Роль кредита в процессе воспроизводства
Роль кредита в процессе воспроизводства
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУВПО «Пермская государственная Сельскохозяйственная академия имени академика
Д. Н.Прянишникова»
Кафедра финансов
Контрольная работа
Выполнила
студентка:
Нестерова
Александра Ивановна
Проверила:
доцент Габдракипова
Пермь 2010
Содержание
1.
Роль
кредита в процессе воспроизводства
2.
Бюджет
и бюджетное устройство
Список литературы
1.
Роль кредита в процессе воспроизводства
Кредит
представляет собой форму движения капитала, т.е. денежного капитала,
предоставляемого в ссуду.
Кредит
– система экономических отношений, на основе которых свободные денежные
средства перераспределяются между экономическими субъектами на основе
срочности, возвратности платности.
Сущность
кредита проявляется в его функциях:
1)
Аккумуляция
временно свободных денежных средств;
2)
Перераспределительной;
3)
Регулирования
денежного оборота;
4)
Сокращение
издержек обращения;
5)
Замещение
наличных денег.
Выделяют
следующие принципы кредита.
1.
Срочность.
2.
Платность.
3.
Возвратность.
4.
Обеспеченность.
5.
Целевой
характер.
6.
Дифференцированоость.
Классификация
кредитов.
По
сроку:
-
краткосрочные, до 1 года
-
среднесрочные, 1-3 лет;
-
долгосрочные, свыше 3 лет;
-
сверхсрочные (10 дней);
-
«овернайт», на одну ночь;
-
«тумпекст», от 3-х суток до 30 суток;
-
«онкольные кредиты» - бессрочные кредиты, практиковались до 90-х годов.
По
форме обеспечения:
-
обеспеченный кредит (гарантия, поручительство, страхование);
-
необеспеченный кредит;
По
объекту кредитования (на выплату зарплаты – на 10 дней, на пополнение оборотных
средств - до 1 года, на строительство – свыше 3-х лет).
По
субъектам, то есть участниками кредитования:
-
банковские,
-
потребительские,
-
ипотечные,
-
государственные,
-
международные,
-
межбанковские,
-
ростовщические.
Банковский
кредит предоставляется только в денежной форме на основе денежного оборота, к
которому прилагается договор поручительства.
Коммерческий
кредит предоставляется одним предприятие другому в виде товаров и услуг с
отсрочкой платежа.
Ипотечный
кредит выделяется для приобретения жилья.
Государственный
кредит представляет собой совокупность экономических отношений между
государством и физическим или юридическими лицами, при которых государство
выступает в лице заемщика, кредитора и гаранта, в зависимости от этого выделяют
государственный долг или государственный кредит.
Международный
кредит – совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном
уровне, участниками которого является межнациональные финансово – кредитные
институты и правительства различных государств.
Межбанковский
кредит предоставляется одним коммерческим банком другому.
Ростовщический
кредит. Особенностями данного вида кредитования являются короткие сроки и
сверхвысокие проценты.
Понятие
кредитной системой.
Кредитная
система – совокупность кредитных отношений и организаций, осуществляющие эти
отношений.
Каждому
этапу развития экономики соответствует своя кредитная система, которая должна
отвечать реальным потребностям общественного производства. В свою очередь,
господствующие формы и механизмы хозяйствования могут, как способствовать та к
и препятствовать развитию и совершенствования кредитной системы.
Кредитная
система признана мобилизовать имеющиеся в обществе свободные денежные капиталы
и доходы и предоставлять их во временное пользование и за плату хозяйствующим
субъектам, населению и государству.
В
странах с развитой рыночной экономической кредитной системы объединяет в себе
разные формы кредита и соответственно различный состав кредитных организаций,
каждая из которых выполняет свои специфические функции по аккумуляции и
распределению денежного капитала. Поэтому кредитная система имеет
многоуровневую структуру.
Эволюция
кредитной системы России
1)
1733-1860
гг.: организация первого кредитного учреждения, появление частных кредитных
организаций;
2)
1861-1917
гг.: создание госбанка; существует 3 яркуса кредитной системы:
-
Государственный банк,
-
банковский сектор,
-
специализированные кредитные институты;
3)
1917-1987 гг.: национализация банков; на базе Государственного банка
создан
Народный банк.
4)
1987-1995
гг.: создание двухуровневой системы управления;
5)
1995-1998
гг.: стабилизация банковской системы;
6)
с
августа 1998 г.: реструктуризация банковской системы.
Основные
тенденции современной кредитной системы.
-
Концентрация банковского капитала.
-
Усиление конкуренции между финансово-кредитными институтами.
-
Сращивание капитала финансово-кредитного института с промышленно-торговым.
-
Интернационализация деятельности финансово-кредитных институтов.
Банковская
система представлена совокупностью банков, действующих в данной стране.
Универсальные коммерческие банки выполняют все банковские операции. К ним
относятся ипотечные, инвестиционные, ссудо-сберегательные банки, банковские
дома.
Ипотечные
банки предоставляют долгосрочные кредиты под залог недвижимости (земли, зданий,
сооружений). Основными источниками их ресурсов является выпуск собственных
ценных бумаг – закладных листов или ипотечных облигаций, обеспеченных залогом
недвижимости.
Инвестиционные
банки. Основная задача – мобилизация долгосрочного ссудного капитала и
предоставление его заемщикам посредством выпуска и размещения акций, облигаций
и других видов заемных обязательств.
Существуют
два типа инвестиционных банков. Банки первого типа выступают в роли
учредителей, организаторов эмиссии ценных бумаг, а также гарантов, которые
действуют на комиссионных началах и выплачивают заранее установленную сумму
независимо от последующего размещения акций и облигаций. Они могут работать в
качестве агентов, приобретающую определенную часть ценных бумаг, которая не
размещена компанией, а также как финансовые консультанты по ценным бумагам и
другим аспектам деятельности корпораций. Учреждений данного типа гарантируют
покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и покупая за свой счет или
организуя для этого банковские синдикаты.
Инвестиционные
банки второго типа. Главная их функция состоит в среднесрочном и долгосрочном
кредитовании различных отраслей хозяйства, а также специальных целевых
проектов, связанных с внедрением передовых технологий и достижение
научно-технического прогресса. Пассивы таких банков формируются из собственных
средств (акционерный капитал и резервный фонд), депозитов, кредитов
коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов. Активы
складываются в основном из среднесрочных и долгосрочных кредитов, а также
вложении в различные ценные бумаги.
Ссудо-сберегательные
банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на
потребительские нужды.
Банкирские
дома – старейшие финансово-кредитные институты, которые возникали на стадии
перехода от феодализма к капитализму и выступают как ростовщики. Они
представляют собой частные банки. Финансово-кредитные институты этого вида
выполняют роль посредников на рынке ценных бумаг, консультантов и корпораций, а
также инвесторов.
Кредит
в условиях перехода Российской Федерации к рынку представляют собой форму
движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду.
Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает
отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные
капиталы доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются,
превращаются в ссудный капитал, которые передается за временную плату во
временное пользование. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями,
устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают
получение более высокой прибыли или которыми отдается предпочтении в
соответствии с общенациональными программами развития экономики Российской
Федерации. Поэтому кредит выполняет перераспределительную функцию, активно используемую
государством в регулировании производственных пропорции и управлении совокупным
денежным капиталам. Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и
структуру денежной массы, платежного оборота, скорости обращения денег, создает
базы для ускорения развития безналичных расчетов и ведения их новых способов,
что способствует экономии издержек обращения и повышению эффективности
общественного производства в целом. Переход Российской Федерации к рыночной
экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой
инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития
кредитных отношений. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов,
предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки
на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность
которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально
– экономического развития. Кредитная поддержка играет большую роль в
становлении предприятий малого бизнеса, во внедрении других видов
предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем
экономическом пространстве.
Роль
кредита в развитии экономики состоит в:
-обеспечении
непрерывности кругооборота капитала, что достигается за счет регулярной
реализации готовых товаров и предполагает активное коммерческое кредитование,
доступность банковского кредитования для предпринимателей, наличие достаточно
развитого потребительского кредита. Также важно своевременное приобретение сырья,
материалов обновление основного капитала. Это становиться возможным за счет
получения коммерческого и банковского кредита.
-ускорении
концентрации и централизации капитала, что является необходимым условием
экономического роста и стабильного развития, позволяет расширить границы
индивидуального накопления. Использование кредита позволяет значительно
сократить время для расширения масштабов производства, обновить продукции и
повысить эффективность производства и труда. Крупные компании имеют неоспоримые
преимущества в кредитовании, в размерах, сроках получения кредита и в процентах
в его использование. Эти преимущества играют существенную роль в конкурентной
борьбе, ведут к поглощению мелкого бизнеса более крупным.
Кредит
также способствует сокращению издержек обращения. Коммерческое кредитование
позволяет ускорить процесс реализации товаров и сократить издержки обращения.
Благодаря банковскому кредиту мобилизуются средства для удовлетворения
потребностей в дополнительном оборотном капитале. Кредит позволяет сократить
удельные затраты на хранение запасов
2.
Бюджет и бюджетное устройство
Государственный
бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму
образования и использования централизованного фонда денежных средств для
обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный
бюджет является основным финансовым планом страны, утвержденным Федеральным
Собранием РФ как закон.
В
энциклопедическом словаре даны два варианта «бюджет»:
-
роспись государственных доходов и расходов на определенный срок утвержденная в
законодательном порядке;
-
предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства,
учреждения или отдельного лица на определенный срок.
Бюджетное
законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и
государственный бюджет. На основании Конституции РФ Государственный бюджет
носит название федерального.
Бюджет
государства – это консолидированный бюджет России.
В
чем заключается бюджетное регулирование?
Бюджетное
регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств
между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных
бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных
стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом
распределения источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе
бюджет могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которые
в целях осуществления социальных, экономических и других программ могут
передаваться безвозмездно и бюджеты нижестоящих уровней.
Бюджетное
регулирование – одна из важнейших хозяйственных функции государства. Цель его –
поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности,
структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития
общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических
системах. В условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства
в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в
экономике нерыночного типа, и носит, как правило, косвенный характер.
К
основным задачами бюджета относят:
-
перераспределение ВВП;
-
государственное регулирование и стимулирование экономики;
-
финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики
государства;
-
контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных
средств.
Бюджету
присуще следующие функции:
-
образование основного централизованного фонда денежных средств (налоги,
налоговые доходы, займы);
-
расходование бюджетного фонда (конкретные направление бюджетных расходов по
отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам);
-
контрольная функция (создает условия для контроля за поступлением дохода и
целевым использованием бюджетных средств).
Бюджетная
система является частью системы государства и по сути представляет собой
совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетная
система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различным
субъектами в процессе:
-
формирование доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней системы и
бюджетов государственных и внебюджетных фондов, осуществление государственных и
муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального
долга;
-
составление и рассмотрение проектов бюджетной систе6мы, их утверждения и
исполнения, контроля за исполнением.
Бюджетная
система основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ.
Бюджетная
система РФ представляют собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную
на социально – экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.
Бюджетная
система РФ состоит их трех звеньев:
-
федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
-
регионального бюджета, или бюджета субъектов Федерации – форма образования и
расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,
отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Всего в Российской Федерации 89
субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и
областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Европейской
автономной области, городской бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
-
местного бюджет или бюджета муниципальных образований – форма образования и
расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,
отнесенных к ведению органов местного самоуправления.
Составление
бюджета основывается на :
-
бюджетном послании президента;
-
прогнозе социально - экономического развития соответствующей территории на очередной
финансовый год;
-
прогнозе и основных направлениях бюджетной налоговой политике на очередной
финансовый год;
-
прогнозе сводного финансового баланса на соответствующей территории на
очередной финансовый год.
Исполнить
бюджет – обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по
бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету
расходы.
Порядок
исполнение бюджета устанавливает Правительство РФ и по согласованию с органами
власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает
Министерство финансов РФ , вся система органов управления финансами РФ.
Исполнение
бюджета по доходам предусматривает:
-
перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального
бюджета;
-распределение
в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
-
возврат излишне уплаченных сумм доходов;
-
учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с
бюджетной классификацией РФ.
По
расходам бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных
правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств,
распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.
Главный
распорядитель средств федерального бюджета – это орган государственной власти
РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по
подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный
вневедомственной классификацией и расходов федерального бюджета.
Список литературы
1.
Архипова А. И., Сенчагова
В. К. Финансы, денежное обращение и кредит. М., 2006.;
2.
Вигман С. В.
Финансы, деньги, кредит в вопросах и ответах. – М., 2006.;
3.
Дробзина А. М.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М., 2007..
4.
Жуков В. Ф. Деньги.
Кредит. Банки. – М., 2007.;
5.
Поляк Г. Б. Финансы.
Денежное обращение. Банки. – М., 2006.;
6.
Трусков Т. И.,
Трускова Л. В..Финансы и кредит. – М., 2005.
|