Пути улучшения финансового состояния предприятия на примере ООО "Жилтрест №1"
ООО « Жилтрест №1» за 2009г.
№ п-п
|
Наименование статей
|
План на 2009г. Начисления
|
Факт. За 2009г. Начисления.
|
%выполнения
|
Отклонение от плана (-,+)т. руб.
|
Удельный вес в общ. Доходах
|
|
1.Доходы, всего без НДС
|
т.руб.
|
т.руб.
|
|
|
%
|
|
1.1. Кварплата
|
|
|
|
|
|
1.
|
Техобслуживание
|
33174
|
33116.3
|
99,8
|
-57,7
|
8,5
|
2.
|
Мусоропровод
|
6952,9
|
6931,5
|
99,7
|
-21,4
|
1,8
|
3.
|
Уборка лестничных клеток
|
3596,9
|
4158,4
|
115,6
|
561,5
|
1,1
|
4.
|
Лифты
|
20186,6
|
19668
|
97,4
|
-518,6
|
5
|
5.
|
ТБО
|
7460,1
|
7432,3
|
99,6
|
27,8
|
1,9
|
6.
|
Телеантенны
|
1273,7
|
1233,7
|
96,9
|
-40
|
0,3
|
7.
|
Животные
|
521,5
|
492,3
|
94,4
|
-29,2
|
0,1
|
8.
|
Текущий ремонт
|
25063,7
|
24971,5
|
99.7
|
-72,2
|
6,4
|
9.
|
Домофоны
|
275,4
|
270,3
|
98,1
|
-5,1
|
0,1
|
|
1.2.Договор подряда
|
4126,3
|
4415,8
|
109
|
289,5
|
1,1
|
|
1.3.Платные услуги
|
5285,9
|
7900
|
149,5
|
2614,1
|
2
|
|
1.4. Деж. по подъезду
|
3099,8
|
3053,6
|
97,9
|
-66,2
|
0,8
|
|
1.5Центр.отопление,ГВС
|
167287,5
|
166584,7
|
99,6
|
-702,8
|
42,7
|
|
1.6.ХВС, водоотведение
|
53021,4
|
52101,5
|
98,3
|
-919,9
|
13,4
|
|
1.7. Льготы, субсидии,ТЭП
|
27760,8
|
27134,6
|
97,7
|
-626,2
|
7
|
|
Всего доходов
|
388997,2
|
390682
|
100,4
|
1484,8
|
100
|
2.
|
Расходы без НДС, Эксплуатация и тек ремонт
жилья
|
|
|
|
2.1.
|
Заработная плата
|
35619,4
|
35693,5
|
100,2
|
74,1
|
9,37
|
2.2.
|
Начисления на зарплату
|
8860
|
8894,8
|
100,4
|
34,8
|
2,34
|
2.3.
|
Материалы
|
9200
|
9121,8
|
99,2
|
-78,2
|
2,4
|
2.4.
|
Запчасти.
|
1120
|
1149,5
|
102,6
|
29,5
|
0,3
|
2.5.
|
Техобслуживание лифтов
|
5479
|
5469,5
|
99,8
|
-9,5
|
1,44
|
2.6.
|
Расходы ИП
|
38798,6
|
38774,5
|
99,9
|
-24,1
|
10,18
|
|
Всего расходов
|
381291
|
379085,2
|
99,4
|
-2208
|
99,55
|
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Эффективная
работа жилищно-коммунального хозяйства, бесперебойная подача воды, тепла, газа,
электричества и других услуг связана с обеспечением стабильного финансирования
отрасли, которая осуществляется, как правило, из двух источников: платежи
потребителей и платных услуг оказываемых предприятием для населения.
Поэтому
разработка механизмов финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства
является в настоящее время важнейшим элементом хозяйственно – финансовой
деятельности предприятия и собственника муниципального имущества.
Кризис
неплатежей, муниципализация коммунальных объектов, переход от командно –
административных методов хозяйствования к рыночным, а также ряд других
объективных и субъективных факторов негативно влияют на финансовое состояние
большинства предприятий коммунального хозяйства. Иногда дело заканчивается
судебными исками, по которым предприятие признаются банкротами.
Анализ
финансового состояния, оперяющийся только на данные бухгалтерской отчетности, не
может являться базой для принятия решений по финансовому оздоровлению
предприятия, так как эти данные не позволят наметить меры по устранению
выявленных причин для неплатежеспособности.
Основная
задача текущего момента навести элементарный порядок в ЖКХ (учет и контроль),
добиться «прозрачности» расходов и оценить возможность их снижения.
Важным
шагом для организации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
должно стать формирование единой по городу политики финансирования жилищного
хозяйства, а также создание системы реального контроля и сопоставления уровня
обслуживания жилья в городе в целом. Кроме того, вопросы эксплуатации жилищного
фонда должны находиться в тесной административной взаимосвязи с вопросами
ресурсообеспечения жилья. Объективно, переход на реальные договорные отношения
между жилищниками- заказчиками услуг и тепло- водоснабжающими коммунальными
предприятиями - поставщиками этих услуг приведет к возникновению различных
конфликтных ситуаций, в том числе методического и административного характера.
Это станет особенно заметно, когда перейдет в практическую плоскость решение
проблем ресурсосбережения в жилищном фонде. В качестве арбитра в таких
ситуациях может выступить представитель собственника, который в целом
административно курирует эту сферу городского хозяйства. Таким представителем
собственника может стать департамент жилищно-коммунального хозяйства
администрации города.
Целью реформирования
жилищно-коммунального хозяйства любого субъекта Российской Федерации или
муниципального образования, исходя из Концепции реформы жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации, должен являться перевод жилищно-коммунального
хозяйства региона на рыночные, социально ориентированные принципы
функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством
жилищно-коммунальных услуг1.
Для реализации поставленной цели следует
решить четыре группы задач:
-
снижение
стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных
услуг;
-
совершенствование
механизмов финансирования отрасли;
-
усиление
социальной политики в сфере ЖКХ;
-
обеспечение
государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
Цели и задачи региональной программы реформирования
ЖКХ представлены на рис.12.екомендуемые цели и задачи региональной программы
реформирования ЖКХ
Рис программы реформирования ЖКХ
I. Цель программы:
Перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные,
социально ориентированные принципы функционирования
для
обеспечения населения необходимым качеством и
количеством
жилищно-коммунальных услуг
Задачи:
I-1I-3
Снижение стоимости и
Усиление социальной
повышение качеств аполитики
в сфере ЖКХ
услуг
I-2 I-4
Совершенствование механизмов Обеспечение
государственного финансирования отрасли контроля за состоянием ЖФ
3.1 Направления реализации основных
задач реформирования ЖКХ
Снижение стоимости и повышение качества
услуг ЖКХ
Основные направления решения этой задачи
представлены на рис. 13. [2] Ключевыми аспектами
каждого из указанных направлений являются:
Демонополизация обслуживания
муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг
Жилищно-коммунальная реформа одной из
главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию
обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг. Решение этих задач
практически целиком находится в компетенции региональных и местных органов
власти.
Разделение функций заказчика услуг ЖКХ и
подрядчиков по их предоставлению.
Мировая практика, а также российская
практика последних лет достаточно убедительно показывают, что создание
эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его
инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций
собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им на конкурсной
основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости
специализированным организациям. Такая идеология нашла отражение в Концепции
реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
При таком подходе система управления
муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством города рассматривается как
трехуровневая система:
-
собственник
жилищного фонда и других объектов недвижимости;
-
заказчики
жилищно-коммунальных услуг;
-
подрядные
организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Формирование службы заказчика
(управляющей компании) как субъекта рыночных отношений является ключевым
вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве:
-
существующее
финансирование жилищного хозяйства не столь мало, сколь неэффективно
расходуется, и главная проблема состоит в стабильности финансирования;
-
даже
в условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему
заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень
работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию
заказчика;
-
стабильность
финансирования жилищного хозяйства достаточно легко обеспечить путем
опережающего повышения в оплате населением доли стоимости жилищных услуг;
-
для
стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями
целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату
услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие
разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других
источников находится в компетенции местных органов власти.
Реализация таких мер может дать
существенный толчок развитию реальных рыночных механизмов в
жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению качества и снижению стоимости услуг.
Проведение конкурсного отбора
подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов
позволяет резко повысить эффективность используемых финансовых ресурсов.
3.2 Изменение механизмов финансирования
отрасли
Изменение механизмов финансирования
жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для
становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.
Эта задача включает в себя три основные
составные части, представленные на рис. 13.
Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных
услуг включает в себя:
1) определение темпов повышения уровня
оплаты услуг ЖКХ населением в каждом регионе и муниципальном образовании. Темпы
повышения уровня оплаты жилья, с одной стороны, должны проводиться в
соответствии с Концепцией реформирования жилищно - коммунального хозяйства Российской
Федерации, с другой стороны, должны оцениваться реальная социально -
экономическая ситуация в регионе и уровень доходов населения. Лучшим
индикатором доходов населения является его охват программой жилищных субсидий;
целесообразно проводить повышение тарифов таким образом, чтобы программа
жилищных субсидий охватывала не более 30% населения;
2) определение социальных стандартов
услуг ЖКХ и источников бюджетной поддержки отрасли. Рекомендуется делать это на
муниципальном уровне; муниципальные социальные стандарты должны отражать не
только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными
услугами (наличие водоснабжения и канализации, вид отопления, наличие лифтового
хозяйства и т.д.);
3) введение полной оплаты не первого
жилья и жилья, превышающего некоторые социальные нормативы (эти нормативы в
общем случае могут быть больше стандартов социальной площади жилья для расчета
жилищных субсидий);
4) ускоренные темпы роста оплаты
населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции
или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности,
жилищных услуг по сравнению с коммунальными; такой подход может не только
заметно повысить качество обслуживания жилищного фонда, но и увеличить коммунальные
платежи населения за счет повышения дисциплины платежей;
5) разработка подходов по повышению
ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ. Эти подходы должны включать не
репрессивные меры, а информационно - разъяснительные; правильно, информационно
полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги,
информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное напоминание о
просроченном платеже резко повышают уровень сбора платежей.
Предприятие строит свою финансовую
деятельность, как унитарное муниципальное предприятие на полном хозяйственном
расчете и договорных отношениях с предприятиями, в том числе с дирекцией
единого заказчика, как одна из субподрядных организаций на работы по сбору и
обработке коммунальных платежей населения и предприятий.
Финансовые средства, аккумулируемые на
расчетном счете муниципального предприятия, не должны переводиться на сторонние
расчетные счета - не производителей коммунальных услуг - без ведома и
разрешения администрации.
Доход от использования, не уменьшаемого
остатка денежных средств муниципального предприятия от финансово-банковской
деятельности аккумулируется и используется в целях развития инженерной
инфраструктуры ЖКХ города и предприятия только с разрешения администрации.
Развитие финансовой деятельности
предприятия осуществляется в направлении создания коммунального банка на базе
предприятия с целью приобретения дополнительных возможностей работы с денежными
средствами, собираемыми на его расчетном счете как в виде краткосрочного, так и
долгосрочного кредитования по усмотрению администрации, руководства ЖКХ и
дирекции предприятия. Создание банка на основе предприятия позволяет замкнуть
цепочку управления отраслью в самом его важном звене - финансах.
3.3 Расчет экономического эффекта от установки счетчиков системы
отопления
Эффективное использование
тепловой энергии – одна из основных задач реформы жилищно-коммунального
хозяйства.
Основная часть в расходах ЖКХ
как для населения, так и для бюджета ложится не на эксплуатацию непосредственно
жилья, а на коммунальные услуги, и в первую очередь на теплоснабжение. Здесь
сосредоточен основной потенциал снижения издержек ЖКХ и наиболее актуальная
проблема энергосбережения. Самый ощутимый экономический эффект можно получить в
сфере централизованного теплоснабжения.
Одна из первоочередных мер,
первый шаг решения этой задачи – обследование и анализ систем централизованного
теплоснабжения. Второй шаг энергосбережения – учет тепла, воды с помощью
современного оборудования. Анализируемое предприятие является сборщиком
квартплаты и платы за коммунальные услуги, т.е. посредником. Поставщиками
коммунальных услуг (тепло, вода, канализация) являются такие предприятия, как
Теплоэнергопредприятие, поставляющее отопление, горячую воду, и Водоканал,
поставляющее холодную воду и отвод канализации. Они предъявляют счета ООО
«Жилтрест № 1» по установленным нормативам, вне зависимости от фактического
потребления. В случае установки теплосчетчиков, водосчетчиков оплата за
предъявляемые услуги будет производиться по фактическим расходам.
В развитых странах давно
перешли к фактической оплате за потребление энергоресурсов путем установления
приборов учета тепла. В городе Братске только в последние три года начали
заниматься приобретением и установкой приборов учета тепла в домах.
Расчет экономии от установки
теплосчетчиков:
0,05Гкал*1376809м2*12 мес =
495651,2 Гкал затраты на теплоснабжение жилого фонда в год до
установкитеплосчетчиков.
495651,2 Гкал *350,9руб.*1,18
НДС = 207212781,3 т.р. затраты на теплоснабжение жилого фонда в год до
установки теплосчетчиков.
0,05Гкал *150м.кв* 12мес = 54
Гкал затраты на теплоснабжение производственных помещений в год до установки
теплосчетчиков.
54 Гкал *350,9руб.*1,18 НДС. =
22302 т.р. затраты на теплоснабжение производственных помещений в год до
установки теплосчетчиков.
0,027*1478,85 м2 *12 = 479,5
Гкал затраты на теплоснабжение жилого фонда в год после установки
теплосчетчиков.
479,5Гкал *350,9руб.*1,18 НДС
= 198542,72 т.р. затраты на теплоснабжение жилого фонда в год после установки
теплосчетчиков.
0,027*150 м2 *12 = 48,6 Гкал
затраты на теплоснабжение производственных помещений в год после установки
теплосчетчиков.
48,6 Гкал *350,9руб.*1,18
НДС.= 20123,42 т.р. затраты на теплоснабжение производственных помещений в год
после установки теплосчетчиков.
Таблица 10 Расчет экономии от
установки теплосчетчиков
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
|
|
до установки теплосчетчиков
|
после установки теплосчетчиков
|
Экономия
|
1.
|
Затраты на теплоснабжение жилого фонда
в год
|
т.р.
|
207212781,3
|
198542,72
|
207014238,58
|
2.
|
Затраты на теплоснабжение жилого фонда
в год
|
Гкал
|
495651,2
|
479,5
|
495171,7
|
3.
|
Затраты на теплоснабжение
производственных площадей ЖКХ в год
|
т.р.
|
22302
|
20123,42
|
2178,58
|
4.
|
Затраты на теплоснабжение
производственных площадей ЖКХ в год
|
Гкал
|
54
|
48,6
|
5,5
|
5.
|
Количество общей площади жилого
фонда
|
м2
|
1315499
|
1315499
|
|
6.
|
Производственная площадь
|
м2
|
150
|
150
|
|
7.
|
Стоимость одной Гкал
|
руб.
|
414,05
|
414,05
|
|
8.
|
Удельная норма потребления тепла в
месяц
|
Гкал
|
0,05
|
0,027
|
0,05
|
Таблица 11Расчет затрат на
установку теплосчетчиков
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
|
1.
|
Количество теплосчетчиков
|
шт.
|
214
|
2.
|
Стоимость одного теплосчетчика
|
т.р.
|
16,312
|
3.
|
Затраты на монтаж одного
теплосчетчика
|
т.р.
|
6,688
|
|
Итого затрат на приобретение и
монтаж теплосчетчиков
|
т.р.
|
4922,00
|
Из таблиц 10 и 11 видно, что если во всех жилых домах ООО
«Жилтрест №1» установить приборы учета тепла, то затраты на установку теплосчетчиков
составят 4922,00 т. р., а экономия в результате их установки составит 8057,24
т. р. в год.
3.4Расчет экономического
эффекта от установки счетчиков горячей воды
Одним из мероприятий по
энергосбережению, наряду с установкой теплосчетчиков, является установка
счетчиков горячей воды. При этом также ожидается получить экономию. После их
установки служба сантехнических систем сможет анализировать фактические расходы
потребления горячей воды и в случае большего потребления устранять протечки в
трубах центрального водоснабжения, а также осуществлять обход квартир с целью
устранения протечек и проведения разъяснительной работы по экономии горячей
воды.
При установке счетчиков
горячей воды планируется получить следующий экономический эффект (расчеты от
проведения этого мероприятия приведены ниже).
Расчет экономии от установки
счетчиков горячей воды:
158,5л*64274чел*365 дн /1000= 37118411,5 м3 потребление горячей воды в жилом фонде в год до установки счетчиков.
37118411,5 м3 *7,78руб*1,18НДС = 341118201,9 т.р. затраты на
горячее водоснабжение и канализацию в жилищном фонде за год до установки
счетчиков.
40 л*30 чел*365 дн/1000 =438м3
потребление горячей воды в производственных площадях в год до установки
счетчиков.
135м3*64274 чел*365дн/1000 =
3167101,3м3 потребление горячей воды в жилом фонде в год до установки
счетчиков.
3167101,3м3 *7,78руб*1,18НДС=
29107660т.р. затраты на горячее водоснабжение и канализацию в производственных
площадях за год после установки счетчиков.
Таблица 14
Расчет затрат на установку
счетчиков горячей воды
|
Показатели
|
Ед.
изм.
|
|
1.
|
Количество счетчиков горячей воды
|
шт.
|
289
|
2.
|
Стоимость одного счетчика горячей
воды
|
т. р.
|
3,79
|
3.
|
Затраты на монтаж одного счетчика
горячей воды по договору
|
т. р.
|
1,554
|
4.
|
Итого затраты на приобретение и
монтаж счетчиков горячей воды
|
т.р.
|
1544,70
|
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
Затраты на отопление
|
Экономия
|
до установки теплосчетчиков
|
после установки теплосчетчиков
|
1.
|
Затраты на горячее водоснабжение и
канализацию в жилищном фонде в год
|
т.р.
|
341118201,9
|
3167101,3
|
337951100,6
|
2.
|
Затраты на горячее водоснабжение и
канализацию в производственных площадях в год
|
т.р.
|
37118411,5
|
29107660
|
8012751,5
|
3.
|
Количество проживающих в жилищном
фонде
|
чел.
|
64274
|
64274
|
|
4.
|
Количество работников
|
чел.
|
153
|
153
|
|
5.
|
Стоимость одного м3 горячей воды и
канализации (тариф)
|
т.р.
|
9,18
|
9,18
|
|
6.
|
Удельная норма на 1 человека в
сутки
|
л
|
158,5
|
135
|
23,5
|
Расчет экономии от установки
счетчиков на линии горячего водоснабжения
Из таблиц 14,15 и 16 видно,
что затраты в случае установки счетчиков горячей воды во всех домах составят
1544, 7 т.р., а экономия в результате установки этих счетчиков составит 1896,98
т.р.
3.5Расчет
экономического эффекта от установки счетчиков холодной воды
Целью установки счетчиков
холодной воды также является получение экономии. Ожидаемая экономия и затраты
приведены ниже.
Расчет экономии от установки
счетчиков на линии холодного водоснабжения
212л *64274чел*365дн/1000 = 4973522,1 м3 потребление холодной воды в жилом фонде в год до установки счетчиков.
4973522,1 м3 * 8,34 руб. = 41492107 т.р. затраты на холодное
водоснабжение и канализацию в жилищном фонде в год до установки счетчиков.
60л*30чел*365дн/1000 = 657м3
потребление холодной воды в производственных площадях в год до установки
счетчиков.
657 м3*8,34 руб. = 5479,38
т.р. затраты на холодное водоснабжение и канализацию в производственных
площадях в год до установки счетчиков.
100л *64274 чел*365дн/1000 = 2346001 м3 потребление холодной воды в жилом фонде в год после установки счетчиков.
2346001м3 * 8,34 руб. =
19565648 т.р. затраты на холодное водоснабжение и канализацию в жилищном фонде
в год после установки счетчиков.
50л*30чел*365дн/1000 = 547,5 м3 потребление холодной воды в производственных площадях в год до установки счетчиков.
547,5 м3*8,34 руб. = 4566,15
т.р. затраты на холодное водоснабжение и канализацию в производственных
площадях в год после установки счетчиков.
Таблица 16
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
Затраты на холодное водоснабжение
|
ЭКОНОМИЯ
|
до установки теплосчетчиков
|
после установки теплосчетчиков
|
1.
|
Затраты на холодное водоснабжение и
канализацию в жилищном фонде в год
|
т.р.
|
41492107
|
19565648
|
21926457
|
2.
|
Затраты на холодное водоснабжение и
канализацию в производств. площадях в год
|
т.р.
|
5479,38
|
4566,15
|
913,23
|
3.
|
Количество проживающих в жилищном
фонде
|
чел.
|
64274
|
64274
|
-
|
4.
|
Количество работников
|
чел.
|
153
|
153
|
-
|
5.
|
Стоимость одного м3 холодной воды и
канализации (тариф)
|
руб.
|
8,34
|
8,34
|
-
|
6.
|
Удельная норма на 1 человека в
сутки
|
л
|
212
|
100
|
10
|
7.
|
Удельная норма на 1 человека в год
|
Т.р.
|
74,1
|
70,45
|
3,65
|
|
ИТОГО:
|
т.р.
|
|
|
21927370
|
Таблица 17
Расчет затрат на установку
счетчиков холодной воды
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
|
1.
|
Количество счетчиков холодной воды
|
шт.
|
289
|
2.
|
Стоимость одного счетчика холодной
воды
|
т.р.
|
1,17
|
3.
|
Затраты на монтаж одного счетчика
холодной воды по договору
|
т.р.
|
0,48
|
4.
|
Итого затраты на приобретение и
монтаж счетчиков холодной воды
|
т.р.
|
476,85
|
Как видно из таблиц 16 и 17, в
случае установки счетчиков холодной воды во всех домах затраты на их установку
составят 476,85 т.р., а экономия в результате их действия составит 21927370
т.р.
В нижеследующей таблице
представлены данные по экономии от всех трех мероприятий.
Таблица 18 Экономия от
проведенных мероприятий
|
Наименование мероприятия
|
Ед. изм.
|
Экономия
|
1.
|
Установка приборов учета тепла
|
т.р
|
311699843,
|
2.
|
Установка счетчиков горячей воды
|
т.р.
|
32272761
|
3.
|
Установка счетчиков холодной воды
|
т.р.
|
21927370
|
4.
|
Итого:
|
|
3658999,7
|
Мероприятия по
ресурсоэнергосбережению в ООО «Жилтрест № 1» дадут значительную экономию
бюджетных средств в сумме 3658999,7 т.р., что позволит высвободившиеся
средства направлять на дальнейшее финансирование программы энергосбережения.
3.6
Расчет экономического эффекта от
внедрения кондоминиумов
Экономические преобразования,
начатые в стране в 90-х годах, приватизация недвижимости определили новые
условия функционирования жилищной сферы. Появился практически отсутствовавший
ранее класс собственников жилья за счет членов жилищно-строительных
кооперативов с полностью выплаченным паем (таких оказалось подавляющее
большинство) и бывших нанимателей жилья в муниципальном и государственном
фонде, решившихся на приватизацию своих квартир. Во многих городах доля
собственников в общей массе жителей превысила 50% и вопрос о выборе способа
управления своим имуществом стал особенно актуальным.
Законодательная база
назревающих преобразований, поначалу «споткнувшись» на президентском указе,
утвердившем временное Положение о кондоминиуме, вскоре получила пространный
документ в виде Федерального Закона от 15.08.96 № 72-ФЗ «О товариществах
собственников жилья». Именно товарищество предлагалось в качестве основной
организационно-правовой формы управления жилым домом, в котором большинство
квартир оказалось в частной собственности.
В городе Братске сделаны
попытки создания товариществ собственников жилья и по состоянию на 01.01.2009
года зарегистрировано 29 ТСЖ общей площадью 102,5 тыс. кв. м. Создание
товарищества в городе – это не просто техническая операция по оформлению
документов, а шаг к изменению сознания жителей, их отношения к собственности.
Решением городской Думы товариществам предоставлены льготы по уплате
регистрационных сборов и местных налогов, предусмотрена компенсация затрат на
коммунальные услуги. ТСЖ отказались от услуг предприятий жилищного хозяйства,
как от дорогостоящих. Содержание жилья в товариществах обходится проживающим в
этих домах значительно дешевле, а для местного бюджета это – значительное
снижение дотаций. Сравнительные данные по стоимости жилищно-коммунальных услуг
в товариществе собственников жилья «Надежда» и в однотипном муниципальном доме
за квартиру 54 кв. м общей площади с проживанием в ней трех человек приведены в
таблице 19.
Сравнительная эффективность
эксплуатации ТСЖ «Надежда»и муниципального жилого дома
Таблица 19
|
Наименование
|
Ед. изм.
|
Затраты в год, руб.
|
Экономия в год, руб.
|
ТСЖ «Надежда»
|
Муниципальный жилищный фонд
|
1.
|
Квартплата
|
руб/м2
|
972
|
1054
|
62
|
2.
|
Отопление
|
руб/м2
|
2715,6
|
2942,6
|
227
|
3.
|
Обслуживание лифтов
|
руб/чел
|
540
|
577
|
37
|
4.
|
Горячее водоснабжение
|
руб/чел
|
522
|
555
|
33
|
5.
|
Холодное водоснабжение и
канализация
|
руб/чел
|
759,6
|
789
|
29,4
|
6.
|
Вывоз твердых бытовых отходов
|
руб/чел
|
201,6
|
213,2
|
11,6
|
|
Итого:
|
|
5710,80
|
6110,80
|
400
|
Из таблицы 3.9 видно, что
затраты по двухкомнатной квартире площадью 54 м2 и живущих в ней 3 человек в ТСЖ «Надежда» на 400 рублей в год меньше, чем в муниципальном
жилищном фонде. Если муниципальный жилищный фонд перевести на кондоминиумы, то
можно получить экономию в сумме 109736,83 тыс. руб. в год (289 : 54 м2 х 1478848,88 м2 + 111 : 3 чел. Х 76277 чел.).
Прошедшие годы выявили большой
круг противоречий и вопросов, возникших в практике функционирования товариществ
собственников жилья и ЖСК, не нашедших своего разрешения в жилищном и
гражданском законодательстве.
Основной проблемой создания товариществ
собственников жилья является отсутствие кадров, а также недопонимание
населением роли товариществ в управлении своим имуществом и, как следствие,
снижение расходов на содержание, ремонт и коммунальные услуги.
До конца не урегулирована
процедура регистрации кондоминиума как единого комплекса недвижимого имущества,
не решен до конца вопрос с землей. Большие противоречия вызывают также вопросы
государственной поддержки товариществ собственников жилья, такие как
налогообложение ТСЖ и ЖСК, или за счет каких резервов, кто и как будет
компенсировать собственнику при физическом разрушении здания или при его
плановом сносе.
Эксплуатация многоэтажных
жилых домов требует установки лифтов. В ООО «Жилтрест № 1» находятся 130
многоэтажных домов, которые оборудованы 406 лифтами. Их обслуживанием занято
348 лифтеров, заработная плата которых составляет в смете затрат 3023, 2 т.р.
или 7,3%.
Несмотря на достаточное количество
обслуживающего персонала лифтовое хозяйство эксплуатируется неэффективным. Для
повышения эффективности их использования предлагается внедрение комплекса
диспетчерского контроля (КДК).
КДК предназначен для:
-
обеспечения дистанционного,
централизованного контроля за работой лифтов, эксплуатирующихся в жилых и
производственных зданиях;
-
вывода в наглядной форме на
дисплей информации о текущем состоянии датчиков, установленных на лифте;
-
автоматического отключения
лифтового оборудования в аварийных ситуациях;
-
обеспечения вызова диспетчера из
кабины лифта или машинного помещения с возможностью использования
громкоговорящей связи;
-
охрана шахты лифта и машинного
помещения от проникновения посторонних лиц и сигнализации диспетчеру;
В результате установки КДК
ожидается получение экономического эффекта за счет сокращения числа лифтеров,
высвобождения служебных помещений, которые планируется сдавать в аренду и
получения за счет этого дополнительного дохода.
Ниже приведены расчеты по
затратам, экономии и окупаемости внедрения КДК.
Таблица 20
Расчет затрат на установку КДК
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
Затраты
|
1.
|
Количество КДК
|
шт.
|
15
|
2.
|
Стоимость одного КДК
|
т. р.
|
53
|
3.
|
Затраты на монтаж одного КДК,
В том числе:
|
т. р.
|
141
|
А)
|
Кабельные линии
|
т. р.
|
11
|
Б)
|
Зарплата монтажников с отчислениями
|
т. р.
|
127
|
В)
|
Прочие расходы
|
т. р.
|
3
|
4.
|
Итого затрат на приобретение и
монтаж
|
т. р.
|
2910
|
Таблица 21
Расчет экономии от установки
КДК
|
Показатели
|
Ед.
изм.
|
Затраты
|
Эконо-мия
в год
|
до
установки одного КДК
|
после
установки одного КДК
|
1.
|
Количество
лифтеров
|
чел.
|
70
|
60
|
10
|
2.
|
Зарплата
с отчислениями
|
т. р.
|
446,4
|
386,4
|
60
|
3.
|
Доходы
от сдачи в аренду
|
т. р.
|
-
|
26,64
|
26,64
|
4.
|
Обслуживание
кабельных линий
|
т. р.
|
62,4
|
-
|
62,4
|
|
Итого
на один КДК
|
т. р.
|
|
|
149,06
|
|
Всего
на 15 КДК
|
т. р.
|
|
|
2235,6
|
Из таблицы 21 видно, что
затраты на установку 15 КДК составляют 2910 т. р., а экономия в результате их
эксплуатации составит 2235,6 т. р. в год.
Расчет экономической
эффективности от разработанных мероприятий
Таблица 22
|
Наименование
|
Ед.изм.
|
Экономия
|
1.
|
Энергосбережение
|
тыс.руб.
|
10675,33
|
2.
|
Установка КДК
|
тыс.руб.
|
2235,6
|
3.
|
Создание кондоминиумов
|
тыс.руб.
|
10936,83
|
|
Итого:
|
|
23447,76
|
Из
результатов данных таблицы 22 можно сделать следующий вывод. Приведенные выше три
мероприятия дают экономию в сумме 23447,6т.р.
Заключение
Объектом
исследования является муниципальное предприятие ООО « Жилтрест№1». В результате
анализа финансового состояния предприятия было выявлено что, на конец
анализируемого периода предприятие имело чистую прибыль в размере 6418,2 т.р.,
что говорит о росте у предприятия источников собственных средств, полученных в
результате финансово-хозяйственной деятельности.
Главная
цель хозяйствующего субъекта в современных условиях - получение максимальной
прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов
для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца,
которая имела тенденцию к снижению, т.е. собственные средства, полученные в
результате финансово-хозяйственной деятельности уменьшились
В
структуре доходов предприятия наибольшую долю составляет прибыль от не
основного вида деятельности, что как бы свидетельствует о неправильной
хозяйственной политике предприятия. Основная деятельность предприятия за 2009
год была прибыльной , сумма доходов составила 390682 т.р.
За2009
год трестом начислено доходов 390682 т. р.,. Доходами предприятия являются:
доход от квартирной платы составил 81,3%, доход от платных услуг 11,7%, доход
от капитального ремонта 7%.
Фактические
расходы по тресту за 2009год составили 380817,3 т.р.. Расходы предприятия состоят
: из ремонтно- эксплуатационной деятельности – 82,39%, капитального ремонта –
5,95%, платных услуг – 11,34%, опорные пункты, клуб «Дружок» - 0,32%
Коэффициент
срочной ликвидности (коэффициент быстрой ликвидности), отражающий долю текущих
обязательств, покрываемых за счет денежных средств и реализации краткосрочных
ценных бумаг, увеличился в анализируемом периоде с
Очевидно,
что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и
полностью зависит результат деятельности предприятия в целом.
Для
снижения затрат исследуемого предприятия в третьем разделе дипломного проекта
были предложены следующие мероприятия:
установка
теплосчетчиков;
установка
счетчиков горячей воды;
установка
счетчиков холодной воды;
установка
комплекса диспетчерского контроля;
создание
кондоминиумов;
Разработанные
мероприятия по повышению эффективности работы можно практически применять на
предприятиях ЖКХ, позволили снизить затраты на содержание ЖКХ и снизить
нагрузку на местный бюджет .
Как
уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и
формируют основу экономического потенциала государства.
Чем
прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в
социальную сферу государства ,в её экономический потенциал, наконец, тем лучше
живут люди, работающие на таком предприятии.
Список использованных источников
1.
О приватизации жилищного фонда
Российской Федерации. Федеральный закон от 4 июля 1991 г. № 1541-1-ФЗ. – М.: Бизнес-информ, 1999. – 19 с.
2.
Струтинская Т.И. Формирование
жилищных субсидий в Москве// Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. –
2010. - № 1 – с. 14-24.
3.
Тогатов Д.В. Опыт и проблемы
расчетов через РКЦ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2010. -
№ 2 – с. 56-62
4.
Трусевич В.П. Вовлечение населения
в управление жилищным фондом в Красноярском крае // Журнал руководителя и
главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. - № 3 – с. 24-28.
5.
Каминская Н.П. Служба заказчика:
опыт и проблемы // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. - № 4
– с.40 – 43.
6.
Максимова Н.С. Реформа
жилищно-коммунальной сферы – важный резерв укрепления финансов России // Журнал
руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2008. № 5 – с. 56-63
7.
Бычковский В.И. Экономические и
правовые проблемы ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2008.
№ 6 – с.20 – 25.
8.
Смирнов А.Г. Заключение раздельных
договоров на обслуживание и ремонт жилищного фонда // Журнал руководителя и
главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. № 7 – с. 34 – 37.
9.
Щепина С.В. Основные направления
государственной стратегии жилищной политики // Журнал руководителя и главного
бухгалтера ЖКХ. – 2009. № 8 – с. 45-48.
10.
Станкевич Н.О. Отражение
квартплаты в бухгалтерском учете // Журнал руководителя и главного бухгалтера
ЖКХ. – 2009. № 9 – с. 96-105.
11.
Аболин А.А. О реальной системе
субсидий на оплату ЖКУ // Журнал руководителя и главного бухгалтер ЖКХ. – 2009.
№ 10 – с. 24-28.
12.
Смирнов В.Ф.
Энергоресурсосбережение на уровне производителя и потребителя // Журнал
руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. № 11 – с. 10-13.
13.
Аболин А.А, О корректировке
законодательных актов Российской Федерации, связанных с отменой льгот по оплате
ЖКУ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2008. № 12 – с. 44-50.
14.
Чернышов Л.Н. Экономика городского
хозяйства. Часть 1. Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография № 1», 2007
15.
О перспективах реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и ее законодательного
обеспечения // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2008. - № 9 –
с. 34-38.
16.
О федеральной целевой программе
«Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2009
г. № 675 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 39. –
ст. 3770.
17.
Ананькина Е.В. Мировой опыт
регулирования естественных монополий// Журнал руководителя и главного
бухгалтера ЖКХ. – 2009. № 7. – с. 102-112.
18.
О совершенствовании системы оплаты
жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения:
Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887 // Строительная газета – 2007 г. – август № 32.
19.
Бычковский И.В., Минц И.Г.
Дифференциация оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения //
Жилищное право. – 2009. № 2 – с. 3-8.
20.
Дронов А.А. О состоянии
жилищно-коммунального хозяйства России и перспективах его реформирования // Журнал
руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. - № 7 – с. 34-35.
21.
Головачев В.В. Квартплата
увеличится в 2,5 раза. Но не для всех // Труд – 2009. Август № 154.
22.
Концепция ценовой и тарифной
политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации: Госстрой
России, М. 2009.
23.
Фатахетдинова А.И. Проблемы
тарифного регулирования коммунальных услуг естественных и локальных монополий
// Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ – 2008. - № 9 – с. 54-56.
24.
Маликова И.П. Регулирование ценовой
политики в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования. М.:
Жилкомаудит, 2008. – 57 с.
25.
О федеральных стандартах перехода
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2007-2009 годы:
Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 965 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2007. - № 1. – с. 137-138.
26.
Хомченко Д.Ю. О товариществах
собственников жилья // Жилищное право. – 2007. - № 1 – с. 30-35.
27.
О порядке и сроках проведения
реструктуризации и кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом: Постановление Правительства от 3 сентября 1999 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.99., № 1462, от 23.07.01. № 410/ // Журнал
руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. - № 8 – с. 124-134.
28.
Демонополизация управления и
обслуживания жилищного фонда. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2007. – 205
с.
29.
Маликов Д.С. Финансы предприятий
отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2008. – с. 256.
30.
Жилищный кодекс»Проспект» Москва, 2008.
с. 59-66.
31.
Поляк Г.Б. Бюджетная система
России: Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити, 2007., с. 540.
32.
Приказ № 12 « О проведении
аттестации рабочих мест по условиям труда»от 14 марта 2007г .
[1] Аболин А.А, О корректировке законодательных актов
Российской Федерации, связанных с отменой льгот по оплате ЖКУ // Журнал
руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. № 12 – с. 44-50.
1 О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы:
Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2008 г. № 675 // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2008. - № 39. – ст. 3770.
1 О порядке и сроках проведения реструктуризации и кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом: Постановление Правительства
от 3 сентября 1999 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.99., №
1462, от 23.07.01. № 410/ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. –
2009. - № 8 – с. 124-134.
[2] Маликова И.П.
Регулирование ценовой политики в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального
образования. М.: Жилкомаудит, 2009. – 57 с.
[2] Демонополизация управления и обслуживания жилищного
фонда. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2010. – 205с.
Страницы: 1, 2, 3
|