Российская налоговая система
Российская налоговая система
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт международных
отношений
Российско-американский факультет
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
Российская
налоговая система
Выполнил: студент группы МЭ-21
Воробьев Павел Павлович
Научный руководитель: к.э.н., доцент
Чувашлова Марина
Владимировна
Содержание
Введение
Глава I. Основы налоговой системы
Российской Федерации
1.1
Сущность, виды и
функции налогов
1.2
Основные принципы
построения налоговой системы в экономике России
Глава II. Характеристика современной налоговой системы РФ и пути ее
совершенствования
2.1
Особенности
современной налоговой системы России
2.2
Оптимизация
налоговой системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда
сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо
финансовой функции налоговый механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известны
давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с
самыми первыми общественными потребностями.
В
развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На
начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство
не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет
лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает
городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором
этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных
учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя:
устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет
этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот
период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство
берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила
обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины
играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Применение налогов является
одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются
взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными
и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При
помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль
предприятия.
Налоговая система в
Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них:
“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль
предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие
(введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему
налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и
обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему
времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.
События произошедшие 17
августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны
так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое
экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки
могут заключатся в следующем: или повышение налогового бремени, или его
понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис
неплатежей так как многие предприятия и физические лица будут попросту
уклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим
потянется целая вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и
привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более
прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до
разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса.
Схожая ситуация сложилась
в экономике России с сентября 2008. Ее тоже можно охарактеризовать как
«кризис». У обоих кризисов есть свои особенности, но в путях выхода из обеих
ситуаций есть свои закономерности, к которым можно отнести совершенствования
налоговой системы.
От «качества» налоговой
системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными
(бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной
экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и
инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в
целом.
Таким образом, выбранная мной тема весьма актуальна, так как
во время экономического кризиса оптимальное построение налоговой системы
является одним из важнейших элементов успешного решения проблем, стоящих перед
страной.
Цель исследования
– на основе анализа общих принципов и экономических законов построения
налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и
обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.
Реализация
указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
-
определить
сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
-
проследить
эволюцию налоговой системы в зависимости от развития экономики;
-
проанализировать
соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам
построения налоговых систем;
-
определить
пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.
I. Основы налоговой системы Российской
Федерации
1.1 Сущность,
виды и функции налогов
Прежде всего остановимся
на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с
разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы
граждан, необходимые для содержания публичной власти“[1].
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без
налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер
налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума
его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций
возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Налоги
выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы,
участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги
выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных
условиях.
В дополнение ко всему
необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.
Объектами
налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль), стоимость
отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с
ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и
физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и
услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
По налогам могут
устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами,
следующая льгота[2]:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных
элементов объекта налога;
- освобождение от уплаты налога
отдельных лиц или категории плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налогового оклада
(налогового платежа за расчетный период);
- целевые налоговые льготы, включая
налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
- прочие налоговые льготы.
Для более детального
рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть
понятие “налоговое бремя”.
Налоговое бремя – это
величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде
всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
Сущность налоговой
системы РФ сформулирована в ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФ
представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных,
региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления,
изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты,
осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер
ответственности за нарушение налогового законодательства».
Экономическое содержание
налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной
стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования
государственных финансов.
Виды налогов
Налоги бывают двух видов:
1)
Налоги на
доходы и имущество
– подоходный налог с
физических лиц;
– налог на прибыль
предприятий (корпораций, фирм);
– социальные налоги;
– поимущественные налоги,
в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
– налоги на перевод
прибыли и капитала за рубеж и др.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их
называют прямыми налогами. Прямые налоги трудно перенести на
потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую
недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену
сельскохозяйственной продукции.
2)
Налоги на
товары и услуги
– налог с продаж, который
в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную
стоимость (НДС);
– акцизы (налоги, прямо
включаемые в цену товара или услуги);
– таможенные пошлины;
– налог на наследство, на
сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги – косвенные
налоги. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель
(покупатель) этих товаров.
Косвенные налоги
переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности
спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен
спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее
эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,
а большая уплачивается за счет прибыли.
Функции налогов[3]
Налоги как стоимостная
категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их
социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем
исторически определили три основные его функции: фискальную, стимулирующую и
регулирующую.
В настоящее время
налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что
затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего
начала.
Суть фискальной функции
заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных
уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех
общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.
е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов
государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции
менее важны.
Выполнение регулирующей и
стимулирующей функций достигается путём участия государства в
воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства,
а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или
ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики,
расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.
Однако между
стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее
действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на
макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена
к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.
Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и
предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в
целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через
изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых
кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
1.2
Основные принципы построения налоговой системы в экономике России[4]
Основы
функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в
зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической
надстройкой в переходный к рынку период. При этом особое место в создании
налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения. Под налоговой
системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на
территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также
совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности
сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Для того, чтобы
вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы
налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и
заключаются в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен
устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов.
Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение
производства.
2. Необходимо прилагать все усилия,
чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное
обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа
служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота
происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт
облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3.Обязательность
уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у
налогоплательщика в неизбежности платежа.
4.Система и
процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для
налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5.Налоговая
система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическим потребностям.
6.Налоговая
система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть
эффективным инструментом государственной экономической политики.
Этими
принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой
системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при
создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт,
кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в
стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового
законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить
эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве
привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и
запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и
положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации
построена на следующих принципах:
1. Приоритетное направление по налоговым
изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В
условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного
(постепенного) переноса налогового бремени на граждан;
2. Достаточно высокий удельный вес по
сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший
- прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
3. Создание разветвлённой системы
федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение
входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых
является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая
региональные и местные.
4. Наличие широкого перечня
разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование
производства.
5. Разработаны и утверждены жёсткие
санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры
финансовой, административной и уголовной ответственности.
6. Установлена обязательность постановки
всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в
налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после
регистрации в налоговых органах.
7. Определена первоочерёдность
направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по
сравнению с остальными расходами предприятия.
Для налогоплательщиков
предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей
в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может
привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности
налогоплательщика.
II. Характеристика современной налоговой
системы РФ и пути ее совершенствования
2.1 Особенности
современной налоговой системы России
Налоговая система,
действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но
уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные
изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены
изменения.
Основные положения
о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57),
Налоговым кодексом РФ, Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации” от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах
и сборах.
Налоговый кодекс
РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в
Российской Федерации” и становится основным федеральным законодательным актом,
регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц. Он
устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок
введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы
введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
В основе
Налогового кодекса – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно
уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании
всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических,
идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не
допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места
происхождения капитала.
Все налоги в
соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от
уровня их установления и изъятия:
1.
Федеральные (на
уровне страны);
2.
Региональные (на
уровне регионального органа государственной власти);
3.
Местные (на
уровне органа местного самоуправления)
Таким образом, в
России действует трехуровневая налоговая система. Такая система присуща
большинству государств, имеющих федеративное устройство.
1.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и
юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти
федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в
федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы
налогообложения определяются высшим законодательным органом РФ. Федеральные
налоги создают основу доходной части федерального бюджета, за счет них
поддерживается финансовая стабильность нижестоящих – региональных и местных
бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти
налоги обязательны к уплате на всей территории РФ.
В
Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги (ст.13 НК РФ):
а)
налог на добавленную стоимость (НДС);
б)
акцизы;
в)
налог на прибыль (доход) организаций;
г)
налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
д)
государственная пошлина;
е)
единый социальный налог (ЕСН);
ж)
налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
з)
водный налог;
и)
сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
2. Региональные
налоги – это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с
Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ.
Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным
полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов
РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ,
либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
В соответствии со
ст.14 НК РФ, существуют следующие региональные налоги:
а) налог на
имущество организаций;
б) налог на
игорный бизнес;
в) транспортный
налог.
3. Местные налоги
– это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные
бюджеты. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной
инфраструктуры. Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это
городские, районные, поселковые налоги. Общий порядок установления местных
налогов предусмотрен ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов
устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативно-правовыми актами представительных
органов местного самоуправления:
а) земельный
налог;
б) налог на
имущество физических лиц.
Часть налогов,
относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к
применению на всей территории Российской Федерации; другая часть налогов
вводится по решению органов местного самоуправления.
Разделение налогов по
уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции,
позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном,
региональном и местном уровнях. Это разделение целесообразно проводить с учетом
следующих принципов[5]:
§
Налоговые доходы
каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных
сфер или предметов ведения;
§
Чем менее мобильна
налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти производится
ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а
низкой – природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на
федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на
иных уровнях – налогообложение имущества;
§
Большинство
регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
§
Косвенные налоги
– акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины – взимаются на
федеральном уровне;
Налоговый кодекс
призван решать следующие важнейшие задачи:
-
построение
стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом
взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
-
развитие
налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный,
региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными
налоговыми источниками;
-
создание
рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование
общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию
предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению
богатства государства и граждан;
-
снижение
общего налогового бремени и уменьшение числа налогов;
-
формирование
единой налоговой правовой базы;
-
совершенствование
системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Налоговое
законодательство РФ определяет, что налог считается установленным лишь в том
случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики,
объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка,
порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (в
необходимых условиях). Аналогичный порядок устанавливается и к установлению
сборов.
В
соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов
признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом
возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налогоплательщики
и плательщики сборов обязаны:
1.
уплачивать
законно установленные налоги;
2.
встать
на учет в органах Государственной налоговой службы РФ, если такая обязанность
предусмотрена Кодексом;
3.
вести
в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов
налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах;
4.
представлять
в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации
по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность
предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5.
представлять
налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом,
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6.
выполнять
законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих
служебных обязанностей;
7.
предоставлять
налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке,
предусмотренных Кодексом;
8.
в
течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других
документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов,
подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги;
9.
нести
иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налоги в
зависимости от источников уплаты можно разделить на пять основных групп[6]:
Первая группа
представлена косвенными налогами, которые включаются в цену продукции (товара)
сверх оптовой цены: НДС, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных
материалов, налог с продаж.
Вторая группа состоит
из налогов, которые в соответствии с законодательством включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог, таможенная пошлина,
отчисления во внебюджетные фонды, некоторые налоги, служащие источником
образования дорожных фондов.
К третьей группе
относятся налоги, уменьшающие финансовый результат деятельности предприятия до
налогообложения прибыли: налог на имущество предприятия, сбор на нужды
образовательных учреждений, налог на рекламу, налог на содержание объектов
жилищного фонда и социально-культурной сферы, сбор на содержание милиции, на
благоустройство территории, сбор на парковку автотранспорта, сбор за право
проведения кино- и телесъемок.
Четвертую
группу составляет обособленно налог на прибыль (доход): единый налог на вмененный
доход для определенных видов деятельности.
В пятую группу
включаются налоги, относимые на чистую прибыль предприятия: налог на операции с
ценными бумагами, местные налоги и сборы, за исключением налогов и сборов,
отнесенных на другие источники.
Основное место в
Российской налоговой системе занимают косвенные налоги. В составе доходов
бюджета они занимают определенное место, (удельный вес этих налогов составляет
75% доходов бюджета).
НДС
Наиболее
существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость
(НДС).
НДС в налоговой
системе РФ имеет статус федерального налога и действует на территории РФ с 1
января 1992 года. С его введением были отменены два ранее существовавших
налога: налог с оборота на отдельные виды товаров и налог с продаж. Закон РФ “О
налоге на добавленную стоимость” от 6 декабря 1991 года определяет НДС как
форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и обогащения. Добавленная стоимость определяется в виде разницы
между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных
затрат, относимых на издержки производства и обращения. Для исчисления НДС в РФ
принят зачетный метод по счетам, при котором в бюджет поступает НДС,
исчисленный с оборота по реализации продукции (работ, услуг), уменьшенный на
сумму НДС, уплаченного поставщиками материальных ресурсов, израсходованных на
производство этой продукции. Таким образом, объектом налогообложения является
не добавленная стоимость, а оборот по реализации продукции (работ, услуг).
НДС – косвенный
налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Основная
функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран,
применяющих этот налог. Исчисление НДС – процедура сложная, она различается в
зависимости от содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих
сделок, отраслевой специфики хозяйствования. Рассматривая экономическую и
юридическую природу НДС, необходимо отметить, что различных странах мира
используются свои методики его исчисления и уплаты. Причем очень много будет
зависеть от того, какой принцип в определении добавленной стоимости будет
положен в основу.[7]
Круг плательщиков
НДС очень широк. Ими выступают все организации (государственные и муниципальные
предприятия хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического
лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие
производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы.
Льготы по уплате
НДС установлены законом, и их перечень не может быть изменен решениями местных
органов власти. Например, возмещение налогоплательщикам сумм НДС из бюджетов РФ
и региональных бюджетов. Льготы не распространяются на продукцию, поставляемую
в другие государства – участники СНГ.
Расчет суммы
взноса налога в бюджет осуществляется с учетом особенностей объектов
налогообложения и видов деятельности плательщиков налога. Сроки уплаты НДС в
бюджет зависят от сумм ежемесячных платежей, которые меняются весьма
значительно в условиях инфляции и периодически корректируются налоговыми
службами.[8]
Глава “Налог на
добавленную стоимость” части второй Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1
января 2001 года. Однако некоторые положения вводимого законодательства,
согласно закону “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и
внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах” вступили в
силу в более поздние сроки. Конкретные значения налоговых ставок на добавленную
стоимость, применявшихся в РФ с 1 января 2002 года по настоящее время приведены
в таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1[9])
В XXI веке изменяется
круг плательщиков НДС. Возникает новая категория плательщиков НДС:
индивидуальные предприниматели, деятельность которых до этого НДС не
облагалась. Однако они могут добиться освобождения от уплаты налога. Статья 145
НК РФ предусматривает такое послабление для предпринимателей и организаций с
небольшим оборотом, в связи с незначительностью начисляемых им платежей.
Единственное исключение при этом – плательщики акцизов, на которых действие
статьи не распространяется. Платить НДС начнут и коммерческие образовательные
учреждения, раньше освобожденные от этого вида налога. Освобождается от уплаты
НДС безвозмездная передача объектов основных средств органам государственной
власти и управления, органам местного самоуправления, а также бюджетным
учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.[10]
Подоходный налог
К
числу крупных источников дохода бюджета относится подоходный налог с физических
лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит
главным источником доходной части бюджета. Например, в федеральном бюджете США
его удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибыль
корпораций — 10%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то есть
почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии этот налог
занимает первое место среди статей доходов бюджета, во Франции — второе место
после налога на добавленную стоимость.
Растет
значение этого налога и в Российской Федерации. Однако этому процессу
препятствует низкий уровень доходов основной массы населения.
Объектом подоходного
налога является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной,
так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой
получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо
перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в
иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ
РФ на день получения.
Подоходный
налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные
носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в
уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а
многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки,
установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом
ранее внесенных сумм.
Налог с заработной платы
удерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только
от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной
работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию о
доходах.
В
совокупный годовой доход не включаются пенсии, государственные социальные
пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, выходные
пособия, компенсационные выплаты (например, командировочные, полевое
довольствие), стоимость натурального довольствия, суммы материальной помощи,
оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами,
выигрыши по облигациям государственных займов, по лотереям, проценты по вкладам
в банках и других кредитных учреждениях, стипендии студентов и их заработок,
получаемый в связи с учебно-производственным процессом и за работы, выполняемые
во время каникул в составе студенческих отрядов, доходы лиц, осуществляющих
старательскую деятельность, доходы граждан от продажи выращенного в личном
подсобном хозяйстве скота, кроликов, птицы, нутрий, продукции пчеловодства,
растениеводства и цветоводства, а также продажи грибов, ягод, орехов,
лекарственных растений, суммы, получаемые в течение календарного года от
продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков в части,
не превышающей пятитысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, а
также суммы, получаемые от продажи иного имущества в части, не превышающей
тысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, страховые выплаты,
доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за
исключением вознаграждений, выплачиваемых правопреемникам авторов открытий,
изобретений, произведений литературы и искусства, стоимость подарков от
предприятий, призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, не превышающая
двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда, доходы членов
фермерского хозяйства, полученные от сельскохозяйственной деятельности в
течение пяти лет с момента образования хозяйства; суммы дивидендов,
выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри
предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение
производства или объектов социальной инфраструктуры, а также направленные на
прирост оборотных средств, доходы (кроме заработной платы), получаемые членами
кочевых родовых общин малочисленных народов Севера; суммы стоимости акций,
полученных физическими лицами в соответствии с законодательством о приватизации
предприятий, за исключением дивидендов и других доходов от использования этих
акций; доходы, полученные членами трудового коллектива за счет льгот при
приватизации предприятий; стоимость продукции собственного производства
сельскохозяйственных предприятий, реализованной в счет натуральной оплаты
труда, не превышающая пятидесятикратного размера минимальной месячной оплаты
труда; доходы, получаемые от избирательных комиссий; суммы оплаты труда
иностранных физических лиц, привлекаемых для реализации целевых
социально-экономических программ жилищного строительства, создания центров
профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных с военной службы.[11]
Страницы: 1, 2
|