Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан
Причем в целом ставки
социального налога по сравнению с 2007 годом снижены. При этом, сохранился
порядок формирования шкалы ставок в зависимости от годового расчетного
показателя, который определяется как 12 - кратный месячный расчетный
показатель. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 декабря 2007
года «О республиканском бюджете на 2008 год» месячный расчетный показатель
составляет 1168 тенге, а годовой расчетный показатель составляет - 14016 тенге
[15].
Таким образом, ставки
социального налога на 2008 год для юридических лиц – резидентов Республики
Казахстан, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике
Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства выглядят
следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1 – Единая шкала
ставок социального налога для всех категорий работников
Облагаемый доход работника
Ставка
1
до 15-кратного годового расчетного
показателя (до 210 240 тенге)
13 процентов с суммы облагаемого дохода (27 331 тенге)
2
от 15-кратного до 40-кратного годового расчетного
показателя (от 210 240 тенге до 560 640 тенге)
сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя +
11 процентов с суммы, превышающей его (27331 тенге +11 процентов с суммы,
превышающей 210 240тенге)
3
от 40-кратного до 200-кратного годового расчетного
показателя
(от 560 640 тенге до 2 803 200 тенге)
сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя +
9 процентов с суммы, превышающей его (65 875 тенге +9 процентов с суммы,
превышающей 560 640 тенге)
4
от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного
показателя (от 2 803 200 тенге до 8 409 600 тенге)
сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя
+ 7 процентов с суммы, превышающей его (267 705 тенге + 7 процентов с суммы,
превышающей 2 803 200 тенге)
5
от 600-кратного годового расчетного показателя и свыше (8
409 600 тенге и свыше)
сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя
+ 5 процентов с суммы, превышающей его (660 153 тенге + 5 процентов с суммы,
превышающей 8 409 600 тенге)
Источник: По данным Закона Республики Казахстан от 6
декабря 2007 г. «О республиканском бюджете на 2008 год ».
Меры по изменению
социального и индивидуального подоходного налога, кроме задачи общего
облегчения налогового бремени, должны, по мнению авторов закона, вывести бизнес
из тени. С 1 января 2007 года законом ввелась фиксированная ставка индивидуального
подоходного налога на уровне 10% для всех физических лиц вместо действующей
прогрессивной шкалы ставок от 5 до 20%. Чтобы компенсировать рост ставки
налогов с 5 до 10% , а это граждане, получающие зарплату от 20 до 50 тыс.
тенге, из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы
(9200 тенге) на одного работника вместо месячного расчетного показателя. Это
привело к тому, что наибольший уровень налоговой нагрузки будет у тех, кто
получает ежемесячный доход от 50 до 60 тыс. тенге, для них налог увеличился на
245 тенге. Наибольший же профит получили те, кто получает от 150 тыс. тенге,
для них налоговая нагрузка реально сократилась (от 2500 тенге на зарплату 150
тыс. до 10 тыс. тенге для людей, имеющих доход 350 тыс.) Причем если доход
свыше 80 тыс. тенге получают лишь около 30% работающих граждан (чуть более 1
млн человек из 4,5 млн официально работающих), то потери бюджета от введения
плоской шкалы будут составлять около 28 млрд тенге. В связи с этим возникает
вопрос: какой смысл вводить данную поправку? Если ее единственным реальным
результатом станет увеличение налоговой нагрузки на наиболее сознательную часть
граждан, составляющих ядро среднего класса, который мы так стремимся
сформировать, то вряд ли оправданны надежды, что таким образом можно уменьшить
количество применяемых зарплатных схем и «конвертной» зарплаты. Крайне наивно
полагать, что число граждан, получающих средний ежемесячный доход более 80 тыс.
тенге, у нас существенно больше официальных 30%. Гораздо более реальным шагом
на пути к уменьшению «серой» части доходов граждан представляется другая норма
закона, а именно изменение шкалы социального налога. Правда, ввелся он в
отличие от ставки индивидуального подоходного налога лишь с 1 января 2008 года.
При этом действующая методика расчета социального налога не изменилась,
изменились лишь ставки. От 13 −процентной максимальной до 5%. Общее
снижение социального налога правительство оценивает в среднем в 30%. Это,
безусловно, может стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы
работников. «Под 20−процентный социальный налог подпадают сейчас, как
правило, средние компании, которых очень много. Если, допустим, на предприятии
средняя зарплата 36 тыс. тенге, то ставка социального налога будет 18%. Это,
конечно, для наших компаний много. Кроме того, ставка этого налога очень
чувствительна для IT-компаний, а также для всех, у кого высокий удельный вес
зарплаты, а это, как правило, новые, динамичные компании. Поэтому
предприниматели давно просили пересмотреть ставки. Мы пошли им навстречу.
Сейчас социальный налог составляет в среднем 15–16%, после введения новой шкалы
будет примерно 10–12%».
Все это дестабилизирует
хозяйственную деятельность, усиливает риски предпринимательства. Необходимо
избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение
доходов хозяйствующих субъектов в течение финансового года. Все подобные
изменения должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы
они могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать эти
изменения в хозяйственных договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой
дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно
изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает
вслепую, точно не представляя конечных результатов труда.
Налог на добавленную
стоимость (НДС), относящийся к налогам на потребление и являющийся по сути
своего экономического воздействия общим акцизом, был введен в Казахстане в 1992
г. С учетом мирового опыта Практика развитых зарубежных государств показала,
что косвенные налоги постепенно эволюционировали к единому, равномерно
распределенному налогу на добавленную стоимость, не обременяющему какую-либо
группу товаров и не деформирующему финансовые пропорции в экономике.
Реализация товаров и
услуг осуществляется по ценам с учетом НДС и, в конечном счете, налоговое бремя
несет потребитель. Каждый посредник (будь то производственный или торговый),
получает от своего клиента предусмотренную законом сумму налога и перечисляет
его в бюджет за вычетом суммы НДС, ранее уплаченной им поставщикам. При этом
следует отметить, что НДС затрагивает только добавленную стоимость товара на
данном производственном цикле, то есть, относится к реальным налогам. Уплата
НДС определяется лишь характером совершаемой сделки и не принимает в расчет
финансовое состояние субъекта налогообложения. дифференциация размеров ставок
НДС дает государству значительную свободу маневра. С помощью НДС регулируется
сфера потребления, и основной целью его применения в высокоразвитых странах с
рыночной экономикой является стремление к снижению платежеспособного спроса,
чтобы избежать так называемого «разогрева экономики», то есть, НДС выступает
также как инструмент борьбы с кризисом перепроизводства [14, с.160].
Разновидностью косвенных
налогов на товары и услуги, включаемых в цену изделия или тариф являются
акцизы, устанавливаемые в отличие от НДС на ограниченные их виды. Слово «акциз»
имеет французское происхождение и в переводе означает «отрубить». Отсюда и
специфика этого платежа. Акцизы включаются в цену товаров и позволяют
государству изъять или «отрубить» часть стоимости, которая не отражает ни
эффективность производства, ни особые потребительские свойства, а является лишь
следствием особых условий производства и реализации так называемых подакцизных
товаров. В перечне подакцизных товаров в процессе реформирования акцизного
налогообложения РК произошло сокращение наименований за счет исключения меховых
и кожаных изделий, хрусталя, сырой нефти. Размер ставок устанавливается
правительством РК.
Законом предусмотрено
последовательное снижение НДС. Так, с 2007 года предлагается снизить ставку с
15 до 14%, с 2008−го – до 13, с 2009 года – до 12%. Подобную меру
правительство планировало и ранее, только в более поздние сроки.
Предполагается, что снижение НДС позволит предприятиям высвободить из оборота
средства, которые могут быть направлены на модернизацию производства, его
расширение и развитие. Кроме того, законом установлены льготы по НДС для
сельхозпереработчиков. Эта тема на протяжении уже нескольких лет является
наиболее горячей и дискуссионной. Сторонники снижения ставки налога для
сельхозпереработчиков, как правило, апеллируют к опыту России «в целях создания
благоприятных адаптационных условий перед вступлением в ВТО, поддержки
сельского хозяйства в переходный период, развития переработки сырья». С оплатой
сельхозпереработчиками НДС и впрямь существовала проблема. Дело в том, что
крестьянские фермерские хозяйства по действующему законодательству не оплачивают
НДС, а так как это налог на добавленную стоимость, основная его тяжесть
ложилась на переработчиков. В ходе обсуждения в рабочих группах парламента,
например, вообще предлагали освободить всю цепочку от первичного производителя
до розницы от оплаты НДС либо максимально его снизить. Но решено было, что
предприятия сельхозпереработки, установленные перечнем правительства по видам
деятельности (мясо, молоко, масло, фрукты, овощи и т.д.) получат 70−процентную
скидку в рамках особого режима оплаты НДС. «Предприятия будут в установленном
порядке начислять НДС, выписывать счет-фактуру со следующего года по 14%, но
начисленную сумму налогов по декларации будут уменьшать на 70%. Только по НДС»,
– поясняет директор департамента налоговой политики и прогнозов Министерства
экономики и бюджетного планирования Вера Кнюх. В результате, считает она,
предприятия сельхозпереработки получат около 3 млрд тенге оборотных средств,
которые, как предполагается, будут истрачены на модернизацию. В целом же
снижение НДС к 2009 году даст бизнесу около 150 млрд тенге дополнительных
оборотных средств.
Одним из новшеств
принятого Налогового Кодекса РК является дополнение формулировки названия
«подоходного налога» и вместо него термина «корпоративный подоходный налог»
(приложение 2). К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся
юридические лица – резиденты РК, за исключением Национального Банка РК и
государственных учреждений, а также юридические лица – нерезиденты,
осуществляющие деятельность в РК через постоянные учреждения или получающие
доходы из источников Республики Казахстан. Объектами обложения корпоративным
подоходным налогом являются:
-налогооблагаемый доход;
-доход, облагаемый у
источника выплаты;
-чистый доход
юридического лица – нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через
постоянное учреждение.
Несмотря на кардинальные
изменения налогообложения доходов юридических лиц, ставка корпоративного
подоходного налога длительное время в РК остается неизменной и составляет 30%.
В целях государственной
поддержки развития малого бизнеса в Казахстане в Кодексе Республики Казахстан
от 12 июня 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»,
который вступил в действие с января 2002 года, с внесенными изменениями и
дополнениями с 1 января 2005 года, осуществлены меры, направленные на упрощение
процедур налогообложения субъектов малого предпринимательства [16].
Основные положения
Налогового кодекса, касающиеся применения особого (упрощенного) порядка
исчисления и уплаты отдельных налогов, а также представления по ним налоговой
отчетности, приведены в главах 63 «Общие положения» и 64 «Специальный налоговый
режим для субъектов малого бизнеса» раздела 15 «Специальные налоговые режимы».
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса может осуществляться по
одной из таких форм как: разовый талон, на основе патента. на основе упрощенной
декларации. При этом для юридических лиц - субъектов малого бизнеса,
применяющих специальный налоговый режим, в этих главах предусмотрен упрощенный
порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или
индивидуального подоходного налога.
Специальный налоговый
режим действует для малого и среднего бизнеса. Существует градация предприятий
по уровню доходов и количеству работающих, а также дифференцированная система
ставок. С 1 января поправками предусматривается снижение ставок налога в
специальном налоговом режиме на основе патента с 3 до 2%, на основе упрощенной
декларации вместо раздельной прогрессивной шкалы для индивидуальных
предпринимателей со ставками от 3 до 5% и юридических лиц со ставками от 3 до
7% будет введена единая ставка на уровне 3%. По мнению правительства и части
депутатов, особо ратовавших за введение данных поправок, «эта мера окажет
поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои
предпринимательские способности и идеи. Малый бизнес станет питательной средой
для появления новых высокотехнологичных производств и предприятий
обрабатывающего сектора». Правда, несмотря на все преференции последних лет,
сумма налоговых поступлений от субъектов МСБ в абсолютном исчислении
практически не изменилась, а доля в доходах бюджета даже чуть уменьшилась [17,
с.29].
Специальные налоговые
режимы предусматриваются также для крестьянских (фермерских) хозяйств,
производителей сельскохозяйственной продукции (юридических лиц), отдельных
видов предпринимательской деятельности. Наибольшее распространение у
крестьянских (фермерских) хозяйств получила работа по патентам.
С 1 января вводится также
новый порядок налогообложения дивидендов, с целью избежание двойного
налогообложения. Дивиденды, получаемые гражданами Казахстана от иностранных
компаний, будут облагаться согласно законам тех стран, в которых они
зарегистрированы. Дивиденды, уплачиваемые казахстанскими компаниями, будут
облагаться по ставке 15% для иностранных корпоративных клиентов, 10% – для
казахстанских юридических и 5% – для физических лиц.
В первую очередь эта мера
приведет к повышению инвестиционной привлекательности долевого участия в
компаниях, долгосрочных вложений, что означает повышение финансовой
устойчивости предприятий и приток инвестиций. Ликвидация двойного
налогообложения позволит применять прозрачные схемы участия. Данная мера
позволит также активизировать фондовый рынок.
В сфере налогообложения
недропользователей Казахстан постепенно перешел на принципы, принятые в странах
с рыночной экономикой. 30 мая 1992 года был принят Кодекс РК «О недрах и
переработки минерального сырья», который впервые установил договорные принципы
предоставления права недропользования. И разведку, и добычу нефти (газа) на
территории РК производят на основе соглашений о разделе продукции (СРП). При
этом СРП предусматривает такое положение, когда компания - инвестор является
подрядчиком владельца прав на недра, которым выступает государство или национальная
компания. В тоже время компания получает права собственности на долю добытой
продукции, эквивалентную ее затратам и рискам. Государство в этом случае имеет
возможность контролировать как сами работы в рамках проекта, так и отношения
собственности, связанные с добычей .
С 1 января 2004 года
введены изменения, позволяющие максимально упростить методику исчисления
специальных платежей недропользователей, уйти от практики договорного
установления их размеров в контрактах; обеспечить максимальную транспарентность
механизма налогообложения нефтяных операций и гарантированный объем поступлений
в бюджет с момента начала добычи нефти на месторождениях с учетом роста мировых
цен. В иной редакции изложена статья налогового кодекса по налогу на
сверхприбыль. В связи с этим разработаны электронная модель расчета налога на
сверхприбыль и инструктивное руководство по его применению, что положительно
повлияло на объем поступлений данного вида налога. Так за 2004г. сумма
поступления налога на сверхприбыль составила 10 млрд. тенге против 500 млн.
тенге в 2003 г. Кроме того, новшеством является то, что плательщиками ренты
стали не только недропользователи, но и юридические и физические лица,
экспортирующие сырую нефть и газовый конденсат, при этом установлена
прогрессивная шкала ставок взимания роялти в зависимости от объема накопленной
добычи нефти и газа от 2 до 6 долларов за тонну. Чтобы усовершенствовать
методику исчисления рентного налога, разработан порядок определения рыночной
цены реализуемой сырой нефти и газового конденсата. Также внесены изменения в
раздел о Соглашении по разделу продукции, касающиеся только новых нефтяных
контактов, и введен рентный налог с прогрессивной шкалой ставок в зависимости
от цены углеводородного сырья на внешних рынках. Деятельность по проведению
операций по недропользованию, включая нефтяные операции, подлежит
налогообложению в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Глава 45
регулирует особенности налогообложения деятельности по проведению операций по
недропользованию, включая нефтяные операции и работы по строительству и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, и устанавливает
порядок исчисления и уплаты налогов и специальных платежей недропользователей:
налога на сверхприбыль; специальных платежей недропользователей:
в) доли Республики
Казахстан по разделу продукции;
г) дополнительного платежа
недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе
продукции.
Недропользователи, осуществляющие
добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование,
производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в
виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.
Таким образом, совершенствование системы налогообложения недропользователей
позволило значительно увеличить доходы государственного бюджета.
В Республике Казахстан
Указом президента РК за № 402 от 23 августа 2003 года был создан Национальный
фонд Республики Казахстан целях обеспечения стабильного
социально-экономического развитии страны, накопления финансовых средств для
будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия
неблагоприятных внешних факторов. Позднее (2004г.) в Бюджетном Кодексе
Республики Казахстан в главе 5 дана более подробная характеристика
Национального фонда РК, который наполняется за счет средств, поступающих от
экспортов нефти, а также сверхплановых поступлений от продажи пакетов акций
крупных государственных предприятий, работающих в стратегических отраслях
экономики.
Согласно статье 22
Бюджетного Кодекса РК Фонд формируется за счет следующих поступлений:
1)
поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан;
2)
инвестиционных доходов от управления Национальным фондом Республики Казахстан;
3) иных
поступлений и доходов, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Поступления в
Национальный фонд Республики Казахстан состоят из:
1) прямых
налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в
местные бюджеты), к которым относятся:
корпоративный
подоходный налог, налог на сверхприбыль;
налог на
добычу полезных ископаемых, бонусы, доля по разделу продукции;
рентный налог
на экспорт;
дополнительный
платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе
продукции;
2) других
поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за
исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе
поступлений за нарушения условий нефтяных контрактов (за исключением поступлений,
зачисляемых в местные бюджеты);
3)
поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в
республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей
отраслям;
4)
поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 23
Бюджетного Кодекса РК средства Фонда расходуются:
1) в виде
гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в
республиканский бюджет;
2) в виде
целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики Казахстан в
республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;
3) на
покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом Республики
Казахстан и проведением ежегодного аудита.
2.
Национальный фонд Республики Казахстан размещается в разрешенные финансовые
инструменты, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:
1)
сохранности Национального фонда Республики Казахстан;
2)
поддержания достаточного уровня ликвидности Национального фонда Республики
Казахстан;
3) высокого
уровня доходности Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной
перспективе при умеренном уровне риска;
4) получения
инвестиционных доходов в долгосрочной перспективе.
С 1 июля 2006 года в
Республике Казахстан введен новый механизм формирования Национального фонда,
что обеспечило увеличение его активов за счет увеличения перечня предприятий
нефтяного сектора с 6 до 55, а также перечисления денежных средств от
приватизации государственного имущества горнодобывающей и обрабатывающей
отраслей, находящегося в республиканской собственности и от продажи земельных
участков сельскохозяйственного значения.
Принятие вышеупомянутых
поправок в Налоговый кодекс практически подводит черту под проводимую
государством с 2000 года кампанию по снижению налоговых ставок. Налоги не
должны быть низкими или высокими, налоги должны соответствовать функциям,
которые на себя берет государство. Если мы хотим, чтобы у нас была мощная
боеспособная армия, защищенные границы, чтобы достойную зарплату получал
учитель, врач, ученый, то должны быть сравнительно высокие налоги. По
Налоговому Кодексу наибольшая налоговая нагрузка падает на сферу торговли и
услуг, где низка доля материальных затрат и использования основных средств.
Если же мы хотим построить крайне либеральную рыночную модель экономики, то
налоги могут быть и очень низкими. Отсюда первая проблема. Должны создаваться
благоприятные условия для обеспечения нормального хода воспроизводства и
подъема таких важных секторов, как сельское хозяйство, малый бизнес и
социальная сфера. Вилка между заявленным стремлением построить социально
ориентированное государство, что подкреплено последними социальными обещаниями,
оглашенными в президентском послании, и стремлением построить достаточно либеральный
налоговый режим.
Однако, ситуация на
мировом рынке энергоресурсов может измениться, поэтому необходимо обеспечить
развитие не сырьевого сектора экономики, отраслей обрабатывающей
промышленности. Подъем реального сектора экономики обеспечит повышение
эффективности общественного производства и позволит повысить уровень
благосостояния граждан Казахстана [18, с.78].
Распоряжением
Премьер-Министра Республики Казахстан от 8 февраля 2008 года № 31-р в
расширенном составе создана Рабочая группа по разработке проекта Налогового
кодекса Республики Казахстан.
Совершенствование
налогового законодательства Республики Казахстан будет осуществляться путем:
-
приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития
Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации
экономики, выходу бизнеса из «тени»;
-
оптимизации льгот и соответствующего снижения налоговой нагрузки на несырьевой
сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с
международными стандартами;
-
приведения налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой
практикой;
-
унифицирования акцизов на импорт и на внутреннее производство;
-
реформирования специальных налоговых режимов в целях их большего соответствия
требованиям малого и среднего бизнеса;
-
реформирования системы налогообложения недропользователей;
-
упрощения администрирования, введения правил налогового учета, повышения
качества налоговых услуг, сокращения налоговой отчетности, упорядочение
проверок.
С 1 января 2009 года в
республике вступил в действие новый Налоговой кодекс, введение которого
послужило толчком к дальнейшему развитию налоговой системы РК.
Так к основным изменениям
в налоговой системе с введением нового Налогового кодекса следует отнести:
1. изменение ставки
налога на добавленную стоимость;
2. изменение сроков
подачи налоговой отчетности в соответствующие налоговой органы;
3. приостановку действия
ряда статей старого Налогового кодекса;
4. изменение порядка и
размеров уплаты акцизов на продукции;
5. поэтапное увеличение
ставок налогов для недропользователей.
Таким образом, за весь
период развития налоговой системы РК наблюдаются как положительные, так и
отрицательные стороны развития. К положительным сторонам следует отнести
поэтапное понижение ставки НДС, а также увеличение сроков подачи деклараций в
Налоговый комитет. Отрицательные стороны связаны в первую очередь с повышением
ставок ряда налогов, в основным на налоги недропользования, что отрицательно
сказывается на уровне развития крупного добывающего бизнеса.
Современная налоговая
система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и
коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была
обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений
в казахстанской экономике. Разработчики экономических реформ по программе МФ и
те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую экономику, идеализировали
рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель.
Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации
экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а
затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то
время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для
Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направлении – как это имело
место в Японии, Китае и других странах, фактически получалось так, что богатый
опыт и специфика экономики Казахстана оказались не востребованными.
Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.
Теоретически при
осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые
законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые страны Западной
Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в
относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов
производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации
на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было.
По оценкам различных
международных организаций, налоговое законодательство Республики Казахстан
является лучшим среди стран СНГ. У нас есть единый Налоговый Кодекс,
электронная налоговая отчетность, да и сами ставки налогов небольшие: 10
процентов, к примеру составляет подоходный, а НДС с 1 января текущего года – 13
процентов. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года ставка НДС
составила 13 процентов. При этом нужно обратить внимание, что в 2007 году
ставка НДС составляла 14 процентов, а с 1 января 2009 года ставка НДС
составляет 12 процентов [13] .
Проблемы, естественно,
тоже имеются - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов,
другие сложностью формулировок законодательных актов по вопросам
налогообложения, из – за чего происходят ошибки в ходе уплаты и начисления
налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного
налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию
налоговой системы ведется регулярно, изменения происходят каждый год. Вот и
сейчас в правительстве и парламенте Казахстана идет обсуждение новых поправок в
некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, которые
предполагают увеличение ставки налога на имущество и дорогостоящую недвижимость.
Законопроект содержит также поправки, ограничивающие внешние заимствования и
применения специального налогового режима [14, с.79].
Переход к рынку любой
ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и
инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой
системой, а также создания надлежащего налогового механизма. и т.д.).
Существенно изменилась
экономическая суть многих ранее действовавших налогов (налог на прибыль,
акцизы, подоходный налог с физических лиц и др.).
С момента введения ныне
действующей налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике,
экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде
всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку
проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из
них – большой акцент на разрушение старого вместо созидания нового, и как
следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения
эффективности экономики Казахстана.
Принятая Конституция
Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в
политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились
рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не
было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих
банков и др. Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового
бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа
и формирования налоговой политики и налоговой системы.
Анализ показывает, что
действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков.
Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.
Самым крупным недостатком
нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной
направленности. Все другие функции налоговой системы (стимулирование
производства, инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности,
повышение конкурентоспособности отечественной экономики, формирование
относительной социальной справедливости) не выполняются вообще. Высокий уровень
налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для
законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют
абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и
налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому
оппонентами предлагалось умеренная суммарная налоговая ставка.
Завышенная совокупная
налоговая ставка приведет к негативным последствиям:
-спаду отечественного
производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских
товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
-тотальному стремлению
производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
-утечка капиталов за
рубеж;
-криминализации
хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики».
Негативные последствия
действующей налоговой политики проявляются в значительном сужении базы
налогообложения. Реакцией на высокий уровень налогового давления становится то,
что многие хозяйствующие субъекты переходят в так называемую «теневую
экономику». Вместо вложения капитала в материальное производство происходит его
перелив в торгово-посреднические сферы, что также способствует увеличению
криминальной зоны.
По некоторым оценкам,
из-под налогообложения уводится до 45-50 % доходов фирм. В теневой экономике,
не включая потребительский рынок и банковский бизнес, сегодня вращается около
23 млрд. наличных долларов [14, с. 53].
Уходу от уплаты налогов
способствует также достаточно высокий уровень штрафных санкций. Широко
применяются на практике такие способы ухода от налогового пресса, как выдача
беспроцентных ссуд сотрудникам, имитация неплатежеспособности, привлечение
подставных лиц и «фирмишек» при осуществлении коммерческих операций, расчеты
наличной валютой. Таким образом, с одной стороны, вне государственного контроля
оказываются огромные суммы доходов населения, концентрируемые в руках
незначительной его части, с другой – растущие недоимки налогов с юридических
лиц. В результате существенно падают поступления средств в государственный
бюджет.
Сужению доходной базы
государственного бюджета и созданию дополнительных возможностей ухода от
налогов способствует огромное число налоговых льгот.
Цель установления льгот,
казалось бы, благая – достичь определенных общественных целей:
- стимулирования
экономического роста;
- поддержки отдельных
отраслей, малого предпринимательства;
- ускоренной амортизации.
Однако отсутствие
достаточно ясной, утвержденной на государственном уровне экономической
стратегии привело к тому, что льготы все больше становятся тормозом эффективной
экономической политики. Вся совокупность льгот, предоставлявшихся за последние
34 года, как показывают результаты анализа, не дала того эффекта, который
обещали получатели льгот. Всякий раз, когда в системе налогообложения
появляются льготные условия для отдельных налогоплательщиков, в их пользу
перераспределяется хозяйственный оборот, а государство теряет гораздо большие суммы,
чем планировалось. И все это ради того, чтобы какие то частные лица получили
ренту за счет различия в условиях налогообложения.
Концептуальное изменение
фискальной политики государства в переходной экономике должно осуществляться в
комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного
регулирования и, прежде всего, в области денежно-кредитного регулирования,
индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы,
приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В
рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции.
Если предприниматель знает, что в случае нахождения им способа заработать
больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается
или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной
свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее
налогообложение.
Правительство Казахстана
не исключает также и более радикальных изменений налоговой системы в будущем, в
частности отмены НДС и замены его налогом с продаж. Но это дело будущего, пока
же в различных рейтингах Казахстан занимает место, пусть и не в первых рядах,
но, надо отметить, достаточно привилегированное.
Таким образом, ныне
действующая налоговая система, являясь реальным инструментом реализации
экономической политики, отражающей концепцию Министерства Финансов, направлена
на низкое снижение экономической безопасности Казахстана, на завершение
сползания отечественного производства в периферийную экономику, сопровождаемую
консервацией низкого уровня жизни основной массы населения и образованием
пропасти между нею и элитной группой сверх богатых людей.. Вот почему, в
зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития
экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может
выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную
безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже
угрозы. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но
этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ
[14, с.79].
Совершенствование системы налогообложения заключается
в совершенствовании законодательной базы, а также в совершенствовании механизма
обложения.
Отдавая должное
содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая
система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана,
требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных
принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить
поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный
уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора
стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые
отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы,
которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на
эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения
в предварительные расчеты необходимых поправок.
Законодательная база
Республики Казахстан, необходимая для успешного ведения своего бизнеса, в
основном уже сформирована. Но, вместе с тем, практика показала, что абсолютное
большинство проблем возникает именно из-за несовершенства принятых законов и
других документов республиканского уровня. Чтобы досконально разобраться в
налоговом законодательстве, нужны специальные знания. Ведь на данный момент
законодательная база состоит из множества инструкций, писем, разъяснений,
которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.
Налоговая система
Республики Казахстан в ее конечном виде рассчитана на очень законопослушных
граждан. В настоящее время механизм исчисления подоходного налога с юридических
и физических лиц сталкивается с препятствиями, приобретающими постепенный
государственный характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик
— это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень простым
способом: при увеличении суммарной величины вычетов юридических лиц, происходит
уменьшение налогооблагаемого дохода, что приводит к уменьшению суммы налога.
Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии изменить ситуацию. Во-вторых, у
отечественных хозяйствующих субъектов не в полной мере сформировалось понятие
налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики
сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от
уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение данной
проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем
распоряжении практически полностью убыточные отрасли народно-хозяйственного
комплекса.
Одним из главных условий
успешного осуществления налоговой реформы является максимальное сближение, как
правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов и точек зрения
всех, участвующих в процессе налогообложения сторон (государства в лице
налоговой администрации с одной стороны, и налогоплательщиков с другой
стороны).
В свою очередь
налогоплательщики, юридические и физические лица, должны быть полностью
уверены, что налоговое законодательство, во-первых, достаточно стабильно, чтобы
гарантировать хотя бы на ближайшую перспективу законность совершаемых в
соответствии с ним действий без риска невольно оказаться жертвой его очередного
внезапного изменения; во-вторых, в равной степени защищает интересы всех,
участвующих в процессе налогообложения, сторон, и значит, при необходимости,
можно рассчитывать на его реальную защиту; в-третьих, справедливо не только по
своей форме, но и, по сути, не делая ни для кого исключений и объективно отражая
истинные потребности всего общества; в четвертых, принято не задним числом, а
гласно, после широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон,
включая налогоплательщиков.
Следующим критерием,
отражающим привлекательность налоговой реформы в социально-экономическом плане
для всех участников процесса налогообложения, является совокупное налоговое
бремя, как сложноорганизованный комплекс совместно действующих отдельных видов
налогов.
Исследования по налогам
на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя составляет при нынешних
экономических условиях более 50 процентов. Из истории становления налоговых
систем зарубежных государств с развитой рыночной экономикой известно, что если
доля налоговых изъятий в общей сумме валовых доходов производителей (за вычетов
сумм издержек) составляет более половины, это приводит к свертыванию
производства, в пределах 45-50% - обеспечивается процесс простого
воспроизводства, ну а для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо,
чтобы удельный вес налогов в валовом доходе товаропроизводителей не превышал
30%.
Важно заметить также, что
лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей
налоговой системы, возможно, разрешить одну из злободневных проблем
казахстанской экономики - низкую собираемость налогов.
Налоговая система тесно
связана с бюджетной, налоги должны в первую очередь должны обеспечить в
определенной степени доходы бюджета. Подтверждение этому было в процессе
проведения анализа влияния подоходного налога на бюджеты разных уровней.
Но, если в условиях рынка
рассматривать этот вопрос системно, то увидим, что налоговая система также
влияет на расходную часть бюджета.
Одна из предпосылок
нормального функционирования системы налогообложения – стабильность налогового
законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но
положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически
пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят
разные поправки, дополнения, корректировки [20, с.97].
Все это дестабилизирует
хозяйственную деятельность, усиливает риски предпринимательства. Необходимо
избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение
доходов хозяйствующих субъектов в течение финансового года. Все подобные
изменения должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы
они могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать эти
изменения в хозяйственных договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой
дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно
изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает
вслепую, точно не представляя конечных результатов труда.
Подавляющее большинство
налогоплательщиков предпочитает использовать метод учета доходов по мере
поступления выручки на расчетный счет предприятия, что обусловлено следующими
особенностями экономической ситуации в Республике Казахстан:
-инфляция делает
невыгодным использование метода начислений, поскольку более поздний момент
поступления реальных денег к продавцу по сравнению с моментом уплаты налога
автоматически повышает реальный уровень эффективной налоговой ставки;
-кризис неплатежей в
экономике приводит к тому, что хозяйствующим субъектам, использующим метод
начислений, грозит изъятие через налоги части оборотных средств, поскольку в
этом случае налоги уплачиваются в том числе с доходов, реальное получение
которых весьма проблематично.
Таким образом,
необходимо, для простоты и удобства, чтобы налоговый и бухгалтерский учет были
едины, при этом вся отчетность и весь учет производился по бухгалтерскому
учету.
По мнению первого
заместителя директора Института экономических исследований Е. Темирханова «уже
много лет фискальные сверх изъятия формируют сверх рыночные цены». Все
казахстанские налоги, в том числе и подоходный налог, уплачиваются независимо
от отрицательной рентабельности или полученного балансового убытка. Объектом
налогообложения стал не результат, а процесс предпринимательской деятельности
[14, с.71].
В настоящее время
экономистам Казахстана, СНГ и зарубежными экономистами обсуждается, идея
единого налога на доход. Идея справедливости в налогообложении впервые
прозвучала в теории единого налога. Практический аспект теории единого налога
был связан с преобразованиями в налоговой системе. Во все времена и эпохи
человеческий ум много изощрялся над изобретением налогов и целых податных
систем. Как выразился один политический деятель: В основе теории единого налога
лежит, безусловно, правильная мысль о том, что налоги уплачиваются из одного
источника - доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически
более целесообразным, простым и коротким путем, чем множество отдельных
налогов. Идея единого налога появилась еще в средние века, когда в целях
привлечения к несению налогового бремени привилегированных слоев общества, была
создана теория единого акциза.
Против единого налога в
своё время выступал П. Прудон. По его мнению, все налоги несправедливы. Единый
налог был бы сумой фискальных несправедливостей, идеально несправедливым
налогом. При нем, считал он, будут видны все негативные моменты, свойственные
каждому налогу, но которые не так заметны, поскольку они раздроблены.
Неравномерность обложения при едином налоге усилится, при этом недостатки
одного налога не будут компенсироваться достоинствами другого. Против единого
налога выступал и Ф. Нитти, который считал, что введение его не позволит
реализовать принципы равномерности и всеобщности.
В настоящее время данная
тема широко обсуждается в экономической литературе. Одни экономисты считают,
что целесообразно ввести налог на валовую выручку (НВВ) со вставкой 7%. При
этом, из валовой выручки при определении налогооблагаемой части исключать
амортизационные отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого
(нейтрально-пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что
ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении
таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных
средств, лицензионных сборов, социального налога. При этом предельная ставка не
должна превышать 20%.
Часто предприниматели
сталкиваются с такой проблемой, когда одно и то же положение по-разному
трактуется в законодательных актах, например, в Гражданском кодексе и в
стандартах бухгалтерского учета говорится, что: если право собственности не
передано и остается за продавцом продукции, то нельзя считать, что произошла
реализация. В республике в налоговом учете действует метод начисления, то есть,
если вы продали продукцию или услуги, но денег при этом не получили, процесс
реализации все равно произошел с очки зрения налогового законодательства и
обязательства по налогам возникли (подоходный налог с юридических лиц и др.).
Если данное положение не будет учтено, то бизнес юридического и физического
лица будет задушен штрафными санкциями.
Помимо совершенствования
законодательной базы необходимо совершенствовать и механизм взимания.
Ныне действующий механизм
подоходного налогообложения юридических и физических лиц, не стимулирует
увеличению объемов выпускаемой продукции, снижению себестоимости, а наоборот
способствует искусственному раздуваншо вычетов и уклонения от налогов.
Для решения проблем,
связанных с подоходным налогообложением, выдвигаются различные предложения,
например, А.Алипов предлагает применить на практике налогообложение совокупного
валового дохода (валовой выручки). Ее принципиальное отличие от действующего
ныне механизма обложения заключается в том, что объектом обложения
рекомендуется рассматривать сумму совокупного валового дохода за минусом налога
на добавленную стоимость, включенного в стоимость выпускаемой продукции,
выполненных работ и оказанных услуг. При этом подоходный налог предлагается
взимать по ставке 5%. Для рентабельных и сверх рентабельных предприятий
предусматривается понижающий коэффициент основной ставки - соответственно 25% и
50%. Ставку налога на добавленную стоимость необходимо снизить до 15% [9,
с.56].
С целью повышения
заинтересованности предпринимателей в инвестировании производства предлагается
пересмотреть состав затрат, относимых на вычеты, включив в него НДС по основным
средствам и увеличив ставки амортизационных отчислений.
Единственным методом
налогового учета, применяемым в настоящее время, остался метод начисления,
веденный с 01.02.97г., при котором доходы и вычеты учитываются с момента
выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества,
независимо от времени оплаты. Применение этого метода учета приводит к тому,
что возникает в буквальном смысле парадокс: налог взимается с дохода, который
поступит только в будущем, если он конечно вообще поступит. Нередки случаи,
когда юридическое лицо не получив деньги за реализованные товары (работы,
услуги) уплачивает налог.
На мой взгляд, был бы
справедливым возврат к уплате налога текущими платежами, когда уплата налога
производится по фактически полученному доходу.
В настоящее время данная
тема широко обсуждается в экономической литературе. Одни экономисты считают,
что целесообразно ввести налог на валовую выручку (НВВ) со вставкой 7%. При
этом, из валовой выручки при определении налогооблагаемой части исключать
амортизационные отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого
(нейтрально- пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что
ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении
таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение
автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального налога. При этом
предельная ставка не должна превышать 20% [31].
Во всем мире
государственная поддержка малого бизнеса, а также стимулирование отечественных
товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом - это
не простое снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы
стимулировать развитие этих хозяйствующих субъектов.
На мой взгляд, применение
налоговых льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога.
Необходимо применять для рентабельных и сверхрентабельных предприятий понижающий
коэффициент ставки налога-
10% и 25% соответственно.
Практика показала, что большинство посреднических и торговых предприятий в этих
льготах не нуждаются.
В мировой практике в
качестве льготы применяется налоговый инвестиционный кредит, он был рассмотрен
выше, т.е. вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании
(часто с условием использования этого кредита для последующих инвестиций).
Применительно к практике
налогообложения подоходным налогом в Республике Казахстан хорошо известны налоговые
кредиты (хотя их так не называют) по налогу на добавленную стоимость. К
примеру, обороты по реализации товаров, готовой продукции за пределы СНГ
облагаются по нулевой ставке, в то же время по материалам и другим затратам на
производство разрешен зачет на НДС, следовательно, через бюджет Республики -
эти налогоплательщики финансируют свою деятельность. Даже при условиях
невозвратности НДС из бюджета денежными средствами, такое состояние расчетов с
бюджетом наиболее выгодное для налогоплательщика, т.е. он освобождает себя от
авансовых платежей по НДС, использует данную задолженность бюджета в будущем.
Кроме того, в этой ситуации НДС не восстанавливается и его можно
квалифицировать как невозвратный налоговый кредит.
В нашем случае, мы
предлагаем для стимулирования развития предприятий, производителей товаров,
предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся производством товаров
разрешить использовать до 50% подоходного налога с юридических лиц или до 10%
единого совокупного налога для заранее оговоренных законом инвестиции. Это
позволило бы в течение 5 лет поднять предприятия-производителей, которые в
последующем компенсировали бы потери бюджета от отданной льготы сполна [18,
с.40].
Среди налоговых льгот,
используемых во многих странах -полное освобождение от налогов или отсрочка их
оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен может быть равнозначно
полному или хотя бы частичному освобождению от налога).
При выборе пути реформ
необходимо должным образом оценить действующую налоговую систему. Говоря о
принципе одноразового налогообложения надо упомянуть о двух типах налогов,
которыми облагается сразу вновь созданная стоимость. Первый тип - налог на
добавленную стоимость, которым облагается вновь созданная стоимость на этапе
потребления и второй тип - подоходные налоги, которыми облагается вновь
созданная стоимость на этапе получения доходов. Прямые подоходные налоги в
любое конкретное время превосходят НДС на размер накопления. Однако в
долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими
налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно было
потребить.
При введении в 90-е гг.
НДС немало было высказываний о том, должен ли этот налог действовать наряду с
прямыми подоходными налогами, или новый налог должен полностью заменить
прежние, применяемые с начала столетия подоходные налоги. Мнения были одинаково
твердыми, однако одно из них отстаивало простые и низкие налоги, а другое
-защищало увеличивающееся перераспределение. Как мы видим сегодня, второе
мнение победило, выдвинув в качестве последнего аргумента возрастающие
потребности бюджетов.
«В интересах развития
предпринимательства в Республике Казахстан и укрепления налоговой базы
предлагается снижение ставки НДС до 13% с одновременным снижением льгот по нему,
а также пересмотр применения нулевой ставки НДС, ограничившись лишь ее
применением при экспорте товаров» [31].
Налоги и налоговая
политика -мощный ресурсный фактор, т.е. находящийся в руках государства
инструмент непосредственного воздействия на экономику и в то же время -
механизм обратной связи государства с хозяйствующими субъектами. Вот почему, в
зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития
экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать
либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо,
напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы.
Концептуальное изменение
фискальной политики государства в переходной экономике должно осуществляться в
комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного
регулирования и, прежде всего, в области денежно-кредитного регулирования,
индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы,
приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В
рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции.
Если предприниматель знает, что в случае нахождения им способа заработать
больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается
или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной
свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее
налогообложение.
Одним из основополагающих
принципов налоговой политики государств является то, что налоги должны быть по
возможности минимальными. Как писал Л. Эрхард: «..надо признать весьма
справедливым пожелания, как всех граждан, так и хозяйственных кругов,
направленные на снижение налогового бремени» И далее он отмечал, что если
«табилизации расходов, и развитие производительности будет расти теми же
темпами, легко себе представить и вычислить какое снижение налогов окажется
возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения
угнетающей всех нас налоговой проблемы»
Во всем мире
государственная поддержка малого бизнеса, а также стимулирование отечественных
товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом -это
не простое снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы
стимулировать развитие этих хозяйствующих субъектов.
Применение налоговых
льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога. Необходимо
применять для рентабельных и сверх рентабельных предприятий понижающий
коэффициент ставки налога - 10% и 25% соответственно. Практика показала, что
большинство посреднических и торговых предприятий в этих льготах не нуждаются.
Среди налоговых льгот,
используемых во многих странах *полное освобождение от налогов или отсрочка их
оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен может быть равнозначно
полному или хотя бы частичному освобождению от налога).
Сама по себе данная
льгота, предполагая отсрочку налоговых платежей, должна была в конечном итоге
дать положительный эффект, но ею, как правило, пользовались для уклонения от
налогов.
При выборе пути реформ
необходимо должным образом оценить действующую налоговую систему. Говоря о
принципе одноразового налогообложения надо упомянуть о двух типах налогов,
которыми облагается сразу вновь созданная стоимость. Первый тип - налог на
добавленную стоимость, которым облагается вновь созданная стоимость на этапе
потребления и второй тип -подоходные налоги, которыми облагается вновь
созданная стоимость на этапе получения доходов. Прямые подоходные налоги в
любое конкретное время превосходят НДС на размер накопления. Однако в
долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими
налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно было
потребить.
Введение единого
совокупного налога более привлекательно для предприятий, и более «ешевле»
Конечно, государство может недополучить определенные налоговые поступления, но
в последующем за счет ввода в действие предприятий -производителей товаров эти
"убытки" государства восполняются сполна. Не подняв производства в
Республике Казахстан, нам не стоит надеяться не пополнение бюджета.
Нестабильность налог
нового законодательства, внесение в него изменений, корректировок, не лучший
путь в финансовой сфере. Для стабильности в налогообложении считаю, необходимым
законодательно закрепить недопустимость любых изменений в течение налогового
года, а также установить нормы ограничения на внесение поправок, влияющих на
усиление налогового бремени.
Построение налоговой
системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того как в конечном счете
будут распределены функции управления между республиканскими органами. Однако
меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса
думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в
зависимости от выбранных приоритетов политики республики. Однако, несмотря на
определенные достижения налоговую систему еще долго придется усовершенствовать,
внося все новые и новые изменения.
Налоговая система является
важным рычагом мобилизации доходов в бюджет государства и одновременно тонким
регулятором социально – экономических процессов, и совершенствование налоговой
системы это объективный процесс, требующий воздействия на систему налоговых
правонарушений с учетом состояния экономической системы региона и экономической
ситуации в стране. [30, с. 99].
Самой неблагоприятной
миссией в любой стране, как известно, является сбор налогов, какой справедливой
она не была, так как нет таких налогоплательщиков, которые бы с радостью
расстались с частью полученных ими доходов. Поэтому большинство критических
выступлений приходится на саму налоговую систему. Положительное восприятие
налога плательщиками может наступить только тогда, когда государство «дождется»
такого уровня сознательности населения, при котором каждый налогоплательщик
добровольно согласился бы давать налог и не испытывал при этом экономического
ущемления. Но в силу неуклонного роста уровня человеческих потребностей такое
положение в условиях рыночной экономик вряд ли наступит. Но налоги носят
объективный характер, их необходимость диктуется и обусловлена существованием
государства.
Государство не может
функционировать без налогов, поскольку ему надо управлять, обеспечивать
национальную оборону, безопасность и так далее. Кроме того, совместное
проживание людей на определенной территории требует создания соответствующей
инфраструктуры общего пользования. Поэтому важнейшей задачей создания системы
налогообложения и обеспечения ее эффективного функционирования должно быть
осознание каждым человеком, работником, а особенно предпринимателями,
объективности существования и необходимости уплаты налогов. А для этого должно
поменяться их сознание, отношение к налогу не как к убытку, потере, а как к
этому явлению относятся американцы, которые говорят: «Налог- это цена
цивилизации!» или китайцы: «Как же можно не любить свое государство, не
уплачивая налоги». Конечно же, здесь немаловажную роль может сыграть само
государство, путем информирования о фактическом использовании налогов.
Для стран с рыночной
экономикой вопросы совершенствования налоговой системы и налогового
законодательства являются одними из постоянных процессов. Вся налоговая
система, составные ее части должны быть сориентированы на стимулирование
производственной и деловой активности.
Налоговая система должна
быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу
налогообложения. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув
определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков
налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется
соблазн укрывать свои доходы. Поэтому близость к критической точке налоговых
изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию оптимальных уровней ставок
налога.
Совершенствование системы
налогообложения заключается в совершенствовании законодательной базы, а также в
совершенствовании механизма обложения.
Одним из главных условий
успешного осуществления налоговой реформы является максимальное сближение не
совпадающих, а то прямо противоположных интересов и точек зрения всех
участвующих в процессе налогообложении сторон.
Таким образом,
проанализировав все недостатки и достоинства действующего механизма налоговой
системы целесообразным предложить следующее:
-создать единую систему
учета; т.е. такую систему, которая бы позволила производить исчисления налога
совмещая в себе все '' лучшие стороны '', как в интересах налогоплательщика,
так и государства;
-перейти на ранее
существующий кассовый метод;
-авансовые платежи
заменить текущими;
-установить ставки,
которые бы не сталкивали интересы плательщиков и государства, качественная
разработка системы предоставления скидок и льгот;
-введение единого налога;
-ограничить внесение
поправок и корректировок в Инструкции и другие нормативные акты, для того,
чтобы они не противоречили Налоговому Кодексу РК, а лишь разъясняли его;
-создание качественных
секторов информационного разъяснения, периодически вводимых новшеств в Закон, с
целью доведения их до населения;
- разработки и введения
административного кодекса, регламентирующего права и обязанности, как
налогоплательщика, так и работников налоговых служб;
-дальнейшее
совершенствование информационно-технического обеспечения налоговых органов,
которая бы облегчала деятельность налоговых инспекторов в организации учета и
контроля налогоплательщиков.
Нестабильность налогового
законодательства, внесение в него изменений, корректировок, не лучший путь в
финансовой сфере. Для стабильности в налогообложении я считаю, необходимым
законодательно закрепить недопустимость любых изменений в течение налогового
года, а также установить нормы ограничения на внесение поправок, влияющих на
усиление налогового бремени.
1.
Послание
Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 06.02.2008 г.
2.
Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы
Казахстана – 2001 г. № 4 с. 23-31
3.
Идрисова Э.К.
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого и
среднего бизнеса. – Алматы // Каржи-Каражат-Финансы Казахстана, 1999 г.
5.
Оспанов М.Г.
Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 1997 г.
6. Указ
Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в
бюджет» от 24 апреля 1995 г., № 2235.
7. Карагусова
Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы
Казахстана, 2004 г.
8. Налоги:
Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996 г.
9.
Алипов А.
Налогообложение малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании //
Каржы-Каражат – Финансы Казахстана. –1997 г. - № 11.
10.
Финансы.
Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
Финансы и статистика, 2000 г. – 384с.
11.
Рузавин
Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1996 г.
12.
Финансы:
Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской,
проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000 г. – 520с.
13.
Закон Республики
Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 07.07.2006 г.
14.
Темирханов
E.E. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2000 г.
15.
Закон
Республики Казахстан от 4 декабря 2008 г. «О республиканском бюджете на
2009-2011 гг.».
Основные этапы
становления и развития национальной налоговой системы Казахстана
Периодизация
Цель этапа становления
и развития национальной налоговой системы
Стратегия и тактика
управления налоговыми отношениями
Уровень централизации
Достигнутые социально –
экономические результаты
Первый этап
1991 – 1995 гг.
Создание национальной
налоговой системы, упорядочивающей элементы хаотичности в экономике и
налоговых отношениях и ориентирующей на формирование доходной части
государственного бюджета
Ориентация на решение
текущих и краткосрочных задач
Низкий
Создана национальная
налоговая система, не лишенная противоречий и элементов хаотичности. Сжимание
налогооблагаемой базы.
Второй этап 1995 – 1998
гг.
Достижение
макроэкономической стабилизации и максимизации доходной части бюджета путем
стимулирования предприятий, имеющих наиболее высокий потенциал и
конкурентспособность
Решение кратко – средне
– срочных задач. Ориентация на среднесрочные задачи.
Средний
Достижение
макроэкономической стабилизации, ставшей основой для экономического роста.
Прекращение сужения
налогооблагаемой базы.
Третий этап 1999 – 2001
гг.
Функционирования
мировой налоговой практики, увеличение доходной части государственного
бюджета.
Решение среднесрочных
задач и ориентация на долгосрочные цели, Сформированные в стратегии
«Казахстан 2030»
Высокий
Начало экономического
роста. Стабилизация и начало расширения налогооблагаемой базы
Четвертый этап начинается
с 2002 г.
Максимизация доходной
части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости
субъектов налогообложения с целью расширения финансирования социально –
экономических программ.
Решение средне –
срочных задач. Ориентация преимущественно на решение стратегических задач.
Стабилизация
экономического роста позволит балансировать интересы государства и
налогоплательщиков.
Примечание: Автор
Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана// Каржы – Каражат. Финансы
Казахстана – 2001, №4, с.27.