Региональная инспекция Федеральной налоговой службы России как основное звено организации системы налоговых органов
Региональная инспекция Федеральной налоговой службы России как основное звено организации системы налоговых органов
Содержание
учебно-ознакомительной практики
Задание 1 Региональная инспекция Федеральной
налоговой службы РФ как основное звено организации системы налоговых органов
1.1 Районная инспекция ФНС как основное звено системы
налоговых органов: районные и межрайонные инспекции; специализированные инспекции
1.2 Структура районной инспекции и её значение
для организации налоговой работы. Задачи и функции отделов инспекции
1.3 Задачи, права и обязанности районной
инспекции
1.4 Методы контроля районной инспекции за
соблюдением законодательства о налогах и сборах; за правильностью исчисления и
своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками
1.5 Разъяснительная работа налоговой инспекции по
применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии
с ними нормативных актов
1.6. Выполнение контрольных функций налоговой
инспекции по соблюдению законодательства о налогах и сборах, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей в бюджеты и
внебюджетные фонды
Задание 2 Организация работы налогового инспектора
2.1 Должностная инструкция налогового инспектора.
Основные её разделы: права, обязанности, ответственность, требования к уровню
подготовки, квалификационные требования
2.2 Основные документы, регламентирующие
деятельность налогового инспектора: Правила внутреннего трудового распорядка
инспекции; Положение по обеспечению внутриобъектного режима; Инструкция об
организации делопроизводства
2.3 Выполнение контрольных функций налогового
инспектора: ведение единого государственного реестра налогоплательщиков;
контроль за правильностью расчетов и своевременностью уплаты налоговых
платежей; контроль за прохождением налоговых платежей через банки; контроль за
правильностью применения цен по совершенным налогоплательщиком сделкам
2.4 Работа налогового инспектора по сбору,
обработке и анализу информации: информация от налогоплательщиков, налоговых
агентов, банков и органов казначейства, органов власти и управления
Задание 1
Региональная инспекция Федеральной налоговой службы РФ как основное звено
организации системы налоговых органов
1.1
Районная инспекция ФНС как основное звено системы налоговых органов: районные и
межрайонные инспекции; специализированные инспекции
Налоговые
органы Российской Федерации – единая система контроля за соблюдением налогового
законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами,
установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за
соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в
компетенции налоговых органов.
Единая
централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его
территориальных органов.
В настоящее
время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области
налогов, является Федеральная налоговая служба.
Инспекция Федеральной
налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления,
инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является
территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную
систему налоговых органов.
Инспекция находится в
непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской
Федерации и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Инспекция имеет сокращенное
наименование: Межрайонная ИФНС России N 7 по Кировской области.
Инспекция является
территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и
за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов.
Инспекция осуществляет
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных
платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Инспекция в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов
Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми
актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,
принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим
Положением.
Инспекция осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными
фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Инспекция осуществляет
следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
Осуществляет контроль и
надзор за:
- соблюдением
законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных
платежей;
- фактическими объемами
производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции;
- осуществлением валютных
операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- соблюдением требований к
контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения,
а также полнотой учета выручки денежных средств;
- проведением лотерей, в том
числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
Осуществляет:
- государственную
регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- установку и пломбирование
на предприятиях и в организациях, осуществляющих производство спирта,
контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих
алкогольную продукцию, - приборов учета объемов этой продукции;
Регистрирует в установленном
порядке:
- договоры коммерческой
концессии;
- контрольно-кассовую
технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
Ведет в установленном
порядке:
- учет налогоплательщиков на
подведомственной территории;
- Единый государственный
реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков
(ЕГРН);
- учет (по каждому
налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и
фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
- представляет сведения,
содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- бесплатно информирует
налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и
сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их
заполнения;
- осуществляет в
установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и
штрафов;
- принимает в установленном
законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков
уплаты налогов, сборов и пеней;
- взыскивает в установленном
порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании
налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и
сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской
Федерации;
- представляет в
соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности
(банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или)
денежным обязательствам;
- осуществляет в
установленном порядке проверку деятельности юридических лиц и физических лиц в
установленной сфере деятельности;
- осуществляет функции
получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание
Инспекции и реализацию возложенных на нее функций;
- обеспечивает в пределах
своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую
тайну;
- организует прием граждан,
обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает
по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством
Российской Федерации срок;
- организует
профессиональную подготовку работников аппарата Инспекции, их переподготовку,
повышение квалификации и стажировку;
- осуществляет в
соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе
деятельности Инспекции;
- обеспечивает внедрение
информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств
автоматизации и компьютеризации работы Инспекции;
- проводит в установленном
порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции;
- осуществляет иные функции,
предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Инспекция с целью реализации
полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- запрашивать и получать
сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным
к установленной сфере деятельности;
- привлекать в установленном
порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности,
научные и иные организации, ученых и специалистов;
- давать юридическим и
физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере
деятельности;
- применять предусмотренные
законодательством Российской Федерации меры ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные
на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением
юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере
деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской
Федерации.
Инспекцию возглавляет
руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
руководителем ФНС России.
Руководитель Инспекции несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и
функций.
Руководитель Инспекции имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
руководителем Управления по представлению руководителя Инспекции.
Руководитель Инспекции:
-организует и осуществляет
на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью
Инспекции;
- распределяет обязанности
между своими заместителями;
- представляет на
утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее
содержание;
- утверждает в пределах
установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также
положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее
работников;
- издает приказы,
распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные
для исполнения всеми работниками Инспекции;
- назначает на должность и
освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;
- представляет в
установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной
работе за соответствующий отчетный период;
- решает в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы,
связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;
- привлекает в соответствии
с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности
работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти
нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Инспекция в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает
и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках
предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.
Финансирование расходов на
содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в
федеральном бюджете.
Инспекция является
юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати,
штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2 Структура
районной инспекции и её значение для организации налоговой работы. Задачи и
функции отделов инспекции
Налоговые органы составляют
единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и
сборов, и его территориальные органы.
Структура
Межрайонной налоговой инспекции состоит из 16 отделов:
1.Начальник
инспекции;
2.Отдел
общего и хозяйственного обеспечения. Занимается обеспечением налоговой
инспекции всем необходимым для работы;
3. Финансовый
отдел;
4. Отдел
кадрового обеспечения и безопасности - подбор кадров;
5.
Юридический отдел – юридические аспекты налогообложения;
6. Отдел
регистрации и учета налогоплательщиков;
7. Отдел
работы с налогоплательщиками – прием от налогоплательщиков заявлений, деклараций
и других документов;
8. Отдел
информационных технологий – компьютерное обеспечение;
9. Отдел
ввода и обработки данных;
10. Отдел
учета, отчетности и анализа;
11. Отдел
урегулирования задолженности;
12. Отдел
выездных проверок №1;
13. Отдел
налогового аудита;
14. Отдел
камеральных проверок №1;
15. Отдел
камеральных проверок №2;
16. Отдел
оперативного контроля.
1.3
Задачи, права и обязанности районной инспекции
1.Главными задачами
налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных
законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль,
осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации
и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов
валютного регулирования и другими законами.
2. Налоговые органы вправе:
1) требовать от
налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным
государственными органами и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также
пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые
проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) производить выемку
документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового
агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях,
когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании
письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов
или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и
перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных
случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции
по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках
и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) осматривать (обследовать)
любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с
содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения
производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить
инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения
инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается
Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов,
подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды),
расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а
также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа
налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру
(обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и
территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо
связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение
более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов
документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к
невозможности исчислить налоги;
8) требовать от
налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение
указанных требований;
9) взыскивать недоимки по
налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном
настоящим Кодексом;
10) контролировать
соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков
документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений)
налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;
12) привлекать для
проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие
значение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об
аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим
лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) создавать налоговые
посты в порядке, установленном настоящим Кодексом;
16) предъявлять в суды общей
юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании налоговых
санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
о признании недействительной
государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
о ликвидации организации
любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным
законодательством Российской Федерации;
о досрочном расторжении
договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
о взыскании задолженности по
налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные
фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми
(дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных
(преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета
последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги)
зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями,
являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами,
предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета
в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных
(преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);
в иных случаях,
предусмотренных налоговым кодексом.
Вышестоящие налоговые органы
вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия
указанных решений законодательству о налогах и сборах.
3. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать
законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за
соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном
порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать
(в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и
сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять
порядок их заполнения;
5) осуществлять возврат или
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в
порядке, предусмотренном налоговым кодексом;
6) соблюдать налоговую
тайну;
7) направлять
налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения
налогового органа, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом,
налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора;
Налоговые органы несут также
другие обязанности, предусмотренные налоговым кодексом и иными федеральными
законами.
Налоговые органы при
выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения
законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны
в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить
материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела.
1.4 Методы
контроля районной инспекции за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов
налогоплательщиками
1. Участие свидетеля.
В качестве свидетеля для дачи
показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления
налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Не могут допрашиваться в
качестве свидетеля:
-лица, которые в силу
малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны
правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления
налогового контроля;
- лица, которые получили
информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с
исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения
относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Физическое лицо вправе
отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
Показания свидетеля могут
быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости,
инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению
должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Перед получением показаний
должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности
за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных
показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью
свидетеля.
2. Доступ должностных лиц
налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой
проверки
Доступ на территорию или в
помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных
лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку,
осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения
руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной
налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового
агента.
Должностные лица налоговых
органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить
осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности
территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения
для определения соответствия фактических данных об указанных объектах
документальным данным, представленным налогоплательщиком.
При воспрепятствовании
доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на
указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) руководителем
проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и
налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно
определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у
него данных о налогоплательщике или по аналогии.
При отказе налогоплательщика
подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Доступ должностных лиц
налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или
против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных
федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.
3. Осмотр
Должностное лицо налогового
органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения
обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр
территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится
налоговая проверка, документов и предметов.
Осмотр документов и
предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и
предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее
произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии
владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Осмотр производится в
присутствии понятых.
При проведении осмотра
вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая
проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при
осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с
документов или другие действия.
О производстве осмотра
составляется протокол.
4. Истребование документов
Должностное лицо налогового
органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого
налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для
проверки документы.
Лицо, которому адресовано
требование о представлении документов, обязано направить или выдать их
налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в
виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при
проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные
сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность,
предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
В случае такого отказа
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит
выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 налогового
кодекса.
5. Выемка документов и
предметов
Выемка документов и
предметов производится на основании мотивированного постановления должностного
лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Указанное постановление подлежит
утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового
органа.
Не допускается производство
выемки документов и предметов в ночное время.
Выемка документов и
предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка
документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки
приглашается специалист.
До начала выемки должностное
лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и
разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового
органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов,
добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
При отказе лица, у которого
производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться
подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа
вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых
необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Не подлежат изъятию
документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
О производстве выемки,
изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований,
предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
Изъятые документы и предметы
перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях
с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков
предметов, а по возможности - стоимости предметов.
В тех случаях, когда для проведения
контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков
и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники
документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо
налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном
настоящей статьей.
При изъятии таких документов
с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового
органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности
изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов
налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение
пяти дней после изъятия.
Все изымаемые документы и
предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве
выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Копия протокола о выемке
документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого
эти документы и предметы были изъяты.
6. Экспертиза.
В необходимых случаях для
участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля,
в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе
может быть привлечен эксперт.
Вопросы, поставленные перед
экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний
эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной
основе.
Экспертиза назначается
постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную
налоговую проверку.
В постановлении указываются
основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование
организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы,
поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение
эксперта.
Эксперт вправе знакомиться с
материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства
о предоставлении ему дополнительных материалов.
Эксперт может отказаться от
дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или
если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Должностное лицо налогового
органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано
ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права,
предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол.
При назначении и
производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении
эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить
дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с
разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и
давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением
эксперта.
Эксперт дает заключение в
письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные
им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на
поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит
имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были
поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое
заключение.
Заключение эксперта или его
сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу,
которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить
о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или
повторной экспертизы.
Дополнительная экспертиза
назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается
тому же или другому эксперту.
Повторная экспертиза
назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его
правильности и поручается другому эксперту.
7. Привлечение специалиста
для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
В необходимых случаях для
участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля,
в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе
может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками,
не заинтересованный в исходе дела.
Привлечение лица в качестве
специалиста осуществляется на договорной основе.
Участие лица в качестве
специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как
свидетеля.
8. Участие переводчика
В необходимых случаях для
участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе
может быть привлечен переводчик.
Переводчиком является не
заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого
необходимо для перевода.
Переводчик обязан явиться по
вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить
порученный ему перевод.
Переводчик предупреждается
об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо
заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая
удостоверяется подписью переводчика.
9. Участие понятых
При проведении действий по
осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, вызываются понятые.
Понятые вызываются в
количестве не менее двух человек.
В качестве понятых могут
быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.
Не допускается участие в
качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
Понятые обязаны удостоверить
в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их
присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания,
которые подлежат внесению в протокол.
1.5 Разъяснительная работа
налоговой инспекции по применению законодательства о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с ними нормативных актов
Налоговые органы в своей
деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым
кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим
Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми
в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
1. Организация приема
налогоплательщиков.
1.1. Организация приема
налогоплательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени в
соответствии с Приказом МНС России от 29.10.2003 N БГ-3-27/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России".
1.2. Для организации
ежедневного приема налогоплательщиков рекомендуется использовать принцип
сменности. Начальник отдела работы с налогоплательщиками в зависимости от
ситуации перераспределяет в течение дня количество должностных лиц,
осуществляющих прием налогоплательщиков.
1.3. Прием
налогоплательщиков рекомендуется осуществлять в специально выделенных для этих
целей залах обслуживания налогоплательщиков, кабинетах (далее - операционных
залах).
1.4. Для повышения
профессионального уровня сотрудников отдела необходимо предусмотреть
еженедельно 2 часа на проведение учебы в любой день недели (за исключением
пятницы). День проведения учебы должен быть утвержден распорядительным
документом по инспекции ФНС России. Во время учебы прием налогоплательщиков не
прекращается.
1.5. При осуществлении
приема налогоплательщиков прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору
по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д.
недопустимо.
1.6. Налогоплательщиков
необходимо обеспечить информацией о фамилии, имени, отчестве и должности
сотрудника отдела работы с налогоплательщиками. Для этого сотрудники отдела
работы с налогоплательщиками обеспечиваются личными идентификационными
карточками и (или) настольными табличками.
1.7. Должностные лица отдела
работы с налогоплательщиками должны корректно и внимательно относиться к
налогоплательщикам, их уполномоченным представителям и иным участникам
налоговых правоотношений, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное
отношение к налоговым органам.
2. Организация приема,
регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками
2.1. Прием и регистрация
налоговых деклараций, деклараций (расчетов) по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование (далее - налоговых деклараций),
бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления
и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему
Российской Федерации
Страницы: 1, 2
|