Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и совершенствование отраслей экономики
Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и совершенствование отраслей экономики
Расходы бюджетной системы
на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики
Главное назначение всех звеньев бюджетной
системы — финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы
власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных
расходов.
Расходы (инвестиции)
бюджета
– денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и
местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания
бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов — часть расходов
бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной
власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание
государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в
форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие
расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Во всех звеньях бюджетной системы текущие
расходы являются преобладающей частью.
Капитальные расходы
бюджетов
— часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную
деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в
действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в
соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Это средства, предоставляемые в качестве
бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального
(восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным
воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или
увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов
формируется бюджет развития.
В развитых странах значительная часть
научных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции в
науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь,
определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.
В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВП
и 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году – всего 0,4% ВВП, 2% федерального
и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов
бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем
постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее
время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь
5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной
базы.
Финансирование НИОКР за счет средств
бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления
научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение
выделения средств на эти цели.
При сохранении этих тенденций в дальнейшем
произойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативно
скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.
При формировании бюджетов органы
представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований,
методы финансирования государственных фондов научно-технической деятельности,
распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП),
федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными
научными фондами.
Основными получателями ассигнований
федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ,
Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных
фондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научные
заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы
на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке
научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных
журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских
судов для российских академий наук.
Отдельно в классификации целевых статей
выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных
направлений научно-технического прогресса.
Классификация видов расходов федерального
бюджета на науку предусматривает финансирование:
- федеральных целевых программ;
- конкурсного фонда индивидуальной
поддержки ведущих ученых и научных школ;
- создания компьютерных сетей связи и баз
данных фундаментальной науки и техники;
- НИОКР, выполняемых соисполнителями по
договорам в рамках федеральных программ;
- НИОКР, выполняемых научными
учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли;
- ремонта научно-исследовательских судов;
- естественных и технических наук;
- общественных наук;
- организации НИОКР в интересах
научно-технического прогресса.
Главный метод бюджетного финансирования
научной деятельности – сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда
творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата
управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной
организации содержит следующие основные разделы:
- свод расходов;
- расчет расходов на содержание аппарата
управления;
- расчеты производственных показателей;
- расчеты расходов по статьям затрат;
- распределение объема затрат по видам
работ, структурным подразделениям и темам.
Конкретными расходами сметы являются:
1)
оплата
труда (заработная плата, добавки, прочие денежные пособия);
2)
начисления
на фонд оплаты труда;
3)
приобретение
предметов снабжения и расходных материалов;
4)
командировки
и служебные разъезды;
5)
оплата
транспортных, коммунальных и других услуг;
6)
капитальные
расходы;
7)
содержание
служб безопасности органов государственной власти;
8)
субсидии
и текущие трансферты;
9)
прочие
расходы.
Значительные средства государство выделяет
на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и
финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:
- участие в международных исследованиях;
- международные научные и информационные
связи;
- НИОКР;
- проведение фундаментальных исследований;
- проведение прикладных исследований в
области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства. Архитектуры
и градостроительства;
- проведение медицинских исследований.
Кроме прямого бюджетного финансирования
государство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощью
различных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от
налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговые
льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.
Федеральные научно-технические программы,
приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет
средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке
долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы,
сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых
научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой
техники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ и
субъектов РФ имеют право устанавливать для государственных научных организаций
обязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.
Научные работы регионального значения
могут финансироваться из территориальных бюджетов, региональных фондов
поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет
средств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные и
научно-технические проекты, результаты которых предполагается использовать в других
регионах, могут полностью или в порядке долевого участия финансироваться за
счет средств федерального бюджета.
Расходы на экономические функции
составляют третью часть расходов бюджетов РФ: это все ассигнования бюджетов, за
исключением средств, используемых на финансирование традиционных
государственных функций и социальной сферы. По экономическому назначению
указанные расходы должны обеспечивать функционирование государственного
производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики.
Выражение «расходы на экономические функции» более правильное по сравнению с
часто встречающимися в экономической и статистической литературе выражениями
«расходы на экономическую поддержку промышленности», «расходы на экономические
нужды» или «расходы на народное хозяйство».
Расходы на экономические функции
осуществляются федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительная
доля: их средства направляются на содержание материальной части фондов,
инвестиционную деятельность на финансовом рынке.
Исходя из функциональной классификации
расходов бюджетов РФ в группу расходов на экономические функции следует
включить затраты на:
-промышленность, энергетику и
строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрану окружающей среды и природных
ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и
информатизацию;
- предупреждение и ликвидацию последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- обслуживание государственного долга;
- финансовую помощь бюджетам других
уровней;
- пополнение государственных запасов и
резервов;
- мобилизационную подготовку экономики;
- целевые бюджетные фонды
производственного назначения;
- прочие расходы.
В целом затраты можно разделить на две
группы:
1. Расходы на финансирование
государственного сектора – содержание и эксплуатация государственного имущества
(дороги, связь и т.д.). размеры и динамика данной группы определяются
особенностями социально-экономического положения государства, его историческим
развитием и другими факторами, т.е. чем больше госсектор, тем значительнее
расходы, и наоборот.
2. Расходы на экономическое регулирование
национальной экономики – это затраты: на экономическое реформирование;
управление курсом национальной валюты; обслуживание государственного долга;
покрытие дефицита бюджета; пополнение страховых запасов и резервов;
регулирование финансовой обеспеченности регионов и др. это наибольшая по объему
расходов группа, хотя и весьма непостоянная. Такие ее статьи, как облуживание
государственного долга, регулирование бюджетов территорий РФ, в значительной
степени обусловлены скорее не объективным, а субъективным, политическим характером.
Экономические расходы производятся как из
текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать
важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство
и инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечение
в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и
инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке
экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы,
особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме
государственных инвестиций страны пока небольшой.
Ассигнования из бюджета развития
осуществляются на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. К
важнейшим направлениям его использования относятся: производственные
капитальные вложения; закупка оборудования в счет иностранных кредитов;
финансовая поддержка экспорта; санация предприятий; выплаты по государственным
гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.
Средства бюджета развития идут на
финансирование:
- экспортно-ориентированных,
импортозамещающих и других инвестиционных проектов российских организаций;
- высокоэффективных инвестиционных
проектов;
- инвестиционных программ конверсии
оборонной промышленности;
- резервного фонда бюджета развития РФ под
ранее предоставленные государственные гарантии;
- прочих инвестиционных мероприятий.
Средства бюджета развития находятся под
контролем органов Федерального казначейства. Плата за пользование средствами,
предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в доход
федерального бюджета. За нецелевое использование средств предприятия уплачивают
штраф в размере, установленном законодательством. Средства из бюджета развития
предоставляются тем предприятиям, которые не имеют задолженности по ранее
выданным кредитам.
Финансирование объектов смешанного
инвестирования (за счет средств федерального бюджета, собственных и иных
источников) осуществляется в порядке, установленном для предоставления
бюджетных ассигнований. Оно может осуществляться как в прямых бюджетных
назначениях, так и посредством системы трансфертов и денежных кредитов.
Наибольшая эффективность и гибкость достигаются при кредитах и субсидиях.
Целесообразность экономических расходов
обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а
также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий
в условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненных
ценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержания
малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных
инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и
перераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальными
подразделениями страны.
Список литературы
1. Конституция Российской
Федерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
/// Российская газета, № 237, 25.12.1993
2. Бюджетный кодекс
Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
3. Бюджетная система
России: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-550 с.
4. Фетисов В.Д. Бюджетная
система российской Федерации: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-
367 с.
5. Вахрин П.И. бюджетная
система Российской Федерации: Учебник. – Москва: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2003.
6. Бюджетная система РФ:
Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. О.В. рублевской, М.В.Романовского. – Москва: Юрайт –
Издат.,2004.
|