Рынок государственных ценных бумаг в РФ
Рынок государственных ценных бумаг в РФ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1Рынок государственного
долга и его структура
1.2Механизм рынка
государственного внутреннего долга
2Рынок
государственных ценных бумаг. Современное положение
2.1Характеристика
деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
2.2ЦБ как агент
государства
2.3Банк развития и
внешнеэкономической деятельности
2.4Сбербанк РФ как агент государства
3Направления
совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИе
Государственные ценные бумаги занимают важное место
среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства,
органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся
государственной поддержкой.
Выпуск государственных ценных бумаг является
наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита
по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или
получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов
Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому
во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим
ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению
в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с
инфляцией и расстройством денежного обращения страны.
Необходимость выпуска государственных долговых
обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее
выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего
года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг
может послужить то, что в течении года у государства могут возникать
относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти
разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в
определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно
по времени.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг
может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений,
устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью
обращения таких обязательств является то, что их владельцы могут через
определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либо
использовать их при уплате налогов.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для
финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких
случаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги,
но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными
учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной
поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных
ценных бумаг.
Первичное размещение государственных ценных бумаг
осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них
главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу
по распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев
приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых
государствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительно
самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во
многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном
размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений
и организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты на
участие коммерческих банков в подобной деятельности.
Целью данной работы является изучение деятельности
агентов государства на рынке государственных ценных бумаг и оценка их
значимости в процессе формирования внутреннего государственного долга.
Предметом исследования в данной работе является
механизм работы рынка государственных ценных бумаг, а объектами изучения –
агенты государства: Центральный Банк РФ, Внешэкономбанк, Сбербанк.
Задачей является рассмотрение некоторых агентов
достаточно подробно, что бы сделать выводы о необходимости их участия в
процессе формирования и погашения государственного долга.
Актуальность избранной темы курсовой работы связана
с тем, что в последнее время многие предприятия начали вкладывать значительные
денежные средства в операции на рынке ценных бумаг и, в частности, такой
доходный сектор, как государственные ценные бумаги, рассматриваемые
государством как одно из направлений неинфляционного покрытия бюджетного
дефицита путем привлечения частных средств. Поэтому очень важно знать кто и
каким образом осуществляет управление государственным долгом.
Новизна работы состоит
в изучении современного положения рынка государственных ценных бумаг, изучении
агентов государства, действующих на этом рынке, а также рассмотрении перспектив
дальнейшего развития институтов управления государственным внутренним долгом.
1
Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1
Рынок государственного долга и его структура
Государственные
заимствования осуществляются на финансовом рынке. Финансовый рынок представляет
собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к
пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов,
выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый
рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных
капиталов.
Оба
этих компонента предоставляют средства для государственных заимствований.
Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных,
муниципальных и корпоративных ценных бумаг.
Заново
становление рынка государственных ценных бумаг в России началось в 1991 г. Основными факторами, определяющими его развитие, явились:
¾
развитие
практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет
выпуска государственных ценных бумаг;
¾
реструктуризация
внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа;
¾
появление
специфических финансовых инструментов – казначейских обязательств, налоговых
освобождений и векселей для решения кризиса неплатежей;
¾
постепенное
открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки
капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок.
Под
воздействием этих факторов сформировались правовые, экономические и
организационные основы для дальнейшего развития отечественного рынка
государственных ценных бумаг.
В
качестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценных
бумаг исполнительная власть определяет следующие направления:
¾
восстановление
участия государства на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведения
сдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований;
¾
восстановление
доверия участников рынка к государству как эмитенту ценных бумаг на основе
полного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной части
государственного долга;
¾
последовательная
работа по снижению стоимости и увеличению сроков государственных заимствований;
¾
функциональное
разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка
(краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком
погашения свыше одного года);
¾
выпуск
широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей
различных групп инвесторов;
¾
обеспечение
скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через
механизмы рынка ценных бумаг;
¾
поддержание
надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов.
Надежность
и доступность государственных долговых обязательств для инвесторов
обеспечивается формированием государственной долговой книги и возможностью
прямого владения ценными бумагами любыми группами инвесторов. Для обеспечения
доступа максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных займов,
и, прежде всего, коллективных инвесторов, государство стимулирует развитие
соответствующих механизмов и технологий.
В
истекшие годы становления и развития рынка государственного долга власти
опробовали функционирование различных видов ценных бумаг. Среди них –
облигации, казначейские векселя, казначейские обязательства, векселя Минфина
РФ, золотые сертификаты, жилищные сертификаты.
Облигация
государственного займа – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её
держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок её
номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного
имущественного эквивалента. Как эмиссионное обязательство она характеризуется
одновременно следующими тремя признаками:
¾
закрепляет
совокупность имущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и
безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;
¾
размешается
выпусками;
¾
имеет
равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости
от времени приобретения облигации.
Для
покрытия текущей бюджетной задолженности перед предприятиями и организациями в
1994 г. Правительство РФ выпустило казначейские векселя и казначейские
обязательства. Оба вида новых государственных финансовых инструментов удовлетворяли
всем признакам эмиссионной ценной бумаги. Однако если казначейские векселя
сразу могли поступать во вторичный оборот, то казначейские обязательства могли
попасть во вторичное обращение только после прохождения установленного числа
индоссаментов (обязательных расчетов с поставщиками).
Золотые
сертификаты 1993 г. выпускались в виде ценных бумаг государства, замещавших
собой операции по продаже золота. Они отвечали требованиям эмиссионной ценной
бумаги, но являлись именными и не подлежали вторичному обращению на финансовом
рынке.
Жилищные
сертификаты — государственные ценные бумаги, замещающие собой операции по
продаже общей жилой площади в домах-новостройках по частям. По накоплении
определенного количества жилищные сертификаты обмениваются на соответствующую
квартиру или погашаются деньгами. Сертификаты представляют собой специфический
вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, номинал которых
выражается в единицах общей площади жилья и в его денежном эквиваленте.
Выпуск
свободно обращающихся векселей Министерства финансов РФ осуществлен в 1995 г.
для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческими банками,
проводившими в 1992-1994 годах кредитование организаций АПК, потребительской
кооперации и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего
Севера. Векселя эмитировались в размере задолженности заемщиков по
централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 г.
Эта задолженность образовалась в результате погашения с корреспондентских
счетов коммерческих банков централизованных кредитов и начисленных процентов по
ним без уплаты соответствующих сумм заемщиками.
Рынок
ссудных капиталов можно условно разделить на рынок долгосрочных кредитов и
краткосрочных кредитов. На этих рынках государственные органы действуют на
началах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могут
обращаться к любым банкам, и кредиты получают на условиях, формирующихся под
воздействием закона спроса и предложения. Исключение составляет кредитование
Банком России потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготных
условиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).
Со
второго квартала 1995 г. прямое заимствование средств федеральной властью у
Центробанка РФ прекращено. Оно не отвечало требованиям рыночной экономики и
являлось мощным инфляционным фактором. Вся задолженность Правительства РФ перед
Банком России 15 марта 1997 г. переоформлена в облигации федеральных займов с
постоянным купонным доходом. В результате обострения финансового кризиса летом
1998 г., в четвертом квартале того же года и в 1999 г. Правительство РФ вновь
было вынуждено использовать кредиты Центрального банка РФ.
На
финансовом рынке государство выступает и как гарант по заимствованиям,
привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования
предприятиями и организациями государственных гарантий они предоставляются на
конкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам или
привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств
инвесторов для развития инвестиционных проектов.
До
недавнего времени государственные гарантии предоставлялись и по коммерческим
кредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств федерального
бюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансирования
банковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федерального
бюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того,
предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансирования
из федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее.
С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий при
недополучении бюджетных средств прекращена.
Таким
образом, рынок государственного долга можно определить как совокупность
отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами,
инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных
ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления
государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и
местными органами власти, экономическими субъектами.
Другими
словами, рынок государственного долга включает в себя следующие три сегмента:
рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов,
рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальных
и корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местного
самоуправления и экономическими субъектами).
Рынок
государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. На
внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства
являются многочисленные российские предприятия и организации,
финансово-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторами
государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические
лица, международные финансовые организации.
1.2
Механизм рынка государственного внутреннего долга
Система участников рынка государственных
заимствований на федеральном уровне включает в себя
¾
Министерство
финансов РФ;
¾
Центральный
банк РФ;
¾
Внешэкономбанк;
¾
Московскую
межбанковскую валютную биржу (ММВБ);
¾
региональные
торговые площадки;
¾
дилеров;
¾
уполномоченные
банки и другие кредитные организации;
¾
инвесторов.
Между
этими участниками рынка сложились определенные взаимоотношения, которые
являются результатом распределения выполняемых на рынке видов профессиональной
деятельности и функций.
Самым
массовым участником рынка государственных ценных бумаг выступают инвесторы. Это
экономические агенты, осуществляющие инвестиции в государственные долговые
обязательства. В числе инвесторов можно выделить следующие группы
¾
население;
¾
коллективные
инвесторы (чековые и паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные
фонды);
¾
коммерческие
банки;
¾
страховые
общества;
¾
государственные
внебюджетные фонды и прочие.
Министерство
финансов РФ является эмитентом, который производит выпуск государственных
ценных бумаг от имени Российской Федерации.
Центральный
банк РФ выступает как организатор и генеральный агент Минфина РФ. В качестве
такового Банк России выполняет самые разнообразные функции, перечень и
содержание которых определяется по отношению к каждому займу в отдельности. В
частности, он вместе с эмитентом может:
¾
устанавливать
порядок размещения, обращения и погашения займов;
¾
хранить
государственные ценные бумаги;
¾
регистрировать
сделки купли-продажи;
¾
осуществлять
сами сделки;
¾
организовывать
вторичное обращение и погашение долговых обязательств государства;
¾
погашать
их.
Внешэкономбанк является
агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютного
облигационного займа. Он:
¾
осуществляет
выдачу облигаций;
¾
организует
учет их первичного размещения и вторичного обращения;
¾
ведет
соответствующие облигационные счета;
¾
осуществляет
полномочия основного платежного агента.
Московская
межбанковская валютная биржа:
¾
проводит
аукционы и вторичные торги государственными краткосрочными бескупонными
облигациями и облигациями федеральных займов;
¾
обеспечивает
учет владельцев облигаций и движение последних между ними;
¾
открывает
счета и проводит расчеты между дилерами.
Наряду
с ММВБ в режиме реального времени работают ещё семь региональных торговых
площадок, но их доля в суммарном объеме проводимых операций ничтожно мала.
Тем
не менее, включение в орбиту единого российского электронного финансового рынка
Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Владивостока,
Нижнего Новгорода и Самары имеет большое значение – теперь большая часть
российских банков и инвестиционных компании имеет равные возможности по работе
на внутреннем рынке государственного долга, независимо от их территориального
расположения.
Дилерами,
как правило, являются банки, другие кредитные организации, финансовые компании.
Они делятся на две группы: первичных и официальных дилеров. Дилеры действуют на
основе заключенного с Банком России договора.
Официальные
дилеры:
¾
выступают
посредниками между первичными дилерами и инвесторами при заключении сделок на
рынке ГКО-ОФЗ;
¾
ведут
учет владельцев облигаций в своем субдепозитарии;
¾
обеспечивают
своевременность и точность расчетов по своим операциям и операциям своих
клиентов.
Первичные
дилеры – это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют
дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.
Уполномоченные
банки определяются для работы с конкретным кругом клиентов или обслуживания
определенного займа. Так, из числа первичных дилеров выделяются уполномоченные
банки для работы с нерезидентами, есть уполномоченные банки и другие кредитные
организации, обслуживающие размещение и обращение облигаций государственного
сберегательного займа. Специальный институт уполномоченных банков обслуживал
движение казначейских обязательств. Критериями выбора уполномоченных банков
могут быть разные факторы: наличие лицензии на работу с иностранной валютой
(для работы с нерезидентами), покупка облигаций на определенных Минфином РФ
условиях подписки (сберегательный заем), наличие опыта работы с предприятиями
определенных отраслей (казначейские обязательства).
Характеристика
функций основных участников рынка государственного долга свидетельствует о том,
что они распределили между собой все виды профессиональной деятельности на
рынке государственных ценных бумаг и выступают соответствующими
профессиональными участниками рынка.
Дилерскую
деятельность осуществляют первичные и официальные дилеры, уполномоченные банки
по работе с облигациями сберегательного займа.
Брокерскую
деятельность ведут официальные дилеры, уполномоченные банки, Внешэкономбанк.
Управление
ценными бумагами инвестора осуществляют официальные дилеры и уполномоченные
банки.
Клиринговая
деятельность находится в компетенции ММВБ.
Депозитарной
деятельностью занимаются Центральным банк РФ (казначейские векселя), ММВБ,
дилеры, уполномоченные банки по работе с нерезидентами.
Реестр
владельцев ценных бумаг ведут Минфин РФ и территориальные органы федерального
казначейства (векселя Минфина РФ), дилеры, Внешэкономбанк.
Торговую
деятельность осуществляют ММВБ, первичные дилеры, уполномоченные банки,
Российская торговая система.
В
результате сложившегося распределения полномочий между основными участниками
рынка государственного долга каждый инвестор в любое время беспрепятственно
может вложить свои средства в избранную им государственную ценную бумагу,
разрешенную положением о ней к покупке данной категорией инвесторов.
1.3
Рынок государственных ценных бумаг. Современное
положение
Начнем рассматривать современное
положение рынка государственных ценных бумаг с 2008 года.
Исходя из имеющихся последних данных
о рынке государственных ценных бумаг можно сделать вывод, что август 2008 стал
рекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутренних
государственных облигаций.
За август котировки наиболее длинных
облигаций федерального займа (ОФЗ) снизились на 5-12 процентных пунктов. Такого
значительного падения стоимости государственных бумаг не было с кризиса 1998
года. Только в 2005 году наблюдалось столь резкое движение цен, но тогда ОФЗ
наоборот дорожали за счет притока иностранного капитала на фондовый рынок.
Объем рынка ОФЗ а настоящее время
составляет более 1 трлн руб. Крупнейшими держателями госбумаг являются
Сбербанк, Банк развития и Банк России. Сбербанк держит госбумаг примерно на
300 млрд руб. Согласно отчетности ВЭБа, его портфель ОФЗ превышает
160 млрд руб.
Общая экономическая целесообразность
вложения средств в ОФЗ для инвесторов снижается, и причиной тому — повышение
Банком России ключевых ставок, считают участники рынка. Под ОФЗ можно получать
рефинансирование, в частности, в ЦБ по операциям репо. Однако с весны 2008года
ставка по сделкам репо выросла с 6,25% до 7% годовых. За тот же срок ставка
рефинансирования ЦБ выросла с 10,25% до 11% годовых. Удорожание денег
Центробанка привело к потере интереса инвесторов к федеральным облигациям.
"Июльское повышение Центробанком ставки рефинансирования до 11% стало
последней каплей, спровоцировавшей начало продажи госбумаг",— считает
аналитик банка "Зенит" Александр Ермак[1]. Менее чем за два месяца
самый длинный выпуск ОФЗ с погашением в 2036 году потерял 15 процентных
пунктов, из которых 12 — за август.
Падение котировок госбумаг может
привести к снижению прибыли держателей. Как правило, бумаги, находящиеся в
инвестиционном портфеле, остаются там до погашения. Бумаги в торговом портфеле
периодически переоцениваются по текущим котировкам, и в случае их снижения
влияют на финансовый результат. Банкиры признаются, что стараются держать ОФЗ в
торговых портфелях.
Смягчить эффект от падения стоимости
ОФЗ крупным держателям этих бумаг позволяет игра на повышение. В последний
рабочий день месяца, когда держатели бумаг традиционно проводят переоценку
торговых портфелей, госбумаги неожиданно подорожали. Трейдеры нескольких банков
рассказали, что за минуту до окончания торгов ОФЗ появились котировки, на
несколько процентных пунктов превышающие среднедневные уровни. В результате в
некоторых длинных выпусках госбумаг прошли сделки на 150-200 млн руб., а
цена к закрытию выросла на два-три процентных пункта. Однако банкиры и
управляющие публично не признаются в совершении таких операций.
До конца 2008 года ситуация на рынке
ОФЗ только ухудшалась, считают эксперты. Учитывая отсутствие поддержки госбумаг
со стороны крупных игроков и бегство инвесторов из длинных позиций, переоценка
доходностей ОФЗ продолжилась.
Снижение доходностей ОФЗ ударило
прежде всего не по частным управляющим компаниям, в структуре портфелей которых
доля этих бумаг незначительна, а по Банку развития. В портфеле ВЭБа,
инвестирующего пенсионные накопления, более 60% занимают ОФЗ. Согласно закону
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой
пенсии Российской Федерации", любая управляющая компания, в том числе ВЭБ,
должна обеспечить сохранность пенсионных накоплений, то есть не может
показывать отрицательную доходность их инвестирования. По итогам второго
квартала 2008 года ВЭБ показал доходность инвестирования накопительной части
пенсии в размере 4,85% годовых. При этом за этот же период котировки ОФЗ в
целом снизились на два процентных пункта.
Несмотря на неблагоприятные прогнозы
экспертов, анализ результатов работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ за
сентябрь 2008 показали стабилизацию ситуации на рынке
государственных ценных бумаг.
По
данным Центрального Банка рынок государственных ценных бумаг на 2010 год находится
в следующем положении:
В
рассматриваемый период Минфин России продолжал укрупнять объемы последних
выпущенных в обращение выпусков государственных ценных бумаг. На вторичном
рынке были проведены два аукциона по доразмещению двух выпусков ОФЗ-ПД
срочностью 2,3 и 2,8 года. Суммарный объем размещения составил
3,7 млрд. руб. по номиналу против 15,1 млрд. руб. в марте.
Таблица 1 – Параметры
и результаты аукционов по доразмещению ОФЗ на вторичном рынке
Параметры выпусков
|
Дата аукциона
|
14.04.2010
|
21.04.2010
|
Номер выпуска
|
25072
|
25073
|
Объем предложения, млрд. руб.
|
6,0
|
11,1
|
Срок обращения, дней
|
1 015
|
833
|
Дата погашения
|
23.01.2013
|
1.08.2012
|
Результаты аукционов
|
Объем спроса по номиналу, млрд. руб.
|
5,12
|
5,51
|
Объем спроса по рыночной стоимости,
млрд. руб.
|
5,36
|
5,69
|
Объем размещения по номиналу, млрд.
руб.
|
2,04
|
1,71
|
Объем выручки, млрд. руб.
|
2,13
|
1,77
|
Цена отсечения, % от номинала
|
103,13
|
101,95
|
Средневзвешенная цена, % от номинала
|
103,16
|
102,03
|
Доходность по цене отсечения, %
годовых
|
5,99
|
6,00
|
Доходность по средневзвешенной цене, %
годовых
|
5,98
|
5,97
|
Премия/дисконт к доходности выпуска на
вторичном рынке, базисных пунктов
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
апреле в соответствии с платежным графиком эмитент выплатил купонный доход по
7 выпускам ОФЗ на сумму 5,9 млрд. рублей. По итогам месяца
номинальный рыночный портфель гособлигаций возрос на 0,3% — до
1490,9 млрд. рублей. Дюрация рыночного портфеля ОФЗ снизилась на
9 дней и на конец апреля составила 4,4 года.
На
вторичном рынке стоимостный объем спроса на облигации (в основном режиме
торгов) незначительно уменьшился при некотором увеличении объема предложения
ОФЗ. Объем сделок, заключенных в основном режиме торгов (без технических сделок),
сократился относительно марта на 31% (до 33,2 млрд. руб.), во внесистемном
режиме — на 28% (до 96,6 млрд. руб.) по фактической стоимости.
В основном режиме торгов сделки заключались преимущественно с ОФЗ
срочностью от 1 года до 3 лет, во внесистемном режиме торгов — с
облигациями сроком от 4 до 5 лет.(см. рисунок А.1)
Средняя
за месяц валовая доходность ОФЗ снизилась в апреле по сравнению с предыдущим
месяцем на 19 базисных пунктов — до 6,67% годовых. Размах колебаний
доходности ОФЗ в анализируемый период составил 72 базисных пункта
(в марте — 111 базисных пунктов). (см. рисунок А.2).
Кривая
бескупонной доходности ОФЗ на конец анализируемого периода была возрастающей на
участках до 3 лет и свыше 4 лет, убывающей на участке от 3 до
4 лет. Кривая бескупонной доходности на участке от 2 до 3 лет
сдвинулась вверх, а по остальным срокам — вниз. (см. рисунок А.3).
По
итогам апреля бескупонная доходность ОФЗ срочностью 3 года повысилась на
8 базисных пунктов. По базовым срокам 5; 10 и 30 лет по итогам месяца
бескупонная доходность ОФЗ понизилась на 7; 10 и 11 базисных пунктов
соответственно. (см. рисунок А.4).
Рынок госбумаг является сегодня одним из
основных сегментов российского финансового рынка, предоставляя участникам
возможности инвестирования средств в сверхнадежные инструменты и обеспечивая
формирование индикаторов безрисковых процентных ставок, необходимых как рынку
корпоративных облигаций, так и иным сегментам финансового рынка, и экономике в
целом.
Вместе с тем, за последние годы основной
функцией рынка госбумаг стало обеспечение Банка России и участников финансового
рынка инструментарием для управления ликвидностью. Так, сделки прямого репо с
Банком России, заключаемые на рынке госбумаг, стали основным инструментом ЦБ
при проведении денежно-кредитной политики, а сделки междилерского репо,
совершаемые участниками рынка госбумаг, позволяют им
эффективно размещать и привлекать временно свободные средства под надежное
обеспечение.
К существующим на рынке госбумаг проблемам
можно отнести недостаточную ликвидность вторичного рынка, что является в
значительной степени результатом концентрации бумаг в портфелях крупных
пассивных инвесторов. В первую очередь речь идет об инвестировании в госбумаги
пенсионных накоплений. Однако по мере дальнейшего роста объема рынка в
соответствии с планами Минфина и обсуждаемого расширения инструментария для
инвестирования пенсионных средств ликвидность рынка госбумаг будет расти.
Усилия ММВБ по развитию рынка госбумаг
направлены на повышение ликвидности рынка, создание дополнительных возможностей
и сервисов для участников рынка, Минфина и Банка России, приближение к
международным стандартам торговли, клиринга и расчетов в рамках концепции
создания в Москве международного финансового центра. При этом на рынке госбумаг
продолжают появляться все новые технологий, которые в дальнейшем работают на
благо всего российского финансового рынка.
В связи с тем что на рынке госбумаг
преобладают среднесрочные и долгосрочные инструменты, у участников отсутствуют
ориентиры в определении стоимости "коротких" денег; у дилеров и
инвесторов ограничены возможности по формированию и эффективному управлению
своими портфелями государственных ценных бумаг. Одним из способов решения
данной проблемы могло бы стать введение программы стрипования.
На сегодняшний день программы стрипования — раздельного обращения купонов и номиналов облигаций —
используются в большинстве развитых стран. Одной из причин популярности
программ стрипования стало то, что их введение предоставляет Министерству
финансов, как эмитенту, возможность предложить участникам пользующиеся спросом
краткосрочные финансовые инструменты без изменения политики долгосрочных
заимствований и без сокращения дюрации долга. Для Банка России появление нового
короткого сегмента рынка государственных ценных бумаг, сопровождающееся
повышением активности участников рынка, означает формирование индикатора
стоимости коротких денег, общее повышение ликвидности рынка государственных
ценных бумаг и, как следствие, возможность более гибко осуществлять денежно-кредитную
политику и управлять ликвидностью банковской системы.
Возможность стрипования государственных
облигаций увеличивает спрос на них со стороны инвесторов, способствует снижению
уровня процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к сокращению расходов
Минфина по обслуживанию госдолга.
Предложения по началу работы по программам
стрипования ММВБ были подготовлены и направлены в Министерство финансов и Банк
России. Нужно учесть, что проект этот долгосрочный, а для его реализации
необходима разработка детальной нормативной базы по аналогии с опытом
большинства зарубежных стран, где процессы стрипования и реконституции
регламентируются нормативными актами министерств финансов или центральных
банков. Также необходимо решение вопросов налогообложения стрипов, определение
подходов к процедурам стрипования и реконституции с точки зрения бюджетной
классификации.
2 Характеристика деятельности агентов
государства на рынке государственных ценных бумаг
2.1 ЦБ как агент государства
Наиболее активное участие ЦБ РФ осуществляет на
рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Минфина Центробанк выступает на
рынке облигаций федерального правительства. Банк России на рынке ГКБО/ОФЗ выполняет
следующие функции:
а) агента Министерства финансов Российской Федерации
по обслуживанию выпусков Облигаций;
б) Дилера;
в) контролирующего органа.
Выполняя функции агента Министерства Финансов
Российской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России:
— устанавливает требования к технологическому
обеспечению рынка ГКБО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам,
головному депозитарию и субдепозитариям дилеров;
— устанавливает тpебования к дилеpам, к собственному
капиталу дилера, а также кpитеpии отбоpа дилеpов и их количественный состав,
заключает договоры с организациями на выполнение функций дилеров;
— устанавливает контроль над ходом аукционов по
первичной продаже ГКБО/ОФЗ;
— хранит глобальные сеpтификаты о каждом выпуске,
присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер;
Страницы: 1, 2
|