бесплатные рефераты

Система налогообложения операций с ценными бумагами

Сопоставив нормы ст. ст. 276 и 332 НК РФ, можно сделать вывод, что доверительный управляющий сначала определяет налоговую базу по правилам гл. 25 НК РФ. То есть доходы, относимые к выручке по ст. 249 НК РФ, управляющий признает как выручку, внереализационные доходы по ст. 250 НК РФ – как внереализационные. Однако после того, как налоговая база сформирована, управляющий доводит ее до сведения учредителя и тот включает ее в состав своей налогооблагаемой прибыли как внереализационный доход или расход.

Довольно сложным вопросом является налогообложение дивидендов по акциям, переданным в доверительное управление. Эти акции регистрируются в реестрах акционеров и в депозитариях на имя доверительного управляющего. В действующем законодательстве нет норм, которые бы обязывали доверительного управляющего раскрывать информацию о своих клиентах по требованию эмитента акций.

В связи с этим при выплате дивидендов управляющий может отказать эмитенту в раскрытии информации об акционерах. Эмитент обязан удержать налог у источника. В такой ситуации возникает проблема, как технически это сделать.

Согласно п. 5.2 Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (утв. Постановлением ФКЦБ России от 17 октября 1997 г. №37), «в пределах, предусмотренных договором доверительного управления, а также законодательством Российской Федерации доверительный управляющий, принявший в свое управление ценные бумаги, осуществляет в отношении них все правомочия собственника, в том числе:

– самостоятельно и от своего имени осуществляет все права, удостоверенные находящимися в его владении ценными бумагами (право на получение дивидендов по акциям и дохода по облигациям, личные неимущественные права акционера акционерного общества, право на истребование платежа в погашение ценной бумаги и т.д.);

– самостоятельно и от своего имени осуществляет все права в отношении находящихся в его владении ценных бумаг (право на отчуждение, передачу в залог, совершение с ценными бумагами любых иных сделок или фактических действий)».

То есть доверительный управляющий в отличие от номинального держателя акций имеет более широкие полномочия и полностью заменяет собственника в правоотношениях, связанных с оборотом ценных бумаг, в том числе в операциях выплаты дивидендов.

Налогообложение операций по формированию уставного капитала

В гл. 25 НК РФ есть несколько специальных норм, связанных с операциями по формированию уставного капитала.

В пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ указано, что доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью не является доходом для целей налогообложения. Согласно п. 1 ст. 277 НК РФ, не признается доходом не только превышение цены размещения над номиналом акций, но и аналогичные суммы при размещении долей и паев (например, при формировании уставного капитала ООО).

Как сказано в пп. 2 п. 1 ст. 277, «не признается доходом (убытком) налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) разница между стоимостью вносимых в качестве оплаты имущества, имущественных прав и номинальной стоимостью приобретаемых акций (долей, паев).

При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей настоящей главы признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении».

Иными словами, не признается доходом разница между стоимостью имущества и номиналом акций. При этом стоимость имущества определяется по данным налогового учета у передающей стороны. Если в оплату акций номиналом 100 руб. вносится имущество, которое в учете у учредителя стоило 50 руб., то разница не признается доходом учредителя. Если номинал акций 100 руб., а стоимость имущества – 150 руб., то у учредителя возникает убыток, который не принимается для целей налогообложения.

При увеличении уставного капитала организация нередко несет ряд специфических расходов по подготовке эмиссии. Они относятся к внереализационным расходам.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ, в состав внереализационных расходов включаются «расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности, на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы».

Налогооблагаемым доходом не считаются стоимость дополнительно полученных организацией акций или суммы увеличения их номинала, возникающие при увеличении уставного капитала за счет собственных средств эмитента (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ). Налог здесь должен платиться при реализации таких акций с разницы между продажной и «первоначально оплаченной» стоимостью. Раньше такой порядок налогообложения был только для акций, которые оплачивались из средств, полученных от переоценки основных фондов по решению Правительства РФ.

Налогообложение негосударственных пенсионных фондов

Налогообложение НПФ регулируется ст. 295 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи, «к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 настоящего Кодекса, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих видов доходов.

В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам».

Статья 295 НК РФ делит доходы НПФ на две группы: доходы от размещения пенсионных резервов и доходы от «уставной деятельности» (все прочие доходы).

Первые облагаются только в части, превышающей ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных пенсионных резервов. Вторые облагаются в общем порядке.

Расходы НПФ также разделяются на две группы (п.п. 1 и 2 ст. 296 НК РФ):

1) расходы, связанные с размещением пенсионных резервов «с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении». Согласно ст. 27 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», доход от размещения пенсионных резервов может быть уменьшен на сумму соответствующих расходов не более чем на 20 процент в первые три года работы фонда и 15 процентов в последующие годы;

2) прочие расходы фонда.

Статья 295 НК РФ содержит целый ряд неясных и спорных положений.

1. Неточность определения дохода от размещения пенсионных резервов.

К доходам от размещения пенсионных резервов по ст. 295 НК РФ относятся доходы, поименованные в ст. ст. 249 и 250 (в них дано общее определение доходов от реализации и внереализационных доходов) и плюс другие доходы, к которым, «в частности», относятся доходы от вложения пенсионных резервов в ценные бумаги и другие объекты, «установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах».

То есть по ст. 295 НК РФ в состав доходов от размещения пенсионных резервов собственно доходы от размещения этих резервов относятся лишь «в частности», не считая всех остальных доходов, перечисленных в ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

2. Законодатель требует от НПФ определить «положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации». При этом расчетный доход по ставке ЦБ РФ должен быть посчитан «с учетом времени фактического размещения», а также «при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам».

Таким образом, НПФ должен рассчитать, какая сумма резервов у него размещена в каждый данный момент времени. Ведь, только имея эти данные, можно начислить на эту сумму ставку рефинансирования ЦБ РФ «с учетом времени фактического размещения». При этом ст. 295 НК РФ не устанавливает методики этого расчета, и налогоплательщик должен разработать ее самостоятельно.

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, «применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Следовательно, понятие размещенных пенсионных резервов необходимо брать из иных («неналоговых») отраслей законодательства. Там можно найти три различных определения пенсионных резервов.

В ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» пенсионные резервы определены как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий». В собственности в силу специфики этого права могут находиться только вещи в гражданско-правовом смысле слова. Например, ценные бумаги – это вещи, а право требования к дебитору – это хоть и вид имущества, но не вещь, на которую можно получить право собственности. Поэтому по закону о НПФ пенсионные резервы – это часть активов фонда, на которые у него есть право собственности и которая сформирована за счет пенсионных взносов и доходов от их размещения.

3. Согласно п. 8 ст. 280 и п. 2 ст. 274 НК РФ, налоговая база по операциям с ценными бумагами, а также по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 24 процентов, определяется отдельно. Никаких исключений для НПФ в этом плане не сделано.

Значит, расчет налоговой базы по доходам от размещения пенсионных согласно ст. 295 НК РФ, которой и без того представляет собой непростую техническую задачу, должен еще и производиться раздельно по нескольким группам доходов.

В Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ НПФ предлагается разделить свои доходы на две группы: на доходы от размещения пенсионных резервов и прочие доходы. А затем доходы от размещения резервов разделить еще на пять частей:

1) доходы от размещения резервов в ценные бумаги, обращающиеся на организованной рынке;

2) доходы от размещения резервов в ценные бумаги, не обращающиеся на организованной рынке;

3) доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

4) дивиденды;

5) доходы от прочих инвестиций.

Разделив свои доходы от размещения пенсионных резервов на пять частей, НПФ при заполнении листа 11 декларации по налогу на прибыль обязан сделать следующие расчеты:

1) по каждому из пяти видов доходов определить размер отчислений на покрытие расходов по содержанию фонда. Для этого сумма дохода умножается на норматив, установленный правилами фонда (например, 15%);

2) по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, и доходам от прочих инвестиций необходимо определить размер прямых расходов, которые связаны с получением этих доходов (строки 170, 180 и 190 листа 11 декларации по налогу на прибыль);

3) из доходов от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также из доходов от прочих инвестиций необходимо вычесть прямые расходы, связанные с этими доходами. Следует отметить, что прямые расходы, связанные с вложениями в ценные бумаги, – это прежде всего стоимость их покупки, а также накладные расходы по приобретению и реализации;

4) определить удельный вес каждого из пяти видов доходов в общей сумме дохода НПФ от размещения пенсионных резервов. При этом доходы от вложений в ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке, и доходы от прочих инвестиций взять за минусом прямых расходов;

5) определить доход НПФ от размещения пенсионных резервов, рассчитанный по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Для этого фонду необходимо определить сумму своих размещенных резервов за отчетный период и начислить на нее соответствующую ставку дохода из расчета 365 дней в году;

6) разделить доход НПФ от размещения пенсионных резервов, рассчитанный по ставке рефинансирования ЦБ РФ, между пятью видами доходов согласно удельным весам каждого из них в общей сумме дохода (за минусом прямых расходов);

7) по каждому из пяти видов доходов НПФ надо вычесть из суммы дохода нормативные отчисления на содержание фонда. Далее по всем видам доходов, кроме дивидендов, необходимо вычесть расчетный доход по ставке ЦБ РФ. Затем по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций, необходимо вычесть соответствующие им суммы расходов (как прямых типа себестоимости ценных бумаг, так и общехозяйственных типа оплаты доверительного управляющего или спецдепозитария). Полученные сальдо доходов и расходов (если они окажутся положительными) будут облагаться налогом на прибыль.


2.2 НДС при операциях с ценными бумагами


НДС при расчетах векселями за товары (работы, услуги)

При расчетах за товары (работы, услуги) векселем покупатель может передать продавцу собственный вексель либо вексель третьего лица. С правовой точки зрения в первом случае имеет место новация долга по оплате товара (работы, услуги) в заемное обязательство – вексель. Согласно ст. 414 НК РФ, новация представляет собой замену одного обязательства на другое по обоюдному согласию сторон. По сути своей новация – это переоформление одного долга в другой между теми же лицами.

Передача векселя третьего лица в оплату товара (работы, услуги) с правовой точки зрения может квалифицироваться двояко.

Если договор купли-продажи товара изначально предполагал денежную оплату, но в итоге был оплачен векселем третьего лица, то последний представляет собой отступное. Согласно ст. 409 НК РФ, по соглашению сторон обязательство может быть погашено путем передачи кредитору отступного в виде имущества, что и имеет место при расчетах за товар (работы, услуги) векселем третьего лица. Желательно при этом, чтобы стороны подписали акт или дополнительное соглашение, где было бы указано, что обязательства должника погашаются путем предоставления векселя с такими-то реквизитами.

Если же в договоре купли-продажи товара изначально в качестве способа оплаты был указан вексель третьего лица (что нередко бывает на практике), то такой договор, строго говоря, является не куплей-продажей, а меной (бартером). Ведь существенным условием договора купли-продажи является денежная оплата (п. 1 ст. 454 ГК РФ). К договорам мены, как известно, применяются меры контроля за ценами сделок, предусмотренные ст. 40 НК РФ.

Исходя из п. 2 ст. 167 НК РФ, оплатой для целей исчисления НДС признается любое исполнение встречного обязательства покупателя перед продавцом, «за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя».

Таким образом, если в оплату товара получен собственный вексель покупателя, то это еще не является оплатой для целей исчисления НДС. Как сказано в п. 4 ст. 167 НК РФ, «в случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу».

В этой ситуации оплатой будет оплата собственного векселя покупателя или передача его по индоссаменту третьему лицу. Передача векселя по индоссаменту третьему лицу может быть только у продавца товаров (работ, услуг). Если он определяет выручку для целей исчисления НДС «по оплате», то моментом оплаты для него считается именно дата индоссамента в адрес третьего лица, а не оплата векселя этим третьим лицом, которая может быть получена значительно позже.

Что касается использования в расчетах векселя третьего лица, то здесь применяется п. 2 ст. 172 НК РФ, который гласит: «При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.

При использовании налогоплательщиком-векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю».

Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) векселем третьего лица НДС вычитается в сумме, определяемой «исходя из балансовой стоимости» такого векселя. Балансовая стоимость векселя представляет собой затраты на его приобретение (фактически уплаченные и начисленные), которые отражаются на счете 58 «Финансовые вложения».

Если же такой вексель третьего лица был получен налогоплательщиком в обмен на его собственный вексель, то размер вычета определяется «исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю».

В отношении расчетов за товары (работы, услуги) собственным векселем покупателя в п. 45 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ (утв. Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3–03/447) указано, что «налогоплательщик-покупатель, использующий в расчетах собственный вексель, то есть являющийся векселедателем, имеет право на вычет сумм налога только в момент оплаты им своего векселя денежными средствами его предъявителю как при наступлении срока платежа, обозначенного на векселе, так и при его досрочной оплате».

То есть вычет НДС в этом случае возможен только после оплаты собственного векселя денежными средствами.

По поводу расчетов векселями третьих лиц в п. 45 указанных Методических рекомендаций сказано, что «налогоплательщик-индоссант, использующий для расчетов вексель третьего лица, имеет право на вычет сумм налога в момент передачи векселя третьего лица по индоссаменту в оплату приобретенных им товаров (работ, услуг), но при условии, что указанный вексель покупателем-индоссантом ранее был получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

В этом случае сумма налога на балансе индоссанта принимается к вычету только в пределах стоимости приобретенных (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) этим индоссантом своему покупателю, за которые ранее им был получен вексель.

Использование в расчетах за приобретаемые товары векселя третьего лица, полученного покупателем в обмен на собственные векселя до их оплаты, не дает покупателю права на предъявление к вычету сумм налога, поскольку отсутствует фактическая их оплата денежными средствами.

В случае когда для расчетов с продавцом за поставленные товары передается финансовый вексель, то есть вексель, который приобретен в качестве финансового вложения и за который фактически уплачены денежные средства, то сумма налога на балансе покупателя, использующего его в расчетах, принимается к вычету только в пределах фактически перечисленных денежных средств».

Значит, по каждому векселю третьего лица налогоплательщик должен определить своего рода лимит НДС к вычету, который составляет не более 20/120 от денежной суммы, фактически уплаченной за этот вексель, или от стоимости товаров (работ, услуг), реально отгруженных (выполненных) в обмен на этот вексель.

Следует иметь в виду, что рекомендации МНС России в части расчетов векселями третьих лиц также не вполне соответствуют нормам НК РФ. Статья 172 НК РФ говорит о том, что НДС к вычету в этом случае определяется «исходя из балансовой стоимости» векселя.

Балансовая стоимость векселя третьего лица – это стоимость данной ценной бумаги, отраженная в бухгалтерской отчетности организации. Эта стоимость равна фактическим затратам на приобретение данного векселя, которые включают в себя его цену, согласованную сторонами, и накладные расходы, связанные с приобретением.

Специфика бухгалтерского учета по счету 58 «Финансовые вложения» такова, что в случае если право собственности на вексель перешло (сделан индоссамент), то по дебету данного счета отражаются все расходы на приобретение ценной бумаги, включая как реально произведенные, так и начисленные.

Неденежные расчеты и Постановление КС РФ от 20 февраля 2001 г. №3-П

Суть дела состояла в том, что ЗАО «Востокнефтересурс» приобрело нефтепродукты на НПЗ в г. Комсомольске-на-Амуре и рассчиталось с заводом путем взаимозачета встречных долгов. Налоговые органы отказали ЗАО «Востокнефтересурс» в зачете НДС по этой покупке, ссылаясь на то, что ст. 7 старого Закона о НДС (действовавшего до 2001 г.) не допускала иные формы уплаты НДС, кроме денежной.

Проиграв арбитражные споры в судах всех инстанций, налогоплательщик обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ на «двусмысленность и неопределенность» ст. 7 Закона о НДС. Двусмысленность и неопределенность состояла в том, что в трактовке налоговых органов получалось, что Закон о НДС ограничивает права граждан и организаций по свободному выбору формы расчетов по договорам.

Позиция Конституционного Суда по данному вопросу была выражена в Постановлении КС РФ от 20 февраля 2001 г. №3-П и свелась к следующему.

1. Все формы расчетов равноправны, и стороны вольны выбирать, как они будут исполнять свои обязательства – путем уплаты денег или в иной форме.

2. Закон о НДС не ограничивает право налогоплательщика на неденежные формы расчетов. Если оплата по договору произведена покупателем в неденежной форме, то к зачету должен приниматься НДС в той же сумме, как если бы он был уплачен деньгами.

Как указал КС РФ в своем Постановлении, «Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает плату как лишь один из возможных способов исполнения возмездного договора: в соответствии с п. 1 ст. 423 возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей…»

По этой причине, по мнению судей, «исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы налога не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем…»

Итоговый вывод суда звучал следующим образом:»… Исходя из природы налога на добавленную стоимость и в целях соблюдения принципа равенства налогообложения при использовании зачета встречных требований в бюджет должны вноситься такие же суммы налога, как и при использовании возмездного договора, плату за исполнение своих обязанностей по которому сторона получает непосредственно денежными средствами».

Хотя решение КС РФ было принято по жалобе на прежний Закон о НДС и касалось взаимозачетов, оно в полной мере применимо к проблемам всех неденежных расчетов (в том числе к передаче отступного в виде векселя). Причем не только к старому Закону о НДС, но и в рамках ныне действующей гл. 21 НК РФ.

Как видим, позиция КС РФ несколько противоречит нормам ст. 172 НК РФ. По мнению КС РФ, при неденежных расчетах к вычету должна приниматься сумма НДС, рассчитанная на основе величины неденежной оплаты, согласованной сторонами. Если покупка товара оплачена отступным в виде векселя, то НДС должен приниматься к вычету исходя из оценочной стоимости векселя, определенной сторонами.

В то же время ст. 172 НК РФ говорит о том, что вычет должен определяться исходя из балансовой стоимости векселя, которая может не совпадать с оценочной стоимостью этого векселя при использовании его в качестве отступного.

Если же НДС должен вычитаться исходя из балансовой стоимости векселя, то возможна следующая ситуация.

Как указано в упомянутом Постановлении, «при использовании зачета встречных требований в бюджет должны вноситься такие же суммы налога, как и при использовании возмездного договора». Таким образом, налицо различия в размере вычета НДС.

Применяя ст. 172 НК РФ, мы приходим к тому, что при одной и той же сумме покупки вычет НДС зависит от формы расчетов, что согласно позиции КС РФ представляет собой недопустимое ограничение свободы договора.

Поэтому не исключено, что судебная практика в будущем придет к признанию отдельных норм ст. 172 НК РФ неконституционными или же к тому, что вычет НДС «исходя из балансовой стоимости имущества» будет применяться только тогда, когда эта стоимость будет совпадать с оценкой имущества сторонами при неденежных расчетах.

Раздельный учет по НДС при операциях с ценными бумагами

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ, НДС, уплаченный по товарам и услугам, используемым в деятельности, не облагаемой НДС (в частности, при операциях с ценными бумагами), учитывается в стоимости таких товаров, работ и услуг.

Если товары, работы и услуги используются как в облагаемой, так и в необлагаемой деятельности, то налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по таким операциям (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). НДС в этом случае принимается к вычету в доле, равной доле облагаемых оборотов в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за налоговый период.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ, термины, которым не дано специальное определение в НК РФ, понимаются так, как это установлено в соответствующих отраслях права. Поэтому понятие «раздельный учет» в ст. 170 НК РФ означает бухгалтерский учет, поскольку иное не установлено Кодексом. Понятие «стоимость» товаров, работ, услуг в ст. 170 НК РФ означает стоимость их в бухгалтерском учете. Нормы этой статьи тесно связаны с бухгалтерским законодательством и, в частности, с порядком признания доходов и расходов согласно учетной политике предприятия.

Учет доходов и расходов регулируется ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 соответственно. Согласно этим нормативным актам, операции с ценными бумагами в зависимости от учетной политики предприятия могут быть отнесены как к обычной деятельности предприятия, так и к прочим поступлениям. В последнем случае доходы и расходы по такой деятельности учитываются на счете 91. Расходы, отражаемые на счетах 20, 25, 26 и т.п. не имеют отношения к прочим поступлениям и связаны только с обычной деятельностью.

Таким образом, если обычная деятельность предприятия облагается НДС, а операции с ценными бумагами учитываются на счете 91, то расходы по обычной деятельности не могут считаться относящимися одновременно к облагаемой и не облагаемой деятельности. НДС по таким расходам подлежит вычету вне зависимости от доли ценных бумаг в выручке предприятия.

В свою очередь и расходы на приобретение ценных бумаг, списываемые в дебет счета 91, также являются прямыми расходами, связанными с необлагаемой деятельностью. НДС по отдельным видам таких расходов не разделяется между облагаемой и не облагаемой деятельностью, а в полной сумме включается в стоимость ценных бумаг или относится на расходы текущего периода.


2.3 «Вексельные схемы» и налогообложение


С середины 1990-х гг. в российской экономике появился термин «вексельная схема». Под ним понимается набор различных вексельных операций, совершаемых для скрытого достижения определенной цели – как правило, снижения налогов, увода прибыли при помощи ускорения взаиморасчетов либо увода прибыли (активов) из одного предприятия в другое.

Некоторые схемы относятся к разряду «белых», то есть не содержат каких-либо существенных нарушений действующего законодательства. Однако на практике бывают и вексельные схемы, прикрывающие серьезные налоговые и иные правонарушения.

В большинстве вексельных схем так или иначе присутствуют дружеские векселя, то есть те, которые выданы бесплатно или на основе недействительных сделок. Можно привести несколько примеров вексельных схем.

Расчеты процентными (дисконтными) векселями

Данные схемы основаны на переводе части выручки за товары (работы, услуги) во внереализационный доход по ценной бумаге (процент, дисконт), который освобожден от НДС.

Например, товар реально продан за 200 руб., а в договоре указана цена 150 руб. Покупатель выдает продавцу свой вексель номиналом 150 руб., а через два-три месяца платит по этому векселю номинал и плюс еще 50 руб. процентов (итого 200 руб.). Внешне проценты в размере 50 руб. – это доход по ценной бумаге, который не облагается НДС, но по сути – это часть расчетов сторон за товар.

Аналогичный вариант возможен и с векселем третьего лица. Например, товар продан за те же 200 руб., а в договоре указана цена 150 руб. На эти 150 руб. покупатель передает продавцу вексель третьего лица. Выручку продавец, естественно, признает в той сумме, в которую стороны оценили вексель при передаче (150 руб.). Затем данный вексель продается взаимозависимой организации за 150 руб. (по себестоимости). Эта организация, в свою очередь, перепродает вексель фирме, взаимозависимой с покупателем, и получает по нему реальную цену товара – 200 руб. В результате часть выручки за товар оказывается перемещенной на другую фирму, причем в виде внереализационного дохода.

Для того чтобы перекрыть подобные схемы, в гл. 21 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ) предусмотрена возможность обложения НДС отдельных видов процентов и дисконтов по векселям. Для этого должны выполняться два условия.

Во-первых, вексель должен быть выдан в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые НДС. Во-вторых, ставка процента (дисконта) по векселю должна превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Однако ст. 162 НК РФ в ее нынешней редакции «работает» только тогда, когда покупатель товара будет сам предъявлять к погашению этот вексель. Если продавец передаст вексель по индоссаменту третьему лицу (добросовестному приобретателю), обложить процентный доход НДС гораздо сложнее. Для этого надо доказать взаимозависимость участников схемы и факт занижения рыночных цен.

Вексельные авансы

В гл. 21 НК РФ нет норм, согласно которым авансы, выданные векселями, должны облагаться НДС. Нет требований облагать налогом вексельные авансы и в Методических рекомендациях по применению этой главы.

Если производственный цикл на предприятии достаточно длительный, то нередко поставщик предпочитает получить аванс не деньгами, а векселем и потом расплатиться этим векселем за сырье и материалы. Такая схема позволяет приобрести сырье для длительного производства без отвлечения оборотных средств на уплату НДС с авансов.

При вексельных авансах следует обратить внимание на два момента.

Первый: если получение авансом векселя третьего лица не облагается НДС, то последующий расчет таким векселем с поставщиком не дает права на зачет НДС, пока товар не будет отгружен (так как данный вексель не оплачен). Ведь согласно п. 45 Методических рекомендаций оплата товара векселем третьего лица позволяет взять НДС к зачету «при условии, что указанный вексель покупателем-индоссантом ранее был получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги».

Второй: если вексель, полученный авансом за товары (работы, услуги), будет продан за деньги, то вексельный аванс тем самым превратится в денежный и будет облагаться НДС.

Если же вексель был приобретен по договору купли-продажи ценных бумаг со сроком оплаты (то есть сначала был передан вексель, а оплата за него должна быть произведена позже) и потом перепродан за деньги, то денежные средства не облагаются НДС. Таким образом, не всякий вексель, полученный авансом, в случае его продажи за деньги облагается НДС. Это происходит только тогда, когда аванс векселем делается по договору реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС.

«Уплата» налогов через проблемный банк

Суть этой схемы в следующем. Коммерческий банк, не имеющий денег на корреспондентском счете, выдает свой простой вексель подставной фирме с отсрочкой оплаты. В пассиве банка возникает долг по векселю, в активе – долг фирмы по его оплате.

Затем фирма продает упомянутый вексель организации, имеющей задолженность перед бюджетом. На счет фирмы переводятся реальные деньги, которые затем обналичиваются.

Затем недоимщик бюджета предъявляет вексель банку к погашению. Банк не может погасить данный вексель, так как не имеет денег. Однако в банке делается внутренняя проводка:

Дебет счета задолженности по векселю Кредит расчетного счета фирмы-недоимщика.

Фирма-недоимщик, получив на свой счет «виртуальные» деньги, подает платежное поручение на списание со счета суммы задолженности перед бюджетом и таким образом «исполняет» свои обязанности налогоплательщика.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 12 октября 1998 г. №24-П указал, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. То есть подача платежного поручения в банк – это исполнение обязанности по уплате налога при условии, что налогоплательщик является добросовестным. Таким образом, налоговым органам необходимо доказать недобросовестность налогоплательщика, ссылаясь, например, на то, что у него несколько счетов в банках, но налоги он платит именно из проблемного банка.

Обналичивание денежных средств через банковские векселя

Суть данной схемы такова. Фирма А переводит подставной фирме Б деньги по фиктивному договору на покупку товаров либо оказание услуг, относимых на себестоимость для целей налогообложения. На эти деньги фирма Б покупает у банка (финансовой компании при банке) его (ее) вексель.

Затем фирма Б передает полученный вексель по индоссаменту такому же подставному физическому лицу, которое предъявляет его к погашению в банк (финансовую компанию). Физическое лицо получает номинал векселя наличными (на физические лица никакие ограничения на расчеты наличными не распространяются). Наличные за вычетом определенного процента возвращаются руководству фирмы А. Реально само физическое лицо в данной операции не участвует, используются только его паспортные данные.

Для того чтобы привлечь участников схемы к ответственности, необходимо доказать их сговор между собой и фиктивность всех сопутствующих документов. Другие варианты действий налоговых органов малоэффективны.

Во второй половине 1990-х гг., в период действия Закона РФ от 7 декабря 1991 г. №1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц», налоговая полиция неоднократно пыталась привлечь банки к ответственности за неудержание подоходного налога у источника с доходов физических лиц от продажи векселей (вексель – это ценная бумага и такой же вид движимого имущества, как, например, автомобиль).

Однако согласно п. 11 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 г. №42), «в целях налогообложения получение исполнения по векселю не может быть приравнено к продаже физическим лицом имущества». Причина этого в том, что погашение векселя – это возврат займа, а не продажа ценной бумаги. При этом физическое лицо может получить доход в виде процента и дисконта. Плательщик по векселю всегда может удержать налог с процентов, но далеко не всегда с дисконта. Это возможно только тогда, когда физическое лицо было первым владельцем векселя и плательщик знает сумму дисконта, с которым вексель был приобретен.

Как указано в п. 10 упомянутого Обзора, «лицо, осуществляющее платежи по векселю, удерживает подоходный налог в тех случаях, когда оно могло определить размер дохода».

Векселя в зарплатных схемах

Векселя используются в схемах по выплате зарплаты через страховые компании. При такой схеме предприятие или его работники заключают со страховой компанией договор страхования на дожитие. То есть дожитие работника до определенного возраста считается страховым случаем, и ему выплачивается компенсация. Как правило, в зарплатных схемах договор заключался на каждый месяц, то есть страховым случаем считается дожитие работника до дня зарплаты.

Страховой взнос может уплачиваться разными путями. Фирма-работодатель может внести его деньгами или собственным векселем. В более сложном варианте взнос платит сам работник, который приходит в страховую компанию как бы «с улицы». В последнем случае фирма-работодатель может выдать работнику ссуду, а тот заключит от своего имени договор страхования и заплатит взнос страховой компании.

Страховая компания, получив эти деньги и пополнив тем самым свой страховой резерв, разместит его… в вексель фирмы-работодателя. Тем самым круг замыкается: деньги возвращаются на счет работодателя. Работодатель дал, скажем, 10 000 руб. работнику, тот заплатил их страховщику, а последний на эти 10 000 руб. купил у работодателя его вексель.

В день зарплаты работодатель гасит вексель с процентами: например, платит страховщику номинал векселя 10000 руб. плюс еще 5000 руб. процентов. Получив в общей сложности 15000 руб., страховщик вычитает из них свою комиссию, а остальное отдает работнику – «страхователю». Работник возвращает 10000 руб., взятые им в качестве «ссуды» у работодателя, а 5000 руб. за минусом комиссии страховщика – это его доход от договора страхования, который является замаскированной формой зарплаты.

«Вексельные кредиты»

Вексельные кредиты – это кредиты банков, при которых заемщику даются не деньги, а простой вексель этого же банка. Как правило, эта сделка оформляется следующим образом. Банк переводит заемщику денежные средства на счет и тем же днем списывает их обратно в оплату векселя. То есть заемщик берет кредит и тут же тратит его на покупку векселя у этого же банка. Затем данный вексель используется для оплаты товаров (работ, услуг) и принятия НДС к вычету.

Формально в этой схеме нет нарушений законодательства – вексель, которым рассчитываются за товары (работы, услуги), приобретен за деньги и полностью оплачен. Для того чтобы оспорить принятие НДС к вычету по такой схеме, налоговый орган должен доказать фиктивность денежного кредита, полученного заемщиком. Иными словами, необходимо будет убедить суд в том, что реально это был не кредит на покупку векселя, а сговор сторон с целью необоснованного возмещения НДС.

При операциях вексельного кредитования заемщик может приобретать собственный вексель либо вексель третьей организации. Следует отметить, что выдача собственного векселя на основе договора купли-продажи этого векселя является юридически некорректной.

Согласно ст. 815 ГК РФ, вексель – это форма договора займа. Поэтому основанием выдачи векселя может быть только договор займа или договор, содержащий какие-то заемные отношения (отсрочка платежа за товар и т.п.).

Кроме того, существенным условием сделки купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Между тем при выдаче своего собственного векселя организация-векселедатель не передает право собственности на него. Это право возникает только у первого векселедержателя в момент получения им векселя.

Пока вексель не передан третьему лицу, должник и кредитор выступают в качестве одного лица, а обязательства, удостоверенные векселем, еще не возникли. Поэтому можно говорить, что ценной бумаги, то есть объекта права собственности до момента передачи векселя первому держателю, пока не существует.



2.4 Налогообложение доходов иностранных юридических лиц при операциях с ценными бумагами

Особенности работы нерезидентов на российском фондовом рынке

Нерезиденты активно работают с российскими ценными бумагами, заключая сделки как внутри страны (в рублях), так и на офшорном рынке акций (сделки между офшорными фирмами с расчетами в валюте за рубежом).

Согласно п. 4 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. №3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», валюта, ценные бумаги с номиналом в валюте, а также драгоценные металлы и камни (кроме ювелирных изделий) являются валютными ценностями.

К валютным относятся операции, «связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности», а также перемещение через границу Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 1 упомянутого Закона).

Как известно, валютные операции делятся на две группы: текущие и связанные с движением капитала. Приобретение ценных бумаг с номиналом в валюте – это операция, связанная с движением капитала. Такие операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России (п. 2 ст. 6 указанного Закона).

Другими словами, для покупки ценных бумаг с номиналом в валюте резиденту необходимо разрешение Банка России, которое должны получить оба участника сделки.

Исключение составляют сделки с ОВВЗ. Это валютные ценности, на совершение любых сделок с которыми ЦБ РФ дал всем юридическим и физическим лицам разрешение еще в 1994 г. Правда, с 1999 г. оплата сделок с ОВВЗ может производиться только в иностранной валюте.

Центробанк в рамках Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установил также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации (пп. «г» п. 2 ст. 9). То есть все операции нерезидентов с акциями российских организаций и вообще с рублевыми ценными бумагами на территории России регулируются Центробанком.

Офшорный рынок акций лежит за пределами России и поэтому вне сферы действия нормативных актов Центробанка.

До 2001 г. нерезиденты использовали для рублевых расчетов за ценные бумаги рублевые счета типа «И» (через них шли расчеты по акциям и ценным бумагам со сроком обращения более года) и «С» (специальные счета для приобретения ГКО и ОФЗ).

С введением в действие Инструкции Банка России от 12 октября 2000 г. №93-И нерезиденты – юридические лица могут открывать в российских банках счета типа «К» и «Н». Со счетов типа «К» возможна конвертация руб. в валюту без ограничений (и соответственно вывоз этой валюты за рубеж), со счетов типа «Н» покупка валюты производится с большой отсрочкой (с момента подачи поручения банку на покупку валюты и до его исполнения должно пройти не менее 365 дней).

Рублевые расчеты по операциям нерезидентов на фондовом рынке осуществляются следующим образом:

– сделки купли-продажи акций с резидентами, а также получение дивидендов по акциям российских организаций – через счет типа «К»;

– покупка ценных бумаг (кроме акций) у резидентов, внесение гарантийных взносов под фьючерсы и иные подобные операции – через счет типа «Н» или «К» по выбору;

– продажа ценных бумаг (кроме акций) резидентам, возврат гарантийных взносов под фьючерсы и иные подобные операции – через счет типа «Н»;

– предоставление резидентами займов нерезидентам – через счет типа «Н», возврат займов и уплата процентов – через счет «Н» или «К» по выбору;

– покупка нерезидентами товаров, работ и услуг (кроме ценных бумаг и недвижимости) у резидентов – через счет типа «Н» или «К» по выбору;

– продажа нерезидентами товаров, работ и услуг резидентам за рубли – через счет типа «К», если отсрочка поставки менее 90 дней, и счет типа «Н», если этот срок больше;

– расчеты по операциям с недвижимостью на территории Российской Федерации (купля-продажа, аренда) между резидентами и нерезидентами – через счет типа «Н» или «К» по выбору.

Довольно важным является вопрос: должны ли иностранные инвесторы регистрировать свои сделки с российскими ценными бумагами в ФКЦБ России?

Согласно ст. 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», «о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, сторонам по сделке надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. О совершенных сделках по приобретению российскими владельцами ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, сторонам по сделке также надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг». Другими словами, о покупке нерезидентами российских акций обе стороны сделки должны уведомить ФКЦБ России.

В ст. 29 Закона «О рынке ценных бумаг» не указан срок, в течение которого сторонам сделки надо уведомить ФКЦБ. Согласно Постановлению ФКЦБ России от 11 декабря 2001 г. №33, уведомления следует направлять в СРО, куда входит данный профучастник, или непосредственно в ФКЦБ.

По сделкам на организованных рынках уведомление по форме №020 направляется в течение пяти дней после ее совершения, а по сделкам на организованных рынках – в течение пяти дней после окончания месяца (в данном случае уведомление направляет профессиональный участник рынка ценных бумаг, через которого эта сделка совершалась).

Понятие постоянного представительства

Как это принято в международной практике, гл. 25 НК РФ разделяет иностранных налогоплательщиков на две группы: иностранные юридические лица, имеющие в РФ постоянное представительство, и не имеющие такового.

Понятие «постоянное представительство» применяется только в налоговом праве. Иностранная фирма может иметь в России представительство в гражданско-правовом смысле слова, получить аккредитацию Торгово-промышленной палаты или ГРП Минюста России, но при этом не иметь налогового статуса постоянного представительства.

Постоянным представительством согласно п. 2 ст. 306 НК РФ является любое обособленное подразделение (представительство, бюро, контора, агентство и т.п.) либо «иное место деятельности», через которое иностранная организация «регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации».

Таким образом, постоянным представительством для целей налогообложения может быть как структурное подразделение иностранной фирмы в России, так и иное лицо, в том числе российская организация-посредник, если через нее регулярно осуществляется предпринимательская деятельность.

Посредник, являющийся постоянным представительством иностранной организации в РФ, называется зависимым агентом. Не всякий агент или иной посредник, действующий в интересах иностранной фирмы, является зависимым агентом. Определение зависимого агента дано в п. 9 ст. 306 НК РФ, где, в частности, предусмотрены следующие признаки этого налогового статуса:

1) наличие полномочий на заключение контрактов на территории РФ;

2) наличие полномочий на согласование существенных условий сделок на территории РФ (даже если сами сделки подписываются руководством инофирмы за рубежом);

3) оказание посреднических услуг, выходящих за рамки обычных услуг брокера (комиссионера, агента) на данном рынке.

Последнее условие очень важное. Российский посредник, например брокер на фондовом рынке, может работать как комиссионер по поручению иностранного клиента, заключать в его интересах сделки, вести переговоры, но при этом не иметь статуса постоянного представительства, поскольку все действия такого брокера не будут выходить за рамки обычного обслуживания клиентов со стороны профессионального посредника.

Определить, где кончаются обычные услуги посредника и начинается деятельность зависимого агента, подчас довольно сложно. По этому вопросу накоплен довольно большой международный опыт. Например, существует такая международная организация, как ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития (www.oecdmoscow.org). Она объединяет почти все промышленно развитые страны. Членами ОЭСР была принята так называемая типовая конвенция (типовой договор) об избежании двойного налогообложения. К ней экспертами ОЭСР были разработаны комментарии, где довольно подробно изложен вопрос об определении статуса зависимого агента.

В частности, признаками зависимого статуса агента могут считаться:

1) экономическая зависимость от иностранного клиента (например, когда этот клиент является единственным и преобладающим у российского брокера);

2) чрезмерный контроль иностранного лица за деятельностью брокера (например, когда инофирма может вмешиваться во «внутреннюю кухню» брокерского бизнеса, запрещать брокеру обслуживать других клиентов, вмешиваться в кадровую или ценовую политику);

3) особые полномочия брокера, которые клиенты обычно не предоставляют посредникам. Например, на фондовом рынке брокер обычно получает инструкцию от клиента на каждую сделку, где оговариваются цена, вид ценных бумаг и количество.

Если же брокер получает от клиента генеральную доверенность на заключение сделок с правом самому решать вопросы о цене, количестве и виде ценных бумаг – это не типично для брокерского бизнеса. Это значит, что инофирма дает брокеру право самому принимать все ключевые решения, то есть вести за инофирмы предпринимательскую деятельность в РФ. Это уже признак постоянного представительства.

Следует обратить внимание и на то, что одна и та же иностранная организация часть своих операций в России может проводить через постоянное представительство, а часть – минуя его. Одна часть доходов при этом будет извлекаться через представительство, другая – не через него. Тогда эти две группы доходов одной и той же фирмы будут иметь разный режим налогообложения.

Кроме того, важную роль при определении статуса постоянного представительства могут сыграть положения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Например, до 2000 г. подобный договор между Россией и Кипром содержал положения о том, что деятельность посредника на территории другого государства не образует постоянного представительства, даже если он действуют за рамками своей обычной деятельности.

Постоянные представительства уплачивают на территории РФ налог на прибыль по тем же ставкам и в том же порядке, как и обычные российские налогоплательщики. При этом постоянные представительства освобождены от ежемесячных авансовых платежей и платят налог только поквартально (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Следует иметь в виду, что любая иностранная организация, которая планирует вести в России деятельность в течение более чем 30 дней в году, должна встать на учет в налоговых органах, получить ИНН и свидетельство по форме 2401ИМД (см. Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3–06/124).

Если иностранная организация не планирует работать в России в течение 30 дней в году и более, но при этом открывает счет в российской банке, то она ставится на учет по местонахождению банка с выдачей свидетельства по форме 2402ИМД с указанием КИО – кода иностранной организации.

Инофирмы, не имеющие в РФ постоянного представительства, но получающие доходы от источников в России, обязаны информировать о них налоговые органы.

Для этого нужно направлять уведомления об осуществлении ими деятельности в РФ в течение менее 30 дней в году (форма 2503И) и уведомления о полученных доходах (форма 2504И). Первое уведомление должно быть направлено до начала деятельности, второе – в течение месяца с момента возникновения права на получение дохода в РФ.

Налогообложение доходов иностранных фирм, не связанных с работой через постоянное представительство

Доходы иностранных юридических лиц, не имеющих в РФ постоянного представительства, облагаются налогом у источника. При этом следует иметь в виду следующее:

1. При отсутствии постоянного представительства налогом облагаются далеко не все доходы инофирмы, а только те, которые указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ. Упомянутый список доходов включает в себя полученные в России дивиденды, проценты, штрафы, пени, доходы от интеллектуальной собственности, от реализации недвижимости, от сдачи имущества в аренду (в том числе от лизинга), от международных перевозок и др.

Доходы от реализации движимого имущества (в том числе ценных бумаг) в ст. 309 НК РФ не упомянуты в числе облагаемых доходов, за исключением акций и долей в предприятиях, чьи активы более чем на 50 процентов состоят из недвижимости на территории РФ (данная норма призвана препятствовать продаже недвижимости через продажу акций предприятий, на балансе которых находятся эти объекты).

Кроме того, п. 6 ст. 309 НК РФ требует облагать у источника доходы иностранных фирм по договорам доверительного управления их активами на территории РФ независимо от характера операций, осуществляемых через доверительного управляющего (в том числе если речь идет о вложениях в ценные бумаги).

2. Ставка налога, удерживаемого у источника, может меняться в зависимости от вида доходов. При реализации недвижимости и акций (долей) российских фирм, чьи активы более чем на 50 процентов состоят из недвижимости, налоговая база считается за вычетом документально подтвержденных расходов на приобретение этого имущества.

Ставка налога в данных случаях составляет 24 процента. Для дивидендов, которые выплачиваются инофирмам, ставка налога составляет 15 процентов. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам – 15 или 0 процентов в зависимости от года выпуска (до или после 20 января 1997 г.). Ставка налога по доходам от международных перевозок и сдачи в аренду соответствующих транспортных средств – 10 процентов. Во всех остальных случаях налог взимается по ставке 20 процентов.

3. Международными договорами об избежании двойного налогообложения может быть предусмотрено освобождение от налогов отдельных видов доходов иностранных фирм, не имеющих в РФ постоянного представительства. Согласно ст. 312 НК РФ, иностранная организация для того, чтобы воспользоваться таким освобождением, должна представить налоговому агенту документ, подтверждающий ее постоянное местопребывание в соответствующем государстве.

Документ должен быть заверен компетентным органом этой страны (это может быть Минфин, Центробанк, специальное регистрационное ведомство или иной орган, определенный международным договором).



2.5 Налог на доходы физических лиц при операциях с ценными бумагами


Налогообложение доходов от купли-продажи ценных бумаг

Согласно ст. 226 НК РФ, юридические лица и предприниматели, выплачивающие физическим лицам любые виды доходов, должны удерживать НДФЛ у источника (выполнять функции налоговых агентов). Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ, это правило не распространяется на доходы, которые облагаются по правилам ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

В соответствии со ст. 214.1 НК РФ при операциях купли-продажи ценных бумаг налог у источника удерживается не всеми организациями, а только брокерами и доверительными управляющими. В остальных случаях физические лица самостоятельно декларируют и платят налог с этих доходов.

Если, например, вексель продается физическим лицом через брокера, налог удерживается у источника, а если гражданин заключает сделку купли-продажи векселя без посредников, он платит налог самостоятельно. Правда, если контрагентом является организация, она обязана подать в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных такому физическому лицу.

Налогооблагаемый доход от продажи ценных бумаг может быть определен двумя способами:

1) доход от продажи ценных бумаг минус подтвержденные расходы на приобретение и реализацию;

2) доход от продажи ценных бумаг минус фиксированный вычет.

Второй метод применяется, только если невозможен первый. Согласно п. 3 ст. 214.1 НК РФ, «в случае если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем 1 подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса».

Если ценные бумаги находились в собственности физического лица менее трех лет, фиксированный вычет составляет 120 000 руб., если три года и более – вычет предоставляется на всю сумму выручки от продажи ценных бумаг.

Имущественные вычеты в общем случае предоставляются только при подаче декларации в налоговый орган, однако для ценных бумаг сделано исключение (п. 2 ст. 220 НК РФ). Здесь имущественный вычет может предоставить и налоговый агент.

Налогообложение доходов по ценным бумагам в виде процентов, дивидендов и материальной выгоды

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ, проценты (в том числе по ценным бумагам), полученные от российских организаций, облагаются налогом на доходы физических лиц. В п. 25 ст. 217 НК РФ сказано, что проценты по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ не облагаются налогом.

Дивиденды физических лиц, полученные от российских организаций, облагаются налогом у источника по пониженной ставке – 6 процентов. При этом сумма дивидендов, облагаемых налогом, уменьшается на дивиденды, полученные ранее эмитентом в текущем и предыдущем налоговых периодах (ст. ст. 214 и 275 НК РФ).

Если процент по ценной бумаге получен в виде дисконта, то эмитент может удержать налог, только когда физическое лицо у него же и приобретало эту ценную бумагу. В других случаях размер дисконта, полученного физическим лицом, неизвестен налоговому агенту.

Отдельным объектом налогообложения является материальная выгода при покупке ценных бумаг по ценам ниже рыночных. При этом цена приобретения определяется «с учетом предельной границы колебаний» рыночной цены (п. 4 ст. 212 НК РФ). Предельная граница колебаний устанавливается федеральным органом, регулирующим рынок ценных бумаг. В настоящее время это ФКЦБ России.

Следует отметить, что согласно п. 14 ст. 40 НК РФ рыночные цены на ценные бумаги для целей налогообложения определяются по нормам, установленным главой «Налог на прибыль» НК РФ. Иными словами, при расчете НДФЛ с материальной выгоды от приобретения ценных бумаг необходимо определять рыночные цены по правилам гл. 25 НК РФ (ст. 280).

Датой получения дохода в виде материальной выгоды считается «дата приобретения» ценной бумаги (ст. 223 НК РФ). Приобретением ценной бумаги является переход права собственности на нее. Для эмиссионных ценных бумаг это происходит в момент приходной записи по счету-депо, счету в реестре владельцев или в момент передачи сертификата ценной бумаги.

Понятие налогового агента в статье 214.1 НК РФ

В ст. 214.1 трижды дается определение лицу, которое должно выполнять функции налогового агента по сделкам купли-продажи ценных бумаг. Два раза в п. 3 говорится, что налоговый агент – это брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика. Один раз в п. 8 упоминается, что налоговый агент – это брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика.

Сопоставив указанные определения, можно сделать вывод, что налоговый агент – это:

– брокер;

– доверительный управляющий;

– иное лицо, совершающее операции по договору поручения;

– иное лицо, совершающее операции по договору комиссии;

– лицо, совершающее операции в пользу физического лиц по любому иному договору подобному договору поручения;

– лицо, совершающее операции в пользу физического лиц по договору иному, чем договор поручения, комиссии или доверительного управления.

«Иной договор в пользу физического лица» может пониматься двояко: как любой иной посреднический договор, где есть лица, действующие в интересах данного физического лица, или любой иной договор, где есть выплаты в адрес физического лица.

«В пользу» следует все-таки понимать как «в интересах» физического лица. Таким образом, налоговыми агентами не являются те организации или граждане, которые просто покупают ценные бумаги у физического лица, а не посредничают в его интересах.

Спорные вопросы статьи 214.1 НК РФ в отношении функций налогового агента

Некоторые нормы ст. 214.1 НК РФ, возлагающие на брокеров и доверительных управляющих функции налогового агента, сформулированы не вполне ясно. В частности, имеет ли физическое лицо при работе через эти организации право выбора между тем, где уплачивать налог: у источника или при подаче декларации в налоговый орган?

Согласно п. 3 ст. 214.1, «налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

Если расчет и уплата налога производятся источником выплаты дохода (брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) в налоговом периоде, имущественный налоговый вычет предоставляется источником выплаты дохода с возможностью последующего перерасчета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган».

То есть в этом пункте говорится, что налог может быть либо удержан агентом, либо уплачен самостоятельно. Здесь нет указания на то, вправе ли налогоплательщик сам выбирать способ уплаты. Однако в данном пункте нет и запрета или ограничения на это право. Согласно п. 8 ст. 214.1 НК РФ, «налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода».

Совместив нормы п.п. 3 и 8, мы получаем, что, с одной стороны, налоговый вычет предоставляется агентом либо при подаче декларации, с другой – «расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом» (а расчет предполагает и предоставление вычета).

Это тоже можно понимать двояко.

1. Налогоплательщик не имеет права выбора. Если есть агент (брокер, управляющий и т.п.), он в обязательном порядке рассчитывает и платит налог. Когда нет лиц, уполномоченных быть налоговыми агентами, налог платится при подаче декларации. Если налог был удержан агентом, можно потом при подаче декларации его пересчитать по другому типу вычетов.

2. Налогоплательщик имеет право выбора, как платить налог: через агента либо самостоятельно. Если он выбрал уплату через агента, то к нему применяется п. 8 ст. 214.1 НК РФ.

Скорее всего, первая трактовка более корректна: если какая-то организация названа в Кодексе налоговым агентом, она обязана исполнить свои обязанности, иначе к ней могут быть применены санкции по ст. 123 НК РФ.

Порядок расчета налоговой базы брокером (доверительным управляющим)

Согласно п. 4 ст. 214.1 НК РФ, доход физического лица от продажи ценных бумаг считается нарастающим итогом в течение года. Доходы надо учитывать раздельно по двум категориям ценных бумаг – обращающимся и не обращающимся на организованном рынке. По каждой продаже ценных бумаг исходя из п. 3 ст. 214.1 НК РФ должны быть определены расходы на приобретение ценных бумаг, в том числе цена покупки, накладные расходы по покупке и продаже. Цена приобретения может быть определена любым методом, в том числе по средней цене, ЛИФО или ФИФО.

Если расходы не могут быть увязаны с конкретной сделкой по продаже ценных бумаг (например, расходы по хранению), то они распределяются на весь пакет имеющихся ценных бумаг.

Если физическое лицо не выводит денежные средства из договора с брокером (доверительным управляющим) в течение года, то налог удерживается один раз – с суммы дохода на последний день года.

Если физическое лицо в течение года выводит средства из договора, то налог удерживается с части начисленного дохода на момент выплаты. При работе физического лица через брокера эта часть представляет собой отношение суммы денежной выплаты к «стоимостной оценке ценных бумаг, определяемой на дату выплаты денежных средств» (п. 8 ст. 214.1 НК РФ).

При работе физического лица на фондовом рынке через доверительного управляющего пропорция определяется как отношение суммы денежной выплаты к стоимостной оценке «ценных бумаг (денежных средств)» на дату выплаты.

Стоит обратить внимание на различие в определениях налоговой базы при частичном выводе средств по брокерскому договору и по договору доверительного управления.

В одном случае сумма выплаты делится на величину портфеля ценных бумаг (для брокера), в другом – в знаменатель ставится сумма ценных бумаг и денежных средств.

Нетрудно понять, что пропорция для расчета налоговой базы по договору доверительного управления при прочих равных условиях всегда будет меньше, чем для брокерского договора (и сумма налога будет меньше).

При этом под стоимостной оценкой ценных бумаг в портфеле физического лица понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на их приобретение (абз. 3 п. 8 ст. 214.1 НК РФ).

Если физическое лицо передавало деньги брокеру, но только часть из них использовало на покупку ценных бумаг, то при выводе оставшихся средств доля облагаемого дохода может оказаться очень высокой, даже превысить 100 процентов. В этом случае налог будет уплачен сразу со всего дохода полностью, хотя на самом деле лишь незначительная его часть была реально получена инвестором.




Заключение


Ценные бумаги – неизбежный атрибут всякого нормативного товарного и финансового оборота. Будучи товаром, они вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве деньги.

Переход России к рыночной организации экономики и попытки формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг.

В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовом регулировании фондового рынка и оборота ценных бумаг, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

Цель и задача государства в отношении рынка ценных бумаг – единый государственный подход к формированию, функционированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации, обеспечение на рынке сочетания интересов инвесторов и эмитентов, привлечения инвестиций в экономику и защита прав инвесторов, включая иностранных.

В настоящее время сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития российского фондового рынка, сформирована нормативно-правовая основа его функционирования. Созданы органы государственного регулирования фондового рынка.

Постановления Центрального Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам России регулируют вопросы осуществления дилерской, брокерской, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра акционеров, деятельности по доверительному управлению, деятельности фондовых бирж, клиринговых центров. Также они устанавливают требования к профессиональным участникам, управляющим компаниям, к внутреннему учету, контролю и отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Основные задачи дальнейшего развития фондового рынка заключаются в совершенствовании инфраструктуры фондового рынка, интегрировании российского рынка в мировой фондовый рынок, обеспечении привлечения инвестиций в российскую экономику, развитии инструментов фондового рынка, повышении уровня капитализации российских эмитентов, повышении ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов.

Путь вхождения Российской Федерации в международный рынок капитала определен, и будем надеяться на формирование благоприятного инвестиционного климата в России, установление понятных и стабильных правил ведения бизнеса на финансовом рынке, предсказуемость нормативного и налогового регулирования.




Список литературы


1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года – М.: Ось-89, 2006.

2.    Гражданский Кодекс Российской Федерации №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года. В трех частях – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2006.

3.    Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ 22 апреля 1996 года (с изменениями и дополнениями).

4.    Налоговый кодекс РФ №146-ФЗ от 31.07.1998.

5.    Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

6.    Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7.    Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Учебное пособие. М., Научно-техническое общество имени академика С.И. Вавилова, 2002

8.    Эффективный рынок капитала: Экономический либерализм и государственное регулирование/ Под общ. ред. И.В. Костикова: В 2 т. – М.: Наука, 2004.


[1] ГК РФ часть 1статья 142


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ