бесплатные рефераты

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути развития

Примечание – Источник: [18]


В рамках выполнения надзорных функций осуществлялся контроль за представлением профучастниками и фондовой биржей требуемой информации, проводилась ее обработка и анализ, осуществлялся мониторинг соблюдения профучастниками требований финансовой достаточности.

За 2009 год было выдано профучастникам 10 предписаний в связи с нарушением ими законодательства о ценных бумагах.

Нарушения были устранены в установленные сроки.

Информация о выдаче и аннулировании лицензий, а также об изменении количества действующих профучастников по годам представлена на графике (рис. 2.7).


Рис. 2.7 - Выдача и аннулировании лицензий, изменение количества действующих профучастников по годам.

Примечание – Источник: [18]


В 2009 году проведена аттестация 706 соискателей квалификационных аттестатов (далее – аттестат). Из них: получили аттестат - 641 (90,8%), не прошли аттестацию (отрицательный результат) - 65 соискателей (9,2%).

Продлен срок действия 604 аттестатов, в том числе по результатам переаттестации – 116.

 Отказано в продлении срока действия аттестатов – 23, в том числе:

- по результатам переаттестации (отрицательный результат) –12;

- по другим причинам (не явились на переаттестацию, несвоевременно представили документы для продления) – 11.

Кроме того, выдано дубликатов аттестатов – 1.

Часть аттестованных специалистов не представили документы для продления срока действия аттестатов.

В итоге общее количество аттестованных специалистов за 2009 г. увеличилось на 248 (8,5 %) и по состоянию на 01.01.2010 составило 3181.

При этом количество специалистов, имеющих аттестат 1 категории, уменьшилось на 15 (1,3%), а специалистов, имеющих аттестат 2 и 3 категории, увеличилось соответственно на 58 (9,3%) и 205 (15,3%).

Информация о действующих аттестатах в разрезе категорий представлена в таблице 2.4.


Таблица 2.4 - Действующие аттестататы в разрезе категорий


на 01.01.2010

на 01.01.2009

изменение

шт.

%

Действующих аттестатов

3181

2933

+248

8.5

в т.ч. 1 кат.

1110

1125

-15

- 1.3

 2 кат.

529

471

+58

9.3

 3 кат.

1540

1335

+205

15.3

 С кат.

2

2

0

0

Примечание – Источник: [18]


Необходимо отметить, что по итогам тестирования (базового и специализированного) при проведении аттестации, переаттестации специалистов за истекший период получено положительных результатов - 1023 (90,4%), отрицательных – 108 (9,6%). Причем отрицательный результат базового и специализированного тестирования по категориям аттестатов составил:

базовое тестирование:

- 1 кат. – 0,8 %;

- 2 кат. – 4,0 %;

- 3 кат. – 11,9%.

специализированное тестирование:

- 1 кат. – 12,4 %;

- 2 кат. – 10,8 %.

Изменение количества аттестованных специалистов по годам представлено на графике (рис. 2.8).

Рис. 2.8 - Изменение количества аттестованных специалистов по годам

Примечание – Источник: [18]


2.4 Основные проблемы рынка ценных бумаг


Проблемы развития расчетно-клиринговой и депозитарной системы. Депозитарно-клиринговая система (ДКС) является частью инфраструктуры рынка ценных бумаг. В ее функции входит осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг. В Беларуси основные направления формирования ДКС определены в «Концепции формирования депозитарно-клиринговой системы Республики Беларусь». ДКС призвана обеспечивать эффективное осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, максимальную защиту участников рынка ценных бумаг от возможных рисков при расчетах. Юридическая и техническая база ДКС должна обеспечивать ее максимальную устойчивость и надежность, которые будут служить гарантией прав всех участников, пользующихся ее услугами.

ДКС обладает сложной структурой, так как выполнение ее функций осуществляется разными организациями. Поэтому главная проблема белорусской ДКС заключается в координации деятельности всех ее участников и юридическая ответственность за соблюдение принципа «поставка против платежа» при осуществлении расчетов. Анализ действующей инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг свидетельствует о необходимости и целесообразности возложения этих функций на Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ). Выполнение этих функций центральными депозитариями может привести к еще большим различиям в осуществлении расчетов по государственным и корпоративным ценным бумагам. При включении в данный процесс БВФБ можно достичь большего сходства технологий проведения депозитарно-клиринговых операций на рынках государственных и корпоративных ценных бумаг.

БВФБ должна будет проводить взаимозачет требований и обязательств участников торгов ценными бумагами с вычислением нетто-позиций каждого участника по денежным средствам и по каждому виду и выпуску ценных бумаг. Центральный депозитарий Национального банка (ЦД НБ) и Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг (РЦДЦБ) в депозитарно-клиринговой системе должны быть расчетными депозитариями и выполнять следующие функции:

- предварительное резервирование ценных бумаг на счетах «депо» профессиональных участников;

- передачу в БВФБ информации о резервировании ценных бумаг для участия в торгах;

-осуществление переводов ценных бумаг по результатам торгов на основании документов, подготовленных БВФБ.

Конкретные механизмы реализации гарантий по исполнению заключенных сделок по денежным средствам определяет Национальный банк, а по ценным бумагам — ЦД НБ и РЦДЦБ. Национальный банк в депозитарно-клиринговой системе Республики Беларусь должен быть расчетным банком и выполнять функции по предварительному резервированию денежных средств, по передаче на БВФБ данных о предварительном резервировании денежных средств, по проведению расчетов по денежным средствам по итогам биржевых торгов.

Эффективность депозитарно-клиринговых систем имеет огромное значение для становления полноценного биржевого рынка. Участники этого рынка, пользующиеся услугами ДКС, в силу рыночного характера сделок постоянно рискуют своими капиталами или денежными средствами. Следовательно, основной целью при построении расчетно-клиринговых систем должна быть минимизация возможных рисков. К основным видам таких рисков можно отнести рыночный, кредитный, системный и операционный.

Рыночный риск — это риск, связанный с колебаниями цен на всем фондовом рынке, например, из-за изменения ставки банковского процента. Расчетно-клиринговый процесс занимает вполне определенное время, поэтому существует вероятность понести убыток из-за изменения цен. Этот риск приобретает особое значение при выходе инвесторов на международный рынок или интеграции белорусского фондового рынка в мировую экономическую систему. Кредитный риск — риск того, что какой-либо контрагент по сделке купли-продажи ценных бумаг не урегулирует полностью обязательства при наступлении времени платежа. Этот риск редко присутствует или минимизирован между непосредственными участниками торговли, поскольку в условиях развитого биржевого рынка и его инфраструктуры разработаны совершенные системы гарантирования платежей.

Системный риск — риск того, что неспособность одного учреждения исполнить свои обязательства повлечет неисполнение другими учреждениями их обязательств, когда для этого наступит срок [18].

Проблема морального риска. Моральные риски представляют собой проблему асимметричной информации, возникающую после проведения финансовой операции, в результате которой у продавца ценной бумаги появились стимулы к сокрытию информации и участию в нежелательной для покупателя ценной бумаги деятельности. Например, после того как заемщик получил средства, он может пойти на большой риск (высокая доходность, сопряженная с большим риском невыполнения обязательств), поскольку речь идет не о его деньгах. Так как моральный риск также снижает вероятность возврата кредита, кредиторы могут принять решение вообще не выдавать ссуды. Моральный риск имеет серьезные последствия в отношении выбора способа мобилизации капитала фирмой — с помощью долговых обязательств или с помощью договоров об акционерном капитале.

Проблема принципала и агента. Договоры об акционерном капитале, например, обычные акции, представляют собой право требования доли прибыли и активов предприятия. Такие договоры находятся в сфере влияния особого вида морального риска, называемого проблемой принципала и агента. Этот риск возникает в случае, когда управляющие фирмы (агенты) владеют лишь небольшой ее частью, а акционеры, владеющие основной частью акционерного капитала (принципалы), не управляют фирмой. Такое разделение собственности и управления приводит к возникновению морального риска в том смысле, что управляющие могут действовать в собственных интересах, а не в интересах собственников-акционеров, потому что у них меньше стимулов к максимальному увеличению прибыли.

Предположим, что ваш знакомый г-н А. попросит вас стать пассивным партнером в его продуктовом магазине. Для приведения магазина в состояние готовности требуются инвестиции в размере 10 тыс. долларов, но у А. есть только одна тысяча. Вы приобретаете долю акционерного капитала (акции) на сумму 9 тыс. долларов, что дает вам право владения 90% фирмы, и вы можете рассчитывать на 90% прибыли. Однако А. может потратить всю прибыль на обустройство своего офиса или заниматься в рабочее время личными делами, т.е. А. решит, что работа ради 10% прибыли неравноценна затрачиваемому труду. Следовательно, магазин не получит никакой прибыли. Поскольку магазин не будет приносить прибыль, то решение А. не действовать в ваших интересах будет стоить вам 90% потенциальной прибыли в случае, если бы А. решил стать хорошим управляющим.

Моральный риск, возникающий в связи с проблемой принципала и агента, может быть еще выше, если бы А. был не столь честным человеком. Поскольку расчет в магазине происходит наличными, у А. есть стимул положить в карман 100% прибыли, а вам сказать, что прибыль равна нулю.

Дополнительными свидетельствами того, что проблема принципала и агента, создаваемая договорами об акционерном капитале, может принимать серьезные масштабы, служат действия управляющих, которые строят себе роскошные офисы или ездят на дорогих корпоративных автомобилях. Кроме преследования личной выгоды, управляющие также могут проводить корпоративную стратегию (например, приобретение других фирм), что усиливает их личное влияние, но не увеличивает прибыльность фирмы [18].

Проблема ликвидности рынка. Несмотря на то что проблема ликвидности является одной из разновидностей операционного риска, ее важность настолько велика, что целесообразно уделить этому вопросу особое внимание.

Ликвидность актива характеризуется способностью держателя продать этот актив по цене, близкой к цене предыдущей покупки, при условии, что не появилось новой существенной информации со времени осуществления предыдущей сделки. Таким образом, ликвидность — это возможность быстро продать актив, не делая существенной уступки в цене, т.е. она характеризует возможность быстрой реализации ценной бумаги по справедливой цене.

При анализе состояния рынка какого-либо финансового инструмента или рынка в целом наибольшие затруднения вызывает, как правило, именно оценка ликвидности. Общепринятого метода вычисления данного параметра не существует. Оценка ликвидности часто носит субъективный характер. Исключением из этого не является даже рынок государственных ценных бумаг, поскольку высокая надежность и гарантированная доходность не всегда являются теми качествами, которые предпочел бы инвестор. В период резких колебаний рынка ликвидность становится одним из важнейших ориентиров в выборе ценных бумаг.

Ликвидность является одной из основных предпосылок существования фондового рынка. В общем случае можно выделить ликвидность рынка в целом и ликвидность отдельно взятой ценной бумаги. Проблема ликвидности рынка находится в сфере компетентности государственных органов надзора и контроля над фондовым рынком. Помимо непосредственного создания законодательного поля рынка ценных бумаг, государственные органы выполняют еще ряд важных функций, связанных с надзором за рынком. Одной из этих функций (неявной) является поддержание ликвидности рынка. Очевидным примером такого рода деятельности государственных органов является предотвращение недобросовестной конкуренции: некорректной работы финансовых посредников, использование конфиденциальной (инсайдерской) информации и т.д. Естественно, что методы государственного регулирования ликвидности рынка должны носить пассивный характер, так как фондовый рынок должен саморегулироваться.

Проблема ликвидности особенно актуальна в условиях Республики Беларусь, поскольку, согласно принятым на БВФБ нормативным документам, призванным регламентировать обращение корпоративных ценных бумаг, биржей не предусматриваются механизмы для повышения ликвидности обращающихся бумаг. Более того, биржей выдвигаются минимальные требования по ликвидности ценных бумаг, прошедших процедуру листинга. В мировой практике считается, что компании, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на какой-либо бирже, фактически признаются столпами экономики. Однако в условиях белорусской реальности предприятие помимо прохождения самой процедуры листинга ради получения мнимого престижа обязано самостоятельно обеспечивать ликвидность своих ценных бумаг. Такая практика не оправдана, потому что целями любого акционерного предприятия является нахождение покупателей для первичного выпуска акций, а в полноценном существовании вторичного рынка предприятие заинтересовано лишь косвенным образом [18].

Проблема заинтересованности населения. Поскольку население (мелкие инвесторы) оказывают существенное влияние на процессы на рынке ценных бумаг, необходимо создать условия, способствующие повышению инвестиционной активности населения. Это требует решения ряда проблем социального или психологического характера, как то отсутствие инвестиционной культуры и экономической грамотности среди населения, предубеждение против рынка ценных бумаг, склонность к использованию других инструментов сбережения и накопления денежных средств и т.д. Решение этих вопросов абсолютно нереально без интенсивной государственной поддержки.

Население является основным инвестором в экономике, однако в настоящее время в Республике Беларусь оно не определяет самостоятельно направления использования своих сбережений. Распределение сбережений происходит с помощью банковской системы. Предоставление большой свободы частным инвесторам и возможности непосредственно участвовать в принятии решений по вопросам направлений инвестиций собственных средств однозначно приведет к увеличению общей активности на фондовом рынке.

Подавляющее большинство частных инвесторов не в состоянии непосредственно участвовать в торгах в силу как чисто технических причин, так и по причине недостаточной квалификации. Посредниками между частными инвесторами и фондовым рынком выступают брокерские конторы.

Брокерская контора — это специализированная организация фондового рынка, которая имеет возможность непосредственно участвовать в торговых процессах фондового рынка. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже более 60% объема торгов проходит через брокеров. Брокерские конторы обязательно предоставляют посреднические услуги по исполнению заказов по продаже и покупке ценных бумаг от имени и за счет клиента. Кроме того, многие брокерские конторы могут оказывать и консалтинговые услуги, в том числе проводить заказные исследования рынка. Свою деятельность брокеры финансируют за счет комиссионных сборов, взимаемых за предоставленные услуги [18].

Таким образом, инфраструктура рынка ценных бумаг Беларуси в настоящее время включает более 5000 эмитентов, свыше миллиона инвесторов (владельцев ценных бумаг), 126 профессиональных участников. Последнюю категорию представляют юридические лица разных форм собственности, в том числе 27 банков, Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

За пройденный с 1998 г. период БВФБ стала неотъемлемой частью валютного и фондового рынков страны, сделав ставку на технологическое развитие биржевого рынка, совершенствование его нормативной базы и вовлечение в биржевой оборот максимально широкого спектра финансовых активов.

В структуре фондового рынка Республики Беларусь более 50 % общего объема по номиналу приходится на корпоративные ценные бумаги (акции и облигации), порядка 27 % — на векселя банков, депозитные и сберегательные сертификаты, около 20 % — на кратко- и долгосрочные облигации Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка страны.

Уровень капитализации рынка ценных бумаг растет (в последние годы он составляет порядка 30 %), однако он не достигает уровня аналогичного показателя не только в промышленно развитых странах, но и в государствах СНГ.

Наиболее важными проблемами белорусского рынка ценных бумаг в настоящее время являются:

- недостаточные темпы рыночных преобразований в республике и низкая инвестиционная активность, оказывающие негативное влияние на развитие самого фондового рынка. Продолжает действовать мораторий (запрет) на свободную продажу акций, полученных физическими лицами в ходе льготной приватизации (Декрет № 3 Президента Республики Беларусь от 20.03.98 г.). Это тормозит формирование контрольных пакетов и появление эффективных собственников. Привлекательность акционерных обществ как формы инвестирования денежных средств значительно снижена из-за сохранения за государством особого права вводить так называемую «золотую акцию» (Указ Президента Республики Беларусь от 14.11.97 г.), которое далеко не всегда используется рационально;

- национальный рынок акций по-прежнему недостаточно ликвиден по сравнению не только с другими странами, но и с национальным рынком государственных ценных бумаг;

- неразвит такой сегмент рынка, как рынок корпоративных облигаций;

- высока доля государства в акционерном капитале;

- чрезвычайно завышены ставки налогообложения на рынке ценных бумаг, что серьезно тормозит развитие данного рыночного института.

В соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь ставка налога на доходы по операциям с ценными бумагами, уплачиваемая юридическими лицами (за исключением кредитно-финансовых и страховых организаций), составляет 40 % . При ставке налога на прибыль от большинства других видов деятельности в размере 24 % она является высокой и не стимулирующей развитие фондового рынка. По такой же ставке (40 %) уплачиваются налоги и от погашения ценных бумаг, что служит основной причиной сдерживания выпуска предприятиями облигационных займов. Развивающийся фондовый рынок требует если не льготной, то по крайней мере нейтральной системы налогообложения для привлечения средств в реальный сектор экономики;

- мало предприятий стали акционерными обществами открытого типа, акции которых могли бы котироваться на бирже;

- проценты по вкладам в коммерческих банках превышают доход, который можно получить от акций;

- недостаточен уровень информационного и аналитического обеспечения населения и участников фондового рынка данными об эмитентах, состоянии торговли ценными бумагами этих эмитентов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг.


3 Пути решения проблем рынка ценных бумаг


Одним из путей минимизации перечисленных рисков развития расчетно-клиринговой и депозитарной системы является создание крупных гарантийных фондов при биржах и клиринговых организациях за счет средств самих биржевых посредников. В случае сбоя оплаты на одном из участков расчетной цепочки гарантийные фонды берут на себя риск неплатежа, полностью его локализуют, не давая распространиться на других участников биржевого процесса. Как было отмечено выше, в Республике Беларусь проведение расчетов по денежным средствам целесообразно полностью возложить на Национальный банк, который может покрыть рублевые риски в неограниченном объеме. В настоящее время в Беларуси проблема завершения расчетов по ценным бумагам решена при помощи предварительного депонирования ценных бумаг.

Средства решения проблемы принципала и агента такие же, как и для проблемы неблагоприятного риска, а именно производство информации (мониторинг), государственное регулирование и финансовое посредничество. Рассмотрим их немного подробнее.

Производство информации (мониторинг). Один из способов снижения остроты проблемы морального риска, которым могут воспользоваться акционеры, заключается в том, что они могут заняться производством информации определенного типа — мониторингом деятельности фирмы, в том числе частым проведением аудитов и проверок того, чем занимается руководство. Однако процесс мониторинга может оказаться дорогостоящим в отношении затрат денег и времени.

Более того, как и при неблагоприятном выборе, проблема паразитирования уменьшает объем производства информации, в том числе и информации, способствующей снижению остроты проблемы морального риска (принципал—агент). К примеру, если вам известно, что другие акционеры платят за мониторинг деятельности компании, акциями которой вы владеете, вы можете бесплатно воспользоваться результатами их деятельности. Однако это же могут делать и другие акционеры, и, таким образом, никто не будет тратить средства на мониторинг фирмы.

Государственное регулирование. Опять, как и в случае неблагоприятного выбора, у правительства есть стимул снизить остроту проблемы морального риска, возникающего в связи с асимметрией информации. Во всех странах существуют законы, на основании которых фирмы обязаны соблюдать принятые принципы бухгалтерского учета, что облегчает проверку прибылей и убытков. К тому же обычно существуют законы о применении жестких мер уголовного (или административного) наказания в отношении тех, кто укрывает или присваивает прибыль. Однако такие меры не могут быть полностью эффективными, так как изобличить такое мошенничество весьма трудно, а нечестные управляющие имеют стимул к максимальному затруднению диагностики и доказательства факта мошенничества.

Финансовое посредничество. Финансовые посредники могут избежать проблемы паразитирования в связи с моральным риском. Таким посредником является венчурная компания, которая объединяет ресурсы своих партнеров и использует данные средства для помощи подающим надежды предпринимателям в организации новых предприятий. В обмен на инвестирование венчурного капитала фирма получает долю в акционерном капитале нового предприятия, а представители венчурной компании входят в состав руководящего органа фирмы, совета директоров, с тем, чтобы вести пристальное наблюдение за деятельностью фирмы. Другие инвесторы не смогут воспользоваться результатами проверочной деятельности венчурной компании. В результате венчурная компания может сама воспользоваться всеми преимуществами своей проверочной деятельности и получить соответствующие стимулы к смягчению остроты проблемы морального риска. Что касается договора о долговых обязательствах (в отличие от договора об акционерном капитале), то он обладает такими характеристиками и может быть составлен таким образом, что моральный риск будет существовать только в определенных ситуациях, а потребность в контролировании управляющих не будет стоять так остро. Договор о долговых обязательствах представляет собой договорное обязательство выплачивать кредитору фиксированные суммы, т.е. кредитора не интересует точный размер прибыли фирмы. Если управляющие скрывают прибыль или занимаются деятельностью в целях личного обогащения, которая не способствует увеличению прибыли фирмы, кредитору это безразлично до тех пор, пока такая деятельность не начнет мешать фирме своевременно выплачивать платежи по задолженности. Только в такой ситуации у кредитора возникает потребность в проверке положения дел с прибылью у фирмы, т.е. кредиторы, вовлеченные в договоры о долговых обязательствах, должны действовать подобно владельцам акционерного капитала.

Однако договоры о долговых обязательствах также подвержены моральному риску. Поскольку такие договоры требуют от заемщиков выплаты фиксированных сумм и разрешают им удерживать прибыль любого размера сверх этой суммы, то у заемщиков есть стимул заниматься более рискованными проектами, чем хотелось бы кредитору. В случае успеха рискованного проекта вы все равно получите только полагающиеся вам фиксированные суммы платежей по кредиту, несмотря на то, что недобросовестный заемщик подвергал ваши деньги повышенному риску, что в свою очередь требует повышенного дохода по этим средствам.

Решением проблемы морального риска в договорах о долговых обязательствах является участие собственного капитала, финансовое посредничество, а также мониторинг и правовое обеспечение выполнения ограничительных условий.

Собственный капитал. Участие высокой доли собственного капитала (разница между активами и обязательствами) заемщиков в финансировании инвестиционных проектов существенно снижает вероятность того, что заемщики будут действовать в вызывающей возражения кредитора манере. Следовательно, чем больше собственных денег вкладывает заемщик в проект, тем больше вероятность того, что вы предоставите ему кредит.

Можно сказать, что решение проблемы морального риска за счет увеличения доли вкладываемого собственного капитала придает договору о долговых обязательствах характер совместимости стимулов кредитора и заемщика. Чем выше доля собственного капитала заемщика, тем сильнее его стимул вести дела в соответствии с пожеланиями кредитора и тем слабее проблема морального риска.

Мониторинг и правовое обеспечение выполнения ограничительных условий. Вы можете обеспечить использование заемщиком полученных денег в желаемых вами целях за счет внесения в договор о долговых обязательствах положений (ограничительных условий), ограничивающих деятельность заемщика. Ограничительные условия могут быть направлены на снижение морального риска либо за счет исключения возможности нежелательного поведения, либо посредством стимулирования желательного поведения. Осуществляя контроль над деятельностью заемщика с тем, чтобы удостовериться, что он соблюдает ограничительные условия, и применяя меры правового обеспечения, если он их не соблюдает, вы можете быть уверены в том, что заемщик не будет идти на риск за ваш счет.

Финансовое посредничество. Несмотря на то, что ограничительные условия помогают в снижении морального риска, они не ликвидируют его полностью, так как невозможно разработать такие условия, которые абсолютно исключали бы всякую рисковую деятельность.

Другая проблема, связанная с ограничительными условиями, заключается в том, что их необходимо контролировать и обеспечивать их выполнение. Поскольку контроль и обеспечение применения ограничительных условий дороги, то на рынке долговых обязательств возникает та же проблема, что и на фондовом рынке, — проблема паразитирования. Если вам известно, что другие держатели облигаций контролируют и обеспечивают выполнение ограничительных условий, то вы можете бесплатно воспользоваться результатами их контроля. Однако другие держатели облигаций могут сделать то же самое. Это приведет к тому, что контролю и обеспечению выполнения ограничительных условий будет уделяться мало внимания. Финансовые посредники могут избежать проблемы паразитирования, так что никто другой не сможет воспользоваться результатами контроля и обеспечения выполнения ограничительных условий, проводимых посредником.

Средства, привлекаемые на фондовом рынке, традиционно являются одним из самых дешевых источников внешнего финансирования. Но, прежде чем выходить на рынок, компании необходимо добиться оцененности ее акций рынком (в случае, если цена акции не отражает фактическую стоимость приходящейся на нее доли компании, а является более низкой). В настоящее время для многих предприятий это означает многократное увеличение капитализации.

Добиться этого можно посредством реализации программ повышения ликвидности, которые должны включать в себя, во-первых, меры по организации и поддержанию ликвидного рынка акций, во-вторых, меры по организации информационного потока о компании для потенциальных инвесторов.

Помощь в составлении и реализации таких программ могут оказать профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом важно понимать, что развитие ликвидности рынка акций — процесс, требующий целого комплекса взаимосвязанных мер. Предприятию выгодно, чтобы интерес к его акциям увеличивался постепенно, а не возникал вследствие ажиотажа, связанного с попытками скупки крупных пакетов, сменяясь затем полным забвением. Как правило, добиться этого удается в случае, если компания сама принимает меры, чтобы контролировать и направлять процесс развития собственного рынка акций.

При этом нужно помнить, что в условиях неразвитого фондового рынка важнейшей составляющей программы повышения ликвидности помимо мероприятий, направленных на информационную открытость компании, является маркет-мейкерская поддержка рынка ее акций, в результате которой инвесторы получают возможность совершать сделки с акциями в определенном ценовом диапазоне.

Без усилий со стороны эмитента добиться высокой ликвидности акций представляется проблематичным. Но если компания действительно взялась за поиск и привлечение инвесторов, то все процедуры необходимо выполнить в полном объеме и в соответствии с мировой практикой. Очень важно, чтобы процесс повышения ликвидности превратился в долгосрочное направление работы.

Для эффективного участия брокеров (и частных инвесторов) в процессах фондового рынка недостаточно простой законодательной фиксации факта возможности создания брокерских контор. Как уже отмечалось выше, основной целью большинства инфраструктурных элементов фондового рынка является повышение ликвидности, поэтому в развитых странах брокерские конторы для увеличения привлекательности фондового рынка пользуются рядом специфических методов. К таким методам относятся метод маржи (margin account) и короткая продажа ценных бумаг (short sale).

Суть метода маржи сводится к тому, что инвестор за счет наличных денег немедленно оплачивает только часть стоимости купленных ценных бумаг. Недостающая часть оплачивается за счет банковского кредита, предоставляемого брокерской конторе и которым временно покрывается задолженность клиента. Гарантией внесения клиентом недостающей суммы являются приобретенные ценные бумаги, находящиеся на счете брокера. Преимущество и привлекательность такой схемы заключаются в использовании принципа финансового рычага, который заимствован из широкой практики использования различными предприятиями займов в качестве источника пополнения собственных оборотных средств.

Метод короткой продажи предполагает продажу инвестором ценных бумаг, не имеющихся у него в наличии, и, как следствие, предполагает их заем на рынке. Очевидно, что инвестору необходимо будет вернуть эти ценные бумаги, заплатив премию за пользование ими. Этот метод применяется в тех случаях, когда, по мнению инвестора, на рынке должно произойти понижение стоимости рассматриваемой ценной бумаги. Использование данного метода расширяет сферу активности инвесторов и на ценные бумаги, цена которых падает.

Для полноценного использования метода короткой продажи в пределах всего фондового рынка необходимо организовать особую брокерскую сеть, в которой можно было бы сдать или взять в «аренду» ценные бумаги. Эта задача не столь тривиальна, как может показаться на первый взгляд, поскольку возникают проблемы с проведением выплат по таким ценным бумагам (дивидендов, процентов и т.д.). В мировой практике аналогичные проблемы разрешены достаточно успешно.

В последние годы идет динамичный процесс все более активного использования сети интернет для управления финансами. За рубежом люди уже привыкли к дистанционному управлению банковскими счетами, и там число пользователей, получающих банковские услуги on-line, растет стремительными темпами.

В ближайшие годы, по мнению аналитиков, этот рост усилится. Как отмечает рейтинговое агентство Moody's, интернет непосредственно влияет на банковскую инфраструктуру и является катализатором для изменения финансовых рынков и институтов. Это заставляет финансовые институты форсировать процесс адаптации к новым рыночным условиям, и они будут вынуждены больше развивать on-line сервис, что будет способствовать увеличению их возможностей по предоставлению различных индивидуальных услуг для клиентов, предложению им оперативности, эффективности и конфиденциальности.

Интернет-технологии обладают как несомненными преимуществами, так и некоторыми недостатками. Сегодня уже можно говорить об опыте применения на практике интернет-технологий в различных странах. К примеру, 95% банков Финляндии предоставляют интернет-услуги и ими пользуются 10% клиентов. В Англии цифры чуть скромнее: 65% банков и 4—5% клиентов. В США около 5% клиентов управляют своими счетами через интернет.

По данным аналитических агентств, число пользователей услуг онлайновых банков в США к концу 2001 г. достигнет 22 млн. человек, т.е. около 10% населения страны. Кроме того, согласно новому опросу, проведенному Yankee Group, волна электронной коммерции начинает захлестывать Европу. Это происходит, несмотря на традиционно низкое участие европейцев в биржевых операциях: в Европе только 18% населения владеют акциями в отличие от 40% американцев. В 2001 году, по прогнозам Wall Street & Technology, в сети будет открыто свыше-12 млн. онлайновых счетов.

В области инвестиционной деятельности на международном фондовом рынке наблюдается процесс вытеснения традиционных финансовых брокеров электронными брокерами (E-broker), использующими интернет для осуществления клиентами электронной торговли финансовыми инструментами (E-trading). Согласно статистике, заказанной компанией E-trade (одна из крупнейших американских интернет-брокерских компаний), в течение последующих 5 пет более 80% индивидуальных инвесторов в США будут осуществлять сделки самостоятельно через интернет. Такие революционные изменения в технологии обслуживания клиентов имеют веские причины.

Предлагая новые возможности по обслуживанию клиентов, интернет-технология видоизменяет сам сервис, предоставляемый инвесторам на финансовых рынках. Прежде всего очевидны следующие преимущества электронных торговых технологий:

- имея оперативную финансовую информацию у себя на торговом терминале, клиент может сам принимать решения по управлению финансовым портфелем. Команды клиентов на совершение трансакций могут быть исполнены брокером в течение считанных секунд благодаря автоматизации процесса проверки данных команд брокером и передачи их в торговую биржевую систему. Это, несомненно, привлекательно для профессиональных игроков, хорошо владеющих рыночной ситуацией и осознанно принимающих свои решения. Кроме того, даже небольшая брокерская компания имеет возможность обслуживать тысячи клиентов;

- интернет-технология дает участнику электронных торгов практически те же возможности, которые имеет брокер, обладающий доступом к торговому терминалу биржевой системы. Кроме того, использование автоматизированной торговой технологии существенно снижает комиссионный сбор за трансакции. Все это позволяет инвестору играть на внутридневных колебаниях тренда (day trading), фиксируя спекулятивную прибыль;

- удаленность инвестора от брокера практически не имеет значения. Применение интернет-технологий позволяет обслуживать сколь угодно удаленных от брокера инвесторов, что резко увеличивает технологические возможности брокера по привлечению большего количества клиентов из различных регионов своей страны и других стран мира.

Электронные торговые системы существенно расширяют возможности инвестора по проведению торговых операций.

Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах:

1. Социальная справедливость — создание равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений и дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.

2. Надежная защита инвесторов — создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.

3. Регулирование — образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

4. Контролирование — создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.

5. Эффективность — максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, направленных на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и удовлетворению жизненных потребностей населения.

6. Правовой порядок — создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношения его субъектов.

7. Прозрачность и открытость — обеспечение инвесторов полной и доступной информацией, касающейся условий выпуска и оборота на рынке ценных бумаг; гласность финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.

8. Конкурентность — обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; образование условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установления немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.

9. Целостность — обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой являются республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться в следующих направлениях:

- обеспечение обязательного обнародования всей существенной информации о рынке ценных бумаг (условия выпуска и оборота ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение эмитентов, характер и тенденции в торговле ценными бумагами и т.д.);

- лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников, в том числе тех, которые занимаются трастовой деятельностью на рынке ценных бумаг, надзор за их действиями, разработка экономических нормативов, содержащих соотношение собственных финансовых средств к привлеченным, определяющих содержание и характер проводимых операций;

- надзор за биржевой торговлей ценными бумагами, введение обязательных для выполнения правил торговли, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

- привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, которые используют внутреннюю, недоступную другим информацию с целью получения дохода или избегания налогообложения по операциям с ценными бумагами;

- обеспечение прав владельцев ценных бумаг (доступ к финансовой отчетности эмитентов, участие в управлении путем реализации права голоса, беспрепятственная и быстрая передача прав собственности на ценные бумаги и т.д.).

Государство благоприятствует становлению и развитию эффективной и стабильной системы платежей для обслуживания операций по ценным бумагам, доступу на рынок ценных бумаг эмитентов, устанавливает ограничения по использованию на рынке ценных бумаг заемных средств. Комитет по ценным бумагам выполняет как функции контроля за соблюдением законодательства по ценным бумагам и налагает санкции за его нарушение, так и функции регулирования рынка ценных бумаг, предусмотренные законодательством, осуществляет наблюдение за размещением ценных бумаг белорусских эмитентов на международных рынках ценных бумаг и эмитентов других государств — на белорусском рынке ценных бумаг.

Эффективное функционирование рынка ценных бумаг, повышение ликвидности всех инструментов зависят от внедрения достижений мирового опыта: международных стандартов по клирингу и расчетам по ценным бумагам, регистрации и перерегистрации и т. д. Развитие систем клиринга и расчетов по ценным бумагам должно быть направлено на снижение свойственного этим системам риска путем сокращения срока между заключением и реализацией сделок по ценным бумагам, обеспечение гарантий их выполнения и установления принципа одновременного обмена денег на ценные бумаги. Эффективность может быть повышена путем отказа от физического перемещения ценных бумаг, стимулирования использования, где возможно, систем зачета, а также стандартизированных методов связи и строгих временных рамок выполнения операций.

Конечной целью становления системы обращения ценных бумаг является следующее:

- создание развитой, эффективно действующей республиканской депозитарной системы ценных бумаг. Кроме хранения ценных бумаг, депозитарная система может осуществлять и дальнейшее обслуживание сделок по ценным бумагам, предоставлять услуги по клирингу, ответственному хранению, расчетам и послеторговому обслуживанию ценных бумаг, осуществлять обработку информации, обеспечивать выплаты дохода и т. д. Депозитарий может как включать систему платежей в свою структуру, так и быть связанным с отдельной системой платежей;

- создание системы зачета требований при наличии достаточного объема рынка ценных бумаг;

- выполнение всех соглашений по ценным бумагам в соответствии с принципом «поставка против платежа»;

- принятие стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) для обращения документов по операциям с ценными бумагами и их нумерации.

Обращение ценных бумаг должно обеспечиваться следующими системами:

- биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами;

- депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

- зачета требований (клиринга), которая будет развиваться исходя из потребностей рынка ценных бумаг в целях обеспечения своевременной поставки ценных бумаг против платежа. Для предоставления процесса денежного клиринга и выполнения сделок по ценным бумагам клиринговым (расчетным) центром в депозитарной системе должен выступать Национальный банк Республики Беларусь и уполномоченные им учреждения банковской системы;

- быстрой, эффективной и разумно организованной сверки условий соглашений по ценным бумагам;

- быстрой и надежной регистрации перехода прав собственности на ценные бумаги. Для этого функция регистрации права собственности на ценные бумаги должна быть отделена от эмитентов и осуществляться уполномоченными учреждениями, независимыми от эмитентов. Эти же учреждения будут предоставлять эмитентам и акционерам сведения по реестру собственников соответствующих ценных бумаг.

В целях максимального развития рынка ценных бумаг в интересах инвесторов и эмитентов отдельных регионов республики, содействия привлечению финансовых ресурсов предприятий, создания благоприятных условий для развития технологий и производств, диверсификации производства в регионах, создания фондовой инфраструктуры, способной в процессе разгосударствления в сжатые сроки реструктуризировать производство в регионах, необходимо, чтобы наряду с биржевым рынком ценных бумаг развивался цивилизованный внебиржевой рынок ценных бумаг.

На внебиржевом рынке ценных бумаг создаются торгово-информационные системы учреждений, созданных на определенных условиях саморегулируемыми организациями или профессиональными участниками для организованной продажи ценных бумаг, целью которых является упорядочение этого рынка, повышение его эффективности и прозрачности. Эти торгово-информационные системы для организации своей деятельности могут использовать мощности иных действующих торговых систем, в том числе товарных бирж.

Внебиржевой рынок должен содействовать развитию услуг инвестиционного консультирования и управления портфелями ценных бумаг, что будет приближать рынок ценных бумаг, в первую очередь, к простому инвестору и его интересам.

Приватизация должна стать одним из основных источников появления с стране ценных бумаг в процессе развития фондового рынка. В ходе массовой приватизации должна образоваться широкая прослойка акционеров, а предприятия, которые были государственной собственностью, должны использовать свободные финансовые ресурсы рынка ценных бумаг, сняв с государства груз финансовой поддержки. Предшествовать формированию более объемного рынка ценных бумаг должно преобразование больших и средних государственных предприятий в открытые акционерные общества. В свою очередь, в процессе приватизации должны шире использоваться возможности инфраструктуры рынка ценных бумаг (размещение акций посредством фондовой биржи, привлечение к распространению акций торговцев ценными бумагами и т.д.).

Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, с самого начала деятельности должны ориентироваться на стандарты выпуска акций в дематериализованной форме. Функция регистрации изменения права собственности на акции открытых акционерных обществ должна быть передана независимым регистраторам.

Продажа акций в процессе приватизации должна ориентироваться на систему биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Компьютерная сеть, сеть чековых аукционов должны органично войти в систему фондового рынка, особенно внебиржевого рынка ценных бумаг.

На этапе первичного размещения акций приватизируемых предприятий использование клирингово-расчетной и депозитарной инфраструктуры фондового рынка поможет осуществить органичный переход ко вторичному обращению этих ценных бумаг на фондовом рынке.

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Беларуси законодательством должны быть обеспечены гарантии необлагаемого налогом режима перехода отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и исключение двойного налогообложения дивидендов, иных доходов от деятельности с ценными бумагами.

В процессе становления и развития национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, имеющих общенациональное значение.

Страхование рисков на фондовом рынке должно обеспечивать в первую очередь эмиссионную деятельность открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, с помощью как институциональных инвесторов (инвестиционных, страховых и пенсионных фондов и компаний), так и индивидуальных инвесторов, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, инвестирующих собственные сбережения в ценные бумаги белорусских эмитентов.

Для обеспечения достаточной прозрачности фондового рынка должно осуществляться широкое информирование о доходности операций с ценными бумагами и рисках, связанных с деятельностью на фондовом рынке.

Этот процесс должен обеспечиваться путем установления процедур и стандартов раскрытия информации об эмиссиях ценных бумаг, эмитентах, ценах и объемах торговли ценными бумагами. Представлять такую информацию через официальные и специальные издания должны эмитенты, профессиональные участники, фондовые биржи и депозитарии, Комитет по ценным бумагам. Государство должно содействовать введению передовых технологий, необходимых для развития рынка ценных бумаг. Для кадрового обеспечения функционирования рынка ценных бумаг в Беларуси должна быть создана система подготовки отечественных специалистов.

Рынок ценных бумаг Беларуси должен стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления портфельных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

Таким образом, главная цель совершенствования рынка ценных бумаг — способствовать созданию условий для становления целостного, высоколиквидного, прозрачного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг.

Мировой опыт становления рынка ценных бумаг показывает, что процессы реформирования властных структур, перестройки экономики благоприятствуют образованию рынка ценных бумаг как самой сложной части рыночных отношений. Рынок ценных бумаг ускоряет оборот капиталов, способствует рациональному размещению финансовых ресурсов, дает возможность оперативно оценивать эффективность управления предприятиями, создает условия для добросовестной конкуренции, предотвращает проявление монополизма.

Становление и развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг.

Основные же направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь следующие:

1. Для минимизации перечисленных рисков развития расчетно-клиринговой и депозитарной системы является создание крупных гарантийных фондов при биржах и клиринговых организациях за счет средств самих биржевых посредников.

2. Средства решения проблемы принципала должны стать производство информации (мониторинг), государственное регулирование и финансовое посредничество.

3. Решением проблемы морального риска в договорах о долговых обязательствах является участие собственного капитала, финансовое посредничество, а также мониторинг и правовое обеспечение выполнения ограничительных условий.

4. Добиться этого можно посредством реализации программ повышения ликвидности, которые должны включать в себя, во-первых, меры по организации и поддержанию ликвидного рынка акций, во-вторых, меры по организации информационного потока о компании для потенциальных инвесторов. Помощь в составлении и реализации таких программ могут оказать профессиональные участники рынка ценных бумаг.

5. Электронные торговые системы существенно расширяют возможности инвестора по проведению торговых операций.

6. Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах: социальная справедливость; надежная защита инвесторов; регулирование; контролирование; эффективность; правовой порядок; прозрачность и открытость; конкурентность; целостность.

7. Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться в следующих направлениях:

- обеспечение обязательного обнародования всей существенной информации о рынке ценных бумаг (условия выпуска и оборота ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение эмитентов, характер и тенденции в торговле ценными бумагами и т.д.);

- лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников, в том числе тех, которые занимаются трастовой деятельностью на рынке ценных бумаг, надзор за их действиями, разработка экономических нормативов, содержащих соотношение собственных финансовых средств к привлеченным, определяющих содержание и характер проводимых операций;

- надзор за биржевой торговлей ценными бумагами, введение обязательных для выполнения правил торговли, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

- привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, которые используют внутреннюю, недоступную другим информацию с целью получения дохода или избежания налогообложения по операциям с ценными бумагами;

- обеспечение прав владельцев ценных бумаг (доступ к финансовой отчетности эмитентов, участие в управлении путем реализации права голоса, беспрепятственная и быстрая передача прав собственности на ценные бумаги и т.д.).

8. Становление и развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В первой главе дипломной работы рассмотрены основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Таким образом, ценная бумага по своей сути имеет двойственную природу. Иными словами, ценная бумага, с одной стороны, представляет собой имущественное право, а с другой – документ, удостоверяющий наличие этого имущественного права, т.е. вещь (движимое имущество), и следовательно, имеет характеристики, свойственные вещи.

Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Первичный рынок предшествует вторичному и ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынке происходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют на положение дел эмитента).

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. Основной целью деятельности биржи, является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной торговли ценными бумагами. Во второй главе проведен анализ состояния и проблем рынка ценных бумаг Республики Беларусь. Таким образом, ифраструктура рынка ценных бумаг Беларуси в настоящее время включает более 5000 эмитентов, свыше миллиона инвесторов (владельцев ценных бумаг), 126 профессиональных участников. Последнюю категорию представляют юридические лица разных форм собственности, в том числе 27 банков, Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». За пройденный с 1998 г. период БВФБ стала неотъемлемой частью валютного и фондового рынков страны, сделав ставку на технологическое развитие биржевого рынка, совершенствование его нормативной базы и вовлечение в биржевой оборот максимально широкого спектра финансовых активов. В структуре фондового рынка Республики Беларусь более 50 % общего объема по номиналу приходится на корпоративные ценные бумаги (акции и облигации), порядка 27 % — на векселя банков, депозитные и сберегательные сертификаты, около 20 % — на кратко- и долгосрочные облигации Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка страны.

Уровень капитализации рынка ценных бумаг растет (в последние годы он составляет порядка 30 %), однако он не достигает уровня аналогичного показателя не только в промышленно развитых странах, но и в государствах СНГ.

Наиболее важными проблемами белорусского рынка ценных бумаг в настоящее время являются:

- недостаточные темпы рыночных преобразований в республике и низкая инвестиционная активность, оказывающие негативное влияние на развитие самого фондового рынка. Продолжает действовать мораторий (запрет) на свободную продажу акций, полученных физическими лицами в ходе льготной приватизации (Декрет № 3 Президента Республики Беларусь от 20.03.98 г.). Это тормозит формирование контрольных пакетов и появление эффективных собственников. Привлекательность акционерных обществ как формы инвестирования денежных средств значительно снижена из-за сохранения за государством особого права вводить так называемую «золотую акцию» (Указ Президента Республики Беларусь от 14.11.97 г.), которое далеко не всегда используется рационально;

- национальный рынок акций по-прежнему недостаточно ликвиден по сравнению не только с другими странами, но и с национальным рынком государственных ценных бумаг;

- неразвит такой сегмент рынка, как рынок корпоративных облигаций;

- высока доля государства в акционерном капитале;

- чрезвычайно завышены ставки налогообложения на рынке ценных бумаг, что серьезно тормозит развитие данного рыночного института.

В соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь ставка налога на доходы по операциям с ценными бумагами, уплачиваемая юридическими лицами (за исключением кредитно-финансовых и страховых организаций), составляет 40 % . При ставке налога на прибыль от большинства других видов деятельности в размере 24 % она является высокой и не-стимулирующей развитие фондового рынка. По такой же ставке (40 %) уплачиваются налоги и от погашения ценных бумаг, что служит основной причиной сдерживания выпуска предприятиями облигационных займов. Развивающийся фондовый рынок требует если не льготной, то по крайней мере нейтральной системы налогообложения для привлечения средств в реальный сектор экономики;

- мало предприятий стали акционерными обществами открытого типа, акции которых могли бы котироваться на бирже;

- проценты по вкладам в коммерческих банках превышают доход, который можно получить от акций;

- недостаточен уровень информационного и аналитического обеспечения населения и участников фондового рынка данными об эмитентах, состоянии торговли ценными бумагами этих эмитентов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг.

В третье главе показаны пути решения проблем отечественного рынка ценных бумаг. Таким образом, главная цель совершенствования рынка ценных бумаг — способствовать созданию условий для становления целостного, высоколиквидного, прозрачного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг.

Мировой опыт становления рынка ценных бумаг показывает, что процессы реформирования властных структур, перестройки экономики благоприятствуют образованию рынка ценных бумаг как самой сложной части рыночных отношений. Рынок ценных бумаг ускоряет оборот капиталов, способствует рациональному размещению финансовых ресурсов, дает возможность оперативно оценивать эффективность управления предприятиями, создает условия для добросовестной конкуренции, предотвращает проявление монополизма.

Становление и развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг.

Основные же направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь следующие:

1. Для минимизации перечисленных рисков развития расчетно-клиринговой и депозитарной системы является создание крупных гарантийных фондов при биржах и клиринговых организациях за счет средств самих биржевых посредников.

2. Средства решения проблемы принципала должны стать производство информации (мониторинг), государственное регулирование и финансовое посредничество.

3. Решением проблемы морального риска в договорах о долговых обязательствах является участие собственного капитала, финансовое посредничество, а также мониторинг и правовое обеспечение выполнения ограничительных условий.

4. Добиться этого можно посредством реализации программ повышения ликвидности, которые должны включать в себя, во-первых, меры по организации и поддержанию ликвидного рынка акций, во-вторых, меры по организации информационного потока о компании для потенциальных инвесторов. Помощь в составлении и реализации таких программ могут оказать профессиональные участники рынка ценных бумаг.

5. Электронные торговые системы существенно расширяют возможности инвестора по проведению торговых операций.

6. Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах: социальная справедливость; надежная защита инвесторов; регулирование; контролирование; эффективность; правовой порядок; прозрачность и открытость; конкурентность; целостность.

7. Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться в следующих направлениях:

- обеспечение обязательного обнародования всей существенной информации о рынке ценных бумаг (условия выпуска и оборота ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение эмитентов, характер и тенденции в торговле ценными бумагами и т.д.);

- лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников, в том числе тех, которые занимаются трастовой деятельностью на рынке ценных бумаг, надзор за их действиями, разработка экономических нормативов, содержащих соотношение собственных финансовых средств к привлеченным, определяющих содержание и характер проводимых операций;

- надзор за биржевой торговлей ценными бумагами, введение обязательных для выполнения правил торговли, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

- привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, которые используют внутреннюю, недоступную другим информацию с целью получения дохода или избежания налогообложения по операциям с ценными бумагами;

- обеспечение прав владельцев ценных бумаг (доступ к финансовой отчетности эмитентов, участие в управлении путем реализации права голоса, беспрепятственная и быстрая передача прав собственности на ценные бумаги и т.д.).

8. Становление и развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг.


Список использованных источников


1.     Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3: Принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноя. 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 22.12.2005 г., № 76-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1173.

2.     Авдеев Т.К. Макроэкономика / Т.К. Авдеев. - М.: Новое знание, 2007, – 415 с.

3.     Алексеенок, В.А. Экономика: учебник / В.А. Алексеенок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 467 с.

4.     Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции./ Б.И. Алехин – Самара: СамВен, 2002. – 160 с.

5.     Балинт И. Мурани, М. Макроэкономика: учебное пособие / И. Балиант, М. Мурани. – М.: Профиздат, 2008. – 458 с.

6.     Барздов Г.А. Рынок ценных бумаг и фондовые биржи: учебное пособие / Г. Барздов. – Мн.: Издательский центр БГУ, 2006. – 104 с.

7.     Белов В.А. Денежные обязательства / В.А. Белов. – М.: АО ЦентрЮрИнформ, 2001. – 237с.

8.     Василенко Л.А. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / Л.А. Василенко. - М.: РАГС, 2006. – 245 с.

9.     Герчикова, И.Н. Макроэкономика: учебник / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 448 с.

10.             Губченко С.П. Экономика / С.П. Губченко. - М.: Дело, 2008. – 435 с.

11.             Денисенко А. Сенин, В. Макроэкономика / А. Денисенко, В. Сенин. – М.: Юрист, 2006. – 420 с.

12.             Евсеев Н.В. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / Н.В. Евсеев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 456 с.

13.             Касимов Ю.Ф. Введение в теорию оптимального портфеля ценных бумаг: учеб. пособие / Ю.Ф. Касимов. – М.: Анкил, 2005. – 144с.

14.             Килячков А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учеб. пособие / А.А. Килячков Л.А. Чалдаева. – М.: Юристъ, 2001. – 704с.

15.             Криничанский, К.В. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / К.В. Криничанский. – 2-е изд. – М.: Дело сервис, 2010. – 608с.

16.             Куркунов, И.Т. Рынок ценных бумаг / И.Т. Куркунов. – М.: Новое знание, 2005. – 434 с.

17.             Ладуцько А.А. Макроэкономика: учеб. пособие / А.А. Ладуцько. – СПб: МВТ, 2006. - 378

18.             Лемешевский И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособие / И.М. Лемешевский. – Мн.: ФУААинтерформ, 2009. – 702 с.

19.             Малахов Ф.В. Рынок ценных бумаг / Ф.В. Малахов. – СПб.: Логос, 2006. – 435 с.

20.             Маманович П. Рынок ценных бумаг: теория и тесты / П. Маманович. – Мн.: Медисонт, 2009. – 420с.

21.             Новик С.В. Рынок ценных бумаг: белорусские перспективы. – Мн.: БГУ, 2001. – 178с.

22.             Новицкий А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Новицкий. - Р-н-Д.: Батерфляй, 2007. – 412 с.

23.             Ногимов М.Л. Рынок ценных бумаг: практич. руководство / М.Л. Ногимов. – М.: Новое знание, 2007. – 502 с.

24.             Нормативная правовая база рынка ценных бумаг // [электронный ресурс]. Режим доступа: www.invest.belarus.by. Дата доступа: 29.05. 2010

25.             Основные показатели по странам СНГ // Статистика Беларуси. – 2010. - № 1. – С 121 – 122.

26.             Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в 2009 году // [электронный ресурс]. Режим доступа: #"1.files/image010.jpg">

Примечание – Источник: [18]

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Схема взаимодействия участников рынка ценных бумаг в 2009 г.


Примечание – Источник: [18]


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ