Совершенствование финансового планирования на предприятии на примере ОАО "Нефтеавтоматика"
В экономико-математическую модель
должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей
производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные
модели с множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для
практического использования. Планирование основных финансовых показателей на
основе экономико-экономического моделирования является основой для
функционирования автоматизированной системы управления финансами.
2. Анализ и оценка финансового
планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»
2.1 Характеристика предприятия как
хозяйствующего субъекта
Филиал
является обособленным подразделением Межрегионального открытого акционерного
общества «Нефтеавтоматика» зарегистрированным Распоряжением Главы администрации
Бугульминского района и города Бу-гульмы № 39 от 20.01.94 г.
Бугульминский
опытный завод «Нефтеавтоматика» (БОЗ «НА») расположен в Республике Татарстан,
г. Бугульма, ул. Воровского 41.
Целью
деятельности Филиала является выполнение установленных Обществом заданий,
направлена на удовлетворение общественных потребностей в продукции по профилю
деятельности Филиала и получение максимальной прибыли. Филиал несет
имущественную и иную ответственность за выполнение взятых обязательств, планов
по объемам производства и реализации, продукции, утверждаемых в установленном
порядке плановых показателей и нормативов.
Основными
видами деятельности филиала являются:
-
производство
автоматизированного нефтепромыслового оборудования, приборов средств
автоматизации и транспортировки нефти, глубинных исследовательских приборов;
производство технологического оборудования, применяемого при добыче, транспорте
и подготовке переработки нефти, газа, и нефтепродуктов;
-
производство
приборов контроля и регулирования технологических процессов;
-
производство
энергоносителей и отпуск их на сторону;
-
изготовление
приспособлений и конструкций для механизации и индустриализации монтажных и
ремонтных работ;
-
разработка и изготовление
нестандартного оборудования и технологической оснастки;
-
разработка и
производство товаров народного потребления и оказание услуг населению;
-
осуществление, с
участием органов Госстандарта, метрологических аттестаций, проверки и
государственных испытаний средств измерений;
-
внешнеэкономическая
деятельность, в том числе осуществление экспортно-импортных поставок
оборудования, товаров и услуг;
-
иная коммерческая
деятельность, не противоречащая действующему законодательству.
Завод
имеет следующие структурные подразделения:
1.
Механический
участок;
2.
Сборочный
участок;
3.
Заготовительный
участок;
4.
Сталеплавильный
участок;
5.
Сварочно-сборочный
участок;
6.
Инструментальный
участок;
7.
Транспортный
участок;
8.
Метрологическая и
лабораторная служба;
9.
Ремонтный
участок;
10.
Электроучасток;
11.
Аварийный
участок;
12.
Столярный
участок;
13.
Стройгруппа;
14.
Участок
сторожевой охраны.
Для
выполнения функций управления производством создается управляющая система -
аппарат управления.
Под
структурой аппарата управления производством понимается количество и состав
звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Структура
аппарата управления оказывает активное воздействие на процесс функционирования
системы управления развитием производства. Схема структуры управления на БОЗ
«НА» приведена в приложении № 1.
На БОЗ
«НА» используется линейная структура управления. Во главе каждого
производственного или управленческого подразделения находится руководитель,
наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство
подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции
управления. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для
выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь
подчинён вышестоящему руководителю. На этой основе создаётся иерархия
руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер,
заместитель директора, директор предприятия).
Принцип
единоначалия предполагает, что подчинённые выполняют распоряжения только одного
руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения
каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
Отдельные
специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и
обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке
управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или
инструкций управляемому объекту не дают.
2.2 Анализ финансового состояния ОАО
«Нефтеавтоматика»
Для анализа устойчивости финансового
положения предприятия целесообразно рассчитать показатели оценки ликвидности и
платежеспособности.
Коэффициенты платежеспособности и
ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные
обязательства легкореализуемыми средствами.
Для анализа ликвидности необходимо
рассмотреть следующие коэффициенты:
Коэффициент текущей ликвидности
характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для
ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств.
К т.л. (6)
К т.л. = = 0,86
на 2003 г. (7)
К т.л. = = 0,77
на 2004 г. (8)
К т.л. = = 0,79
на 2005 г. (9)
Нормальный уровень данного коэффициента
считается равным 2. Невыполнение установленного норматива говорит об угрозе
финансовой нестабильности ввиду различной степени ликвидности активов и
невозможности их срочной реализации в случае одновременного обращения
кредиторов.
Коэффициент критической ликвидности
по смысловому значению аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако
исчисляется по более узкому кругу активов, когда из расчета исключена наименее
ликвидная их часть – запасы:
К к.л. = (10)
К к.л. = = 0,32
на 2003 г. (11)
К к.л. = = 0,17
на 2004 г. (12)
К к.л. = = 0,17
на 2005 г. (13)
Коэффициент критической ликвидности
отражает прогнозируемые платежные способности организации при условии
своевременного проведения расчетов с дебиторами. Теоретически оправданное
значение этого коэффициента ≈ 0,8. На БОЗ «НА» этот показатель
значительно меньше норматива.
Коэффициент абсолютной ликвидности
показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к
моменту составления баланса время, что является одним из условий
платежеспособности. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности:
0,2 – 0,5.
К а.л. = (14)
К а.л. = = 0,004
на 2003 г. (15)
К а.л. = = 0,002
на 2004 г. (16)
К а.л. = = 0,003
на 2005 г. (17)
На основе всех этих коэффициентов
можно сказать, что предприятие не может погасить краткосрочную задолженность за
счет оборотных активов, предприятие является не платежеспособным.
Одна из важнейших характеристик финансового
состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной
перспективы.
Величина собственных оборотных
средств предприятия (СОС):
СОС = стр.(490 - 190) (18)
СОС = 18245 – 24519 = -6274 на 2003
г. (19)
СОС = 17300 – 25368 = -8068 на 2004
г. (20)
СОС = 16876 – 23996 = -7120 на 2005
г. (21)
Этот показатель характеризует ту
часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия
оборотных активов предприятия. По БОЗ «НА» это показатель является
отрицательным, это говорит о том, что оборотные активы предприятия собственным
капиталом не покрываются, а финансируются за счет кредиторов.
Для оценки финансовой устойчивости
применяется система коэффициентов:
Коэффициент автономии показывает долю
собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Оптимальное его
значение – 0,5.
Ка. = (22)
Ка. = = 0,23
на 2003 г. (23)
Ка. = = 0,25
на 2004 г. (24)
Ка. = = 0,27
на 2005 г. (25)
По данным приведенного баланса
коэффициент автономии в 2003 году составил 0,23, в 2004 – 0,25, в 2005 – 0,27.
Таким образом, менее 50 % активов предприятия сформированы за счет собственного
капитала. Следовательно, предприятие не обладает достаточной независимостью и
возможностями для проведения независимой финансовой политики.
Коэффициент финансовой зависимости:
Кф.з. = (26)
Кф.з. = = 3 на
2003 г. (27)
Кф.з. = = 2 на
2004 г. (28)
Кф.з. = = 2 на
2005 г. (29)
Коэффициент финансовой зависимости
показывает, что на один рубль собственного капитала предприятие привлекало от 3
до 2 рублей заемного капитала, то есть в основном в финансировании предприятия
участвуют кредиторы. Зависимость предприятия от внешних источников велика.
Коэффициент маневренности:
Км. = (30)
Км. = = -
0,38 на 2003 г. (31)
Км. = = -
0,49 на 2004 г. (32)
Км. = = -0,45
на 2005 г. (33)
Рассматривая коэффициент
маневренности собственного капитала, делаем вывод, что предприятие не
использует в финансировании текущей деятельности собственный капитал т.к.
является филиалом.
Об эффективности использования
предприятием своих средств судят по различным показателям деловой активности:
Коэффициент оборачиваемости активов:
Ко.а. = (34)
Ко.а. = = 0,03
на 2003 г. (35)
Ко.а. = = 0,07
на 2004 г. (36)
Ко.а. = = 0,17
на 2005 г. (37)
Данный коэффициент измеряет
оборачиваемость средств, вложенных в активы, и показывает, эффективно ли
используются активы для получения дохода и прибыли. Он означает, что на данном
предприятии каждый рубль активов оборачивается менее одного раза в году.
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности:
Ко.д.з. = (38)
Ко.д.з. = = 1,24
на 2003 г. (39)
Ко.д.з. = = 0,59
на 2004 г. (40)
Ко.д.з. = = 1,40
на 2005 г. (41)
Коэффициент показывает, сколько раз в
год взыскивается дебиторская задолженность. То, что дебиторская задолженность
уменьшилась в 2004 году – является для предприятия неблагоприятным показателем.
Фондоотдача:
Ф. = (42)
Ф. = = 2,86
на 2003 г. (43)
Ф. = = 0,50
на 2004 г. (44)
Ф. = = 0,74
на 2005 г. (45)
Показатель указывает на то, сколько
выручки получено на рубль основных фондов.
Об интенсивности использования
ресурсов предприятия, способности получать прибыль судят по показателям
рентабельности:
Рентабельность собственного капитала:
Рс.к. = (46)
Рс.к. = = -0,76
на 2003 г. (47)
Рс.к. = = -0,76
на 2004 г. (48)
Рс.к. = = -0,97
на 2005 г. (49)
Данный коэффициент показывает, какова
эффективность использования акционерного капитала, отражает окупаемость
капитальных вложений акционеров.
Рентабельность текущих затрат:
Рт.з. = (50)
Рт.з. = = -0,31
на 2003 г. (51)
Рт.з. = = -0,77
на 2004 г. (52)
Рт.з. = = -0,60
на 2005 г. (53)
Коэффициент показывает, какова
эффективность затрат, осуществленных на производство продукции. Динамика
показателя свидетельствует о необходимости пересмотра цен или усиления контроля
за себестоимостью продукции.
Рентабельность реализации:
Рр. = (54)
Рр. = = -0,46
на 2003 г. (55)
Рр. = = -3,36
на 2004 г. (56)
Рр. = = -1,50
на 2005 г. (57)
Коэффициент показывает, какова
прибыль от операционной деятельности.
Анализ активов и пассивов
бухгалтерского баланса предназначен для общей характеристики финансовых
показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный
период.
Актив баланса содержит сведения о
размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, то есть о вложениях
в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на
производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной
наличности.
Если в активе баланса отражаются
средства предприятия, то в пассиве – источники их образования. Финансовое
состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в
своем распоряжении и куда они вложены.
Таблица2
Наименование
статей
|
2003 г
|
% к итогу
|
2004 г
|
% к итогу
|
2005 г
|
% к итогу
|
А.О.
2003 – 2004г.г.
|
А.О. 2004 –
2005г.г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Актив
Внеоборотные
активы
|
24519
|
0,31
|
25368
|
0,38
|
23996
|
0,39
|
849
|
-1372
|
Оборотные активы
|
54229
|
0,68
|
41260
|
0,61
|
37035
|
0,60
|
-12969
|
-4225
|
Запасы
|
32340
|
0,41
|
29630
|
0,44
|
27081
|
0,44
|
-2710
|
-2549
|
ДЗ
|
19206
|
0,24
|
8271
|
0,12
|
7677
|
0,12
|
-10935
|
-594
|
Денежные средства
|
63
|
8
|
110
|
0,001
|
113
|
0,001
|
47
|
3
|
Баланс
|
78748
|
100
|
66628
|
100
|
61031
|
100
|
-12120
|
-55597
|
Пассив
Капитал и резервы
|
18245
|
0,23
|
17300
|
0,25
|
16876
|
0,27
|
-945
|
-424
|
Краткоср. обязательства
|
60503
|
0,76
|
49320
|
0,74
|
44155
|
0,72
|
-11183
|
-5165
|
Баланс
|
78748
|
100
|
66628
|
100
|
61031
|
100
|
-12120
|
-55597
|
Данные показывают, что оборот
хозяйственных средств (валюта баланса) с каждым годом все больше снижается. В
2004 году снизился на 12120 тысяч рублей, а в 2005 на 55597 тысяч рублей. На
это могло повлиять снижение денежных средств предприятия, а так же общее
снижение оборотных активов. Доля внеоборотных средств в общих активах составила
0,38% на 2004 год и 0,39% на 2005 год. Произошло снижение дебиторской
задолженности на 10935 тысяч рублей в 2004 году и на 594 тысячи рублей в 2005
году, что является положительной тенденцией, так как означает, что заемщики
расплачиваются по своим долгам с предприятием. Рассмотрев структуру пассивов,
можно увидеть, что доля инвестированного капитала в общих пассивах снизилась по
сравнению с предыдущим годом. Это произошло за счет снижения краткосрочных
обязательств.
Из проведенных расчетов видно, что
анализируемое предприятие не может погасить краткосрочную задолженность за счет
оборотных активов, платежеспособность предприятия находится на критическом
уровне.
Соотношение собственных и заемных
средств на предприятии не является оптимальным, то есть предприятие зависит от
кредиторов. Происходит снижение рентабельности.
3. Совершенствование финансового
планирования на предприятии
3.1 Процесс бюджетирования на
российских предприятиях
Одним из проверенных мировой
практикой эффективных способов управления предприятием в рыночных условиях
является бюджетный метод управления. Этот метод в различных вариантах
применяется практически всеми крупными и средними предприятиями, а в последнее
время стал популярен и в малом бизнесе.
Сущностью
бюджетного метода управления является представление о том, что вся деятельность
предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения,
которых, могут быть четко определены и закреплены за руководителем соответствующего
ранга.
Необходимо для полного осмысления
бюджетирования перечислить функции, которые оно выполняет:
1.
Аналитическая
функция
·
переосмысление
бизнес-идеи;
·
коррекция
стратегии;
·
постановка
дополнительных целей;
·
анализ
операционных альтернатив.
2.
Функция
финансового планирования
·
вынуждает
планировать и тем самым обдумывать будущее
3.
Функция
финансового учета
·
вынуждает
учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает
принимать правильные решения в будущем
4.
Функция
финансового контроля
·
позволяет сравнивать поставленные
задачи и полученные результаты;
·
выявляет слабые и сильные стороны
5.
Мотивационная функция
·
осмысленное принятие плана;
·
ясность постановки целей;
·
наказание за срыв;
·
поощрение за выполнение и
перевыполнение.
6.
Координационная
функция
·
координация функциональных блоков
оперативного планирования.
7.
Коммуникационная
функция
·
согласование планов подразделений
компании;
·
нахождение компромиссов;
·
закрепление ответственности
исполнителей.
Бюджет - финансовый документ,
отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е.
прогноз будущих финансовых операций.
Система бюджетов позволяет
руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным
образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития
персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка"
бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин
"бюджетирование".
Бюджеты
могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение
маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения
поставленных целей. Его зачастую называют генеральным, он охватывает
производство, реализацию, распределение и финансирование. В основном бюджете в
количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и
поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных
обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и
финансовое управление.
Исходя из определений основных
функций управления — планирование, мотивация, контроль — бюджетирование
соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля.
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей -
планирования и контроля.
Планирование - это качественное и
количественное описание задачи, проектирование возможных результатов и пути их
достижения.
Контроль
- это действие, которое помогает выполнению проектируемых решений, и
представление оценки, обеспечивающее обратную связь.
Для выполнения этих функций
необходимо иметь данные бюджета и исполнительских отчетов. Отчет исполнителя —
это изменение фактического состояния объекта. Он, как правило, состоит из
сравнения бюджетных и фактических результатов. Расхождения бюджетных и
фактических данных называются отклонениями. Отчет помогает управлять по
отклонениям, что позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на
процессах, заслуживающих внимания, а не на тех, которые исполняются без отклонений.
Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями
предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса.
С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими
событиями, на основе систематической обработки данных.
На современном промышленном предприятии задача бюджетирования состоит в
повышении эффективности работы предприятия посредством:
1.
целевой ориентации и координации
всех событий на предприятии;
2.
выявления рисков и снижения их
уровня;
3.
повышение гибкости,
приспособляемости к изменениям.
Как и любое явление бюджетирование
имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Достоинства бюджетирования:
1.
Оказывает
положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
2.
Позволяет
координировать работу предприятия в целом;
3.
Анализ бюджетов
позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
4.
Позволяет учиться
на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
5.
Позволяет
усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
6.
Способствует
процессам коммуникаций;
7.
Помогает
менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
8.
Служит
инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
9.
Недостатки
бюджетирования:
10.
Различное
восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь
в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и
отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры
обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
11.
Сложность и
дороговизна системы бюджетирования;
12.
Если бюджеты не доведены
до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого
влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются
исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания
ошибок;
13.
Бюджеты требуют
от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники
противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к
конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает
эффективность работы;
14.
Противоречие
между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь
поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для
повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, -
стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность
достижения целей.
Бюджетный метод в условиях нестабильности является важным методом
управления предприятием. Его применение эффективно в области:
1.
финансового менеджмента (этот
метод – единственное средство, при помощи которого можно заранее сформировать
достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать
объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств,
определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование);
2.
управления коммерческой
деятельностью (этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься
маркетингом, т.е. изучать свою продукцию и рынки сбыта для разработки более
точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии;
определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в
пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления);
3.
организации общего управления
(этот метод определяет значение и место каждой функции, например коммерческой,
производственной финансовой и других, осуществляемой на предприятии, и
позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления
предприятием);
4.
управления затратами (этот метод
способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных
и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той
цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства
разрешениями);
5.
общей стратегии развития предприятия
(этот метод – средство количественной оценки происходящего, анализа достигнутых
результатов по сравнению с прогнозными показателями).
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия,
позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных
средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств
(собственные, кредитные, средства инвестора и т.п.).
Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени
гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих
действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности
предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные
действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.
Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой
фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет
представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в
наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать
полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую
деятельность.
Таким образом, необходимость научиться управлять финансами в условиях
нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции,
обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством
предприятия сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как
основного финансового плана и экономического регулятора отношений как между
бизнес-единицами предприятия, так и предприятия с внешней средой.
На сегодняшний день процесс формирования бюджета в странах с развитой
экономикой представляет собой целостную, четко работающую систему непрерывного
планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до
контроля за его исполнением на всех стадиях. При этом на обеспечение
максимально быстрого процесса обработки и анализа собираемых данных,
необходимых для бюджетирования, на что тратится большая часть рабочего времени
менеджеров, используются специальные программные продукты.
Однако специфика отечественных экономических условий не позволяет
формально отнестись к внедрению системы бюджетирования по западному образцу.
Требуется корректировка методологических основ формирования бюджета с учетом
особенностей российских предприятий при использовании основных достижений
западной науки. Формирование системы бюджетирования сталкивается с рядом
трудностей. С одной стороны, процесс бюджетирования должен быть поддержан
организационно (выделены функции, ответственные исполнители, обучены работники
экономической службы), а с другой стороны, должен быть обеспечен максимально
быстрый процесс обработки и анализа собираемых данных. Наиболее частый
недостаток разрабатываемых бюджетов – малая вовлеченность конкретных
исполнителей в процесс планирования и управления, сложность формирования
системы гибкой и адекватной оценки результатов деятельности.
Таким образом, для успешного формирования, внедрения и функционирования
системы бюджетирования на предприятии необходимо соблюдение следующих условий.
1.
Необходимо совершенствование
организационной структуры предприятия, определяющей функции и ответственность
руководителей; структуры бизнес процессов, так как от степени ее рациональности
и прозрачности зависит скорость и качество планирования; учетной системы,
поскольку из нее поступают данные о фактических результатах по выполнению
планов и оно невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих компонентов.
2.
Необходима интеграция бюджетирования
с организационной и информационной структурами предприятия и схемами исполнения
бизнес процессов. Практический опыт показал, что согласование бюджетирования с
другими инструментами управления в несколько раз повышает эффективность его и
все системы управления.
3.
Для успешного планирования
необходимо стандартизировать данные и наладить их совместное использование
всеми бизнес единицами предприятия.
4.
На предприятии должны быть четко
структурированы все процессы, распределены функции и определены лица,
ответственные за конкретные процессы. Соблюдение этого условия позволяет
автоматизировать все необходимые для этого операции и в итоге существенно
упростить процесс бюджетирования.
Одним словом перед руководителями стоит сложная задача – грамотно начать
внедрение системы бюджетирования, одновременно решая две основные проблемы –
организационную и техническую.
Таким образом, можно выделить следующие этапы реформирования системы
финансов предприятия:
1.
анализ существующей системы учета,
планирования, документооборота;
2.
разработка технологии формирования
бюджета в условиях нестабильности и неполноты информации;
3.
апробация механизма бюджетирования
в условиях промышленного предприятия;
4.
распределение обязанностей по
подготовке отдельных документов для составления бюджета между структурными
подразделениями и конкретными исполнителями, определение форматов предоставляемых
документов, сроков их подготовки и внедрения системы документооборота;
5.
разработка сводного бюджета
предприятия на основе предоставленной информации и результатов анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом поставленных целей
развития;
6.
разработка методики контроля
выполнения бюджета, процедур текущих корректировок бюджета при изменениях
внешних и внутренних условий.
Существует много разновидностей
бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации,
распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.
К двум основным, «идеологически»
различающимся типам бюджета эксперты относят бюджеты, построенные по принципам
«снизу вверх» и «сверху вниз»
Бюджет, составленный «снизу вверх»,
предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к
руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе
много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных
структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу»
показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что
в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать
негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к
снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего
уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном
завышении цифр в первоначальных версиях бюджета. Этот вид бюджетирования широко
распространен в России как из-за неопределенности перспектив развития рынка в
целом, так и по причине нежелания руководства заниматься планированием (к
сожалению, для большой части отечественных топ-менеджеров стратегическое
планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином).
Страницы: 1, 2, 3
|