бесплатные рефераты

Роль финансов в реализации национальных проектов

Роль финансов в реализации национальных проектов

Администрация городского округа Самара

Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский муниципальный институт управления»

Кафедра Экономики











Курсовая работа по дисциплине

«Финансы»

Тема: «Роль финансов в реализации национальных проектов»





Студент Говорухина Д.А.

Группа 581-В

Преподаватель

Сигова Е.М.





Самара 2009

Содержание

Введение

1. Национальные проекты как важнейший инструмент реализации государственной финансовой политики.

2. Анализ реализации национальных проектов.

3. Перспективы развития приоритетных национальных проектов.

Заключение

Список литературы


Введение

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.

В 2005 году В.Путиным было принято решение организовать обширное и долгосрочное мероприятие под названием «приоритетные национальные проекты». В это понятие входит долгосрочное развитие образования, науки, сельского хозяйства, строительство доступного населению жилья, развитие медицинского обслуживания и многое другое.

Развитие этих сфер предполагает их активное финансирование со стороны государства, т.к. сами по себе они не могут обеспечить устойчивое стабильное функционирование, поэтому очень важным является вопрос об определении места и роли финансов в реализации национальных проектов.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления, а в данном случае реализация национальных проектов формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность действующих национальных проектов;

- рассмотреть показатели финансирования национальных проектов в федеральном бюджете РФ;



1. Национальные проекты как важнейший инструмент реализации государственной финансовой политики

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются: (1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; (2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; (3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.[1]

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти.

5 сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент и руководителей регионов.

Из выступления В.Путина:

«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

И вот, возможно, ключевая цитата:

«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России».[2]

Итак, что такое национальный проект или, иначе говоря, какой проект может быть назван национальным? Ответ на этот вопрос содержится в самом определении проекта, как национального.

С одной стороны такое определение говорит, что проект прямо и непосредственно затрагивает, отвечает интересам не той или иной группы, социальной страты или класса, а осуществляется в общенациональных интересах, в интересах всего государственно-организованного социума (нации) и его плодами, так или иначе, воспользуются все граждане.

С другой – и это вытекает из предыдущего – осуществление, реализация такого проекта потребует того или иного участия в нем также всех членов данного общества.

При каких обстоятельствах, выдвигаются такого рода проекты? Ответ на этот вопрос можно найти, как в отечественном, так и зарубежном историческом опыте удачных и неудачных постановок и реализации национальных проектов.

Все проекты выдвигались в условиях, когда сохранение оптимистической исторической перспективы для данного общества требовало его (общества) качественного преобразования. Иначе говоря, когда заканчивался один цикл развития общества, начиналась нисходящая траектория волны его развития и перед обществом вставала дилемма: либо качественно преобразоваться для перехода в новый цикл, начало восходящей траектории новой волны, либо, дойдя до конца нисходящей траектории, исчезнуть с исторической арены, как исчезают волны, достигшие своего предела – твердого берега – и выдвигались национальные проекты.

С другой стороны, было необходимо наличие общенационального доверия к власти, выдвинувшей эти проекты.

Как можно оценить российские национальные проекты по выдвинутым критериям? Первый вопрос: нуждается ли сегодня Россия в общенациональных проектах? Действительно, абсолютно ясно, что состояние российского общества сложившееся на рубеже XX и XXI веков, траектория его социально-экономической эволюции (не путать с темпами экономического роста) исключало сколько-нибудь оптимистический вариант его исторического будущего. Базовой, фундаментальной причиной этого явилась та система общественно-экономических отношений, которая сложилась после краха советской системы.

Вопрос первый: как в сложившейся ситуации изменить сложившуюся траекторию эволюции российского общества? Общенациональные проекты, как показывает исторический опыт – эффективный механизм таких изменений. Таким образом, следует, если не приветствовать, то с удовлетворением можно отметить плодотворность выдвижения национальных проектов высшей государственной властью России.

Второй вопрос: отвечают ли выдвинутые национальные проекты своему социально-экономическому и историческому назначению?

В этой связи, необходимо определить, что в настоящее время является для России критическим общенациональным интересом. В принципе базовым общенациональным интересом является сохранение самого общества, как определенной исторической целостности. В условиях сложившихся форм и механизмов глобализации эта задача сохранение национально-государственной идентичности осознается всеми государствами особенно остро.

Под этим углом зрения обратимся к содержанию нынешних национальных проектов.

1) Создание системы качественного и доступного образования;

2) Создание системы качественного и доступного здравоохранения;

3) Обеспечение доступного для населения жилья;

4) Развитие агропромышленного комплекса.

Выдвинутые проекты в данных конкретных условиях, сложившихся в России, полностью отвечают тем требованиям, которые позволяют определить их, как национальные.

Действительно, что в первую очередь надо человеку.

Первое. Человек должен быть сыт, обут и одет (агропромышленный комплекс);

Второе. Человек должен иметь крышу над головой (доступное жилье);

Третье. Человек должен быть здоровым (за что пьем? – развитие здравоохранения);

Четвертое. Человек хочет дать образование детям, что особенно актуально в век экономики, основанной на знании» (развитие сферы образования).

Таким образом, выдвинутые проекты, оптимально соответствуют своему национальному статусу.

Во-первых, они прямо и непосредственно затрагивают наиболее актуальные интересы основной массы населения России. При этом в реализации этих интересов объективно заинтересованы и имущественные классы, т.к. в этом случае им в гораздо большей степени гарантирована социальная стабильность, чем при сохранении и развитии сложившейся ситуации в данной сфере.

Во-вторых, реализация этих проектов ведет к развитию человеческого потенциала России, что является главным условием становления ее в качестве конкурентоспособной державы.

В-третьих, эти проекты потенциально содержат в себе мультипликационные эффекты устойчивого экономического роста, основанного на инновационных факторах и развития внутреннего рынка.

В-четвертых, реализация этих проектов послужит материальной базой восстановления необходимого уровня доверия основной массы населения к власти. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этих проектов явится огромным шагом к восстановлению статуса России в качестве одного из полюсов роста современного мира.[3]

К 2005 году для решения заявленных задач сложились благоприятные условия.

Во-первых, у государства есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.

Во-вторых, укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов.

В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно – еще и на два последующих. Например, в конце 2005 года бюджетные параметры определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются – растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.

В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.

Для обеспечения координации усилий всех участников проектов создан Совет во главе с Президентом. В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, эксперты.

Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики.

Рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации.

Проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию. Согласно информации сайта «Приоритетные национальные проекты» www.rost.ru, основными документами, регламентирующими реализацию ПНП, являются решения Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (далее – Совет), который в соответствии с Положением, утверждённым Указом Президента РФ от 21.10.2005 № 1226 является совещательным органом при Президенте РФ.

2. Анализ реализации национальных проектов

Национальный проект «Образование» — программа по повышению качества образования.

Основные направления проекта

·    Стимулирование инноваций в сфере образования

·    Подключение школ к интернету

·    Поддержка талантливой молодёжи

·    Организация начального профессионального образования для военнослужащих

·    Организация сети национальных университетов и бизнес-школ

·    Дополнительные выплаты за классное руководство

·    Поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.)

·    Поставка школьных автобусов в сельскую местность

·    Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием

Приоритетный национальный проект «Образование» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006-2009 годах из федерального бюджета выделено 126,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году –29,28 млрд. рублей, в 2007 году – 48,88 млрд. рублей в 2008 году – 45,36 млрд. рублей).

За время реализации проекта оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям НПО и СПО, внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета и две бизнес-школы, свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения – ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета).

В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, за время реализации которых в общеобразовательных учреждениях введено нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новые системы оплаты труда, финансово-хозяйственную самостоятельность, созданы механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

В 14 регионах реализуются проекты, направленные на совершенствование системы школьного питания.

В результате улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся), выросла доля учителей (около 45%), хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, увеличилась на 10% доля студентов, участвующих в научной работе; в 2 раза возросли объемы выполнения вузами НИОКР за счет внебюджетных средств, активизировалась деятельность субъектов Российской Федерации и местных органов власти по развитию образования, отработаны эффективные организационно-финансовые и проектные механизмы управления, разработана современная модель образования.

Программа реализации приоритетного национального проекта «Здоровье

Цели проекта

·    Укрепление здоровья граждан

·    Повышение доступности и качества медицинской помощи

·    Развитие первичной медицинской помощи

·    Возрождение профилактического направления в здравоохранении

·    Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

·    подготовка и переподготовка врачей общей практики

·    повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

·    укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

·    повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

·    строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006-2007 годах направлено более 363,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году –79,0 млрд. рублей, в 2007 году – 103,2 млрд. рублей).

За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь. Были направлены средства федерального бюджета на увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи.

В результате, средняя заработная плата в отрасли возросла до 10385 рублей, дополнительно к текущей образовательной деятельности в сфере здравоохранения повысили свою профессиональную квалификацию более 26 тысяч врачей первичного звена.

В десять тысяч лечебно-профилактических учреждений первичного звена поставлено более 42 тыс. единиц диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и эндоскопического), что позволило сократить время ожидания диагностических обследований до 3 дней. Около половины этих учреждений получили такие виды оборудования впервые.

Существенно (на 70%) обновлен автомобильный парк службы скорой медицинской помощи, поставлено более 13 тыс. оснащенных специальным медицинским оборудованием машин, в результате уменьшилось время ожидания прибытия бригад скорой медицинской помощи с 35 минут до 25 минут.

Широко организованная информационная работа со смещением акцентов на разъяснительный аспект позволила донести до населения важность и необходимость участия в таких мероприятиях, как диспансеризация и вакцинопрофилактика.

Высокий уровень охвата населения профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш и гепатит В), а заболеваемость гриппом расценивается как неэпидемическая.

Благодаря проекту обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью выросла более чем в 4 раза. При этом изменения в ее оказании коснулись не только федеральных центров, но и региональных медицинских учреждений, что позволило сделать ее более доступной по месту жительства. В рамках проекта началось строительство 14 федеральных центров высоких медицинских технологий.

В результате принятых мер коэффициент естественной убыли населения снизился с 5,9 в 2005 году до 2,7 за 10 месяцев 2008 года, а ожидаемая продолжительность жизни в 2007 году достигла 67,5 лет, что на 2,2 года больше, чем в 2005 году.

Программа реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Задачи в отношении жилищной политики:

·    увеличение объёма жилищного строительства;

·    выделение средств из бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;

·    завершение формирования нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг;

·    разработка механизма субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию с предоставлением ему серьёзных государственных гарантий;

·    обеспечение полноценного функционирования накопительной ипотечной системы для решения жилищных проблем военнослужащих;

·    значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей, помощь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе;

·    исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооружённых конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта израсходовано 237 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии в объеме 26,5 млрд. рублей.

За время реализации проекта повысилась доступность приобретения стандартного жилья за счет собственных и заемных средств граждан. Доля семей, имеющих эту возможность, возросла до 18%. В 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам, которые составили около 550 млрд. рублей, а 445 тыс. семей оформили ипотечные кредиты. В период с 2006 по 2008 год средневзвешенная процентная ставка по кредитам устойчиво снижалась и достигла 12,5% и 10,8% в рублях и иностранной валюте соответственно. Годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40% и составил свыше 60 млн. кв. метров в год. Обеспечено жильем 82 тыс. молодых семей, 30 тыс. молодых семей получили государственные жилищные сертификаты с помощью государственной поддержки. Созданы и начали функционировать государственные институты развития – Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и повышена эффективность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Основной задачей этих институтов является создание условий для обеспечения доступности жилья и комфортного проживания гражданам России.

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»

Цели проекта

·    Развитие сельской кредитной кооперации

·    Развитие лизинга

·    Развитие животноводства и земледелия

На реализацию проекта израсходовано 110 млрд. рублей

Принятые в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в сельском хозяйстве, в том числе реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», позволили сформировать тенденцию роста производства сельскохозяйственной продукции, которая сохраняется и в текущем году.

При реализации Госпрограммы применяется программно-целевой подход, обе-спечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и дости-жением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регио-нов.

Цели Госпрограммы

1.     Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

2.     Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

3.     Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Реализация Госпрограммы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется по пяти основным направлениям.

Основные направления реализации Госпрограммы

1.     Устойчивое развитие сельских территорий.

2.     Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.

3.     Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

4.     Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

5.     Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.[4]

На основе данных Счетной палаты РФ составим таблицу Финансирования национальных проектов[5]


Таблица. Финансирование Национальных проектов, млрд. руб


2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

план

факт

план

факт

план

план

план

план

План

здоровье

71,482

60,892

114,66

87,839

85,9

149,1

158,4

174,4

194,8

образование

29,29

25,096

52,805

51,707

42,8

31,75

41,5

43

40,1

доступное комфортное жилье

33,766

22,152

65,776

46,065

65,6

332,8

116,6

60,7

61,4

АПК

20,9

17,839

32,778

32,777

31,1

25,4

н/д

н/д

н/д

ИТОГО

155,4

125,98

266

218,39

229,4

539,05

316,5

278,1

296,3


Кассовое исполнение расходов по всем проектам в 2006 году составило 81%, в 2007 – 82%.

Мониторинг Счетной палаты хода реализации национального проекта в 2007 году показал

Низкий уровень исполнения расходов ПНП «Здоровье связан с несвоевременным завершением формирования нормативной правовой базы, поздним проведении конкурсных торгов, перераспределением бюджетных назначений на второе полугодие 2007 года, расширением перечня центров высоких медицинских технологий, уточнением проектно-сметной документации по ним и недопоставками строительных модулей для строящихся центров иностранными поставщиками.

В связи с поздним утверждением квот на высокотехнологичную медицинскую помощь на II - IV кварталы 2007 года до федеральных учреждений здравоохранения несвоевременно доводились государственные задания по оказанию указанной медицинской помощи, а до субъектов Российской Федерации также информация о выделенных квотах, что значительно затрудняло работу органов управления здравоохранением и ограничивало возможность больных в своевременном получении медицинской помощи.

Кроме того, при планировании по регионам квоты недостаточно увязаны с заявками регионов, численностью населения, нуждающегося в высокотехнологичной медицинской помощи. В связи с этим в ряде субъектов Российской Федерации квоты не были использованы в полном объеме. При этом сроки ожидания на госпитализацию в федеральные центры, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь по отдельным профилям, сохраняются от 1 до 10 месяцев.

Проверка полноты поступления, целевого и эффективного использования средств, выделенных на финансирование централизованных закупок медицинского оборудования, в части укрепления диагностической службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы службы скорой медицинской помощи в Росздраве показала, что Росздравом не осуществлялся должный контроль исполнения поставщиками условий по заключенным государственным контрактам, нарушался график поставок диагностического оборудования и санитарного автотранспорта, что препятствовало его своевременному вводу в эксплуатацию и, следовательно, эффективному использованию. Отмечались факты поставок оборудования и санитарного транспорта с заводскими дефектами, не в полной комплектации. При этом Росздравом не применялось предусмотренное условиями государственных контрактов право осуществлять на заводе-изготовителе инспектирование производства оборудования, а также выборочную проверку качества поставляемого оборудования.

В связи с поздним принятием Правительством Российской Федерации Правил финансирования в 2007 году расходов на проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, средства федерального бюджета, выделенные на реализацию указанного проекта, использованы в 2007 году только на 52,1 %.

В связи с поздним принятием Порядка предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) субсидий бюджетам территориальных ФОМС на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, расходы ФОМС на указанные цели в 2007 году составили 2 529,4 млн. рублей, или 63,2 % годовых бюджетных назначений ФОМС.

Следует отметить, что при определении объема средств на реализацию установленных целей ПНП «Здоровье» не выработаны четкие критерии, показатели и не определена методика эффективности решения поставленных задач.

В 2007 году имели место неукомплектованность кадрами учреждений здравоохранения, изношенность основных фондов медицинских учреждений, сложности с ремонтом высокотехнологичного оборудования, низкое качество медицинского обслуживания населения.

В отчетном году в стоимость родового сертификата была включена оплата услуг по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Стоимость родового сертификата увеличилась до 10 тыс. рублей против 7 тыс. рублей в 2006 году. В результате расходы Фонда социального страхования (далее - ФСС) на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни, составили 13 545,1 млн. рублей, или 93,4 % показателя, утвержденного бюджетом ФСС. Неполное освоение средств по указанному направлению обусловлено снижением на 5 % численности женщин, обратившихся за родовыми сертификатами, по сравнению с плановым показателем.

В связи с принятием постановлений Правительства Российской Федерации № 1012 и № 1013 только 29 декабря 2007 года не были использованы средства федерального бюджета, предусмотренные на снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, в общем объеме 2 350,1 млн. рублей. Низкий уровень исполнения расходов ПНП «Образование» связан со следующими факторами. В 2007 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство составили 10 595,6 млн. рублей, или 92,7 % годовых бюджетных назначений. Неосвоенными остались 832,3 млн. рублей (в 2006 году - 920 млн. рублей).

Отсутствие в Рособразовании достоверной информации о численности классных руководителей в субъектах Российской Федерации привело к избыточному выделению субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство.

По ряду мероприятиям ПНП отмечен низкий уровень исполнения расходов и отмечены нарушения.

Так, в 2007 году расходы на начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составили только 45,5 млн. рублей, или 18,2 % годовых бюджетных назначений, что связано с отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих порядок возмещения расходов по обучению в высших учебных заведениях военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Неполное освоение расходов на внедрение современных образовательных технологий в объеме 35 млн. рублей допущено из-за уменьшения количества образовательных учреждений, подключаемых к сети «Интернет», - с 34 940 до 34 322, а также отсутствия достаточного времени для размещения государственного заказа по распоряжению Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1447-р.

В течение 2007 года исполнение расходов на ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» по отдельным подпрограммам осуществлялось неравномерно и не в полном объеме. Это связано со сроками проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации и погашением жилищных сертификатов, выданных в 2006 году.

Значительный объем неиспользованных бюджетных средств в 2007 году отмечался по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы - 13 329,9 млн. рублей, или 35,7 % годовых бюджетных назначений. Это обусловлено сроком действия ГЖС (9 месяцев) и необходимостью погашения ГЖС, срок действия которых переходит на следующий финансовый год.

В 2007 году неосвоенными остались бюджетные средства в размере 5 383,1 млн. рублей, или 97,9 % годовых бюджетных назначений, по подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». В ходе реализации указанной подпрограммы отмечались сложности, связанные с отсутствием инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор; недостаточным количеством земельных участков, выделяемых под жилищную застройку; незавершенностью работ в муниципальных образованиях по уточнению генеральных планов, определяющих границы территорий населенных пунктов и площадки под жилищное строительство.

В ходе реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» отдельные субъекты Российской Федерации не обеспечили необходимый размер долевого участия в софинансировании расходов (25 - 30 %) и отказались от участия в подпрограмме. В 2007 году исполнение расходов на реализацию указанной подпрограммы составило 2 350,1 млн. рублей, или 70,5 % годовых бюджетных назначений.

Счетная палата по-прежнему считает, что успешное продвижение ПНП напрямую связано с реальным развитием и подъемом промышленности строительных материалов и стройиндустрии, цементной промышленности и комплексным решением других вопросов обеспечения жильем граждан России. Из отчетных данных Минсельхоза России следует, что из 13 установленных целевых показателей в ходе реализации ПНП «Развитие АПК» 10 было достигнуто. В то же время, несмотря на выполнение и перевыполнение ряда целевых показателей, основополагающие цели ПНП «Развитие АПК» не достигнуты.

В ходе реализации мероприятий ПНП по направлению «Ускоренное развитие животноводства» не удалось сохранить поголовье крупного рогатого скота на уровне 2005 года.

В 2007 году не удалось приостановить процесс снижения производства мяса крупного рогатого скота. Основной прирост производства мяса был получен в 2007 году за счет свинины и птицы.

Не достигнут один из основных целевых показателей ПНП - увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий на 4,5 % к уровню 2005 года. В 2007 году было произведено 32,2 млн. тонн, то есть увеличение производства молока составило только 3,3 % к уровню 2005 года.

В 2007 году обязательства, принятые в соответствии с соглашениями по увеличению объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянско-фермерскими хозяйствами и личными подсобным хозяйствам, не выполнили 39 субъектов Российской Федерации.

Следует отметить неблагоприятные факторы, влияющие на ход реализации ПНП «Развитие АПК»: рост импорта сельскохозяйственной продукции; опережающий рост цен на промышленную продукцию, особенно на энергоресурсы, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию; дефицит кадров в сельскохозяйственном производстве, прежде всего молодых специалистов; недостаток отечественных высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных, в связи с чем большинство субъектов Российской Федерации являются импортерами племенного скота.[6]

Что, касается пробелов в законодательной базе. На сегодняшний день российское законодательство не содержит определения такого понятия, как «приоритетный национальный проект». Последние изменения, внесённые в Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ), также не затронули тему ПНП. В Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» отдельные коды для учёта средств, направляемых в рамках финансирования ПНП, отсутствуют, в федеральных законах о федеральном бюджете не указан хотя бы даже общий объём средств, направляемый на реализацию каждого проекта[7]

Таким образом, следует сделать вывод, что основными проблемами по исполнению бюджета, предназначенного на исполнение ПНП являются

Субъективные факторы

1.     Недостаточное формирование нормативной базы

2.     Несогласованность выделенных средств с реальными нуждами регионов

3.     Отсутствие должного контроля исполнения поставщиками условий по заключенным государственным контрактам

4.     Позднее принятие решений по финансированию различных сфер

5.     Не выработаны четкие критерии, показатели и не определена методика эффективности решения поставленных задач

Объективным фактором является рост импорта сельскохозяйственной продукции; опережающий рост цен на промышленную продукцию, особенно на энергоресурсы, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию; дефицит кадров в сельскохозяйственном производстве, прежде всего молодых специалистов; недостаток отечественных высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных, в связи с чем большинство субъектов Российской Федерации являются импортерами племенного скота


3. Перспективы развития приоритетных национальных проектов

Национальный проект «Образование»

На реализацию проекта в 2009-2012 годах в федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусмотрено 73,8 млрд. рублей (в том числе в 2009 году – 31,8 млрд. рублей, в 2010 году – 21,0 млрд. рублей, в 2011 году – 21,0 млрд. рублей).

Целевые показатели Проекта до 2012 года

Повышение качества и доступности образования для всех категорий граждан:

-            прирост не менее чем на 20% доли граждан, удовлетворенных условиями предоставления и результатами полученного образования;

-            увеличение на 50% доли учащихся основных и старших школ, обучающихся в современных условиях (до 90%);

-            увеличение в 2 раза доли граждан, ежегодно повышающих квалификацию (до среднеевропейского уровня 40%);

-            предоставление всем детям-инвалидам широких возможностей получения качественного образования.

-            отработка эффективных моделей дошкольного образования;

-            переход к современным технологиям организации школьного питания;

-            развитие систем дистанционного образования, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов;

-            комплексное применение эффективных организационно-финансовых механизмов развития образования.

Национальный проект «Здоровье».

На реализацию проекта в федеральном бюджете на 2010 и 2011 годов запланировано 420,9 млрд. рублей (в том числе в 2010 году – 136,6 млрд. рублей, в 2011 году – 135,1 млрд. рублей).

Программа реализации проекта предусматривает продолжение мероприятий проекта в рамках существующих направлений:

Причем средства для начала реализации первых двух новых мероприятий предусмотрены уже в 2009 году.

Кроме того, планируется начать реализацию проекта по новому направлению, связанному с формированием здорового образа жизни у населения Российской Федерации.

Целевые показатели проекта до 2012 года

-    развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

-    повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

-    совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовый сертификат».

-    совершенствование организации онкологической помощи населению;

-    обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, проведение профилактических мероприятий;

-    совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху;

-    диспансеризация детей-подростков в 2011-2012 годах;

-    пренатальная диагностика (обследование беременных женщин на наследственные заболевания).

o   снижение смертности:

-    от всех причин – до 11,9 на 1000 населения;

-    от болезней системы кровообращения – до 750 на 100 тыс. человек населения;

-    от внешних причин – до 120 на 100 тыс. человек населения, в том числе от транспортных травм – до 17,5 на 100 тыс. человек населения;

o   снижение младенческой смертности – до 8,3 на 1 000 родившихся живыми;

o   снижение материнской смертности – до 19,5 на 100 тыс. родившихся живыми;

o   увеличение рождаемости до 13,5 на 1 000 человек;

o   увеличение средней продолжительности жизни больных с хронической патологией после установления заболевания до 14,7 лет;

o   увеличение ожидаемой продолжительность жизни до 69 лет.

Национальный проект «Доступное и комфортно жилье»

На реализацию проекта в федеральном бюджете на 2010 и 2011 годов запланировано 177,3 млрд. рублей (в том числе в 2010 году – 116,6 млрд. рублей, в 2011 году – 60,7 млрд. рублей).

В составе ПНП также учтены расходы на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов в объеме по 3 500,0 млн. рублей ежегодно до 2015 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России

(2010 – 2015 годы)» и на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов в 2009 году в объеме

6 284,0 млн. рублей, в 2010 году – 6 712,0 млн. рублей, в 2011 году – 7 081,2 млн. рублей. В

Основными направлениями в сфере жилищной политики являются следующие

- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;

- увеличение объемов долгосрочного жилищного кредитования граждан.

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»

Основными направлениями являются следующие

 - стимулирование развития малых форм агробизнеса;

- развитие сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств. [8]

Устранение «пробела» в законодательстве. Этому могло бы способствовать утверждение в Бюджетном кодексе РФ базовых норм, определяющих понятия «приоритетный национальный проект», «целевая программа» и принятие в форме постановления Правительства РФ Порядка разработки и реализации приоритетных национальных проектов, аналогичного Порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.[9]



Заключение

Подводя итоги и оценивая реализованные за этот период в рамках ПНП мероприятия, хочется согласиться с президентом Д.Медведевым в том, что выдвижение самой идеи национальных проектов является очевидным и бесспорным важным шагом страны к осознанию и обсуждению новой стратегии для России - стратегии развития. Начало на этом важном направлении было положено Президентом России В.Путиным, выдвинувшим и обосновавшим задачу реализации приоритетных проектов в сфере образования, здравоохранения, аграрно-промышленного комплекса и жилищного строительства. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

Проанализировав реализацию национальных проектов, видно, что работа ведется по многим направлениям. Но достигнутые результаты в масштабах всей страны достаточно малы, это и понятно ведь проблемы социальной сферы копились более 10 лет, наивно предполагать, что сложившиеся системные диспропорции можно безболезненно решить за 1–2 года. Кроме того, существуют и другие факторы, такие как отсутствие нормативной базы, несогласованность действий между регионами и центром, отсутствие должного контроля

Таким образом, исходя из определения финансов, определим роль финансов в развитии национальных проектов. Национальные проекты финансируются из бюджетов разных уровней, направлены на повышение качества жизни народа. Контрольная функция финансов позволяет отследить выполнение расходов выделенных средств, определить эффективность расходования средств и причины недоиспользования бюджетных средств

Список литературы

1.  Конституция РФ от 12.12.1993

2.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. Часть вторая от 22 декабря 1995г.

4.  Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ

5.  Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 03 декабря 2006 г. № 228-ФЗ

6.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 264 О развитии сельского хозяйства

7.  Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ

8.  Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 67-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»

9.  Федеральный закон от 30 декабря 2008 №323-ФЗ О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в 2009 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

10.  Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 № 1049 Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

11.  Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 года № 1226 О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов

12.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 мая 2007 года № 360 О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 года № 296 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и правил финансирования в 2007 году пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения»

13.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. № 83ан О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №1013 «О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях».

14.  Выступление В.В. Путина 5 октября 2005 года

15.  Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2007 год».

16.  Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2008 год».

17.  Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2009-20012 гг»..

18.  Ковалев В.В.Финансы: М.:Проспект.2004

19.  Официальный сайт «Приоритетные национальные проекты» #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Ковалев В.В. Финансы М.:Проспект.2004 с70

[2] Официальный сайт «Приоритетные национальные проекты #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Экспертный канал «Открытая экономика» Статья  #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Полная таблица по направлению, основным мероприятиям и параметрам приоритетных национальных проектов в Приложении 1

8.Официальный сайт счетной палаты РФ www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Zakluchenia/ACH_ZAKL200901282035/ACH_ZAKL200901282035_p_006.htm,

#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Официальный сайт счетной палаты РФ #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Журнал «Финансы» № 9, 2007 г #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Экспертный канал «Открытая экономика» Статья  #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Журнал «Финансы» № 9, 2007 г http://gossector.narod.ru/text/budget20.htm


© 2010 РЕФЕРАТЫ