Состояние финансов сельского хозяйства и методы его оздоровления
Состояние финансов сельского хозяйства и методы его оздоровления
Содержание
Введение
Глава 1.
Специфика финансов предприятий сельского хозяйства
Глава 2.
Состояние финансов сельского хозяйства
Глава 3.
Пути выхода сельского хозяйства из кризиса
Заключение
Литература
7
Сельское хозяйство имеет
стратегическое значение для национальной экономики, так как обеспечивает
продовольственную безопасность страны, а наличие существенного количества
убыточных организаций сельского хозяйства вызвало необходимость осуществления
их финансового оздоровления, в целях обеспечения развития агропромышленного
комплекса страны.
Опережающий рост цен на
промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными
организациями, по сравнению с ценами на их продукцию, является причиной
различий в уровне рентабельности, оплаты труда, технической оснащенности
отраслей, что приводит к низкой конкурентоспособности и убыточности отрасли. С
началом радикальных реформ в 1990-е годы резко уменьшились объемы производства
сельскохозяйственной продукции, снизился уровень продовольственной безопасности
России, и возникла проблема финансового оздоровления сельскохозяйственных
организаций, увеличения государственной поддержки аграрной сферы.
В целях улучшения экономической
ситуации, сокращения количества банкротств сельскохозяйственных организаций
Российской Федерации были приняты государственные меры по финансовому
оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. В последние годы были
приняты нормативно-правовые акты, федеральные целевые программы, приоритетные
национальные проекты по развитию сельского хозяйства. Принятие Федерального
закона от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 "О финансовом оздоровлении
сельскохозяйственных товаропроизводителей" оказало положительное влияние
на финансы организаций сельского хозяйства. В то же время не были определены
инструменты выхода из кризисного состояния. Вследствие этого возникла научная и
практическая необходимость исследования форм и методов финансового оздоровления
сельскохозяйственных организаций, подтверждающая актуальность курсовой работы.
Объектами исследования данной
работы являются состояние финансов сельского хозяйства и методы его
оздоровления. Основными задачами финансового оздоровления являются
предотвращение ликвидации, реструктуризация задолженности, восстановление
платежеспособности, обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости
сельскохозяйственной организации. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных
организаций имеет особую специфику вследствие высокой зависимости финансовых
результатов их деятельности от стихийных природных явлений, существующего
диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию,
продолжительной оборачиваемости капитала из-за длительного производственного
цикла и сезонного характера работ.
Целями курсовой работы являются
исследование состояния финансов сельского хозяйства и путей его улучшения.
Работа основывается на
исследовании отечественной литературы, периодических изданий и нормативных
актов.
Особенности
сельскохозяйственного производства состоят в том, что оно имеет дело с живыми
организмами - животными и растениями. Использует в процессе труда землю в
качестве главного, ничем незаменимого средства производства.
Эти особенности можно объединить
в следующие группы:
1. Природно-климатические и
естественно-биологические:
почвенно-климатические
особенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов в
производстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию
в себестоимости и рентабельности продукции;
погодные условия влияют на время
проведения и темпы работы, объем и качество продукции, что вызывает
необходимость создания натуральных и денежных страховых и резервных фондов;
природный,
естественно-биологический цикл развития растений и животных определяет
кругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю), а необходимость
концентрации материальных, денежных и трудовых ресурсов к определенным периодам
обеспечивается кредитами банков.
2. Технологические и
организационные:
из-за сочетания в сельском
хозяйстве двух взаимодополняющих отраслей - растениеводства и животноводства
осуществляется раздельное планирование, учет и организация;
наличие внутрихозяйственного
оборота большей части сельскохозяйственной продукции необходимо для обеспечения
непрерывности производственного цикла.
3. Социально-экономические:
по праву собственности в
сельском хозяйстве функционируют государственные, частные и кооперативные предприятия
двух относительно однородных групп: предприятия акционерного и кооперативного
типов.
Первые представлены акционерными
обществами (открытого и закрытого типов) и товариществами различных видов,
вторые - колхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы и
коллективные сельскохозяйственные предприятия. Растет число негосударственных
сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм. Появился
сектор крестьянских (фермерских) хозяйств.
Планирование, учет и
калькулирование издержек производства в сельском хозяйстве осуществляется с
учетом того, что сельскохозяйственный год охватывает периоды, относящиеся к
двум календарным годам и при определении себестоимости затраты календарного
года распределяются между продукцией этого и будущего годов. Также
себестоимость из-за сезонного характера работ исчисляется не только по видам
продукции, но и по видам работ.
Планирование себестоимости
осуществляется в следующей последовательности:
сначала определяются затраты по
видам работ на 1 га посева и на голову скота;
затем с учетом урожайности и
продуктивности определяется себестоимость отдельных видов продукции. При этом
учитываются такие технико-экономические факторы как:
технический уровень и
механизация производства;
проведение мероприятий по
улучшению плодородия земель и качества производственных ресурсов (машин,
оборудования, скота, семян, кормов, удобрений и др.);
изменение цен на материальные
ресурсы и основные средства;
применение прогрессивных форм
организации труда и его оплаты.
При планировании себестоимости
рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестоимость
единицы продукции, затраты на 1 рубль валовой (товарной) продукции. Существенным
элементом затрат на производство во всех отраслях сельского хозяйства является
заработная плата. Формы и системы оплаты труда тесно увязываются с конечными
результатами работы. Затраты, связанные с материальными ценностями, включаемыми
в себестоимость продукции, планируются по отдельным видам: корма, семена и
посадочный материал, удобрения и др. В элемент прочих затрат включаются такие
специфические затраты, как затраты на подстилку для животных, затраты по
ограждению ферм и др. Совокупность затрат на производство и реализацию
продукции составляет ее полную себестоимость.
Затраты сельскохозяйственных
предприятий возмещаются из выручки от реализации, которая поступает
неравномерно и поэтому финансовый результат хозяйственной деятельности
сельскохозяйственных предприятий можно определить только в конце года.
Разность между валовой денежной
выручкой и полной себестоимостью продукции образует прибыль, отражающую
превышение доходов над расходами. В практике различают общую (валовую) прибыль
сельскохозяйственных предприятий, характеризующую общий результат деятельности,
от реализации (по видам производств и продукции, работ, услуг) и от
внереализационных операций.
Структура основных средств, как
известно, зависит от отраслевых особенностей, местоположения предприятия, его
размера, технического уровня и формы организации производства.
Особенности структуры основных
средств сельскохозяйственного назначения:
наряду со средствами труда,
являющимися продуктами предшествующей индустриальной деятельности,
функционируют также специфические средства труда - разные виды животных и
многолетних насаждений, - в которых также воплощен прошлый труд людей,
принимавших участие в уходе за ними, выращивании и т.д.;
стоимость специфических основных
средств (животных, многолетних насаждений) в процессе использования до
определенного периода не только не уменьшается в отличие от машин,
оборудования, зданий и др., но даже возрастает.
Эта специфика накладывает
отпечаток на их воспроизводство. Если все прочие основные средства могут
находиться в эксплуатации непрерывно вплоть до изнашивания, то, например, многолетние
насаждения в течение года функционируют лишь в пределах вегетационного периода.
Особенности функционирования
оборотных средств сельскохозяйственного производства:
потребность в оборотных
средствах в сельскохозяйственном производстве неравномерна в разные периода
года, т.к рабочее время меньше времени производства, которое продолжается под
воздействием природных сил;
значительная часть оборотных
средств формируется в натуральной форме (семена, корма, органические удобрения,
молодняк животных), минуя денежную фазу кругооборота капитала;
такие важные составные их
элементы как семена, а в ряде случаев и посадочный материал, корма,
органические удобрения и т.п., постоянно возобновляются в процессе кругооборота
за счет собственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не
поступают в реализацию, а остаются в сфере производства на следующий
производственный цикл, то это влияет на их величину, продолжительность оборота
и порядок нормирования. Так, норматив по семенам должен отражать полную потребность
в них предприятия, объединения для ярового сева, а в зонах, где озимый сев
производится до уборки, - и запасы семян. По кормам норматив собственных
оборотных средств устанавливается только в пределах страхового фонда, так как
весь сезонный запас покрывается банковским кредитом.
Правильное сочетание собственных
и заемных источников формирования оборотных средств обеспечивает максимальную
эффективность денежных ресурсов сельскохозяйственных предприятий, поэтому в
качестве источников создания и пополнения используются собственные и
приравненные к ним средства, а также банковские кредиты и ссуды. Банковские
кредиты могут быть использованы на покрытие сезонных затрат производства, на
образование товарно-материальных ценностей и на внутригодовой недостаток
собственный средств.
Эффективность использования
оборотных средств зависит от:
своевременной поставки продукции;
сокращения запасов продукции в
готовом виде;
оплаты в положенные сроки счетов
поставщиков;
ликвидации задержек в
документообороте по расчетам;
внедрения научно-обоснованных
нормативов расхода семян и кормов, горючего и смазочного материалов,
электроэнергии, минеральных удобрений и т.д.
В 2006 году общий объём валовой
продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий вырос на 2,8%. Получены
хорошие производственные показатели по отдельным отраслям растениеводства - валовой
сбор зерна составил более 78,4 млн. т. Сохранён экспортный потенциал зерна - около
10 млн. т. Впервые было получено более 3,6 млн. т. кукурузы на зерно, почти 30
млн. т. сахарной свеклы, 6,7 млн. т. подсолнечника. Были расширены посевные
площади зерновых и бобовых культур, общие посевы которых занимают свыше
половины посевной площади сельскохозяйственных культур. На долю зерна
приходится около 28% стоимости валовой продукции растениеводства. В выручке от
реализации продукции растениеводства зерно составляет около 56%, а в общей
выручке от продажи сельского хозяйства - почти пятую часть. Производство
продукции основных сельскохозяйственных культур в 2006 году было выше, чем в
среднем за пять предшествующих лет.
Определённые успехи достигнуты в
отдельных отраслях животноводства. За 2006 год производство скота и птицы на
убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 7,9 млн. т., что на 4,6%
больше соответствующего периода 2005 года, молока - 31,1 млн. т. (больше на 0,6%).
Производство свиней на убой возросло на 8,7%, птицы на 14,7%. Продолжается рост
молочной продуктивности коров и яйценоскости птицы.
Динамично развивались многие
отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающие предприятия
начали активно включаться в сельскохозяйственного производство с целью создания
устойчивой сырьевой базы. В результате индекс физического объёма
производственной продукции в 2006 году составил 10,3% к уровню 2005 года. В
мясной и молочной отраслях расширился ассортимент и увеличился выпуск продукции
пользующейся повышенным спросом населения.
Приход в отрасль эффективных
инвесторов и предпринятые меры государственной поддержки вызвали рост
инвестиций в основной капитал предприятий АПК. С учётом национального проекта
они увеличились в 2006 году до 249 млрд. руб., в 2005 году - 160 млрд. руб. Доля
прибыльных организаций возросла с 58% до 68%.
Вместе с тем, наряду с
имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд
системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. АПК России в
настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК
являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что
произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей,
инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного
финансирования, снижения покупательской способности потребителей
сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и
диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное
состояние сельскохозяйственных земель. Если в 2005 году цены на сельскохозяйственную
продукцию выросли на 9,6%, то на промышленную - на 15,7%. Аналогичная ситуация
сохранилась и в 2006 году. Так цены на реализованную сельскохозяйственную
продукцию по сравнению с 2005 годом увеличились на 10%, а на промышленную - на
21%. Диспаритет цен ещё более углубился. В результате, ежегодно из сельского
хозяйства изымается до 80 млрд. руб. В последние годы практически
приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель,
осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и
минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленно
развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного
обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота.
За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В
современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми
возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового
импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания. Ситуация
в животноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, Отечественное
животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и
мясе.
Невысокая производительность
труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли
работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб.,
или 36% общероссийского уровня. За чертой бедности находится более 40%
сельского населения. Уровень занятости сельского трудоспособного населения
составляет 65,6%. Среди сельских безработных удельный вес молодёжи в возрасте
до 30 лет составляет 45%. Демографическая ситуация в сельской местности
остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной
части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем
предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение
производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного
производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из
показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных
работников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и
громадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении села. Уровень
бедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю между
городом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивно
идёт процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном
производстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленными
темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства,
занимая свыше 11% общей площади пашни, производят немногим более 3,9% валовой
продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной
продукции (51%) производится в личных подсобных хозяйствах населения, то есть в
мелкотоварном секторе.
Одной из причин низкой
эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ
основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству
предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию
основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет
всего 4% общего объёма инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в
1991 году. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные
средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему
ощущается нехватка "длинных" ресурсов для капитальных инвестиций.
Сохраняется дефицит техники. Одновременно,
вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается
сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение
сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины,
что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняя
обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой
площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в
несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем
в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники
составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия
тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов - в
3 раза, кормоуборочных - в 3,5 раза. В результате такой интегральный
показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза
ниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Также
существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния
сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост
цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Проведённый специалистами
министерства совместно с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в
сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Так, на
примере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно,
что для осуществления 16 технологических операций из 474 видов применяемых
сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это
приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на
30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического
отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся
до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники. По
этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей.
Импортные закупки продовольствия
и сельскохозяйственного сырья в 2006 году возросли на 20%, до 21,6 млрд. долл. Примерно
60% сельскохозяйственной продукции по импорту поставляется странами ЕС, США и
Канадой, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчёте на гектар пашни от
20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за
первое полугодие 2007 года в страну импортировано продовольственных товаров на
сумму около 10 млрд. долл. Основными потребителями импортного продовольствия
являются крупные города. В тоже время, вместе с растущим расслоением по
доходам, всё более значительной части российского населения не обеспечен даже
весьма скромный уровень потребления продуктов питания. В сложившейся ситуации
значительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием
чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села
квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации,
исчезновение десятков тысяч деревень.
Без развитого сельского
хозяйства и прогрессивного АПК позитивное развитие экономики и повышение
благосостояния общества невозможно. Решение проблемы вывода АПК из кризисного
состояния требует проведения последовательной продовольственной политики,
которая включала бы ряд основных стратегических направлений:
стимулирование развития
отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует
определённого перераспределения национального дохода в пользу
сельскохозяйственных производителей;
придание аграрной реформе
основной целевой функции - рост производства;
внесение коррективов в
социальную политику.
Каждая из этих проблем требует
серьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение
сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного
развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего,
установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и
предоставление прямых государственных субсидий на основные виды
сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных
предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует
серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения
стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика
должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом
опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы
хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование
ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной
продукции.
Перемены, которые могут обеспечить
более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с
принятым Законом "О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена
сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение
конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества
продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка
продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности
сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников,
занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских
территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание
благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере
сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд
сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую
сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На
финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться
субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно
установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не
могут быть израсходованы на другие нужды. "Государственная программа
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия" подготовлена Министерством сельского
хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового
обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая
программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким
образом, впервые появились обязательства федерального правительства на
долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое
развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского
хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение
финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен
по следующей схеме: цель - задачи - количественно измеряемые целевые индикаторы
- механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы
и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной
частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые
программы: "Социальное развитие села до 2010 года", "Сохранение
и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и
агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг." и
согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ
ведомственные целевые программы.
Интеграция России в мировую экономику
должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя
внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде
всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и
ценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, от
импортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработки
приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Над выполнением
этого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участием
представителей аграрной науки. По направлению "Ускоренное развитие
животноводства" участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1
млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО "Росагролизинг" поставил
сельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатого скота и
оборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению "Стимулирование
малых форм хозяйствования а АПК", по оперативным данным, создано 2124
сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов. За истекший год
малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. По
направлению "Обеспечение доступным жильём молодых специалистов" введено
713,8 тыс. кв. м. жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамках
консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России и
подведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2007 году увеличена
поддержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства - 1,3
млрд. руб.; с северного оленеводства и табунного коневодства - 250 млн. руб., а
также овцеводства - 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат по страхованию
сельскохозяйственных культур - до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006 году на
17,4%); финансирование по разделу "Образование" до 12 млрд. руб. (больше
на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий - 2,3 млрд. руб. (больше
на 52%).
Предполагается, что темпы роста
в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%, а в животноводстве - на
5%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, в
частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной
техники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении
применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному
вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых
сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития
сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных
рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в
аграрном секторе социально - экономические проблемы. Ситуация может обостриться
и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители
сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с
субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровень
государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из
развитых стран.
Наряду с экономической
поддержкой российского товаропроизводителя в рамках разрешённых ВТО мер
необходимо отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В
сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского
хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт
угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО
могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков
для экспортёров на основе распространения режима наибольшего
благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской
экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из
зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение
инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной
экономики.
Необходимо выявить и реализовать
и другие всесторонние меры по выводу из кризиса АПК:
Создание системы кредитования
отрасли, в т. ч. организация льготного кредитования и функционирования
ипотечных банков;
За годы реформ в стране так и не
создана рыночная система кредитования сельскохозяйственных производителей. Вместо
этого действует множество фрагментарных полугосударственных - получастных
дорогостоящих и низкоэффективных программ на федеральном и, особенно,
региональном уровне. Основная доля сельскохозяйственной продукции сбывается в
рамках бартерных схем. Система кредитования должна строиться на создании
комфортных условий для кредитования сельского хозяйства частными банками и
сельскими кредитными кооперативами, с чёткими и прозрачными схемами
господдержки.
Создание государственной системы
рыночной информации;
От отсутствия такой системы
страдают, прежде всего, отечественные сельскохозяйственные производители,
которые становятся объектом картельного сговора крупных торговых компаний.
Создание единого рыночного
аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной
инфраструктуры;
Внутренний
аграрно-продовольственный рынок оказался разделен на множество слабо связанных
и нетранспарентных региональных "квазирынков". Как справедливо
замечают экономисты-аграрники, "в настоящее время сложнее экспортировать
партию зерна из Краснодара в Вологду, чем из Греции в Финляндию". Это
связано как с прямыми административными ограничениями на вывоз продукции из
регионов, так и с трудностями получения необходимых лицензий и сертификатов,
подтверждающих качество и безопасность каждой партии товара. Указанные
препятствия существенно увеличивают трансакционные издержки на отечественном
рынке, повышают барьеры для входа для малых и средних операторов, уводят в
теневой сектор значительную долю поступающего на рынок продовольствия.
Государственное регулирование
земельных отношений, рынка земли, обеспечение более эффективного использования
сельскохозяйственных угодий, их экологической сохранности;
В условиях недостаточности
финансовых ресурсов государство должно в первую очередь направлять средства на
выполнение региональных и общегосударственных программ по землеустройству и
мелиорации земель, известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитных
лесополос, обводнению территорий и внедрению почвозащитных технологий.
Прямые субсидии на капитальные
вложения, развитие и поддержание аграрной науки, консалтинговых организаций,
освоение и внедрение новых технологий и техники;
Разработка и внедрение новых
машин и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного
использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Только создание и
освоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит поднять
качество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции. Для развития
сельского хозяйства и энергообеспечения требуется государственная поддержка,
особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий.
Поэтому необходимо выделить еще
одну специфическую для АПК проблему. Речь идет об охране и вовлечении в
хозяйственный оборот на возвратной (коммерческой) основе перспективных
технологий возделывания и уборки сельхозкультур, содержания
сельскохозяйственных животных и птицы и ряда других. Это актуально еще и
потому, что предстоит преодолеть нарастающую из года в год технологическую
отсталость российского сельского хозяйства от уровня зарубежных стран.
Возмещение
сельхозтоваропроизводителям потерь от стихийных бедствий и других
неблагоприятных природно-климатических условий путем страхования имущества,
урожая и животных в значительной доле за счет централизованных фондов
государства.
Необходимое вмешательство
государства в экономику, в производственный и социальный механизмы сельского
хозяйства требует значительных бюджетных затрат, которые, однако, себя
многократно окупают. Они не только повышают доходы сельского хозяйства, но и
приносят дополнительные выгоды в цепочке хранения, переработки,
транспортировки, торговли и других смежных отраслях, обеспечивают стране
продовольственную безопасность.
Существует много особенностей,
связанных с самой отраслью сельского хозяйства. Существенной спецификой
сельского хозяйства является его самовоспроизводство. Естественные процессы,
которые сопровождают сельское хозяйство, имеют достаточную протяженность во
времени. Следовательно, кругооборот средств оказывается весьма продолжительным.
В сельском хозяйстве поступление доходов в течение года неравномерно. Оценить
хозяйственную деятельность и подсчитать результат можно только в конце года.
Зависимость
сельскохозяйственного производства от природных явлений вызывает необходимость
создания на предприятии специальных страховых и резервных фондов в денежной и натуральной
форме. Все работы, которые включаются в технологический цикл, обязательны к
исполнению и имеют четкую временную привязку. Должно быть точное соблюдение
всей технологической цепочки. Это обуславливает необходимость концентрации
ресурсов и средств к совершенно определенным срокам работ.
В современных условиях развитие
АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные
результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество
предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают
развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными
сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не
отвечающее задачам развития экономики. Главной негативной тенденцией в сельском
хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как
отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Это подвело страну к опасности
потерять продовольственную независимость.
В связи со стратегической
важностью сельскохозяйственного производства необходима государственная
поддержка предприятий аграрной отрасли, включающая финансовые, организационные,
правовые меры. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение
разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные
меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть
положена новая система преобразований.
Одним из главных аспектов
преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо
скорейшее осуществление программы государственной поддержки агропромышленного
комплекса, целевое выделение средств из государственного бюджета, использование
финансовых источников на местах, привлечение инвестиций, в том числе и
зарубежных. Решению проблем АПК будет способствовать и объединение усилий
центральной власти и регионов в виде создания фонда развития АПК за счёт
федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес - структур
от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона. Роль
государства заключается и в социально-экономическом развитии территорий,
базирующемся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций,
инвесторов и органов управления АПК.
Важным направлением
преобразований в АПК является обновление и эффективное использование
материально-технической и технологической основы производства. В условиях
сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является
лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.
Имеющийся природный потенциал
при условии создания надлежащих экономических условий может способствовать
возрождению аграрного сектора. Однако в огромной степени это будет зависеть от
коренного пересмотра принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета
этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок его развития.
1. Апушова, Т.С. Стратегия финансового оздоровления сельскохозяйственной
организации [Текст] / Т.С. Апушова // Социально-экономическое развитие современного
общества в условиях реформ: Материалы Международной научно-практической конференции
(10 декабря 2007 г). В 3-х частях. - Ч.1. / Отв. ред. Л.А. Тягунова. - Саратов:
Издательство "Научная книга", 2008.
2. Апушова, Т.С. Направления финансовой стабилизации функционирования
предприятий сельского хозяйства [Текст] / Т.С. Апушова, А.Г. Зеленский // Молодежь
и наука: реальность и будущее: Материалы I Международной научно-практической конференции (Невинномысск,
26 февраля 2008 г). Сборник в 3 томах. Т.2 - Невинномысск: НИЭУП, 2008.
3. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена / Экономист,
2007,№10.
4. Баутин В. "Инновационная деятельность в АПК" // АПК - экономика
и управление. - 2005. - №8.
5. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского
хозяйства / Экономист, 2006, №10.
6. Бунин М. "Инновационные технологии в сельском хозяйстве России"
// Экономика сельского хозяйства России. - 2004. №7.
7. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства:
пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
8. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. - М.: Юристъ. 2000.
9. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных
рынков. Курс лекций. - М.: Ассоциация издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС,
2002.
10. Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном
производстве /Экономика АПК Предуралья. Научно - практический журнал, 2007,№6.
11. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного
производства / Экономист, 2007,№4.
12. Николаева Т.П. Финансы предприятия / Московский государственный
университет экономики, статистики и информатики, М., 2001.
13. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК / Трясцин М.М., и
др. - Пермь, 2003.
14. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/
АПК: экономика, управление, 2007, №2.
15. Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий / Экономист,
2007,№10.
16. Трушин Ю. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10. Трушин
Ю. Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист, 2007,№11.
17. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/
Экономист, 2007,№9.
18. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/
Экономист, 2007,№7.
19. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
- Киров. 2005.
20. Экономика сельского хозяйства. Под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС,
2004.
|