основные требования, которые предъявляют к налоговой системе:

а) равные доходы при равных условиях их получения облагаются одинаковым по величине налогами;

б) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;

в) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

г) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер.

Принципиально новым и важным для экономики нашей страны является введение в качестве объекта налогообложения совокупного годового дохода, представленного в виде декларации.

За правильностью уплаты налогов следит налоговая инспекция, главная обязанность которой — сбор налогов и других обязательных платежей в бюджет.



2 ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Направления налоговой реформы


Основы налоговой системы будут определяться новым Налоговым Кодексом РФ. Надо сказать, что ряд принципиальных положений проекта Налогового Кодекса уже находят практическое воплощение.

В Указе направления налоговой реформы представлены следующим образом:

- построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей;

- сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

- облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

- расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ