бесплатные рефераты

Системный анализ налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования

Системный анализ налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования

Введение


В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного воспроизводства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги имеют значение и для внутреннего состояния любой фирмы. Сегодня ни одно управленческое решение не может быть эффективным или просто оптимальным без учёта налоговых последствий, вытекающих из него.

Экономическое положение предприятий заставляет провести анализ системы налогообложения, чтобы в дальнейшем оценить ее влияние на эффективность функционирования отдельного предприятия.

Отсюда вытекает исключительная важность и необходимость изучения налогов и налогового бремени при формировании эффективной налоговой политики любого государства.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности налогов, понятия налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, способов ее расчета, путей оптимизации, совершенствования действующей системы налогообложения.

Отсюда вытекают следующие задачи:

1. описание экономического содержания налогов, основных принципов налогообложения и функций налогов;

2. обоснование классификационных признаков налогов;

3. анализ уровня налоговой нагрузки;

4. расчеты, сущность, роль налога на прибыль и налога на имущество организаций

5. применение зарубежного опыта в налогообложении предприятий РФ


1. Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов

1.1 Основные понятия


Государство, выражая интересы общества в различных cферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Общеустановленная система налогообложения распространяется в равной мере на все коммерческие предприятия, будь оно крупное, среднее или малое.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность взимаемых на территории Российской федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

1.      Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2.      Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т. к. это позволяет планировать деятельность

3.      Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4.      Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5.      Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6.      Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7.      Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8.      Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.


1.2 Классификация налогов


Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т. п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.

Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В целях проведения налогового контроля предприятия – налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений.

Налоги, в зависимости от источников их покрытия, группируются следующим образом:

1)      налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) – земельный налог, страховые взносы;

2)      налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) – НДС, акцизы, экспортные тарифы;

3)      налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат – налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;

4)      налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий – лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
Другая функция налоговэкономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность – решаются социальные проблемы.

Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т. к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам:

1) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;

2) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;

3) если растет «теневая» экономика, т. е. скрытое или явное уклонение от налогов

В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого(заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2‑х и 5‑и кратном размере.

Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

Для предприятий малого бизнеса, организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения и организаций, для всех, кто оказывает платные услуги, возможен переход на упрощенную систему налогообложения.

1.3 Порядок налогообложения предприятий


Порядок налогообложения предприятий регламентируется следующей нормативно-правовой базой:

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

В соответствии с частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения в нашей стране представлена тремя уровнями:

– федеральные налоги и сборы;

– региональные налоги и сборы;

– местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, а региональные и местные налоги и сборы вводятся в действие соответственно законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

·                     налог на добавленную стоимость;

·                     акцизы;

·                     налог на прибыль организаций;

·                     налог на доходы физических лиц;

·                     единый социальный налог;

·                     государственная пошлина;

·                     налог на наследование и дарение;

·                     сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

·                     налог на добычу полезных ископаемых;

·                     водный налог.

К региональным налогам и сборам относятся:

·                     налог на имущество организаций;

·                     транспортный налог;

·                     налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

·                     земельный налог;

·                     налог на имущество физических лиц.

В данной курсовой работе будут рассмотрены наиболее распространенные налоги, предусмотренные общепринятой системой налогообложения. Характеристика каждого из них построена по следующей схеме:

– налогоплательщики,

– объект налогообложения,

– ставки налога,

– порядок и сроки уплаты,

– налоговые льготы,

– формы налоговой отчетности.

Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (рис. 1.1).




Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров. Каждый налог имеет самостоятельный объем налогообложения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок и сроки уплаты федерального налога устанавливаются федеральными законами, регионального налога – законодательными органами субъектов Российской Федерации, местного налога – представительными органами местного самоуправления. [16, с. 4–6]


2. Системы налогообложения

2.1 Традиционная система налогообложения

 

Определение доходов предприятия

Доходы предприятия складываются из доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационных доходов.


Дсум = ДР + ВРД, (1)


где ДР – доход от реализации – выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав;

ВРД – внереализационные доходы. К ним относятся суммы полученных штрафов, доходы от сдачи в аренду помещений, сумма дивидендов по ценным бумагам (акциям) других предприятий.

Определение расходов предприятия

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.


Рсум = РР + ВРР (2)


где РР – расходы, связанные с производством и реализацией (себестоимость продукции);

ВРР – внереализационные расходы. В них включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией (сумма штрафов за нарушение договорных обязательств и потери от пожара).

Расходы, связанные с производством и реализацией

1. Материальные расходы

2. Расходы на оплату труда

3. Амортизация

Амортизация – перенос стоимости имущества по мере его износа на производимый продукт в целях возмещения стоимости и накопления денежных средств для последующего его полного восстановления.

Расчет амортизации ведется с помощью линейного метода.

а) Норма амортизации зданий и сооружений равна 5 % в год.

б) Норма амортизации оборудования равна 10 % в год.

в) Норма амортизации автомобилей равна 20 % в год.

г) Норма амортизации нематериальных активов равна 10 % в год.

4. Прочие расходы

4.1 Суммы налогов и сборов

4.2 Расходы на аренду

4.3 Представительские расходы

4.4 Расходы на подготовку и переподготовку кадров

4.5 Расходы на рекламу.

4.1.1 Единый социальный налог

Принимаем, что налоговая база не превышает 100000 руб. Следовательно, налоговая ставка составляет 35,6 % от суммы средств на оплату труда.

4.1.2 Налог на имущество

Объектом налогообложения является среднегодовая стоимость имущества в денежном выражении, находящегося на балансе предприятия.


СИ = Сзд + Собор + Савт + Снма + Смз (3)


где СИ – стоимость имущества;

Сзд – стоимость зданий и сооружений;

Собор – стоимость оборудования;

Савт – стоимость автомобилей;

Снма – стоимость нематериальных активов;

Смз – величина материальных запасов.

Среднегодовое значение стоимости имущества определяется по формуле:


СИгод = (0,5*СИ1.01+СИ1.04+СИ1.07+СИ1.10+0,5*СИ1.01)/4 (4)


где СИ1.01, СИ1.04, СИ1.07, СИ1.10, СИ1.01* – стоимость имущества на 1.01, 1.04, 1.07, 1.10 и на 1.01 следующего года, соответственно.


СИ1кв = (0,5*СИ1.01+0,5СИ1.04)/4


Ставка налога на имущество – 2 %.

4.1.3 Налог с владельцев транспортных средств

Для автомобилей примем условно ставку налога в размере 10 руб..

4.1.4 Налог на пользователей автомобильных дорог

Ставка налога 1 % от выручки от реализации продукции без НДС и налога с продаж.

4.2 Расходы на аренду офиса

4.3 Представительские расходы

При формировании фактической себестоимости эти расходы учитываются в полном объеме. Представительские расходы заданы без учета НДС, 40 % этих расходов производят путем наличных расчетов (без оформления счета-фактуры). В соответствии со ст. 170 главы 21 НК РФ сумма НДС не может быть принята к зачету по расчетам НДС с бюджетом, а должна быть отнесена на затраты по производству и реализации продукции.

4.4 Расходы на подготовку и переподготовку кадров

4.5 Расходы на рекламу

Расчет НДС

НДС в бюджет = НДС в доходах – НДС в расходах. (5)

Ставка налога 18 %.

Расчет прибыли

Валовая прибыль представляет собой разницу между доходами (нетто) и расходами (нетто).

Налоговая база определяется путем корректировки прибыли:

1. вычесть сумму доходов по ценным бумагам – дивидендов, так как эти доходы облагаются налогом отдельно по ставке 6 % у плательщика дивидендов;

2. уменьшить доходы от операций по реализации амортизируемого имущества. Так как сумма доходов от продажи была учтена при расчете совокупного дохода, то при расчете из прибыли следует вычесть остаточную стоимость проданного имущества.

3. представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный месяц.

При наличии превышения фактических представительских расходов над нормативными налогооблагаемая прибыль увеличивается на это значение.

Расчет налога на прибыль

Ставка налога – 20 %.

Ставка налога на прибыль делится на федеральный ‑ 2 % и областной ‑ 18 %.

Расчет чистой прибыли

Чистая прибыль = Валовая прибыль – Налогооблагаемая прибыль (6)

Определение налоговой нагрузки на предприятие


НН = Нсум /Дбр * 100 % (7)


где Нсум – сумма всех налоговых платежей;

Дбр – суммарный доход (брутто) предприятия.


2.2 Упрощенная система налогообложения


Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом № 222-Ф3 от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отдельности для субъектов малого предпринимательства». За время применения упрощенной системы налогообложения (УСН) в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

Цель УСН заключается в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Налогоплательщиками по применению УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, указанные в главе 26.2 НК РФ.

Налоговые ставки дифферинцированы в зависимости от объекта налогообложения: доходы, полученные налогоплательщиками, облагаются по ставке 6 %, а доходы, уменьшенные на величину расходов, – по ставке 15 %.

Таким образом, формула расчета единого налога при объекте налогообложения дохода:


ЕН=Дх6 % (8)


где ЕН-сумма, рассчитываемого единого налога;

Д-доходы, признаваемые при УСН.

При объекте налогообложения доходы налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %. Тогда формула приобретает следующий вид:


ЕН=(Дх6 %) – Z (9)


где Z‑предельная сумма взносов в пенсионный фонд России и больничных.


Z=0,5х (Дх6 %) (10)


Формула расчета единого налога при объекте налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов выглядит:


ЕН=(Д-Р) х15 % (11)


где Р - расходы, принимаемые при упрощенной системе налогообложения.

Если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше исчисленного минимального налога, то налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % от налоговой базы, которой являются доходы. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.


2.3 Вмененная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) введен практически во всех субъектах Российской Федерации. Причем в отличие от упрощенной системы на ЕНВД переходить в обязательном порядке, если тот вид деятельности, которым занимается предприниматель или организация, попадает под систему в виде ЕНВД.

Объектом налогообложения при применении системы налогообложения виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является вмененный доход плательщика ЕНВД.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода по конкретному виду предпринимательской деятельности, исчисляемый за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующий данный вид деятельности. При этом базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2.

налог прибыль предприятие упрощенный

ВД=ФП*БД*К1*К2 (12)


где ВД – вмененный доход; ФП – физический показатель; К1 – коэффициент-дефлятор, установленный на календарный год; К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя;

Базовая доходность и физические показатели каждому по виду предпринимательской деятельности определяется в соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ.

Ставка единого налога установлена в размере 15 % величины вмененного дохода. Таким образом, ЕНВД можно определить по формуле:


ЕН=ВД*15 % (13)


ВД – величина вмененного дохода

ЕН – сумма единого налога

Если в течение налогового периода у организации и индивидуального предпринимателя произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. [17, с. 7–39]



3. Сущность, место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов


Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение.

Налог на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.

В соответствии с Законом от 27.12.1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы» в составе федеральных налогов был установлен подоходный налог (налог на прибыль с предприятий). Такое название налогу было дано, по всей вероятности, в связи с зарубежной практикой налогообложения, где действует подоходный налог с корпораций. Однако довольно быстро название налога было изменено и 27 декабря 1991 г. был утвержден Закон РФ № 2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который вступил в действие с 1 января 1992 г.

Методика исчисления налога на прибыль предприятий и организаций по прошествии ряда лет показала существенные просчеты. Сам налог постепенно утратил свою стимулирующую функцию, больше половины налогоплательщиков не реагировали на уменьшение налоговых ставок увеличением выпуска продукции. Конечно, не следует забывать и о том, что большое количество предприятий было либо не в состоянии получить сам показатель прибыли в силу экономического положения, либо делало все возможное для сокрытия или минимизации законным путем положительного финансового результата.

Таким образом, порядок исчисления данного налога требовал пересмотра. Частично работа по совершенствованию налогообложения прибыли проводилась на протяжении 1990-х гг.; достаточно сказать, что в Закон № 2116–1 с 1991 по 2000 годы было внесено свыше двухсот поправок и дополнений. Данные изменения касались различных элементов налога.

Основные факторы, оказывающее влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 года, сгруппированы в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше числа факторов, способствующих этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджет после 2002 года.

Таблица 1 – Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли после 1 января 2002 года

Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы

Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы

1. Отмена налоговых льгот: на финансирование капитальных вложений; на финансирование находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; по вновь созданным малым предприятиям; по производству медицинской продукции; по перечислениям на благотворительные цели и т. д.

2. Перевод большинства налогоплательщиков на уплату налога исходя из расчета налоговой базы по методу начисления.

1. Либерализация налоговых вычетов

1.1 Расширение перечня принимаемых к вычету расходов и изменение лимитов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, страхование имущества и т. п.)

1.2 Новые правила образования резервов

1.3 Новые методы расчета амортизации

1.4 Принятие к вычету убытков по амортизируемому оборудованию и другому имуществу.

2. Снижение ставки налога.

3. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет.

4. Сокращение контингента плательщиков за счет введения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей.



Рассмотрим основные характеристики налога на прибыль. Налог на прибыль является федеральным налогом. Как и все федеральные налоги, он относится к общеобязательным налогам, то есть подлежит взиманию на всей территории Российской Федерации (далее – РФ). Налог на прибыль был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий. Данный налог также является прямым, то есть взимается непосредственно с дохода налогоплательщика. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с реально полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым. Поскольку при взимании налога на прибыль его объект, предмет, база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной деятельности субъекта, данный налог можно отнести к активным налогам. Платежи по налогу на прибыль осуществляются с определенной регулярностью, следовательно, его можно считать периодическим. Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Классификация налога на прибыль

Классификационный признак

Тип налога на прибыль

1.                   По плательщикам

2.                   По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов

3.                   По порядку введения

4.                   По целевой направленности

5.                   По способу взимания

6.                   В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты

7.                   По периодичности

Налог, уплачиваемый юридическими лицами

Федеральный



Общеобязательный

Абстрактный

Личный прямой

Активный


Периодический



По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействовать на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход результатов коммерческой деятельности налог на прибыль выступает основным предпринимательским налогом [9]. В качестве основных функций данного налога выделяют регулирующую и фискальную функции.

1. Регулирующая функция

Как уже было сказано выше, налог на прибыль является прямым, то есть его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение. При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизма предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций [11].

2. Фискальная функция

В последнее время значение фискальной функции налога на прибыль вызывает разногласия между экономистами. Согласно статистическим данным налог на прибыль в развитых странах не является фискально-доминирующим. Несмотря на значительные ресурсы, затрачиваемые налоговыми органами и самими налогоплательщиками на его производство, то есть на процесс исчисления, уплаты и соответствующего контроля, налог на прибыль обеспечивает лишь малую долю совокупных налоговых поступлений. Так, в странах «большой семерки» корпорационный налог (налог на прибыль) традиционно обеспечивает менее 8 процентов налоговых поступлений, в то время как подоходный налог – почти 24 процента. Исключение составляет только Япония, где корпорационный налог уверенно обеспечивает около 15 процентов налоговых поступлений. Столь невыгодное соотношение между невысокими поступлениями и значительными издержками по администрированию заставляют многих западных специалистов усомниться в полезности данного налога [7].

В России же дебаты по поводу отмены налога на прибыль не приобрели сколько-нибудь заметного проявления. Главной причиной этому является существенно большая фискальная значимость данного налога (см. таблицу 3)

 

Таблица 3 – Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ

Доходы бюджета

2007 год

2008 год

2009 год

Всего поступило (млрд. руб.)

Из них:

1) в федеральный бюджет

2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ

5748,2


3000,7

2747,5

7360,2


3747,6

3612,6

8455,7


4078,7

4377

Налог на прибыль всего (млрд. руб.),

в том числе:

1) в федеральный бюджет

2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1670,5


509,9

1160,6

2172,2


641,3

1530,9

2513


761,1

1751,9

Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета всего (%),

в том числе:

1) в федеральный бюджет

2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ


29,1


17

42


29,5


17

42,4


29,7


19

40

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ