Сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения
ПМ «Сведения об основных показателях деятельности
малого предприятия». МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности
малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;
1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику
Беларусь»;
1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене
технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;
ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малого
предприятия промышленности»;
2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях
малого предприятия (организации)».
Статистическая отчетность представляется по перечню,
утвержденному органами государственной статистики. Порядок их заполнения и
представления аналогичен порядку, применяемому при общем режиме
налогообложения.
В состав отчетности, представляемой в налоговые
органы, входят налоговые декларации по налогам, плательщиками которых общество является
в соответствии с налоговым законодательством. Налоговые декларации по некоторым
налогам (взносам) заполняются в общем порядке. Разработаны также налоговые
декларации по налогам (взносам), которые предназначены только для плательщиков
специальных налоговых режимов, и их следует заполнять с учетом специфики
применяемого налогового режима.
Например, ООО «Мадис», которое добровольно уплачивает
в ФСС РФ страховые взносы (в размере 3%), представляет отчет по форме,
утвержденной Постановлением ФСС РФ от 25 апреля 2003 г. №46 «Об утверждении формы отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд
социального страхования РФ отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС
РФ)».
Книга учета доходов и расходов не является формой
отчетности. Тем не менее, налоговые органы имеют право требовать у
налогоплательщиков представления Книги учета доходов и расходов. Если такое
требование поступило от налогового органа, то налогоплательщик обязан
представить Книгу учета доходов и расходов в течение пяти дней с момента
поступления запроса. Фактически это является формой проведения налоговой
проверки по правильности исчисления единого налога. Существуют типичные ошибки,
которые налогоплательщики допускают при исчислении единого налога. Это
уменьшение суммы налога (база «доходы») на сумму взносов в ФСС РФ в части
травматизма, признание расходов, не предусмотренных гл. 26.2 НК РФ (база
«доходы, уменьшенные на величину расходов»). Обнаружение ошибки при исчислении
налога в начале налогового периода обойдется налогоплательщикам гораздо
«дешевле», чем в конце.
2.3 Выбор оптимального
режима налогообложения на примере ООО «Мадис»
Малым предприятиям, в отличие от
других коммерческих организаций, предлагается больший выбор систем
бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Несколько меньше
возможностей имеют индивидуальные предприниматели.
С практической точки зрения субъект
предпринимательской деятельности ставит задачу, прежде всего, оптимизировать налогообложение.
Для бухгалтера же эта задача значительно расширяется. Необходимо учесть не
только нюансы применения той или иной системы налогообложения, возможность
применения льгот, но и порядок ведения учета при выбранной системе
налогообложения, состав бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
Именно эта взаимосвязь: налоговая система – порядок ведения учета – формы
ведения учета – бухгалтерская отчетность – налоговая отчетность –
статистическая отчетность является решающей.
Оптимально, когда субъекты малого
предпринимательства прежде всего определяются с выбором системы
налогообложения. Именно от этого зависит вариант системы бухгалтерского учета.
Система отчетности, как правило, зависит не от выбранной системы бухгалтерского
учета (учета доходов и расходов), а от системы налогообложения.
Малые предприятия могут работать по
нескольким системам налогообложения. В частности:
·
по общему режиму;
·
по упрощенной системе;
·
стать плательщиками единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Под общим режимом налогообложения
понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные
для налогоплательщиков Налоговым кодексом РФ и действующей частью Закона
Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации». Эту систему малые предприятия могут применять в
добровольном порядке, к ним не предъявляется никаких требований по соблюдению
каких-либо критериев. Единственным исключением, ограничивающим право применения
общеустановленной системы налогообложения, является обязанность
налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности или применения специального налогового режима в виде единого
сельскохозяйственного налога. Для налогоплательщиков важно то, что малое
предприятие может применять общеустановленную систему налогообложения как в
целом – по всем видам деятельности, так и по отдельным видам деятельности.
Последнее возможно только в одном случае – если отдельные виды деятельности
налогоплательщика переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Если
малое предприятие работает по общеустановленной системе налогообложения, то оно
имеет право выбора одной из систем бухгалтерского учета. К таким системам
относятся:
·
традиционная;
·
простая форма;
·
форма бухгалтерского учета с
использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Под традиционной системой следует
понимать план счетов и формы бухгалтерского учета, которые имеют право вести все
предприятия, в том числе и малые предприятия, за исключением кредитных
организаций и других организационно-правовых форм, обязанных вести учет в
особом порядке. К традиционным формам относятся: журнально-ордерная форма;
мемориально-ордерная; компьютеризированная, основанная на традиционных формах
бухгалтерского учета. Учет по традиционной системе разрешается вести как на
бумажном носителе "вручную", так и в электронном виде в специальных
бухгалтерских программах с последующим выводом на бумажные носители. Затраты на
ведение учета в электронном виде значительно меньше, по крайней мере по
времени. В наши дни разработано множество автоматизированных бухгалтерских
программ, предназначенных специально для предприятий малого бизнеса. В них не
предусмотрена вариабельность конфигураций, но основных функций достаточно для
ведения основных бухгалтерских операций.
Ведение учета «вручную» можно
значительно упростить, выполняя бухгалтерский учет по упрощенной форме.
Например, по простой форме или в регистрах. Для ведения упрощенных форм
бухгалтерского учета также годятся неспециализированные бухгалтерские
программы, допустим, Excel.
Упрощенные формы ведения
бухгалтерского учета малые предприятия могут применять наряду с традиционными
формами. При этом право выбора принадлежит предприятию.
Простая форма бухгалтерского учета
рекомендуется для малых предприятий Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства». В простую форму включается всего два регистра – Книга
(журнал) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К1 и ведомость учета
заработной платы по форме В-8. Эти регистры очень просты в заполнении и «не
перегружены» дополнительной информацией. Простая форма не требует оборотной
ведомости. Минуя оборотную ведомость, бухгалтерская отчетность составляется на
основании Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности. Использовать
простую форму разрешается не всем малым предприятиям, а только тем, которые
выполняют небольшое количество операций в месяц (как правило, не более 30) и не
осуществляют производства продукции и работ, связанных с большими затратами
материальных ресурсов.
Малые предприятия, осуществляющие
производство продукции (работ, услуг), могут применять форму бухгалтерского
учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Эта же форма
годится и для тех малых предприятий, которые не желают работать по традиционной
системе или простой форме. Регистры также рекомендованы «Типовыми
рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства». Форма бухгалтерского учета с использованием регистров
включает в себя восемь ведомостей по учету имущества, капитала, обязательств и
операций. На основании ведомостей составляется шахматная ведомость и оборотная
ведомость. По данным оборотной ведомости составляется бухгалтерская отчетность.
Обе формы, предусмотренные Типовыми
рекомендациями, предполагают ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану
счетов бухгалтерского учета. Типовые рекомендации не запрещают работать по
обычному Плану счетов для предприятий и Инструкции по его применению. Помимо
этой возможности малым предприятиям дается право разработать свой план счетов,
который в максимальной степени отражает специфику их деятельности и, возможно,
снижает затраты на ведение налогового учета.
Типовыми рекомендациями по
организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
предложен упрощенный план счетов, который можно применять при ведении
бухгалтерского учета на малом предприятии. Он приведен в таблице 2.4.
Данный план счетов является типовым,
однако он не является окончательным, т.е. предприятие может вносить в него свои
изменения. ООО «Мадис» рекомендуется внести в счет 20 субсчет 20.10 –
Материалы. Предприятие, которое одновременно является и торговым и производящим
при использовании такого субсчета облегчает ведение бухгалтерского учета при
необходимости снятия товаров с продажи в целях производства. При использовании
типового плана счетов такой возможности не имеется и подобная операция
отражается, как минимум, двумя проводками.
Таблица 2.4
Типовой план счетов для малых
предприятий
Раздел
|
Наименование счета
|
Номер
счета
|
Вид деятельности, где преимущественно
применяется
счет
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Основные средства и иные
внеоборотные
активы
|
Основные средства
|
01
|
Все виды
деятельности
|
|
Износ основных средств
|
02
|
То же
|
|
Капитальные вложения
|
08
|
-"-
|
Производственные запасы
|
Материалы
|
10
|
-"-
|
|
Заготовление материалов
|
15
|
-"-
|
|
Налог на добавленную стоимость по
приобретенным ценностям
|
19
|
-"-
|
Затраты на
производство
|
Основное производство
|
20
|
-"-
|
|
Брак в производстве
|
28
|
-"-
|
Готовая продукция, товары и
реализация
|
Товары
|
41
|
-"-
|
|
Реализация
|
46
|
-"-
|
Денежные средства
|
Касса
|
50
|
-"-
|
|
Расчетный счет
|
51
|
-"-
|
|
Валютный счет
|
52
|
-"-
|
|
Специальные счета в банках
|
55
|
-"-
|
|
Финансовые вложения
|
58
|
-"-
|
Расчеты
|
Расчеты с поставщиками и
подрядчиками
|
60
|
-"-
|
|
Расчеты с бюджетом
|
68
|
-"-
|
|
Расчеты по страхованию
|
69
|
-"-
|
|
Расчеты по оплате труда
|
70
|
-"-
|
|
Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами
|
76
|
-"-
|
Финансовые результаты и
использование прибыли
|
Прибыли и убытки
|
80
|
-"-
|
Капитал и резервы
|
Уставный капитал
|
85
|
-"-
|
|
Добавочный капитал
|
87
|
-"-
|
|
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
|
88
|
-"-
|
Кредиты
банков и
финансирование
|
Кредиты и другие заемные средства
|
90
|
-"-
|
Использование упрощенного плана
счетов рекомендовано предприятию в любом случае. Даже при использовании
упрощенной системы налогообложения, когда законодательство не требует ведения
бухгалтерского учета с использованием плана счетов, это имеет свой смысл:
Во-первых, всегда имеется возможность
не соблюдения оснований применения упрощенной системы и тогда бухгалтеру
придется восстанавливать все счета, весь учет, который не велся, как минимум,
год. Это влечет за собой основательные затраты (как времени, так и
материальные), кроме того, возможность восстановить все операции далеко не
всегда имеется.
Во-вторых, ведение бухгалтерского
учета по упрощенному плану счетов даст возможность расчета основных показателей
финансового анализа, что позволит избежать убытков, вовремя принимать
обоснованные управленческие решения, выявляя проблемы в момент их зарождения, а
не тогда, когда они станут уже видны невооруженным глазом и практически
нерешаемы. При использовании других систем налогообложения ведение
бухгалтерского учета обязательно. Применение упрощенного плана счетов
бухгалтерского учета в этом случае облегчает учет, снижает затраты времени,
позволяет не перегружать документы ненужной информацией. Кроме того,
возможность составления собственного упрощенного плана бухгалтерского учета
позволяет привести бухгалтерский учет в соответствие с особенностями деятельности
организации, в частности, совмещения торговой и производственной деятельности.
В качестве учетных регистров при
данной форме ведения бухгалтерского учета применяются восемь ведомостей для
учета имущества организации и источников его образования и одна шахматная
ведомость (В-9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности
произведенных в них записей по счетам бухгалтерского учета. Данный способ
ведения бухгалтерского учета предусматривает следующий порядок записей (см.
рис. 2.1).
Рис 2.1 – Порядок заполнения форм
бухгалтерского учета с использованием ведомостей
Учетными регистрами при этом варианте
являются:
- ведомость учета основных
средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (ф. № В-1);
- ведомость учета
производственных запасов, товаров, готовой продукции и НДС, уплаченного по
ценностям (ф. № В-2);
- ведомость учета затрат на
производство (ф. № В-3);
- ведомость учета денежных
средств и фондов (ф. № В-4);
- ведомость учета расчетов и
прочих операций (ф. № В-5);
- ведомость учета реализации (ф.
№ 6 - оплата) и (ф. № 6 - отгрузка);
- ведомость учета расчетов с
поставщиками (ф. № В-7);
- ведомость учета оплаты труда (ф.
№ В-8).
Для всех указанных выше регистров
характерны комбинированные записи. Данные
в ведомостях сгруппированы также в аналитическом и синтетическом разрезах. Обобщение
данных синтетического учета и контроль за правильностью осуществления записей в
ведомостях (ф. 1-6) осуществляется путем составления в конце месяца регистра
ведомости шахматной формы (ф. № В-9). В шахматную ведомость из ведомостей учета
заносят обороты по кредиту синтетического счета в корреспонденции с дебетом
разных счетов и подсчитывают обороты по дебету счетов. Совпадение дебетовых и
кредитовых оборотов свидетельствует о
правильности и полноте отражения операций в ведомостях текущего учета.
Рис. 2.2 – Форма бухгалтерского учета
с ведением ведомостей
Шахматная ведомость (ф. № В-9) служит
основанием для составления оборотной ведомости. Фирма бухгалтерского учета с
использованием ведомостей представлена на рис. 2.2.
Применение рекомендованной формы
ведения бухгалтерского учета не принесет фирме дополнительных затрат, но в то
же время поможет решить насущные проблемы, особенно важные в малом бизнесе
(управленческий учет, регулирование эффективности деятельности организации).
III. Пути оптимизации налогообложения
малых предприятий
3.1 Преимущества
применения общеустановленной системы налогообложения перед упрощенной системой
налогообложения
Самые серьезные проблемы «упрощенки»
связаны с НДС. Во-первых, в некоторых случаях организации, перешедшие на
упрощенную систему, этот налог все-таки платят. Речь идет об НДС, взимаемом на
таможне со стоимости импортных товаров, - от таможенного НДС «упрощенка» не
освобождает (п.2 ст.346.11 Налогового кодекса РФ).
Во-вторых, фирма, перешедшая на
упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели –
плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с «упрощенными»
фирмами значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.
Поясним это на примере.
Пример 1. ООО «Мадис», перешедшее на
упрощенную систему, купило у ЗАО «Фейерверк» партию краски за 120 000 руб. (в
том числе НДС - 20 000 руб.). Затем краска была перепродана ОАО «Петарда» с
торговой наценкой в 25 процентов за 150 000 руб. Эта цена сложилась из:
- покупной стоимости краски без НДС -
100 000 руб.;
- «входного» НДС, который ООО «Мадис»
не может принять к вычету, поскольку освобождено от уплаты этого налога, - 20
000 руб.;
- торговой наценки - 30 000 руб. (120
000 руб. x 25%).
В свою очередь ОАО «Петарда»
реализовало краску с такой же торговой наценкой - 25 процентов. При этом цена
его реализации составила 225 000 руб., в том числе:
- 150 000 руб. - покупная цена краски;
- 37 500 руб. (150 000 руб. x 25%) -
торговая наценка;
- 37 500 руб. ((150 000 руб. + 37 500
руб.) x 20%) - НДС, начисленный на продажную стоимость краски.
В данном случае ОАО «Петарда» должно
уплатить в бюджет НДС в сумме 37 500 руб.
Теперь предположим, что ООО «Мадис»
не работает по «упрощенке» и платит НДС. Тогда «входной» НДС - 20 000 руб. -
принимается к зачету. Цена, по которой краску продали ОАО «Петарда», составляет
150 000 руб., в том числе:
- 100 000 руб. - покупная стоимость
краски без НДС;
- 25 000 руб. (100 000 руб. x 25%) -
торговая наценка;
- 25 000 руб. ((100 000 руб. + 25 000
руб.) x 20%) - НДС, начисленный на продажную стоимость краски.
ОАО «Петарда» приняло к вычету
«входной» НДС (25 000 руб.) и реализовало краску за 187 500 руб., в том числе:
- 125 000 руб. (150 000 - 25 000) -
покупная цена краски без НДС;
- 31 250 руб. (125 000 руб. x 25%) -
торговая наценка;
- 31 250 руб. ((125 0000 руб. + 31
250 руб.) x 20%) - НДС, начисленный на продажную стоимость краски.
В такой ситуации ОАО «Петарда»
продает товар дешевле (187 500 < 225 000), что, безусловно, способствует его
скорейшему сбыту. А, кроме того, платит в бюджет НДС в сумме 6250 руб. (31 250
- 25 000). Это на 31 250 руб. (37 500 - 6250) меньше, чем в том случае, когда
ООО «Мадис» работает по «упрощенке».
Скажем еще о третьей проблеме с НДС.
Она возникает непосредственно в тот момент, когда фирма переходит на
«упрощенку».
Речь пойдет о зачтенном «входном» налоге
по товарам, которые куплены до, а проданы после перехода. Налоговики требуют
этот НДС восстановить и уплатить в бюджет. Точно так же, по мнению налоговых
органов, следует поступать и с «входным» НДС по материалам, переданным в
производство после перехода на «упрощенку», и с налогом, приходящимся на
остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. Довод
налоговиков такой: товары (материалы, основные средства и т.д.) использованы в
деятельности, не облагаемой НДС.
Разумеется, с такими требованиями
можно поспорить. Аргумент состоит в следующем. В Налоговом кодексе РФ нет
указания на то, что фирма, перешедшая на упрощенную систему, обязана уплатить в
бюджет НДС, ранее принятый к вычету. Более того, Кодекс предусматривает лишь
один случай, когда организация, работающая по «упрощенке», обязана уплатить
НДС. Так поступить следует, если покупателю был выставлен счет-фактура с
выделенной в нем суммой налога (п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ).
Кстати, последнее время с такой
аргументацией все чаще соглашаются арбитражные суды. Вот всего лишь один
пример, когда предприятие, не захотевшее восстанавливать «входной» НДС,
одержало победу в споре с налоговиками – Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 19 августа 2003 г. №А56-9429/03[33].
3.2 Пути
совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения
Формирование условий, стимулирующих
предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих
развитию действующих малых предприятий, остается одной из главных задач
государственной политики в отношении малого бизнеса. Исходя из важности для
экономики России развития малого бизнеса можно сказать, что время подтвердило
своевременность введения в Российской Федерации упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности – закон не
новый.
Предполагалось, что упрощенная
система обеспечит два основных преимущества: минимизацию бухгалтерской
документации, так как вместо совокупности бухгалтерских документов, применяемых
для определения финансового состояния предприятия и исчисления налогов, ведется
только Книга учета доходов и расходов. Кроме этого, происходит сокращение числа
налоговых платежей, так как уплата ряда федеральных, региональных и местных
налогов и сборов заменяется уплатой единого налога по результатам хозяйственной
деятельности за отчетный период. Действие упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности распространяется на субъекты предпринимательской
деятельности с численностью работающих до 15 человек независимо от вида
деятельности.
Принято условие, что субъекты малого
предпринимательства смогут переходить на упрощенную форму учета лишь тогда,
если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача
заявления на право применение именно этой системы налогообложения, учета и
отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил
суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного
законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором
произошла подача заявления.
УСН имеет и существенные недостатки:
-
не предоставляет возможности быть
плательщиком НДС. Поэтому налогоплательщики, которые работуют с покупателями и
заказчиками, нуждающимися в продукции, облагаемой НДС, несут очень высокую
налоговую нагрузку, либо вынуждены снижать цены или же отказаться от применения
УСН;
-
доходы и расходы определяются
только кассовым методом. При этом авансы включаются в доходы, что делает очень
невыгодным примененеие УСН организациями, получающими большие суммы авансов на
длительный срок;
-
список расходов ограничен, и в
него не попали многие из тех, которые могут составлять значительные суммы:
коммунальные платежи, бухгалтерские, юридические, консальтинговые услуги и др.;
-
слабая проработка глав 26.2 НК РФ,
нормы которой не содержат ответов на некоторые вопросы. Отдельные положения
иногда противоречивы, неточны и неясны;
-
спорность вопроса в отношении
необходимости при переходе на УСН восстановить и уплатить в бюджет НДС, который
был принят к вычету до перехода на УСН по материалам и товарам, отпущенным в
производство (реализованным) после перехода на УСН;
-
невозможность принять в расходы
убыток, полученный при применении общей системы налогообложения.
Несмотря на указанные недостатки УСН,
которые иногда могут привести к отказу от применения этой системы, она тем не
менее выгодна большому кругу хозяйствующих субъектов и рекомендуется переходить
на нее даже тогда, когда выигрыш от экономии на налогах не является достаточно
очевидным.
Применение упрощенной системы
налогообложения в определенной степени устраняет такой барьер для входа в
предпринимательскую деятельность, как сложная дорогостоящая система
налогообложения, учета и отчетности. Ведь сумма единого налога на доход,
причитающаяся к уплате за отчетный период, либо уплата части стоимости патента
для индивидуальных предпринимателей не является авансовым платежом, а вносится
по истечении отчетного периода.
Упрощенная система важна как
инструмент государственной политики в отношении малого предпринимательства с
точки зрения обеспечения наиболее полного сбора налогов с субъектов малого
бизнеса.
Федеральным законом установлена
возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
определять вместо объектов и ставок налогообложения расчетный порядок
определения единого налога на основе показателей по типичным организациям –
представителям. Такое же право дано в отношении льготного порядка уплаты
единого налога для отдельных категорий плательщиков. Аналогично устанавливается
объект обложения единым налогом, пропорции распределения налоговых платежей
между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом. Субъектам РФ
предоставлено право устанавливать в зависимости от вида деятельности размер
годовой стоимости патента для субъектов упрощенной системы налогообложения, а
также сроки ее уплаты, устанавливать размер штрафа за утерю патента.
Таким образом, наделение
представительных органов субъектов Российской Федерации значительными
полномочиями в части реализации на своих территориях упрощенной системы
налогообложения создает благоприятные условия для учета региональных
особенностей, использования упрощенной системы как действенного механизма
стимулирования приоритетных для того или иного региона видов деятельности,
вовлечения в предпринимательскую деятельность определенных групп населения,
повышения собираемости налогов и сокращения объемов теневой экономики.
В соответствии с Федеральным законом
«Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства» субъектам малого предпринимательства предоставляется право
добровольного перехода на данную систему учета. Позитивным моментом при
переходе индивидуального предпринимателя на уплату единого налога является то,
что предприниматель сможет обстоятельно планировать свои затраты, так как
уплачиваемая годовая стоимость патента является для него фиксированным
платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
Вместе с тем отметим, что ряд
положений Закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства» нуждается в совершенствовании.
Так, нерешенной, на наш взгляд,
остается проблема уплаты НДС предприятиями, имеющими в качестве поставщиков
субъекты малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему.
Несмотря на то, что у субъекта малого
предпринимательства – поставщика, применяющего упрощенную систему
налогообложения, отпускная цена продукции будет ниже вследствие того, что он не
является плательщиком НДС, покупатель – посредник его продукции, произведя
расчет налога, будет вынужден продавать товар конечному потребителю по более
высокой цене, чем покупатель – посредник продукции субъекта малого
предпринимательства – поставщика, работающего по общеустановленной системе
налогообложения. Это происходит из-за того, что покупатель – посредник, покупая
продукцию у предприятия, работающего без НДС, не получает налога на добавленную
стоимость, что несколько повышает себестоимость и конечную цену реализуемого
товара. Разница в ценах может привести к ситуации, когда посредникам становится
невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства.
Аналогичная проблема существует,
например, у общественных организаций инвалидов и индивидуальных
предпринимателей, с которыми по этой же причине посредникам невыгодно работать.
Необходимо отметить, что ситуацию
можно нормализовать, когда субъект малого предпринимательства – юридическое
лицо, работающее по упрощенной системе налогообложения, индивидуальный
предприниматель или организация, освобожденные от начисления НДС на свою
продукцию, осуществляют сотрудничество с такими же юридическими лицами.
Решение проблем может заключаться в
использовании следующих методов. Во-первых, субъект малого предпринимательства,
работающий по упрощенной системе налогообложения и не являющийся плательщиком
НДС, реализуя продукцию, работы, услуги посреднику, может указать величину НДС,
которую он «уплатил» в процессе своего производства. Во-вторых, возможно
введение налога на добавленную стоимость в упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом
уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет
долевое распределение уплачиваемых налога на добавленную стоимость и единого налога
между бюджетами различных уровней. При расчете единого налога из
налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения
двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным
единым налогом на доход.
В соответствии с Законом об
упрощенной системе, региональные законодатели вправе определять объект
налогообложения единым налогом организаций – налогоплательщиков. Выбор
совокупного дохода как объекта налогообложения целесообразен с экономической
точки зрения, так как учитывает структуру затрат организации и относительную
долю добавленной стоимости. Но недостатком показателя совокупного дохода как
налогооблагаемой базы можно признать нечеткость формулировки совокупного дохода
в тексте Закона и возможность ее произвольного толкования в условиях отсутствия
на федеральном уровне нормативного акта, регламентирующего отнесение тех или
иных расходов организации на уменьшение совокупного дохода. Так, при
определении вычетов из совокупного дохода учитывается стоимость оказанных предприятию
услуг. Однако конкретизация видов услуг, стоимость которых вычитается из
налогооблагаемого дохода, отсутствует. Остается неясным, относятся ли к ним
услуги по рекламе, обучению персонала и так далее, которые при обычной системе
налогообложения относят на себестоимость продукции. В этой ситуации возможны
такие решения: во-первых, установление различных налогооблагаемых баз в
зависимости от видов осуществляемой деятельности, что реализовано, например, в
Самарской области, Москве, Московской области; во-вторых, возможно установить
комбинированную базу единого налога с введением минимального размера налога в
виде определенного процента от валовой выручки, что реализовано в Нижегородской
области.
В то же время правила определения
самой валовой выручки для торговых организаций в большинстве регионов
неоднозначны, вследствие чего у торгующих организаций возникают определенные
сложности с уплатой единого налога. Таким образом, целесообразно пересмотреть
порядок определения налогооблагаемой базы для торгующих предприятий -
плательщиков единого налога на доход.
Закон об упрощенной системе
определяет официальный документ, удостоверяющий право применения субъектами
малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности, патент, выдаваемый сроком на один календарный год. При этом в
случае неосуществления налогоплательщиком – предпринимателем деятельности в
определенные периоды времени в течение «оплаченного» года стоимость патента не
пересчитывается и возврату не подлежит. Возможно, следует установить систему
пересчета «незадействованной» суммы патента либо определить возможность выдачи
патента сроком от квартала и выше в течение финансового года.
Закон не устанавливает каких-либо
льгот, предоставив реализовывать социальную функцию налога региональным
законодателям. Индивидуальные предприниматели в случае перехода на упрощенную
систему налогообложения лишаются ряда льгот, предоставляемые подоходным
налогом. При этом Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства» дает право субъектам РФ
устанавливать льготы по уплате единого налога на доход только для отдельных
категорий организаций – налогоплательщиков. Для физических лиц такой льготы
Федеральным законом не установлено. Таким образом, для лиц, пострадавших в
результате аварии на ядерных объектах гражданского и военного назначения,
воинов – интернационалистов и других категорий граждан льготы Федеральным
законом не предусмотрены. Что касается обществ инвалидов, то целесообразнее было
бы установить льготу по уплате единого налога на доход на уровне, определенном
в Федеральном законе, так как именно эта социальная группа является наиболее
незащищенной.
Эксперты, анализировавшие действие
упрощенной системы налогообложения на экономическое положение
налогоплательщиков, выявили закономерность, позволившую сравнить последствия
налогообложения двух систем при изменении уровня рентабельности предприятий.
Результаты свидетельствуют, что при уровне рентабельности менее 40% упрощенная
система налогообложения становится невыгодной; при рентабельности близкой к
нулю она становится убыточной. Более того, даже при отсутствии у организации
прибыли, налог все равно будет взиматься с той части дохода, которой
соответствуют расходы на заработную плату, командировочные расходы, не
относимые, как уже упоминалось выше, при упрощенной системе налогообложения к
затратам и не вычитаемые из валовой выручки. В то же время при уровне
рентабельности выше 40% экономический эффект от перехода на упрощенную систему
налогообложения возрастает с ростом уровня рентабельности. Упрощенная система
невыгодна также для организаций, у которых доля материальных затрат в структуре
себестоимости относительно невелика. Поэтому прежде чем предприятию решать
вопрос о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности,
необходимо провести экономический анализ, учитывающий его конкретные условия
налогообложения, экономические показатели его деятельности и условия
соответствующего рынка.
Как известно, регионам предоставлено
право установления в зависимости от вида деятельности размера годовой стоимости
патента для субъектов упрощенной системы налогообложения, а также сроков ее
уплаты. Радикально вопрос решен в Москве – для организаций авансовый платеж в
виде стоимости патента отсутствует. Это, несомненно, облегчает стартовые
условия для бизнеса, но не побуждает активно вести предпринимательскую
деятельность. Как следствие – большое количество предприятий, перешедших на
упрощенную систему, но не ведущих в течение длительного времени активной
деятельности. Вместе с тем, стоимость патента не должна для большинства
предприятий превышать среднего размера платежей большинства типичных
предприятий с учетом районных особенностей. Устанавливать высокую стоимость
патента может быть целесообразно, если поставлена цель ограничения активности
малого бизнеса в определенных секторах экономики или участия в упрощенной
системе налогообложения достаточно крупных по обороту или финансовым резервам
предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|