Рабочая программа по курсу "Иностранные инвестиции"
Главная проблема обеспечения благоприятного инвестиционного климата
состоит в стабильности правового регулирования, что предполагает
законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных
предпринимателей, вкладывающих свои капиталы в экономику страны. Это, прежде
всего, гарантии от ухудшения условий хозяйствования, на основе которых
осуществлялся приток иностранных инвестиций. Речь идет об установлении
определенного срока, в течение которого действует запрет на такого рода
законодательные изменения.
Принцип защиты от ужесточения национального законодательства
– это сохранение правового режима в случае неблагоприятного изменения
законодательства. В юридической литературе данный принцип также называют
«стабилизационной оговоркой». Запрет на введение изменений, ухудшающих
оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил особое название
- «дедушкина оговорка». Она устанавливается, как правило, на срок от 3 до 5,
реже до 7-10 лет.
3.4
Страхование иностранных инвестиций
Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов в
экономику зарубежных государств составляют некоммерческие риски. Связанные с
ними неблагоприятные последствия являются, как правило, следствием
неконституционной смены власти, изменения политического режима, проведения
неконтролируемой национализации или конфискации собственности, отказа
государства от своих международных обязательств и т. д. Поэтому вполне
естественным является желание иностранных инвесторов создать систему
дополнительных гарантий, которая функционировала бы независимо от политических
катаклизмов. Одним из элементов такой системы является страхование инвестиций. Эта
деятельность может осуществляться частными компаниями (например, английская
страховая компания Lloyd's), национальными государственными организациями или
международными организациями (например, МИГА - межнациональное агентство по
страхованию инвестиций, МАГИ - многостороннее агентство по гарантированию
инвестиций).
Иностранные инвестиции обычно страхуются государственными структурами
страны инвестора, в то время как частные страховые компании не рискуют брать на
себя такой объем ответственности. Даже если некоторые крупные страховые
компании начинают заниматься страхованием иностранных инвестиций, то они
заручаются гарантиями государства либо интенсивно используют механизм
перестрахования.
Объектом договора страхования, заключаемого частной страховой компанией,
являются ресурсы, вкладываемые физическими или юридическими лицами за рубежом,
а страховым случаем — финансовые потери, связанные с политическими рисками,
которые эти страхователи понесли в соответствующем иностранном государстве.
Преимуществами данной формы организации страхования инвестиционных рисков
считаются гибкость и маневренность, присущие деятельности частных компаний.
Кроме того, такие компании независимы от государства и, следовательно, инвестор
может рассчитывать на возмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных
государственных органов.
3.5 Регулирование иностранных инвестиций в России
Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено на
стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство,
реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных
инвесторов.
Инвестиционное законодательство Российской Федерации строится на основе
следующих принципов:
а) равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной
деятельности;
б) свободный выбор объекта инвестиций (кроме случаев, когда
законодательством прямо запрещено инвестирование в какие-либо объекты);
в) самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности
(определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций);
г) защита прав и законных интересов инвесторов;
д) защита инвестиций (от национализации, от изменения
законодательства, от незаконных действий государственных органов);
е) полное возмещение инвестору всех убытков, причиненных
отчуждением имущества и незаконными решениями государственных органов.
Основным законодательным актом, регулирующим основы
осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации,
является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций,
регулируются также международными договорами и нормами международного права.
Объектами иностранных инвестиций являются:
- ценные бумаги;
- имущественные права;
- вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства
во всех отраслях;
- права на интеллектуальные ценности;
- права на научно-техническую продукцию;
- целевые денежные вклады.
Прямой иностранной инвестицией считаются:
1) приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов
доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации,
созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного
товарищества или общества;
2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного
юридического лица, создаваемого на территории РФ;
3) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как
арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не
менее 1 млн. рублей.
3.6 Необходимость привлечения иностранного капитала и его
значение для экономики России
Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом
промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних
инвестиций, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и
иностранные инвестиции. Использование иностранных инвестиций является
объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в
международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для
предпринимательства.
По распространенной официальной точки зрения считается, что
следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный
инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о
нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.
Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе распродажи
России международным монополиям. Другой, более логичной позицией, являются
взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу
серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против
низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в
которых участвуют иностранцы.
Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы
международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может
стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного
капитала. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к
конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской
экономики.
3.7 Инвестиционная стратегия и национальные интересы. Меры,
способствующие и препятствующие притоку капитала в Россию
Национальные интересы весьма широкое понятие, которое
охватывает целый комплекс экономических, политических и военных проблем. К
числу ключевых элементов обеспечения национальных интересов можно отнести
обороноспособность, неуязвимость к внешней опасности, внутриполитическую
стабильность, динамичный экономический рост. Очевидно, что механизм привлечения
и использования иностранных инвестиций составляет лишь небольшую часть
указанных проблем. Однако роль его весьма существенна, если учесть возможность
приобретения иностранными инвесторами значительной собственности в России, их
участия в разработке природных ресурсов, конверсии военных производств, экспорте
дефицитных видов сырья и топлива, масштабных валютных операциях. Все это
связано с общим и неоднозначным воздействием мирохозяйственных отношений на
развитие страны.
В условиях социализма административная система решала эту задачу просто -
наращивание военной мощи, минимальный объем внешнеэкономических связей, в
основном посредством торговли, огромные зоны на территории страны, закрытые не
только для иностранцев, но и для собственных граждан. Такое понимание
национальных интересов обернулось для страны труднопреодолимым отставанием в
ключевых направлениях научно-технического прогресса, стагнацией экономики и
консервацией ее устаревшей структуры.
3.8 Цели, которые преследуют иностранные компании,
производящие инвестиции в России
Критерии, которыми руководствуется зарубежный инвестор при вложении
средств на территории России:
1) Местонахождение предприятия: расположение вблизи основных
рынков (крупных городов); легкий доступ к сырью и рабочей силе; наличие
развитой транспортной системы; легкий доступ к основным портам, терминалам,
аэропортам; наличие и доступность коммунальных сетей, газопроводов
и электроэнергии; наличие развитой системы коммуникаций; отсутствие
атомных электростанций.
2) Социально-политические условия: политическая стабильность;
наличие рынка рабочей силы, не требующей специальной подготовки;
благоприятная экологическая ситуация.
3) Законодательные условия: стабильность законодательства;
закрепленное в законах право собственности на землю; стимулирующее
инвестиции налогообложение (налоговые льготы).
4) Позиция органов власти: благожелательное отношение
к иностранным инвесторам; готовность создавать приемлемые условия для
зарубежных инвесторов; отсутствие бюрократических барьеров на пути
инвесторов.
3.9 Разработка и реализация государственной инвестиционной
политики в области иностранных инвестиций
В целях наращивания объемов привлечения
иностранных инвестиций в экономику России необходимы разработка и
последовательное проведение в жизнь единой и согласованной государственной
политики в области иностранных инвестиций, способствующей улучшению
инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности страны.
Вмешательство государства должно отвечать
интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного
общественного производства. Общественное производство может считаться
эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур
общества, т.е. когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают
необходимое развитие социальной, экономической и культурной сфер.
Реализация инвестиционной политики
направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом.
Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому
инвестиционную политику можно считать важнейшим направлением
социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных
целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо
от источников их образования.
Органом, уполномоченным на разработку и
реализацию государственной политики в сфере иностранных инвестиций, является
Правительство Российской Федерации.
3.10 Государственное регулирование иностранных инвестиций
Государственное регулирование иностранных инвестиций - это
комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер
государства в лице его органов в интересах формирования в стране благоприятного
инвестиционного климата, обеспечения экономически выгодных условий для
предпринимательской деятельности национальных хозяйствующих субъектов. При этом
на иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на
территории страны-реципиента капитала, должны быть распространены условия
национального хозяйственного режима. Эти условия формируют среду, делающую
экономически нецелесообразным массовый отток национального капитала за границу,
а также гарантируют защищенность и гарантии национальным и иностранным
инвесторам.
При привлечении иностранных инвестиций, особенно в реализацию крупных
инвестиционных проектов, встает задача их соответствия приоритетным целям
экономической политики страны. Речь идет о том, как они влияют на
макроэкономику, стабилизацию, конкурентоспособность экспортного сектора
экономики разрешение внутренних проблем социально-экономического развития.
Поэтому в отношении иностранных инвестиций государство должно
иметь как долгосрочную, так и текущую политику государственного регулирования
их привлечения. Политика государственного регулирования основывается на
стратегических идеях развития страны, принимающей иностранные инвестиции, и
содержит инструменты как стимулирующие, так ограничивающие приток иностранных
инвестиций.
Исходной точкой государственного регулирования иностранных
инвестиций является определение целей регулирования иностранных инвестиций.
Общими целями государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций
являются:
1) осуществление мер по формированию благоприятного
инвестиционного климата;
2) активизация притока иностранных инвестиций;
3) воздействие на выбор желательных для государства
направлений привлечения иностранных инвестиций.
3.11 Государственный контроль над допуском иностранного
капитала. Инструменты и меры, ограничивающие приток иностранных инвестиций в
страну
Привлечение иностранного капитала в национальную экономику не может
рассматриваться как однозначно позитивный процесс. Он содержит в себе и
негативные стороны:
1) страны, принимающие иностранные инвестиции, могут в некоторой степени
утратить контроль над отдельными секторами национальной экономики;
2) усиление роли иностранного капитала может ограничиваться
эффективность мер макроэкономического регулирования экономики;
3) возможность монополизации национального рынка отдельных
товаров;
4) применяемые иностранными инвесторами технологии могут быть опасными
для здоровья и жизни людей, окружающей среды.
Негативные
проявления процессов глобализации подталкивают страны, прежде всего с
развивающимися рынками, к принятию защитных мер, способствующих повышению
стабильности в валютно-финансовой сфере. Мировой опыт показывает, что ряд
развивающихся стран целенаправленно старается ограничивать присутствие
зарубежных компаний и банков на национальном валютно-финансовом рынке, приток
краткосрочного иностранного капитала в финансово-банковский сектор и свободу
совершения трансграничных операций с капиталом.
Тема 4.
Риски иностранных инвестиций
4.1 Понятие и классификация странового
риска иностранных инвестиций
В словаре Вебстера риск определяется как вероятность ущерба
или потерь, т.е. риск относится к возможности наступления какого-либо
неблагоприятного события. Расширенное толкование риска идентифицируется с
понятием неопределенности, означающим невозможность точного прогнозирования
оптимального вектора развития сложной системы и несущим в себе не только
вероятность негативных последствий, но также и позитивные возможности.
В современных условиях оценка риска является теоретической
базой для принятия решений в политике и экономике. Для преодоления
неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы в зарубежной стране,
проводится анализ странового риска, определяющего вероятность того, что
суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут
иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к
иностранным кредиторам или инвесторам.
В рамках общего странового риска различают некоммерческий,
или политический, и коммерческий риски.
Коммерческий риск делится в зависимости от своего влияния:
1) на уровне государства - риск неплатежеспособности,
ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам;
2) на уровне компаний - трансфертный риск - риск того,
что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить
ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам
и инвесторам.
4.2 Анализ и оценка политического риска иностранных
инвестиций
До конца 70-х гг. 20-ого века большинство международных фирм
ограничивали свой анализ политического риска в стране качественными оценками,
проведенными с использованием методов old hands («старых знакомств») и grand
tours («больших туров»).
Анализ проводился не регулярно, а лишь в тех случаях, когда
решался вопрос о новых инвестициях. Если политический риск представлялся
слишком высоким, инвестиции либо не размещались, либо к стоимости проекта
добавлялась премия за риск для учета высокой вероятности потерь. До тех пор,
пока не происходило крупной катастрофы, политический рейтинг страны не
переоценивался.
1) Оценки политического риска по методу old hands
представляют собой традиционные отчеты, составленные специалистами, обладающими
знаниями о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и
хорошо информированными лицами в этой стране (учеными, дипломатами,
журналистами, бизнесменами). Главным недостатком этого метода является то, что
компании в большой степени приходится полагаться на суждения аутсайдеров.
2) Метод grand tours предполагает посещение группой экспертов исследуемой страны и
налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и
бизнесменами. Отрицательной чертой этого метода является возможное
приукрашивание собираемой информации и излишне оптимистичный прогноз.
3) Наиболее систематичным качественным методом оценки
политического риска является метод Delphi (Делфи), по которому на первом этапе
аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а
затем привлекают широкий круг экспертов, которые определяют вес каждой
переменной для рассматриваемой страны. Большим недостатком этого метода
является чрезмерная субъективность оценок.
Тема 5. Экономическая сущность и состояние
инвестиционного климата в России
5.1 Сущность,
содержание и мониторинг инвестиционного климата
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или
иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика
совокупности социальных, экономических, организационных, правовых,
политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и
целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику
страны, региона, корпорации). Понятие инвестиционный климат отражает степень
благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе,
отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион,
отрасль).
Согласно данным Всемирного банка инвестиционный климат представляет
собой совокупность характерных для каждой местности факторов, определяющих
возможности компаний и формирующих у них стимулы к осуществлению продуктивных
инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности.
Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов,
определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту.
Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток
и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережения в ВВП),
а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие
потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.
При рассмотрении инвестиционного климата необходимо учитывать
баланс интересов инвесторов и инвестируемой социально-экономической системы
страны (региона) и учитывать необходимость структурных преобразований.
В настоящее время не существует единого подхода к
рассмотрению инвестиционного климата, синонимом которого многие экономисты
называют инвестиционную привлекательность. Одно из немногих имеющихся
определений инвестиционной привлекательности сводится к установлению
устойчивого совокупного экономического эффекта от производственно-хозяйственной
деятельности.
5.2
Факторы, определяющие инвестиционный климат в стране и регионе
Оценка инвестиционного климата предполагает учет:
1) экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики
ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции,
инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда,
ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной
системах и т.п.);
2) государственной инвестиционной политики (степени государственной
поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного
имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений,
устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и
т.д.);
3) нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности.
Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от
благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат,
способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала.
Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке
капитала и снижению инвестиционной деятельности.
5.3 Характеристика
инвестиционного климата в России и
меры государства по его улучшению
В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является
неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Притоку в
инвестиционную сферу иностранного капитала препятствуют политическая
нестабильность, высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков, инфляция, не
конвертируемость рубля, несовершенство законодательства, неразвитость
производственной и социальной инфраструктуры.
Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику
объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями,
центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой
России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью
(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), преступностью,
коррупцией.
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным
инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают трудности, пытаясь
вложить капитал в российскую экономику, коммерческая деятельность наталкивается
на множество бюрократических проблем.
Важным фактором, отрицательно сказывающимся на отношении иностранных
инвесторов к российским проектам, является нарушение прав интеллектуальной
собственности и подделка продукции. Защита прав собственников осуществляется
слабо, что удерживает многие высокотехнологичные компании (прежде всего в
области производства программного обеспечения) от размещения своего
производства в России.
Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты
России, как ее природные ресурсы, высокий уровень образования, наличие
относительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.
Иностранные инвесторы заинтересованы в том, чтобы
целенаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат
Российской Федерации приняло предсказуемый характер.
5.4 Макроэкономический, факторный и рисковый подходы к оценке
инвестиционного климата различных стран
Выделяют три подхода к оценке инвестиционного климата:
макроэкономический, факторный, рисковый.
Макроэкономический подход базируется на оценке динамики
валового внутреннего продукта и объемов производства промышленной продукции;
динамики распределения национального дохода, пропорций накопления и
потребления; состояния законодательного регулирования инвестиционной
деятельности; развития отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и
денежного.
Макроэкономический подход характеризуется сравнительной
простотой анализа и расчетов. Он универсален, его можно использовать для
исследования инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня. В
нем учтена главная цель предпринимательской деятельности любого инвестора –
получение прибыли и возврат вложенных средств через определенный промежуток
времени.
Однако он не соответствует большинству методологических
подходов. В нем не отражен баланс интересов, а инвестиционный климат не связан
с инновационным типом развития и экономической устойчивостью. Этот метод
игнорирует объективный связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами
развития хозяйственных систем.
Факторный подход заключается в составлении укрупненных групп,
складывающихся из близких по смыслу показателей и называемых факторами.
5.5 Структура инвестиционного климата региона. Инвестиционный
потенциал и инвестиционный риск региона
Инвестиционный климат региона представляет собой сочетание инвестиционной
привлекательности и инвестиционной активности, которое формирует
платежеспособный спрос на инвестиции.
Инвестиционная активность представляет собой интенсивность привлечения
инвестиций в основной капитал региона. Инвестиционная активность может быть
фактической, в том числе текущей (т.е. за последний отчетный период), и
прогнозной.
Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание
различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в
совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный
регион.
Инвестиционную привлекательность можно определить как взаимосвязь
инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.
Инвестиционный потенциал – совокупность условий, факторов, привлекающих
или отталкивающих инвесторов. Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость
территории) представляет собой сумму объективных предпосылок для инвестиций.
Инвестиционный потенциал оценивается, например журналом «Эксперт», на
основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории
факторов производства, в том числе трудовых ресурсов с учетом их
образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной
деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрение ее
достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность
комплексной инфраструктурой.
5.6 Методология сравнительной (рейтинговой) оценки
инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) региона
Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона являются:
1) определение социально-экономического развития региона;
2) установление влияния инвестиционной привлекательности на приток
инвестиций в регион;
3) разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной
привлекательности региона.
Рейтинг инвестиционной привлекательности - это взаимосвязанная оценка двух
основных составляющих инвестиционной привлекательности: риска и потенциала.
Ведущие позиции по оценке инвестиционного климата в регионах России
занимает рейтинговое агентство «Эксперт». Рейтинговое агентство «Эксперт»
формирует информативную картину в плоскости риск-потенциал регионов России. С
одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион;
с другой - насколько рискованно этот бизнес развивать.
Величина инвестиционного риска показывает
вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из
семи видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате
упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска -
относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, который принят за
единицу. Значение рейтинга «1» по риску получает регион, имеющий наименьший
риск. Общий показатель риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов
риска, величина весов которых определяется методом экспертных оценок. В
результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной
оценкой, что позволяет установить соотношение рисков в разных регионах.
Инвестиционный потенциал учитывает основные
макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами
производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Совокупный инвестиционный потенциал региона
складывается из девяти частных потенциалов. Ранг каждого региона по каждому
виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как
доли (в процентах) в суммарном потенциале всех российских регионов.
Интегральный рейтинг каждого региона по инвестиционному потенциалу
рассчитывался как средневзвешенное по экспертным весам значение удельного веса
каждого региона в России по показателям, относящимся к каждому виду
(составляющим) потенциала. Значение рейтинга «1» получает регион, имеющий
наибольший потенциал.
5.7 Рейтинг инвестиционной привлекательности российских
регионов в 2005-2006 гг.
Рейтинг инвестиционной привлекательности российских
регионов в 2005-2006 гг. продемонстрировал три основных процесса: рост интенсивности перегруппировки регионов между
рейтинговыми категориями, рост дифференциации регионов по уровню интегрального
риска и возобновление процесса концентрации совокупного инвестиционного
потенциала в ведущих регионах.
Мобильность регионов возросла многократно. Если в прошлые
годы рейтинговые категории меняли единичные регионы, то на этот раз процесс
перегруппировки затронул сразу 18 регионов. По сравнению с предыдущим рейтингом
три из них перешли в более высокую
категорию инвестиционного потенциала, а четыре - улучшили категорию инвестиционного риска.
Одновременно в категории с более высоким инвестиционным риском перешли семь
регионов, а Ленинградская область и Чувашская республика перешли в категорию с
более низким инвестиционным потенциалом. Амурская область улучшила свое
положение в рейтинге как по потенциалу, так и по риску. Псковская область
одновременно со снижением рейтинговой категории потенциала перешла в лучшую
категорию по риску.
Одна из важнейших причин изменения позиций заключается в том,
что большая часть регионов уже реализовала те возможности, которые были
заложены их доперестроечным развитием или «очищающим» эффектом кризиса 1998 г. Показательна и вместе с тем парадоксальна тенденция снижения категории потенциала
Ленинградской области, вышедшей из группы «полюсов роста». В области за
последние годы был реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов. В
результате были задействованы практически все свободные трудовые ресурсы и
подготовленные инвестиционные площадки. Дальнейшее развитие в том же темпе
теперь крайне затруднительно. В подобной же ситуации до этого оказались Новгородская,
Ярославская и еще рад областей. Благодаря активной инвестиционной политике они почти полностью
сумели реализовать свой достаточно ограниченный потенциал. Теперь же они
нуждаются в новых импульсах роста, переходу к новому этапу экономического
развития.
Тема 6. Межгосударственное регулирование иностранных инвестиций
6.1 Двусторонние соглашения о взаимной
защите и поощрении иностранных инвестиций
Важное значение с точки зрения создания благоприятного инвестиционного
климата имеет заключение двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении
иностранных инвестиций. Они фиксируют ключевые принципы, стандарты и нормы
двустороннего инвестиционного сотрудничества, обусловливающие для подписавших
их стран стабильный режим осуществления инвестиций.
СССР приступил к заключению двусторонних международных
договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов 20-ого
века, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью
экономически развитыми государствами Запада (Великобританией, Германией,
Канадой, Италией и др.). Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты
иностранных инвестиций стала Финляндия. В следующем, 1990 г. двусторонние аналогичные договоры СССР заключил еще с четырьмя экономически развитыми
государствами (Австрией, Испанией, Швейцарией, Южной Кореей), а также с Китаем
и Турцией. Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом
международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими
государствами.
Российская Федерация участвует в двусторонних международных
соглашениях о защите иностранных инвестиций как правопреемница бывшего СССР. В
соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств,
подписанным в Минске 12 декабря 1991 г., Россия принимает на себя права и
обязанности по международным договорам, заключенным СССР.
6.2 Международное двойное налогообложение. Принцип
резидентства и принцип территориальности
Принцип резидентства и принцип территориальности являются базовыми
понятиями для определения налогового статуса лица в большинстве стран мира.
Согласно принципу резидентства все доходы хозяйствующего субъекта,
полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций, облагаются
подоходными налогами в стране, в которой физическое или юридическое лицо
является резидентом. Статус резидента устанавливается законодательством.
В соответствии с принципом территориальности, реализующим налоговый
суверенитет каждого государства, все доходы, полученные на данной территории,
подлежат налогообложению в юрисдикции их образования. При распределении таких
доходов в пользу реципиентов, находящихся в иностранном государстве, взимаются
специальные налоги на репатриацию прибыли.
Действие примерного механизма, когда один и тот же доход может подпадать
под налогообложение несколько и более раз, следующее. Вариант первый: доход,
извлекаемый из источника в одной стране и полученный лицом, обладающим
постоянным местом пребывания в другой стране, может облагаться налогом в обеих
странах одновременно. Вариант второй: физическое лицо, если законодательство
двух стран использует разные критерии определения статуса резидента, может
оказаться резидентом и того государства, и другого для уплаты подоходного
налога в одном и том же году и подпасть по всему объему своего дохода под бремя
налогообложения.
Данная проблема не возникала бы, если бы все страны использовали в своих
налоговых законодательствах только принцип резидентства. Но ни одно государство
практически не может отказаться полностью от использования принципа
территориальности, т.е. не может не облагать источник дохода, составляющего
базу налогообложения, в связи с нахождением на его территории.
6.3 Международные соглашения об избежании двойного
налогообложения. Методы устранения двойного налогообложения
Понятие двойного налогообложения можно выразить следующим
образом: это ситуация, когда один и тот же субъект облагается сопоставимыми
налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух
государствах и более за один и тот же период. Двойное налогообложение вызвано
тем, что порядок определения налогооблагаемой базы и правила определения облагаемого
дохода (предпринимательских прибылей, процентов, роялти, дивидендов и др.) в
разных странах существенно различаются.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения,
применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права
Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями
национального налогового законодательства. В связи с этим, при налогообложении
иностранных лиц необходимо исходить, прежде всего, из положений международных
договоров в области налогообложения.
Целью заключения международного договора является достижение между
государствами или иными субъектами международного права соглашения,
устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для
избежания двойного налогообложения.
Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения
об избежании двойного налогообложения определяют только правила разграничения
прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства,
имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации
этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не
уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные
налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы
налогового права.
6.4 Механизм устранения международного двойного
налогообложения доходов в РФ
Инструментами механизма устранения международного двойного
налогообложения доходов в Российской Федерации являются система налогообложения
иностранных организаций и система зачета иностранного налога.
Российская модель механизма устранения международного двойного
налогообложения, в основном, соответствует международным принципам. На
внутригосударственном уровне в России применяется принцип резидентства в
сочетании с принципом территориальности при налогообложении нерезидентных
организаций; установлена особая система налогообложения доходов нерезидентов;
устранение двойного налогообложения российских организаций достигается методом
зачета иностранного налога; предусмотрены отдельные меры противодействия
избежанию налогообложения (регулирование трансфертного ценообразования, правило
тонкой капитализации).
Важным элементом механизма устранения международного двойного
налогообложения в Российской Федерации является система зачета иностранного
налога, которая установлена отдельными положениями главы 25 НК РФ. Проблема
международного двойного налогообложения российских организаций при
использовании принципа резидентства решается путем предоставления иностранного
налогового зачета по налогам, уплаченным за рубежом. При этом законодательство
ограничивает налоговый зачет суммой налога, подлежащего уплате с иностранных
доходов в Российской Федерации.
6.5 Регулирование иностранных инвестиций на региональном
уровне
Инвестиционное регулирование на международном уровне
подразделяется на:
1) региональное - соглашения, заключаемые в рамках
региональных интеграционных образований (Европейский Союз, Североамериканская
зона свободной торговли, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Южноамериканский
общий рынок и т.д.);
2) многостороннее - соглашения, заключаемые в рамках
международных организаций (Всемирная торговая организация, Организация
экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, группа
Всемирного банка и т.д.).
В последние десятилетия 20 века государства на региональном уровне
разработали и приняли серию соглашений, связанных с вопросами регулирования
иностранных инвестиций.
На Европейском континенте важную роль в сфере регулирования иностранных
инвестиций играют Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите
иностранных инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) был провозглашен
принцип свободы движения капиталов и предусмотрены меры по устранению
препятствий движению капиталов.
Созданию международно-правовой базы для либерализации иностранных
инвестиций на региональном уровне способствует Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР). 21 июня 1976 г. государства-члены этой региональной организации одобрили Декларацию о транснациональных
корпорациях, которая рассматривает иностранные инвестиции и деятельность ТНК в
едином контексте, предусматривает предоставление национального режима для
предприятий с иностранным капиталом, содержит рекомендации по руководству
деятельностью ТНК. Под эгидой ОЭСР разработаны и приняты Кодекс либерализации
движения капитала и Кодекс либерализации текущих «невидимых» операций.
Страницы: 1, 2, 3
|