Среди многочисленных
задач, определяющих успешное развитие экономики России, одной из наиболее
актуальной и важной является проблема оптимального использования ресурсного
потенциала нашей страны, решение которой позволит придать необходимый динамизм
всему народно-хозяйственному комплексу России и повысить уровень социальной
защищенности ее населения.
Россия занимает одно из
ведущих мест в рейтинге самых богатых ресурсами стран мира. Её ресурсный
потенциал, на который приходится 80-85% всего национального богатства,
оценивается, по разным оценкам, в 340-380 трлн. долл.
Актуальность работы
заключается в том, что рынок драгоценных металлов нуждается в совершенствовании
механизма использования специфического и чрезвычайно важного природного ресурса
России – драгоценных металлов, которые требуют особенно эффективной организации
работы по их добыче и реализации.
В настоящее время назрела
необходимость радикальной перестройки всей системы производственных, финансовых
и коммерческих связей в области добычи драгоценных металлов России, которая с
середины 90-х гг. находится в критической ситуации, свидетельством чему
является хроническая задолженность государства за добытый металл, нехватка
современной техники, отсутствие условий для нормального функционирования
добывающих и обогатительных предприятий в связи с резким ростом цен на
электроэнергию, материалы, оборудование, транспортировку и все виды топлива.
В то же время в России
имеются достаточно крупные запасы драгоценных металлов, существуют опытные
продуценты, есть товар, качество которого соответствует международным
требованиям и стандартам.
Отсюда целью курсовой
работы является рассмотрение современного состояния рынка драгоценных металлов
в России с целью развития
Для выполнения
поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
· рассмотреть
характеристику современного состояния Российского рынка драгоценных металлов;
· рассмотреть
современное состояние Российской золотодобычи;
· рассмотреть
особенности регулирования Российского рынка драгоценных металлов;
· рассмотреть
роль банков в обеспечении функционирования Российского рынка.
Практическая значимость
результатов курсовой работы определяется возможностью их применения российскими
кредитными организациями при экспорте аффинированного золота, повышения
эффективности действий на внешнем рынке на основе проведения статистических
обобщений и изучения конъюнктуры рынка драгоценных металлов.
Россия относится к числу
стран с богатейшими природными ресурсами драгоценных металлов и традиционно
находится в первом ряду производителей золота и других драгметаллов и занимает
заметное место на мировом рынке. Отечественный рынок является
экспортно-ориентированным – добываемых драгоценных металлов хватает не только
на обеспечение своих нужд, но еще и для довольно массовой продажи другим
странам.
Рынки драгоценных
металлов - это специальные центры торговли драгоценными металлами, где
осуществляется их регулярная купля-продажа по рыночной цене в целях
промышленно-бытового потребления, частной тезаврации, инвестиций, страхования
риска, спекуляции, приобретения необходимой валюты для международных расчетов.
Во всем мире рынки драгоценных металлов строго регулируемые. В России рынок
драгоценных металлов регламентируется Федеральными законами и соответствующими
нормативными актами.
Согласно Федеральному
закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98 года к
драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой
группы (палладий, иридий, родий, осмий).[1]
Российский рынок
драгоценных металлов в широком смысле включает в себя взаимоотношения между
всеми субъектами рынка: государством, представленным Гохраном и Центральным
Банком, добытчиками, промышленными производителями, кредитными организациями,
промышленными потребителями, скупочными организациями, инвесторами, в том числе
частными, и прочими. В связи с тем, что российский рынок драгоценных металлов
является экспортно-ориентированным, огромное влияние на него оказывает мировой
рынок.
В настоящее время добычу
золота в России осуществляют около 600 акционерных обществ, артелей и других
производственных структур, выступающих как самостоятельные недропользователи,
но в то же время 14 предприятий добывают около 45% от общего объема добываемого
золота. Основным источником предложения драгоценных металлов на рынке служит
новая добыча.
Драгоценные металлы
представляют собой не просто материал, используемый в ювелирной промышленности,
электронике, стоматологии и ряде других отраслей, драгоценные металлы - это
специфический финансовый инструмент, являющийся объектом вложения средств, как
в целях накопления, так и в спекулятивных целях.
Спрос на рынке
драгоценных металлов формируют промышленные потребители с одной стороны, и
инвесторы, накапливающие драгоценные металлы в качестве резервов, сокровищ - с
другой.
Схема взаимодействия
субъектов рынка, сложившаяся в результате проводимых реформ и действующая на
сегодняшний день, выглядит следующим образом:
Недропользователи имеют
право продать слитки золота и серебра, произведенные из его минерального сырья
только Гохрану России, Центральному Банку и уполномоченным коммерческим банкам.
Центральный Банк
Российской Федерации и кредитные организации имеют право приобретать слитки
золота и серебра за свой счет и за счет клиентов (по договорам комиссии или
поручения) у пользователей недр. Учитывая, что, следуя Федеральному закону РФ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 г.,
Центральный банк не может осуществлять операции с инвесторами и промышленными
потребителями, они могут покупать слитки золота и серебра только у
уполномоченных коммерческих банков.[2] Причем покупка может
осуществляться как непосредственно, так и по договорам комиссии или по
специальным счетам, открываемым в специально уполномоченных банках.
Такая схема
взаимоотношения участников рынка ставит кредитные организации в центр системы
обращения слитков драгоценных металлов, как это делается во всем мире.
Правила совершения сделок
с драгоценными металлами регламентируются «Положением о совершении сделок с
драгоценными металлами на территории Российской Федерации», утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 30.06.94 года № 756, и Положением ЦБ РФ № 50
от 01.11.96 года «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными
металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских
операций с драгоценными металлами», в котором описан механизм проведения
операций по счетам ответственного хранения и обезличенным счетам и установлен
порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами в соответствии
с принятой международной практикой.
Драгоценные металлы,
добытые недропользователем, проходят аффинаж на заводе, который не является
самостоятельным участником рынка, а лишь выполняет услуги по изготовлению
слитков, предназначенных для покупателя. Банковские слитки, находящиеся на
заводе и числящиеся какое-то время за недропользователем, знают только один
маршрут движения с завода - в банковские хранилища или в хранилище Гохрана
России. Ювелиры, промышленные потребители не имеют право заключать сделки
напрямую с добытчиками. Они участвуют уже во вторичном обращении металла,
причем никакого обязательного согласования лимитов или фондов золота и серебра,
приобретаемого на вторичном рынке, не предусматривается.
Важным шагом в развитии
российского рынка драгоценных металлов стало введение в оборот понятия
металлических счетов, открываемых банками в соответствии с международной
практикой. Это предусматривает использование драгоценных металлов не только в
качестве специфического товара, но и в качестве финансового инструмента.
Обращение металлов по специальным счетам позволяет участникам рынка динамично
распоряжаться имеющимися активами в драгоценных металлах, избавляя от необходимости
перемещения металлов при каждой совершаемой операции.
На территории современной
России благородные металлы добываются преимущественно в восточных (к востоку от
Енисея) районах страны. Причём, на долю Дальнего Востока приходится почти 2/3
общего количества добываемого в стране золота, а с учётом Восточно-Сибирского
региона - 95%. Всего в России 28 золотодобывающих регионов, среди которых
выделяются иркутский (10,9 т), красноярский (15,2 т), чукотский (30,4 т),
амурский (в 2002 г. - 11,7 т., в 2003 г. - около 13 т.) и якутский бассейны
(11,1 т), суммарно обеспечивающие продукцией всех российских золотодобывающих
предприятий.[3]
Иностранные компании в
России в настоящее время контролируют примерно 15-20% объемов добычи золота. По
прогнозам в ближайшие годы эти цифры существенно не возрастут, хотя иностранцы
активно работают в этой сфере. Так, канадская Bema Gold к 2008 г. рассчитывает начать добычу на месторождении Купол на Чукотке. Запасы этого месторождения, по
оценкам компании, составляют 189 т золота и 2,3 тыс. т серебра. Британская
Highland Gold также значительно продвинулась в проектах разработки и
геологоразведки своих золотоносных активов (например, Тасеевского и Майского
месторождений). За первую половину 2006 г. британская компания увеличила производство на 43%, до 91205 унций.
Функционирует более 400
месторождений. Крупнейшими месторождения являются Сухой Лог в Иркутской
области, Наталкинское в Магаданской области и Нежданинское в Якутии (совокупный
объём запасов - почти 3 тыс.т), а также Благодатное в Красноярском крае (90
тонн) и Купол на Чукотке (222 тонны).
Российская Федерация
располагает крупнейшей в мире минерально-сырьевой базой золота, позволяющей
увеличить его добычу. По запасам золота в недрах наша страна занимает 3-е место
в мире после ЮАР и США, по прогнозным ресурсам – второе после ЮАР.
По уровню добычи
первичного золота наша страна занимает пятое место в мире, уступая ЮАР, США,
Австралии и Канаде. Динамика добычи золота в России выглядит следующим образом,
таблица 1.1
Однако, как показывает
анализ, на протяжении последних лет заметного роста объемов добычи золота не
происходит. Эта тенденция продолжится до конца десятилетия, когда ожидается
прекращение добычи золота на магаданском месторождении Ку-бака, разрабатываемом
Омолонской золоторудной компанией. Причину общего снижения эксперты видят в
том, что старые месторождения иссякают, тогда как новые крупные объекты
планируется ввести только к началу следующего десятилетия. Несмотря на это
ведущие игроки пока не столкнулись с падением производства. Сохранение уровня
предыдущих лет происходит преимущественно за счёт увеличения объемов
производства вторичного золота примерно на 60-65%. Прирост добычи первичного
золота колеблется в пределах 0,5-1,0%.
Россия является
единственной страной, где почти половина золота добывается из россыпей, т.е из
относительно легче осваиваемых месторождений. В мире этот показатель равен лишь
7%. Однако, сырьевая база россыпных месторождений вследствие их длительной и
интенсивной эксплуатации истощается. Поэтому среднее содержание золота в
россыпных месторождениях за последние 30 лет уменьшилось в 2,5 раза и
составляет в среднем по стране 0,83 г/м3 в песках и 4 г/м3 для подземной
добычи. По данным Союза золотопромышленников России, за 2000-2007 гг. запасы
золота на государственном балансе уменьшились на 9%, в том числе по коренным
месторождениям – на 7% и по россыпным месторождениям – на 12%.[5]
В силу этого растут
объёмы добываемого золота из коренных месторождений, доля которых заметно
больше. К тому же и по прогнозным ресурсам, и по разведанным запасам россыпные
месторождения, составляющие основную базу нынешней золотодобычи, очень
значительно уступают рудным.
Многолетняя золотодобыча,
в основном, за счет отработки легкоосваиваемых россыпей, привела к резкой
диспропорции в структуре запасов и добычи. Уровень компенсации добычи золота
приростом от разведки, включая эксплуатационную разведку, составил в среднем по
стране около 50% от погашенных запасов в недрах. А по Магаданской области
воспроизводство запасов россыпного золота от геологоразведки в 2001-2007гг.
составило всего 27%. Государством финансирование геологоразведки на россыпях
практически не производится, а предприятия просто не имеют ни собственных
средств, ни возможности получения заемных.
Экспертная оценка,
произведенная Союзом золотопромышленников, показывает, что если не будет
принято мер государственной поддержки, то к 2010 г. добыча золота сократится до 30 тонн, возможности пополнения сырьевой базы будут полностью
исчерпаны и к 2015 году добыча золота из россыпей будет практически прекращена.
Снижение объемов россыпной золотодобычи еще на 30 тонн уменьшит занятость
населения примерно на 15 тыс. человек. Для регионов, в которых фактически
преобладает только один вид деятельности – россыпная золотодобыча, такое снижение
приведет к безработице и еще более ухудшит их социально-экономическое
положение.
В условиях усиленной
эксплуатации и соответствующего выбытия россыпных мощностей переход от
разработки золотых россыпей к рудной добыче представляется абсолютно необходимым.
Только преодоление одной этой диспропорции может поставить российскую
золотодобычу на прочную основу и обеспечить её длительное и прибыльное
существование. А принципиальная база, причем очень солидная, для этого есть:
прогнозные ресурсы золота в России уступают лишь ЮАР, находятся примерно на
одном уровне с США и существенно превосходят ресурсы Австралии, Канады и Китая.
Однако такой переход -
дело чрезвычайно дорогостоящее, и оно явно не по карману мелким
негосударственным структурам, не имеющих нужных накоплений для развития.
Отсюда представляется
совершенно оправданным наблюдаемый процесс укрупнения компаний в отрасли.
Необходимо отметить, что
в 2005 г. впервые за последние 15 лет в России наконец-то были получены значительные
приросты запасов золота, которые почти вдвое перекрывают ожидаемый годовой
объем добычи. Это стало возможным благодаря усилиям ЗАО «Полюс» на
месторождении Благодатное в Красноярском крае (222,1 т) и ЗАО «Чукотская ГРК»
на месторождении Купол в Чукотском АО (90 т).
Правда, результаты работ
на остальных залицензированных участках оставляют желать лучшего и требуют
вложения, как минимум, вчетверо больших средств. Низкая эффективность
геологоразведки недропользователей подтверждается и тем обстоятельством, что из
290 изучаемых объектов за последние 5 лет выдано только 6 свидетельств о факте
открытия мелких месторождений коренного золота.
Но тем не менее, по
данным федерального агентства по недропользованию, приоритетными для получения
приростов запасов драгоценных металлов являются следующие объекты:
·
получение
убедительных данных о высоких перспективах Яно-Колымской золоторудной провинции
(в границах Магаданской области и Республики Саха (Якутия);
·
обоснованы
существенные перспективы Пограничного золоторудного района в Приморском крае на
границе с Китаем;
·
обосновано
выделение Северо-Кавказской и Днепро-Донецкой золоторудных зон;
·
на
востоке страны отмечен факт открытия новой Западно-Верхоянской сереброрудной
провинции в Республике Саха (Якутия), как мощной резервной базы, способной в
полном объеме заместить осваиваемые месторождения Магаданской области или же
стать дополнительным центром серебродобычи в стране.
По данным администраций
золотодобывающих регионов в период с 2005 по 2015 годы планируется ввод в
эксплуатацию более 40 золоторудных и комплексных месторождений. Вовлечение их в
эксплуатацию объектов при прочих равных условиях может позволить увеличить
годовую добычу металла на 50-60% к уровню добычи 2003 г., то есть до 250 тонн. Однако начало эксплуатации месторождений часто переносится на более
поздние сроки. Так, в 2005 г. не введен в строй ни один из планирующихся
объектов. В связи с этим в 2005 г. по сравнению с 2004 г. добыча золота в стране может снизиться на 5-7%. Основными причинами отмеченной динамики
добычи золота и пуска горных объектов являются рост издержек производства,
связанный с повышением цен на энергоносители, несовершенство нормативной базы в
сфере недропользования, а также изменения в структуре золотодобывающих
компаний, связанные с переходом права собственности на ряд золоторудных
объектов. Вместе с тем, ввод в строй крупнообьёмных месторождений при всей
экономической привлекательности этих проектов вряд ли может считаться панацеей
для улучшения перспектив российской горно-добывающей промышленности в части
драгоценных металлов. Учёт социальных факторов и ещё более тщательный анализ
экономической эффективности приводит к обоснованию необходимости сохранения
уровня россыпной золотодобычи в стране. Как известно, отдельной проблемой в
этой связи, выделяется индивидуальное предпринимательство в золотодобыче.
Индивидуальные предприниматели не могут вести добычу драгоценных металлов и
драгоценных камней, так как она запрещена в действующем законодательстве.
Вместе с тем, в старых заброшенных поселках, где прежде велась золотодобыча, но
еще осталось население, в основном пенсионного возраста, индивидуальная добыча
ведется, тем самым, провоцируя незаконный оборот.[6]
Легализация допуска
физических лиц к золотодобыче будет иметь большое значение, так как сферой их
деятельности являются отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи. Введение
этой законодательной нормы позволит уменьшить социальную напряженность во
многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятости населения,
привлечения к дополнительному заработку пенсионеров, снижения теневого оборота
драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.
2.1 Регулирование
Российского рынка драгоценных металлов
До начала процессов
социально-экономической трансформации в России практически отсутствовали
традиции свободного рыночного обращения золота. Все производимые на территории
СССР драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, родий, иридий,
рутений, осмий) в обязательном порядке поступали в Госфонд, где они хранились в
качестве госрезерва и откуда выдавались потребителям (промышленным отраслям, на
нужды науки и медицины, а также на экспорт) в строгом соответствии с
утвержденными планами или решениями высших партийно-правительственных инстанций.
Все операции с драгоценными металлами засекречивались, так что об объемах их
производства и потребления или о величине запасов никаких достоверных сведений
не имелось.[7]
Пожалуй, единственным
периодом, когда в стране функционировал свободный рынок золота был рубеж XIX-XX
веков. В ходе денежной реформы С.Ю.Витте Россия перешла на классический золотой
стандарт - т.е. денежную систему, в рамках которой золото обладало абсолютной
ликвидностью. Стремление нарастить необходимый для этого золотой запас
обусловил всемерную поддержку государством золотодобывающей отрасли: предоставление
льгот по уплате таможенных пошлин, на ввоз оборудования для золотодобычи,
прямое кредитование и т.п.
В СССР вся цепочка
движения золота находилась под жёстким контролем государства, но и при
серьёзном внимании: была создана мощная инфраструктура добывающей отрасли,
обеспечивавшая относительно успешную её работу. По крайней мере, СССР
длительное время сохранял за собой второе место в мировой табели о рангах по
добыче золота. Рынок же (в той мере, насколько сферу обращения золота в то
время можно назвать рынком) имел ярко выраженную монопсоническую структуру,
т.е. существовало множество производителей “жёлтого металла” и фактически один
покупатель - государство в лице своих ведомств.
После распада СССР
государство, придерживаясь рыночной идеологии, начало перекладывать бремя
развития золотободычи на саму отрасль и потенциальных инвесторов. Это позволяло
экономить бюджетные средства, более эффективно использовать потенциал
золотодобычи. В течение 90-х годов появились некоторые предпосылки для этого, но
в целом процесс формирования рынка золота продолжается до сих пор. Это
означало, что была сформулирована линия на превращение золота в ликвидный
товар, генерирование инвестиций за счёт частного сектора (в том числе за счёт
коммерческих банков). Само государство при этом брало на себя обязательства по
установление стабильных правил работы участников рынка.
Такой подход вызвал
обострение старых проблем и появление новых:
· поддержание
социальной инфраструктуры, что оказалось непосильной ношей для небольших
предприятий, и вело к увеличению безработицы, потере квалифицированных кадров,
росту социальной напряжённости в регионах;
· диспропорции
между структурой текущей добычи и разведанными запасами: около 80% золота
добывалось на россыпных месторождениях, тогда как примерно 75% всех разведанных
запасов приходилось на рудные месторождения;
· проблемы
с финансированием (уровень налогообложения, уровень инфляции, общая финансовая
ситуация в стране и т.д.).
В связи со стратегической
ценностью данного товара для государства, считается, что рынок драгоценных
металлов должен строго регулироваться законодательством. В 1991-2007 гг. был
принят ряд нормативных актов (в том числе законы “О недрах”, “О драгоценных
металлах и драгоценных камнях”), направленных на создание цивилизованного рынка
драгметаллов.[8]
Основными
характеристиками созданной нормативной базы являются следующие:
· отказ
от государственной монополии на драгметаллы и драгоценные камни,
недропользователь стал собственником добытого металла, в том числе в
«монетарной» форме стандартных и мерных слитков;
· отмена
лицензирования оборота драгметаллов и драгоценных камней, они выведены из состава
«валютных ценностей», снят режим государственной тайны при их обороте;
· определение
круга операций коммерческих банков с золотом, разработан порядок лицензирования
кредитных организаций для работы на золотом рынке, разработана процедура
открытия и ведения т.н. “металлических” счетов. Впоследствии коммерческим
банкам разрешили вывозить золото за границу и продавать слитковое золото
физическим лицам.
· переключение
купли-продажи металлов на рыночную основу с оплатой сделок в российских рублях
по ценам, ориентированным на уровень цен мирового рынка;
· создание
специализированной сети торговли металлами через коммерческие банки, обладающие
соответствующей лицензией; участие в деятельности рынка инвесторов, желающих
вложить денежные средства в драгоценные металлы.
· установление
критериев и параметров, существенно важных для развития упорядоченного рынка:
классификация видов и форм драгоценных металлов, обращающихся на рынке;
перечень субъектов рынка; особенности регламентации сделок с минеральным и вторичным
сырьем; порядок обращения металлов в слитках и монетах; условия участия в
сделках промышленных потребителей, инвесторов, коммерческих банков; порядок
ценообразования; особенности поставок на экспорт.
Что касается экспорта
золота, то власти, уступив нажиму, расстались с государственной монополией в
этой сфере, которая, между прочим, действовала на территории России еще с
времен Первой мировой войны. К прежним двум поставщикам металла за рубеж -
Гохрану (по решениям Президента) и Центробанку (из собственных резервов) -
сначала добавились коммерческие банки, получившие в дополнение к лицензии на
право совершения операций с драгоценными металлами специальную экспортную
лицензию. Этим банкам разрешается поставлять за границу аффинированное золото в
виде стандартных и мерных слитков отечественного или иностранного производства,
причем экспортироваться могут не только слитки, находящиеся в собственности
самих банков, но также (по договорам комиссии) слитковый металл, принадлежащий
на правах собственности другим организациям. А затем - с сентября 2001 г.- к экспортным операциям были допущены и предприятия-недропользователи. Правда, на практике
большинство золотопромышленников этой возможностью воспользоваться не могут,
потому что связанные обязательствами по предварительному авансированию, они
должны поставлять свою продукцию, в основном, коммерческим банкам, которые их
кредитуют; к тому же для многих из них не по силам нести дополнительные
затраты, связанные со спецификой торговли золотом за рубежом. Поэтому
подавляющая часть произведенного в стране золота экспортируется коммерческими
банками.[9]
Процесс совершенствования
законодательства продолжается. Это является необходимым во всех цивилизованных
странах, и в России также. По оценкам специалистов, работу российского
предприятия на рынке драгоценных металлов сегодня определяют 677 специальных
нормативных актов. С формальной точки зрения в России к настоящему времени
создана правовая база для становления и развития рынка драгоценных металлов,
регулирующая условия и механизм перехода от централизованного распределения к децентрализованной
рыночной торговле.
Вместе с тем на практике
этот юридический инструментарий применяется, главным образом, к сделкам с
золотом, в гораздо меньшей степени - к серебру и фактически мало что известно о
рыночных сделках с платиной и палладием. Что касается остальных драгоценных
металлов (родия и пр.), то здесь, судя по всему, во многом сохраняются старые
советские порядки: продукция от производителей поступает в Гохран, откуда в
соответствии с квотами, утверждаемыми правительством, или по отдельным его
решениям металлы отпускаются внутренним потребителям или на экспорт.
В значительной мере
сохраняется и прежняя секретность относительно объемов производства,
потребления и запасов драгоценных металлов. Некоторые официальные данные
публикуются лишь по золоту. Информацию о других драгоценных металлах в лучшем
случае можно узнать по отдельным усеченным данным в российской прессе, а также
по предположениям и догадкам в иностранных публикациях. Таким образом, обсуждая
проблемы рынка драгоценных металлов в России, реально можно говорить лишь о
рынке золота. Правда Госдума приняла поправки к закону “О государственной
тайне”, в соответствии с которыми информация о запасах платиновых металлов,
добыче и передвижениях драгметаллов и драгкамней будет иметься в открытом
доступе. (в наибольшей степени это касается комбината “Норильский никель” как
главного производителя платины и палладия, но в какой-то мере затрагивает
интересы и других участников рынка драгоценных металлов, в том числе золота.
Особо следует сказать о
роли банков (коммерческих и центрального) в обеспечении функционирования
российского рынка драгметаллов. Золотодобыча - весьма капиталоёмкий бизнес, что
обусловливает важное значение банков для успешной работы отрасли.
Однако, необходимость
учёта чисто коммерческих интересов финансовых организаций привело к тому, тому
функции руководящей инстанции в России во всё возрастающей степени переходят к
Центральному банку, который фактически выступает главным государственным
органом, регулирующим механизм совершения сделок с золотом на территории
России. В его компетенцию входит издание соответствующих нормативных актов,
выдача разрешений и лицензий, хранение основной массы золотых резервов страны,
определение официальных цен покупки и продажи металла, по которым Центробанк,
оператор «последней инстанции», совершает сделки купли-продажи аффинированных
слитков с коммерческими банками.
Центральное звено рынка -
специально уполномоченные коммерческие банки, обладающие лицензиями Банка
России на осуществление операций с драгоценными металлами. По состоянию на 1
января 2006 г., такие разрешения и лицензии формально имели 163 банка. Число
банков, фактически совершавших операции с золотыми слитками и монетами, было
намного меньшим, 20-30, причем основная масса сделок приходилась на Сбербанк и
Внешторгбанк.[10]
Коммерческие банки
располагают наибольшей свободой действий на рынке, поскольку в
негосударственном секторе только им предоставлено право покупки золота в
слитках у производителей и у Банка России, право торговли слитками друг с
другом, право их продажи Центробанку, промышленным потребителям (в качестве
исходного сырья), инвесторам - юридическим и физическим лицам (последним - в
виде так называемых мерных слитков). Прерогативой коммерческих банков является
также торговля на территории России золотыми монетами.
Только коммерческие банки
могут открывать клиентам и друг другу металлические счета и совершать по ним
банковские операции: привлекать золото во вклады и размещать его на депозитные
счета в других банках; предоставлять займы, выраженные в металле; предоставлять
и получать под залог золота рублевые и валютные кредиты. Вплоть до 2002 г. из числа негосударственных структур лишь коммерческие банки обладали правом экспорта золота в
слитках при наличии особой лицензии Минторга (теперь Министерство экономического
развития и торговли)
В целом, получается такая
схема функционирования рынка: недропользователи могут продавать только что
полученные из минерального сырья (руды) слитки драгоценных металлов только лишь
Гохрану России, Центральному Банку и уполномоченным коммерческим банкам. Эти же
кредитные учреждения уже могут продавать драгоценные металлы дальше на рынок.
Правда, тем не менее, хотя весь этот рынок и подлежит государственному
регулированию, на драгоценные металлы цены формируют, с одной стороны,
недропользователи, а с другой стороны, инвесторы, которые выступают как
конечные потребители, приобретающие драгоценные металлы у банков.[11]
При этом следует отметить
следующую любопытную ситуацию: закупая вновь произведенное золото на условиях
предварительного авансового кредитования, коммерческие банки зачастую действуют
как своеобразные агенты Центробанка, который, по закону, не может совершать
подобные операции непосредственно с добывающими предприятиями. В таких случаях
коммерческие банки обязуются за счет будущего производства приобрести и
поставить в резервы Банка России заранее оговоренное количество металла, причем
под определенную долю поставок им предоставляется кредит, используемый для
авансирования добычи.
Достаточно свободным
рыночным режимом пользуются также инвесторы, или тезавраторы, вкладывающие свои
денежные средства в специфические материальные ценности - золотые слитки и
монеты. Любой из них, будь то юридическое или физическое лицо, резидент или
нерезидент, вправе приобрести в уполномоченных банках в принципе любое
количество золота в слитках или монетах, хранить их у себя или поместить в
банк: на ответственное хранение или на металлический счет в депозит, по
которому можно также совершать сделки купли-продажи металла. Единственное, что
запрещено инвесторам, - это совершать операции с золотом помимо уполномоченных
банков, а также вывозить принадлежащие им золотые слитки и монеты за границу.
Напротив, другие субъекты
российского рынка золота по сравнению с банками и инвесторами пользуются
меньшей свободой действий. Предприятия - производители металла, «освобожденные»
в рамках рыночной экономики от государственной поддержки, в то же время
ограничены в самостоятельности при сбыте своей продукции. Во-первых, они не
могут торговать друг с другом минеральным и вторичным сырьем, а также готовой
продукцией в виде слитков. Во-вторых, государству в лице Гохрана, а также
фондам некоторых субъектов Федерации принадлежит привилегия первоочередных
закупок, так что новый металл может поступить на рынок лишь после выполнения
обязательств перед названными государственными структурами.
Предприятия -
промышленные потребители, производящие ювелирные и иные бытовые изделия, а
также продукцию производственно-технического назначения с использованием
золота, в отличие от прежнего централизованного обеспечения из Госфонда, теперь
должны приобретать необходимое исходное сырье в децентрализованном порядке на
рынке, но тоже в ограниченных рамках. Золото в слитках можно покупать только у
коммерческих банков, тогда как полуфабрикаты (лента, пластины, проволока и
пр.), если они заказываются на стороне, должны быть изготовлены из слитков,
также приобретенных у банков.
Вышеизложенное позволяет
сформулировать достаточно осторожный вывод о том, что упразднение
государственной монополии и перевод торговли золотом на рыночную основу не
принесло заметной реальной пользы практически всем участникам рынка драгоценных
металлов, строившегося исходя из т.н. «принципов частной собственности на
слитки, свободы ценообразования, допущения к операциям с внешним миром
негосударственных структур».
Вопросы либерализации
российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных,
технических, медицинских и других изделий, а также соединений и сплавов из них
и связанных с ними услуг находятся в центре внимания специалистов
алмазно-бриллиантовой и золотоплатиновой отраслей уже давно. Принятие базового
закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в 1998 г. позволило сделать начальные шаги в этом магистральном направлении. В частности, запасы золота
в недрах были исключены из списка сведений, относящихся к государственной
тайне, производителям был облегчен порядок экспорта золота и золотосодержащих
продуктов.[12]
К сожалению, на практике
либерализация рынка затянулась, в том числе по причине внутренних конкурентных
противоречий в отрасли. До настоящего времени ключевым производителям
драгоценных товаров и услуг в России пока не удалось найти такого
согласованного подхода, который предоставлял бы им всем не одинаковые, а равные
права не только с иностранными участниками, но и между собой.
В результате разрозненных
обращений подотраслей или отдельных корпораций государственные органы нередко
принимают директивные решения, которые помогают в работе на мировом рынке одним
производителям, но в то же время наносят серьезный экономический ущерб другим.
Убытки несут все – и производители, и потребители, и, естественно, государство,
которое не получает своей доли в виде налогов и пошлин от отечественного
производства или от интеллектуальной собственности, когда речь идет о
высокотехнологичных, наукоемких услугах.
Среди задач либерализации
рыночных отношений в этой ранее секретной отрасли выделяются, прежде всего,
упразднение рудиментов административно-командной экономики – государственных
ограничений, мешающих развитию прозрачности российского рынка драгоценных
товаров и услуг, отмене запретов на экспорт, снижению налогов и таможенных
пошлин и т.д. Чтобы государство более не препятствовало свободной конкуренции,
диверсификации производства и продаж, чтобы поощрялся малый бизнес, заполняющий
рыночные ниши, словом, чтобы рынок стал более свободным для производителей и
потребителей с учетом их общих интересов и интересов государства. Надо
признать, что эти задачи остаются актуальными и сегодня.
В целом российский рынок
драгоценных товаров и услуг продолжает оставаться одним из самых архаичных в
России, сохраняя основы, заложенные в советское время. Этот рынок является
практически единственным во внешнеторговой сфере (за исключением экспорта
вооружений), где невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и
потребителем продукции. Сохранение государственной монополии на внешнеторговые
операции создает предпосылки настороженного отношения зарубежных потребителей и
инвесторов к России из-за непредсказуемости поставок. Причиной этого являются
нестыковки в правово-нормативной базе, многочисленные бюрократические преграды,
с которыми связано осуществление внешнеторговых операций. По мнению большинства
участников российского рынка драгоценных товаров и услуг, темпы его
либерализации могут и должны быть ускорены.
Надо исходить из того,
что достойное место в мировой экономике может занять лишь отрасль, которая
опирается на прочные позиции в экономике своей страны. Российская
алмазно-бриллиантовая и золотоплатиновая отрасль и сегодня имеет немалый ресурс
для успешного развития в соответствии с программой экономики свободного
предпринимательства, это:
·
компьютерная
огранка алмазов и реализация на мировом рынке бриллиантов;
·
производство
драгоценных металлов из лома и отходов с применением новых наукоемких
технологий;
·
выпуск
соответствующих международным стандартам автомобильных катализаторов на
платиновой основе;
·
использование
уникальных отечественных технологий для переработки давальческого зарубежного
сырья и ряд других.
На этих направлениях
российские предприятия наиболее конкурентоспособны, имеют востребованную
перспективу на мировом рынке и пользуются поддержкой многих зарубежных
партнеров. И если придерживаться установок, согласованных в 2007 и 2008 годах
на саммитах ведущих экономических держав, то условия ВТО ничем особенным не
угрожают отрасли. Конечно, если вести цивилизованный бизнес в цивилизованных
условиях, т.е. учитывать, что в данном случае это уже не просто бизнес, но и
экология, и кадры, и наука, и образование, и культура.[13]
С этим сейчас на самом
деле считаются крупнейшие субъекты национального рынка драгоценных товаров и
услуг: они на слуху и в стране и за рубежом, и они, действительно, вполне
готовы к встрече с ВТО. Более того, в отрасли сейчас выделяется ряд лидирующих
объединений, воспринимающих свой бизнес как социальную силу с определенными
интересами и соответственно готовых к консолидированным действиям. К ним в
первую очередь надо отнести ассоциацию “Гильдия ювелиров России" с ее
концепцией взаимодействия бизнеса и общества, призванной создать российским
ювелирам положительную репутацию в обществе, работая на его стабильность.
Ювелиры стремятся связать свою деятельность со стратегическими целями бюджетной
политики на 2008 год и на среднесрочную перспективу, которые поставлены в
Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Здесь возможны
программы, в рамках которых могли бы объединить усилия участники ювелирного
бизнеса, инвестиционные фонды, банки, государственные структуры.
Недавно проведенный
Второй Конгресс ювелиров показал, что они готовы к диалогу в целях поиска новых
возможностей государственного регулирования, способствующего новому подъему
отрасли и российского общества. Они уже готовы предложить большой
общенациональный проект на государственном уровне, привлекательный для всей
страны.
Речь идет о совместном
проекте “власть – бизнес – общество", позволяющем эффективно развивать
ювелирный бизнес, увеличивать поступление налогов, создавать новые рабочие
места, поддерживать науку и образование, наконец, избавиться от ежегодного
прироста объема контрабандных и незаконно произведенных ювелирных изделий. По
последним оценкам экспертов, только контрабандная продукция удерживает за собой
от 30 до 60% объема рынка.
Ювелиры уже не раз
высказывали тревогу по поводу того, что рынок наводняют имитации и подделки,
подрывающие имидж российских ювелирных изделий. В порядке противодействия в их
предложениях намечено внедрение в России международных стандартов и создание
стандартов Ассоциации, предусматривающих сертификацию бриллиантов, формирование
стандартов этичного поведения на рынке, выработку критериев соответствия
российских ювелирных магазинов и обслуживания покупателей.
Некоторые предложения
ювелиров в области законодательства, интеллектуального и технологического
обеспечения, отраслевых стандартов опубликованы и сейчас активно обсуждаются
деловым сообществом отрасли. Предусмотрены оснащенность ювелирных предприятий
современным производственным и торговым оборудованием, развитие инновационного
рынка, обеспечения ювелирных предприятий высокопрофессиональными кадрами. При
этом учитывается, что ювелирное производство богато национальными традициями,
своими мастерами-ювелирами и авторами-дизайнерами, является носителем великой
культуры, и это бесценное достояние следует сохранять, развивать и передавать
молодому поколению.
Амбициозные планы
российских ювелиров открывают им реальную возможность стать вполне
конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, о чем
свидетельствует динамика их развития. Если в 1999 г. они потребляли 17 тонн золота, то в 2006 г. – это уже 50 тонн плюс намерение довести их до
150 тонн. В 1966 г. на ювелирном рынке России легальный объем розницы превысил
3,6 млрд.долл. (причем половина пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами) и
продолжает расти (к сожалению, растет и нелегальный). По данным Ассоциации,
российских ювелиров уже насчитывается 170 тыс., а скоро, полагают, будет и 200
тысяч, причем 60% приходится на малый бизнес. А это новые рабочие места, новые
поступления в бюджет государства и, главное, новый взгляд на бизнес.
Свои достижения и,
конечно, проблемы имеют Союз золотопромышленников, Союз старателей России,
Российский алмазный союз, Ассоциация производителей бриллиантов,
Межрегиональное объединение производителей и потребителей драгоценных металлов
и другие некоммерческие организации, объединяющие участников рынка драгоценных
товаров и услуг по их профессиональным интересам. Сегодня на них на всех
работает главная тенденция мирового рынка драгоценных товаров и услуг –
возрастание спроса, предложения и потребления на всех его основных сегментах. В
этих условиях российские операторы независимо от их доходов одинаково
заинтересованы в том, чтобы строить свой бизнес всерьез и надолго, а значит –
на прочном правово-нормативном и социальном фундаменте.
Современная Европейская
модель корпоративной социальной ответственности (КСО), которая в настоящее
время получает все большее распространение в России, несет в отрасль такой
фундамент, ориентируя инициативу бизнеса на три сферы – экономику, занятость и
окружающую среду. Конечно, непосредственно бизнес не решает социальных проблем
населения, а влияет на них через взаимодействие с гражданским обществом,
некоммерческими организациями и государственными учреждениями. Но национальные
модели КСО обязательно принимают во внимание традиции и менталитет населения,
состояние права, уровень и особенности развития гражданских институтов, что
сейчас и происходит при формирования системы КСО в России.
В нашей стране, как
известно, исторически сложилась нестандартная ситуация, и, естественно, она
требует нестандартных решений. По оценкам экспертов Международной организации
труда, около 25% россиян находятся за чертой бедности, и с этим нельзя не
считаться, разрабатывая консолидированные предложения для Правительства.
Ключевые участники рынка, говоря о теневом обороте драгоценностей, который
существенно деформирует экономику России, не должны упускать из виду, что его
поддерживает отсутствие источников к существованию, прежде всего, у людей, живущих
за чертой бедности.[14]
Традиционно для рынка
драгоценных металлов различают две основных области потребления, – ювелирное
производство и розничный инвестиционный спрос. В отношении ювелирного
производства в мире наблюдается тенденция, что страны с развитой ювелирной
промышленностью потребляют все добываемое золото и даже часть металла
импортируют. Сравнительный анализ представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1 Производство
и потребление золота
Страна
Производство золота, т.
Потребление золота, т.
Соотношение добычи и потребления, %
США
262
352,8
135 %
Китай
238
241
101 %
Россия (для сравнения)
173
58,3
33,6 %
По данным Российской
государственной пробирной палаты при Минфине РФ в 2006 г. опробировано и заклеймено 37,16 млн. шт. ювелирных изделий, что в общей оценке чистого золота
около 58,3 тонн. Однако по различным оценкам от 25 до 50 % заклейменных изделий
составляет «серый» импорт из близлежащих стран, в которых имеются ювелирные
производства, – Турция, Армения, Италия и т.п. Если принять указанные данные,
то получится, что соотношение добычи и ювелирного потребления золота в России
не превышает 16 %.
Причина указанной
диспропорции заключается в наличии в России НДС, которым облагается оборот по
реализации слитков золота ювелирным предприятиям. Практически во всем мире НДС
при продаже слитков драгоценных металлов ювелирным предприятиям не взимается.
(справедливости ради надо отметить, что в стране с наибольшим потреблением
золота, Индии, размер НДС на данный вид операций составляет 1%). В этом кроется
причина того, что стоимость сырья для отечественных ювелирных производств
минимум на 18% дороже, чем для иностранных конкурентов. Отсутствие НДС на
продажу слитков производителям ювелирных изделий привело к тому, что в мире
успешно работают и развиваются ювелирные производства даже в странах с полным
отсутствием собственной добычи драгметаллов.
Одной из наиболее
серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынка
драгоценных металлов в России, является слабая ликвидность золота для реальных
инвесторов (юридических и физических лиц). Это объясняется тем, что при продаже
им банковских слитков и монет из драгоценных металлов взимается НДС, размер
которого делает эту операцию экономически нерентабельной.
Развитию российского
рынка золотых мерных слитков мешает практически полное отсутствие вторичного
рынка золота. Тезаврацию в золотые мерные слитки в России тормозит наличие НДС,
которым облагается оборот по реализации слитков золота населению. По различным
данным в России за 2006 г. было реализовано 1-3 тонны золотых мерных слитков.
При этом эксперты российского рынка драгметалла сходятся на том, что слитки
покупаются в основном для подарков, либо мелкими частными ювелирами. Объем
вложений в драгоценные металлы с целью тезаврации в России практически равны
нулю.
В этом смысле показателен
опыт Украины, в которой при покупке золотых слитков НДС уплачивать не нужно.
Это обуславливает тот факт, что по данным украинских банков, объем продаж
банковских металлов в Украине растет на 15 – 20% ежегодно. Причем вложения в
ювелирные изделия не могут считаться полноценными средствами тезаврации. По
мнению экспертов ювелирные изделия – всего лишь актив, который в кризисных
ситуациях падает в цене, а их реализация в известной степени затрудняется
ограниченным числом организаций, занимающихся скупкой лома драгметаллов, их
жестокой ценовой политикой, характеризующейся покупкой ювелирных изделий
фактически за полцены.
Поработав в течение
некоторого времени с мерными слитками драгоценных металлов, российские банки
пришли к выводу, что у населения до тех пор не возникнет серьезного интереса к
инвестициям в драгоценные металлы и до тех пор золото не составит конкуренцию
доллару в нашей стране, пока с продажи мерных слитков населению не будет снят
НДС.
Во всем мире драгоценные
металлы являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютам
и продаются и покупаются без дополнительного налогообложения. В нашей стране
золото имеет как бы двойную сущность. С одной стороны, когда оно свободно
продается старателями коммерческими банкам, на межбанковском рынке или ЦБ РФ и
не покидает сертифицированных хранилищ, оно считается валютной ценностью и
обращается без НДС. Но как только золото покидает сертифицированное хранилище,
оно становится товаром и тут же облагается НДС. Складывается ситуация: если
инвестор покупает слиток и хочет забрать его из банка, он должен заплатить за
него на 20% больше стоимости слитка. Если же он захочет его продать, то банк
купит его без НДС. Таким образом, инвестор теряет 20% стоимости слитка. Никакие
положительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной для
инвестора. Следовательно, пока с операций с мерными слитками не будет снят НДС,
ни о какой дедолларизации нашей экономики не может быть и речи.
По мнению банковского
сообщества, единственным выходом из создавшегося положения является внесение
изменений в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, предусматривающих
освобождение от уплаты НДС операций по реализации банками драгоценных металлов
в слитках физическим лицам и некредитным организациям.
Экономическими
аргументами в пользу такого освобождения является увеличение сбора НДС с
организаций ювелирной промышленности в результате увеличения объемов операций с
драгоценными металлами, а также уплата этими организациями всей суммы НДС,
полученного при продаже ювелирных изделий, без зачета НДС при покупке слитков,
что позволит, как минимум, не снизить общую сумму НДС, поступающую в бюджет по
таким операциям.
Необходимо отметить, что
в 2006 г. Президентом РФ было предложено рассмотреть вопрос об освобождении от
НДС операций по продаже слитков физическим лицам. Соответствующий законопроект
был даже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации. Однако в феврале 2007 г. Советом Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации было принято решение перенести рассмотрение
указанного законопроекта.
В целом, международная
практика государственного регулирования рынка драгоценных металлов в слитках и
монетах показывает, что операции с ними рассматриваются как операции с
финансовыми активами, и максимально освобождены от налогов, в то время как
налогообложению подлежат получаемые от этих операций инвестиционный доход и
прибыль.
Отдельно необходимо
рассмотреть вопросы функционирования рынка драгоценных камней в России.
Проблема заключается в том, что практически самый главный нормативный акт в
рассматриваемой сфере – федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных
камнях»,- регулирует оборот очень различных в рыночном плане материалов, в силу
чего по нормам не удается находить разумный компромисс, устраивающий как
государство, так и основных участников рынка различных материалов.
Применительно к рынку
драгоценных камней важно отметить, что концепция регулирования оборота
драгоценных камней в данном законе выстроена исключительно под регулирование
оборота алмазов, и полностью игнорирует специфику рыночного оборота цветных
драгоценных камней (т.е. природные изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а
также жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные
образования янтаря). В частности, в тексте закона слово «алмаз» встречается 18
раз, а наименования прочих драгоценных камней, упоминаются лишь однажды, и то
только в их перечне. Вся последующая нормативная база, созданная во исполнение
ФЗ, также подчеркивает назначение закона – лишь около 1% Указов и Постановлений
хотя бы как-то затрагивает оборот цветных драгоценных камней.
В России легальный рынок
всех цветных драгоценных камней ничтожно мал и составляет в денежном выражении
менее 0,1% от реализации алмазов. Если добыча алмазов - в основном крупный
бизнес, то добыча цветных драгоценных камней - во всем мире бизнес только
малый. Оборот цветных драгоценных камней также отличается от оборота алмазов.
Какого бы качества ни был алмаз, он все равно востребован рынком. Лишь лучшие
образцы цветных камней можно причислять к драгоценным, образцы же низкого
качества ювелирных камней тех же наименований, вообще ничего не стоят и не
имеют на рынке никакой ликвидности. За исключением изумрудов и александритов, у
нас в стране нет месторождений цветных драгоценных камней. Драгоценные камни
остальных наименований являются привозными.
Суммарная стоимость
запасов алмазов в России как минимум в 2200 раз больше, чем суммарная стоимость
всех вместе взятых цветных драгоценных камней. Т.е. «цена вопроса»
регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России ничтожна
– порядка 0,05% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов.
В мировой практике оборот
драгоценных камней (кроме алмазов) не регулируется специальными законами.
Отнесение ювелирных камней к драгоценным (gemstones) осуществляется ведущими
зарубежными геммологическими центрами исходя не из их названия, а из
качественных характеристик ювелирного камня. Так, международная ассоциация
CIBJO относит к драгоценным камням высококачественные ювелирные образцы камней
более чем ста наименований, но их оборот в странах-членах CIBJO не
регламентируется специальными законами. Две страны в мире – ЮАР и Канада –
имеют в своем законодательстве особый закон об алмазах. В ЮАР это "Закон
об алмазах", в Канаде – "Закон об экспорте и импорте алмазов".
Поэтому представляется
вполне обоснованным, чтобы регулирование оборота цветных драгоценных камней
осуществлялось как регулирование обычного товара, под юрисдикцией норм
Гражданского кодекса РФ, закона «О недрах» и др. Это совершенно нормальная
юридическая практика, имеющая место практически во всех странах мира. Но для
этого необходимо вывести цветные драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды,
александриты, жемчуг и уникальные образования янтаря) из-под юрисдикции ФЗ «О
драгоценных металлах и драгоценных камнях» и, возможно, даже переименовать
федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в федеральный
закон «О металлах и алмазах».
Кроме того, экономически
целесообразной представляется отмена ввозной (импортной) таможенной пошлины на
драгоценные и полудрагоценные камни, используемые отечественными
производителями в качестве вставок при изготовлении ювелирных изделий. Тем
самым, создаются условия для легального ввоза ювелирных камней, устраняется
экономический смысл контрабанды. Так, в настоящее время ввозные таможенные
пошлины на драгоценные камни составляют 20%, в то время как рубины и сапфиры в
России вообще не добываются, а добыча изумрудов столь мала, что не может
удовлетворить спрос ювелирного рынка страны. В то же время в странах с развитой
ювелирной промышленностью – потенциальных конкурентах России на мировом рынке
(Италия, например) ввозные таможенные пошлины составляют на более 5%, включая
государства СНГ (Белоруссия, Украина, Армения).
По данным ФТС в 2006 г. было импортировано 235,8 тыс. карат драгоценных камней (кроме алмазов) всего на сумму 3,4 млн.долл.
Сумма уплаченных таможенных пошлин составила 17,99 млн.руб. При этом
потребность ювелирного рынка в импорте драгоценных камней, по оценкам
экспертов, составляет как минимум 65 млн. долларов США (в том числе бриллианты
50 млн.долл. и цветные камни 15 млн.долл.).
Очевидно, что в
сложившихся условиях ювелирная промышленность страны нуждается в принятии
федеральным органов законодательной и исполнительной власти необходимых мер,
обеспечивающих дальнейшее развитие и успешное функционирование ювелирной отрасли
после вступления России в ВТО, с тем, чтобы российское законодательство
максимально соответствовало законодательству стран – потенциальных конкурентов
и были созданы равные условия для добросовестной конкуренции с импортными
ювелирными изделиями.
Также можно было бы
рекомендовать установление ввозных таможенных пошлин на ювелирную продукцию,
изготовленную вне таможенной территории Российской Федерации из вывезенного для
этих целей драгоценного металла, адекватные действующим в настоящее время таможенным
пошлинам при импорте ювелирных и иных бытовых изделий.
Возможность для
временного вывоза драгоценных металлов в целях их переработки в ювелирные
изделия вне таможенной территории Российской Федерации была предусмотрена
указом президента Российской Федерации № 742 от 21 июня 2001 г., а порядок вывоза был определён вступившим в силу в 2004 г. таможенным кодексом российской Федерации.
На основе рассмотренных
выпросов в курсовой работе, можно сделать вывод, что драгоценные металлы играют
тройственную роль: во-первых, изделия из них имеют довольно существенное
эстетическое значение и используются как украшения; во-вторых, благодаря своим
уникальным физическим свойствам они имеют утилитарное значение, применяясь в
различных отраслях промышленности; в-третьих, драгоценные металлы являются
специфическим финансовым инструментом и объектом вложения средств в целях
накопления и приумножения.
Предназначение современных
рынков драгметаллов состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечивать
реализацию продукции «драгметаллического сектора» добывающей промышленности, а
с другой, - удовлетворять спрос потребителей драгоценных металлов.
Перспективы добычи
драгоценных металлов в России, и в первую очередь золота, в значительной
степени определяются уровнем государственной поддержки. Провозглашённый в
начале трансформационного периода принцип эксплуатации месторождений
драгоценных металлов на децентрализованной и частной основе плохо сочетается со
спецификой добычи драгоценных металлов, сосредоточенной в удаленных, трудно
доступных и мало освоенных местностях с тяжелыми климатическими условиями. Она
требует крупных вложений в формирование сопутствующей инфраструктуры, большой
концентрации сил и ресурсов. Это явно не по карману мелким негосударственным
структурам, не имеющих нужных накоплений для развития, в силу чего
представляется совершенно оправданным наблюдаемый в последние годы процесс
укрупнения компаний в отрасли (70% золота добывают около 10% организаций, при
этом 50% всей российской добычи золота обеспечивается только десятью
компаниями). Думается, что продолжение этой тенденции имеет благоприятный
характер.
Другой важной
предпосылкой развития отрасли является переход от разработки золотых россыпей к
рудной добыче, что может поставить российскую золотодобычу на прочную основу и
обеспечить её длительное и прибыльное существование. Поскольку реализация этого
направления неизбежно вызовет некоторую социальную напряжённость,
представляется целесообразным сохранение возможности золотодобычи истощающихся
россыпных месторождения малыми и средними предприятиями, а также
вольноприносителями, особенно для традиционных районов добычи, благодаря
развитой инфраструктуре этих районов. Это позволит повысить степень
эффективности выработки месторождений и обеспечить средствами к существованию
население старших возрастов.
Основным направлением
регулирования российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней,
ювелирных, технических, медицинских и других изделий, а также соединений и
сплавов из них и связанных с ними услуг является либерализация. Основные её
принципы были заложены в базовом законе “О драгоценных металлах и драгоценных
камнях". К сожалению, на практике либерализация рынка затянулась, в том
числе по причине внутренних конкурентных противоречий в отрасли.
Поэтому несмотря на
достигнутые успехи сохраняется ряд положений, негативно воздействующих на
российский рынок драгоценных товаров и услуг (например, на этом рынке
невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителем
продукции, сохраняется государственная монополия на внешнеторговые операции,
что создает предпосылки настороженного отношения зарубежных потребителей и
инвесторов к России из-за непредсказуемости поставок, сохраняется теневой
оборот драгоценностей, недостаточна ликвидность золота и других драгоценных
металлов для реальных инвесторов (юридических и физических лиц) в силу
сохранения практики взимания НДС по операциям по реализации слитков золота
ювелирным предприятиям и частным лицам).
1. Федеральный
закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98
2. Федеральный
закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90
г.
3. «Положение
о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской
Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.94 года №
756.
4. Анализ
потребления золота. РБК-daily.- 2007.- 25 октября
5. Абалов
А.Э. Международный рынок драгоценных металлов: основные принципы
функционирования /А. Э. Абалов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. -
СПб.: ДНК, 2006.- 159 с.
6. Алексеев
И.С. Металлы драгоценные /И.С. Алексеев. - М.: Газоил пресс, 2007.- 400 с.
7. Андрющенко
А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства /А. И. Андрющенко. - М.:
Шевчук, 2004.- с.
8. Анализ
современного состояния мировых рынков драгоценных металлов.
#"#_ftnref1" name="_ftn1"
title="">[1] Федеральномый закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» №
41-ФЗ от 26.03.98
[2] Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» от 02.12.90 г.
[3] Анализ современного состояния мировых рынков драгоценных металлов.
#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Источник РБК-daily.- 2007.- 25
октября
[5] Абалов А.Э. Международный рынок драгоценных металлов: основные принципы
функционирования /А. Э. Абалов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. -
СПб.: ДНК, 2007.- 159 с.
[6] Ильмаиров Ю.Г. Особенности формирования отечественного рынка
драгоценных металлов: (На материалах золотодобывающей пром-сти Рос. Федерации)
/Ю.Г. Ильмаиров. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2002.- 98 с.
[7] Касаткин А.В. Драгоценные металлы. Правовое регулирование сделок:
Нормат. акты по состоянию на 15 июля 2001 г /А.В. Касаткин. - М.: Юстицинформ, 2006.- 139 с.
[8] Справка о ценообразовании и рынке драгоценных металлов в Российской
Федерации. #"#_ftnref9" name="_ftn9"
title="">[9] «Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории
Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от
30.06.94 года № 756.
[10] Состояние законодательства и перспективы развития добычи и производства
драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирной промышленности и в целом
алмазо-бриллиантового комплекса России.
#"#_ftnref11" name="_ftn11"
title="">[11] Шатохина З.А. Операции коммерческих банков с драгоценными металлами:
учеб. пособие /З. А. Шатохина. - Хабаровск, 2007
[12] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях": от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ: (постатейный) /А. Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2007.- 287 с.
[13]
Высокие технологии на
российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней: сб. док. и
материалов "круглого стола" и расш. заседания Эксперт. совета МИРЭА
/М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ин-т радиотехники,
электроники и автоматики (техн. ун-т), Журн. "Драгоц. камни"; [ред.
совет: Сигов А. С. (пред.) и др.]. - М.: Акад. средств массовой информ., 2004.-260.
[14] Алексеев И.С. Металлы драгоценные /И.С. Алексеев. - М.: Газоил пресс,
2007.- 400 с.