Расчет налога на добавленную стоимость (НДС)
Расчет налога на добавленную стоимость (НДС)
Московский государственный
технический университет имени Н.Э. Баумана
Факультет ИБМ
Кафедра ИБМ
Реферат
по дисциплине
Налоги и налогообложение
на тему
Расчет налога на добавленную
стоимость
Студент: Бойко Ю.В.
Группа: ВИБМ6-81
Москва, 2010
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность налога
2. Основные элементы налога на
добавленную стоимость
3. Порядок исчисления НДС
4. Методика раздельного учета
входного НДС
Заключение
Список использованных источников
Действующая система
российского налогообложения опирается в основном на подсистему косвенного налогообложения.
Налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) получает с покупателя
одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.
Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального
налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении
субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в
качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога -
потребителем этого товара (работы или услуги).
Согласно Налоговому
Кодексу Российской Федерации к косвенным налогам относится налог на добавленную
стоимость. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее
разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а
также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия
непосредственно связана.
Данным налогом
облагается доход, идущий на конечное потребление. В России НДС является не
только основным косвенным налогом, но и главным в формировании бюджетов всех
уровней
Налог на добавленную
стоимость уплачивают все предприятия и организации вне зависимости от видов
деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности,
организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус
юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую
деятельность.
Существующие методика
расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным
налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают
дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно».
Налоговый кодекс РФ предоставляет также возможности для законной оптимизации
НДС. Оптимизировать НДС - значит минимизировать уплачиваемую сумму налога, а то
и получить дополнительный доход из бюджета. Несовершенство и запутанность
действующего законодательства вызвало множество нареканий и конфликтных
ситуаций между работниками налоговых инспекций и разными категориями плательщиков
НДС. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены налогу на
добавленную стоимость.
Таким
образом, актуальность данной темы определила выбор темы контрольной работы
«Расчет налога на добавленную стоимость», круг вопросов и логическую схему ее
построения.
Цель
работы – изучение особенностей исчисления, уплаты, возмещения налога на
добавленную стоимость. Исходя из этой цели, при написании работы были
определены и поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
экономическую сущность налога;
- расскрыть основные элементы налога на добавленную
стоимость;
- изучить порядок исчисления НДС;
-
охарактеризовать
методику раздельного учета входного НДС.
В
соответствии с целью и задачами, структура работы включает введение, четыре
раздела, заключение и список литературы.
Во-первых, налог на добавленную стоимость (НДС) в
Российской Федерации установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость»
Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в юридическую силу с
1 января 2001 года. Во-вторых, НДС - косвенный налог, т.к. включается в цену
товара (работы, услуги), а затем принимается к вычету (возмещается из бюджета)
покупателем данного товара (работы, услуги) как уплаченный при его приобретении
через поставщика, т.е. фактически переносится на конечного потребителя товара
(работы, услуги). В-третьих, НДС - это федеральный налог, установлен НК РФ и
обязателен к уплате на всей территории РФ[1].
В-четвертых, НДС является основным источником налоговых доходов федерального
бюджета. Наконец, налоговые доходы от НДС подлежат зачислению в федеральный
бюджет по нормативу 100%.
Особая правовая природа
НДС заключается в том, что он является косвенным многоступенчатым налогом,
взимаемым на всех стадиях производства и реализации товара (работы, услуги).
При этом данный налог построен таким образом, чтобы в наименьшей степени
обременять производительные силы в государстве. Данная цель достигается путём
переложения экономического бремени уплаты НДС на потребителей товаров, работ и
услуг. Поэтому при определении субъекта налогообложения следует различать
юридических и экономических плательщиков налога. Экономическим плательщиком
становится конечный потребитель товара (работы, услуги), который фактически
несёт налоговое бремя, покупая товар (работу, услугу) по цене, увеличенной на
сумму НДС.
Юридическим же
плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое реализует товар
(работу, услугу), получает за него цену, увеличенную на сумму налога, и
передаёт эту сумму в бюджет. При этом, юридический плательщик-продавец не несёт
экономического бремени НДС по всем тем товарам (работам, услугам), которые были
им приобретены с целью перепродажи либо с целью использования в его
производственной деятельности (сырьё, материалы и т.д.). В данном случае
налоговые затраты продавца компенсируются за счёт покупателя следующим образом.
Сумма НДС, уплаченная по такого рода сделкам, документально фиксируется в
счёте-фактуре поставщика и подлежит вычету из той суммы налога, которая
получена от покупателя товара (работы, услуги). Таким образом, в бюджет в
конечном счёте поступает разница между суммой налога, уплаченной самим
юридическим плательщиком по первоначальным сделкам и суммой налога, полученной
им по последующей сделке, направленной на реализацию товаров, работ и услуг.
Таким образом, экономическая сущность налога на
добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров, работ
и услуг. Особенностью НДС является то, что независимо от стадий
производственного цикла и сбыта каждый промежуточный участник этого процесса
уплачивает НДС.
Система
налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана и впервые применена во
Франции в 1954г., и, начиная с 1960-х гг. она получила широкое распространение
во многих странах. В настоящее время он играет важную роль в налоговых системах
более чем 40 государств мира. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных
странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных
инструментов государства[2]. В
России налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Он
фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с
продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета,
экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.
В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется
положениями главы 21 НК РФ. Исходя из положений НК РФ, определяющего
обязательные условия установления налога, законодательное закрепление налог на
добавленную стоимость включает, прежде всего, установление его налогоплательщиков,
а также элементов налогообложения.
Налог на добавленную
стоимость уплачивают все предприятия и организации вне зависимости от видов
деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности,
организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус
юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую
деятельность.
Объектом
налогообложения признаются следующие операции:
1)
реализация
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация
предметов залога и передача товаров (результатов работ, оказание услуг) по
соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача
имущественных прав.
2)
передача
на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг)
для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе
через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3)
выполнение
строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4)
ввоз
товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации и
индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения
обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если
за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных
предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона
рублей. Существует перечень товаров, ввоз которых на территории РФ не подлежит
обложению НДС, в частности ввоз товаров в качестве безвозмездной помощи, всех
видов печатной продукции, получаемых государственными и муниципальными
библиотеками, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к
ним, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал.
С
1 января 2008 г. для всех налогоплательщиков устанавливается единый налоговый
период - квартал. Это значит, что налог платят один раз в квартал все
налогоплательщики, в том числе и налоговые агенты.
В
настоящее время действуют пять ставок налога на добавленную стоимость. Три
ставки в размерах 0, 10 и 18% - основные и две ставки 10/110 и 18/118 -
расчетные. Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых облагается НДС
по ставке 0%, содержится в п. 1 ст. 164 НК РФ. В числе таких товаров (работ,
услуг):
- экспортируемые
товары;
- работы
и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке
экспортируемых и импортируемых;
- работы
и услуги, непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров,
помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
- иные
товары (работы, услуги), предусмотренные п. 1 ст. 164 НК РФ.
Налогообложение
по ставке НДС 10% производится в следующих случаях:
1) при
реализации продовольственных товаров, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ
и Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908;
2) при
реализации товаров для детей, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ и
Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908;
3) при
реализации периодических печатных изданий и книжной продукции в соответствии с
Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41
4) при
реализации медицинских товаров, предусмотренных пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Ставка
НДС 18% применяется во всех случаях, особо не оговоренных ст. 164 НК РФ. По
налогу на добавленную стоимость установлены две расчетные ставки, которые
соответствуют ставкам 10 и 18%. Расчетные ставки определяются как процентное
отношение основной налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за
100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10 или 18%).
Расчетные
ставки применяются в следующих случаях:
1) при
получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг),
предусмотренных ст. 162 НК РФ;
2) при
получении авансов в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи
имущественных прав;
3) при
удержании налога налоговыми агентами;
4) при
реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в
соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ;
5) при
реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в
соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ;
6) при
передаче имущественных прав в соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 155 НК РФ.
Позже, осуществив отгрузку товаров (работ, услуг) в
счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую
базу, налоговая база определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ.
Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм
оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок, подлежат
вычету на основании п. 8 ст. 171 НК РФ, причем право на указанный вычет
появляется с даты отгрузки соответствующих товаров[3].
По общему правилу
налоговая база по НДС - это стоимостная характеристика объекта налогообложения.
Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров
(работ, услуг), которые мы реализуете (передаете).
Таким образом,
налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если
иное не предусмотрено НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ,
услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40
настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения
в них налога. То есть, сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и
ставки налога:
НДС = НБ x С,
где
НБ - налоговая база; С - ставка налога.
И
при совершении облагаемых НДС операций мы, будучи налогоплательщиком НДС,
обязаны исчислить сумму налога.
3. Порядок
исчисления НДС
Порядок исчисления НДС регламентируется ст. 166 НК
РФ. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная
доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого
налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом
налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к этому
налоговому периоду. В свою очередь налоговый период по НДС составляет
календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными
в течение квартала суммами выручки от реализации без учета налога, не
превышающими 2 млн. руб., - квартал (ст. 163 НК РФ). При отсутствии у
налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения
налоговые органы имеют право исчислять суммы налога расчетным путем на
основании данных по аналогичным налогоплательщикам.
Действующий порядок исчисления НДС предусматривает,
что сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при обложении по нескольким
ставкам - как результат сложения сумм налогов, исчисляемых по разным налоговым
ставкам.
Следовательно,
при раздельном учете налог исчисляется так:
НДС
= (НБ1 x С1) + (НБ2 x С2) + (НБ3 x С3),
где
НБ1, НБ2, НБ3 - налоговая база по каждому виду операций, которые облагаются НДС
по разным ставкам;
С1,
С2, С3 - ставки налога, например 18%, 10% или 18/118.
При расчете окончательной суммы налога из суммы
начисленного налога вычитаются суммы НДС, уплаченного поставщикам, в соответствии
с требованиями ст. 171 НК РФ.
Таким образом, порядок исчисления НДС наглядно может
быть представлен в виде следующей схемы:
Сумма налога = Налоговая база х Налоговая ставка -
Налоговые вычеты + Восстановленные суммы налога
Условиями возмещения из
бюджета уплаченных поставщиком сумм НДС являются [4]:
1)
документальное
оформление операций (наличие счетов-фактур по установленной форме, выделение в
них сумм НДС, регистрация счетов –фактур в книге покупок-продаж);
2)
учет
полученных от поставщиков ценностей (оприходование ценностей и отнесение их
стоимости на издержки производства и обращения).
С 1 января 2006г. право на вычет сумм налога,
предъявленного налогоплательщику НДС к оплате поставщиками товаров (работ,
услуг), имущественных прав, не связывается с фактом оплаты). Если сумма
налоговых вычетов в налоговом периоде превышает общую сумму налога, подлежащую
уплате, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога
подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке ст. 176 НК
РФ, кроме случаев представления налоговой декларации по истечении 3 лет после
окончания налогового периода.
Согласно НК РФ уплата налога производится по итогам
налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В сроки, установленные для
уплаты налога, в налоговые органы по месту своего учета налогоплательщиком
(налоговым агентом) должна быть представлена налоговая декларация по НДС. При
ввозе товаров на таможенную территорию РФ налог уплачивается в соответствии с
таможенным законодательством, а именно разделом III «Таможенные платежи» ТК РФ.
Налоговые льготы по НДС не предусмотрены, однако
глава 21 НК РФ предоставляет, как минимум, три возможности не уплачивать НДС по
тем или иным основаниям. Во-первых, лицо может быть освобождено от исполнения
обязанностей налогоплательщика по НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Чуть
ниже основания и порядок такого освобождения будут рассмотрены подробнее.
Во-вторых, в ст. 149 НК РФ закреплен перечень операций, не подлежащих
налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, который включает в себя
в общей сложности около 50 позиций. И, в-третьих, п. 1 ст. 164 НК РФ содержит
перечень товаров (работ, услуг), при реализации которых налогообложение
производится по налоговой ставке 0%.
В первом случае, ввиду того, что лицо освобождается
от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, у него не возникает
необходимости ни становиться на учет в налоговых органах в качестве
налогоплательщика по НДС, ни регулярно представлять в налоговые органы
налоговые декларации, ни каких бы то ни было других обязанностей,
непосредственно связанных со статусом налогоплательщика по НДС.
Во втором случае лицо является налогоплательщиком по
НДС и, следовательно, исполняет все перечисленные выше обязанности. Однако по
итогам каждого налогового периода никаких сумм в счет уплаты НДС в бюджет не
перечисляет, т.к. осуществляет операции, не подлежащие налогообложению
(освобождаемые от налогообложения) НДС.
В третьем же случае (при реализации товаров,
облагаемых по налоговой ставке 0%) происходит фактически все то же самое, что и
во втором, только у налогоплательщика еще появляется возможность принятия к
вычету «входящего» НДС.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в
наиболее выгодном положении среди трех описанных ситуаций находятся именно
экспортеры товаров, уплачивающие НДС по нулевой ставке, т.к. они обладают
правом на налоговый вычет и связанное с ним последующее возмещение налога из
бюджета. Далее по мере убывания «привилегированности» идут лица,
воспользовавшиеся правом на освобождение от обязанностей налогоплательщиков
НДС, т.к. они не обязаны регулярно представлять налоговую отчетность и т.п. В
наименее выгодном положении из трех рассматриваемых категорий находятся
налогоплательщики, осуществляющие операции, не подлежащие налогообложению
(освобождаемые от налогообложения), поскольку у них сохраняется указанная
обязанность по представлению налоговой отчетности и иные обязанности
налогоплательщиков, за исключением обязанности исчислять и уплачивать НДС.
Более того, в силу ч. 4 ст. 149 НК РФ, если налогоплательщиком осуществляются
операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению
(освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 НК
РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые
налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, в соответствии с п. 4
ст. 170 НК РФ принимают суммы входного НДС к вычету либо учитывают их в стоимости
в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации
товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции, по реализации которых
подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам
(работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам,
имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом,
так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)
операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной
политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости
отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции, по реализации
которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей
стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Одной из главных современных проблем в области
налогового контроля за правомерностью применения налоговых вычетов по НДС
является подтверждение налогоплательщиком сумм налога, заявленных к вычету
(возмещению). Данный вопрос вызывает трудности и у налогоплательщиков, и у
налоговых органов[5].
Налоговые органы испытывают затруднения в выявлении
и пресечении различных схем ухода от налогообложения и неправомерного
возмещения НДС.
У налогоплательщика возникают трудности при
подтверждении правомерности заявленной суммы НДС к вычету. Проблема в том, что
сегодня нет четко определенного порядка (методики) распределения уплаченных
налогоплательщиком сумм НДС при приобретении им товаров (работ, услуг), т.е.
так называемого входного НДС. Налогоплательщик может осуществлять различные
виды деятельности. Одни из этих видов деятельности облагаются по стандартной
ставке 18%, другие - по пониженной ставке 10%. Кроме того, налогоплательщик
может осуществлять экспортную деятельность, которая облагается по ставке 0%.
Могут у него быть и операции, которые освобождены от обложения НДС.
В настоящее время действует следующий порядок:
налогоплательщик должен самостоятельно разработать методику раздельного учета и
закрепить ее в учетной политике для целей налогообложения. Если
налогоплательщик не ведет раздельного учета сумм «входного» НДС, то суммы
налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в частности
относящимся к общехозяйственным расходам, используемым для осуществления как
облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, подлежат восстановлению.
Для решения существующей проблемы налогоплательщику
следует отразить в учетной политике, прежде всего, методику ведения раздельного
учета облагаемых и освобожденных от обложения НДС операций путем использования
дополнительных субсчетов. С этой целью необходимо организовать аналитический
учет выручки от реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС по разным
ставкам, так и не признаваемых объектом налогообложения, на счете 90 «Продажи»,
субсчет 90-1 «Выручка»:
- субсчет
90-1-1 «Выручка по общей системе налогообложения» (18%);
- субсчет
90-1-2 «Выручка по общей системе налогообложения» (10%);
- субсчет
90-1-3 «Выручка по общей системе налогообложения» (0%);
- субсчет
90-1-4 «Выручка, не облагаемая НДС».
По счетам производственных затрат (20 «Основное
производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные
расходы») целесообразно вести следующие субсчета:
- «Расходы
по производству облагаемой НДС продукции»;
- «Расходы
по производству не облагаемой НДС продукции»;
- «Расходы
по производству облагаемой и не облагаемой НДС продукции».
Кроме того, налогоплательщику целесообразно в
учетной политике прописать порядок раздельного учета сумм предъявленного (или
уплаченного при ввозе на российскую территорию) НДС, относящегося к облагаемой
и не облагаемой НДС деятельности. Указанный «входной» НДС распределяется особым
образом. Он частично включается в стоимость товаров (работ, услуг,
имущественных прав) пропорционально сумме отгруженных товаров (работ, услуг,
имущественных прав), реализация которых не облагается НДС в общей сумме
отгрузки за данный налоговый период. Оставшаяся часть суммы предъявленного
налога на добавленную стоимость принимается к вычету. Чтобы обеспечить
раздельный учет «входного» НДС, можно отражать его на отдельных субсчетах по
счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»:
- «НДС
по приобретенным ценностям, используемым для производства и реализации
облагаемых налогом товаров (работ, услуг)»;
- «НДС
по приобретенным ценностям, используемым для производства и реализации не
облагаемых налогом товаров (работ, услуг)»;
- «НДС
по приобретенным ценностям, используемым для производства и реализации
облагаемых и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг)».
Суммы входного налога, отражаемые по кредиту счета
19, должны соответствовать критериям, установленным для сумм, предъявляемых к
налоговому вычету по НДС в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ.
Для целей распределения «входного» НДС по
общехозяйственным, общепроизводственным и прочим накладным расходам
распределение должно производиться в зависимости от удельного веса выручки
каждого вида деятельности в составе общей выручки, исчисленной по моменту
предъявления покупателям и заказчикам расчетных документов за реализованные
товары, работы и услуги.
Новая редакция п.4 ст.170 НК РФ позволит
использовать новый механизм принятия к вычету НДС по приобретенным
налогоплательщиком материальным ресурсам, которые используются как в
облагаемой, так и не облагаемой налогом на добавленную стоимость деятельности.
Данный механизм состоит из двух этапов. На первом этапе «входной» НДС
принимается к вычету в полной сумме по общехозяйственным расходам. На втором
этапе налогоплательщик определяет пропорцию на основе показателя выручки за
предыдущий квартал и восстанавливает суммы НДС исходя из полученной пропорции.
Следует подробно остановиться на втором этапе, так как его осуществление на
практике, особенно для крупных предприятий с большим объемом выручки и
документооборотом, будет сопровождаться рядом проблем.
Рассмотренный процесс характеризуется сложностью
поэтапного определения сумм НДС, которые подлежат восстановлению. Конечно же,
это неизбежно повлечет и увеличение издержек налогоплательщика.
Для снижения трудозатрат при ведении раздельного
учета предлагается следующая методика, состоящая из четырех последовательных
этапов.
Первый этап. Налогоплательщик определяет суммы
входного НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые используются
в последующем для осуществления деятельности как облагаемой НДС, так и
необлагаемой. Для упрощения данной операции необходимо дополнить книгу покупок
столбцом (после порядкового номера), в котором будет схематично обозначаться
счет-фактура по операциям, как облагаемым, так и не облагаемым налогом на
добавленную стоимость, либо регистрировать такие счета-фактуры последним числом
квартала.
Второй этап. Налогоплательщик рассчитывает суммы
«входного» НДС по расходам, относящимся к реализации товаров, работ, услуг, в
разрезе:
-
операций
по реализации, которые не облагаются НДС;
-
операций
по реализации, которые облагаются НДС по ставке 18%;
-
операций
по реализации, которые облагаются НДС по ставке 10%;
-
операций,
облагаемых по ставке 0%.
Третий этап. Налогоплательщик оформляет сводную
счет-фактуру на общую сумму всех полученных счетов-фактур по операциям,
облагаемым по общеустановленным ставкам (18%, 10%, 0%), и необлагаемым
операциям. К ней будет применена пропорция.
Четвертый этап. Налогоплательщик восстанавливает
полученную при расчете сумму НДС по операциям, не подлежащим обложению НДС,
путем регистрации сводного счета-фактуры в книге продаж на сумму, которая
определяется по формуле:
НДС восст. = НДС общ. x (V необл. / V общ.)
где НДС восст. - сумма НДС, подлежащая
восстановлению;
НДС общ. - общая сумма НДС, указанная в сводном
счет-фактуре;
V необл. - объем выручки по не облагаемым НДС
операциям;
V общ. - общий объем выручки за налоговый период.
Таким образом, применение предложенной методики
раздельного учета сумм налога по облагаемым и не облагаемым НДС операциям
позволит усовершенствовать процедуру расчета сумм НДС, подлежащих
восстановлению, а также упростит процедуру налогового администрирования.
Позволит точнее рассчитывать суммы НДС, подлежащие восстановлению, а также
избавит налоговые органы от лишних расчетов и нерациональной траты времени.
Заключение
Налог на добавленную стоимость считается одним из
самых сложных налогов с точки зрения техники его исчисления, что связано, в том
числе и с применением налоговых вычетов.
Используемый сегодня метод косвенного вычитания при
исчислении НДС соответствует экономическому содержанию налога. Вместе с тем
налог на добавленную стоимость действительно является показателем высокой
фискальной техники государства. Применение налоговых вычетов служит основой для
разработки налогоплательщиками всевозможных легитимных и нелегитимных схем
минимизации НДС.
Начиная с 2001 года, правовой основой взимания НДС
служит глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.
Но
общая схема исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлена
частью первой НК РФ. Законодатель предусмотрел следующую логику исчисления
налога:
- выбор
объекта налогообложения (ст. 38 НК РФ);
- определение
налоговой базы (ст. ст. 53 и 54 НК РФ) исходя из выбранного объекта
налогообложения;
- исчисление
суммы налога (ст. 52 НК РФ) исходя из налоговой базы и налоговой ставки;
- возникновение
обязанности по уплате исчисленного налога (ст. 44 НК РФ) с момента
возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств,
предусматривающих уплату налога.
Статьей 11 НК РФ
установлено, что понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения»,
«налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины
законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в
соответствующих статьях НК.
В
настоящее время действуют пять ставок налога на добавленную стоимость. Три
ставки в размерах 0, 10 и 18% - основные и две ставки 10/110 и 18/118 -
расчетные.
Так же, в соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового
кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС
на установленные налоговые вычеты. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам
подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров
(работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации,
если они приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами
обложения НДС.
Данная норма налогового законодательства полностью
соответствует экономическому содержанию НДС и его отражению в методе косвенного
вычитания при расчете налога.
Налоговым периодом по налогу на добавленную
стоимость, согласно ст. 163 НК РФ, является квартал, по итогам которого
предоставляется декларация по НДС и уплачивается сам налог.
Суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям
по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения
этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа
каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая
уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего
за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно
в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев.
Таким
образом, данной работе были рассмотрены особенности определения налоговой базы
и уплаты налога НДС налогоплательщиками и налоговыми агентами.
1. Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон: [от 31.07.1998 №
146-ФЗ (ред. от 30.07.2010)] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. –
ст. 3824.
2. Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон: [от 05.05.2000 №
117-ФЗ (ред. от 27.07.2010)] // Собрание законодательства РФ. – 07 августа. -
2000. - № 32. – ст. 3340.
3. Гончаренко,
Л.И. Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути
решения: монография / ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2007. - С. 201.
4. Угрюмова,
А.В. Методика раздельного учета сумм входного НДС / А.В. Угрюмова // Налоги и
налогообложение. – 2010- № 7. – С. 19-22.
5. Филина,
Ф.Н. Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы. / Ф.Н.
Филина, И.А. Толмачев. - М: ГроссМедиа, 2008. - 361с.
Размещено
на
[1] Налоговый Кодекс
Российской Федерации (часть первая): федер. закон: [от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред.
от 30.07.2010)] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. – ст. 3824.
[2] Гончаренко, Л.И.
Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения: монография
/ ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
- С. 58.
[3] Налоговый Кодекс
Российской Федерации (часть вторая): федер. закон: [от 05.05.2000 № 117-ФЗ (ред.
от 27.07.2010)] // Собрание законодательства РФ. – 07 августа. - 2000. - № 32. –
ст. 3340.
[4] Филина, Ф.Н. Налог
на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы. / Ф.Н. Филина, И.А. Толмачев.
- М.: ГроссМедиа, 2008. - С. 218.
[5] Угрюмова, А.В. Методика
раздельного учета сумм входного НДС / А.В. Угрюмова // Налоги и налогообложение.
– 2010- № 7. – С. 19-22.
|