бесплатные рефераты

Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования


Таблица 4

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции),

производимым на территории Российской Федерации


Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

212,5

100

52,0

160,5

205,4

100

80,7

124,7

из них на:

спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

2,9

1,3

1,5

1,4

4,1

2,0

2,1

2,0

табачную продукцию

50,2

23,6

50,2

-

40,0

19,5

40,0

-

автомобильный бензин

71,2

33,5

-

71,2

67,5

32,8

27,0

40,5

легковые автомобили и мотоциклы

1,3

0,6

1,3

-

2,1

1,0

2,1

-

дизельное топливо

20,6

9,7

-

20,6

22,1

10,8

8,8

13,3

моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

0,8

0,4

-

0,8

1,0

0,5

0,4

0,6

вина

2,8

1,3

-

2,8

3,0

1,5

-

3,0

пиво

20,1

9,5

-

20,1

19,3

9,4

-

19,3

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

38,5

18,1

-

38,5

42,3

20,6

-

42,3

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин)

0,8

0,4

-

0,8

0,8

0,4

-

0,8

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

1,9

0,9

-

1,9

2,2

1,1

-

2,2


В январе-августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 613,6 млрд.рублей, снизившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,7 процентного пункта. Доля налога на добычу газа горючего природного увеличилась на 2,7 процентного пункта, составив 7,9%. В августе 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 99,8 млрд.рублей, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим месяцем см. табл. 5[17].


Таблица 5

Поступление налога на добычу полезных ископаемых млрд.рублей


Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

613,6

571,2

42,4

1217,9

1146,4

71,5

из него:

нефть

538,3

511,3

26,9

1125,9

1069,6

56,3

газ горючий природный

48,5

48,5

-

63,0

63,0

-

газовый конденсат

4,1

3,9

0,2

6,0

5,7

0,3

прочие полезные ископаемые

22,7

7,3

15,3

23,0

8,1

14,9


В январе-августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 1377,0 млрд.рублей (с учетом погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6%.

В августе 2009г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 158,9 млрд. рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 16,1% см. табл. 6[18].


Таблица 6

Поступление единого социального налога и страховых взносов

на обязательное пенсионное страхование


Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

млрд.

рублей

удельный вес

в общей сумме

поступлений,

%

млрд.

рублей

удельный вес

в общей сумме

поступлений,

%

Всего

1377,0

100

1355,0

100

из них:

единый социальный налог

540,8

39,3

534,7

39,5

в том числе зачисляемый в:

федеральный бюджет

337,6

24,5

329,5

24,3

Фонд социального страхования Российской Федерации

38,8

2,8

44,6

3,3

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

59,8

4,3

58,1

4,3

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

104,6

7,6

102,5

7,6

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

835,3

60,7

818,9

60,4


По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2009г. составила 426,0 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 4,5% см. рис. 3[19].


1) По методологии соответствующих лет, без единого социального налога.

Рисунок 3. Динамика задолженности по налоговым платежам


Таблица 7

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам

в консолидированный бюджет Российской Федерации1)

на 1 сентября 2009 года


Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

задолженность

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего

644,1

100

291,7

100

344,1

100

в том числе:

по федеральным налогам и сборам

531,6

82,5

215,4

73,8

310,1

90,1

в том числе:

налог на прибыль организаций

117,7

18,3

43,3

14,9

73,4

21,3

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь

290,4

45,1

115,4

39,6

171,8

49,9

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

289,0

44,9

114,5

39,3

171,3

49,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

25,3

3,9

4,5

1,6

20,7

6,0

из них налог на добычу полезных ископаемых

18,6

2,9

1,9

0,6

16,7

4,9

акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь

29,6

4,6

11,6

4,0

17,1

5,0

из них на:

спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

5,9

0,9

0,8

0,3

5,0

1,5

табачную продукцию

0,7

0,1

0,4

0,2

0,2

0,1

автомобильный бензин

1,8

0,3

1,1

0,4

0,7

0,2

легковые автомобили и мотоциклы

0,7

0,1

0,0

0,0

0,7

0,2

дизельное топливо

1,8

0,3

1,7

0,6

0,0

0,0

пиво

0,4

0,1

0,2

0,1

0,2

0,1

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

9,0

1,4

2,1

0,7

6,7

2,0

остальные федеральные налоги и сборы

68,6

10,7

40,5

13,9

27,1

7,9

по региональным налогам и сборам

70,5

11,0

50,6

17,4

18,4

5,3

по местным налогам и сборам

28,2

4,4

16,6

5,7

11,0

3,2

по налогам со специальным налоговым режимом

13,8

2,1

9,1

3,1

4,6

1,3

1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и по уплате пеней и налоговых санкций.


Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2009г. составила 291,7 млрд.рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3% см табл. 7[20].

Урегулированная задолженность на 1 сентября 2009г. составила 344,1 млрд.рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд.рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд.рублей.

Таблица 8

Структура задолженности по единому социальному налогу1

на 1 сентября 2009 года


Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

задолженность

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего

81,8

100

33,0

100

47,3

100

в том числе:

единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

65,2

79,7

25,3

76,7

38,6

81,7

Фонд социального страхования Российской Федерации

3,3

4,1

1,9

5,7

1,4

3,0

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

3,0

3,7

1,6

4,9

1,4

2,9

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

10,3

12,5

4,2

12,7

5,8

12,3

1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций.


Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 14,9% см. табл.8.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 41,1 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 1,3%.

Таблица 9

Структура задолженности по взносами на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды1)

на 1 сентября 2009 года


Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

недоимка

урегулированная

задолженность

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего

127,9

100

68,6

100

36,5

100

в том числе:

задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды

28,8

22,5

7,6

11,1

20,1

55,2

в том числе:

Пенсионный фонд Российской Федерации

24,7

19,3

6,6

9,6

17,2

47,2

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,6

1,3

0,4

0,6

1,1

3,1

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,1

0,1

0,0

0,0

0,1

0,2

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,3

1,8

0,6

0,8

1,7

4,6

задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации

99,2

77,5

60,9

88,9

16,4

44,8

1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций.

Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 сентября 2009г. по сравнению с 1 января 2009г. увеличилась на 48,7% см. табл. 9[21].

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2009г. составила 114,0 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2009г. на 0,9%.

 

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ:[22]

Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. До этого, в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам (в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты); с 1 января 1999 г. эта норма утратила свою силу.

Второе. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе «Налог на доходы физических лиц»), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) – вместо экономического или фискально-правового.

Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.

Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).

Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.

Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации

 

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы


Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.[23]

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

– для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

– для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.[24]

Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.

Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).

Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.[25]

С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).

В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.

При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.[26]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ