Центральный
банк Российской Федерации является профессиональным участником рынка ценных
бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным
органом регулирования рынка. Он регулирует деятельность коммерческих банков и
размещает на рынке государственные ценные бумаги. Вкладывая в государственные
фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера.
Создавая вторичный рынок государственных ценных бумаг, этот банк выступает на
нём в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он
также выполняет функции депозитария, клирингового и расчётного центра по
операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг. Осуществляя
кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает
агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного
долга в форме ценных бумаг. Согласно Законам РФ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в Российской
Федерации», Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет: установление для
банков правил совершения операций на рынке, учёта и отчётности по сделкам с
фондовыми инструментами; регулирование и контроль операций банков с ценными
бумагами; аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными
бумагами; регистрацию выпусков ценных бумаг банков; регулирование выпуска и
обращения государственных ценных бумаг; ведение реестра ценных бумаг банков;
регистрация и ведение реестра акционерных обществ – банков; подготовку
специалистов по ценным бумагам. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О
валютном регулировании и валютном контроле» от 14 июля 1992 года Банк России
регулирует обращение ценных бумаг – валютных ценностей в части банковских и
небанковских операций.
Министерство
по управлению государственным имуществом осуществляет управление пакетами
ценных бумаг, находящихся в собственности государства, в том числе золотыми
акциями, дающими право вето на определённые решения акционерного общества.
Мингосимущество РФ регулирует выпуск и обращение приватизационных чеков;
устанавливает правила, регистрирует и контролирует преобразование
государственных предприятий в акционерные общества при приватизации;
осуществляет лицензирование, регулирование и контроль за деятельностью чековых
инвестиционных фондов и аттестацию их специалистов; лицензирует, регулирует и
контролирует управляющих чековыми инвестиционными фондами, регистрирует выпуск
ценных бумаг чековых инвестиционных фондов; устанавливает правила учёта
отчётности чековых инвестиционных фондов; ведёт разработку российской
телекоммуникационной финансовой системы.
Совместно с
Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Мингосимущество России определяет
порядок создания и функционирования депозитариев и регистрационной сети, правил
ведения реестров акционеров. Оно, также, регулирует порядок применения
доверительной собственности, определяет содержание и порядок заключения
трастовых договоров; осуществляет совместно с Министерством РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства регулирование,
создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в
акционерные общества; регулирует операции с ценными бумагами подотчётного ему
Российского фонда федерального имущества; определяет порядок операций с ценными
бумагами при реорганизации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в
ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).
Российский федеральный
фонд имущества реализует пакеты ценных бумаг, проводя аукционы, инвестиционные
и коммерческие конкурсы. К его функциям относятся: продажа акций в процессе
приватизации; управление портфелем акций, находящихся в собственности
государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании
акционеров; приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах.
Министерство
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательских структур
контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на федеральном и
региональных рынках ценных бумаг. В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и рядом
нормативных актов в области ценных бумаг данное Министерство осуществляет: согласование
крупнейших выпусков ценных бумаг; определение порядка признания юридических лиц
контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций
одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;
согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных
предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;
согласование создания акционерных обществ путём добровольных объединений
государственных предприятий; согласование создания финансово-промышленных
групп; контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая
добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной
информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по
результатам контроля; регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных
контрактов через Комиссию по товарным биржам.
Министерство
экономического развития и торговли РФ отвечает за общеэкономическую политику и
распределение централизованных инвестиций.[9]
Федеральные
комитеты, министерства и управления осуществляют руководство фондовыми
операциями организаций, находящихся в их подчинении. Федеральное казначейство
размещает на рынке казначейские обязательства.
Краевые и
областные думы и иные территориальные законодательные органы выступают с
законодательными инициативами по регулированию развития рынков ценных бумаг в
регионах. Администрации краёв, автономных республик, областей, городов и
районов осуществляют текущий контроль и управление региональными рынками ценных
бумаг.
Территориальные
управления, отделы и комитеты Министерства финансов, Мингосимущества,
Российского федерального фонда имущества, Центрального банка, Федерального
казначейства и других органов федеральной власти осуществляют в регионах
делегированные им функции федеральных органов. Региональные отделения ФКЦБ и
комиссии по рынку ценных бумаг в краях и областях контролируют и регулируют
деятельность рынков ценных бумаг в регионах.
Россия
переняла иностранный опыт использования ценных бумаг. Привлекательность ценных
бумаг состояла в том, что они позволяли решить многие экономические вопросы.
Ценные бумаги являются документами, в которых отражены имущественные права,
поэтому они являются объектом гражданского права. Многообразие видов ценных
бумаг довольно широко, поэтому данные документы имеют сложную структуру.
В настоящее
время в РФ сформирована законодательная база и работают различные органы,
регулирующие рынок ценных бумаг. Однако механизм использования ценных бумаг ещё
недостаточно развит. Это связано с особенностями российского рынка ценных бумаг
такими как: неразвитость материальной базы, технологий торговли, торговой сети,
инфраструктуры; раздробленная система государственного регулирования рынка.
Отсутствует действенная система надзора государства и саморегулируемых
организаций за деятельностью участников рынка на региональных вторичных рынках
ценных бумаг.
Глава 2. Виды ценных бумаг и их характеристика
2.1
Акции
Акция
является эмиссионной ценной бумагой, которая закрепляет права её владельца
(акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов,
на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося
после его ликвидации. Существует большое разнообразие видов акций. В
зависимости от эмитента акции бывают: биржевые, корпоративные, банковские. По
способу осуществления прав акционера – обыкновенные, привилегированные и конвертируемые.
По форме распоряжения акции делят на именные и на предъявителя. По степени
надёжности: высокого качества, среднего качества и низкого качества. Акции –
корпоративные ценные бумаги, так как выпускаются корпорациями, компаниями и
предприятиями, которые, как правило, являются акционерными обществами. Выпуск
акций называется эмиссией, а тот кто их выпустил – эмитентом. Покупатели акций
являются инвесторами. В связи с тем, что акции свидетельствуют об участии в
капитале акционерного общества, акционеры отвечают по обязательствам этого
общества только в размере суммы, вложенной в его акции. При банкротстве
акционерного общества ничто не гарантирует акционерам возврата инвестированных
ими в акции средств. Стоимость акций определяют по нескольким показателям.
Потребительская стоимость акции заключается в её способности приносить доход в
виде дивиденда и в результате роста её курсовой стоимости. Эмиссионная
стоимость – стоимость размещения акций на первичном рынке. Номинальная
стоимость формируется эмитентом при выпуске акций. Рыночная стоимость акций
определяется на вторичном рынке ценных бумаг. Бухгалтерская стоимость акции
зависит от количества выпущенных акций и реального накопления капитала: по
итогам года суммируется номинальная стоимость акций, резервный капитал и
нераспределённая прибыль; полученная в результате величина собственного
капитала делится на количество акций.
Как уже говорилось выше, акции делятся по разным
основаниям. Рассмотрим их поподробнее. Именные акции выписываются на
конкретного владельца. Из-за этого возможность их обращения на рынке ценных
бумаг значительно ограничивается, так как требуется их перерегистрация. Кроме
того, передача именной акции другому лицу возможна только с согласия правления
акционерного общества, что ограничивает ликвидность этих акций.
Акция на предъявителя может свободно обращаться
на рынке ценных бумаг, покупаться и продаваться без необходимости регистрации
нового владельца. Обыкновенная акция даёт право голоса на собрании акционеров,
но размер получаемого по ней дохода зависит от результатов хозяйственной
деятельности акционерного общества и прибыли. Привилегированные акции – акции,
по которым выплачивается фиксированный дивиденд. Такой вид акций не даёт её
владельцу права голоса, но зато гарантирует получение фиксированного дохода
независимо от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества.
Привилегированные акции делятся на кумулятивные, некумулятивные, акции с долей
участия, конвертируемые акции, акции с корректируемой ставкой дивиденда и отзывные
акции. Кумулятивные акции дают право на получение не выплаченных по решению
совета директоров акционерного общества дивидендов в дальнейшем. По
некумулятивным акциям дивиденды могут быть не получены (несмотря на то, что
дивиденд по привилегированным акциям устанавливается в виде фиксированного
годового процента, эмитент может принять решение о его изменении). Акции с
долей участия дают право их владельцу на долю в дополнительном дивиденде в том
случае, если дивиденды по обыкновенным акциям превышают объявленную по
привилегированным акциям сумму. Конвертируемые акции выпускаются практически
всеми компаниями и дают право их владельцу по собственному усмотрению и при
определённых обстоятельствах обменять их на другие ценные бумаги. Акции с
корректируемой ставкой дивиденда характеризуются дивидендом, ставка которого
периодически пересматривается по заранее заданной формуле. Отзывные акции могут
быть отозваны эмитентом.[10]
Широкомасштабные процессы приватизации и
акционирования государственной собственности привели к появлению на рынке
большого числа акций, номинально готовых к обращению. Однако лишь акции
примерно трёх десятков эмитентов могли реально обращаться на рынке, поскольку
были относительно ликвидными. Данные ценные бумаги называют «голубыми фишками»
и к ним относятся акции нефтегазовой, энергетической и телекоммуникационной
отраслей. Высокой ликвидностью и как следствие большим спросом обладают акции
РАО «ЕЭС России», ОАО «Ростелеком», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», РАО
«Норильский никель», ОАО «НК ЛУКойл» и другие.
Ключевой проблемой российских региональных
предприятий является дефицит источников финансирования инвестиционных проектов.
Специалисты неоднократно отмечали, что традиционные источники финансовых
ресурсов, такие как банковская система, государственные кредиты и собственные
средства не в состоянии удовлетворить возрастающие потребности предприятий
реального сектора экономики, поэтому предприятия должны будут искать выход на
фондовый рынок.
Эмиссия ценных бумаг позволяет акционерным
обществам привлекать необходимые денежные ресурсы для обеспечения своего
развития. Использование инструментов фондового рынка предприятиями даёт
возможность мобилизовать ресурсы, более дешёвые, чем на кредитном рынке, причём
как на внутреннем, так и международном; аккумулирует сбережения частных
инвесторов для решения масштабных инвестиционных задач; происходит
осуществление определённой экономической политики, связанной с изменением
структуры собственности.
Используя капитальное финансирование, акционерное
общество получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на
предоставление права долевого участия в собственности. Преимуществом эмиссии акций,
несмотря на возможное изменение долей в уставном капитале, является отсутствие
обязательств по погашению заимствованной суммы.
2.2 Облигации
Также как и акции облигации являются
корпоративными ценными бумагами. Они удостоверяют внесение их владельцами
денежных средств и подтверждают обязательство эмитентов этих бумаг возместить
их номинальную стоимость в установленный срок с уплатой определённого процента.
Таким образом, облигация – это свидетельство о предоставлении займа.
Облигация – это серийное долговое обязательство.
Каждая облигация выпускается в рамках облигационного займа – сериями, которые
состоят из ценных бумаг, равных между собою по объёму предоставляемых ими прав.
Одна серия облигаций отличается от другой содержанием обязательных реквизитов
облигаций, к которым относятся: фирменное наименование эмитента и его
местонахождение, имя держателя, порядковый номер, дата выпуска, вид облигации,
общая сумма выпуска, процентная ставка, а также условия и порядок выплаты
процентов, условия и порядок погашения, подпись руководителя.
Корпоративные облигации выпускаются: именные;
именные только в отношении основной суммы; на предъявителя; в форме электронной
записи на счетах.
Облигации обладают номинальной, выкупной и
курсовой стоимостью. Номинальная цена облигации служит базой при дальнейших
перерасчётах и начислении процентов, она печатается на самой облигации.
Выкупная цена может не совпадать с номинальной и зависит от условий займа.
Рыночная (курсовая) цена облигации складывается под влиянием её привлекательности,
а также от спроса и предложения на рынке ценных бумаг.
Существуют многие разновидности облигаций,
которые классифицируются по ряду признаков. По форме собственности эмитента
облигации бывают государственные, муниципальные и корпоративные. По сроку
действия они делятся на краткосрочные (выпускаются на срок до трёх месяцев),
среднесрочные (на срок от трёх месяцев до года), долгосрочные (на срок более
одного года) и выпускаемые на срок до десяти лет и более. По сроку погашения –
срочные, или безотзывные (погашаются в установленный срок, не допускается
досрочное погашение), и досрочные, или отзывные (могут быть погашены в любой
срок). По форме обращения – конвертируемые (могут обмениваться на другие ценные
бумаги) и неконвертируемые (не обмениваются на другие ценные бумаги).
Существуют облигации с обеспеченными активами (обеспечиваются ценными бумагами,
имуществом; предполагается залог недвижимости, оборудования, транспортных
средств, векселей) и необеспеченные. По методу получения дохода – с плавающим
(колеблющимся) доходом (предназначены для учёта изменений доходности в
зависимости от колебаний ставки банковского процента, индексов цен, инфляции,
валютного курса; доходность облигации привязана к выбранному показателю,
например, к ставке рефинансирования Центрального банка РФ) и с жёстким
(фиксированным) доходом. Облигации бывают также беспроцентные и процентные.[11]
В некоторых странах корпоративные облигации имеют
отраслевую направленность. Так в США существуют: промышленные облигации,
которые выпускаются корпорациями обрабатывающей и добывающей промышленности;
коммунальные облигации, которые эмитируются компаниями по электро-, газо- и
водоснабжению.
Облигации различаются по качеству и надёжности.
Изучением таких критериев занимаются независимые организации. Так, например, известны
такие агенства как «Standard & Poor,s» и «Moody,s». Оценку надёжности
облигаций агенство «Standard & Poor,s» производит, используя систему
буквенных обозначений, по шкале убывающего качества на основе первых четырёх
букв латинского алфавита в комбинациях по три буквы: ААА, АА, А; ВВВ, ВВ, В и
так далее до D включительно. Такой системой символов при оценке качества ценных
бумаг пользуются и другие агенства. Самый высокий рейтинг имеют облигации,
обозначенные тремя А. Это облигации высшего инвестиционного уровня, обладающие
максимальной надёжностью.
2.3 Вексель
Вексель считается одной из самых старинных бумаг.
Первичные формы простого векселя – долговая расписка, заёмное письмо –
появились в глубокой древности в Вавилоне, Греции, Риме. Переводной вексель
возник, как способ международных расчётов и первоначально он был связан с
переводом денег из одной страны в другую. Прообразом переводного векселя было
сопроводительное письмо банкира-менялы, выдаваемое купцу взамен полученных от
него денег с поручением другому банкиру-меняле выплатить подателю письма деньги
в местной валюте.
Вексель – это самостоятельно обращающаяся на фондовом
рынке особая инвестиционная стоимость, которая: выражает заёмный характер
отношений между лицом, выписавшем вексель и векселедержателем; обслуживает
движение товарно-материальных и денежных ценностей; является кредитными
деньгами, расчётным средством и этим разрешающая противоречие между совершением
коммерческой сделки и отсутствием денежного эквивалента для её оплаты.
Если акция является инвестицией в уставный
капитал акционерного общества, корпоративная облигация – преимущественно в
основные фонды предприятия, то вексель – это инвестиции в оборотные средства
хозяйствующих субъектов.
Вексель – это письменное долговое обязательство,
дающее его владельцу право требовать по наступлении срока с лица, выдавшего
данное обязательство уплаты оговоренной в нём денежной суммы.
Вексель является документом, составленным в
утверждённой законом форме и содержащим безусловное абстрактное денежное
обязательство уплаты векселедателем вексельной суммы векселедержателю. К
достоинствам векселя относят то, что он способен: упорядочивать деловые
отношения; снижать риски, связанные с коммерческим кредитованием; уменьшать
потребность в денежных средствах. Он является универсальным расчётным
средством, ускоряет проведение сделок, обеспечивает получение кредита и
соответствующую отсрочку платежа.
Вексель, также как и другие ценные бумаги
обладает определённым потенциалом надёжности, ликвидности, доходности и
прироста стоимости. Он обладает неограниченной обращаемостью, так как число
индоссаментов в нём не лимитировано. Индоссамент – это специальная передаточная
надпись на переводном векселе при его переходе к другому держателю.
Существуют различные типы векселей, такие как:
государственные (казначейские), банковские (финансовые), корпоративные, векселя
организаций, учреждений и физических лиц. Векселя бывают дисконтные, есть с
разницей между ценой реализации и ценой погашения векселя и процентные
(предполагающие процентную ставку). Выделяют также: векселя выданные и векселя
полученные, векселя оплаченные и неоплаченные, рублёвые и валютные, именные и
предъявительские, гарантированные (с авалем) и негарантированные, оборотные и
необоротные.
Простой вексель должен содержать обязательные
реквизиты: наименование «вексель»; простое и ничем не обусловленное обещание
уплатить определённую сумму; указание срока платежа; места его совершения;
наименование того, кому или по приказу кого платёж должен быть совершён;
указание даты и места составления векселя; подпись векселедателя. На вексельных
бланках отведено место для печати.
К обязательным
реквизитам переводного векселя (тратта) относятся: наименование «вексель»;
простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определённую сумму;
наименование того, кто должен платить; указание срока платежа; указание места,
в котором должен быть совершён платёж; наименование того, кому или по приказу
кого платёж должен быть совершён; указание даты и места составления векселя;
подпись того, кто выдал вексель. Подпись здесь, как и в переводном векселе,
обязательно осуществляется от руки. Есть место для печати.
Простой
вексель имеет более ясный характер долгового обязательства. Он содержит всего
два лица. Первое лицо – это векселедатель, выписавший вексель и одновременно
являющийся плательщиком по нему. Вторе лицо – ремитент – первый получатель по
векселю и он же – первый векселедержатель, перед которым плательщик принимает
соответствующее обязательство. Переводной вексель гораздо сложнее, так как в
одном документе здесь фактически выражено два долговых обязательства:
плательщика перед трассантом (надписателем) и трассанта перед ремитентом
(получателем). Главным должником здесь выступает акцептант. Отличие между
простым и переводным векселем – и в природе лица, выписывающего вексель. В
простом векселе – это должник, а в переводном – кредитор. Отсюда и различие в
характере самих векселей. В простом векселе – это личное обязательство уплаты,
а в переводном – указание (приказ) уплаты третьему лицу (ремитенту). Отличие
между векселями – и в характере их использования. Переводной вексель чаще
используется для кредитования торговли, в том числе внешней, тогда как простой
вексель – при оформлении ссуд.
Индоссамент в
переводном векселе выполняет несколько функций. Во-первых он выполняет
передаточную функцию, в соответствии с которой права по векселю переходят от
индоссанта к индоссатору (лицу к которому переходит вексель путём
индоссамента). Другая функция индоссамента – гарантийная, когда каждый
индоссант отвечает за акцепт (согласие плательщика на оплату векселя).
Переводной
вексель до наступления срока платежа может быть предъявлен для акцепта
плательщику (трассату) в месте его нахождения. Этим плательщик принимает на
себя обязательство оплатить вексель в срок. Таким образом акцепт делает вексель
платёжным средством. Плательщик, не акцептировавший вексель, не является
собственно плательщиком, не является ответственным по векселю, несмотря на то,
что может оплатить его. В случае отказа плательщика от оплаты наступает
ответственность трассанта (лица, выписавшего вексель и отвечающего за акцепт и
платёж по векселю) как плательщика.
2.4
Государственные ценные бумаги
Период с 1993
по 1997 год в Российской Федерации отличался динамичным и качественным
развитием рынка государственных ценных бумаг. Они стали играть ведущую роль на
фондовом рынке страны, так как были самыми надёжными среди других инструментов.
В то время государство остро нуждалось в дополнительных ресурсах для
выравнивания хронически дефицитного бюджета, а налоговую политику, проводимую
им в тот период нельзя было признать эффективной. Долгосрочные займы не
пользовались популярностью. В связи с этим важное значение приобрела
диверсификация деятельности в сфере ценных бумаг, где отношения государства и
инвесторов начали складываться на добровольной основе.
Главным
документом, призванным регулировать отношения государства с инвесторами, стал
Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в
ноябре 1992 года. Этот Закон определил понятие государственного долга, а также
выделил среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью
эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был
возложен на Верховный Совет, а управление долгом и его обслуживание – на
Правительство и Центральный банк РФ.
Законодательно
было закреплено, что эмитентом государственных ценных бумаг является
Правительство Российской Федерации, которое наделялось полномочиями определять
условия и порядок эмиссий государственных долговых обязательств, а также несло
ответственность по ним.
Первая часть
Гражданского кодекса РФ, введённая в действие в конце 1994 года, классифицируя
виды ценных бумаг, первыми назвала государственные облигации, что не случайно,
учитывая развитие экономики страны в тот период. Во второй части кодекса,
введённой в действие в начале 1996 года, было сформулировано понятие «договора
государственного займа», согласно которому государственные займы являются
добровольными и изменения их условий после выпуска в обращение не допускаются.
Заёмщиком может выступать Российская Федерация и её субъекты, а правила по
договору государственного займа применяются и к муниципальным займам, хотя
государство не отвечает по обязательствам ни субъектов РФ, ни муниципальных
образований.
В 1996 году
указом Президента РФ была утверждена Концепция развития рынка ценных бумаг в
Российской Федерации, обобщившая пятилетний опыт развития рынка, а также
констатировавшая факт наиболее высоких темпов мобилизации финансовых ресурсов в
стране за счёт рынка государственных ценных бумаг. Его развитие способствовало
усилению концентрации ресурсов и некоторых других крупных центрах. Основными
инструментами этого рынка стали государственные ценные бумаги, предназначенные
для финансирования бюджетного дефицита; реструктуризации внутреннего валютного
долга; сглаживания дефицита финансовых ресурсов в обращении; аккумуляции
свободных ресурсов посредством денежной приватизации.
Под
государственными долговыми обязательствами понимаются любые ценные бумаги,
удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство,
органы государственной власти или управления. Таким образом государственные
ценные бумаги это те, которые выпускаются или гарантируются Правительством
Российской Федерации. Эмитентом государственных ценных бумаг является
Министерство финансов.
К таким
ценным бумагам в первую очередь относят государственные облигации, поскольку их
реквизиты схожи с реквизитами корпоративных облигаций. Однако не все
государственные долговые обязательства являются ценной бумагой. Реквизиты
государственных бумаг, выполненных в форме векселей, сертификатов и других
ценных бумаг будут схожи с реквизитами соответствующих финансовых инструментов.
Государственные долговые обязательства выпускаются сериями, которые состоят из
ценных бумаг, равных между собою по объёму предоставляемых прав.
Государственное
долговое обязательство – это долговая, каузальная, эмиссионная, фондовая,
котируемая, срочная, биржевая, рыночная ценная бумага. Это особая
инвестиционная стоимость, выражающая заёмные отношения между государством и
облигационером. Государственные обязательства считаются самыми надёжными среди
долговых ценных бумаг, в связи с тем, что риски по ним минимальны. Однако и
доходность по ним значительно ниже, чем у корпоративных облигаций.
Государственные
ценные бумаги бывают именными и предъявительскими. Они могут быть краткосрочными
(до одного года), среднесрочными (обращаются сроком от одного до пяти лет) и
долгосрочными (от пяти до тридцати лет).
Во многих
промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая
роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и
развитии экономики в целом. С помощью выпуска государственных долговых
обязательств происходит: финансирование текущего дефицита бюджета, возникающего
из-за нехватки налоговых поступлений; оплата старых долгов, погашение ранее
выпущенных займов и выплаты процентов по ним; обеспечение коммерческих банков и
других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными
активами; финансирование государственных проектов и программ местных органов
власти, привлечение средств во внебюджетные фонды.
В составе
государственных ценных бумаг выделяют рыночные и нерыночные ценные бумаги.
Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим
субъектам после их первичного размещения. К ним относятся: казначейские
векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные
государственные облигации (боны).
Нерыночные
государственные ценные бумаги приобретаются один раз и не могут переходить из
рук в руки. К ним относятся сберегательные сертификаты, казначейские ноты и
другие бумаги. Большинство этих ценных бумаг находится в руках
правительственных учреждений, правительств других стран, местных органов
управления и частных лиц (в форме сберегательных облигаций).
Наиболее
популярным видом государственных ценных бумаг в 90-е годы бесспорно считались
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). В 1993 году на
основании соответствующего постановления Правительства Министерством финансов и
Центральным банком РФ было утверждено положение об обслуживании и обращении их
выпусков. Это была первая удачная попытка выпуска облигаций в безбумажной
форме, предназначенных для юридических и физических лиц.
Прототипом
государственных краткосрочных бескупонных облигаций являются казначейские
векселя США (боны), которые выпускаются сроком на 3, 6 и 12 месяцев. Они
построены на основе безбумажной электронной технологии. ГКО выпускались в виде
записей на специальных счетах «депо» и продавались на аукционах со скидкой к
номиналу. За период существования этого рынка в стране доходность ГКО
изменялась от 30 до 200%. Владельцами облигаций могут быть юридические,
физические лица и нерезиденты. Первичное размещение государственных
краткосрочных облигаций происходит на аукционах, перепродажи – на вторичных торгах.
Данные облигации можно обозначить как каузальные, безналичные, эмиссионные,
государственные, оборонительные, рыночные, активные, котируемые, биржевые,
курсовые, высокодоходные, дисконтные, долговые, бескупонные, фондовые,
краткосрочные ценные бумаги.
Доход
инвестора образуется за счёт разницы между ценой покупки, которая ниже
номинала, и номинальной стоимостью, получаемой при погашении.
Эмитентом
здесь выступает Министерство финансов. Центральный банк является агентом по
обслуживанию выпуска данных облигаций, а также дилером, контролирующим и
регулирующим органом. Он утвердил Временный порядок проведения операций на
рынке ГКО в Москве, осуществления расчётов и учёта по ним. Этим документом
закреплялась двойственная правовая роль Центрального банка на рынке ГКО. С
одной стороны, он выступал представителем должника, то есть государства в лице
Министерства финансов, а с другой – в качестве инвестора, то есть кредитора
государства.
Взаимоотношения
Центрального банка и Министерства финансов на фондовом рынке помимо
вышеотмеченных регулировались также договором о размещении и обслуживании
выпусков ГКО. Согласно данному договору, Центральный банк был уполномочен
заключать договоры с дилерами, то есть осуществлять допуск профессиональных
участников фондового рынка на рынок ГКО. Поскольку в его обязанности входила
также организация и обеспечение проведения операций и расчётов по сделкам с
ГКО, Центральный банк имел право заключать договоры с организациями, которым
поручалось осуществление функций депозитария, расчётной и торговой систем.
Облигации
внутреннего государственного валютного займа – это валютные ценности. Это
единственная валютная государственная ценная бумага в стране, в связи с чем она
обращается не только с учётом фондового, но и валютного законодательства
страны.[12]
Облигации Внутреннего
государственного валютного займа (ВВЗ) начали размещаться в соответствии с
Указом Президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга
бывшего СССР». Условия выпуска данных облигаций были утверждены постановлением
Правительства в начале 1993 года. Министерство финансов было уполномочено
осуществлять эмиссию облигаций ВВЗ, начиная с мая 1993 года. Облигации
номинировались в долларах США, а их нарицательная стоимость равнялась 1, 10 и
100 тысячам долларов. Первоначальный объём эмиссии составил около 8 миллиардов
долларов, разбитых на 5 траншей со сроками погашения от 1 до 15 лет. В 1996
году были произведены дополнительные выпуски облигаций ВВЗ: по 4 и 5 траншам –
на сумму немногим более 1,5 миллиардов долларов; по 6 и 7 – на 3,5 миллиарда
долларов. Облигации выпускались в бумажной форме с ежегодной выплатой купонного
дохода в размере 3% годовых в валюте займа. Накануне размещения займа
Центральный банк установил Порядок осуществления на территории Российской
Федерации операций с облигациями ВВЗ. Облигации ВВЗ были ценными бумагами на
предъявителя и относились к категории валютных ценностей, вывоз которых за
пределы РФ был запрещён.
В тот же
период постановлением Правительства были утверждены Основные условия продажи
золота путём выпуска Министерством финансов золотых сертификатов 1993 года.
Нарицательная стоимость сертификата составляла 10 килограмм золота самой высокой пробы. Ценная бумага была именной. Погашение сертификатов помимо
традиционных способов могло осуществляться путём поставки самого металла. Выбор
способа погашения предоставлялся держателю сертификата. Сертификат по существу
представлял собой государственное долговое обязательство, обеспеченное залогом.
В конце 1995
года постановлением Правительства «О выпуске государственных ценных бумаг,
предусматривающих право их владельца на получение слитков золота» была
реализована вторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого
федерального займа. В этом же году соответствующими нормативными документами
было положено начало размещению выпусков среднесрочных облигаций Федерального
займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и серий облигаций Государственного
сберегательного займа (ОГСЗ), а в 1996 году – среднесрочных облигаций
Федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).
Период
обращения среднесрочных ОФЗ изменялся в пределах от 1 года до 5 лет. Они
выпускались по безбумажной технологии и имели нарицательную стоимость 1 миллион
неденоминированных рублей. Купонный доход ОФЗ-ПК выплачивался ежеквартально и
был привязан к средневзвешенной доходности ГКО за определённый период времени.
Купонный доход ОФЗ-ПД имел неизменный размер за всё время обращения облигаций и
выплачивался также ежеквартально.
Сберегательные
облигации относятся к нерыночным государственным ценным бумагам, так как не
подлежат купле-продаже, а их эмитентом выступает правительство или местные
органы власти. Облигации регистрируются на держателя. По сути они являются
формой сбережения граждан. Возмещение по сберегательным облигациям производится
покупателю. Они высоколиквидны, погашаются по номиналу по требованию владельца.
Облигации
Федерального займа являются каузальными, именными, безналичными,
государственными, эмиссионными, оборонительными, рыночными, активными,
котируемыми, курсовыми, купонными, долговыми, процентными, фондовыми,
среднесрочными ценными бумагами. Цель выпуска этих ценных бумаг – усиление
рыночной формы государственного долга, безэмиссионное финансирование дефицита
федерального бюджета, регулирование денежно-кредитной системы, усиление
рублёвой доминанты в инвестициях. Министерство финансов является эмитентом, а
Центральный банк – генеральный агент по обслуживанию выпуска. Объём эмиссии
связан с величиной государственного внутреннего долга на данный год.
Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, резиденты и
нерезиденты. На весь выпуск оформляется глобальный сертификат, в котором
фиксируются все его условия. Один экземпляр такого сертификата хранится в
Головном депозитарии, а другой – в Министерстве финансов.
Обращение
облигаций фиксируется в виде записей по счетам-депо в соответствующих
депозитариях, так как их безналичная форма исключает какую-либо другую.
Казначейские
векселя используются при проведении национальной денежной кредитной политики. В
1994 году, в соответствии с постановлением Правительства «О выпуске
казначейских векселей 1994 года Министерством финансов РФ», последнее утвердило
основные условия этой эмиссии. Казначейские векселя предполагалось размещать
среди юридических лиц в безбумажной форме, что в определённой степени
противоречило сущности векселя как формального абстрактного обязательства и
одновременно оборотной ценной бумаги. Поэтому спустя почти четыре месяца было
принято ещё одно постановление о выпуске Государственных казначейских
обязательств (КО) и утверждены основные условия их эмиссии.
Казначейские
обязательства имеют многоцелевое назначение: безэмиссионное финансирование
дефицита федерального бюджета, усиление его стабилизации, покрытие текущей бюджетной
задолженности, смягчение сезонного характера нагрузки по бюджетному
финансированию, сокращение неплатежей в государственный бюджет; отсрочку выплат
по долгам госбюджета перед предприятиями под небольшой процент, погашение
задолженности перед предприятиями – поставщиками по государственным заказам и
их последующее налоговое освобождение.
Эмитент
казначейских обязательств – Министерство финансов. Они выпускаются в
бездокументарной форме путём записей на счетах в уполномоченных депозитариях.
Размещаются они на счетах-депо предприятий, являющихся кредиторами государства.
В качестве депозитариев, по согласованию с министерствами и ведомствами
(первыми держателями), выступают уполномоченные банки-агенты Министерства
финансов. Особенность казначейских обязательств заключается в непричастности
Центрального банка к их эмиссии и обращению. Другая особенность состоит в том,
что многие свои функции казначейские обязательства могут выполнить только после
соблюдения ряда условий. Например, свободно обращаться на вторичном рынке они
могут только при условии осуществления утверждённого в депозитарном договоре
количества операций по погашению кредиторской задолженности.
Помимо
эмиссии ценных бумаг Правительство практиковало также предоставление
государственных гарантий по отдельным выпускам корпоративных облигаций,
например, по облигациям Российского акционерного общества «Высокоскоростные
магистрали» (РАО ВСМ), крупнейшим участником которого является государство.
Министерство финансов стало гарантом этих ценных бумаг, а Банк России –
генеральным агентом по размещению займа.
Муниципальные
облигации – ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления с
целью осуществления каких-либо проектов. Практика эмиссии региональных ценных
бумаг в нашей стране возобновилась и наиболее динамично стала развиваться в
Москве и некоторых других крупных центрах. Одним из первых документов,
регулирующих этот процесс, стало вышедшее в конце 1996 года постановление
Правительства Москвы «О выпуске городских займов Москвы на 1996 – 1997год»,
согласно которому выделялись ценные бумаги: связанные с заимствованием у
населения; предназначенные для ускорения обращения банковских ресурсов. К
первым относились московские муниципальные облигации, конвертируемые в акции
приватизируемых предприятий; муниципальные жилищные векселя; долговые
обязательства, гарантированные Правительством Москвы; ко вторым – муниципальные
земельные векселя и муниципальные облигации с земельным купоном.